Предложил Путин: как Лавров оказался в федеральном списке «Единой России»
Глава МИД РФ отметил, что ЕР — ведущая политическая партия страны, которая играет не последнюю роль в позиционировании России на международной арене.
Фото, видео: ТАСС / Ситдиков Рамиль; 5-tv.ru
Глава российского МИД Сергей Лавров объяснил появление своей фамилии в федеральном списке партии «Единая Россия». О том, почему он принял такое решение, руководитель дипведомства рассказал на лекции в Дальневосточном федеральном университете.
Как отметил Лавров, выдвижение в ЕР нельзя отделять от его основной внешнеполитической деятельности, ведь партия, как ведущая политическая сила страны, играет главную роль в ратификации международных договоров. Кроме того, «Единая Россия» защищает, и это очевидно, интересы Москвы в вопросе отношений с другими государствами. В качестве примера министр назвал инициативы по недопущению торговли российскими территориями.
«Я получил предложение вместе с другими членами „пятерки“, которое было сделано президентом Владимиром Путиным на съезде „Единой России“. Я счел это предложение, прозвучавшее из уст президента, честью для меня. Тем более, мы с „Единой Россией“ тесно сотрудничаем, как и с другими нашими парламентскими партиями» — отметил Лавров.
Как известно, в первую «пятерку» лидеров федеральной части списка ЕР помимо главы МИД РФ вошли министр обороны Сергей Шойгу, главный врач больницы в Коммунарке Денис Проценко, сопредседатель ОНФ Елена Шмелева и уполномоченный при Президенте по правам ребенка Анна Кузнецова. Соответствующую рекомендацию Путин озвучил в ходе своего выступления на ХХ съезде партии. Участники выбор кандидатов одобрили.
В ходе лекции глава МИД РФ также упомянул, что дипломатию прежде напрасно считали областью, в которой главным объектом являются взаимоотношения с другими государствами. По его мнению, существует и партийная дипломатия, которая не менее важна. Лавров призвал в целом пересмотреть подходы к дипломатии.
Источник
Елена Шмелева
Биография
Елена Шмелева — российский общественный деятель, управленец и социолог. Известна как член президиума Совета при президенте Российской Федерации по науке и образованию и сопредседатель центрального штаба Общероссийского народного фронта.
Детство и юность
Елена Владимировна Шмелева родилась в Ленинграде 3 октября 1971 года. Среднее образование девочка получила при Политехническом университете, дополнительно занимаясь во Дворце пионеров, в клубе космонавтики.
Девушка поступила в Санкт-Петербургский государственный университет, откуда вышла с дипломом социолога. Здесь же она училась в аспирантуре и работала младшим научным сотрудником научного института, где руководила исследовательскими проектами (более 200).
Образование и карьера
В разные годы Шмелева занимала должность генерального директора российского исследовательского агентства MARCO, международного исследовательского института Media Tenor Russia. Также она возглавляла кафедру визуальной журналистики родного университета, занимала пост директора Института медиаисследований.
В начале 2000-х социолог руководила аналитическим центром центрального исполнительного комитета «Единой России», выступала экспертом фонда «Центр стратегических разработок». С 2011 года она была вице-президентом благотворительного фонда «Система», будучи при этом деканом Высшей школы управления и инноваций МГУ и главой некоммерческого партнерства «Лифт в будущее».
Фондом «Талант и успех» управленец начала руководить в 2015 году. Его попечителями стали президент России и видные деятели культуры, науки и спорта. Целью проекта была заявлена поддержка талантливой молодежи, которая получила возможность приезжать в Сочи для встреч на территории специально открытого образовательного центра «Сириус».
В этом же году Шмелева встала во главе межведомственной рабочей группы, которая занималась подготовкой специалистов в интересах регионов.
Интерес к личности Шмелевой возник у общественности после ее назначения в 2018 году сопредседателем избирательного штаба Владимира Путина как кандидата на должность главы государства. Тогда в биографии руководителя центра для одаренных детей «Сириус» пытались найти подоплеку доверия президента.
Источник
Вам светит «Сириус»
Елена Владимировна, в регионах появятся 84 «мини-Сириуса». Как эти центры будут искать таланты?
