Как называется гадание по птицам

Гадание по полету птиц

Древние предсказывали будущее по полету орлов и коршунов или по крикам ворон, сов, петухов. Мы тоже можем кое-что почерпнуть из этой науки.

Гадание по полету птиц было известно издавна. Пернатые у разных народов символизировали душу, являлись как посланцы богов (видимо, из-за близости к небу) или их перевоплощение, чтобы поведать людям свою волю. Святой Матвей именно так понял язык голубя — Святого Духа, прилетевшего к нему, и написал одно из Евангелий Нового Завета.

Гадание по полету птиц называется «ауспиции». А жрецы, толковавшие волю богов таким образом (а еще по молнии и другим небесным явлениям), в Древнем Риме именовались авгурами и были весьма почитаемыми людьми.

В Древней Греции тоже практиковали подобный способ предсказаний. Например, в поэме Гомера «Илиада» в 700 году до н. э. этот ритуал описан следующим образом: за полетом птиц нужно наблюдать, стоя лицом к северу. Если пернатые прилетят справа, с востока (особенно орел или сокол), то предзнаменование благоприятно, если слева — то наоборот. Иногда сам факт появления какой-то птицы уже был хорошим знаком. Например, афиняне считали, что сова всегда сулит удачу. Арабы также практиковали гадание по направлению полета птиц. Но более конкретных сведений об этом нет, поскольку в дальнейшем мусульмане стали отрицать любые виды гаданий. У древних этрусков был распространен ритуал предсказаний по внутренностям жертвенных животных и птиц.

Чаще всего ауспиции в Риме использовали в особых случаях — когда планировалось вступление в брак высокопоставленных лиц, закладка храмов или общественных зданий. И в обязательном порядке — перед серьезными битвами. Их проводили несколько жрецов, служивших разным богам. Предсказатели делились на авгуров — для разбора полетов и пения птиц, гаруспиков, читающих по их внутренностям,, и фулгаторов—толкователей грома и молнии…

Как правило, птицами, несущими знамения, признавались орлы и грифы. Могли рассматриваться также совы, вороны и куры (причем учитывались не только характер их полета, но и издаваемые ими звуки). Последние, кстати говоря, были дурными вестниками. Важнейшим аспектом считалось направление, откуда появилась птица (или донеслось ее пение). Юг и восток считались положительными, а север и запад — отрицательными направлениями.

С течением времени тайные знания постепенно утратились и нередко авгуры становились лишь формальными участниками действа. И. осознавая нелепость происходящего. не могли смотреть друг на друга без улыбки во время ритуала предсказаний. Возникла даже поговорка: «Если авгур видит авгура, они не могут сдержать улыбки». Кстати, именно отсюда произошло выражение, вошедшее в современный обиход, «улыбка авгура» — усмешка, которой обмениваются между собой люди, совместно, по сговору обманывающие других. А также ироничная фраза «Птичка на хвосте принесла».

Гадание по полету птиц в наше время существует в некоторых формах у народов, сохранивших родопле-менной строй и живущих в тесной связи с природой. У всех оно выглядит по-разному. Большинство таких гаданий построено на наблюдении за полетом тотемных птиц — как правило, ястребов и ворон.

А как же можно гадать по полету пернатых нам? Жители мегаполиса, как правило, видят в пределах города в основном воробьев, голубей и ворон, в парке встречаются и другие птицы. Но и там нам чаще всего не хватает небесного простора для наблюдения за птичьим полетом. Его, конечно, лучше рассматривать как предзнаменование, а не как конкретное предсказание. Характер знака соответствует характеру птицы. Остановимся на тех пернатых, которые чаще всего встречаются в окрестностях.

Воробьи — птички маленькие, шумные, шустрые, могут указывать на незначительность. поверхностность и скоротечность происходящих событий.

Голуби — довольно крупные птахи, всегда символизировали мир, духовность и любовь. Являются важным предзнаменованием чего-то хорошего, долговечного и серьезного.

