Жизнь индейца североамериканских равнин во многом зависела от Великой Тайны — то есть от высших сил природы, которые повелевали всем на Земле. Эти силы ассоциировались с наличием вокруг целого мира духов и мистических существ, которых — чтобы оградиться от бед и напастей — надо было расположить к себе. Без этого ни один индеец не принимал никаких решений и не начинал важного дела. Но как заручиться поддержкой и защитой высших сил? Как развить умение воздействовать на них?
Столь нелегкой наукой в совершенстве владели шаманы и знахари, впрочем, и простой индеец имел в своем распоряжении немало способов связи с тайным миром. Например — через магические сны и видения, вызвать которые можно было лишь после длительных постов, обрядов очищения в парильне или самоистязаний. Кроме того, определенную власть над силами природы давали «волшебные» предметы — амулеты, талисманы, обереги. Они, как и лекарственные препараты да и вообще все загадочное и неведомое, на языке индейцев сиу называются «вакан». А люди, способные врачевать и общаться с Великой Тайной, — «вичаша вакан», то есть таинственные люди.
В качестве «вакан» может использоваться многое — части тела животного, его шкура или чучело, растения, камни, фигурки из дерева, кости или кожи.
Обычно такие предметы хранились в священной или колдовской, связке, их также носили в ожерельях, привязывали к волосам, одежде, оружию.
Цель при этом преследовалась одна — защититься с помощью «вакан» от пуль, стрел, болезней. Например, детям на шею надевали мешочек с их же высушенной пуповиной, напоминавший по форме черепашку.
Многие воины, отправляясь в военный поход, захватывали с собой кремневые наконечники от стрел или маленькие камни. Их носили в волосах, в виде ожерелья, свято веря в то, что они могут продлить жизнь, поскольку сами бессмертны.
Большой популярностью пользовались ожерелья из когтей медведя — считалось, что этот талисман придает его обладателю силу и отвагу.
Изображение стрекозы символизировало такие качества, как быстрота, легкость, стремительность, а шкурки бобров обязательно брались в конные набеги — ведь они, по верованиям, увеличивали резвость боевых коней.
Колдовская связка в одних случаях представляла из себя кусок шкуры, в который заворачивались священные предметы, в других — цилиндрический короб из сыромятной кожи, знахари же для хранения своих амулетов и лекарственных трав пользовались кожаной сумкой, похожей на медицинский саквояж.
Связка могла быть индивидуальной, а также принадлежать военному или культовому обществу или всему племени. Самая священная предназначалась для Танца Солнца — важнейшей церемонии индейцев Великих равнин, продолжавшейся несколько дней.
Кроме шкурок животных, перьев орла, ароматной травы и прочего, здесь заметную роль играла и фигурка бизона, вырезанная из кожи и крепившаяся на вершине священного столба. При Танце Солнца возносилась коллективная молитва племени, в которой ему испрашивалось благоденствие, здоровье и удача в охоте на бизонов.
У шайенов существовало тайное общество, члены которого в своих обрядах прибегали к приемам черной магии. Их называли людьми-лягушками, или «носителями смерти», — может быть, потому, что они использовали в качестве «вакан» высушенные человеческие пальцы и языки. А те хранились в сумке, сделанной из кожи жабы-быка. У ассинибойнов подобное общество именовалось «ваэчонса». Его члены при колдовстве применяли фигурки, вырезанные из бересты или из сыромятной кожи. Когда хотели кому-либо причинить зло, колдуны прокалывали фигурки в четырех жизненно важных точках и закапывали их на вершине холма. После чего оставалось лишь дождаться смерти жертвы. Иногда в ход шли и вполне определенные научные знания. Скажем, шаманы кайова могли отравить человека ртутью, соскобленной с зеркала и положенной затем в курительную трубку. Но это знакомство с медициной и химией они тщательно скрывали. Большой почет и уважение вызывали у ассинибойнов поклонники Медведя. Они носили своеобразную прическу и раскрашивались «под медведя». А также подражали его повадкам.
Среди атрибутов культа были ожерелье из когтей медведя, нож с рукояткой из медвежьей челюсти и щит с медвежьими символами. Эти люди знали способы лечения травами, которые употребляли медведи при своих недугах. Проникнуть в секрет им удавалось, выслеживая больных животных. Однако главной целью, которая заставляла индейцев овладевать магией, была удача в войне. Шайены имели две племенных святыни — Четыре Священных Стрелы (южные шайены) и Священную Шапку (северные). Они выносились на свет, когда племя начинало большую войну священной мести. Четыре Стрелы в колдовской связке, привязанной к копью, нес в бой лучший воин, и, имея столь могущественный талисман, шайены были неустрашимы и уверены в победе. Другая колдовская связка — «Гнездо Священной Шапки» — была знаменита тем, что один из ее предметов обладал свойством возвращать назад пули и стрелы противника. Предмет этот — кусок кожи, украшенный волосами со скальпов, — так и назывался: «возвратитель». Надежда на общий талисман, оберегавший все племя, тем не менее не мешала каждому воину заручиться личным покровительством какого-нибудь духа или мистического существа. В военном походе первым делом требовалось незамеченным приблизиться к неприятелю. Для этого достаточно было прикрепить к волосам чучело ворона.
