Московские места силы
У каждого города есть своя неофициальная география: места силы и места с дурной славой, места поклонения и просто очень странные места, которые почти никогда не попадают в путеводители, но значат для горожан больше, чем все визитные карточки города вместе взятые. Камни в Коломенском, ховринская Амбрелла, могила Корейши и памятник псу Мальчику — БГ изучил московские суеверия, легенды и обряды, выбрал пятнадцать мест, которые создают портрет неофициальной Москвы, и поговорил с людьми, которые туда ходят
Могила Ивана Яковлевича Корейши в Черкизово
Могила Ивана Яковлевича Корейши находится в ограде храма Пророка Божия Илии в Черкизово (Большая Черкизовская, 17) почти у самых ворот. Корейша — известный смоленский, а потом московский юродивый XIX века. Большую часть жизни (1817–1861) он провел в Московской Преображенской (психиатрической) больнице. Достоевский изобразил Ивана Яковлевича в «Бесах» под именем Семена Яковлевича, Лесков посвятил ему рассказ «Маленькая ошибка». Упоминают о нем Лев Толстой и Александр Островский. При жизни многие считали Корейшу шарлатаном, при этом множество москвичей посещало его в больнице и просило помощи в несчастьях. После смерти люди стали приходить на могилу, молиться и брать с нее землю. Память старца чтили и в храме, который в советское время не закрылся: над могилой горела лампада. Несколько лет назад деревянное надгробие заменили мраморным, поставили новую ограду. Дерево, растущее из могилы, спилили, а обрубки ствола поставили в нескольких метрах от гробницы Корейши, среди других могил. Сюда приходят просить помощи в болезнях, семейных делах и житейских неурядицах, приносят на гробницу монеты, цветы, крупу, а потом, помолившись и поцеловав надгробие или портрет юродивого, трижды обходят могилу против солнца. Земли на могиле уже не осталось — она закрыта плитками. После того как спилили дерево, трогают пень, отламывают веточки от других деревьев. Желающих помолиться у могилы Корейши много. Некоторые приезжают специально, но большинство паломников — из местных жителей.
Марина Ивановна, 81 год, прихожанка церкви: «Я живу здесь, это мой приход. На могилу кладут свечки, цветочки. Я сегодня положила яички, потому что Пасха только была. Я ничего не прошу, просто ему молюсь. Я преклоняюсь, потому что у меня дочка единственная тоже лежала семь лет в той же больнице на Потешной. Семь лет отболела и в 1999 году умерла. Остался парень, уже девятнадцать лет ему. Сейчас внучок мой женился, двое детенышей у него — так что жизнь продолжается. Но за что-то Бог послал такие муки. Поэтому в душе я очень этого Корейшу люблю».
Татьяна, 41 год, приехала из Подмосковья: «Могилу обходят три раза с любой молитвою, какую знаете. Блаженный очень скор на помощь. Но надо иметь естественные желания — нельзя просить луну с неба. У моей сестры стояла на продаже квартира — блаженный помог ей найти покупателя».
Николай, 50 лет, церковный сторож и смотритель: «У Ивана Яковлевича очень сильная связь с матушкой Матроной. Наверное, лет девять назад сюда приехали паломники. Мы поговорили, я рассказал про Ивана Яковлевича, а потом все ушли, осталась одна девушка, Таня. Она говорит: «Я жила в этом районе, и Иван Яковлевич мне постоянно помогал. А потом переехала в другой район Москвы и забыла про него. Семья у нас молодая — начались проблемы, думали разводиться. Я пошла к Матронушке. «Матронушка, помоги, подскажи, у кого просить молитвенной помощи, чтоб семью сохранить?» Матронушка приснилась мне — вот здесь, на пригорке, в монашеской одежде — и говорит: «Вот куда ходила, туда и иди». Сейчас я приехала благодарить — у меня все хорошо». Вот такая у них между собой связь».
Источник
Житие Ивана Корейши
Человеческим умом трудно понять, как, официально признанный сумасшедшим, человек может быть ясновидящим, пророком, к которому стоят многометровые очереди людей, желающих получить откровения от Бога.
Иван Корейша — блаженный прозорливец 19 века, Божий человек, за откровениями к которому приезжали как бедные, так и знатные люди, он стал прообразом героев литературных произведений Достоевского, Гоголя, Островского, Лескова и других писателей.
