- знак зодиака
- См. также в других словарях:
- Гороскоп узбекский как называется
- Они не говорят «нет»
- Они не жалеют времени на приветствие
- Они наливают гостям половину пиалы чая
- Они едят плов в 6 утра
- Они сажают женщин за отдельный стол
- Они бросают камешки в праздничное угощение
- Они женятся по воле родителей
- Они еще недавно были многоженцами
- Они платят калым за невесту
- Они решают проблемы всем миром
- Что такое среднеазиатская «Чилля»? И почему в наше время от неё сложнее спастись?
- Узбекистан: кое-что о менталитете. Почему мы уезжаем
знак зодиака
1 знак
2 знак соответствия
3 знак
4 знак качества
5 фирменный знак
См. также в других словарях:
знак зодиака — сущ., кол во синонимов: 24 • аквариус (2) • ариес (2) • близнецы (10) • … Словарь синонимов
Знак зодиака — Анатомическая иллюстрация из манускрипта XV века «Великолепный Часослов герцога Беррийского». Знаки зодиака двенадцать тридцатиградусных секторов, на которые разделена эклиптика. В качестве точки отсчёта знаков Зодиака используются точка… … Википедия
ЗНАК ЗОДИАКА — Символическое наименование одной двенадцатой части зодиакального круга (см. Зодиак). Знаки зодиака не следует путать с созвездиями, от которых произошли их названия. Начальной точкой зодиакального круга является точка весеннего равноденствия,… … Астрологическая энциклопедия
Лев (знак Зодиака) — Знак Овен Телец Близнецы Рак Лев Дева Весы Скорпион Стрелец … Википедия
Змееносец (знак зодиака) — Это статья о неакадемическом направлении исследований. Пожалуйста, отредактируйте статью так, чтобы это было ясно как из её первых предложений, так и из последующего текста. Подробности в статье и на странице обсуждения … Википедия
Стрелец (знак зодиака) — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия
Рыбы (знак зодиака) — У этого термина существуют и другие значения, см. Рыбы (значения) … Википедия
Близнецы (знак зодиака) — У этого термина существуют и другие значения, см. Близнецы (значения) … Википедия
Весы (знак зодиака) — У этого термина существуют и другие значения, см. Весы (значения) … Википедия
Овен (знак зодиака) — У этого термина существуют и другие значения, см. Овен … Википедия
Лев (знак зодиака) — У этого термина существуют и другие значения, см. Лев (значения) … Википедия
Источник
Гороскоп узбекский как называется
О чем гостю должна сказать половина пиалы чая, зачем узбеки консервируют плов и где в Узбекистане живут самые счастливые невесты?
Они не говорят «нет»
Восточные люди не идут на открытый конфликт и не демонстрируют агрессию — они привыкли быть вежливыми даже в самой сложной ситуации. Эта черта национального характера сформировалась в далеком прошлом: узбеки испокон веков занимались торговлей, а обижать покупателя — не в интересах продавца. Поэтому вам никогда не откажут напрямую, а на любую просьбу ответят традиционно: «Хоп майли» («ладно», «хорошо»). Впрочем, когда будет выполнено обещание — неизвестно: ни в действиях, ни в работе, ни в принятии решений узбеки не спешат. И если окажется, что договоренность нарушена, вам предложат несколько вариантов решения вопроса — вплоть до самых нелепых, лишь бы вы не сердились.
Они не жалеют времени на приветствие
Приветствие — тоже часть традиции: невозможно представить себе узбеков, поздоровавшихся на ходу и побежавших по своим делам. Встречаясь, мусульмане должны обязательно приветствовать друг друга, даже если они враждуют. Сейчас при встрече нужно исполнить определенный ритуал — не только поздороваться, но и от всей души поинтересоваться делами собеседника, причем во всех подробностях: как сам, как дом, как жена, как дети, как хозяйство, полон ли холодильник? Отвечать следует традиционно: слава богу, все хорошо. Все это отнимает немало времени и звучит очень эмоционально, особенно когда встречаются две женщины.
