История возникновения карт Таро. часть I
Знать историю возникновения системы Таро, а это именно система, стоит только по тому, что это знание поможет многим избавиться от излишних страхов и не попадаться на многие утки, которые прописаны во многих книжках достаточно «уважаемых авторов». Итак, история возникновения карт Таро очень туманна, содержит много спекуляций, которые не подтверждаются историческими фактами. Много домыслов, поскольку нет конкретного источника их возникновения, лица, которому было бы приписано их создание.
Мы можем попробовать выстроить какие-то логические цепочки, но не на домыслах и восторженных видениях экзальтированных господ, а на исторических фактах. Некоторые из тарологов относят создание карт во времена Древнего Египта, рассказывая про ненайденный храм, книгу мудрости и использование их в мистериях. Другие отправляют ещё дальше в Индию, якобы оттуда они были принесены племенем цыган. Есть даже те, кто предполагает аж Китайский след в происхождении карт Таро. Насколько это возможно?
Давайте более критично подойдём к этому моменту и посмотрим на имеющиеся исторические факты. Первое упоминание о Таро в письменных источниках датируется 1367 годом в каноне Берна о запрете на карточную игру. Сделаем для себя отметку — это середина 14 века, карты уже существовали, и на них католическая церковь налагает запрет.
Первая найденная колода Таро, более менее идентичная тем, которые мы сейчас имеем, датируется 1392 годом, сохранились фрагменты этих колод. Считается, что их создал Жакмен Грингоннеp, шут французского короля для его развлечения. Но в этой колоде отсутствуют Старшие Арканы. В 1450 создаётся колода для графа Висконти и девицы Сфорца, как подарок на свадьбу. Фрагменты этой колоды составили самую древнюю из сохранившихся до наших дней, состоящую из 78 карт Таро. В это же время в эзотерике появляться такое направление, как «христианская каббала», но о нём чуть позже.
В 1540 году в Италии издаётся книга «Марколино «Гадание», где указывается о порицательных свойствах карт Таро. Начало ХVII века — появляется трактат «Слава и исповедь розенкрейцеров», который стал манифестом тайного общества розенкрейцеров, где отмечается эзотерическая сущность Таро и их предсказательные возможности. XVIII–XIX века — расцвет интереса к Таро. Здесь мы встречаем уже известные имена: Эттейлла с книгой «Предсказательное Таро», Элефас Леви, Папюс, Мак-Грегор Мазерс из ордена Золотой Зори, Алистер Кроули, вышедший от туда же. Борьба французской и английской школ Таро. Русские эзотерики, серьёзно анализирующие Таро: Владимир Шмаков, розенкрейцер Г.О.М. (Григорий Оттович Мёбес).
Почему, собственно говоря, все сбрасывают со счетов Европу, в которой всегда было много своих тайных орденов и религиозных течений, чьи духовные воззрения не совпадали с догмами католической церкви. Попытки инквизиции зачистить поле от инакомыслия только заставило совершенствовать искусство шифрования и конспирации. Юг Франции и север Испании и Италии исторически было сосредоточением еретических мистических знаний. Хочется большей значимости? Но любое учение всегда строится на предшествующем знании, отсюда связь с древними учениями. Но давайте всё-таки попробуем разобраться.
Возникновение понятия карт в мире
Начнём с того, чтобы определить, где же вообще появились карты, как понятие. Игральные карты и их предсказательные варианты встречаются в разных странах мира. В Китае игральные карты упоминаются уже в VIII веке, где ими служили просто денежные купюры с изображениями императоров. В XIII веке возникла колода игральных карт, где были четыре масти, связанные со временами года и 52-мя неделями в году, был аналог Джокера, но ни карт двора, ни Старших Арканов в китайских колодах не было.
В Индии был свой вариант игральных карт, ни назывались карты Ганджифа, которые известны с XVI века. Есть придание, что они перекочевали в Индию из Персии. Как помним, Таро в Европе уже было создано. Количество мастей в картах Ганджифа было разное, от 8 до 12, количество карт в каждой масти соответствовало — десяти. Там присутствовали Раджа (шах, король) и Визирь (министр). Мастями служили стороны света, планеты, двенадцать знаков зодиака, воплощения бога Вишну (аватары).