Молодые годы
В 1783 году, 8 сентября, в семье смоленского священника родился сын Ваня. Отец Яков в свое время отказался от звания дворянина, посвятив свою жизнь Господу. Ваня отличался особой одаренностью в плане познания грамоты, его приняли в уездное училище, минуя первый класс. Через три года юноша становится семинаристом Смоленской духовной семинарии, которую заканчивает в 1803 году.
Кроткого характером, любознательного и добродушного Ваню любили товарищи по обучению и преподаватели.
Особых успехов трудолюбивый семинарист достиг в таких предметах:
- богословие;
- латынь;
- греческий язык;
- толкование Библии.
Уже в то время юноша отличался замкнутостью и нелюдимостью, предпочитая обществу друзей уединение и чтение духовных писаний, за что был известен, как анахорет. Окончив духовную семинарию с отличием, Корейша поступает в Духовную академию, но обучается там недолго.
Особенность его характера проявилась уже в 1803 году, когда молодой выпускник семинарии отказался принять сан священника, занявшись преподавательской деятельностью в училище Поречья. Основной перелом в душевном состоянии Корейши произошел после встречи с протоиереем Успенским, который на то время был наставником старших братьев Корейши.
В мае 1806 года преподаватель Иван поразил детей училища странным поступком, прервав урок на полуслове и покинув помещение, удалившись за околицей. Он объявился в начале осени в Соловецком монастыре, где жил целый год, как инок.
В 1808 странник отправляется в Печерскую Лавру Киева, где живет, как паломник.
Возвращаясь в Соловецкий монастырь, паломник тяжело заболевает под Могилевым, после выздоровления меняем свои планы и отправляется в Нило —Столобенскую пустынь, где получает полное исцеление около мощей святого Нила. Обладая уже тогда даром прозорливца, Корейша снискал уважение братии и настоятеля.
В 1809 году после посещения сестры Параскевы Иван Яковлевич возвращается домой, снова работает преподавателем, но тяготится нелюбимым занятием.
Путь юродивого
В один момент Корейша уходит жить в баню, расположенную на огородах, где он находил себе пропитание. В уединении отшельник горячо молился, пел псалмы, сочинял собственные оды для прославления Творца и Спасителя.
Среди смоленских жителей быстро разлетелась молва о паломнике, как о юродивом и блаженном, и потянулись к нему толпы желающих получить духовное наставление или узнать свою судьбу. Мечтающий о духовном отшельничестве Корейша оказался в центре внимания и постоянного присутствия людей.
Видя основной интерес горожан в решении бытовых, суетных вопросов жизни, блаженный начал глумиться над ними, написав на дверях, что принимает тех, кто вползет к нему на коленях. Желая остаться в одиночестве, Иван симулировал сумасшествие, часто что-то бормотал про себя, порой выкрикивая какие-то обвинения в сторону горожан.
Устав от нашествия посетителей, он переселяется в лесной шалаш, спит на земле. зимой ходит босиком, питаясь сухарями и водой из родника. Скрывающийся от людей странник чудным образом возникал в городе в тот момент, когда кого-то из горожан постигала тяжелая болезнь. Подходя к больному, юродивый, которого никто не звал, проговаривал свой вердикт, выздоровеет или нет больной, и при этом никогда не ошибался.
По этой причине появление в городе блаженного из лесной чащи вызывало у горожан чувство страха. Считалось, что в чьем доме юродивый отобедает или проведет ночь, там и будет даровано счастье. Горожане старались накормить Корейшу вкусными булками и предлагали горячий чай. Блаженный булки раздавал птицам, а на чай порой так долго дул, что выдувал его на стол, что стало плохой приметой для хозяев дома.
Интересно! Никто не мог объяснить, каким образом прозорливец предчувствовал, что смерть скоро посетит тот или иной дом, он просто заходил в середину и начинал петь заупокойные молитвы, так же внезапно уходил, не беря никакой платы.
Зимой 1811 прозорливец Корейша предсказал нападение французов и будущую победу.
Месть жениха и путь в дурдом
В разных изданиях эти события описываются по-разному, но смысл их одинаков.
Некий сластолюбец из Петербурга приехал в Смоленск, влюбился в красавицу, дочь помещика и сделал ей предложение. Мать невесты или сама невеста пошли к юродивому узнать, есть Божье благословение на этот брак и узнали шокирующую новость о том, что жених оказался не только вором, но женатым человеком и отцом двоих детей.
Опозоренного петербуржца с позором выгнали из города, объявив его вором, за что чиновник решил отомстить лесному блаженному, сломав ему обе ноги и отправив в сумасшедший дом.
