ПЕЧЕНЬ И ГАРУСПИКИ
ПЕЧЕНЬ И ГАРУСПИКИ
Одной из важнейших сторон религиозной жизни этрусков было гадание по внутренностям жертвенных животных. Античные авторы называют такие гадания характерной чертой этрусских религиозных представлений. Неоднократно описывалась практика гадания жрецами-гаруспиками по печени животного. И вот при раскопках в Пьяченце была сделана уникальная находка — бронзовая модель печени овцы (рис. 19). Это небольшое бронзовое изделие относится к весьма поздней эпохе, поскольку оно датируется приблизительно 100 г. до н. э., и найдено в регионе, который не считался этрусским: быть может, оно было привезено римлянином или этрусским гаруспиком, служившим римлянам. Римская Плацентия (современная Пьяченца) была основана в 218 г. до н. э. как колония, позволявшая Риму контролировать Цизальпинскую Галлию.
Известно, что гаруспики, профессиональные гадатели по внутренностям животных, как правило, сопровождали крупнейших политических деятелей в Риме: Марий, будучи в Африке во время Югуртинской войны, встретил гаруспика, который предрек ему блестящее будущее — еще одно доказательство того, что некоторые этруски находились в этой части Африки. Межевые столбы, обнаруженные в долине Вади-Милиане, дали нам археологическое доказательство этого факта. Несколько лет спустя, в 89 г. до н. э., соперник Мария, Сулла, по советам гаруспика Кая Постумия дает галлам битву при Ноле и одерживает победу. Следует сказать, что удачливый Сулла не жаловался на предсказания гаруспиков: по сообщению Плутарха, в 83 г. до н. э. в Таренте на печени жертвенного животного, закланного в его присутствии, были обнаружены лавры, гарантия всяческих побед! Ну а у Цезаря на службе был, если можно так выразиться, гаруспик-аристократ из рода Спуринна. Пользуясь случаем, еще раз вернемся к этой известной семье из Тарквиниев: гаруспик Спуринна предупреждал Цезаря о грозящей ему опасности в мартовские иды 44 г. до н. э., и если бы диктатор слушал его полезные советы, то уберег бы свою жизнь.
Вернемся же к печени из Плацентия. Этот образец овечьей печени, точный в анатомическом плане, был покрыт с одной стороны гравировкой из сорока секторов, в каждом из которых было написано имя одного или нескольких божеств. По краям модели печени с этой стороны идет окантовка, разделенная на 16 частей, и это число не случайно: нам известно, благодаря латинским источникам, что небо у этрусков было поделено на шестнадцать частей, каждая из которых принадлежала одному божеству; восточные части были благоприятными, а западные — неблагоприятными. На другой стороне модели на обеих долях были начертаны имена двух богов: правая часть была посвящена Усилу, Солнцу, а левая — Тиуру, Луне. Таким образом, этот сакральный предмет представляет собой некую «модель мироздания».
На правой части печени из Плацентия можно трижды прочесть имя Тина (Юпитера) и один раз имя Уни (Юноны). Зато в той части модели, которая соответствовала северной и западной зонам небосвода располагались зловредные божества и можно отметить, например, что в наиболее древних тумулусах Цере первое погребение всегда располагалось именно в этой части и в этом направлении.
Итак, после того как гаруспик извлек печень жертвенного животного, он мог в подробностях изучить ее. Та или иная аномалия или особенность, обнаруженная в той или иной части печени, заставляла его обратиться к определенному божеству, чтобы успокоить его, прежде чем его немилость отразится на городе. Известно, что мирные отношения с богами (pax deorum по-латински) были основным элементом взаимоотношений между людьми и богами в Античности.
