- Краткий анализ стихотворения «Храни меня, мой талисман…» по плану
- 1. История создания
- 2. Литературное направление
- 3. Род
- 4. Жанр
- 5. Проблематика
- 6. Тематика
- 7. Идея
- 8. Пафос
- 9. Система образов
- 10. Центральные персонажи
- 11. Лирический герой
- 12. Сюжет
- 13. Композиция
- 14. Художественные особенности
- 15. Строфика, размер, рифма
- 16. Средства художественной выразительности
- 17. Значение произведения
- 18. Актуальность
- 19. Моё отношение
- 20. Чему учит
- Анализ стихотворения «Храни меня, мой талисман» Пушкина
- Краткий анализ
- История создания
- Композиция
- Средства выразительности
- Анализ стихотворения «Храни меня, мой талисман» Пушкин
- Краткий анализ
- История создания
- Композиция
- Средства выразительности
Краткий анализ стихотворения «Храни меня, мой талисман…» по плану
1. История создания
Точную дату написания Пушкиным своего бессмертного произведения «Храни меня, мой талисман» исследователи не называют.
Предположительно, текст родился в 1824-1825 годах, когда поэт познакомился с графиней Воронцовой.
Также достоверно неизвестно, насколько близкие отношения связывали этих двух людей, особенно если учесть, что женщина была замужем. Но симпатия между ними определенно возникла.
Иначе Елизавета Воронцова не подарила бы Пушкину тот знаменитый перстень, который встречается на портретах и тетрадочных набросках поэта.
Об этом талисмане и говорится в рассматриваемом произведении.
Пушкин очень любил свой перстень. Будучи человеком глубоко суеверным, он наделял его мистической силой, и все его друзья тоже верили, что это самый настоящий любовный талисман.
Поэт практически не расставался с украшением. С пальца он его снял только перед смертью. Уже чувствуя, что умирает, Александр Сергеевич отдал свой талисман Жуковскому.
2. Литературное направление
Произведение родилось в период Южной ссылки, и, как большинство других текстов, созданных Пушкиным в это время, относится к романтизму.
3. Род
По роду это лирика, если быть более конкретными, то это любовная лирика.
4. Жанр
По жанру – послание, но необычное, так как обращено к неодушевленному предмету, который силой воображения автора оживает.
5. Проблематика
Это искреннее, глубоко интимное стихотворение не затрагивает каких-то серьезных проблем.
По сути, оно выявляет страхи и надежды автора, помогает понять пройденный им жизненный путь.
6. Тематика
Пушкин затрагивает любовную тему.
Центром повествования становится талисман, обращаясь к которому, поэт постепенно открывается перед читателем, обнажает свою душу.
7. Идея
Стихотворение написано для того, чтобы изложить свои внутренние переживания, выразить надежды.
Вполне возможно, что Пушкин искренне верил в волшебную силу талисмана, и поэтому все его просьбы, обращенные к перстню, животрепещущи и актуальны.
8. Пафос
Эмоциональный фон произведения пропитан светлыми, настоящими чувствами. Здесь читатель улавливает и любовь, и надежду, и тревогу.
9. Система образов
Центральным образом становится тот самый талисман. Именно обращение к нему звучит рефреном и проходит по всей ткани стихотворения.
Автор наделяет перстень, врученный ему любимой женщиной, волшебной силой. Он по-настоящему верит, что талисман может защитить от разных жизненных невзгод.
Но образ талисман не единственный. В произведении автор красочно рисует и картины несчастий, от которых он просит перстень уберечь его:
Когда подымет океан
Вокруг меня валы ревучи,
Когда грозою грянут тучи —
Храни меня, мой талисман.
В уединенье чуждых стран,
На лоне скучного покоя,
В тревоге пламенного боя
Храни меня, мой талисман.
Вообще, все стихотворение построено на ярких образах. Благодаря такой форме и реализации читатель может воочию представить, чего боялся Пушкин, чего он хотел избежать в своей жизни и от чего просил свой талисман уберечь его.