Вороны — птицы умные, но могут быть опасными, злопамятными. Существует поверье, что они обитают там, где много нечистой или темной энергии. В различных мифологиях они связаны с подземным царством. На Руси издавна считалось, что птица (особенно если это ворона), случайно влетевшая через окно в комнату, приносит несчастье. Поэтому она является предзнаменованием чего-то недоброго.

Читайте также:  Яндекс дзен белое гадание

Итак, приступаем к ритуалу. Для начала формулируем вопрос. Он может звучать примерно так: «Правильно ли я действую?», «Справедлива ли с точки зрения высших сил ситуация, в которой я нахожусь?», «Одобряет ли космос, природа, пространство то, что мною задумано?», «Будет ли это воплощено?». После чего надо четко ограничить время и место, которое мы отведем для наблюдения за полетом или поведением птиц. Затем определяем стороны света. Восток — здесь восходят Солнце и Луна, а значит, все зарождается, развивается. Юг — символ полного расцвета, раскрытия, избытка света, тепла и энергии. Запад — место заката, уменьшения света, увядания. Север — точка холода, темноты, застывания и замирания всех жизненных процессов.

Теперь ждем ответа на заданный вопрос. Если в определенное вами время птицы прилетят с востока или юга и это будут воробьи, а лучше голуби, предзнаменование является самым лучшим; с запада или севера — значит, сейчас неблагоприятный период для маленьких (воробьи) и больших (голуби) побед. Если с этих сторон прибудут вороны, то неудачи отступят хотя бы на время. Если вороны появятся с юга или востока, это плохой знак. Если птицы кружат над вами настойчиво и долго — это показатель важности тех событий, о которых вы думаете в данный момент, их влияния на ваше будущее. Пернатые, летящие навстречу или наперекрест друг другу, указывают на противоречивость событий в вашей жизни. Но если путь голубей, появившихся с востока, пересекается с путем ворон, летящих с запада, это означает, что большая удача будет сопровождаться значительными препятствиями на пути к ней.

Воробей или голубь, готовый опуститься на руку или плечо вопрошающего. указывает на благосклонность светлых сил к этому человеку. Ворон — на особое отношение к нему темных сил. Тогда как голубь или ворона, севшая на голову гадающему, — знак того, что человек становится как бы проводником соответствующих сил, выполняя светлую или темную миссию. Но только если это произошло во время гадания.

В других ситуациях не стоит обращать на этот знак особого внимания. Удачного вам гадания!

Источник

Гаруспиция

Предсказание будущего по внутренностям животных. Ее подвидами были гиеромантия (гадание по принесенной жертве) и гиероскопия, когда имели дело с наблюдением за предметами древних жертвоприношений и получением из них пророческих выводов. Существовали правила для определения значения известного рода конвульсий, агонии, состояния крови, печени, внутренностей. Отсюда “гаруспики” — древнеримские жрецы, прорицатели.

В древнеримской республике гаруспики были исключительно этрусского происхождения (родом из Этрурии), где, кроме гаданий по внутренностям жертвенных животных, занимались толкованием молний и других чрезвычайных явлений. Поэтому гаруспицию даже называли «этрусской наукой».В Риме, где уже действовала государственная коллегия авгуров, на долю гаруспиков осталось преимущественно первое из этих гаданий.

При императоре Клавдии жертвогадатели составляли уже многочисленную коллегию в шестьдесят человек и имели во главе своего магистра (magister publicus). Действовали они долгое время и при христианских императорах.

Они упоминаются даже во времена императора Гонория (419 год н. э.).

Порядок гадания

При гадании важнейшими внутренностями считались (как и у греков) печень, желчь, легкие и сердце.

Вот как гаруспики объясняли знамения, которые представляли собой внутренности (exta) жертвенных животных. Их исследованию подвергались селезенка, желудок, почки, сердце, легкие и печень. Относительно правил толкования, относящихся к трем первым органам, осталось мало свидетельств. Что касается сердца, вследствие того, что его внешний вид менее подвержен случайным изменениям, оно мало останавливало на себе внимание гаруспиков. Считалось хорошим знамением, если на кончике сердца замечается некоторое ожирение. Отсутствие этого органа считалось чудом. Легкие, вследствие того, что их внешний вид чаще подвергается изменению, заслуживал более внимания; если оно оказывалось как бы расколотым, то следовало отложить всякое предприятие. Но самое существенное значение имело исследование печени.

