Герда таро причина смерти

Герда таро причина смерти

Герда Таро (Gerda Taro, настоящее имя Герта Похорилле, Gerda Pohorylle) прожила короткую, но яркую жизнь. Она родилась в 1910 году в Штутгарте в либеральной еврейской семье торговца. Благодаря финансовой поддержке обеспеченной тётушки девочка получила современное по тем временам образование в привилегированном реальном училище имени королевы Шарлотты.

В 1929 году семья переехала в Лейпциг. Именно здесь девушка, до этого увлекавшаяся большей частью нарядами и танцами, стала интересоваться политикой. В отличие от провинциального Штутгарта, в Лейпциге в это время уже чувствовался скорый приход нацистов к власти, усилились антиеврейские настроения. В ответ на растущий антисемитизм Герта присоединяется к оппозиционным группам левого толка, начинает распространять антигитлеровские листовки.

В 1933 году её арестовывают, но выпускают на свободу через две недели. Единственно возможным выходом для себя Герта видит эмиграцию во Францию.

В Париже девушка знакомится с еврейским беженцем из Венгрии, фотографом Андре Фридманом (Andr Friedman), который вскоре станет для неё всем: другом, любовником, учителем, коллегой. Андре приобщает Герту к фотографии, учит держать в руках камеру и выбирать правильный ракурс. Через несколько лет она поступает на работу в фотоагентство и становится профессиональным журналистом. Для солидности молодые эмигранты решили взять себе псевдонимы, созвучные громким киноименам – Фрэнку Капре (Frank Capra) и Грете Гарбо (Greta Garbo). Так, из Герты родилась Герда Таро (по фамилии японского художника Таро Окамото – Taro Okamoto), а Андре Фридман превращается в Роберта Капа (Robert Capa). Тогда же они придумывают легенду о богатом американском фотографе Капа, на которого они якобы работают… Так можно было успешнее продавать свои снимки.

Как только в июле 1936 года в Испании разразилась гражданская война, Герда и Роберт немедленно поехали в Барселону для поддержки республиканцев и съёмки военных действий. После Барселоны они направились в Кордову, где шли ожесточённые бои. «Я знал маленькую Герду Таро в первые же дни гражданской войны, – писал Михаил Кольцов в „Испанском дневнике“. – Эта женщина, почти ребёнок, прибыла из больших европейских столиц на поля Таловеры, наблюдая своими полными человечности глазами новые формы народной борьбы».

В феврале 1937 года Капа и Таро фотографируют обороняющийся Мадрид. Их фотоэссе об этих боях печаталось во французской прессе. Герда изображает детей и раненых на войне, одна из первых она стала снимать женщин на фронте, не боясь быть субъективной. И если она фотографировала смерть, то это были не горы трупов, как на многих современных снимках, а трагедия отдельного человека.

Последнее, что она сняла, был пылающий грузовик на той самой дороге, где вскоре погибла. В июле 1937 года Таро по нелепой случайности попала под гусеницы республиканского танка, протаранившего автомобиль, на подножке которого она покидала Валенсию. Её доставили в больницу вблизи Мадрида, где она через день умерла.

На похороны Таро, организованные в Париже французской компартией, пришли десятки тысяч людей, с траурными речами выступили Пабло Неруда (Pablo Neruda) и Луи Арагон (Louis Aragon). Первая женщина – военный фотожурналист стала и первой представительницей этой профессии, погибшей на войне. После её смерти пресса назвала Таро «героиней, умершей в антифашистской борьбе». Она стала Жанной Д’Арк французского народного движения.

Со временем имя Герды Таро ушло в безвестность. Роберт Капа же работал ещё долгие годы и стал одним из самых известных военных фотографов. Он создал фоторепортажи японско-китайской войны, высадки союзных войск в Нормандии, освобождения Лейпцига в 1945 году и множества других военных операций. Кстати, именно его фото «Смерть республиканца», изображавшее поражённого пулей солдата, стало иконой гражданской войны в Испании.