Елена Шмелева: Надо понимать: неодаренных детей просто нет. Но каждый — одарен по-своему. Нужно лишь дать ребенку, где бы он ни жил, возможность развить его способности, воплотить мечту. Сегодня — это приоритет государственной политики, предмет многих прямых поручений президента России. Именно поэтому «Сириусу» передано олимпийское наследие, которое в прямом смысле уже четыре года работает на всю страну.
Наша основная задача — сделать так, чтобы эффективная система работы с одаренными детьми сложилась в каждом регионе, обеспечить всем мотивированным школьникам доступ к качественному образованию. Соглашение с Образовательным центром «Сириус» о такой работе заключили уже 45 регионов. Это значит, что наш опыт позволит объединить местные программы и инициативы в единую систему развития и сопровождения ребят, рано проявивших свои таланты — не только в науке, но и искусстве, спорте. Самые результативные педагоги сильнейших школ, современная научная и спортивная инфраструктура, участие в работе ведущих российских университетов и, самое главное, передовых российских компаний, научных институтов. Все это создает такие возможности.
Чем вы помогаете регионам?
Елена Шмелева: Мы создали работающую модель — содержательную и организационную. Обучили по собственным уникальным программам 30 тысяч школьников и 4 тысячи педагогов. Разработали для этого новые инструменты выявления и отбора, нормативную базу. А теперь оказываем методическую поддержку руководителям и сотрудникам региональных центров, организуем на своей площадке обучение педагогов, которые в них будут работать. Создали и развиваем дистанционную среду для обучения школьников и студентов «Сириус.Онлайн». Там прошли обучение уже 10 тысяч человек.
Кроме того, вокруг «Сириуса» сформировалось активное товарищество выпускников, профессиональная сеть сильнейших педагогов, ученых, специалистов-партнеров. В январе этого года создана Ассоциация школ-партнеров центра «Сириус». Именно они стояли в основании «Сириуса», а теперь участвуют в создании региональных центров по его модели.
Вы открываете свой лицей. Это будет элитная школа для вундеркиндов? Или туда смогут попасть и обычные дети?
Елена Шмелева: Мы открываем не одну, а две новые школы. Первая уже принимает детей, которые приезжают на профильные программы «Сириуса». Также в профильных инженерно-математических классах там учатся 45 сочинских школьников, прошедших серьезный отбор. Три дня в неделю они занимаются в своих школах, а в остальные — с лучшими педагогами страны в «Сириусе», углубленно изучая физику, математику, информатику, химию и биологию, участвуют в реальных научных исследованиях и технологических проектах.
В 2020 году по поручению президента Краснодарским краем и центром «Сириус» будет открыт «Имеретинский лицей», который тоже станет частью Инновационного научно-технологического центра. Учиться там будут школьники, которые переедут в Сочи вместе с родителями — учеными, преподавателями, сотрудниками ведущих технологических компаний, а также сочинские школьники, которые смогут поступить в специализированные профильные классы.
Лицей усилит систему общего образования всего Краснодарского края, развивая лучший педагогический опыт, накопленный «Сириусом» и его партнерами. В первую очередь ведущими российскими компаниями, научными группами, университетами. Поэтому в учебную программу включена проектная и исследовательская деятельность, эксперименты, работа в командах, основы технологического предпринимательства. Предметные знания станут основой для решения практических задач. Что важно? Традиционное «школьное» образование объединится с дополнительным, профессиональным и университетским.
Зачем «Сириусу» собственный технопарк? Уже на слуху, что здесь будут чуть ли не редактировать геном человека?
Елена Шмелева: Инновационный научно-технологический центр станет площадкой для фундаментальных и прикладных научных исследований по заказу ведущих технологических и научных партнеров центра. Междисциплинарных, конкурентоспособных, ориентированных на приоритеты Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, включая науки о жизни, искусственный интеллект, когнитивные исследования и развитие социотехнических систем, новые материалы и промышленные технологии. Их заказчиками и партнерами выступают, еще раз подчеркну, не только ведущие университеты и исследовательские группы, но в первую очередь высокотехнологичный российский бизнес.
Одновременно откроется Научно-технологический университет «Сириус», который также станет резидентом ИНТЦ, его кадровой и исследовательской базой. Университет позволит студентам и школьникам работать над реальными проектами, включаться в прорывные исследования. Обучение предполагается как по полным программам — бакалавриат, магистратура, аспирантура, так и по сетевым. То есть будем приглашать студентов из других вузов для прохождения отдельных образовательных модулей и интенсивных курсов. Первый набор может быть открыт уже в новом 2019/2020 учебном году.
