Ирина соловьева фигурные карты таро

Ирина соловьева фигурные карты таро

Название: Работа с фигурными картами таро в психотерапии: мужские и женские архетипические образы
Автор: Соловьева И.А.
Издательство: Аввалон-Ло Скарабео
Год: 2017
Страниц: 225
Язык: русский
Формат: pdf
Размер: 78.2 MB

Данная книга предлагает широкий спектр применения фигурных карт таро в психологической работе: и диагностической, и терапевтической, в том числе допуская возможность самоисследования. В книге рассмотрены 4 типа личности. Каждый из них нашел отображение в женском варианте (дамы, или королевы) и в мужском. Причем мужские типы личности делятся на 3 возрастных периода — этапы мужской инициации, более сложной, чем женская (паж, рыцарь, король). В итоге, в картах таро получается 16 персонажей: 4 женских и 12 мужских (в действительности, являющие собой 4 женских архетипических образа и 4 мужских).

Эзотерическая и психологическая традиции — два разных мира, живущие, каждый по своим законам. Не противоречащие друг другу и не конфликтующие, но по-своему воспринимающие реальность и говорящие об этой самой реальности на разных языках. Различаются, в первую очередь, цели использования Таро: психология не занимается гаданием, предсказанием будущего, ясновидением. Она исследует внутренний мир, субъективное восприятие реальности, допуская, что оно может отличаться от реальности объективной. Психология не предсказывает будущее, но может его прогнозировать, исходя из данностей настоящего: будущее базируется на настоящем, настоящее — на прошлом. Работа с Таро в психологии — исследование внутреннего мира, работа с психологическим запросом, психологической проблемой. Таро для психолога — лишь средство этой работы, «посредник» между Бессознательным и Сознанием.

Карты Таро являются эффективным, но пока недооцененным инструментом оказания психологической помощи: диагностической и терапевтической. Идею использования Таро в психологии высказал К.Г. Юнг, объясняя такую возможность архетипической символикой Таро.

Источник

Ирина соловьева фигурные карты таро

Новый год, через несколько часов, а пока еще продолжается Старый. «Как Новый год встретишь, так и проведешь» — знаем мы все и заранее готовим сюрпризы, желания, подарки и прочие развлечения. Но! — как проводишь Старый год — еще более важно. Старое — фундамент для нового, только так…

Все циклично: день-ночь, вдох-выдох, времена года… И пока есть эта пульсация, пока есть непрерывная смена, переход из полярности в полярность, из одной крайней точки в другую — жизнь продолжается.

Интересно, что некогда, в традиционных культурах, одинаковую значимость имели обе части ритуала: и прощание со старым, и встреча нового. А в нашей теперешней жизни часть «прощательная » практически опущена, осталась «развлекательная». Если говорить кратко, но емко: причина – в глобальном нарушении контакта с процессами смерти, вытеснением страха смерти. Отсюда следуют проблемы с прощанием разного рода: невозможность что-то отпустить и завершить… Поэтому проводы Старого года проходят у нас быстро, символически:

— Так, быстренько поднимаем бокалы за уходящий год и переходим к главному…

Завершение старого — подведение итогов, анализ, работа над ошибками, умение на них научиться… Это неправда, что мы учимся на чужих ошибках. Хотелось бы, чтобы это было так, но, увы, каждое новое поколение наступает на старые грабли, считая себя при этом первооткрывателем: первой любви, первого предательства, первой обиды… Прошлое — фундамент для будущего. Не завершив правильно предыдущий виток спирали, не сможешь перейти на новый этап. Останешься на переэкзаменовку…

Жизнь циклична, но каждый цикл должен становиться новым витком спирали, иначе это — беготня по замкнутому кругу, отсутствие развития. А когда нет прогресса, начинается застой и деградация. Если вода в озере не обновляется, быть ему болотом…

Полный цикл жизненного витка отражен 22 архетипами, и он же нашел выражение в старших арканах таро — сам К.Г.Юнг провел эту аналогию. Архетипы и арканы имеют определенную последовательность. Анализ результата, работа над ошибками — 20-й аркан Суд. Да-да, на нем изображена сцена Страшного Суда. Все ошибки вскрываются: если что-то удалось скрыть от людей, если в начале ошибка была незаметна — со временем проявится все. И лишь подведя честный итог, можешь идти дальше и достигнуть окончательной целостности, своей Самости — 21-й аркан Мир, единение с собой и с миром. Ну, а потом тебя ждет новый виток спирали, начнешь с нуля – с нулевого аркана Шут, символического рождения. Но сперва — заверши старое! Не сгорит старый феникс, не родится новый.