Известны также и ближневосточные игральные карты. Одна из колод хранится в музее Турции, происходящая, как считается, из Египта эпохи Мамлюков (XV век). В колоде четыре масти, а это уже больше похоже на колоду марсельского Таро. В ближневосточной колоде присутствуют: монеты, чаши, мечи и клюшки для поло. В каждой масти три фигурные карты: Малик (король), Набиб малик (первый министр) и Тани Мабиб (второй министр). Всего 52 карты.
Ранние европейские названия игральных карт (наиби, наиббе, наипес и т.п.), возможно, происходят от мамлюкских Министров-наибов. Но Старших Арканов здесь опять нет.
Итак, из исламского мира (Египта или Турции) карты попадают в Европу (сначала в Испанию и Италию) где-то в 13–14 веках. Европейцы с удовольствием заимствовали восточные игры, такие как шашки и шахматы. И игра в карты им тоже понравилась, вспоминаем про шута Карла VI, который все карты двора персонифицировал с конкретными историческими личностями. С картами двора всё более-менее ясно. Европейцы усовершенствовали карты и ввели европейские понятия: Короли, Валеты, Пажи, ну, и какой король без Королевы. Но откуда взялись всё-таки старшие арканы?
Есть ещё одна легенда о Таро, которая кочует от одного автора к другому, якобы они несли древние зашифрованные тайные знания. Откуда она взялась?
Старшие Арканы Таро прекрасно ложатся на каббалистическое древо Сефирот. Изначально Каббала считалась только иудейским учением и являлась эзотерическим толкование Торы. Однако вследствие своего дальнейшего развития проявлялась её всё более тесная связь с христианством. Тора — это Пятикнижие Моисея, вошедшее в Ветхий Завет. Старшие Арканы Таро отражают основные архетипические понятия каждой из Сефир.
Теперь давайте вернёмся к каббале и посмотрим, что происходило интересного в этом учении в период появления Таро.
С VIII по XV век большая часть Испании принадлежала арабам Магриба, здесь господствовал ислам, но на этой территории существовали большие иудейская и христианские общины. Провинции Андалусия и Гранада были процветающими территориями, уровень цивилизации в халифате значительно превосходили Испанскую и Французскую времён средневековья. Халифы Магриба властвовали мудро и справедливо, они проявляли высокую терпимость к христианам и евреям. Кроме того мусульмане покровительствовали искусствам, поддерживали развитие науки и создали в Кордобе наилучшую на то время городскую инфраструктуру в Европе. В период наибольшего расцвета Халифат был одним из самых передовых в экономическом отношении европейским государством.
Каббалистическое учение здесь получило новый творческий импульс и стало развиваться как течение еврейской мысли в совершенно новой, теургической интерпретации смысла исполнения заповедей Моисея. В Магрибе возникает школа экстатической или пророческой каббалы. Школа, основанная Ицхаком бен Шломо Лурия Ашкенази в XVI веке, будет влиять на учение на протяжении всей последующей истории еврейской мистики.
Каббалисты данного направления представляли Сифирот, как отделённые интеллекты, иерархически расположенные на космологической шкале, созерцание которых позволяет достигнуть пророческого состояния, а также одновременно — это внутренние психологические состояния души мистика, соединяющейся с Богом. Здесь мы сделаем акцент на слове созерцание, то есть на рисунок, как в мандолах, на которые медитируют в индуизме.
На остальной части Европы в это время свирепствовала папская инквизиция, которая возникла как инструмент борьбы с вероотступничеством, с катарами. В 1031 распался Кордовский халифат. Слабые государства уже не смогли противостоять европейским королям. А в период Реконкисты Кордова в 1236 году перешла под власть кастильского короля. В конце 1492 веке остатки халифата полностью пали под натиском испанских и французских войск, начались притеснения евреев, но особенно христиан, которые увлекались каббалой.
Вот в этот момент нужно было каким-то образом спрятать знания и, скорее всего, к обычным игральным картам именно христиане каббалисты добавляют 22 аркана, которыми пользовались в медитативных практиках. Вспоминаем, что первая колода, идентичная современным, была датирована 1450 году. Старшие Арканы чётко ложатся на древо Сефирот.
