Знак рыбы
О раннехристианском символе Спасителя, дожившем до наших дней
Время от времени мы видим на чьей-то машине, или майке, или кружке символ рыбы. Что он означает? Он выглядит современно, но на самом деле это очень древний христианский символ, о котором нам стоит вспомнить подробнее.
Но начать придется с символов вообще — потому что здесь мы входим в мир, который был своим для наших предков, людей Библии и церковной Традиции, но малопонятен нам.
Мы привыкли к более плоскому, утилитарному языку, в котором каждое слово или пиктограмма имеет одно значение, к языку, который легко переводить компьютером из-за того, что он без труда распадается на изолированные фрагменты. Современному человеку бывает почти невозможно читать Писание с его глубоко символическим языком, и значительная часть атеистической критики Библии как раз и связана с неспособностью к символическому пониманию. Попробуем, однако вернуться в мир символов.
Само слово «символ» восходит к греческому σύμβολον . Расставаясь, друзья разламывали дощечку — чтобы годы спустя они (или их потомки) могли опознать друг друга по тому, как части подходят друг к другу. Представьте себе двух друзей — назовем их, скажем, Алексис и Геннадайос — которые выросли в одном Полисе, плечом к плечу сражались в фаланге гоплитов, потом Геннадайос уехал за море и поселился в одной из греческих колоний. Алексис женился, у него родился и вырос сын, и вот его сын должен поехать по каким-то делам в эту колонию — и Алексис дает ему этот самый «символ», чтобы его могли признать в доме Геннадайоса как сына его старого друга. Сын Алексиса прибывает на место и узнает, что Геннадайос уже давно умер — но его потомки бережно хранят «символ», и когда он показывает свою половинку, сыновья Геннадайоса радостно принимают его в своем доме.
«Символ» был своего рода вещественным паролем, по которому люди могли понять, что имеют дело со своими.
Символ не просто сообщал какую-то информацию — он был связан с чувством общности, разделенной жизни, напоминал о понесенных вместе трудах и опасностях, об обязательствах старой дружбы. Сам по себе обломок дощечки ничего не стоил — и не имел никакого значения для посторонних — но для тех, у кого он хранился, он был очень важен.
Нечто подобное бывает у нас со старыми вещами. Как говорится в стихотворении Елены Благининой «Шинель»:
Почему ты шинель бережёшь? —
Я у папы спросила. —
Почему не порвёшь, не сожжёшь? —
Я у папы спросила.
Ведь она и грязна, и стара,
Приглядись-ка получше,
На спине вон какая дыра,
Приглядись-ка получше!
Потому я её берегу, —
Отвечает мне папа, —
Потому не порву, не сожгу, —
Отвечает мне папа. —
Потому мне она дорога,
Что вот в этой шинели
Мы ходили, дружок, на врага
И его одолели!
Язык Предания всегда глубоко символичен; он не просто сообщает нам какую-то информацию; он распахивает окна, за которыми стоит целый мир. И этот язык не сводится к словам; Церковь возвещает, разъясняет, и отстаивает свою веру на языке иконописи, храмовой архитектуры, богослужебного пения, жестов, обрядов. И вот одним из древнейших христианских символов является Ихтис — изображение рыбы.
Любой символ многозначен — как говорит известный филолог Сергей Сергеевич Аверинцев, «Если для чисто утилитарной знаковой системы полисемия (многозначность) есть лишь бессодержательная помеха, вредящая рациональному функционированию знака, то символ тем содержательнее, чем более он многозначен: в конечном же счете содержание подлинного символа через опосредующие смысловые сцепления всякий раз соотнесено с «самым главным» – с идеей мировой целокупности, с полнотой космического и человеческого «универсума».
Иными словами, символ существует внутри вселенной, где все взаимосвязано и все наделено глубоким смыслом. В отличие от утилитарного языка — например, языка, на котором написана инструкция по сборке этажерки из «Икеи» — символический язык является трехмерным, а не плоским, его высказывания всегда являются частью органического контекста, с которым они соединены многими путями.
Так картины великих мастеров можно рассматривать очень и очень долго — и они каждый раз будут говорить вам что-то неожиданное. За символом всегда стоит взгляд на мир как на «Творение», (по гречески это будет «поэма»), как на целостность, объединенную общим замыслом Создателя, где каждая деталь вплетена в общий узор.
Итак, рассмотрим такой символ, как Ихтис — знак рыбы.
Ίχθύς Раннехристианская надпись, Эфес
Прежде всего, это исповедание веры. Греческое слово «Ихтис» (рыба, отсюда «ихтиология», наука о рыбах) можно прочесть как акроним (сокращение по первым буквам) имени Иисуса Христа, состоящий из начальных букв слов: Ἰησοὺς Χριστὸς Θεoὺ ῾Υιὸς Σωτήρ (Иисус Христос Божий Сын Спаситель).