Подводить итоги не всегда приятно. Да и прощание всегда грустно… 2014 год был сложным на уровне социальным, и я слышу много жалоб на него. Но кто сказал, что год должен был быть легким? Он что, это кому-то пообещал? Дал расписку 1 января. Жизнь вообще — не про легкость и удовольствие, а про что-то другое. Не знаю, про что, никто не знает достоверно, но «удовольствие» может быть лишь приятным бонусом, прилагаемым к жизни. И никто его для тебя не обязан создавать. Каждый сам о себе заботится, начиная с совершеннолетия. А забота от остальных — не долженствование, и за нее надо расплатиться как минимум благодарностью. Нельзя ожидать, что скатерть-самобранка встретит тебя блинами-пирогами. Что сам положишь на стол — то на нем и будет.

Читайте также:  Карты таро гаданье он лайн

Возможно, жизнь — это развитие, та сама спираль, витки который мы должны проходить. А вот в чем развитие заключается – для каждого это уже индивидуально. Каждая клетка организма имеет свою специализацию и выполняет важную функцию. Так и человек — маленькая частичка мира, и о его предназначении можно говорить лишь с учетом его множественных связей на уровне Рода, народа, человечества, биосферы и т.д., а это уже — «самая общая теория всего». Клетка организма не может понять свою роль, пока она клетка, она должна просто ее правильно выполнять.

У Макса Фрая один из героев со специфическим чувством юмора, маг Лойсо Пондохва, пугает главного героя идеей о том, что он иожет быть всего лишь овощем в желудке гигантского животного. А вся его «реальность» — галлюцинация, вызванная желудочным соком… И самое ужасное в том, что за отсутствием достоверного знания, любая идея имеет право быть, даже такая… Поэтому говорить о предназначении каждого человека можно лишь во Вселенском масштабе. А это масштаб, неподвластный восприятию человека… Поэтому я не люблю общие рассуждения, и предпочитаю не «думать глобально», а «действовать локально».

Когда-то Новый год был для меня был шансом загадать желание нахаляву. Потом я поняла, что это – просто возможность поставить новую цель, понять — что ты хочешь. И идти к ней, своими ножами, никто на ручках тебя не понесет. В средневековом театре дель арте был жанр «миракль» («чудо»). Герой оказывался в крайне сложной ситуации, но не сдавался и не рассчитывал ни на что и ни на кого, старался выпутаться сам. И тогда к нему в награду приходило чудо. В нашей жизни иногда бывает везение, но в большинстве случаев это везение не случайное. Сказать: «Вот везет балерине, фуэте крутить умеет», — просто нечестно…

Поэтому я не очень понимаю крики: «Ушедший год был тяжелым, пусть следующий год будет хорошим!» Чудится ме в этом некая неблагодарность и потребительское отношение. Каждый год было что-то хорошее и плохое, причем преставления о «хорошем и плохом» у каждого свои и обычно эгоцентрические. Как говорится, «Кому война, а кому и мать родная». Жизнь нам ничего не должна, спасибо ей за то, что она вообще есть. Помните эпизод на свадьбе в фильме «Ширли-мырли»?

— Скажи спасибо, что тебя вообще позвали…»

Каким был год, во многом зависит от самого человека. Да, не всегда и не во всем, но сложная ситуация — возможность извлечь из нее урок и продвинуться в развитии. Как в интеграции травмы: «Жаль, что это было. А теперь подумай, чему тебя это научило?»

Что я хочу всем пожелать? Чтобы старое правильно завершилось и было оставлено в прошлом, с благодарностью. И чтобы к каждому пришло именно то, что ему нужно, даже если он сам пока это не осознает.

А в качестве новогоднего подарка предлагаю «гадание», которое на самом деле не гадание, а психотерапевтическая диагностика.

  1. Итак, выбери картинку, которая тебе больше всего нравится.
  2. А теперь – ту, которая больше всего не нравится.

Выбирай на основе любого принципа (сюжет, цвета, деталь…).

Источник

Ирина соловьева фигурные карты таро

Мы живем в интересное время глобализации и интегарции. Все больше пересечений и обмена между, казалось бы, разными областями, в том числе в науке. А также — между наукой и тем, что раньше считалось эзотерикой и мистикой. И в психологии теперь используется работа с картами таро.

Каждая колода таро имеет четкую структуру, в рамках которой возможны самые разные вариации. Зайдя в современный эзотерический магазин, вы увидите на полках десятки всевозможных вариантов: от уже ставших классическими «Марсельского таро», «Таро Уайта» до колод, сделанных по мотивам приключенческого фильма «Пираты Карибского моря» и японских мультфильмов аниме… Но все они подчинены единым правилам, структуре.

Читайте также:  Как мне поступить с ним таро

Колода таро должна содержать 78 карт. Из них 22 являются Старшими Арканами, у каждого свой номер, обозначаемый латинскими цифрами (от I до XXI и 0), свое название и значение. Нумерация идет в строго определенном порядке: так, первый Старший Аркан – Маг, его нельзя по своей прихоти объявить пятнадцатым или двадцатым… В разных колодах могут быть лишь незначительные расхождения в нумерации.