Каббалистическое учение, которое более чётко начинает оформляться в 12 веке, в 15 веке сформировалось в конкретную школу. Впервые изображение «дерева сефирот» появилось на титульном листе каббалистической книги «Portae Lucis» изданной в 1516, перевод латинский рукописи «Шаарей Ора» (Врата света) Иосифа Гикатиллы, написанной им предположительно в 1290 году. Ранее графические изображения Древа не встречалось. У нас начинают потихоньку складываться пазлы этой загадки. Итак, можем подвести итог, колода карт Таро, идентичная современным колодам, сложилась, скорее всего, где-то в 13 веке. Да, в ней хотели спрятать тайные знания, только не в Древнем Египте, а в средневековой Европе.
Источник
Происхождение карт. История Таро. Версии, гипотезы, предположения.
Происхождение карт, как для игры, так и для гадания, к сожалению, вызывает больше вопросов, чем ответов. А история Tarot на сегодняшний момент – это набор множества версий и гипотез, зачастую невероятных и противоречащих друг другу. С уверенностью можно сказать лишь одно, что об истории происхождения карт Таро доподлинно ничего не известно.
Документально первые упоминания о картах и карточных играх появляются лишь в 14 веке. Однако большинство исследователей пришли к заключению, что история Tarot гораздо более древняя, чем принято думать. Учитывая, что в 14 веке карты были широко распространены, а колода уже представляла универсальную, логичную систему с включением архетипических образов, то доводы людей, изучающих историю Таро, в пользу более раннего происхождения карт не лишены оснований.
Предлагаю вашему вниманию замечательную статью о происхождении карт «Таро — шифровка из прошлого» Елена МОДЕНОВА, размещена с разрешения автора.
В последние несколько десятилетий во всем мире наблюдается повышенный интерес к предсказательным системам и практикам, в особенности, к картам Таро. Используемые для гадания карточные символы в течение веков завораживали людские умы и продолжают это делать до сих пор, каждый раз раскрывая свои новые и новые грани…
Их используют для предсказаний и медитаций, покупают для коллекций и игр, с ними работают психологи, к ним обращаются люди разных возрастов, профессий, материального достатка. В Таро есть что-то, вызывающее живой интерес. Обратимся же к их истории, затерянной в глубине веков.
Родина – Древний Египет
Самые ранние документальные свидетельства позволяют предположить, что Таро пришли в Европу из мусульманского мира где-то около 1375 года. Они использовались в Италии в карточной игре, которая носила французское название Les Tarots. Долгое время карты Таро применялись только для игры, и лишь в конце XVIII века с помощью их стали делать предсказания.
Колода Мантеньи. 1465 год
Колода Таро состоит из пятидесяти шести карт, известных как Младшие Арканы, и двадцати двух картинок, получивших название Старших Арканов. Первые письменные упоминания о Старших Арканах появляются лишь после 1445 года, которым датируются самые ранние из дошедших до нас карточных колод.
Хотя придворные и числовые карты Младших Арканов Таро несомненно связаны с игральными картами, которые остаются в ходу и по сей день, всё-таки можно предположить, что сами Таро гораздо старше.
Одна из гипотез гласит, что карты Таро возникли на основе египетских иероглифов, и что во времена фараонов Таро было собранием чеканных фресок на стенах тайного храма, на которых изображались важнейшие оккультные истины.
Популярность «египетской» гипотезы происхождения Таро можно объяснить характерным в Европе для рубежа XVIII—XIX веков интересом к Древнему Египту. Поскольку культура Египта считалась одной из самых древних в мире, то эта теория получила очень широкое распространение.
Наследие Атлантиды
Согласно другой гипотезе, двадцать два Старших Аркана Таро представляют собой шифрованную запись вероучения монашеского ордена тамплиеров. Карты рыцарей-храмовников были предназначены для того, чтобы безопасно передавать знания, не вызывая подозрений у случайных свидетелей.
Также существуют предположения о том, что карты Таро попали в Европу из Азии благодаря цыганам; что их изобрели арабы, а в Европу доставили рыцари-крестоносцы; что Таро были изобретены в Индии и представляли собой древнейший аналог шахмат.