Нам может показаться, что совпадение названия рыбы и акронима имени Господа совершенно случайно — просто забавная игра слов. Но для первых христиан это было не так. Они остро осознавали, что мир, в котором они живут — с его рыбами и птицами, растениями и животными — это Божий мир. Великая книга природы написана Богом, обращена к людям, и ее главное предназначение — говорить о Создателе. Рыба — это не просто рыба, как и вообще в мире нет ничего «простого», бессмысленного, ничего не означающего. Рыба присутствует в этом мире, чтобы научить нас чему-то и открыть какие-то тайны. Не случайны и человеческие языки — то, что рыба напоминает о Христе, это не совпадение, а промысел.
Начертание рыбы означает, что человек по имени Иисус, живший в конкретное время в конкретном месте — есть Христос, то есть предреченный пророками Избавитель, Сын Божий и Спаситель. Причем в древнем мире слово «спаситель» (сотер) было царским титулом. Древние властители претендовали на то, что они являются «сотерами», то есть спасителями своих подданных от войны и других бедствий. Христиане говорили, что подлинный Царь и Спаситель — Христос, который спасает нас от подлинного бедствия — греха.
Ихтис также служил «символом» в первоначальном смысле — как знак, по которому свои узнают друг друга. Это было особенно важно во время гонений — один христианин мог провести на земле дугу, которая сама по себе ничего не означала и выдавала его гонителям, а другой мог провести такую же дугу, так что получалась рыба — и так братья во Христе узнавали друг друга.
Ихтис служил (и служит) и в качестве напоминания (мы могли бы сказать «гиперссылки») на многие Евангельские эпизоды, связанные с рыбаками и рыбами. Он напоминает об Апостолах-рыбаках; о чудесном улове святого Апостола Петра, после которого он, пораженный, восклицает «выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных» (Лук.5:8,9) О словах Господа Петру «не бойся; отныне будешь ловить человеков» (Лук.5:10) Об умножении хлебов и рыб, которое дважды упоминается в Евангелии (Мк.6:41; 8:7) О чуде с монетой во рту у рыбы (Мф.17:7) О другом чудесном улове, когда уже по Воскресении Своем Господь «сказал им: закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете. Они закинули, и уже не могли вытащить [сети] от множества рыбы» (Иоан.21:6) О трапезе, которую Воскресший разделил с учениками — «Иисус приходит, берет хлеб и дает им, также и рыбу» (Иоан.21:13,14)
У ранних церковных авторов рыба также ассоциируется с Евхаристией, которую Христос подает Своим верным, как Он говорит в Евангелии «Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы?» (Лук.11:11) «Рыба» — Христос, как истинный хлеб жизни, противопоставлялась толкователями «змее»-диаволу.
Св.Климент Александрийский называет Христа «рыбаком» и сравнивает христиан с «рыбами»:
Рыбарь всех смертных,
В волнах неприязненных
Из моря нечестия
Тертуллиану вода и рыбы говорят о Таинстве Крещения: «Мы маленькие рыбки, ведомые нашим ikhthus, мы рождаемся в воде и можем спастись не иначе, как пребывая в воде»
Изображение рыбы встречается в раннем церковном искусстве — например, мы можем вспомнить знаменитую мозаику в иерусалимской церкви Умножения Хлебов и Рыб. Хотя символ рыбы никогда не исчезал из христианского искусства, он постепенно отошел на второй план — и пережил возрождение в 70-тые годы ХХ века, когда христиане стали размещать его на логотипах своих бизнесов или на машинах, иногда с надписью «Иисус» или «Ихтис» внутри.
Это вызвало несколько забавную борьбу автомобильных символов — американские атеисты избрали своим символом «рыбу Дарвина» — то есть рыбу с ножками, которая должна была указывать на то, что вся жизнь, согласно теории Эволюции, зародилась в воде и потом вышла на сушу. Сторонники строгой буквальности в чтении книги Бытия ответили, изобразив «рыбу Дарвина» вверх ногами, в знак ее нежизнеспособности.
Верующие ученые, которые не видят непреодолимых разногласий между верой и эволюционной теорией, в свою очередь, совместили оба символа и выпустили рыбу с ножками и надписью «Иисус».
«Ихтис» — живой символ и у нас, в России, например, есть православный вокальный ансамбль с таким названием.
А для нас символ рыбы, где бы мы его ни видели — напоминание о Господе нашем Иисусе Христе, знак того, что нам стоит остановиться о поразмыслить над Его Евангелием.