Они наливают гостям половину пиалы чая
Гостеприимство — непреложный закон для узбеков: они привыкли жить большими семьями, в окружении соседей, и общественное мнение для них очень важно. Поэтому гостя готовы принять в любое время и на столе всегда есть конфеты, орешки и другая мелочь. И конечно, никого не отпустят без чая. «Чай не пьешь, откуда силы возьмешь?» — говорят в Узбекистане. Чем больше ценят гостя, тем меньше чая ему наливают, чтобы он чаще обращался к хозяевам за добавкой и дольше посидел. Поднося чай дорогому гостю, правую руку прикладывают к сердцу — в знак уважения. По этому поводу рассказывают анекдот: узбек такой жадный — мало того что полпиалушки чая наливает, так еще и за сердце держится!
Они едят плов в 6 утра
Плов для узбека — больше, чем еда, это предмет культа и часть национальной культуры. «Ты родился — у тебя плов, ты женился — у тебя плов, ты умер — у тебя плов», — шутят в Узбекистане. Это действительно так: любое важное событие отмечается приготовлением блюда из риса, мяса и овощей. Утренний плов варят в огромных казанах к 6 часам, и занимаются этим исключительно мужчины. Такое время было выбрано не сразу: изначально плов готовили к окончанию первой молитвы, то есть к 4 утра, потом перенесли на 7 часов, а затем опять сместили, чтобы люди успевали на работу. Отказаться от приглашения на плов нельзя — это святое.
В каждом регионе Узбекистана свой рецепт кулинарного шедевра, а в Ташкенте работает среднеазиатский центр плова, где продают свадебный плов, украшенный кружочками конской колбасы — казы — и перепелиными яйцами. Плов можно даже увезти с собой из страны — во всех ташкентских супермаркетах продаются консервные банки с этим блюдом, и на вкус оно ничуть не хуже, чем из казана. Так что узбекский плов постепенно завоевывает мир, а в прошлом году его включили в список нематериального наследия ЮНЕСКО.
Они сажают женщин за отдельный стол
В узбекской семье выстроена строгая иерархия взаимоотношений: детей держат в строгости, женщина во многом подчиняется мужу и свекрови, последнее слово всегда остается за мужчиной. Жену уважают как мать, супругу, хранительницу семейного очага, но часто рассматривают лишь как домохозяйку несмотря на то, что свободные женщины Востока занимаются наукой и политикой, заседают в сенате и руководят предприятиями. Главная обязанность женщины — забота о семье и доме. Даже если она работает наравне с мужем, это не отменяет приготовления ужина к его приходу.
До сих пор в быту многие вещи делятся по гендерному признаку: утренний плов готовят мужчины, повседневную еду — женщины, мужчины собираются в чайхане, женщины — во дворе. Раньше дом делился на мужскую и женскую половину, а сейчас на свадьбе и других праздниках мужчины и женщины нередко сидят за разными столами. Даже хоронят их в разных частях кладбища.
Они бросают камешки в праздничное угощение
Еще одно важное узбекское блюдо — сумаляк. В отличие от плова, сумаляк варят лишь раз в году, в один из 40 дней после праздника Навруз. Легенда гласит, что у одной женщины умер муж, она осталась одна с маленькими детьми, семья голодала. Отчаявшись, мать налила в казан воды и бросила горсть проросшего зерна. Пшеница варилась весь день и всю ночь, под утро женщина ненадолго уснула, а когда проснулась, увидела, что казан до краев наполнен теплой коричневой массой. Она накормила детей и угостила соседей, и с тех пор сумаляк готовят только женщины.