Читайте также:  Рыцарь жезлов таро значение чувства

«У военного корреспондента есть только одна ставка – собственная жизнь, и он может её поставить на ту или иную лошадь, а может отказаться от этого в последнюю минуту. Я игрок», – объяснял Роберт Капа. Смерть на войне, которую они снимали с Гердой, настигла их обоих. Капа погиб в 1954 году, когда фотографировал во Вьетнаме солдат, ищущих мины. Выбирая нужный ракурс, он по оплошности наступил на одну из них.

Но почему же героиня испанской войны оказалась в забвении? На вопросы корреспондента «РГ/РБ» ответила Ирма Шабер (Irma Schaber), биограф Герды Таро и автор концепции Штутгартской выставки, которая проходила в этом году в Художественном музее города.

– То, что имя такого самобытного и талантливого фотографа редко вспоминают сегодня, имеет несколько причин. Герда Таро стала знаменитой во время гражданской войны в Испании. Но как только эта война закончилась, в 1939 году разразилась катастрофа XX века, Вторая мировая война. И конечно, все умы, вся современная пресса были заняты актуальными событиями.

Кроме того, эти журналисты имели общую подпись, копирайт «Роберт Капа», под которым публиковались снимки обоих. Только в 1937 году у них появились раздельные подписи, но в этом же году Герда погибла. Поэтому мы испытывали большие сложности, готовя выставку в Штутгарте. Очень часто понять, кому принадлежит тот или иной снимок, можно было, только зная, кто из двоих находился в это время в определённом испанском городе. Я думаю, что Таро авторские права мало интересовали: она была влюблена в Роберта. И потом они всегда работали вместе, чувствовали себя единой командой. Капа тоже мало заботился об общем архиве. Может быть, если бы он дожил до пенсии, он занялся бы этим на досуге. Но он погиб во время войны во Вьетнаме.

Сыграло свою роль и то, что фотографы снимали на стороне республиканцев. Во времена холодной войны Таро называли коммунисткой, ведь её похороны были организованы французской компартией. Но она не была коммунисткой, являясь социалисткой левого толка и антисталинисткой.

– Каким она была человеком, по вашему мнению?

– Я общалась со многими из её окружения, и все друзья вспоминали Герту-Герду дружелюбным, контактным, верным человеком, на которого всегда можно было положиться. Она была хорошо образована, говорила на трёх языках, одевалась по моде и выглядела элегантно. Чувство юмора тоже отличало её. Так, в детстве якобы от лица своей матери она написала извинительную записку в школу: «Meine Tochter leidet an Schwindel» («Моя дочь страдает от головокружения»; «Schwindel» обозначает как головокружение, так и обман, надувательство. – И. Ф.)

Я думаю, до поры до времени она не очень-то задумывалась о своих еврейских корнях. И только в Лейпциге, на себе испытав антиеврейские настроения, поняла, что нужно как-то противостоять нацизму. И в Испанию они вместе с Робертом, как и многие другие европейские интеллектуалы, направились, чтобы помочь республиканцам в борьбе с фашизмом.

– В истории было много военных репортёров. Почему именно фотографии Герды Таро должны быть интересны современному зрителю?

– Таро и Роберт Капа стояли у истоков военной журналистики, были её пионерами. Их снимки публиковали во французских журналах, и для читателей того времени они были сенсацией. Им казалось, что посредством этих фотографий, сделанных маленькой передвижной камерой, война и революция находятся в соседней комнате… То, что сегодня очевидно – фоторепортёры рискуют своей жизнью для серии снимков, – тогда было откровением. И только после гибели Таро близость к смерти и опасность для жизни стали залогом достоверности снимков.

Читайте также:  Шут таро райдера уайта

Источник

Герда Таро: трагическая история первой военной фотожурналистки

Фото Р. Капы являлись настоящими произведениями искусства. Эти снимки поражали. Однако немногим известно, что первый период своей карьеры он работал в паре с напарницей и возлюбленной Гердой Таро. Последняя стала первой военной фотожурналисткой. О ней и пойдет речь в статье ниже.