Таким образом, находка из Плацентия может считаться чем-то вроде «учебного пособия» или «хирургического атласа» для практикующих гаруспиков. Необходимо отметить, что это бронзовое изделие — не единственная известная нам модель печени в античном мире. В Фалериях, близких этрускам благодаря многочисленным торговым связям, где располагались известные святилища, была обнаружена печень из терракоты без каких бы то ни было надписей. Ее можно сравнить с многочисленными экземплярами II тыс. до н. э., найденными на Ближнем Востоке. Это, в частности, подтверждает версию об азиатском происхождении этрусков. В любом случае, сходство в религиозной, а значит, консервативной сфере между этрусками и жителями древнего Ближнего Востока нельзя оставить без внимания.
Известно несколько этрусских изображений гаруспиков, осуществляющих гадание по печени. Наиболее известным в этом отношении стало зеркало с гравировкой из Вульчи (рис. 21), датируемое V в. до н. э., хранящееся в Григорианском музее Ватикана: персонаж странным образом изображен с крыльями, которые отлично вписываются в округлую форму зеркала, он носит имя известного греческого гадателя Калхаса (хотя имя написано по-этрусски). Гадатель делает предсказание, вблизи рассматривая печень, которую держит в левой руке; другие внутренности, лежащие на столе, указывают на то, что животное (овца, без всякого сомнения) было принесено в жертву совсем недавно. В Ватикане хранится бронзовая статуэтка гаруспика II в. до н. э., показывающая традиционное одеяние этих жрецов: высокий колпак, накидка и огромная фибула с изгибом в форме дельфина.
Нам известно этрусское название гаруспиков — «haru». Хоть мы уже и отмечали, что поздние двуязычные этрусско-латинские надписи не дали нам много сведений, все же есть один источник, датируемый около 50 г. до н. э., обнаруженный в Песаро на Адриатике, который следует рассмотреть подробнее. Речь идет об эпитафии некоего Кафация, сына Луция, который называет себя по-латински «haruspex fulguriator» и по-этрусски — «netsvis trutnvt frontac». Вероятно, перед нами этрусский гаруспик, который был изгнан со своей родины.
Слово, обозначающее гаруспика, присутствует на одном из красивейших саркофагов Тарквиниев в гробнице Магистрата. На крышке саркофага изображена фигура мужчины с венком на голове. Фигура изображена полулежа, как часто бывает на этрусских саркофагах, с развернутым свитком в руках. Напомним, что эти так называемые «льняные книги» («libri lintei»), как их впоследствии называли в Риме, фигурируют на нескольких изображениях в Этрурии, и по внешнему виду их иногда путают с подушками. Во всяком случае, на свитке нашего величественного магистрата, звали которого Ларис Пуленас, различают девять линий, которые весьма нелегко расшифровать, но в самом начале весьма четко читается выражение «ancn zich nethsrac». Первое слово является указательным местоимением, второе, которое мы уже встречали на Кортонской табличке, означает «текст», и третье слово образовано от той же основы, что и «netsvis». Итак, мы читаем выражение «этот текст гаруспика». Как справедливо указано в эпитафии, Ларис Пуленас сообщает нам о своей деятельности и в том числе в религиозных общинах, связанных с Вакхом, что подводит нас вплотную к скандалу с Вакханалиями 186 г. до н. э.
Читайте также
Печень, великий проигравший
Печень, великий проигравший В сложившейся конфигурации метафор имелся и «проигравший». Уже у римлян архаичное гадание на печени всегда воспринималось как «чужое». В Средние века, когда христианство отвергло языческое гадание в любых формах (уже говорилось о толковании
Гаруспики
Гаруспики Постановление сената от И века до н. э. как раз и должно было бороться с безразличием к национальным традициям, которое охватило поверженных лукумонов, «дабы столь великое искусство не превратилось из религиозного учения в ремесло из-за низкого положения тех,
Источник
Гаруспекс — Haruspex
В религии древнего Рима , гаруспик (множественное число haruspices , называемый также aruspex ) был человеком , обученный на практику формы гадания называется haruspicy ( haruspicina ), осмотр внутренностей ( EXTA -hence также extispicy ( extispicium )) из умерщвляла животные , особенно печень принесенных в жертву овец и домашней птицы . Чтение предзнаменований конкретно по печени также известно под греческим термином гепатоскопия (также гепатомантия ).
