Икона палладиум святыня оберег древней руси
Видения о войнах редко бывают обманчивы, потому, что и сама война—это прежде всего духовное противоборство. В трудный момент древние греки призывали воительницу Афину-Палладу, чтоб защитила своею эгидою, а на Руси в лихую годину всегда обращались к Богородице.
В самый канун войны одному Валаамскому старцу в храме во время службы было видение: Божия: Матерь, Иоанн Креститель, святитель Николай и сонм святых молили Спасителя, чтобы он не оставил Россию в грядущей беде. На что Спаситель ответил: Россия должна быть наказана, больше невозможно терпеть мерзость запустения и творимые в ней беззакония. Однако святые продолжали молить его о милости к погрязшим в грехе. Наконец Спаситель сказал: «Я не оставлю Россию».
Увидел Валаамский старец, что и после этих слов Его Богородица, уже одна, продолжала молить Сына Своего о том, чтобы Он помог заблудшему народу в приближающемся испытании: «Вспомни. Сын Мой, как стояла я у Креста Твоего и хотела встать на колени перед ним». Спаситель сказал тогда: «Не надо, я знаю, как ты любишь Россию, и ради слов твоих не оставлю ее. Накажу но сохраню...»
Сущим наказанием был, — «воинствующий атеизм». Одним из первых превратился в руины Чудов монастырь, основанный митрополитом Алексием, тем самым, который с помощью молитвы исцелил жену Золотоордынского хана, вернув ей зрение. За это исцеление князьям русским было разрешено не платить дань. В 1931 году пришел черед и храма Христа Спасителя. К 1943 году намечалось полностью изничтожить все православные храмы. 22 июня 1941 года должны были взорвать храм Рождества Богородицы. Но 22 июня началась война. Народ повалил в церкви, которые еще уцелели от поругания. В первые же дни немецкого нашествия Патриарх Антиохийский Александр III обратился с посланием к христианам всего мира о молитвенной и материальной помощи России. В далекой Ливии митрополит Илия спустился в подземелье, где не было ничего, кроме иконы Божией Матери. Три дня и три ночи он возносил к Заступнице молитвы, прося об одном: открыть ему, что может спасти Россию. На третий день явилась ему Богоматерь в столпе огненном и повелела донести до правителей российских и народа следующее: по всей стране должны быть открыты храмы, монастыри, духовные академии и семинарии. Священников необходимо вернуть с фронтов и освободить из тюрем. В Москве перед иконой Казанской Божией Матери нужно отслужить молебен. После чего икону ту надлежит переправить в блокадный Ленинград, который будет непременно спасен, Затем икона должна быть отправлена в Сталинград и оттуда следовать с войсками до границ России. Владыка связался с представителями Русской Церкви, с советским правительством и передал им этот наказ. Как это ни покажется странным, тиран, внял пророчествам неведомого ему монаха. В годы войны по указу Сталина было открыто 20 000 храмов, в которые устремились не только старички и старушки. Тысячи солдат и офицеров посещали молебны перед отправкой на фронт. Вновь были открыты духовные семинарии, академии, монастыри. Плоды послушания заветам Заступницы не заставили себя ждать.
Еще Петру I — основателю Петербурга было открыто, что город святого апостола Петра избран самой Богородицей и, пока в нем есть икона Казанской Божией Матери и есть молящиеся, никакой враг никогда не сможет в него войти. Вот почему с особым почитанием с иконой-покровительницей, следуя пророчеству Илии, обошли крестным ходом вокруг Ленинграда. А в Сталинграде служба перед иконой шла непрерывно. Перед началом битвы был отслужен особый молебен.
Судьба Тихвинской иконы Богоматери, ее почитание тесно переплетается с историей нетолько Северо-Запада России, но и всей нашей страны. Можно выделить два переплетающихся сюжета — внимание со стороны правящих династий и значение иконы как защитницы, «крепкой помощницы» в ратных делах. Недаром же ее часто называют «палладиумом России».
