Завивание березки и обряд кумления на Троицу, сценарий
Для праздника Троицы можно провести обряд кумления и завивания березки, в виде фольклорного сценария.
Этот обряд нравится детям (особенно девочкам), его можно провести не только на сцене, но и на лесной поляне.
Цели и задачи сценария: Возрождение народной празднично-обрядовой культуры, знакомство с песенным, танцевальным и игровым фольклором, развитие интереса к старинным обрядам, традициям, местным образцам народной культуры.
Оформление сцены и реквизит: декорация лесной поляны — березки, пеньки; корзины, узелки с едой. В них хлеб, квас, сало, яичница, зелёный лук, картошка в мундире и др. Скатерть, попонки, самотканые дорожки, березовые венки.
Ведущая, Девушки (7—9 человек)
Звучит фонограмма звуков леса, пения птиц
Ведущая (из-за кулис).
Вот и пришло к нам лето красное
С зорьками ясными,
Со светлыми росами,
С ливнями и грозами,
С медовыми цветами,
С высокими хлебами,
С душистыми травами,
С зелеными дубравами!
(Под фонограмму колоколов.)
Роща юная, белоствольная
На заре росою умоется.
Звоны слышатся колокольные —
Воскресение светлое, Троица!
Березовые веточки по ветру шумят.
Начало лета празднуют, о чем-то говорят.
К ним девушки нарядные приходят каждый год,
Поют они берёзонькам и водят хоровод!
На сцену-поляну группами выходят Девушки в русских на-родных костюмах, в руках у них узелки, корзинки с едой, скатерть, попонки.
1-я Девушка (весело, задорно). Пойдем, девки, во зелену рощу!
Все. Пойдем, девки!
1-я Девушка. Совьём, девки, себе по веночку!
Все. Совьём, девки!
2-я Девушка. На мне венок не сохнет, не вянет!
Все. Не сохнет, не вянет!
2-я Девушка. По мне дружок не тужит, не плачет!
Все. Не тужит, не плачет!
3-я Девушка. Не радуйтесь, дубы,
Не радуйтесь зеленые,
Не к вам идут девушки.
Не к вам идут красные!
4-я Девушка. Берёзки, радуйтесь!
Зелёные, радуйтесь!
К вам девушки идут,
Завивать венки идут.
Завивайся, березка,
Завивайся, кудрявая.
Мы к тебе пришли.
Будем завивать венки (обходит березку кругом, трогает веточки).
5-я Девушка. Каждому листочку —
По алому цветочку,
Каждой веточке —
По ленточке (украшает березку цветочком и ленточкой).
6-я Девушка. Берёзка громко кричала,
Дорогих гостей зазывала:
— Ходите, девушки, в лес гулять,
Зелёные веточки завивать,
А я к вам согнусь,
Сама в веночки завьюсь.
А вы меня величайте,
Алой лентой украшайте.
Будут веночки зелёные,
А вы весь год весёлые.
На сцену-поляну выходят 7-я, 8-я и 9-я Девушки.
7-я Девушка (обращается к ранее пришедшим). А что это вы нас не дождались?
6-я Девушка. А вы бы еще дольше собирались! Да не переживай, мы сами только пришли!
8-я Девушка (ласково поглаживает берёзку).
Берёза, ты моя милая,
К тебе девушки пришли.
Пирогов принесли.
Да с яичницей.
7-я Девушка. Здорово, Марья! Как крёстная поживает?
5-я Девушка. Слава богу! Зашла бы, проведала.
7-я Девушка. Зайду, зайду вечерком. Кумиться-то будем нынче?
5-я Девушка. Покумимся, а то как же!
В центр выходят 6-я и 9-я Девушки с веночками, и начинают Троицкий обряд кумления.
9-я Девушка. Давай с тобой, девица,
Давай кумиться.
Чтобы нам весь год
Не браниться.
6-я Девушка. Ты мне кумушка,
Я тебе голубушка.