10. Центральные персонажи
Произведение построено в форме монолога, обращающегося к неодушевленному предмету, наделенному воображением автора мощной силой.
Талисман нельзя назвать полноценным персонажем. Хотя он и олицетворяется Пушкиным, но никаких активных действий не совершает.
Поэт относится к своему «защитнику» с неким трепетом, он чувствует волшебную силу предмета и просит его о защите. Но все же, произведение лишено персонажей в классическом понимании этого термина.
11. Лирический герой
Все, о чем говорится в рассматриваемом тексте, Пушкин испытывал лично. Вот почему лирическим героем можно назвать художественную проекцию самого великого русского классика.
То есть лирический герой — сам Пушкин.
12. Сюжет
Как уже говорилось выше, произведение представляет собой монолог, поэтому конкретного сюжета не имеет.
Его можно сравнить с бусами: подобно бусинам, автор просто нанизывает свои просьбы, обращенные к талисману, одну за другой. Так и создается этот поистине удивительный поэтический текст.
13. Композиция
Формально можно сказать, что композиция состоит из пяти частей, в каждой из которых автор излагает новую просьбу, выражает определенную надежду на то, от чего его может защитить талисман.
Однако содержание анализируемого текста вообще не предполагает четкой композиции.
Это просто поток мыслей, художественно оформленных невероятным талантом Александра Сергеевича.
14. Художественные особенности
Стихотворение имеет явную мистическую подоплеку, раскрывая суеверность своего создателя. Его язык невероятно богат, образен и красочен.
Преобладающие части речи – существительные и глаголы.
Благодаря первым перед читателем предстает яркая картина пушкинских страхов и переживаний. Благодаря вторым, мы видим динамику, постоянное изменение, развитие различных жизненных ситуаций.
15. Строфика, размер, рифма
Стихотворение состоит из пяти катренов (четверостиший), в каждом из которых выражается определенная авторская просьба к талисману.
Написано оно любимейшим пушкинским размером – четырехстопным ямбом.
Используется опоясывающая рифма (АББА).
16. Средства художественной выразительности
Самое первое, что сразу бросается в глаза, это рефрен, заканчивающий каждую строфу: «храни меня мой талисман». Пушкин словно заклинает волшебный перстень, постоянно обращаясь к нему. Благодаря такому приему, текст приобретает признаки заклинания, завораживает читателя, получает характерный ритм.
Кроме того, поэт наполняет ткань произведения
- эпитетами («валы ревучи», «грозою грянут тучи», «чуждые страны»)
- и метафорами (дни гоненья», «день печали», «уединенье чуждых стран», «души волшебное светило»). Они буквально образуют стихотворение.
Текст построен на олицетворении. Он является посланием к неодушевленному предмету, что уже само по себе оживляет талисман. Да и из самого произведения становится понятно, что лирический герой относится к перстню, как к живому созданию.
17. Значение произведения
Произведение помогает понять личность автора, раскрывает новые стороны его души и характера.
18. Актуальность
Оно никогда не потеряет своей актуальности, потому что написано на животрепещущую тему любовного дара, полученного от близкого человека и оттого наделяемого особенной силой.
19. Моё отношение
Мне очень нравится это произведение, потому что оно написано красивым, образным языком и раскрывает самые потаенные чувства поэта.
20. Чему учит
Пушкинское стихотворение «Талисман» учит искренней, настоящей любви. Той, которая дарит силы, окрыляет и заставляет переживать самые необыкновенные моменты жизни.
Источник
Анализ стихотворения «Храни меня, мой талисман» Пушкина
Любовная лирика – одна из центральных тем творчества Александра Сергеевича Пушкина. Стихотворение «Храни меня, мой талисман» посвящено воспоминаниям поэта об ушедшем чувстве, память о котором он хранил в течение многих лет. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Храни меня, мой талисман» по плану, который будет полезен ученикам 11 класса при подготовке к уроку по литературе.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Храни меня, мой талисман.
