Происхождение карт. История Таро. Версии, гипотезы, предположения.
Происхождение карт, как для игры, так и для гадания, к сожалению, вызывает больше вопросов, чем ответов. А история Tarot на сегодняшний момент – это набор множества версий и гипотез, зачастую невероятных и противоречащих друг другу. С уверенностью можно сказать лишь одно, что об истории происхождения карт Таро доподлинно ничего не известно.
Документально первые упоминания о картах и карточных играх появляются лишь в 14 веке. Однако большинство исследователей пришли к заключению, что история Tarot гораздо более древняя, чем принято думать. Учитывая, что в 14 веке карты были широко распространены, а колода уже представляла универсальную, логичную систему с включением архетипических образов, то доводы людей, изучающих историю Таро, в пользу более раннего происхождения карт не лишены оснований.
Предлагаю вашему вниманию замечательную статью о происхождении карт «Таро — шифровка из прошлого» Елена МОДЕНОВА, размещена с разрешения автора.
В последние несколько десятилетий во всем мире наблюдается повышенный интерес к предсказательным системам и практикам, в особенности, к картам Таро. Используемые для гадания карточные символы в течение веков завораживали людские умы и продолжают это делать до сих пор, каждый раз раскрывая свои новые и новые грани…
Их используют для предсказаний и медитаций, покупают для коллекций и игр, с ними работают психологи, к ним обращаются люди разных возрастов, профессий, материального достатка. В Таро есть что-то, вызывающее живой интерес. Обратимся же к их истории, затерянной в глубине веков.
Родина – Древний Египет
Самые ранние документальные свидетельства позволяют предположить, что Таро пришли в Европу из мусульманского мира где-то около 1375 года. Они использовались в Италии в карточной игре, которая носила французское название Les Tarots. Долгое время карты Таро применялись только для игры, и лишь в конце XVIII века с помощью их стали делать предсказания.
Колода Мантеньи. 1465 год
Колода Таро состоит из пятидесяти шести карт, известных как Младшие Арканы, и двадцати двух картинок, получивших название Старших Арканов. Первые письменные упоминания о Старших Арканах появляются лишь после 1445 года, которым датируются самые ранние из дошедших до нас карточных колод.
Хотя придворные и числовые карты Младших Арканов Таро несомненно связаны с игральными картами, которые остаются в ходу и по сей день, всё-таки можно предположить, что сами Таро гораздо старше.
Одна из гипотез гласит, что карты Таро возникли на основе египетских иероглифов, и что во времена фараонов Таро было собранием чеканных фресок на стенах тайного храма, на которых изображались важнейшие оккультные истины.
Популярность «египетской» гипотезы происхождения Таро можно объяснить характерным в Европе для рубежа XVIII—XIX веков интересом к Древнему Египту. Поскольку культура Египта считалась одной из самых древних в мире, то эта теория получила очень широкое распространение.
Наследие Атлантиды
Согласно другой гипотезе, двадцать два Старших Аркана Таро представляют собой шифрованную запись вероучения монашеского ордена тамплиеров. Карты рыцарей-храмовников были предназначены для того, чтобы безопасно передавать знания, не вызывая подозрений у случайных свидетелей.
Также существуют предположения о том, что карты Таро попали в Европу из Азии благодаря цыганам; что их изобрели арабы, а в Европу доставили рыцари-крестоносцы; что Таро были изобретены в Индии и представляли собой древнейший аналог шахмат.
Некоторые исследователи утверждают, что Таро – это наследие Атлантиды и они имеют неземное происхождение. Однако, все эти гипотезы происхождения карт Таро крайне маловероятны и, скорее всего, являются просто красивыми мифами и предположениями.
Авторские колоды Таро
Основной дошедшей до нас старейшей колодой является колода Висконти-Сфорца, названная так по семье ее обладателей: в ней есть традиционные четыре масти и 22 карты Старших Арканов.
Эта колода датируется приблизительно 1450 годом. Она была изготовлена по заказу миланского герцога Висконти. Вообще, все первые колоды Таро рисовали известные художники, поэтому пользоваться такими картами могли только знатные люди.
Также стоит отметить так называемую колоду Мантеньи, созданную примерно в то же время, что и колода Висконти-Сфорца. Колода состоит из 50 карт и не содержит Младших Арканов, поэтому она не подпадает под определение Таро, несмотря на сходство с некоторыми традиционными образами Старших Арканов.