Икона Божией Матери — Тихвинская— участвовала в спасении Москвы. Икона на борту самолета облетела вокруг города. Э тот чудотворный Образ и сейчас находится в Тихвинском храме расположенном у метро ВДНХ. С момента освящения Храма в 1680 году, храм не закрывался и чудотворная икона неизменно здесь пребывает и подает утешение и исцеление верующим.
И хотя фашисты достигли окраин города, куда уже и трамваи доходили, в Москву они вошли только в качестве пленных. Произошло первое успешное наступление Красной Армии, закончившееся взятием города Тихвина. Символично, что в это же время ставка нашей армии находилась в стенах Троице-Сергиевой лавры.
Киев был освобожден 22 октября (4 ноября) — в день празднования Казанской иконы Божией Матери!
При штурме Кенигсберга как рассказывал один из очевидцев, был такой эпизод —когда наши войска уже совсем выдохлись, на передовую приехал командующий фронтом, много офицеров и с ними священники с иконой. Многие стали шутить: «Вот попов привезли, сейчас они нам помогут. » Но командующий приказал всем построиться, снять головные уборы. Священники отслужили молебен и пошли с иконой к передовой. Мы с недоумением смотрели: куда они идут во весь рост? Их же всех перебьют! От немцев была огненная стена. Но они спокойно шли в огонь. И вдруг стрельба с немецкой стороны резко прекратилась. Тогда наши войска начали обширный штурм Кенигсберга с суши и с моря. Произошло невероятное: немцы гибли тысячами и тысячами сдавались в плен! Как потом в один голос рассказывали пленные: перед самым «русским штурмом» в небе появилась Мадонна (так они называли Богородицу), которая была видна всей немецкой армии.
Сегодня ведутся споры о верующей душе Жукова. Сам он на эту тему ни с кем не говорил. Но Казанскую икону Божией Матери, по свидетельству архимандрита Иоанна (Крестьянкина), с собой по фронтам возил. По рождению своему и воспитанию маршал был православным человеком, как православны были его солдаты. Душа человека — великая тайна, к которой окружающие могут только лишь прикоснуться. Духовная жизнь сокрыта от глаз людских. Тем более жизнь людей, совершивших великие деяния.
После окончания войны, в 1947 году, Сталин пригласил митрополита Илию в Россию. Ведь все переданные им пророчества Божией Матери сбылись— Илии были преподнесены икона Казанской Божией Матери, крест и панагия, украшенная камнями из всех областей России с такими словами «Издревле Русь называется Домом Божией Матери — и здесь, в панагии вашей — изображение Божией Матери в окружении всей Российской земли! Ибо нет земли в России, которая не дала бы частички своей для этой панагии». Сталин присудил Илии премию своего имени, но владыка от этой чести отказался, сказав, что монаху деньги не нужны.
Бывают времена, когда за помощью обращаются к чуду. Но оно является тогда, когда возрождается вера, А вера дар Божий, и дается тем, кто встал на путь испытаний!
Источник
ИКОНОПИСЬ ДРЕВНЕЙ РУСИ
Изобразительное искусство Древней Руси XI-XIII веков, создававшееся в рамках православной церкви.
Общие положения
Русская икона органически связана нитями преемственности с византийским искусством. С принятием христианства в конце X века образцы византийской иконописи начали попадать на Русь и становились не только предметом поклонения, но и предметом подражания. Однако отсюда еще не следует, что русская иконопись была простым ответвлением византийской. Долгое время она находилась в орбите ее притяжения, но уже с XII века начался процесс ее эмансипации. Веками накапливаемые местные черты перешли постепенно в новое качество, отмеченное печатью национального своеобразия. Это был длительный процесс, и очень трудно четко обозначить его хронологические границы.
В Киевскую Русь завозилось много греческих икон, служивших образцами для русских иконописцев. К сожалению, сохранился лишь один памятник константинопольского письма, происходящий из Киева. Это знаменитая икона Владимирской Богоматери, ныне хранящаяся в Третьяковской галерее. Согласно свидетельству летописи она была привезена в Киев из Константинополя и увезена в 1155 году Андреем Боголюбским во Владимир, где хранилась в Успенском соборе. В 1395 году ее отправили в Москву, и здесь она вскоре превратилась в своеобразный палладиум Русского государства. Эта икона, исключительная по своему художественному качеству, наглядно свидетельствует, что Древняя Русь была знакома с самыми выдающимися образцами византийской иконописи.