Когда враги уже недалеко, чучело предупреждало об опасности легким клевком в затылок. Свисток из крыльевой орлиной кости также был сильным амулетом.
Если вдруг застали врасплох, следовало только дунуть в него, и вражеская пуля не причинит никакого вреда. Особая роль отводилась щиту, самому дорогу и почетному предмету боевого снаряжения.
Прикрепленные к нему бубенчик или свинцовый шарик были способны отвращать пули, а мешочек со священными предметами — давал силу и приносил удачу. Обычно на щит наносили разного рода рисунки — животных, насекомых, небесных светил или мифических существ. Поскольку конкретное изображение было подсказано вещим сном, оно обладало сверхъестественной силой, оберегающей воина. Скальп, снятый с врага, являлся не только доказательством доблести, но и передавал боевые качества поверженного противника. Ведь именно в волосах, по поверьям, находилась вся сила человека. Поэтому скальпами щедро украшали оружие, одежду, конскую сбрую и жилище. Шел ли индеец в военный поход или мирно предавался радостям жизни в родном жилище, он никогда не забывал о трубке — самом почитаемом культовом предмете. Дым от нее считался лучшей жертвой Великой Тайне, и, посылая его небу, земле и четырем сторонам света, индеец молился о благоденствии своем и всех близких. Трубку хранили в особой сумке, расшитой бисером и окаймленной бахромой, обернутой крашеными иглами дикобраза. Головку вытачивали из красного камня «катлинит» и инкрустировали свинцом, деревянный мундштук был отделан резьбой или украшен бисером, иглами дикобраза и перьями. В сумке также хранился мешочек с табаком и палочки для забивания табака и прочистки трубки.
Пока у индейца есть трубка — ему можно рассчитывать на помощь высших сил, и он всегда имеет шанс быть услышанным Великой Тайной. Не случайно у совершившего преступление первым делом отбирали трубку и разбивали ее вдребезги. Что ж, владеть магическими предметами — немалая ответственность, но и большой почет. Много личных и общеплеменных святынь краснокожих было утеряно или уничтожено во время «индейских войн» прошлого века, какие-то попали в музеи и частные коллекции. Впрочем, некоторыми и поныне владеют хранители-индейцы. Они бережно передают их из поколения в поколение — как, например, Священную Каменную Трубку в резервации сиу «Шайен — Ривер» в Южной Дакоте, или Священную Шапку в резервации «Северные шайены» в Монтане. Как знать, может, эти овеянные веками «таинственные» предметы и помогли индейцам остаться индейцами, а не стать американцами?
Источник
Амулеты индейцев. Символика, значение, применение
«Дикий Запад»… Словосочетание, которое, кажется, способно взбудоражить самое скудное воображение даже у несведущего человека.
Ореол романтики и дух приключений, Зов предков и чувство Свободы, мифы, легенды, сказки и песни, и даже сама История, какой бы кровавой, подчас, она ни была для тех мест, мгновенно оживляются в сознании тысячами страниц прочитанных книг и «живыми картинками» из просмотренных вестернов про ковбоев и индейцев, бравых шерифов и отчаянных золотоискателей, а также просто приключенцев, которых волею случая занесло в край могучих бизонов и благородных волков.
Но вместо экскурса в насыщенное историческое прошлое, предлагаю сегодня приоткрыть совершенно особую страничку настоящего, ниточкой слов и преданий дошедшую до нас из глубины веков вместе с теми немногими, но оттого не менее настоящими, Хранителями Великих Равнин, не вытравленных современностью.
Речь, конечно же, об индейцах, и в частности о символах и амулетах, одинаково почитаемых и ценимых ими что тогда, что сейчас. Но главное, вполне доступных для изготовления в домашних условиях даже теми из нас, кто никаким боком не состоит в родстве с коренными жителями Америки.
Так, например, чтобы защитить себя от сглаза или повысить недостающие качества характера, вовсе не обязательно собственноручно ловить акулу, «раскалывать» шамана на лисий позвоночник или отпиливать бизону зубы (хотя, безусловно, вышеперечисленные атрибуты по сей день остаются одними из самых сильных амулетов).
Самое простое, и главное, вполне себе действенное, что можно сделать — это по индейской традиции прикрыть запястье браслетом, ведь именно запястную зону они считают одним из важнейших центров течения энергии в человеческом теле.