История создания – Точная дата написания стиха неизвестна, предположительно 1924-1925 гг. Произведение было написано Пушкиным под впечатлением от романтической связи с графиней Елизаветой Воронцовой, во время его пребывания в южной ссылке.
Тема стихотворения – Доверительная беседа лирического героя с талисманом.
Композиция – Композиция простая, не условные части не делится. Произведение состоит из пяти четверостиший.
Жанр – Любовная лирика.
Стихотворный размер – Четырехстопный ямб с использованием кольцевой рифмовки.
Метафоры – «валы ревучи», «лоно скучного покоя».
Эпитеты – «пламенный», «чуждые», «сладостный», «священный».
Олицетворения – «подымет океан», «грозою грянут тучи».
История создания
Во время своей одесской ссылки Александр Сергеевич познакомился с графиней Елизаветой Воронцовой. Несмотря на то, что женщина была старше поэта, она смогла привлечь его своей красотой, блестящей эрудицией и тонко чувствующей душой.
Пушкин страстно влюбился в графиню, и она отвечала ему взаимностью, однако у этих отношений не было будущего – Воронцова был замужней дамой. Влюбленным пришлось расстаться, и в память о себе графиня сделала Пушкину прощальный подарок – золотой массивный перстень с драгоценным камнем, на котором была выгравирована надпись на иврите. Александр Сергеевич с большим трепетом относился к этому подарку и искренне верил в его магическую силу.
Исследователям творческого наследия Пушкина так и не удалось установить точную дату написания стихотворения «Храни меня, мой талисман». Предположительно, поэт работал над ним в 1824-1825 годах. Поскольку оно было слишком личным для Пушкина, опубликовано оно было только после его смерти.
В центре произведения – тема талисмана, подарка любимой женщины, который имеет большое значение для лирического героя. Стихотворение, проникнутое глубоким чувством, напоминает магическое заклинание, которое автор обращает самому себе.
Строчки стихотворения вызывают легкую грусть, поскольку настроение лирического героя весьма безрадостно. Он предчувствует скорые перемены в его жизни, которые вряд ли принесут с собой отраду и успокоение. В предчувствии надвигающейся беды лирический герой с отчаянием обращается к своему заветному талисману, чтобы тот уберег его в дни серьезных жизненных испытаний.
Свое будущее он сравнивает с океаном во время шторма, и надежду на спасении видит лишь в своем обереге, который имеет для него большое значение. При этом автора в равной степени страшит как « лоно скучного покоя », так и « тревога пламенного боя ».
Лирический герой дает обещание, что навсегда сохранит в себе память о былой любви. В стихотворении не говорится напрямую о даме его сердца и о причинах их разлуки, однако становится понятно, что, несмотря на сильные чувства, возлюбленные не могут быть вместе.
Устав от душевных переживаний и сердечных ран, лирический герой просит свой талисман уберечь его и от терзающих душу воспоминаний. Он хочет оставить их в прошлом и начать новую жизнь.
В произведении автором сделан значительный акцент на талисмане. Он относится к нему, как к некоему живому существу – нежно и трепетно. Этим он демонстрирует свое отношение к женщине, которую некогда любил, и которая преподнесла ему этот подарок.
Композиция
Стихотворение представляет собой монолог в виде обращения к талисману. Фраза «Храни меня, мой талисман», является ключевой, и повторяется в каждом четверостишии.
Произведение не делится на смысловые части, формально состоит из пяти четверостиший – катренов.
Стихотворение «Храни меня, мой талисман» написано в жанре любовной лирики. Особенность произведения заключается в том, что оно представляет собой не что иное, как письмо-послание, обращенное талисману лирического героя.
Стихотворный размер – четырехстопный ямб. Для придания произведению выразительности и особой мелодичности автор использует кольцевую рифмовку, для которой характерно чередование мужской (ударение на последнем слоге) и женской (ударение на предпоследнем слоге) рифм.