Для развития инновационного научно-технологического центра необходима модель именно полного цикла обучения, которая начинается с дошкольных программ, продолжается в университете, заканчиваясь ранней стажировкой в компаниях-резидентах и трудоустройством в передовые российские предприятия. Мы уверены: только такая интеграция высшего и общего образования, сектора исследований и разработок, высокотехнологичного бизнеса позволит сформировать центр мирового уровня в области технологий цифровой экономики.
В прошлом году с Международной космической станции были запущены научно-образовательные наноспутники «СириусСат-1» и «СириусСат-2», собранные вашими ребятами. Это очень серьезно. У вас есть готовый рецепт успеха юных конструкторов?
Елена Шмелева: Готовых рецептов быть не может. В «Сириус» приезжают очень талантливые, мотивированные ребята, их педагоги. И мы — один из важных элементов их комплексной подготовки, дальнейшей поддержки. А еще мы создаем для них в «Сириусе» и вокруг — для всех жителей и гостей Сочи — вдохновляющую, профессиональную, поддерживающую среду, которая учитывает все технологические изменения не только в науке, но и в спорте, в искусстве.
Так в «Сириусе» разработана уникальная в мире система подготовки не только юных математиков и физиков, музыкантов, шахматистов, артистов балета, но и хоккеистов. Благодаря ей юниорская сборная России U17 по хоккею, сформированная в «Сириусе», заняла первое место в Турнире четырех наций в США. Эта же команда стала победителем Мирового кубка вызова — неофициального чемпионата мира для игроков до 17 лет. Честно? Мы гордимся!
Источник
Вариант «Сириус»
Елена Владимировна, два года назад в Сочи открылся Всероссийский центр по работе с одаренными детьми. Сегодня у «Сириуса» уже более 18 тысяч выпускников. Что надо сделать, чтобы попасть в «Сириус»? Победить в олимпиаде, учиться на одни пятерки, подготовить в школе блестящий научный проект?
Елена Шмелева: К нам приезжают ребята, которые уже очень ярко проявили себя в одном из наших направлений (математика, физика, химия, биология, информатика, хоккей, фигурное катание, шахматы, академическая музыка, балет, живопись, литературное творчество). Подать заявку на обучение по этим программам может любой российский школьник. Решение о зачислении принимает экспертный совет центра. В его состав входят всемирно известные ученые, артисты, спортсмены, писатели, учителя — прима-балерина Большого театра и миланского театра «Ла Скала» Светлана Захарова, математик, филдсовский лауреат Станислав Смирнов, художник Сергей Андрияка, ректор Московской консерватории Александр Соколов, директор Государственного литературного музея Дмитрий Бак, директор одной из лучших школ России Максим Пратусевич, олимпийский чемпион Алексей Урманов, шахматист Владимир Крамник и другие очень известные и успешные люди. Идея президента, создавшего центр «Сириус» — укреплять позиции России в области науки, искусства и спорта, приглашая в Сочи, на бывшие олимпийские объекты лучших педагогов для работы с юными талантами со всей России. Это уникальный не только для России, но и во всем мире центр.
У нас нет региональных квот для школьников, но на каждую программу, как правило, приезжают ребята из 50-60 регионов.
Мы принимаем победителей олимпиад, международных и всероссийских конкурсов, авторов успешных технологических проектов и тех, у кого есть научные статьи. Наша задача — дать возможность учиться у нас самым целеустремленным школьникам, независимо от региона проживания и достатка семьи — обучение, питание, дорога, все полностью бесплатно для детей.
А можно приехать в «Сириус» несколько раз?
Елена Шмелева: Да, ребят, которые были в «Сириусе» два или даже три раза почти 20 процентов. Это те, кто добился очередных значимых побед уже после выпуска из «Сириуса».
Очень скоро у «Сириуса» появятся настоящие научные лаборатории, в перспективе — технопарк. Зачем он нужен школьникам?
Елена Шмелева: «Сириус» — не только образовательный проект, но и проект инфраструктурный: он дает детям возможность увидеть новые горизонты. Познакомиться со сверстниками. И не просто, а в профессиональном смысле, на почве профессиональных интересов, в будущем, я уверена, на почве совместных проектов. Познакомиться с другими учителями и школами, чтобы потом найти правильный вуз, определиться со следующими шагами в своем развитии.
