- Краткий анализ стихотворения «Храни меня, мой талисман…» по плану
- 1. История создания
- 2. Литературное направление
- 3. Род
- 4. Жанр
- 5. Проблематика
- 6. Тематика
- 7. Идея
- 8. Пафос
- 9. Система образов
- 10. Центральные персонажи
- 11. Лирический герой
- 12. Сюжет
- 13. Композиция
- 14. Художественные особенности
- 15. Строфика, размер, рифма
- 16. Средства художественной выразительности
- 17. Значение произведения
- 18. Актуальность
- 19. Моё отношение
- 20. Чему учит
- КИНО / ПРОИЗВЕДЕНИЯ
- Сюжет
- Стихотворение и анализ «Храни меня, мой талисман…»
- Краткое содержание
- История создания
- Жанр, направление, размер
- Композиция
- Образы и символы
- Темы и настроение
- Основная идея
- Средства выразительности
Краткий анализ стихотворения «Храни меня, мой талисман…» по плану
1. История создания
Точную дату написания Пушкиным своего бессмертного произведения «Храни меня, мой талисман» исследователи не называют.
Предположительно, текст родился в 1824-1825 годах, когда поэт познакомился с графиней Воронцовой.
Также достоверно неизвестно, насколько близкие отношения связывали этих двух людей, особенно если учесть, что женщина была замужем. Но симпатия между ними определенно возникла.
Иначе Елизавета Воронцова не подарила бы Пушкину тот знаменитый перстень, который встречается на портретах и тетрадочных набросках поэта.
Об этом талисмане и говорится в рассматриваемом произведении.
Пушкин очень любил свой перстень. Будучи человеком глубоко суеверным, он наделял его мистической силой, и все его друзья тоже верили, что это самый настоящий любовный талисман.
Поэт практически не расставался с украшением. С пальца он его снял только перед смертью. Уже чувствуя, что умирает, Александр Сергеевич отдал свой талисман Жуковскому.
2. Литературное направление
Произведение родилось в период Южной ссылки, и, как большинство других текстов, созданных Пушкиным в это время, относится к романтизму.
3. Род
По роду это лирика, если быть более конкретными, то это любовная лирика.
4. Жанр
По жанру – послание, но необычное, так как обращено к неодушевленному предмету, который силой воображения автора оживает.
5. Проблематика
Это искреннее, глубоко интимное стихотворение не затрагивает каких-то серьезных проблем.
По сути, оно выявляет страхи и надежды автора, помогает понять пройденный им жизненный путь.
6. Тематика
Пушкин затрагивает любовную тему.
Центром повествования становится талисман, обращаясь к которому, поэт постепенно открывается перед читателем, обнажает свою душу.
7. Идея
Стихотворение написано для того, чтобы изложить свои внутренние переживания, выразить надежды.
Вполне возможно, что Пушкин искренне верил в волшебную силу талисмана, и поэтому все его просьбы, обращенные к перстню, животрепещущи и актуальны.
8. Пафос
Эмоциональный фон произведения пропитан светлыми, настоящими чувствами. Здесь читатель улавливает и любовь, и надежду, и тревогу.
9. Система образов
Центральным образом становится тот самый талисман. Именно обращение к нему звучит рефреном и проходит по всей ткани стихотворения.
Автор наделяет перстень, врученный ему любимой женщиной, волшебной силой. Он по-настоящему верит, что талисман может защитить от разных жизненных невзгод.
Но образ талисман не единственный. В произведении автор красочно рисует и картины несчастий, от которых он просит перстень уберечь его:
Когда подымет океан
Вокруг меня валы ревучи,
Когда грозою грянут тучи —
Храни меня, мой талисман.
В уединенье чуждых стран,
На лоне скучного покоя,
В тревоге пламенного боя
Храни меня, мой талисман.
Вообще, все стихотворение построено на ярких образах. Благодаря такой форме и реализации читатель может воочию представить, чего боялся Пушкин, чего он хотел избежать в своей жизни и от чего просил свой талисман уберечь его.