Иконы XI–XIII веков очень трудно группировать по школам, столько в них общего. Здесь помогают только тщательный стилистический анализ и установленное место происхождения икон, поскольку даты основания церквей либо монастырей нередко служат солидной точкой опоры не только для уточнения датировок, но и для определения той школы, из которой эти иконы вышли.
По своей иконографии иконы XI–XIII веков мало чем отличаются от византийских икон этого же времени. Очень близки они к ним и по стилю. Их довольно темный, скорее сумрачный колорит восходит к византийской палитре. К традициям византийской иконописи восходит и относительно объемная, особенно по сравнению с иконами XV века, трактовка формы. В частности, в лицах переходы от затененных частей к освещенным носят постепенный характер; нередко нос, губы и глаза очерчиваются красными линиями, подчеркивающими рельеф лица. В разработке одеяний широко применяются золотые линии, золотыми линиями членятся и пряди волос. Все это сближает ранние русские иконы с византийскими. Но им присуща и одна оригинальная черта. Они гораздо монументальнее византийских икон, что выражается не только в том, что они намного превосходят их своими размерами, но и в особом художественном строе — более обобщенном и лаконичном. Русский мастер уже на этом раннем этапе подвергает византийские образцы переработке, правда не радикальной, как это было позднее, а едва приметной, сказывающейся в упрощении силуэта и в известном оплощении формы.
Созданию икон большого размера содействовало обилие на Руси огромных лесных массивов, позволявших изготовлять монументальные образа, заменявшие дорогую мозаику. Почти все ранние русские иконы, которые до нас дошли, не имеют прямого отношения к алтарной преграде и, если судить по их большим размерам, были, скорее всего, либо настенными, либо настолпными образами.
Иконы XI–XIII веков выделяются и своей особой торжественностью. Фигуры даются в спокойных, неподвижных позах, лица строгие, фоны гладкие, золотые либо серебряные, иератическая «иконность» образа всячески подчеркнута. Эти иконы писались по заказу князей либо высшего духовенства и украшали большие храмы, где они прославляли того или иного святого либо тот праздник, которым данный храм был посвящен. Чаще всего это были образы Христа и Богоматери. Но широко распространены были также иконы, соименные заказчику, иначе говоря, изображавшие его патрона. В княжеской среде такого рода иконы были особенно чтимы.
Основные памятники
Из-за неоднократного разграбления Киева и Чернигова до нас не дошли ранние южнорусские иконы. В гораздо лучшем положении был расположенный на севере Новгород, оставшийся в стороне от татарского нашествия. Поэтому не случайно именно из Новгорода происходят древнейшие русские иконы. Культурные связи с Киевом были весьма оживленными, и, вероятно, немало икон привозилось с юга в Новгород, где они служили предметом изучения и подражания для местных мастеров. Так были заложены основы для новгородской школы иконописи, из которой вышел ряд первоклассных работ.
По мере рассредоточения культуры, в связи с ростом феодальной раздробленности, отдельные города Владимиро-Суздальской земли начали играть в XII-XIII веках все
большую роль. В этих городах стали складываться свои местные мастерские, расцвет которых был пресечен татарским нашествием. Они меньше считались с унаследованными от Византии канонами, шире использовали народные традиции, благодаря чему их искусство обнаруживает порою большую свежесть и непосредственность выражения.