С нашими учениками часто разговаривают очень значимые взрослые — руководители крупных компаний и институтов развития, инженеры, ученые, писатели, режиссеры, тренеры. Они приезжают в «Сириус» поговорить с ребятами о том, что интересует их самих.
В «Сириус» часто приезжает Владимир Владимирович и всегда разговаривает с детьми. Это всегда серьезные интонации, вопросы и серьезное отношение к их еще школьным успехам. «Недетский» разговор президента с нашими учениками, который состоялся этим летом, длился три часа!
И это очень расширяет их восприятие о мире, формирует комплексное представление о том, какой станет Россия в будущем и какую роль каждый из них выбирает для себя, какую задачу перед собой поставит.
Поэтому наши научные лаборатории станут «местом встречи» ученых и профессионалов для решения сложных максимально актуальных сегодня мультидисциплинарных задач. Конечно, с участием наших выпускников — студентов и молодых ученых.
Сюда будут приезжать временные научные коллективы, чтобы выполнить свою часть большой исследовательской задачи под руководством всемирно известных ученых. Появятся патенты и заявки на изобретение.
В технопарке будут развиваться высокотехнологичные стартапы по трем приоритетным для «Сириуса» направлениям — генетике и наукам о жизни, информационным технологиям, когнитивным исследованиям в образовании.
Научный парк «Сириуса» станет кузницей кадров для российских научных коллективов и высокотехнологичных предприятий.
Недавно на встрече министра образования и науки Ольги Васильевой с победителями международной естественно-научной олимпиады речь зашла о том, что начинать работу с одаренными надо как можно раньше. Ваше мнение?
Елена Шмелева: Все эти шестеро победителей олимпиады, к слову, выпускники августовской программы «Сириуса», когда они готовились к этой олимпиаде. Один из участников команды стал абсолютным чемпионом! Еще раз поздравляю ребят и их педагогов!
Конечно, вовлекать в творческую, исследовательскую работу детей надо как можно раньше. У нас сейчас в олимпиадах школьники участвуют с 7-го класса, но доходят только до муниципального этапа. Региональные победители и победители заключительного этапа определяются с 8-го класса. Получается, средняя школа выпадает из этой состязательности. Но и в целом мало конкурсов научно-технической направленности, мало творческих конкурсов, а это возможность показать себя, понять, над чем именно нужно работать, найти интересных партнеров и задачи. Уже с 5-го класса нужно обеспечить возможность для всех детей пробовать себя в разных направлениях, активно вовлекать их в научно-технологическую и межпредметную деятельность, развивать программы для тех, кто выходит за рамки только школьной программы, поддерживать их интерес, делать это модным, создавать все условия для проявления себя. И кроме «Сириуса» появляются новые школы и новые образовательные среды, где можно работать и индивидуально, и в группах, по смешанным очно-заочным программам и в итоге развиваться намного быстрее. А значит, правильно выбирать себе профессию в будущем и добиваться большего, став взрослым. Нужно эти успешные опыты тиражировать, обязательно повышать квалификацию педагогов.
Но важно ведь не только выявить талант, надо его поддержать. А как?
Елена Шмелева: Центр «Сириус» был создан для решения только этой задачи. Сегодня работа с одаренными школьниками, поддержка их педагогов — главный государственный приоритет. Только так можно выполнить задачи, заложенные в Стратегии научно-технологического развития страны, которая приравнена к стратегии национальной безопасности.
Развитие математических способностей — это стратегический ресурс, более важный, чем нефть и газ. Если этого не делать, у нас не будет перспектив развития.
В России давно сложилась система сильных специализированных школ, интернатов при вузах, но мы предлагаем другую форму работы. Особенность «Сириуса» в интенсивных программах, что связано и с размерами России, и с задачей дотянуться до каждого сильного школьника и поддержать его в том, что удается ему лучше других.
Благодаря идее именно так использовать олимпийское наследие в России быстро увеличивается сообщество талантливых подростков — выпускников «Сириуса». И все время расширяется число партнеров по их сопровождению — это ведущие вузы, научные институты, крупные компании, которые открывают профильные программы по работе с одаренной молодежью.