Римская концепция напрямую восходит к этрусской религии как одной из трех ветвей дисциплины этрусков . Такие методы продолжали использоваться и в средние века , особенно среди христианских отступников и язычников, причем Томас Бекет, по- видимому, консультировался как с гаруспексом, так и с хиромантом перед королевской экспедицией против Бретани .
Латинские термины haruspex и haruspicina происходят от архаического слова haru = «внутренности, кишечник» (родственное от hernia = «выступающие внутренности» и hira = «пустой кишечник»; ПИРОГ * er- ) и от корня spec- = «к смотреть, наблюдать «. Греческое ἡπατοσκοπία hēpatoskōpia происходит от hēpar = «печень» и skop- = «исследовать».
СОДЕРЖАНИЕ
Древний Ближний Восток
Распространение гепатоскопии — один из ярких примеров культурных контактов в период ориентализации. Должно быть, это был случай взаимопонимания между Востоком и Западом на относительно высоком техническом уровне. Мобильность харизматов мигрантов является естественной предпосылкой для этого распространения, международной роли востребованных специалистов, которые в своем искусстве, тем не менее, были связаны со своими отцами-учителями. Мы не можем ожидать найти много археологически идентифицируемых следов таких людей, кроме некоторых исключительных случаев.
Вавилоняне славились гепатоскопией. Эта практика упоминается в Книге Иезекииля 21:26:
Ибо царь Вавилонский стоит на разветвлении пути, во главе двух путей, чтобы использовать гадание; он сдвигает стрелку туда и обратно, он inquireth из терафимов, он вникнет в печени.
В текстах библиотеки Ниневии упоминается более десятка терминов, связанных с печенью. Печень считалась источником крови и, следовательно, основой самой жизни. Исходя из этого верования, вавилоняне думали, что они могут узнать волю богов, исследуя печень тщательно отобранных овец. Священник, известный как барр, был специально обучен толкованию «знаков» печени, и вавилонские ученые составили монументальный сборник предзнаменований, названный Bārûtu . Печень была разделена на части, каждая из которых представляла отдельное божество.
Одна вавилонская глиняная модель овечьей печени, датированная периодом между 1900 и 1600 годами до нашей эры, хранится в Британском музее . Модель использовалась для гадания, что было важно для месопотамской медицины. Эту практику проводили священники и провидцы, которые искали знаки в звездах или в органах принесенных в жертву животных, чтобы рассказать им о болезни пациента. В отверстия в глиняной табличке помещали деревянные колышки, чтобы зафиксировать особенности, обнаруженные в печени принесенного в жертву животного. Затем провидец использовал эти особенности, чтобы предсказать течение болезни пациента.
Haruspicy был частью более крупного исследования органов ради гадания, называемого extispicy , уделяя особое внимание расположению органов и их форме. Существует множество свидетельств того, что разные народы использовали печень и селезенку различных домашних и диких животных для прогнозирования погоды. В северных странах есть сотни древних архитектурных объектов, лабиринтов из булыжника, которые считаются моделью кишечника жертвенного животного, то есть толстой кишки жвачных животных.
Ассиро-вавилонская традиция также была принята в хеттской религии . По крайней мере, тридцать шесть моделей печени были раскопаны в Хаттусе . Большинство из них написаны на аккадском языке, но несколько примеров также имеют надписи на родном хеттском языке , что указывает на принятие гаруспици как части местного народного культа.
Haruspicy в Древней Греции
Гадание, называемое гаруспицией, также практиковалось в Древней Греции. На нескольких греческих вазах изображены гадания на печени.