Несостоявшаяся невеста уходит в монастырь, через некоторое время назначается его игуменьей, которая всю оставшуюся жизнь состоит в переписке с Иваном Корейшей. Горе-жених впоследствии за растрату казенных денег был сослан на каторгу.
По другой версии Иван Яковлевич был признан сумасшедшим после того, как публично обвинил знатного вельможу в краже денег, и тот, чтобы избежать огласки, объявил блаженного невменяемым, засадив его в дом для умалишенных в 1813 году с запретом принимать посетителей.
Интересно! Последнее постановление вызвало негодование горожан, которые с теплотой и любовью относились к Корейше. Самые отчаянные люди всеми правдами и неправдами, часто через подкуп медперсонала, проникали в больницу, чтобы получит наставление от юродивого.
Слухи о прозорливом юродивом достигли столицы, куда и перевели в 1817 году Ивана Корейшу. Местом нового его обитания стал подвал Приказа общественного призрения, куда блаженного доставили ночью, в телеге, накрытым рогожей, чтобы не вызвать бунта горожан. Корейша оставил после своей смерти свое жизнеописание, написанное от третьего лица.
Знаменитый пациент
Ивану было около 35 лет, когда его бросили в сырой подвал, где над ним не просто издевались санитары, а физически пытались уничтожить. Блаженный Иван Яковлевич называл сырой подвал своей кельей, где он пребывал в смирении и терпении, уподобившись преподобному Арсению.
Для обитателей сумасшедшего дома блаженный Корейша был молитвенником и попечителем, врачевателем и обличителем, называя себя Студентом холодных вод. Грязная ночлежка, полуголые пациенты, порой буйные, жили в неотапливаемом помещении, где даже зимой не было стекол.
- Смотритель Боголюбов пришел к странному посетителю с вопросом о болезни дочери, сразу получил ответ, что это корь.
- Приезд родного брата Павла, протоиерея Павловска, блаженный терпимец почувствовал задолго до приезда родственника.
- Больничные надзиратели втайне пускали к Корейше посетителей, собирая с них деньги за полученные откровения.
Кардинальные изменения в условиях жизни Корейши произошли с приходом в больницу главврача Василия Саблера и посещением из любопытства странного пациента психушки княгиней Татьяной Голицыной.
В 1838 году Иван Яковлевич получает отдельную палату, но отвергает чистую постель, продолжая жить в углу комнаты на холодном полу. Отделив себя от мира чертой, принимает посетителей, которым был открыт доступ к прозорливцу, лежа или стоя. Главврач вводит официальную плату за посещение юродивого, используя заработанные средства для нужд больницы.
Что еще надо знать о православии:
Московская достопримечательность, блаженный Корейша, не принимал приношения, предлагая оставлять их в специальной больничной кружке, а гостинцы и табак раздавал бедным посетителям и пациентам больницы. Корейша был неравнодушен к табаку, поэтому посетители несли его в таком количестве, что больничный персонал организовал табачную торговлю.
Не выходящий за нарисованную линию, юродивый все нужды справлял вокруг себя, запрещая убирать в палате. Санитары нашли спасение в песке, которым посыпали как пол, так и постель знаменитого пациента.
Трудно поверить, но многие паломники считали этот песок чудотворным и покупали его за большие деньги, и многие из них получали исцеление.
Даже после смерти Корейши продолжалась уникальная, необычная торговля песком с испражнениями, покупатели не подозревали обмана и также исцелялись. Юродивый часто буквально издевался над посетителями, в его ответах трудно было найти смысл, но поток желающих услышать пророчество или получить знак не прекращался.
Из слов тогдашнего посетителя, писателя Ивана Прыжова, можно представить картину палаты, в которой на полу, на груде тряпья вперемежку с песком лежит грязный лысый мужчина, руки положил под голову и молчит или мычит. Около двери стоит диван, на котором сидят посетители, кто молится на коленях, кто стоит у дверей.
Удивительно, немытый мужик грязными руками превращает в месиво пищу и кормит нею посетителей, среди которых были князья и княгини, и все едят и пьют грязную воду, видя в этом пророческие действия.
Одна княгиня умирала, а врачи отказались ее лечить из-за своего бессилья. Поехала княгиня к юродивому, тот, как только увидел больную, подбежал к ней и ударил в живот двумя яблоками, да так, что женщина потеряла сознание, а на утро оказалась здоровой.
Будучи глубоким стариком, Иван Корейша в один из дней лег ногами к образам и спокойно отошел к Богу 6 сентября 1861 года. Гроб с телом блаженного пять дней стоял в больнице, тело обкладывали ватой со льдом, а потом сохраняли, как чудотворную реликвию. Похоронили терпимца в Москве, и через 150 лет у его могилы можно встретить паломников.
