Храни меня мой талисман история создания стихотворения

Краткий анализ стихотворения «Храни меня, мой талисман…» по плану

1. История создания

Точную дату написания Пушкиным своего бессмертного произведения «Храни меня, мой талисман» исследователи не называют.

Предположительно, текст родился в 1824-1825 годах, когда поэт познакомился с графиней Воронцовой.

Также достоверно неизвестно, насколько близкие отношения связывали этих двух людей, особенно если учесть, что женщина была замужем. Но симпатия между ними определенно возникла.

Иначе Елизавета Воронцова не подарила бы Пушкину тот знаменитый перстень, который встречается на портретах и тетрадочных набросках поэта.

Об этом талисмане и говорится в рассматриваемом произведении.

Пушкин очень любил свой перстень. Будучи человеком глубоко суеверным, он наделял его мистической силой, и все его друзья тоже верили, что это самый настоящий любовный талисман.

Поэт практически не расставался с украшением. С пальца он его снял только перед смертью. Уже чувствуя, что умирает, Александр Сергеевич отдал свой талисман Жуковскому.

2. Литературное направление

Произведение родилось в период Южной ссылки, и, как большинство других текстов, созданных Пушкиным в это время, относится к романтизму.

3. Род

По роду это лирика, если быть более конкретными, то это любовная лирика.

4. Жанр

По жанру – послание, но необычное, так как обращено к неодушевленному предмету, который силой воображения автора оживает.

5. Проблематика

Это искреннее, глубоко интимное стихотворение не затрагивает каких-то серьезных проблем.

По сути, оно выявляет страхи и надежды автора, помогает понять пройденный им жизненный путь.

6. Тематика

Пушкин затрагивает любовную тему.

Центром повествования становится талисман, обращаясь к которому, поэт постепенно открывается перед читателем, обнажает свою душу.

7. Идея

Стихотворение написано для того, чтобы изложить свои внутренние переживания, выразить надежды.

Вполне возможно, что Пушкин искренне верил в волшебную силу талисмана, и поэтому все его просьбы, обращенные к перстню, животрепещущи и актуальны.

8. Пафос

Эмоциональный фон произведения пропитан светлыми, настоящими чувствами. Здесь читатель улавливает и любовь, и надежду, и тревогу.

9. Система образов

Центральным образом становится тот самый талисман. Именно обращение к нему звучит рефреном и проходит по всей ткани стихотворения.

Автор наделяет перстень, врученный ему любимой женщиной, волшебной силой. Он по-настоящему верит, что талисман может защитить от разных жизненных невзгод.

Но образ талисман не единственный. В произведении автор красочно рисует и картины несчастий, от которых он просит перстень уберечь его:

Когда подымет океан
Вокруг меня валы ревучи,
Когда грозою грянут тучи —
Храни меня, мой талисман.
В уединенье чуждых стран,
На лоне скучного покоя,
В тревоге пламенного боя
Храни меня, мой талисман.

Вообще, все стихотворение построено на ярких образах. Благодаря такой форме и реализации читатель может воочию представить, чего боялся Пушкин, чего он хотел избежать в своей жизни и от чего просил свой талисман уберечь его.

10. Центральные персонажи

Произведение построено в форме монолога, обращающегося к неодушевленному предмету, наделенному воображением автора мощной силой.

Талисман нельзя назвать полноценным персонажем. Хотя он и олицетворяется Пушкиным, но никаких активных действий не совершает.

Читайте также:  Бичевская жанна оберег мой оберег

Поэт относится к своему «защитнику» с неким трепетом, он чувствует волшебную силу предмета и просит его о защите. Но все же, произведение лишено персонажей в классическом понимании этого термина.

11. Лирический герой

Все, о чем говорится в рассматриваемом тексте, Пушкин испытывал лично. Вот почему лирическим героем можно назвать художественную проекцию самого великого русского классика.