Haruspicy в Древней Италии
Римские гаруспици были формой общения с богами. Вместо того, чтобы строго предсказывать будущие события, эта форма римского гадания позволяла людям различать отношения богов и реагировать таким образом, чтобы поддерживать гармонию между человеческим и божественным мирами ( pax deorum ). Прежде чем предпринимать важные действия, особенно в битвах, римляне приносили в жертву животных, чтобы узнать волю богов в соответствии с информацией, полученной при чтении внутренностей животных. Внутренности (в первую очередь печень, но также легкие и сердце) содержали большое количество знаков, указывающих на одобрение или неодобрение богов. Эти признаки можно интерпретировать по внешнему виду органов, например, если печень была «гладкой, блестящей и полной» или «грубой и сморщенной».
Haruspicy в Древней Италии произошел от этрусков. Текстовое свидетельство этрусских гаданий происходит из этрусской надписи: в эпитафии священника Лариса Пуленаса (250–200 до н. Э.) Упоминается книга, которую он написал о гаруспиции. Сборник священных текстов под названием Etrusca disciplina , написанный на этрусском языке, по сути, был руководством по различным формам гадания, включая гаруспици и предсказание . Кроме того, на ряде археологических артефактов изображены этрусские гаруспики. К ним относятся бронзовое зеркало с изображением гаруспика, одетого в одежду этрусского священника, держащего печень, в то время как толпа собирается рядом с ним. Еще один значительный артефакт, относящийся к гаруспице в Древней Италии, — это печень Пьяченцы . Эта бронзовая модель овечьей печени была случайно найдена фермером в 1877 году. Имена богов выгравированы на поверхности и разделены на разные части. Артефакты, изображающие гаруспици, существуют также из древнеримского мира, например, каменные рельефы, расположенные на Форуме Траяна .
Источник
Гаруспики – гадатели по внутренастям
Гадание гаруспиков по внутренностям животных
Языческое жертвоприношение было торжественным событием. В жертву богу приносились быки, бараны, козлы или птицы. Выбор жертвы зависел от богатства жертвователя, а также от дела, которое тот хотел «уладить» с помощью Богов. В ритуалах были задействованы как жрецы, так и сам жертвователь. Это обеспечивало привлечение внимания всех участников дела, о благополучном разрешении которого просили Бога. Внутренности и жир убитого животного сжигали, а мясо отдавали жертвователю. Внутренности забитой жертвы начали изучать, пытаясь узнать исход дела. Особенно преуспели в этом искусстве этрусские гадатели — гаруспики.
В основе гадания гаруспиков лежал тот же метод, который ввёл во врачебное дело Гиппократ. Он учил: нужно подробно записывать все проявления болезни, какое лечение было применено и что из этого вышло. После череды проб и ошибок корпорация врачей накопила богатый врачебный опыт.
Античная медицина вышла на уровень, которого европейская медицина достигла лишь в XVIII веке. Гаруспики тоже записывали обстоятельства жертвоприношения, дело жертвователя, состояние внутренних органов после забития жертвы (оно зависело от состояния психики животного в момент забоя) и как это дело разрешилось.
Гаруспики, как и врачи, были закрытой корпорацией, внутри которой передавались эти записи. Более того, когда в эпоху Возрождения восстанавливались античные знания, гаданием по внутренностям занимались именно врачи. Не все, но некоторые из них. Например, этим прославился врач Екатерины Медичи Амбруаз Парэ. Жертвоприношения в Париже XVI века были запрещены, поэтому Парэ гадал на внутренностях казнённых преступников.
Поскольку по органам жертвы определяли в первую очередь её психическое состояние во время ритуалов обращения к богу, следовало выполнить два условия. Во-первых, жертва должна быть спокойна. Если она испытает волнение, отчего расширится печень, — то только под влиянием психических сил. И второе — органы жертв должны быть стандартизированы. Когда органы животных существенно отличаются, никакая систематизация знаний гаруспиков невозможна. По этой причине жертвенных животных разводили при храмах. Это гарантировало здоровье и близкое родство особей. Знатный человек, желавший принести жертву на дому, покупал для неё животное в храме. Это было вызвано тем, что приглашение гаруспика для гадания по внутренностям забитой жертвы считалось обязательным элементом жертвоприношения. Люди заранее хотели знать результат.
Источник