Читайте также:  Гадание любит ли меня мужчина по имени олег

Одна сторона печени имела отношение к вопрошающему (pars familiaris), другая — к судьбе его врагов (pars hostilis). Развитие этой последней, богатство сосудов в этой части печени было, следовательно, дурным знаком. Так же были распределены и щели, которые разделяют печень на доли: была щель «дружественная» и щель «враждебная». Чем тоньше и изящнее была линия щели, тем более благоприятным знаком считалось это для вопрошающего или его врагов. Само собой разумеется, что щель, неправильно идущая или необыкновенная, считалась дурным знаком.

Выступающие концы печени (fibrae) представляли собой части, наиболее обильные знамениями, особенно та, которая называлась головкой печени — выпуклость на краю правой доли. Отсутствие этой выпуклости означало смерть; удвоение ее — борьбу двух сил, следовательно, раздоры; если она была как бы расколота щелью, то это предвещало переворот и изменение во всем строе жизни, что могло быть и хорошим и дурным знаком, смотря по обстоятельствам. Нередки были и чудесные случаи, что еще более осложняло анатомическое исследование гаруспиков. Попадалась двойная печень или с двойной оболочкой, что знаменовало силу и благополучие. Наконец, гаруспики изучали и расположение кровеносных сосудов. Это производилось во время варки внутренностей, которые сортировались согласно требованию ритуала, смешивались с кусками известных частей мяса, пересыпались мукой с солью и сжигались на алтаре. Это называлось «подношением внутренностей» (exta porricere).

Печень делили на две стороны: «дружественную» (familiaris) и «враждебную» (hostilis) — этим особенно интересовались на войне. Главное внимание обращали на мочки печени, особенно на так называемую их головку (caput). Отсутствие этой «головки» означало неудачу и несчастье, если она была разделена надвое — разрыв и вражду. Когда недоставало куска или обнаруживалась рана или порез (fissum, limes) между мочками, следовало ожидать перемены или переворота в прежнем положении. Если замечался какой-нибудь порок в легких, надо было отложить предпринятое дело, но самым большим несчастьем грозило полное отсутствие сердца (думали, что итак бывает). Во время торжественных жертвоприношений, если жертвой было рогатое животное, его внутренности сначала варились, а потом подвергались сожжению. Если при этом печень разваривалась так, что распадалась на части, то это было таким же дурным знаком, как и полное отсутствие этого органа.

В связи с очень большой распространенностью этого вида гадания у древних, возникает вопрос, отчего у них могла возникнуть мысль производить подобные действия? Отчего именно рассматривались внутренности животного? Тут надо вспомнить, что для древнего человека при его непрерывных переселениях самым важным фактором было, конечно, плодородие и здоровье той местности, куда он переселялся, а эти вещи весьма легко узнаются по состоянию внутренностей и особенно по печени животных, которые живут в таких местах. Этот древнейший метод гадания и в наше время, богатое экологическими катастрофами, становится весьма актуальным.

Кроме того, после понтификов жертвогадатели были главными заклинателями необычных чудесных явлений (procurare prodigia).

Вера в знания этих гадателей в древности была всеобщей. И хотя во времена Цицерона в среде образованных людей она уже значительно ослабела, тем не менее полководцы и впоследствии императоры пользовались на войне их предсказаниями.

У халдеев и ассирийцев осел был предметом налога, и предсказания производились по его внутренностям, если он предназначался в жертву какому-нибудь божеству. Вот, что говорится по этому поводу в Священном тексте:
«Если внутренности осла имеют отметки с правой стороны, (будет) наводнение».
«Если внутренности его черны и искривлены справа — боги даруют увеличение земли Царя».
«Если внутреннности черны и искривлены слева — боги не даруют увеличения земли Царю».
«Если внутренности справа искривлены (обезображены) и цвета черно-голубого — вопли (плач) постигнут земли Царя».
«Если внутренности слева искривлены и цвета черно-голубого — вопли и плач не посетят землю Царя».