То есть лирический герой — сам Пушкин.

12. Сюжет

Как уже говорилось выше, произведение представляет собой монолог, поэтому конкретного сюжета не имеет.

Его можно сравнить с бусами: подобно бусинам, автор просто нанизывает свои просьбы, обращенные к талисману, одну за другой. Так и создается этот поистине удивительный поэтический текст.

13. Композиция

Формально можно сказать, что композиция состоит из пяти частей, в каждой из которых автор излагает новую просьбу, выражает определенную надежду на то, от чего его может защитить талисман.

Однако содержание анализируемого текста вообще не предполагает четкой композиции.

Это просто поток мыслей, художественно оформленных невероятным талантом Александра Сергеевича.

14. Художественные особенности

Стихотворение имеет явную мистическую подоплеку, раскрывая суеверность своего создателя. Его язык невероятно богат, образен и красочен.

Преобладающие части речи – существительные и глаголы.

Благодаря первым перед читателем предстает яркая картина пушкинских страхов и переживаний. Благодаря вторым, мы видим динамику, постоянное изменение, развитие различных жизненных ситуаций.

15. Строфика, размер, рифма

Стихотворение состоит из пяти катренов (четверостиший), в каждом из которых выражается определенная авторская просьба к талисману.

Написано оно любимейшим пушкинским размером – четырехстопным ямбом.

Используется опоясывающая рифма (АББА).

16. Средства художественной выразительности

Самое первое, что сразу бросается в глаза, это рефрен, заканчивающий каждую строфу: «храни меня мой талисман». Пушкин словно заклинает волшебный перстень, постоянно обращаясь к нему. Благодаря такому приему, текст приобретает признаки заклинания, завораживает читателя, получает характерный ритм.

Кроме того, поэт наполняет ткань произведения

  • эпитетами («валы ревучи», «грозою грянут тучи», «чуждые страны»)
  • и метафорами (дни гоненья», «день печали», «уединенье чуждых стран», «души волшебное светило»). Они буквально образуют стихотворение.

Текст построен на олицетворении. Он является посланием к неодушевленному предмету, что уже само по себе оживляет талисман. Да и из самого произведения становится понятно, что лирический герой относится к перстню, как к живому созданию.

17. Значение произведения

Произведение помогает понять личность автора, раскрывает новые стороны его души и характера.

18. Актуальность

Оно никогда не потеряет своей актуальности, потому что написано на животрепещущую тему любовного дара, полученного от близкого человека и оттого наделяемого особенной силой.

19. Моё отношение

Мне очень нравится это произведение, потому что оно написано красивым, образным языком и раскрывает самые потаенные чувства поэта.

20. Чему учит

Пушкинское стихотворение «Талисман» учит искренней, настоящей любви. Той, которая дарит силы, окрыляет и заставляет переживать самые необыкновенные моменты жизни.

Источник

«Храни меня мой талисман…»

До начала знакомства с удивительной историей, нужно внимательно рассмотреть портрет Александра Пушкина, написанный художником В.А. Тропининым в 1827 году. Александр Сергеевич спокойно сидит в домашнем халате, положив на стол правую руку, украшенную двумя перстнями.

На большом пальце мы видим богато украшенный перстень замысловатой формы, очень напоминающий перстень с сердоликом, подаренный поэту в 1824 году графиней Елизаветой Ксаверьевной Воронцовой в Одессе. Одна из муз Александра Пушкина, Елизавета Воронцова жена Новороссийского генерал-губернатора графа Михаила Воронцова, упоминается в Донжуанском списке поэта.

Евпаторийский голова Хаджи-Ага Бабович принёс в дар Новороссийскому генерал — губернатору графу Михаилу Воронцову этот средневековый перстень с сердоликом. Сердолик известен практически у всех народов и по преданию, наделён магическими лечебными свойствами, способностью приносить Счастье и Любовь.