Остальные 56 карт называются Младшими Арканами. Они делятся на 4 группы по мастям (стихиям): кубки (вода), жезлы (огонь), монеты (земля), мечи (воздух). Каждая группа имеет следующее строение и иерархию:

— номерные карты от туза (единицы) до десятки, с использованием арабских цифр. На них изображены небольшие сюжеты, иллюстрирующие значение карты, ии одна картинка не повторяется.

— фигурные карты, то есть карты, изображающие фигуру – конкретный человеческий образ: паж, рыцарь, королева и король. 3 мужских и 1 женский образ в каждой группе.

К.Г.Юнг изучал архетипические символы, их проявления в той или иной культуре – с последующей возможностью использования в психологической работе. Архетипическую символику К.Г.Юнг обнаружил при изучении карт таро – в Старших Арканах. Именно поэтому система таро смогла пронести через столетия – она затрагивает глубинные пласты нашей психики. Каждый из Старших Арканов символизирует собой тот или иной архетип: и тех, и других – 22. А значит, эту часть колоды можно использовать в психологической работе. Каждый Старший Аркан содержит универсальную для всего человечества архетипическую символику, поэтому воспринимается всеми людьми одинаково, вне зависимости от нашего возраста, пола, характера и исторической Эпохи, а так же вне зависимости от степени знакомства с таро.… А вот Младшие Арканы были К.Г.Юнгом проигнорированы как не несущие глубинную символику.

Современными психотерапевтами Младшие Арканы все же используются в работе с клиентами, но как обычные проективные картинки, пробуждающие воображение клиента. Они не обладают глубиной и универсальностью символики Старших Арканов, зато могут иметь для клиента символику личную, вызвать у него определенные ассоциации…

Некоторые современные колоды содержат яркие сюжеты и представляют богатую возможность для такого рода проективных исследований. Например, «Таро сказок» поднимает регрессивный (детский) материал из глубин Подсознания, а такие сексуализированные колоды как «Мановар» и «Таро наслаждений» помогают выявить любовный сценарий клиента.

Каждый из Старших Арканов имеет свой номер: от I до XXI и 0 (карта Шут может занять любое положение в колоде). Таким образом, Старшие Арканы идут в строго определенной последовательности. Это отображает тот путь, который должна проделать личность в своем развитии. По К.Г.Юнгу, цель человеческой жизни и цель психотерапии – индивидуация, путь к себе, достижение архетипа Самости, абсолютной целостности, тождественности себе, и тогда наступает полная гармония с собой и с миром. Последний Аркан так и называется – Мир, это окончательный итог, соединение со своей Самостью и с миром вокруг себя. Последовательность Старших Арканов отображает человеческую жизнь – путь индивидуации. Каждый шаг – встреча с тем или иным архетипом. Мы должны усвоить связанный с этим архетипом урок, тогда можно двигаться дальше.

Впоследствии среди тарологов и психологов появилось множество сторонников юнгианской традиции, развивающих его идеи. Уже хрестоматийной стала замечательная книга Хайо Банцхафа (Hajo Banzhaf) «Таро и Путешествие героя». Х.Банцхаф (1949-2009) – немецкий эзотерик, таролог, писатель, филолог, лингвист. Его книги переведены на 15 языков, в том числе на русский. В России он бывал и лично. В своей работе «Путешествие героя» Банцхаф описывает эзотерическую и психологическую символику каждого Старшего Аркана, каждый шаг «героя», то есть личности, решившейся на развитие, на движение вперед.

По одной из версий, Младшие Арканы породили потом знакомую нам игральную колоду, где кубки стали червами, жезлы – трефами, монеты – бубнами, а мечи – пиками. Другая версия диаметрально противоположна: это Младшие Арканы были заимствованы из итальянской карточной игры «тароччи». Расхождение между Старшими и Младшими Арканами в значениях и значимости позволяет ряду исследователей предполагать: в действительности это две независимые друг от друга колоды, имеющие разные истоки, развивавшиеся независимо друг от друга, и лишь потом объединенные в единое целое.

Старшие Арканы, как явствует из названия, имеют более глубинную символику и серьезное значение. В гадательной системе работы с таро они символизируют внутреннее состояние и ключевые моменты жизни, тогда как Младшие Арканы рассказывают о внешних, не столь значительных событиях.