На заставке: «Тайная вечеря», фреска XIII в. в пещерной церкви, Каппадокия. Тело Христово на блюде изображено в виде рыбы
Источник
Предполагаемый гороскоп Иисуса Христа
Споры о природе Вифлеемовской звезды и рождении Иисуса не утихают уже многие столетия. Все исследователи, в том числе даже некоторые библиисты, склоняются к версии, что дата его рождения вовсе не 25 декабря. Сюда, на последний день зимнего солнцестояния, его назначили лишь в IV веке на Константиновском соборе. В это время шла активная христианизация западного мира. Однако далеко не все жители хотели принять христианскую веру и забыть свои традиции. Хитрость христианского руководства заключалась в том, чтобы оставить праздники в те же дни, но дать им другие названия и другое значение. Там зимнее солнцестояние (Коловорот, Сатурналии) стали рождеством. А летнее солнцестояние — днём Ивана Купалы.
Другим фактом является то, что практически все исследователи уверены: такая личность, как Иисус, действительно существовала! Вот только когда он жил?
2000 лет назад, в предполагаемую эпоху рождения, годы вовсе не считали от абстрактной точки — некого рождения. В Римской Империи была конкретная дата начала летоисчисления — со Дня Основания Рима (13 апреля 753 года до н.э.). «Нашей эры» и «до нашей эры» — таких понятий тогда вообще не было. Годы считали от Сотворения Мира, от Основания Рима или от других ключевых дат. Только в VI веке возникла идея сделать точкой отсчёта рождение Христа. В 525 году папа римский Иоанн I приказал монаху Дионисию Малому пересчитать «пасхальные таблицы» (церковный календарь), но велел годы считать от Рождества Христова, а не от «нечистивцев». Но, как выяснится позже, монах ошибся в расчётах: начальная точка оказалась на 7 лет позже.
И ведь 7 год до нашей эры весьма примечателен по планетным констелляциям!
Астрологи вообще давно пытаются реконструировать гороскоп Иисуса Христа. Прорывом в этом направлении стала идея того, что многие библейские легенды — не что иное, как иносказательно-мифическое описание астрономических факторов! Ну, например, легенда гласит, что младенец родился в хлеву, в яслях. Но иудеи с почтением относились к таинству деторождения: они бы никогда не допустили женщине на сносях рожать в хлеву. Ясли — это знак! И ведь в зодиакальном поясе действительно есть такой объект: Туманность Рака — Ясли. Иисус родился в Яслях, видимо, надо понимать под туманностью Ясли. Весьма вероятно, что это туманность должна находиться на Асценденте.
Если принять во внимание, что родился он осенью (после летней жары и до прекращения выпаса скота), то это может быть сентябрь–октябрь. Ясли в 7 г. до н.э. имели долготу примерно 9°06′ Рака. Значит, и Асцендент должен быть где-то тут. Более того, в сентябре на Ближнем Востоке Ясли восходили тогда около полуночи, что полностью соответствует легенде. А рядом с Яслями расположены звёзды созвездия Рака: Асцеллус Бореалис и Асцеллус Аустралис — Северная Ослица и Южная Ослица. Вот вам и ослы…
Важным фактором следует считать Луну: в особенности, что она управитель восходящего знака. Имея общее представление о жизненных этапах, наиболее вероятно, что Луна у Иисуса должна быть либо:
- в 9 доме и знаке Рыб.Что как раз отмечает фазу полнолуния (в сентябре) и соединение Луны с Юпитером и Сатурном в сентябре 7 г. до н.э. Согласно легенде, Иисус много путешествовал. Многие свои знания и умения подчеркнул у кришнаитов в Индии. 9 дом как раз соответствует перениманию чужих знаний. А Рыбы — вообще описывают его натуру «не от мира сего»;
- в 12 доме и знаке Близнецов. 12 дом — признак вечных гонений, служения другим, бедности и скитаний. Это дом философии, религии: у основателя одной из крупнейших религий — это вполне оправдано.
Таким образом, наиболее вероятными датами рождения Иисуса можно назвать (для удобства все даты представлены по григорианскому календарю):
- 9 сентября 7 г. до н.э., около полуночи;
- 16 сентября 7 г. до н.э., около полуночи;
- 6 октября 7 г. до н.э., поздно вечером.
Высшие планеты не отключаем: хотя в то время их не использовали, но они ведь от этого никуда не делись.