Девушки трижды целуются в щеки через березовые веночки, обмениваются подарками: колечками, крестиками, серьгами, ленточками, платочками.
1-я Девушка (обращается к только что покумившимся Девушкам).
Уж вы, кумушки, вы голубушки.
Вы кумитеся, вы водитеся.
Вы будете кумиться —
Возьмите меня с собой.
Вы будете веночки вить —
Совейте и мне.
Вы будите на головку класть —
Положите и мне. (Подходит к Девушкам.)
Пакукуемся да пацалуемся?
2-я Девушка (принимает приглашение, и обе Девушки становятся на колени друг против друга). Благослови, Троица, Нам в лес пойтить, Нам венки завить.
Берут венки в руки и через них кумятся.
1-я Девушка. Ты, кукушечка ряба,
Да кому ж ты кума.
Да ещё кумушка.
Да ещё голубушка?
Покумившись, Девушки обмениваются подарками. Их сменяет следующая пара.
8-я Девушка. Кукушечка, рябушечка.
Пойдем у лес, сплетём венец,
Пакукуемся, нацелуемся.
7-я Девушка. Покумимся, кума, покумимся!
Нам с тобою не браниться.
Вечно дружиться!
Девушки одаривают друг друга подарками, уходят в сторону, выходит другая пара.
4-я Девушка. Кукушечка ряба,
Кому ж ты кума?
Кому ж ты душа?
3-я Девушка. Я — кума Марьюшке,
Я — душа Марьюшке.
4-я Девушка. Я — кумушка.
Подруженька тебе.
Пойдем в лес вяночки вить
На свою головушку, на свою гряливую.
3-я Девушка. Ой да ладо, кукушечка.
4-я Девушка. Ой да ладо, рябушечка.
3-я Девушка. Покумися, кума!
4-я Девушка. Не бранися, кума!
Все Девушки (вместе). Год до году, век до веку!
9-я Девушка. Все покумились? Пора уже и за трапезу приниматься! Накрываем скатерть-самобранку.
Расстилает на поляне скатерть.
Девушки достают из узелков и корзин еду: яичницу, картофель в мундире, сало, хлеб, редис, зеленый лук, квас, мед, пряники. Расстилают попонки, половички вокруг скатерти.
1-я Девушка. Вот, бабка Марья медок передала!
3-я Девушка. Сюда яичницу ставь, Авдотья!
4-я Девушка. Матрена, порежь сало!
6-я Девушка. Полина, наливай медок-то!
Девушки начинают трапезу, беседуют.
1-я Девушка. Девчата, а я вам загадку загадаю:
Одно дерево четыре угодья даёт:
темной ночью — свет,
старому — здоровье,
разбитому — связь
и, как некопаный колодец, поит всех.
Девушки (хором). Это береза!
2-я Девушка. «Темной ночью — свет» — это лучина, её раньше в деревнях жгли.
3-я Девушка. «Старому — здоровье» — это веник березовый, чтобы в бане париться и хвори выгонять, а ещё — настой из берёзовых почек.
4-я Девушка. «Разбитому связь» — это береста. По-лосками бересты в старину связывали разбитые вещи, а «некопаный колодец» — это весенний березовый сок. Его любят и люди, и птицы, и насекомые — он сладкий и целебный!
7-я Девушка. Попили, поели — хватит сидеть! Пойдем карагод водить да венки на воду бросать!
Девушки поднимаются и заводят хоровод.
Из-под дубу, из-под вяза.
Из-пад дубу, из-пад вязу,
Из-пад липавых каре….
Ох ы калина, ох ы малина.
Из-пад липавых кареньев
Пратикал бальшой ручей.
Ох ы калина, ох ы малина.
Как на етим ручиёчку
Мыла девушка платок,
Ох ы калина, ох ы малина.
Анна мыла-калатила,
Валёк в воду упусти…
Ох ы калина, ох ы малина.