Первое документальное упоминание об авторских колодах Таро относится к концу XIV века. Речь идёт о трёх позолоченных и разнообразно украшенных колодах карт, написанных художником Жакмьеном Григонье для французского короля Карла VI. За основу он взял цыганские карты и продал их королю за 50 су.
В Национальной библиотеке Парижа лежат семнадцать карт, приписываемые Григонье, хотя есть мнение, что они созданы в Венеции в XV веке.
С 1500 года начали появляться печатные колоды Таро, что вызвало волну популярности игры в народе. Многие подлинные исторические колоды Таро были созданы во Франции. И из них наибольшей известностью пользуется «Марсельское Таро», графика которого не изменялась с XVIII века.
В первых колодах 22 Старших Аркана играли роль постоянных козырей (кроме Шута, которым можно было играть вместо любой другой карты). Остальные 56 карт, четыре карточные масти Младших Арканов тогда, похоже, соотносились с четырьмя сословиями: мечи представляли знать, кубки – духовенство, монеты – купцов и горожан, а посохи – крестьян и слуг.
Карты Двора Паж, Рыцарь, Королева и Король условно обозначали четыре ранга аристократии в порядке увеличения власти. В дальнейшем масти назывались по-разному, пока с распространением карточного печатания не утвердились фигуры червей, бубен, пик и треф.
22 буквы иврита
Популярность Таро росла, что способствовало появлению множества эзотериков, имевших собственный взгляд на этот предмет.
Гермес Трисмегист
В XVIII веке представитель французского масонства мыслитель Антуан Кур де Жеблен рассматривал отношение карт Таро к египетской культуре. В ходе обширного оккультного исследования он разработал гипотезу о связи между Таро и так называемой «Книгой Тота». Авторство этой книги приписывают легендарному Гермесу Трисмегисту – древнегреческому алхимику и магу.
В середине XIX века дело Кура де Жеблена продолжил другой французский оккультист, Альфонс Луи Констан (псевдоним Элифас Леви). Он разработал систему интерпретации карт Таро, в том числе и колоду Райдер-Уэйта.
Он же установил связь Таро и Каббалы (старинной еврейской мистико-магической системы), что до сих пор вызывает споры относительно истинных соответствий 22 Старших Арканов и 22 букв иврита, которые, согласно Каббале, являют собой слова, с помощью которых неведомый бог проявлял себя во Вселенной.
Знания о законах мироздания
Следующим выдающимся исследователем и систематизатором Таро был Жан-Батист Альетт (псевдоним Эттейла), современник и ученик Кур де Жеблена. Он не увлекался “философским” аспектом символики Таро, а систематизировал и привёл в порядок систему гадания на картах. Именно он ввел понятие “прямая карта”, “перевернутая карта”, “бланка (сигнификатор)”.
Продолжателем идей Элифаса Леви стал французский врач Жерар Энкоссе (псевдоним Папюс). В 1889 году Папюс издал книгу «Цыганское Таро», ставшую классикой Таро и окончательно сформулировал идею шифрованного карточного ключа для передачи знаний о законах мироздания в доступной и понятной форме.
Иллюстрациями к книге «Цыганское Таро» послужила колода из 22 Старших Арканов швейцарца Освальда Вирта, изданная в том же году. Таким образом, Вирт и Папюс положили начало особой ветви оккультной традиции Таpо.
Древо Жизни
В XX веке картами Таро вплотную занялись оккультисты из ордена “Золотой Зари”. Один из руководителей ордена Артур Эдвард Уэйт выпустил в 1908 году книгу “Ключ к Таро” и вместе с художницей Памелой Колмен-Смит изготовил новую колоду Таро, где Младшие Арканы были иллюстрированы, что облегчило понимание колоды. Благодаря этому новшеству колода Таро Уэйта завоевала весь мир.
Марсельская колода
Огромный вклад в Таро сделал и известный оккультист и мистификатор Алистер Кроули. Во время второй мировой войны он написал свою “Книгу Тота” и изготовил соответствующую колоду Таро. Его книга представляет собой фундаментальный труд, посвящённый символике Таро, а также их каббалистическим и астрологическим соответствиям.
Таро Тота основана на Каббале и отражает структуру Древа Сфирот – Древа Жизни, это эксклюзивная колода Таро, мистические образы которой воплотила художница леди Фрида Харрис.