Новгород
-Икона «Апостолы Петр и Павел» (середина XI века. 2,36×1,47. Историко-архитектурный музей-заповедник, Новгород)
-Икона «Георгий» (30–40-е годы XII века. 230×142. Третьяковская галерея, Москва)
-Двусторонняя икона «Георгий» (около 1170 года. 174×122. Успенский собор в Московском Кремле)
-Икона «Устюжское Благовещение» (вторая половина XII века. 229×144. Третьяковская галерея, Москва)
-Двусторонняя выносная икона «Спас Нерукотворный» (вторая половина XII века. 77×71. Третьяковская галерея, Москва)
-Икона «Ангел Златые власы» (вторая половина XII века. 48,8×39. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург)
-Икона «Богоматерь Умиление» (начало XIII века. 56×42. Успенский собор в Московском Кремле)
-Икона «Николай Чудотворец» (начало XIII века. 145×94. Третьяковская галерея, Москва)
-Двусторонняя икона «Богоматерь Знамение» (до 1169 года. 59×52,7. Историко-архитектурный музей-заповедник, Новгород)
-Икона «Николай Чудотворец» (середина XIII века. 67,6×52,5. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург)
Владимир
-Икона «Богоматерь Боголюбская» (ок. 1158–1174 гг. 185 × 105 см. Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный заповедник, Владимир)
-Икона «Дмитрий Солунский» (конец XII в. 156 × 108 см. Третьяковская галерея, Москва)
-Икона «Богоматерь Максимовская» (ок. 1299–1305 гг. 165 × 66.3 см. Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный заповедник, Владимир)
Ярославль
-Икона «Богоматерь Великая Панагия» (первая треть XIII в. 193.2 × 120.5 см. Третьяковская галерея, Москва)
-Икона «Спас» (середина XIII в. 44.5 × 37 см. Ярославский художественный музей, Ярославль)
-Икона «Архангел Михаил» (конец XIII в. 154 × 90 см. Третьяковская галерея, Москва)
Источник
Тема урока: «Палладиум земли Русской»
Разделы: МХК и ИЗО
Тема урока: “Палладиум земли Русской”.
Цели:
- Возрождение российских традиций духовной культуры.
- Развивать интерес к самостоятельному изучению памятников православной культуры.
- Прививать чувство сопричастности к истории Отечества.
Оформление:
- Репродукция иконы Казанской Божией Матери.
- Репродукция иконы Владимирской Божией Матери.
- Два подсвечника со свечами.
- Плакат из серии “Сокровища Руси”, “Святые места России”.
- Плакат с высказыванием Святого Иоанна Кронштадтского.
- Приложения №1, №2.
Словарная работа:
Ход урока
1.Оргмомент.
2.Слово учителя: Ф.М.Достоевский сказал: “Красота спасет мир. ” Давайте подумаем, о какой красоте говорил писатель? О внешней ли красивости или о чем-то более важном для человека?
Скажите, кому мы больше доверяем? Человеку, у которого изумительная фигура, красивое лицо, но холодные и безразличные глаза, или тому, кто не столь красив внешне, но от него веет теплом, глаза которого лучатся добротой?
Ответы учащихся.
Слово учителя. Где мы лучше себя чувствуем? В фешенебельной пятизвездочной гостинице или у бабушки в деревне, где нет шикарных апартаментов, но так тепло и пахнет домом: пирогами, травами и чем-то родным и близким?
Ответы учащихся.
Слово учителя. Душа, дух! Вот о чем говорил Ф.М.Достоевский. Но можем ли мы говорить о красоте души человека, если он не знает истоков своей культуры? Вряд ли!
Для того, чтобы душа жила, ей надо пищу, пищу духовную – это знание своих истоков, знание истоков нашей культуры.
Мы с вами на уроках не раз говорили на эту тему. Говорили о том, что культура России очень многогранна, о том, что в ней воедино сплелось органично язычество и религия.
Сегодня мы продолжим разговор о ценностях нашей культуры.
Учитель: Что такое икона?
Ученик зачитывает словарную статью.
Варианты ответов учащихся:
А) Изначально икона создавалась как предмет культа, такой же предмет поклонения, как и крест.
Б) В древности к иконе как к предмету поклонения относились с большим уважением. Икона считалась лучшим и очень ценным подарком.
В) Иконы были не только в храме, они были в каждом доме на самом почетном месте — в красном углу – висели образа.
Г) А еще иконы устанавливались на развилках дорог, у колодцев, вывешивались на воротах при въезде в город.
Записать в тетради значение слова “ИКОНА”
Учитель: Кого чаще всего изображали на иконах?