10. Центральные персонажи
Произведение построено в форме монолога, обращающегося к неодушевленному предмету, наделенному воображением автора мощной силой.
Талисман нельзя назвать полноценным персонажем. Хотя он и олицетворяется Пушкиным, но никаких активных действий не совершает.
Поэт относится к своему «защитнику» с неким трепетом, он чувствует волшебную силу предмета и просит его о защите. Но все же, произведение лишено персонажей в классическом понимании этого термина.
11. Лирический герой
Все, о чем говорится в рассматриваемом тексте, Пушкин испытывал лично. Вот почему лирическим героем можно назвать художественную проекцию самого великого русского классика.
То есть лирический герой — сам Пушкин.
12. Сюжет
Как уже говорилось выше, произведение представляет собой монолог, поэтому конкретного сюжета не имеет.
Его можно сравнить с бусами: подобно бусинам, автор просто нанизывает свои просьбы, обращенные к талисману, одну за другой. Так и создается этот поистине удивительный поэтический текст.
13. Композиция
Формально можно сказать, что композиция состоит из пяти частей, в каждой из которых автор излагает новую просьбу, выражает определенную надежду на то, от чего его может защитить талисман.
Однако содержание анализируемого текста вообще не предполагает четкой композиции.
Это просто поток мыслей, художественно оформленных невероятным талантом Александра Сергеевича.
14. Художественные особенности
Стихотворение имеет явную мистическую подоплеку, раскрывая суеверность своего создателя. Его язык невероятно богат, образен и красочен.
Преобладающие части речи – существительные и глаголы.
Благодаря первым перед читателем предстает яркая картина пушкинских страхов и переживаний. Благодаря вторым, мы видим динамику, постоянное изменение, развитие различных жизненных ситуаций.
15. Строфика, размер, рифма
Стихотворение состоит из пяти катренов (четверостиший), в каждом из которых выражается определенная авторская просьба к талисману.
Написано оно любимейшим пушкинским размером – четырехстопным ямбом.
Используется опоясывающая рифма (АББА).
16. Средства художественной выразительности
Самое первое, что сразу бросается в глаза, это рефрен, заканчивающий каждую строфу: «храни меня мой талисман». Пушкин словно заклинает волшебный перстень, постоянно обращаясь к нему. Благодаря такому приему, текст приобретает признаки заклинания, завораживает читателя, получает характерный ритм.
Кроме того, поэт наполняет ткань произведения
- эпитетами («валы ревучи», «грозою грянут тучи», «чуждые страны»)
- и метафорами (дни гоненья», «день печали», «уединенье чуждых стран», «души волшебное светило»). Они буквально образуют стихотворение.
Текст построен на олицетворении. Он является посланием к неодушевленному предмету, что уже само по себе оживляет талисман. Да и из самого произведения становится понятно, что лирический герой относится к перстню, как к живому созданию.
17. Значение произведения
Произведение помогает понять личность автора, раскрывает новые стороны его души и характера.
18. Актуальность
Оно никогда не потеряет своей актуальности, потому что написано на животрепещущую тему любовного дара, полученного от близкого человека и оттого наделяемого особенной силой.
19. Моё отношение
Мне очень нравится это произведение, потому что оно написано красивым, образным языком и раскрывает самые потаенные чувства поэта.
20. Чему учит
Пушкинское стихотворение «Талисман» учит искренней, настоящей любви. Той, которая дарит силы, окрыляет и заставляет переживать самые необыкновенные моменты жизни.
Источник
КИНО / ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Русское название | Храни меня, мой талисман |
Режиссёр | Роман Балаян |
Сценарист | Рустам Ибрагимбеков |
Композитор | Вадим Храпачёв |
Оператор | Вилен Калюта |
Актёры | Олег Янковский Татьяна Друбич Александр Абдулов Александр Збруев |
Жанр | мелодрама |
Год | 1986 |
Компания | киностудия имени А. П. Довженко |
imdb_id | 0091335 |
«Храни меня, мой талисман» — художественный фильм Романа Балаяна, снятый на киностудии им. А. П. Довженко к 150-летию со дня смерти А. С. Пушкина. В 1987 году на МКФ искусств в Стамбуле (Турция) картина удостоена Главного приза фестиваля «Золотой тюльпан».