Средства выразительности
Для раскрытия всей глубины своих душевных переживаний поэт использует разнообразные средства художественной выразительности. Среди них – метафоры (« валы ревучи», «лоно скучного покоя »), эпитеты (« пламенный», «чуждые», «сладостный», «священный »), олицетворения (« подымет океан», «грозою грянут тучи» ).
Источник
Анализ стихотворения «Храни меня, мой талисман» Пушкин
Многие люди считают, что вещи, подаренные близкими людьми способны оберегать от бед. Этого мнения придерживался и А. С. Пушкин, свидетельством чего является стихотворение, о котором пойдёт речь в статье. Изучают его в 10 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Храни меня, мой талисман» по плану.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Храни меня, мой талисман.
История создания – точная дата написания стихотворения неизвестна, исследователи называют период 1824–1825 гг.
Тема стихотворения – талисман, оберегающий человека при любых обстоятельствах.
Композиция – Стихотворение создано в форме монолога-обращения к талисману. Оно не делится на смысловые части. Формально произведение состоит из пяти катренов.
Жанр – послание.
Стихотворный размер – написан четырёхстопным ямбом, рифмовка кольцевая АВВА.
Метафоры – «когда поднимет океан вокруг меня валы ревучи», «лоно скучного покоя», «тревога пламенного боя», «души волшебное светило».
Эпитеты – «валы ревучи», «чужие страны», «волшебное светило».
История создания
История создания произведения связана с пребыванием А. С. Пушкина в Южной ссылке, где он познакомился Елизаветой Воронцовой. Перед отъездом поэта из Одессы женщина подарила ему золотой перстень с сердоликом. Камень украшала фраза на древнееврейском языке. Для Пушкина этот подарок был очень дорог. Он верил в его волшебную силу и способность защищать от напастей. После того как Александр Сергеевич был убит на дуэли, кольцо с его руки снял В. А. Жуковский. Позже владельцем перстня был Тургенев. В 1917 г. подарок Воронцовой украли из музея, до сих пор не известно, где он находится.
Стихотворение датируют приблизительно. Исследователи считают, что оно было написано в период с 1924 до 1925 г. Точно известно, кому посвящено произведение – Елизавете Воронцовой.
Пушкин раскрывает тему оберега человека. Для этого он выбирает распространённую в литературе форму обращения. В центре произведения лирический герой, который просит талисман быть ему оберегом.
Герой, видимо, испытал на себе множество жизненных трудностей, а теперь уповает на силу талисмана. Он знает, что ему жизнь преподнесет ещё много неприятных сюрпризов, поэтому просит дорогую сердцу вещицу оберегать в дни волнений, печали и гонений. Свою жизнь лирическое «Я» представляет как океан, который часто бурлит вокруг него валами. Герой просит талисман защитить его от таких стихий.
Лирический герой уже успел познать внутренние потрясения. Чтобы сберечь своё сердце от новых ран, он прощается с желаньями и надеждами, и снова обращается к талисману все с той же просьбой.
Композиция
Стихотворение создано в форме монолога-обращения к талисману. Оно не делится на смысловые части. Создается впечатление, что автор нанизывает просьбы к оберегу. Формально произведение состоит из пяти катренов. Особенность произведения – рефрен. Стих «Храни меня, мой талисман» повторяется в каждом четверостишии и обрамляет весь текст.
Стихотворный размер – четырёхстопный ямб. Автор использует кольцевую рифмовку АВBA.
Жанр стихотворения – послание, хотя адресатом его является неодушевлённый предмет.
Средства выразительности
Для раскрытия темы, а также передачи отношения лирического героя и автора к жизни используются средства выразительности. Преобладают в тексте метафоры: «когда поднимет океан вокруг меня валы ревучи», «лоно скучного покоя», «тревога пламенного боя», «души волшебное светило» . Эпитетов в произведении также много: «валы ревучи», «чужие страны», «волшебное светило» «скучного покоя», «пламенного боя», «священный сладостный обман» .
Источник