Читайте также:  Талисман для тельцов года дракона

По свидетельству очевидца (1899 г.) «этот перстень — крупное золотое кольцо витой формы с большим камнем красноватого цвета с вырезанной на нём восточной надписью». Надпись на древнееврейском языке содержала имя владельца перстня:

«Симха б[ен] к[вод] р[ав] Йосэф а-закен з[ихроно] л[ивраха]» в переводе:«Симха, сын почтенного господина, старца Иосифа, блаженной памяти».

О том, что этот перстень принадлежал именно караиму, а не еврею-талмудисту, свидетельствует тот факт, что надпись нанесена на кольцо караимским курсивным почерком XIX века.

На графа Воронцова средневековое украшение не произвело особого впечатления, граф не увлекался модной в то время символикой камней, и перстень с сердоликом был отдан супруге Елизавете Воронцовой без каких-либо объяснений.

«Нельзя сказать, что она была хороша собой, но такой приятной улыбки, кроме её, ни у кого не было, а быстрый, нежный взгляд её миленьких небольших глаз пронзал насквозь. К тому же польское кокетство пробивалось в ней сквозь большую скромность, к которой с малолетства приучила её русская мать, что делало её ещё привлекательней», — так Филипп Вигель описал Елизавету Воронцову, урожденную Браницкую.

В 1824 году в Одессе Елизавета Ксаверьевна Воронцова, жена генерал-губернатора Новороссии, с которой у ветреного поэта был бурный роман, подарила Пушкину этот экзотический золотой перстень с сердоликовой вставкой и таинственной надписью, как залог тайной любви. Вот так неожиданно перстень с сердоликом оказался у Александра Пушкина и стал его талисманом.

«… Там волшебница ласкаясь,
Мне вручила талисман.
И, ласкаясь, говорила:
«Сохрани мой талисман:
В нём таинственная сила!
Он тебе любовью дан…»

Александр Пушкин искренне верил в чудодейственную силу сердолика, украшающего перстень, и не расставался с ним до конца жизни. По восточному преданию, «кто носит в перстне сердолик, тот непрестанно пребывает в благоденствии и радости».

Стихотворение «Храни меня, мой талисман» написано Пушкиным одним из первых после переезда из Одессы в с. Михайловское. Оно посвящено драгоценному перстню, который был подарен поэту Е. Воронцовой. Известно ещё два стихотворения, в которых упоминается об этом подарке: «Талисман» и «Сожженное письмо».

Храни меня, мой талисман,
Храни меня во дни гоненья,
Во дни раскаянья, волненья:
Ты в день печали был мне дан.

Когда подымет океан
Вокруг меня валы ревучи,
Когда грозою грянут тучи, —
Храни меня, мой талисман.

В уединеньи чуждых стран,
На лоне скучного покоя,
В тревоге пламенного боя
Храни меня, мой талисман.

Священный сладостный обман,
Души волшебное светило…
Оно сокрылось, изменило…
Храни меня, мой талисман.

Пускай же ввек сердечных ран
Не растравит воспоминанье.
Прощай, надежда; спи, желанье;
Храни меня, мой талисман.

В Одессе любовники не скрывали своих отношений, но после громкого скандала и отъезда Пушкина они уничтожали свою любовную переписку. Талисман оставался единственным напоминанием о Воронцовой для поэта. В стихотворении он никак не намекает на имя возлюбленной, но близкие друзья, безусловно, догадывались, о ком идет речь. Пушкин вспоминает, что получил подарок «во дни раскаянья, волненья». Возможно, женщина подарила поэту перстень сразу же после известия о предстоящей разлуке.