Сюжет
Журналист Алексей Дмитриев вместе со своей женой Татьяной приезжает в Болдино, чтобы сделать репортаж о празднествах, посвящённых А. С. Пушкину, которые проходят здесь каждую осень. Они останавливаются в доме Дмитрия, их друга и директора музея в Болдине. Алексей берёт интервью у режиссёра пантомимы, разыгрываемой в болдинском парке, у Михаила Козакова, который искренне беспокоится о Болдине, у Булата Окуджавы, записывает старинные песнопения.
За Алексеем и его женой неотступно следует некий молодой человек — Анатолий Климов. Он специально сталкивается с ними на мосту, чтобы заговорить с Алексеем о Дантесе, к которому явно питает симпатию. Он вспоминает о донжуанском списке Пушкина, о том, что тот мог оказаться на месте Дантеса, если бы Воронцов, в чью жену Пушкин был влюблён, вызвал бы его на дуэль. Алексей понимает, куда клонит молодой человек, он вспоминает, как Вяземский сокрушался о потере записок Байрона, а Пушкин ответил на это: «чёрт с ними, народ с жадностью читает исповеди, потому что подлости своей радуется — он мал как мы, он мерзок как мы. Врёте. Он мал и мерзок, но не так, как вы. Иначе».
Через некоторое время Климов вновь якобы случайно встречается с Алексеем и его женой, чтобы извиниться и познакомиться с ними. Алексея начинает раздражать назойливость Климова, но он поддерживает тему разговора и продолжает свою мысль, начатую при первой встрече с Климовым — Пушкин не мог бы оказаться на месте Дантеса, даже если бы Воронцов вызвал бы его на дуэль, а не писал реляции в Петербург. У Пушкина было несколько дуэлей, но он даже никого не ранил. Алексей предлагает Климову дать почитать книгу о Пушкине и приглашает его зайти за ней к ним в дом, где они остановились с женой.
Вечером в доме Дмитрия собираются гости: Алексей, его жена, Булат Окуджава, Михаил Козаков. Приходит и Климов. Они спорят о Пушкине, о том, как отобразить жизнь великого человека на экране. Пока они спорят, Климов приглашает Таню потанцевать. На следующий день Алексей уезжает в город, чтобы поговорить с нужными людьми в обкоме о финансировании музея в Болдине.
Вернувшись из города, Алексей вдруг обнаруживает свою жену Татьяну в комнате с Климовым. Татьяна в растерянности, она пытается объяснить что-то мужу. Но он неожиданно говорит Климову, что вызывает его на дуэль. Климов воспринимает это как шутку, но решает её поддержать. Вечером Алексей возвращается домой с перепачканным лицом и говорит жене, что убил человека. Она в ужасе зовёт Дмитрия, и тот советует Алексею пойти в милицию и во всём признаться. Затем Таня сбивчиво рассказывает, что на самом деле произошло между ней и Климовым.
Источник
Стихотворение и анализ «Храни меня, мой талисман…»
Храни меня, мой талисман,
Храни меня во дни гоненья,
Во дни раскаянья, волненья:
Ты в день печали был мне дан.
Когда подымет океан
Вокруг меня валы ревучи,
Когда грозою грянут тучи —
Храни меня, мой талисман.
В уединенье чуждых стран,
На лоне скучного покоя,
В тревоге пламенного боя
Храни меня, мой талисман.
Священный сладостный обман,
Души волшебное светило…
Оно сокрылось, изменило…
Храни меня, мой талисман.
Пускай же ввек сердечных ран
Не растравит воспоминанье.
Прощай, надежда; спи, желанье;
Храни меня, мой талисман.