Итак, история становления современного Таро фактически сложилось из появления двух колод: «Марсельского Таро» и «Таро Райдер-Уэйта». Первую колоду характеризует наличие символических рисунков только на Старших Арканах, вторую же – их наличие и на Старших и на Младших.
В некоторых ранних колодах содержится более семидесяти восьми карт, порядок их следования несколько раз менялся. Все известные колоды прекрасно оформлены, и каждую из них можно считать достойным, хотя и своеобразным произведением искусства. Более того, многие люди покупают карты Таро просто как миниатюрные картины, а не как гадальный инструмент.
Сейчас в мире существует большое разнообразие Таро. Помимо «классики», в последнее время появилось большое число колод, которые направлены на изучение определенных сфер жизни и познания самого себя. Из всего вышеизложенного возникает вопрос: стоит ли людям обращаться за советом к картам Таро?
Конечно, стоит! С их помощью можно заранее продумать, проанализировать любую ситуацию прошлого, настоящего и будущего, что несомненного позволит избежать ошибок и сделать правильные выводы. Таро помогает увидеть пределы тех ограничений, которые мы сами на себя накладываем, и расширить наше восприятие реальности.
И, несмотря на то, что Таро предпочитает хранить свою историю под покровом тайны, у этой уникальной системы, есть своё настоящее и интересное будущее. Именно в наши дни Арканы Таро начинают раскрывать свой истинный потенциал, свою потрясающую способность отражать человеческие эмоции, современную психологию и жизненные ситуации, через которые проходит каждый человек на протяжении всей своей жизни.
Елена МОДЕНОВА, таролог
Источник
Как самому изготовить колоду карт Таро.
В этой статье я хочу рассказать Вам, как сделать свою колоду карт Таро, т.е. как нарисовать свои Арканы Таро. Работа будет состоять из четырёх этапов.
1. Знания символики Таро и классического Таро.
Прежде всего, Вам нужны хорошие знания классических колод, например карт Таро Уэйта. Вначале Вам необходимо освоить символику Старших Арканов Таро. Вы должны понимать значения цветов, символов, знаков, понимать, что означают эти символы на Арканах. Ведь они нарисованы на картах не просто так, ради красоты, а каждый символ несёт в себе определённое значение и как бы заряжает Аркан этим значением.
Например, разноцветный берет на голове Шута, говорит о его любопытстве и открытости новым знаниям, чувствам, эмоциям, опыту, заострённые носы ботинок показывают его нетерпение и стремление вперед. Первосвященник изображен молодым человеком, имеющим в некоторой степени даже женские черты – это говорит о том, что мудрость присуща и мужчинам, и женщинам, и не зависит от возраста, а только от личности человека и от того пути, который он выбрал к вершине Духовных познаний. На Аркане Справедливость над богиней фиолетовый свод храма, на ней фиолетовая одежда – это отражает Высший уровень справедливости. На Аркане Колесо Фортуны в руке Анубиса «ключ жизни» — Анкх (или жезл Меркурия). В этом ключе объединяются крест – символ жизни и круг – символ вечности, вместе же они обозначают вечную жизнь. Его форму можно рассматривать как комбинацию мужских и женских символов, как союз земного и небесного. Анубис тонко чувствует присутствие зла в душах людей. Анубис хорошо знает, что если сердца людей наполнятся светом, то тьма растает и вновь настанет эпоха порядка и справедливости.
Можете прочитать о символике Старших Арканов в моём разделе «Старшие Арканы Таро».
Если Вы хотите изготовить колоду Таро только для себя и планируете делать расклады на ней только себе и никому больше, то можете отступить от классической символики. В этом случае Вам нужно продумать свою собственную символику для Арканов. Каждый Аркан Таро должен ассоциироваться у Вас с чем-то, с какой-то ситуацией, предметами, цветами и т.д. Например, Аркан Отшельник у Вас ассоциируется с Вашим периодом одиночества и получения Вами информации и, вспоминая себя в то время (когда было в Вашей жизни действие этого Аркана), Вы видите себя сидя за компьютером, заваленного книгами и тетрадями. Значит, Вы можете смело изобразить данную ситуацию на Аркане Отшельник. И так рассмотреть и продумать каждый Старший Аркан.
Младшие Арканы Таро, на Ваше усмотрение, Вы можете заимствовать из колоды Уэйта, т.к. это классический вариант сюжетных Младших Арканов, очень понятный и доступный в толковании. Можете придумать и нарисовать сюжеты сами, также продумывая символику каждого Аркана. Если Вам захочется, то Младшие Арканы можно сделать не сюжетными, т.е. например, пятёрка Денариев – на карте изображено 5 монет.