Эмиграция

В 1933 г. Гитлер и его сторонники получили власть над страной. Тогда же взяли под стражу Г. Похорилле. Причиной послужило то, что девушка распространяла антифашистскую агитацию. На допросе она держалась хладнокровно: гестапо еще не применяло пытки. Девушка сказала, что родилась в Штутгарте в 1910 г. и работает машинисткой. По национальности – еврейка.

Ей вынесли строгое предупреждение. Тогда девушка быстро собрала вещи и эмигрировала во Францию по поддельным документам. Там она присоединилась к коммунистам. В Старом Свете учение Маркса и Энгельса было популярным в политической среде. Похорилле стала коммунисткой еще в стране Третьего Рейха.

Герда мечтала поселиться во французской столице. Однако жизнь беглой эмигрантки на чужбине оказалась непростой. В Париже Похорилле подружилась с другой иностранкой – Рут Серф. Она попросила Герду сопроводить ее к фотографу. Последний предложил Серф провести фотосессию в сквере. Рут боялась, что фотограф будет к ней приставать в сексуальном плане. Похорилле согласилась пойти с подругой для страховки.

Так Герда встретила своего суженого.

Напарники

Фотографом оказался Андре Фридман. Он был евреем и приехал во Францию из Венгрии, где начинал процветать антисемитизм. Андре являлся прекрасным фотографом. Опасения Рут насчет домогательств с его стороны оказались напрасными. В ходе фотосессии в перерывах между съемками его взгляд постоянно останавливался на подруге модели – небольшой улыбчивой шатенке.

Незаметно получилось так, что Герда и Фридман начали вести беседу. Подруга девушки лишь меняла позу по просьбе фотографа. С того момента Андре и его новая возлюбленная стали регулярно встречаться. Пара обладала общими жизненными идеалами и взглядом на жизнь.

Спустя год Андре и Герда перебрались в небольшую квартиру, из окна которой была видна самая высокая достопримечательность Парижа. Теперь молодые люди «заболели» общим хобби: у Фридмана появилась талантливая ученица.

Вскоре девушка предпринимает попытку продать свои фотографии под именем Герда Таро. Однако возникла сложность: фотожурналистов во французской столице было предостаточно. Соперничество было высоким. Из-за конкуренции падала цена фото. Поскольку доход являлся очень низким, Фридману приходилось постоянно сдавать фотоаппарат в ломбард.

Тогда напарники разработали план: они фотографируют вместе, но Андре возьмет псевдоним Р. Капа и прикинется фотографом из США. При этом «американец» будет хозяином агентства, а девушка притворится его секретарем для солидности. Фридман с возлюбленной быстро отправился фотографировать все важные политические мероприятия и события во французской столице.

Карьерный взлет накануне конца

В 1936 г. Роберт поехал фотографировать события Гражданской войны в Испании: жестокие сторонники Франко сражались с республиканцами. Молодые люди симпатизировали последним. Фотографии «американца» и его секретарши с места событий произвели фурор.

Таро вскоре научилась носить брюки с пистолетом в кобуре, а Фридман – пригибаться, порой фотографируя вслепую. Весной 1937 г. они разделились, отправившись в противоположные концы страны. Тогда же девушка стала снимать под собственным псевдонимом. Ее напарник по-прежнему выдавал себя за американца. Почему они разъехались – неизвестно.

Так или иначе, фото Таро становятся очень востребованы в Старом Свете. Герда старается не тянуть кота за хвост. Девушка торопится снять людей, которые могут завтра погибнуть, а также вооруженный конфликт, кажущийся бесконечным. Таро всегда находилась наготове в первых рядах.