Краткое содержание
Б. Ольшанский. Берегиня. 1999
Данное стихотворение – это единый монолог лирического героя, в котором отсутствует конкретный сюжет. Стихотворение чем-то напоминает бусы: словно бусины на леску, лирический герой последовательно нанизывает свои просьбы, одну за другой, адресованные талисману. Таким оригинальным образом автор создаёт свой поэтический шедевр.
История создания
История появления данного стихотворения имеет прямую связь со временем пребывания поэта в Южной ссылке. Там он знакомится с красавицей Елизаветой Воронцовой. Накануне вынужденного отъезда из Одессы Пушкин получает от любящей женщины на память массивное мужское кольцо, украшенное крупным сердоликом. На поверхности камня была нанесена надпись на иврите.
Для влюблённого в Воронцову поэта перстень этот представлял огромную ценность: он уверовал в его магическую власть и дар оберегать от всяческих бед. После трагического убийства Пушкина на дуэльном поединке перстень с мёртвой руки поэта снял В. Жуковский. Спустя годы новым хозяином украшения стал писатель И.С. Тургенев. Во время революционного восстания в России в 1917 году подарок княгини Воронцовой был похищен из музея. Его местонахождение неизвестно до сих пор.
Произведение датировано лишь приблизительно. Пушкиноведы полагают, что оно было написано в период между 1924 и 1925 годами. Однозначно можно утверждать лишь одно: посвящено стихотворение Елизавете Воронцовой.
Жанр, направление, размер
Произведение относится к жанру поэтического послания, несмотря на тот факт, что оно адресовано неодушевлённому предмету. Стихотворение относится к жанру «романтизм». Поэтический размер – любимый Пушкиным четырёхстопный ямб, рифма кольцевая.
Композиция
Композиция, с формальной точки зрения включает в себя пять частей, в каждой из которых поэт излагает новую просьбу, адресованную талисману. Излагая просьбы, поэт высказывает надежду на то, что его сможет уберечь от бед талисман. Содержание данного поэтического текста вообще не предполагает никакой чёткой композиции. Это произведение – сплошной поток мыслей, талантливо оформленных гениальным поэтом. Особенностью композиционного решения служит рефрен: «Храни меня, мой талисман», который повторяется в каждом четверостишии, как бы обрамляя канву текста.
Образы и символы
Всё произведение построено на ярких образах. Благодаря этому, мы можем воочию представить, чего именно так остерегался поэт и от чего просил свой талисман его уберечь:
- образ талисмана – центральный. Именно к талисману обращается поэт в рефрене, проходящем сквозь всё повествование. По мнению Пушкина, перстень, подаренный любящей женщиной, наделён огромной волшебной силой. Поэт искренне верит: талисман защитит его в самых сложных жизненных ситуациях;
- образы несчастий – автор красочно описывает перед читателями различные картины несчастий, от которых он молит талисман его защитить;
- образ лирического героя – всё, о чём говорится в тексте, автор испытал на себе лично. Поэтому лирическим героем справедливо будет считать художественную проекцию самого Пушкина. Соответственно, справедливо утверждать, что лирический герой – это автор.
Темы и настроение
В произведении раскрывается тема человеческого оберега. Мы видим в центре стихотворения лирического героя, просящего талисман стать ему надёжным оберегом. Свою жизнь поэт воспринимает бурным океаном, поэтому просит защиты от подобной стихии. Произведение проникнуто светлым настроением искренних чувств любви, надежды и тревоги.
Основная идея
Основная идея произведения состоит в том, чтобы максимально полно изложить свои внутренние волнения, выразить надежду на лучшее. Как известно, Пушкин искренне верил в чудесную силу своего талисмана, поэтому все его просьбы, адресованные перстню, являются актуальными и животрепещущими.
Средства выразительности
В произведении автор мастерски использует классические средства выразительности, такие как:
- эпитеты – «валы ревучи», «волшебное светило», «чужие страны»;
- метафоры – «тревога пламенного боя», «лоно скучного покоя».
Источник