Благодаря интенсивным программам «Сириуса» и его партнерам у таких ребят появляются разные способы продолжать движение вперед — у нас есть экстернаты, ранние поступления в университет, контракты и стажировки в крупных компаниях, наши выпускники становятся преподавателями в «Сириусе», открывают математические и естественно-научные кружки в своих школах. Многие из наших выпускников становятся получателями грантов президента России — для этого им нужно, кроме побед в олимпиадах в школе, хорошо учиться, вести научно-исследовательскую работу в вузах, ориентироваться на применение своего таланта в России.
То есть задача «Сириуса» продолжать развивать постоянно действующую систему выявления, развития и применения во благо России их талантов.
Может быть, и в обычных школах надо пересмотреть расписание и подходы к преподаванию?
Елена Шмелева: Подготовить программы, которые лежат на стыке дисциплин, очень сложно. И совсем не так много педагогов, особенно в нестоличных регионах, которые готовят своих учеников к олимпиадам высокого уровня, дают свой предмет углубленно и интересно.
Но региональным Центрам для выявления и развития одаренных детей, которые создаются по модели программ «Сириуса», это будет под силу. В этом году такие программы уже открылись в Свердловской, Ленинградской, Воронежской, Мурманской, Орловской областях, Дагестане, Коми, Мордовии, Татарстане, Хакассии, в Томске, Ульяновске. В следующем году присоединятся Магаданская, Белгородская, Владимирская, Новосибирская и Тюменская области, Республика Северная Осетия -Алания. Будут открываться центры и в других регионах. За два года работы нам удалось объединить вокруг «Сириуса» всех тех, кто эффективно занимается выявлением и развитием талантов.
Там что, есть здания, кадры?
Елена Шмелева: Все очень по-разному. Главное не начинать с решения исключительно инфраструктурных вопросов, можно сначала использовать то, что есть. Например, возможности региональных университетов. Только надо, чтобы они открыли двери для школьников. Всю необходимую методическую помощьколлегам мы оказываем, наши педагоги и руководители смен выезжают в эти регионы. Самое главное — опираться на самые сильные педагогические коллективы, повышать квалификацию школьных педагогов, тиражировать опыт лучших из них. «Сириус» с марта 2018 года запускает программу профессиональной переподготовки для 500 педагогов, которые будут работать в региональных центрах по нашим программам. С января начинается набор педагогов на эту программу.
Тоже по конкурсу?
Елена Шмелева: Обязательно. Будем учитывать их опыт работы с одаренными детьми — победы учеников на олимпиадах, обязательно — проектные, творческие, исследовательские работы их учеников. Значение для зачисления будут иметь авторские разработки, статьи претендентов.
Сама программа состоит из четырех модулей. Первый посвящен изучению феномена одаренности, проблемам выявления и развития талантов. А также запросам общества и рынка труда согласно приоритетам научно-технологического развития России. Второй знакомит с опытом работы ведущих специализированных профильных школ по подготовке учащихся к участию в высокорейтинговых состязаниях и олимпиадах, по организации проектной и исследовательской работы.
Третий представит технологии работы с одаренными школьниками в дистанционных средах, научит создавать современные образовательные программы с использованием новых технологий, новых образовательных сред. И четвертый, самый важный, сосредоточен на том, как воспитать ответственность за свой талант, дело, которое выбирает юный талант. Как помочь ему повысить свою эффективность, научить работать в команде.
В финале каждый педагог защитит свою программу по работе с одаренными детьми, создав ее именно для своего региона. Ведь у каждого региона есть свои промышленные предприятия, приоритетные проекты, они и будут обязательно отражаться в работе Центров развития одаренных детей.
Правда, что студенты теперь тоже могут приехать в «Сириус»?
Елена Шмелева: В этом году мы открыли научно-технологические школы-конференции для студентов — выпускников «Сириуса» и получателей грантов президента РФ. Такие школы нужны для того, чтобы сориентировать их на области технологического прорыва. Чтобы самые сильные российские студенты смогли подготовиться к будущим конкурсным отборам наших партнеров — на стажировки в ходе обучения и трудоустройство после его завершения. Уверена, что эти же ребята будут в числе первых резидентов в научных лабораториях и технопарке.