Во всех 3 картах сразу обращает на себя внимание Северный Узел: в первых двух он в 29° Овна — градусе идеологии, новых идей, реформаторства, харизмы; стоящий в 10 доме (на куспиде 11-го для любителей системы PLACIDUS). Прямо указывает на идейный путь лидера! Плюс Северный Узел стоит в соединении с Лилит — реализация жизненного пути через страдания. Но это также и «кровавое» наследие (Лилит в Овне). Ведь так или иначе, а многие христиане отличались непримиримостью и жестокостью: вспомним и охоту на ведьм, и крестоносцев, и конкистадоров, уничтожавших целые поселения индейцев в обеих Америках. Да и на Руси насаждение христианства происходило огнём и мечом! Классика Лилит в Овне на Северном Узле — кровавые последствия. В 3 карте вообще Северный Узел в 28° Овна сближается с Лилит в орбисе почти 1°!
В 1 карте сильно выражен знак Рыбы! Теснейшее соединение полной Луны с Юпитером и Сатурном — важнейший астрологический знак, который мог быть истолкован волхвами. Ещё и Уран тут же. И все они на 9 месте карты.
Во 2 карте Луна стоит на Селене в 12 доме. Что тоже весьма знаково.
В 3 карте мы видим практически точное (в орбисом всего 28′) соединение Юпитера и Сатурна! Да и Марс тут уже продвинулся в знак Стрельца.
В первых 2 картах Солнце идёт в соединение к Плутону — планете лидерства и высших сил. Во 2 карте это сближение уже тесное. Но в 1 карте Солнце приближается в оппозициях к Юпитеру и Сатурну, а во 2 карте прошло их. Зато 3 карта богата точными аспектами и яркими звёздами.
В 3 карте Плутон вместо соединения с Солнцем встаёт точна на ИС, что ещё больше увеличивает его силу.
Во всех 3 картах управитель дома смерти, Сатурн, находится в оппозиции к Плутону (точнее всего этот аспект в карте №1), что предвещает смерть в результате казни.
Интересны и звёзды
В 1 карте Луна стоит на звезде Альферац (альфе Андромеды). Придаёт гармоничность натуре, несёт в себе доброе отношение к людям, что способствует популярности. Однако, если Сатурн проходит через эту звезду, находящуюся в соединении с другой планетой, это указывает на ослабление привлекательности в обществе. При соединении с МС, АСЦ, Солнцем или Луной (а у него как раз с Луной!) можно говорить о популярности в массах, гармоничных отношениях с окружающими.
А вот в карте №3 на эту звезду встают Юпитер и Сатурн!
В 1 карте Меркурий попадает на Принцепс (дельту Волопаса). Звезда воинов, авантюристов. Возвышение в экстремальных обстоятельствах. Даёт долгое царствование. C Меркурием — красноречие, дар убеждения.
В 1 карте Селена встаёт на Дирах (мю Близнецов). Магическая звезда. Даёт огромный авторитет в узком кругу, не формальную власть, лидерство.
Нужно отметить, что во всех 3 картах Нептун находится на звезде Проксима (альфе Центавра), несущий победу ищущим, тем, кто верит и хочет.
Ну и, по определению, везде на Асценденте туманность Ясли.
Во 2 карте Луна встаёт на яркую звезду Кастор (альфу Близнецов). Это звезда дорог, дальних странствий, получения информации, учительства. Она же судит смерть от ран.
В карте 3 на Альферац встают Юпитер и Сатурн, а Луна на МС находится на звезде Батен Кайтес. Что тоже описывает образ жизни.
При этом, любопытно, что в 3 карте Северный Узел и Лилит попадают на звезду Алголь (бету Персея), голову Медузы Горгоны. Это звезда ужаса.
А вот Селена уже находится на звезде Альхене (гамме Близнецов), дающей большую духовную силу.
Согласно легенде, в день смерти Иисуса «… и воцарилась тьма с часа 6 до 9-го…». В описании этой «тьмы» исследователи видят обычное астрономическое явление — солнечное затмение. В I веке н.э. на Ближнем Востоке было 2 солнечных затмения: 6 февраля 26 года и 24 ноября 29 года.
Обратите внимание на 6 февраля 26 года:
- Это была среда (в I веке н.э. юлианский и григорианский календари совпадали по датам). Согласно легенде, Иисус провёл на кресте почти 2 суток. То есть получается, что похоронен был в пятницу, а воскрес на 3 день — воскресенье.
- На тот момент (с 7 года до н.э.) ему шёл 33 год (что согласуется с легендой).
- Затмение произошло в его 8 доме — доме смерти.
Таким образом, если с датой рождения имеются варианты, то дата смерти, скорее всего, весьма определённая — 6 февраля 26 года.
Ну, а выбрать наиболее подходящий гороскоп — попробуйте сами!
Источник