Ученик: Чаще всего изображали святых.
Учитель: А почему святых?
Варианты ответов учащихся
А) В средние века в жизни каждого человека, кем бы он ни был и чем бы ни занимался, играли большую роль, При крещении ребенок получал христианское имя в честь какого-либо святого. Считалось, что этот святой покровительствует человеку на протяжении всей его жизни.
Б) Не только одному человеку. Целым категориям людей. Никто не оставался без покровительства святых.
Святой Георгий считался покровителем воинов и хлебопашцев.
Святой Николай покровительствовал строителям.
Козьма и Демьян покровительствовали кузнецам и лекарям.
Учитель: А как вы думаете, когда на Руси появились иконы?
Ученик: Мне кажется, на Руси первые иконы появились с принятием христианства на Руси .
Учитель: Совершенно верно. Иконы на Руси появились после принятия Русью христианства. Сначала их привозили из Византии. Именно византийские художники стали первыми учителями русских изографов.
Кто такой изограф? Кто им мог стать? Какие требования предъявлялись к изографам? На все эти вопросы вы ответите, обратившись к, отрывку из книги “Стоглав”, лежащему у вас на столе. (приложение №1).
Кто же такой “ИЗОГРАФ”? Что вы узнали из отрывка?
Ответы учащихся.
Записать в тетрадь значение слова “ИЗОГРАФ”.
Учитель: Евгений Трубецкой. “…иконопись выражает собою глубочайшее что есть в древнерусской культуре, более того, мы имеем в ней одно из величайших мировых сокровищ религиозного искусства.”
Иконы Божьей Матери, о которых мы сегодня будем говорить, наиболее известны. Это древние святыни России. Они прославлены самыми разными чудесами: явлениями, знамениями, исцелениями больных. И все же глубокую народную любовь они снискали именно во время войн и вражеских нашествий. Это были иконы-защитницы, иконы-хранительницы Земли Русской. Их поднимали на крепостные стены во время штурма города неприятелем; их носили по стану перед сражением, с ними шли на битву. Так было и на поле Куликовом, и под Сталинградом.
Ученик: До сих пор православные люди считают, что иконы стоят на страже нашей земли. “Тихвинская икона хранит и благословляет северные пределы, — пишет иеромонах Филадельф. — Иверская икона — южные.
Почаевская и Смоленская ограждают Землю Русскую с запада. На востоке до края земли сияет лучами благодати, ограждая российские земли, Казанская икона Божьей Матери. А в центре сияет образ Божьей Матери Владимирской”.
Зажигается свеча перед иконой Владимирской Божией Матери.
Учитель: Владимирская Божья Матерь — главная святыня России. (Записать в тетрадь)
По общему верованию предков, Владимирская икона написана евангелистом Лукою на доске от того стола, за которым трапезовали Иисус Христос, Дева Мария и Иосиф Обручник. Это не список, а подлинная святыня, прошедшая сквозь два тысячелетия
Ученик: Эта дивная икона избирала местом своего пребывания разные города :
Иерусалим, Константинополь, Киев, Вышгород, Владимир, Москву. В
Москве она пребывает и сейчас. Но Владимирская Божья Матерь не только покровительница Москвы, Она – хранительница всей России, всего русского Православия, Владимирская икона — это Русь, сбросившая татарское иго.
Ученик: В 1395 году Русской земле угрожала страшная опасность. В ее пределы вступил жестокий завоеватель Востока –Тамерлан. Меч самаркандского завоевателя мог положить конец самому государственному бытию России. Тамерлан со своими полчищами приблизился к рязанским пределам, взял город Елец. После разгрома Ельца Тамерлан дошел до Дона, направляясь к Москве. Князь Василий Дмитриевич спешно собрал войско, вышел на берег Оки, где и остановился. Сил для отражения нашествия явно не хватало, и тогда князь послал гонца к митрополиту с просьбой принести из Владимира икону Божьей матери. Десять дней несли икону до Москвы. Это было поистине грандиозное шествие: десять дней икону окружала огромная людская масса, не раз повторявшая на едином дыхании:” Матерь Божия, спаси Землю Русскую!”Это были дни всероссийской молитвы о родной земле. И молитва народа была услышана. Тимур неожиданно повернул назад. Русь была спасена. Почему ушел “Железный хромец”? В книгах по истории объяснений не приводится (ушел, и все), а вот русский летописец уверен, что Тамерлан “бежал, гонимый силою Пресвятой Девы”.