Рецепт прост: проросшие зерна пшеницы перемалывают и отжимают, а получившуюся жидкость смешивают в кипящем масле с мукой. На дно казана бросают камешки или орешки — это не дает жидкости подгорать, а тот, в чьей пиале окажется камешек, может загадывать желание. Главный секрет сумаляка: его нужно помешивать непрерывно, на протяжении 12 часов, и в этом процессе участвуют все соседи или коллеги — праздничное блюдо готовят даже во дворах офисов. Считается, что, мешая сумаляк, человек освобождается от недобрых мыслей. Через 12 часов блюдо снимают с огня и накрывают, оставляя до утра. Утром рассматривают рисунок, образовавшийся на поверхности густой массы, и толкуют его значение. Попробовать сумаляк можно не только сразу после Навруза: так же, как и плов, его консервируют и продают в магазинах круглый год.
Они женятся по воле родителей
В Узбекистане настолько уважают мнение старших, что даже в XXI веке будущего мужа или жену своему чаду подыскивают родители. Впрочем, если жених совсем не понравится девушке, она может отказать ему. Самые смелые могут даже познакомиться сами и пожениться без согласия родителей, но это скорее исключение. Как правило, жених и невеста все же вступают в брак, подчиняясь решению старших и почти не зная друг друга. Дальше возможны два варианта развития событий: семья держится на уважении супругов к выбору родителей, а значит, и друг к другу, либо со временем мужчина начинает искать любовь на стороне, а женщине приходится с этим мириться. Разводятся в Узбекистане редко — распадается лишь 15% браков (в России — больше половины), и поводом для расставания скорее станет невозможность иметь детей, чем измена.
Они еще недавно были многоженцами
Узбекская свадьба — грандиозное событие. Просто регистрация — нонсенс для узбеков: а что скажут друзья, соседи, родные? Пригласить на праздник нужно как можно больше гостей, и ради пышного мероприятия даже влезают в долги. Регистрация в загсе сочетается с религиозным обрядом — никохом, без этого вместе жить нельзя. А наоборот еще совсем недавно было можно, чем и пользовались мужчины: проводили никох для второй жены и обзаводились второй семьей. Недавно эту практику запретили, и сейчас разрабатывается закон об уголовной ответственности имамов, проводящих никох для мужчин, уже имеющих одну жену.
Они платят калым за невесту
Перед свадьбой семьи договариваются о том, какой вклад молодые вносят в будущую семейную жизнь. Например, если жених покупает квартиру, невеста — всю обстановку. Оговаривается также размер приданого и калыма — во многих областях до сих пор платят выкуп за невесту. Сумма калыма варьируется от $30 до $5000 в разных регионах.
Выгоднее всего выходить замуж в Хорезме: здесь большую часть свадебных расходов оплачивает жених, он же платит большой калым, и, если мужчина из богатой семьи, к деньгам могут добавить, например, верблюда. В последнее время особенно ценятся девушки с высшим образованием (лучше медицинским или педагогическим) — в этом случае сумма калыма может вырасти в несколько раз. А вот в Ташкенте расходы ложатся на плечи родителей невесты — они должны дать ей солидное приданое, чтобы удачно выдать замуж.
Они решают проблемы всем миром
Узбек живет в большом сообществе, модель которого представлена в городском квартале — махалле. Здесь действует своеобразная система местного самоуправления: жители объединяются в общину и решают проблемы вместе. Если во многих мусульманских странах махалля — это лишь народный обычай, то в Узбекистане ее статус закреплен на законодательном уровне. Община выбирает комитет, подотчетный органам власти. Члены комитета выдают справки при поступлении в вуз и трудоустройстве, а при разводе беседуют с супругами и дают им время на размышление. Многие вопросы в махалле решаются методом хашара (добровольного безвозмездного труда): благоустройство и уборка улиц, ремонт или даже строительство. И если соседи помогают кому-то построить дом, то хозяин готовит для всех участников хашара, конечно же, плов!
Если вам понравился пост, пожалуйста, поделитесь ими со своими друзьями! 🙂
Источник
Что такое среднеазиатская «Чилля»? И почему в наше время от неё сложнее спастись?