Читайте также:  Полное толкование карт при гадании

Подвидами гаруспиции были гиеромантия (гадание по принесенной жертве) и гиероскопия, когда имели дело с наблюдением за предметами древних жертвоприношений и получением из них пророческих выводов. Существовали правила для определения значения известного рода конвульсий, агонии, состояния крови, печени, внутренностей. Отсюда «гаруспики» — этрусские жрецы, прорицатели. гаруспицию называли «этрусской наукой».

Источник

Ауспиции

Гадание по полету и крику птиц было делом особых гадателей — авгуров, у древних римлян, составляло право высших сановников. под этим названием существовали и обширные руководства. Число птиц, которые при этом подвергались наблюдению было весьма незначительно; но в то же время любая птица могла служить непредвиденным знамением, и некоторые из них всегда являлись зловещими.
Правила проведения ауспиций.

Ауспиции подразделялись на такие, которые непосредственно при известных церемониях и в известных формулах испрашивались у божества, и на такие, в которых последнее по собственному желанию выражало свою волю. В последнем случае влияние ауспиций было очень сильно. Они могли остановить народное собрание, отложить его до другого дня и даже отменять его решения, объявив, что ауспиции были неблагоприятны.

В частности, ауспиции разделялись на 5 классов:

  1. небесные явления, как гром и молния; при этом обращалось внимание на место возникновения молнии — если налево от наблюдателя, обращенного лицом к югу, то предзнаменование считалось счастливым; если же направо, то — неблагоприятным;
  2. крик и полет птиц. Одни из птиц возвещали тот или другой исход дел направлением своего полета, другие — своим криком или пением. К последним относились ворон, ворона, ночная сова и др.; к первым — один вид соколов, орел и коршун. Ворона, каркающая с левой стороны, а ворон — с правой — возвещали удачу;
  3. клевание или неклевание зерен птицами. Первое возвещало счастье, второе — несчастье. Этот род гадания особенно практиковался на войне, вследствие чего войско сопровождал всегда Pullarius с целым фургоном кур. Кроме этих трех ауспиций, были еще
  4. приметы по четвероногим животным и
  5. по каким-нибудь необыкновенным происшествиям и несчастным случаям. Так, напр., всякое народное собрание должно было немедленно расходиться, если кто-нибудь из присутствовавших подвергся припадку падучей.

И в военное, и в мирное время не предпринималось ничего важного без предварительного испрашивания ауспиций. Даже в эпоху Цицерона, когда вера в старых богов, особенно в высших классах, уже значительно пошатнулась и магистраты, которые заведовали этими гаданиями, смотрели на них лишь как на докучные формальности, ауспиции все еще служили важным средством, по крайней мере, для достижения политических целей, и вследствие этого и коллегия авгуров, обладавшая этим знанием, пользовалась большим уважением.

Официальные ауспиции устраивались только должностными лицами, авгуры при этом служили лишь посредниками-специалистами. Роль их заключалась главным образом в том, что они для наблюдения примет должны были очертить «templum», т. е. узкое пространство, с которого должны были производиться наблюдения, и другое, более обширное, на протяжении которого надо было наблюдать приметы. Авгур своим жезлом (lituus) мысленно проводил две линии (одну по направлению с севера на юг — cardo, а другую, перерезывающую первую, с востока на запад — decumanus) через все поле наблюдения и затем соединял концы этих линий 4-мя прямыми линиями, в виде прямоугольника.

Лишь после этих предварительных действий магистрат, сидя с покрытой головой в узком templum и обращенный лицом к востоку или югу, мог приступить к ауспициям.

В Риме для правильных и периодических ауспиций существовали постоянные templa, как, напр., на Капитолии, на Форуме и на Марсовом поле для комиций. Заседания сената, происходившие в закрытых помещениях, держались именно в таких зданиях, которые были приспособлены для ауспиций. С этою же целью и большинство храмов было воздвигнуто на таких templa и поэтому могли служить и для заседания сената.

Литература: Нисен, «Das Templum» (Берл., 1869); Моммзен, «Das röm. Staatsrecht» (т. 1, Лейпц., 1871).

Источник

Оцените статью