Читайте также:  Таро после этого расклада он появиться

О происхождении карт таро известно довольно много мифов и прискорбно мало фактов. Пожалуй, самый распространенный миф о происхождении таро приводит нас в Древний Египет и приписывает идею создания таро Гермесу Трисмегисту. Гермес Трисмегист считается древним магом, философом, теософом, основателем герметизма (герметической философии) и порой даже – богом! Египетская традиция связывала Гермеса Трисмегиста с Тотом – богом мудрости, знаний и письма. Возможно, одним из реальных прототипов был храмовый жрец бога Тота. По легенде, он провел 40 дней в

пустыне, и ему явились знаки. Эти знаки, зарисованные по возвращении из пустыни Трисмегистом, стали основой таро. Еще один миф связывается таро с египетской «Книгой мертвых» (III тыс. до н.э.). Это сборник гимнов, историй, религиозных советов, облегчающих путешествие души по загробному миру «к свету». Поэтому он помещался в гробницу – в помощь ушедшему. «Книга мертвых» была для наглядности иллюстрирована, некоторые сюжеты изображались на стенах гробниц. Возможно, эти рисунки потом оказались перенесены в таро.

Каббалистическая версия связывает таро с Каббалой: 22 Старших Аркана и 22 буквы еврейского алфавита считаются неслучайным совпадением. Моисей принес знания о таро из Египта, вызволяя свой народ из плена, впоследствии это знание усовершенствовалось и расширилось. Многие тарологи занимались очень внимательным изучением связи карт таро с Каббалой. И чем больше изучали, тем больше находили: тайные знаки, значимые совпадения…

Что касается фактов, то они таковы: упоминание о первой колоде засвидетельствовано во Франции, в конце 14 века. На троне тогда восседал Карл VI Валуа (1368 – 1422), прозванный Безумным за прогрессирующее психическое заболевание, по иронии судьбы – сын Карла V Мудрого. Первая колода таро теперь известна как «Таро Карла VI», или «Таро Грингонье» — по имени художника Жакмина Грингонье. Есть предположение, что художник был связан с одним из тайных орденов, хранящих древние знания. А значит, история карт таро действительно могла начаться задолго до появления на свет этой первой известной историкам колоды. Однако оригинал не сохранился, в Национальном музее есть лишь срисованная с него 100 лет спустя колода. Самой давней сохранившейся колодой является итальянская колода таро, 15 века. Она называется «Таро Висконти-Сфорца», по именам аристократических семейств, которым она принадлежала (Милан, около 1450 г.). В своем теперешнем виде таро известно с 16 века, и тогда же впервые в документально упоминается слово «таро».

Вокруг названия не меньше дискуссий, чем вокруг происхождения. Этимология так до конца и неизвестна. Возможно, «Таро» — древнеегипетское слово или словосочетание, означающее «царский путь». Или же название происходит от итальянской карточной игры тароччи. Есть версия арабской этимологии, при этом как изначальное слово называют варианты «турук» (пути), «тарака» (бросать), «тарх» (вычитание»).

В начале 20 века появляется самая на сей день известная и популярная колода таро. Автором ее идеи выступил Артур Эдвард Уайт (1857–1942), художницей стала американка Памела Колман Смит (1878-1951), издателем – Уильям Райдер в своем издательстве «Райдер». Поэтому колода вошла в историю под несколькими именами разом: «Таро Уайта», «Таро Райдера», «Таро Райдера-Уайта», «Таро Райлера-Смит» и т.д. Она была впервые издана в 1909 г. Ее разработчик А.Уайт был англичанином американского происхождения (именно так, а не наоборот), мистиком, оккультистом, автором множества книг по эзотерике.

«Колода Уайта» уже более 100 лет остается самым признанным и популярным вариантом таро. Всего же в мире существуют даже не сотни, а тысячи вариантов таро.

Некоторые созданы серьезными оккультистами: например, «Таро Тота» (1944 г.) английского оккультиста, мага Алистера Кроули (1975-1947). Но многие колоды представляются в большей степени развлекательными и не несут серьезную символику (карты, созданные по мотивам современных фильмов и мультфильмов и др.).

Со временем К.Г.Юнг создал свой собственный вариант колоды таро, так называемое «Юнгианское таро». При помощи Роберта Вэнга – американского психоаналитика и художника. Впоследствии Роберт Вэнг предложил систему упражнений для работы с этими картами, что способствовало популяризации колоды. В 1988 г. были опубликованы его комментарии к колоде. Однако отношение к юнгианскому таро в психологическом мире неоднозначное. Чаще для работы с архетипами специалисты используются более раннюю колоду Уайта, а юнгианскую – для работы со снами.

Мы также предлагаем Вам в нашем тесте колоду Уайта как наиболее универсальную из всех колод таро.

ИЗ КНИГИ ИРИНЫ СОЛОВЬЕВОЙ «РАБОТА С ФИГУРНЫМИ КАРТАМИ ТАРО В ПСИХОТЕРАПИИ»

Источник

Оцените статью