И действительно, почему бы не защитить запястья, уникальность которых уже хотя бы в том, что именно здесь у нас наиболее отчетливо слышится пульс? В качестве материала можно взять практически что угодно, от традиционных кожи и замши, до кожаного или даже вощеного шнура. Гораздо важнее правильно определиться с цветом и декоративными элементами будущего браслета, ведь в них, по сути, и будут заложены главные составляющие амулета.
Хотите повысить уверенность и привлечь удачу в любых делах? Используйте для декора элементы желтого цвета. Любители черных безделушек могут смело рассчитывать на стабильность и надежные связи. Ищущим финансовое благополучие, а также новые приятные знакомства и встречи, рекомендовано декорировать амулет любыми оттенками зеленого. А вот искателям самих себя, желающим покорять новые горизонты, стоит добавить в браслет голубого. При этом не будем забывать и о том, что каждый элемент амулета, будь то бусина или камушек, ракушка или перышко, кусочек коры или чья-нибудь кость, несут в себе заряд собственной энергии, который также будет передан его владельцу.
К слову, все эти элементы можно использовать и без браслета, в виде связки. Шкурки, фигурки животных, различные травы, камушки и прочие приглянувшиеся по энергетике штуковины принято было носить в специальном мешочке на поясе или на шее, чтобы скрыть от чужих глаз и сохранить силу своих талисманов и амулетов.
Немалый интерес представляют также и символы, которые индейцы испокон веков наносили в качестве рисунков не только на одежду и атрибутику, но и на тело как элементы боевого и других ритуальных раскрасов. Кроме того, символы повсеместно встречаются в традиционной вышивке цветным бисером, а также в декоративной резьбе. Ниже будет представлено несколько табличек символов индейцев арапахо, дошедших до нас благодаря научным трудам американского исследователя-антрополога Альфреда Луиса Крёбера.
Расписать значение каждого из них, понятно дело, в рамках этого текста не представляется возможным, поэтому выделю здесь своеобразный ТОП-15, который, думаю, многим будет полезен.
Громовая птица (рис. 2) — верховное существо, одно из самых могущественных божеств в верованиях индейцев Северной Америки. Символизирует абсолютную власть и свидетельствует об авторитете того, кто этим символом пользуется.
Ворон (рис. 3) — создатель Вселенной (по мифам некоторых племен), находчивый, умный и хитрый. Верховное божество, наделяющее обладателя символа гибким умом и обеспечивающее поддержку в любых сложных ситуациях.
Паук (рис. 13) — символ Ветра и Грома, дарующий защиту от сил Зла, Великий Прядильщик, знаменующий собой центр Мира, находясь в центре своей паутины.
Бизон (рис. 1) — символ Силы, Просьбы и Изобилия. Дарует носителю внутреннюю силу и выносливость в любых ситуациях.
Бизонья тропа (рис. 21 — 23) — Путь, Дорога. Хороший символ для всех, кто путешествует или просто Странник в душе.
Черепаха (рис. 4, 5) — защитный, энергетически сильный символ Космического Порядка, «Хранитель Жизни».
Радуга (рис. 49, 50) — символ Преображения, лестница между естественным и сверхъестественным миром.
Солнце (рис. 43) — символ всеобщего Духа, Сердце Мира. Способствует достижению Просветвления, наделяет Силой Разума.
Звезда (рис. 55 — 63) — символ надежды и присутствия Божества. Дарует вдохновение и поддержку, Духовную Силу.
Гора (рис. 81 — 85) — олицетворение Силы и Жизни. Прочность, власть, постоянство — основные характеристики символа.
Паучья сеть (рис. 132, 133) — защита от природных катаклизмов.
Мысли (ум, желание) (рис. 112 — 116) — собирательный символ Молитвы, проводник просьб к Высшим Силам.
«Хитени» (рис. 103 — 110) — собирательный символ Изобилия.
Земля (рис. 75, 76) — Мать, символ Изобилия.
Космос (рис. 77, 78) — символ Мироздания и Порядка, способствует гармонизации окружения.
Эти и другие символы (а начертания одного и того же символа в некоторых племенах сущетвенно разнятся), на мой взгляд, совсем несложно перенять и в нашу повседневную жизнь, украсив ими элементы одежды, обуви или добавив этно-стиля некоторым аксессуарам (многие из них мне не раз доводилось видеть вышитыми на мокасинах, тисненными по коже и просто выполненных в качестве рисунков).
Главное, подойти к делу если не с особым чувством, то хотя бы с душой, обеспечив себе тем самым не только практическую мистическую пользу, но и эстетическое удовольствие.
На этом, кажется, все (пойду вышивать Птицу Грома и Радугу), до новых встреч и публикаций!