Важно! Православная церковь не причислила Ивана Корейшу к лику святых, но негласно он считается блаженным Христа ради, то есть таковым, кто принял вид юродства добровольно, для усмирения своей гордыни и страстей.
19 сентября православный мир отдает дань памяти Божьему человеку, похороненному на Черкизовском кладбище в Москве.
Источник
Иван Корейша — предсказания блаженного пророка
О нём написал рассказ Лесков, он появлялся в «Бесах» Достоевского, фигурировал в произведениях Толстого. К нему стекались тысячи паломников, его посещал сам Николай I. Иван Корейша – одна из самых загадочных фигур в российской истории. Кто-то видит в нём блаженного, кто-то считает его обманщиком. Но кем был знаменитый юродивый?
Удивительная жизнь Корейши
Корейша родился в 1783 году. Он сразу избрал духовную стезю, поступил в семинарию. Позднее занимался учительством, но это занятие не приносило ему радости. Однажды посреди занятий он встал и неожиданно вышел из кабинета. В тот день Корейша, никого не предупредив, отправился в паломничество.
Какое-то время юродивый провёл в монастыре, а после решил стать отшельником. Но жить в уединении он не смог. Уже тогда по народу распространился слух о пророческом даре Корешйши. Он поразительно точно предсказывал события, раскрывал ложь, рассказывал людям об их будущем.
Дар Корейши сыграл с ним злую шутку. Однажды в губернию приехал богатый чиновник, которому понравилась дочь местного жителя. Чиновник решил жениться, но мать девушки решила сначала сходить к Корейше за советом. Юродивый сказал, что горем обернётся этот брак, ведь у жениха есть жена и дети. В свадьбе было отказано, а чиновник захотел отомстить предсказателю.
Корейшу отправили в сумасшедший дом, где ему было суждено провести всю оставшуюся жизнь. Он жил в тяжелейших условиях – первые годы сидел в подвале на цепи, спал на соломе. Но это не сломило провидца. Именно в больнице к нему пришла настоящая слава.
Известные предсказания
Считается, что Корейша предвидел дату своей смерти. Ещё в молодости он сказал, что умрёт через 53 года. И действительно, юродивый умер спустя ровно 53 года после предсказания. Точность пророчества была поразительна, поэтому можно ли считать его простым совпадением?
Каждый день больницу, где жил провидец, посещало не меньше 60 человек. Иногда их количество переваливало за сотню. Среди посетителей была княгиня Голицына. Ей хотелось проверить способности юродивого, и она спросила, где сейчас находится её муж. Корейша назвал точное место и дом. Княгиня отправилась по указанному адресу и встретила там своего супруга.
О далёком будущем Корейша не пророчествовал. Но однажды в больнице предсказателя посетил Николай I. Подробности разговора неизвестны, однако вышедший из палаты император был очень взволнован и хмур. Присутствующим он сказал лишь одно: «Как хорошо, что я Николай I». А ведь это значит, что юродивый открыл императору будущее царской семьи, рассказал, какая судьба ожидает Николая II! Как далеко мог заглядывать таинственный прорицатель?
Несчастья, поджидающие страну, Корейша предвидел не раз. Он предсказал, что в Смоленск войдёт армия Наполеона. А за год до начала Крымской войны предсказатель говорил всем приходящим к нему женщинам, что нужно учиться накладывать бинты и обрабатывать раны.
Приписывали Корейше и дар целителя. Он точно определял болезни и мог вылечить разные недуги. Однажды юродивый исцелил посетительницу, которой врачи собирались ампутировать руку!
Дар Корейши будоражил умы многих писателей и мыслителей. Но скептики высмеивали людей, спешащих на поклон к юродивому. Говорили, что условия, в которых живёт провидец, отвратительны. Комната его была грязной, сам он не мылся, всегда спал на полу… А сторонники юродивого ломали голову: почему Корейша отказывается от благ даже тогда, когда руководство больницы было готово пойти на уступки?
Корейша не смог стать в один ряд с Нострадамусом, Блаватской и Вангой. Но если он предвидел революцию, которая случится через много лет после его смерти, знал ли юродивый что-то ещё, о чём молчал? Какие видения о будущем России его посещали? Многие предсказания Корейши забыты, к другим же современники могли относиться как высказываниям умалишённого. Возможно, самые ценные пророчества ясновидящего мы уже никогда не узнаем.
Источник