2. Процесс рисования.
Художественный талант. После того, как Вы разберётесь с символикой Арканов и поймёте, что Вы хотите передать на своих Арканах Таро, можете приступать к работе.
Конечно, будет просто замечательно, если Вы обладаете художественным талантом, и чем лучше Вы умеете рисовать, тем лучше для дела! Но даже если Вы рисовать умеете не слишком хорошо, но готовы постараться, то можете попробовать реализовать Вашу идею – собственную колоду Таро, тем более что у меня есть небольшие секретики для Вас, но об этом позже!
Итак, приступая к работе, Вы должны быть в хорошем расположении духа! Вам нужно настроиться на тот Аркан, который Вы собираетесь рисовать! Это самая важная часть работы! Так как, рисуя Аркан, Вы будете вкладывать в него определённую энергию. И если Вы, в этот момент, думаете совершенно о другом, о бытовых проблемах или о чём-то не относящемся к данному Аркану, то эффект будет не тот, карты не будут изначально заряжены.
Перед тем, как приступить к рисованию Аркана, почитайте о нём, помедитируйте на него, чётко поймите, что Вы хотите передать.
Рисуя Аркан, проговаривайте про себя или вслух символизм и настроение персонажей. Например, рисуя Отшельника, говорите: «Он задумчивый, он в поиске, он ищет мудрости, он замкнутый человек, дорогу осилит идущий…», рисуя его лампу, говорите: «Этот свет освещает его путь, этот свет – это его мудрость. Огонь – символ знаний, которые надо использовать, чтобы освещать дорогу исканий» и т.д. Т.е. говорите то, что Вы хотите вложить в персонаж и в символы Аркана.
Если Вы находитесь в плохом настроении, то лучше не беритесь за работу. Пусть Вы потратите больше времени, но зато результат будет лучше! Не рисуйте больше одного Аркана в день. По Вашему усмотрению, можете учитывать Лунные сутки – в позитивные дни рисовать положительные Арканы, а в негативные можете нарисовать Дьявола, Луну. Солнце можете нарисовать в солнечный день, а Луну ночью, Звезду на рассвете и т.д. А лучше всего слушайте себя, как подсказывает Вам Ваша интуиция!
Также продумайте крап для своих карт, т.е. обратную сторону картинки. Лучше выбрать не слишком пёстрый и неяркий крап, зелёного, синего или фиолетового цвета. Данные цвета приятны для глаз. Зелёный – символ любви, сердечной чакры Анахата, синий – символ знаний, чакры третьего глаза Аджна, фиолетовый – символ Высших знаний, чакры Сахасрара – наивысшей чакры над темечком. Цвет должен быть приятен глазу и настраивать на расслабление. Очень нежелателен красный цвет, т.к. это цвет активности, а Вам при раскладах нужно чтобы хорошо работала интуиция! Картинок на крапе тоже избегайте, т.к. любая картинка – это тоже символ чего-либо. Картинки нежелательны ещё потому, что при раскладах, Вы не должны понимать, когда Аркан находится лицевой частью вниз, в прямом он или в перевёрнутом положении, а картинка на крапе, которая имеет несимметричную форму, может выдавать положение Аркана.
3. Обработка Арканов.
После того, как Вы нарисуете Ваши Арканы, желательно придать им эстетический вид. Для этого Вам нужно через сканер загнать Ваши рисунки в компьютер.
Далее секретик, о котором я говорила выше! Просто замечательно если Вы умеете работать в программе Adobe Photoshop. С её помощью Вы сможете сделать дополнительные эффекты, краски и цвета сделать ярче, убрать некоторый дефекты, которые получились при рисовании. И что самое главное, если Вы не такой уж великий художник,как и я :), с помощью данной программы Вы можете сделать симпатичнее лица Ваших персонажей и придать объём их телам, или заменить некоторые изображения (как на моём Аркане Шут крокодила «доброго рваного ботинка» я заменила на действительно злого крокодила)!
Также удобство программы Adobe Photoshop ещё в том, что Вы можете нарисовать ваши Арканы на больших альбомных листах, а затем с помощью программы уменьшить их до нужного размера.
Вот пример арканов «Волшебное Таро», которые, были нарисованы мной — как было до обработки и после обработки в программе Adobe Photoshop.
Источник