Читайте также:  Солнце таро негативное значение

В г. Брунет, опустив камеру, Герда однажды сказала одному из друзей, что порой она ощущает несправедливость того, что уцелела, когда вокруг столько прекрасных людей отдает жизнь в бою. Потом этот разговор будут нередко вспоминать. Возможно, у Герды было предчувствие смерти или просто так совпало.

Так или иначе, 25.07.1937 г. при отходе противников франкистов из города танк случайно столкнулся с автомобилем с ранеными. На его подножке в этот момент находилась Таро с камерой и пленкой. Машина перевернулась, а девушка получила тяжелые травмы.

Ее быстро привезли в больницу, но доктора оказались бессильны. На другой день, 26.07.1937 г. Герды Таро не стало. В испанской столице проводить девушку в последний путь пришло несколько тысяч человек.

Немало присутствующих знали фотокорреспондента лично. Многим она была известна лишь по снимкам в печатных изданиях. Герду предали земле в день ее 27-летия, до которого она не дожила совсем немного. Таро покоится на кладбище французской столицы. На похороны пришло несколько десятков тысяч человек. За 11 мес. работы девушка стала знаменитостью.

Источник

Герда Таро — первая женщина, ставшая военным фотожурналистом

Автор фото, Fred Stein Archive/Getty Images

Герда Таро. Париж, 1936 год.

1 августа едва ли можно назвать известной датой в мировой фотожурналистике. Но именно в этот день сто восемь лет назад родилась Герда Таро (Похориль) — первая женщина, ставшая военным корреспондентом.

Она родилась в семье еврейских эмигрантов из Галиции в Штутгарте, училась в Лейпциге.

После того, как в 1933 году к власти в Германии пришел Гитлер, Герда уехала в Париж, где познакомилась с будущим сооснователем фотоагентства Magnum, венгром Эндре Фридманом, более известным как Роберт Капа.

Они стали работать вместе и в 1936 году по заданию журнала Vu отправились снимать гражданскую войну в Испании.

И хотя снимали они в основном сторонников левого Народного фронта, Таро и Капе удалось запечатлеть самые разные стороны войны: солдат, беженцев, вдов, рабочих, готовивших боеприпасы, фермеров.

Автор фото, Fred Stein Archive/Getty Images

Герда Таро и Роберт Капа

Союз двух фотографов был очень плодотворным, но Таро хотелось работать самостоятельно.

В июле 1937 года, проигнорировав предостережения Капы держаться подальше от линии фронта, она уехала снимать битву при Брунете. Эта съемка стала для Герды последней.

Отсняв пленку, она села в машину с ранеными республиканцами, на которую наехал потерявший управление танк. Герда скончалась от полученных травм, не дожив несколько дней до своего 27-летия.

В память о смелой, яркой и талантливой журналистке Русская служба Би-би-си с разрешения International Center of Photography публикует ее фотографии.

Автор фото, International Center of Photography

Республиканский повстанец в окружении детей в районе фронта под Арагоном, Испания.

Автор фото, International Center of Photography

Дети наблюдают за учениями Новой Народной Армии. Валенсия, Испания.

Автор фото, International Center of Photography

Республиканская активистка тренируется на пляже под Барселоной.

Автор фото, International Center of Photography

Члены республиканского ополчения, Барселона.

Автор фото, International Center of Photography

Два мальчика на баррикадах, Барселона.

Автор фото, International Center of Photography

Беженцы из Малаги в Альмерии, Испания.

Автор фото, International Center of Photography

Солдаты республиканской армии. Ла Гранхуела, фронт Кордоба, Испания.

Автор фото, International Center of Photography

Солдат республиканской армии. Брунете, Испания.

Автор фото, International Center of Photography

Спящий солдат республиканской армии. Битва при Брунете, Испания.

Автор фото, International Center of Photography

Раненый солдат республиканской армии на носилках в районе фронта Сеговия. Навасеррада, Испания.

Автор фото, International Center of Photography

Трапеза республиканских солдат, Испания.

Автор фото, International Center of Photography

Источник

Оцените статью