Валёк в воду юпустила,
Сама стала ды стаит ы.
Ох ы калина, ох ы малина.
Сама стала ды стаит ы.
На вароты глядит.
Ох ы калина, ох ы малина:
«Ох, ты, горя-горькие,
Хтоб памог маей биде.
Ох ы калина, ох ы малина.
Хтоб памог маей биде ши,
Паймал валёк на ваде.
Ох ы калина, ох ы малина.
Отколь взялся паринёк,
Паймал девушкин валёк
Ох ы калина, ох ы малина.
Девка валёк принимала,
Благдаренья ваздава(ла).
Ох ы калина, ох ы малина:
Благдарю, парень, пакорна,
Што памох маей биде.
Ох ы калина, ох ы малина.
Што памох маей биде,
Паймал валёк на ваде.
Ох ы калина, ох ы малина.
У доброго маладца
Разгарелися глаза.
Ох ы калина, ох ы малина.
Разгарелися глаза
Што девушка хараша.
Ох ы калина, ох ы малина.
Што девушка хараша,
Багатава атца дочь.
Ох ы калина, ох ы малина.
Багатава атца дочь,
Атайди, малодчик, прочь.
Ох ы калина, ох ы малина.
Атайди, малодчик, прочь,
Гаварить с табой не мочь.
Ох ы калина, ох ы малина.
9-я Девушка. Пора, девчата, по домам!
7-я Девушка. Вечерком у ручья встречаемся, венки на воду пускать?
Девушки прощаются с березками и собирают остатки трапезы, скатерть.
6-я Девушка. Берёза моя, берёзонька.
Берёза моя белая,
Берёза моя кудрявая.
8-я Девушка. Стоишь ты, берёзонька,
Посередь долинушки,
На тебе, берёзонька.
Листочки зелёные.
1-я Девушка. Под тобой, березонька,
Травка шелковая,
Близ тебя, березонька.
Красны девушки
Венки плели.
Девушки уходят хороводом с песней «Во поле береза стояла».
Во поле берёза стояла,
Во поле кудрявая стояла.
Люли, люли, стояла. 2раза
Некому берёзу заломати,
Некому кудряву заломати.
Люли, люли, заломати. 2раза
Как пойду я в лес, погуляю,
Белую берёзу заломаю.
Люли, люли, заломаю. 2раза
Срежу я с берёзы три пруточка,
Сделаю себе я три гудочка.
Люди, люди, три гудочка. 2раза
Источник
Хороводы гулянье вокруг березки троицкие гадания девушек завивание березки кумление девушек
Завивание берез — (заламывание березок, заплетение венков, завивание венков, запирание ворот) — один из основных обрядов весенне-летнего цикла, в центре которого действия, производимые с ветвями растущих и срубленных берез (реже других деревьев) — плетение и витье; начальный этап единого обрядового комплекса, завершающегося расплетением или обламыванием завитой части дерева. Кроме северных губерний Европейской России, обряд был распространен повсеместно.
Завивали березки чаще всего в Семик, а развивали — в Троицу. В локальных традициях существовали и иные сроки проведения обряда: Егорьев день — Троица; канун Николина дня — Николин день; второе воскресенье после Пасхи, известное под названиями кумитное, кумишное, завивальное, жен мироносиц — Вознесение, Троица; Вознесение — Троица; Вознесение — Духов день; Семик — Духов день; канун Троицы — Духов день; Троица — Духов день, Петровское заговенье (см. Всесвятская неделя), Петров день; Духов день — Петровское заговенье; Петров день — Троица следующего года.
Суточное время завивания берез также варьировало по местностям. Так, в Орловской и в Костромской губерниях обряд совершался с утра, «до солнышка», во Владимирской губ. — во второй половине дня, а в Рязанской губ. — поздно вечером, даже ночью, при свете горящей бересты на палках.