Учитель: Яркую страницу в летопись чудес от Владимирской иконы вписало уникальное событие, известное в истории под названием “Великое стояние на Угре”.
Ученик: В 1480 году, после того как Иван 3 разорвал ханскую басму и отказался платить дань Орде, на Москву устремились несметные полчища хана Ахмада. Дойдя до Угры, войско хана встало в ожидании благоприятного момента для атаки. На противоположном берегу Угры выстроились русские войска. В передних рядах воины держали икону Владимирской Божьей Матери.
Долго и напряженно стороны ждали нападения и решающей битвы; но никто из противников не хотел нападать первым. Русские чуть отошли от реки, давая татарам возможность начать переправу, но и татары стали отходить. Русское войско остановилось, а татарское продолжало отдаляться. И вдруг грозные ордынские всадники помчались прочь без оглядки, паникуя и словно бы трепеща от страха, хотя никто на них не нападал, никто не преследовал. Что случилось?
Русским воинами это событие было истолковано как явное выражение покровительства Владычицы Небесной Земли Русской.
Ученик: Невозможно перечислить сейчас все чудеса, связанные с Иконой Владимирской Божьей Матери, и назвать все иконы. Образов Владимирской иконы Божьей Матери по России великое множество, и многие из них являются местночтимыми или чудотворными.
Первая из Владимирских икон — та, что написана святым апостолом Лукой, — находится в Москве, в Третьяковской Галерее. В великие престольные праздники святыня появляется перед православными в Успенском соборе Кремля, участвует в самых торжественных молебнах.
Зажигаем свечу перед иконой Казанской Божией Матери.
Учитель: Мы не знаем, кто и когда написал эту икону и откуда она пришла в Казань. Известно только, что это список с образа, который хранился во Влахернском храме в Константинополе. О появлении иконы Казанской Божьей матери существует легенда.
Ученик: В 1579 году Казани сильно пострадала от большого пожара. Сгорел дотла и дом стрельца Онучина. У стрельца этого была дочь, маленькая восьмилетняя девочка Матрена. И вот во сне Матрена увидела Божию Матерь, которая велела объявить всем, что Ее чудотворная икона находится в земле под развалинами сгоревшего дома. На пепелище девочка сама достала из земли икону, которая сияла новыми красками, каким-то, как будто изнутри вспыхнувшим, светом.
Записать “Казанская Божия Матерь”
Учитель: Казанская икона воссияла на востоке, но ей суждено было стать хранительницей северной столицы и всей России. Не один раз помогала Казанская Божия Матерь России.
Ученик: Первый раз это случилось в Смутное время. Предстояла решающая битва за Москву, но князь Дмитрий Пожарский не хотел разрушать Москву, и все ополчение молилось перед иконой, прося сохранить город. Молитвы были услышаны: 22октября 1612 года русские, призвав на помощь Царицу Небесную, пошли на приступ и взяли Китай-город, куда вместе с войском вошла и Казанская икона.
Учитель: На помощь России Казанская Божия Матерь пришла и в годы Великой Отечественной войны.
Ученик: После наступления полной блокады Ленинграда митрополит Гор Ливанский Илия имел видение Божией Матери, которая объявила, что Ленинград будет спасен, если икону из Князь-Владимирского собора с крестным ходом обнесут вокруг города. Казанскую икону вынесли из собора, пронесли по осажденному городу. И город выстоял. В январе 1943-го блокада была прорвана.
Ученик: Чудотворная икона была отправлена в Сталинград, где перед нею непрерывно служились молебны и панихиды. Победа под Сталинградом стала переломным моментом во всей Второй Мировой войне.
Казанская Богородица помогла нашим войскам и при штурме Кенегсберга.