Пушкин не был прощен, наоборот, его перевод в Михайловское был свидетельством продолжающейся опалы. Южная ссылка показала, что поэт обладает непокорным нравом. Даже находясь под надзором, он продолжал писать «непозволительные стихи», эпиграммы и даже умудрился завести роман с женой самого генерал-губернатора.Ссылка в Михайловское должна была изолировать Пушкина от дворянского общества, напомнить ему о всемогуществе царской власти. Поэт понимал, что опасность не миновала и может вновь его настигнуть («грозою грянут тучи»). Пушкин намекает и о своем планируемом бегстве за границу («в уединенье чуждых стран»).

Читайте также:  Дай мне силу амулет

Поэт обещает свято хранить подарок и никогда не расставаться с ним. Он считает, что талисман будет всегда оберегать его от бед и несчастий. Роман с Воронцовой Пушкин воспринимает как «сладостный обман», который исчез так же быстро, как и возник. Он понимает, что продолжение отношений практически невозможно, поэтому прощается с надеждами и желаниями. Талисман будет залогом его душевного спокойствия.

Позднее в стихотворении «Талисман» Пушкин подробнее описывает обстоятельства, при которых он был получен. Воронцова подарила его в знак сохранения любви и верности, а не в целях защиты от неудач. Вероятно, в первые дни после расставания чувство любви Пушкина было на столько сильным, что он приписывал перстню волшебные свойства. Постепенно это чувство угасало, и талисман стал просто напоминанием о дорогом, но уже прошедшем, романе.

Один из первых библиографов Александра Сергеевича Пушкина, П.В. Анненков утверждал, что поэт «… соединял даже талант свой с участью перстня… Он, кажется, верил, что не будь у него перстня, ослабел бы его дивный поэтический дар».

В последние свои минуты жизни Пушкин попросил Жуковского взять его перстень. После смерти Пушкина, с согласия Натальи Николаевны, поэт В. А. Жуковский снял перстень с мёртвой руки поэта, и долгое время хранил его в память о Пушкине.

Сын Жуковского передал пушкинский талисман Ивану Тургеневу, который завещал передать перстень после его смерти великому русскому писателю Льву Николаевичу Толстому «как высшему представителю русской современной литературы, с тем, чтобы, когда настанет и его час, граф Толстой передал бы мой перстень, по своему выбору, достойнейшему последователю пушкинских традиций между новейшими писателями…»

Наверное, так и родилась бытующая в литературных кругах легенда о преемственности среди лучших российских писателей посредством пушкинского перстня-талисмана.

Средневековый перстень с сердоликом, камнем-покровителем преданной и верной любви и дружбы, возможно, и принёс в жизнь Ивана Тургенева, необыкновенную большую любовь к Полине Виардо. После смерти И.С. Тургенева Полина Виардо, вопреки его воле, передала перстень музею Александровского лицея, откуда он и был похищен в марте 1917 года.

В музее лицея остались лишь футляр, слепок и оттиски перстня на полях рукописей поэта.

«Оранжевый, слегка кровавый,

Земной любви он амулет.

В нём Пушкина прочерчен след —

Два перстня с золотой оправой…»

Сегодня судьба перстня с сердоликом, подаренного генерал — губернатору Новороссии графу М.С.Воронцову от Евпаторийского головы Хаджи-Ага Бабовича, проживавшего на улице Караимской в Евпатории, неизвестна.

Отче наш
Я слышал — в келии простой
Старик молитвою чудесной
Молился тихо предо мной:
«Отец людей, Отец Небесный!
Да имя вечное Твое
Святится нашими сердцами;
Да придет царствие Твое,
Твоя да будет воля с нами,
Как в небесах, так на земли,
Насущный хлеб нам ниспошли
Своею щедрою рукою;
И как прощаем мы людей,
Так нас, ничтожных пред Тобою,
Прости, Отец, Своих детей;
Не ввергни нас во искушенье,
И от лукавого прельщенья
Избави нас. »
Перед крестом
Так он молился. Свет лампады,
Мерцал впотьмах издалека,
И сердце чуяло отраду
От той молитвы старика.
А. С. Пушкин

Источник

Оцените статью