В Дмитровском у. Московской губ. был распространен обычай предварительного выбора обрядового деревца накануне ритуального действия. В ряде мест Костромской и Вятской губерний березу сначала вырубали, устанавливали ее в поле или в огороде, а затем только завивали. Единичный случай завивания берез на севере (Каргопольский р-н Архангельской обл.) также освещает действия с ветвями срубленных берез.
Виды завивания
Участники обряда
В обряде участвовали только девушки, в некоторых местах к ним присоединились молодые женщины, не имевшие детей; в Жиздринском у. Калужской губ. ветви на березах завивали только замужние женщины. Одетые в лучшие праздничные наряды девушки и молодки тайно отправлялись завивать березки. Они тщательно скрывали время и место проведения обряда, т.к. парни спустя некоторое время могли отправиться следом и «помешать девичьим затеям» (енисейск.).
Девушки все вместе завивали одно дерево, иногда сплетая его ветви с другими, при этом делали одну фигуру или несколько, по числу участниц обряда или кумящихся пар (см. Кумление), или каждая девушка, уединившись, заплетала свою березу. При завивании старались не измять листочки и не сломать сучки и ветви; уже завитые березки украшали цветами, вешали на них полотенца, платки, пояса. Согласно поверью, бытовавшему в Нижегородской губ., ленты, дополнительно скреплявшие переплетенные ветви, девушки привязывали как можно крепче, чтобы «милый любил».
Завивая березу, девушки «завечали» о своей судьбе и судьбе близких: жить или умереть, выйти замуж или нет, исполнится ли желание. Так, в Тюменском у. при изготовлении «воротец» говорили: «Если выйти мне замуж — отворитеся ворота, если в девушках остаться — затворитеся ворота». Иногда загадывали на родственников и подруг, заплетая на каждого из них отдельную фигуру. В Ростовском у. Ярославской губ. при гадании «мотушку», задуманную для мужчины, делали в виде венка, а для девушки — в виде косы; в Даниловском у. Ярославской губ. косы также плели на девиц, а венки — на замужних женщин и детей. Через несколько дней, отправляясь развивать березы, предварительно внимательно осматривали их: развитая коса предвещала скорое замужество, которому предшествовало ритуальное расплетение девичьей косы, нарушенный и «сповявший» венок сулил неприятности в текущем году (см. Троицкий венок).
Около завитых берез водили хороводы, плясали, пели особые песни, исполнявшиеся только в это время и отражавшие обрядовую ситуацию периода Семик-Троица (см. Семик, Троица). В Дмитровском крае (московск.) девушки свивали три пары берез «воротами», а затем «гуськом проходили под ними», распевая при этом: «На горе города
Завиты ворота,
В те ворота Наталья шла,
За собой вела красных девушек,
Красных девушек, все подруженок.
За Натальей шла Татьяна,
За собой вела…»
(Зернова А. Б. 1932).
Обрядовая трапеза
Тут же под деревом, на разосланной на земле скатерти, совершалась обрядовая трапеза, которая включала ряд обязательных блюд: пиво, квас, яичницу или яйца, ветчину, сало, творог со сметаной, пироги, куличики и козули (лепешки с дыркой посередине), каравай. В Дмитровском крае (московск.) каждая девушка должна была принести с собой глазок яичницы. Разложив яичницы вокруг завитой березы, участницы обряда брались за руки и водили хоровод под песню:
«Березка, березка,
Завивайся, кудрявая,
К тебе девки пришли,
К тебе красны пришли,
Пирога принесли
Со яичницей».
(Зернова А.Б. 1932).
Пропев раз, рассаживались около яичниц, съедали несколько ложек и снова водили хоровод. Так повторялось три раза. В некоторых местах яичницу жарили на разведенном под березой костре. Часть принесенной еды крошилась на землю; крестьянки Ярославской губ. считали, что оставляют еду зайцам. Куски яичницы иногда закапывали в землю. У русских Поволжья трапеза нередко предшествовала основному действию: сначала в ржаном поле ели яйца и яичницу, а затем шли в ближайший лесок завивать березку. В ряде мест в трапезе и играх, в хороводах вокруг завитых берез разрешалось принимать участие и мужчинам, в основном, парням. Они приходили, чтобы «насмешить их [девушек] прибаутками, взвеселить песнями, пляской» .