Ученик: Многие чудеса совершали иконы Казанской Божией Матери. Они сияли дивным светом, от них слышался голос Богородицы, они источали слезы, они не сгорали в огне, они исцеляли больных и останавливали эпидемии.
Сейчас почти в каждом русском городе отыщется чтимая Казанская. Наиболее почитаемая икона Казанской Божией Матери находится в городе Санкт-Петербург в Казанском соборе.
Учитель: Мы говорили сегодня только о двух иконах с образом Богородицы.
Для того, чтобы вы могли твердо различать их, вы найдете в описаниях этих икон, которые лежат перед вами, общие черты и различия между ними. Назовите общее в описаниях этих икон. Назовите отличия.
(Ученики работают с приложением №2.)
Ответы учеников.
Учитель: А теперь вернемся к словам, написанным на доске. Вы уже в тетради записали значение слов: “икона”, “изограф”. Как вы думаете, какое значение имеет слово “палладиум”?
Ответы учащихся.
Записать: “Палладиум — защитница”.
Ученик: Святой Иоанн Кроншадтский говорил:
“Мы веками дознали и убедились, сколь сильна и спасительна молитва Ее. Сколько раз Она спасала Отечество наше и грады наши, народ наш, села наши, и многих в отдельности — от всяких бед и зол!”
Учитель: Русский философ Иван Ильин писал в одной из своих работ:
“Судьбы народа сокрыты в его истории. И мы, смущенные, мы, малодушные и маловерные, мы должны научиться читать и разуметь молчаливые глаголы нашего прошлого; разуметь сокровенные судьбы и явные дары, и таинственное признание нашего народа, нашего русского величия, уверенно разуметь и уверенно предвидеть грядущее всенародное воскресение России.”
Подведение итогов урока.
Приложение №1.
Нравственный портрет иконописца нарисовал “Стоглав”: “Подобает бо бытии живописцу смирну и кротку, благовейну, не празднослову, не смехотворцу, не сварливу, не завистливу, не пьяницы, не убийцы, не но же всего хранити чистоту душевную и телесную со всяким опасением… в посте и в молитве пребывати”.
На Руси к иконописцам относились с большим почтением. Немало мастеров иконного дела принадлежало к монашескому чину: полулегендарный Олимпий, живший в Киеве в 12 веке, Андрей Рублев.
Перед началом работы над иконой художник постился, воздерживался от хмельного, накануне ходил в баню, облачался в чистую рубаху. Приступая к работе, иконописец возносил молитву Богу, испрашивая у него благодати на труды свои.
Приложении №2.
ОПИСАНИЕ ВЛАДИМИРСКОЙ ИКОНЫ
Поясное изображение Богоматери. На Ее правой руке сидящий Младенец. Он припал левой щекой к правой щеке Богоматери. Левая рука Пресвятой Девы направлена к Младенцу. Его правая ручка протянута к левому плечу Богоматери, левой ручкой он обхватывает Ее шею. Левая ножка Младенца Христа согнута так, что видна подошва ступни, что в последующее время становится обязательным признаком иконографии этого образа.
Икона передает полное нежности общение ребенка с матерью, предвидящей страдания Сына на Его земном пути.
Иконы этого типа, изображающие ласкание Младенца и Богоматери, получили на Руси название “Умиление” (греч. “Елеуса”)
ОПИСАНИЕ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ
Погрудное изображение Богоматери. Голова Богоматери склонена к Младенцу вправо.Изображение Младенца поясное, анфас.Правая рука его поднята и благословляет род человеческий; левая рука опущена и прикрыта гиматием (прямоугольный длинный кусок ткани – плащ, надеваемый поверх хитона).
Иконографический тип – “Одигитрия” (греч. “Путеводительница”).
Библиография
- Орехов Д. Святые иконы России. — СПб.:ИД “Невский проспект”, 2002
- Рябцев Ю.С. История русской культуры. Москва. “Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС”, 1997
- Харламова Т.И. Конспекты по истории русской культуры. Москва -2001
- Балакина Т.И. Хрестоматия по истории русской культуры. Издательский центр, Москва.
- Энциклопедический словарь (любой)
Источник