Про тёплый климат Средней Азии наслышаны многие. Ещё на радиостанции «Маяк», во время подробных сводок погоды в 1990-е годы, голос радиоведущего говорил, что «сентябрь здесь — летний месяц». А как обстоит дело в середине лета?
Уже в апреле в странах Средней Азии очень тепло, а май врывается стремительно нарастающей жарой и отцветающими постепенно полупустынными равнинами. Самое сложное время — это конец июня, июль и начало августа.
Именно в это время устанавливается период сухой и жаркой погоды. Горизонт запылен и слегка колеблется от раскалённого воздуха, небо становится белёсым, листья на деревьях скручиваются, порывы ветра не приносят прохлады, а напоминают дуновение горячего воздуха из сухой бани. Это явление называется «чилля», а спасается от неё каждый по своему.
«Чилля», в переводе с фарси, означает «40 дней».
Кто-то уезжает искать прохладу в горы, кто-то на местные водохранилища (например, «Таджикское море» на Сырдарье близ Худжанда, либо Туябугузское водохранилище — «Ташкентское море» на реке Ахангаран близ Ташкента),а кто-то покупают парочку лишних кондиционеров в квартиру (при условии зажиточности человека).
Почему в наше время в городах, таких как Ташкент или других крупных и многоэтажных, стало сложно спасаться летом от явления «чилля»?
Потому что раньше, массовыми в Средней Азии, были глинобитные дома, которые имели глухой периметр внешних стен и просторный внутренний дворик, который имел тенистый сад или утопал в тени раскидистой чинары, а также часто располагал «хаузом» — небольшим прудиком.
В современных квартирах и многоэтажных домах всё совсем не так. Летом они становятся настоящей душегубкой, лоджия, которая часто остеклена, также дополнительно перегревает жилище. Если нет кондиционера, то от зноя и духоты очень трудно спастись.
Современный темп ритма поменялся, но и сейчас, многие местные жители Средней Азии стараются в этот период жаркой погоды взять отпуск на пару дней и посвятить свободное время созерцанию, посещению мест паломничества, как ещё предписывалось средневековыми местными суфиями.
Например, посетить источник Авлия в Джизакской области Узбекистана.
Источник
Узбекистан: кое-что о менталитете. Почему мы уезжаем
В этой статье я расскажу о том, как мы становимся чужими там, в бывших союзных республиках, после бесплодных попыток нас переделать.
Меня зовут Юлия, я участник программы переселения соотечественников, успешно прошла все этапы и живу в России с 2019 года. На своем канале делюсь полезными рекомендациями, расссказываю о своем пути переселенца, а также пишу о своих наблюдениях и размышляю о жизни, выкладываю веселые видеозарисовки и рассказы на разные темы.
Сразу скажу: никто нас не гонит ОТТУДА. В целом узбеки — миролюбивый народ. Многие из них и вправду жалеют, что русские уезжают. Уезжающие объясняют своим узбекским соседям и знакомым, что, мол, в России дети, все родственники. Но никто и никогда не назовет основной и истинный мотив: «Я просто хочу оставаться русским». Не все даже осознают его, этот истинный мотив.
Есть у русских такое: обвинять себя. «Вот узбеки молодцы — хоть как-то говорят по-русски, а мы — ленивые, не можем выучить их язык, они правы, что нас за это презирают, мы же живем в их стране, мы обязаны из уважения знать их язык и принимать их обычаи», — корят они себя, но на деле. не ударяют и палец о палец.
«Не дается мне их язык — и все тут!» — сетует кто-то.
«Да зачем мне учить, я, может, скоро уеду. » — рассуждает другой.
«Да у меня, собственно, и нет острой необходимости учить их язык, — оправдывается третий, — у меня в основном русскоязычный круг общения».