Обряды
Местами завивание берез сопровождалось обрядами кумления, крещения и похорон кукушки. На переплетенные ветви сажали «кукушку», вешали кресты, ленты; через них и под ними кумились: целовались и обменивались дарами, бились яйцами, проходили парами.
В течение всего праздника девушки внимательно следили, чтобы никто из посторонних не подходил и не видел бы заплетенных веток, а мальчишки не обломали и не срезали бы их. В назначенный день они, вновь собравшись вместе, отправлялись к березам, чтобы распустить их. При этом девушки аккуратно освобождали ветви и выплетали из них ленты и полотенца, нитки, платки, снимали другие украшения, возвращая их себе. В Сибири и в ряде мест Европейской России заплетенные на березах «венки» и «косы» «заламывали», т.е. обламывали; в день заламывания в Галичском у. Костромской губ. соблюдали строгий запрет на посещение сада. Обломанные части деревьев украшали цветами, а вечером «отпускали» в воду (см Троицкий венок). Во Владимирской губ. развивали березку следующим образом: ее срубали и использовали в последующих обрядовых действиях: украшали и устраивали с ней гулянье, а вечером топили в реке (см. Троицкая березка).
Местом для завивания березок избирались преимущественно те рощи, лески, поляны, которые находились вблизи ржаного поля, т.к. согласно поверью, от этого, «также как от завивания ржи в Вознесение, она (рожь) будет лучше» (Пропп В.Я. 1995. С. 73). Это представление нашло отражение и в текстах песен, сопровождавших завивание (а также и развивание), которые фактически являлись заклятием на урожай:
» Завили веночки, (при развивании пели «развили»)
Завили зелены,
На годы добрые
На жито густое
На ячмень колосистый,
На овес ресистый,
На гречиху черную,
На капусту белую».
(смоленск.).
В Нейском р-не Костромской обл. в лесу завивали березки, чтобы лен уродился и капуста вилась, при этом пели:
«Вейся-ко, вейся, капуста,
Вейся-ко, вейся, вьюная!
Как мне капустке не виться
Как мне зимой не валиться».
Русалки
На завитых березовых ветвях, по представлениям русских, качались русалки. Жители Смоленской губ. в течение недели боялись подходить, чтобы «русалки, качающиеся на чем (переплетенных ветках) не защекотали дерзкого». А крестьяне Муромского у. (владимирск.) считали, что и «завивать березку — большой грех, оттого, что в канун Троицына дня перед ней пляшут шишиги (нечистые)». В последние годы, основываясь на этих представлениях, высказана гипотеза, «что каждая участница семицкого обряда, заплетая венок для себя на березе, тем самым как бы призывала в него русалку, т.е. душу-зародыш для своего будущего ребенка, которая за те несколько дней, что венок оставался на дереве, могла вселиться в него; когда венок обламывали и надевали на голову, ждали перехода души из венка к девушке».
Идея плодородия
Процесс завивания, плетения, витья (веток) осмысляется как ритуальное действие, связанное с идеей «жизни» и имеющее значение зарождения, развития, преумножения. Этим можно объяснить необходимость участия в обряде всех девушек и молодых женщин, основная функция которых состояла в продолжении рода. В одной из смоленских троицких песен жизнь ставится в непосредственную зависимость от соблюдения обычая завивания:
«Кто не идет
Венков завивать,
Положь того
Колодою дубовою,
Детей его
Кто венков не вьет,
Того матка умрет!
А кто вить будет
Того жить будет!»
(Некрылова А.Ф. 1989).
Источник