У нас есть еще одна группа студентов, правда только магистрантов, с которыми мы работаем очень интенсивно. Это молодые педагоги, которые приезжают к нам в качестве кураторов смен. По сути, на нашей площадке они повышают свою квалификацию. Мы видим, как много надо сейчас поменять в системе педагогического образования, которая мало учитывает потребности современной экономики. Перед обществом стоят новые и очень серьезные задачи, но они мало учитываются при подготовке учителей, разработке учебников. Есть идея привлечь наших руководителей смен к работе со студентами в педвузах на базе региональных центров. «Сириус» готов стать постоянным партнером педагогических университетов.
Может, в педвузах нужно открывать больше смежных факультетов и специальностей, делать упор на проектную работу?
Елена Шмелева: Может быть. Мы проводим в «Сириусе» научно-технологические, мультидисциплинарные проектные смены с участием наших партнеров — вузов, компаний, научных институтов, и видим, как это полезно и важно для детей. Направления — серьезные и перспективные, соответствуют Большим вызовам, стоящим перед Россией и миром, на которые пока нет ответов, но именно там ожидаются прорывы. Технологии больших данных, безопасность, современная энергетика, беспилотный транспорт и логистические системы, космические технологии, новые материалы, освоение Арктики. На работу над проектом отводится до 150 часов, в качестве результатов есть уже и контракты на разработки с компаниями-партнерами, стажировки и целевое обучение, научные статьи, патенты.
Министр образования и науки пообещала, что изменится экспертиза школьных учебников и, видимо, они сами. Нужны ли особые учебники для одаренных детей?
Елена Шмелева: Учебник должен быть интересным. Мы начали создавать дополнительные материалы к учебникам 7-9-х классов, выходящие за рамки школьной программы. Сначала — по математике и физике, информатике, в планах — по химии и биологии. Они покажут учителям, как увлечь, заинтересовать, дать больше не только по «своему» предмету — на уроке, в кружке, в центре дополнительного обучения, показать, где сегодня в России ведутся самые передовые исследования, создаются технологии.
Но дело не только в учебниках. Сильные школы, вузы должны стремиться создавать вокруг себя атмосферу, как бы это назвать. просветительских клубов, развивающих сред для школьников (очно и в социальных сетях) по обсуждению задач, заложенных в стратегию научно-технологического развития России.
Свои разработки мы используем в «СириусОнлайн» — дистанционной среде, где дети проходят отбор на смены по науке, готовятся к программе и после очного обучения могут остаться у своего преподавателя до шести месяцев учиться заочно.
Интересно, вы своих лучших учителей помните?
Елена Шмелева: Я училась в Ленинграде, в 71-й школе при политехническом университете. И думала, что обязательно стану инженером, но дала мне больше всего Галина Васильевна Сердюк — учительница русского языка и литературы.
Чтобы достичь результата, нужно учиться минимум 5-6 лет у одного педагога. Мне повезло, Галина Васильевна вела нас со средней школы, была нашим классным руководителем. В итоге у меня были победы на олимпиадах по литературе. Но дело не в победах. Любые занятия, разговоры с ней накладывались на мое личное отношение к жизни, к тому, что ты делаешь и зачем. Такие вопросы нельзя задать чужому человеку. Она всегда была для нас конкретным примером того, что такое добро, наука, искусство, как нужно относиться к делу, которое ты делаешь и друг к другу.
Хорошо помню Зою Федоровну Марочкину, преподавателя физкультуры, учившую не сходить с дистанции, несмотря ни на что, и Веру Евгеньевну Малышеву, благодаря которой я очень любила математику, статистику и вычислительную социологию в университете, в итоге это и стало моей специализацией.
В Образовательном центре три направления — наука, спорт и искусство. Что их объединяет?
Елена Шмелева: Каждое направление открывает программы для других ребят. У нас математики встают на коньки, спортсмены делают большие успехи в создании 3d-моделей, два раза в неделю все желающие могут посетить открытый мастер-класс по живописи. И все вместе ходят на концерты классической музыки, балет, выступления фигуристов и хоккейные матчи. Но есть еще и программа, своеобразный интегратор — Литературное творчество. К ней все проявляют огромный интерес. И это меня не удивляет. Ведь слово объединяет и ученого, и художника, и спортсмена. Мы не сможем развивать науку и технологии, не обсуждая их эффект и последствия. И тут на первый план выходит межпредметная коммуникация. И мы приглашаем журналистов «Российской газеты» вести мастер-классы для наших учеников, а также принимать на стажировки наших выпускников.
Источник