Русскоязычные прекрасно понимают, что своим принципиальным упорством делают себе хуже: трудно устроиться на работу, трудно разобраться с некоторыми документами, да и просто прочитать какое-нибудь объявление; все чаще возникает барьер в общении. Но сейчас стала прослеживаться достаточно отчетливая тенденция: все те, кто надеется уехать (большинство), не торопятся овладевать языком; остальные же (меньшинство) понемногу овладевают, попутно проникаясь и местным менталитетом. Узбеки умеют подчеркнуть свое уважение к последним — непременно похвалят и проявят расположение. А людям всегда хочется, чтобы их уважали окружающие.
Словом, те из русских, кто успешно ассимилировался во время независимости, чувствуют там себя вполне неплохо. Они настолько впитали в себя мировоззрение и менталитет, что в России будут ощущать себя некомфортно, невольно проецируя свои представления на окружающую действительность.
Итак, дела в Узбекистане сейчас обстоят таким образом, что:
Не знаешь языка — будешь наталкиваться на пренебрежительное отношение и сложности.
Собственно, острой необходимости овладеть узбекским языком лично у меня никогда не возникало. Но однажды получилось так, что в коллективе из 25 человек я оказалась одна русская. Это был детский лагерь. На планерке я ничего не понимала из того, что говорит старший воспитатель, и потом вообще перестала посещать эти сборища. Коллеги со мной были вполне дружелюбны, но по факту они меня сторонились, так что я зверела от одиночества. Я была им всем чужая — и это мне отчетливо давали понять. Я жалела, что не знаю их языка. Но, думаю, даже если бы я им и владела, то все все равно оставалась бы чужой: образ мыслей-то остался бы прежним (как в той шутке: «Бороду-то я, допустим, сбрею, а мысли-то, мысли куда девать?»)
Кроме того, я и выглядела не как они. Среди женщин, одетых по преимуществу в национальном стиле (платки, длинные платья, пресловутые шлепанцы с носками) я носила майки, бриджи, короткую стрижку — и являлась белой вороной. точнее, канарейкой в стае ворон.
Так что играет роль и этот фактор:
По-другому одеваешься, ярко выглядишь — будешь чужим.
Есть определенные нюансы и во взаимоотношениях. Когда узбекская мать учит дочь, как вести себя с мужем, она советует всгда кивать и говорить «хоп» (ладно). Когда на работе возникает конфликт с начальством, опытные коллеги советуют работнику на все претензии говорить «хоп». В разговоре со старшими тоже нужно всегда говорить «хоп», даже если ты с ним не согласен. Если тебя посылают делать то, что тебе претит — можешь не делать этого, но обязательно кивни и скажи «хоп».
Это — волшебное слово, мгновенно восстанавливающее мир, избавляющее от разногласий и конфликтов! На нем все держится — и мир, и спокойствие. Искать пресловутую истину в жарких спорах и бурной полемике в узбекском обществе не принято.
Вследствие чего проистекает следующий вывод:
Высказываешь свое мнение, споришь — будешь подвергаться осуждению.
У русского человека характер другой. Русский человек склонен отстаивать свое мнение, и авторитет старших имеет для него второстепеннное значение в споре. Он не станет терпеть притеснений и несправедливости, избегать острых ситуаций в угоду «миру и спокойствию», не станет пресмыкаться перед начальством. Именно поэтому с русскими стараются не связываться в открытую, а предпочитают мягко на них давить. Но, к сожалению, многие из них уже сломались под влиянием местного менталитета. Стали СЛИШКОМ миролюбивыми и покладистыми.
Так что получается следующее:
Решительно отстаиваешь свои права, отвергаешь мирное решение вопроса — ты в лучшем случае чудак, в худшем скандалист.
Именно русские обычно идут до конца, проявляя упорство и целеустремленность в защите своих прав. Сгибаться под силой обстоятельств, не пытаясь их преодолеть, махать рукой на «мелочи», удовлетворяться полумерами — это не про русского человека. И если ты ведешь себя именно так, тебя не понимают: «Зачем воевать, если можно все решить миром, на что-то закрыть глаза и спустить на тормозах?»
И в итоге — ты заручен славой вздорного человека.
Источник