Некоторые исследователи утверждают, что Таро – это наследие Атлантиды и они имеют неземное происхождение. Однако, все эти гипотезы происхождения карт Таро крайне маловероятны и, скорее всего, являются просто красивыми мифами и предположениями.
Авторские колоды Таро
Основной дошедшей до нас старейшей колодой является колода Висконти-Сфорца, названная так по семье ее обладателей: в ней есть традиционные четыре масти и 22 карты Старших Арканов.
Эта колода датируется приблизительно 1450 годом. Она была изготовлена по заказу миланского герцога Висконти. Вообще, все первые колоды Таро рисовали известные художники, поэтому пользоваться такими картами могли только знатные люди.
Также стоит отметить так называемую колоду Мантеньи, созданную примерно в то же время, что и колода Висконти-Сфорца. Колода состоит из 50 карт и не содержит Младших Арканов, поэтому она не подпадает под определение Таро, несмотря на сходство с некоторыми традиционными образами Старших Арканов.
Первое документальное упоминание об авторских колодах Таро относится к концу XIV века. Речь идёт о трёх позолоченных и разнообразно украшенных колодах карт, написанных художником Жакмьеном Григонье для французского короля Карла VI. За основу он взял цыганские карты и продал их королю за 50 су.
В Национальной библиотеке Парижа лежат семнадцать карт, приписываемые Григонье, хотя есть мнение, что они созданы в Венеции в XV веке.
С 1500 года начали появляться печатные колоды Таро, что вызвало волну популярности игры в народе. Многие подлинные исторические колоды Таро были созданы во Франции. И из них наибольшей известностью пользуется «Марсельское Таро», графика которого не изменялась с XVIII века.
В первых колодах 22 Старших Аркана играли роль постоянных козырей (кроме Шута, которым можно было играть вместо любой другой карты). Остальные 56 карт, четыре карточные масти Младших Арканов тогда, похоже, соотносились с четырьмя сословиями: мечи представляли знать, кубки – духовенство, монеты – купцов и горожан, а посохи – крестьян и слуг.
Карты Двора Паж, Рыцарь, Королева и Король условно обозначали четыре ранга аристократии в порядке увеличения власти. В дальнейшем масти назывались по-разному, пока с распространением карточного печатания не утвердились фигуры червей, бубен, пик и треф.
22 буквы иврита
Популярность Таро росла, что способствовало появлению множества эзотериков, имевших собственный взгляд на этот предмет.
Гермес Трисмегист
В XVIII веке представитель французского масонства мыслитель Антуан Кур де Жеблен рассматривал отношение карт Таро к египетской культуре. В ходе обширного оккультного исследования он разработал гипотезу о связи между Таро и так называемой «Книгой Тота». Авторство этой книги приписывают легендарному Гермесу Трисмегисту – древнегреческому алхимику и магу.
В середине XIX века дело Кура де Жеблена продолжил другой французский оккультист, Альфонс Луи Констан (псевдоним Элифас Леви). Он разработал систему интерпретации карт Таро, в том числе и колоду Райдер-Уэйта.
Он же установил связь Таро и Каббалы (старинной еврейской мистико-магической системы), что до сих пор вызывает споры относительно истинных соответствий 22 Старших Арканов и 22 букв иврита, которые, согласно Каббале, являют собой слова, с помощью которых неведомый бог проявлял себя во Вселенной.
Знания о законах мироздания
Следующим выдающимся исследователем и систематизатором Таро был Жан-Батист Альетт (псевдоним Эттейла), современник и ученик Кур де Жеблена. Он не увлекался “философским” аспектом символики Таро, а систематизировал и привёл в порядок систему гадания на картах. Именно он ввел понятие “прямая карта”, “перевернутая карта”, “бланка (сигнификатор)”.
Продолжателем идей Элифаса Леви стал французский врач Жерар Энкоссе (псевдоним Папюс). В 1889 году Папюс издал книгу «Цыганское Таро», ставшую классикой Таро и окончательно сформулировал идею шифрованного карточного ключа для передачи знаний о законах мироздания в доступной и понятной форме.
Иллюстрациями к книге «Цыганское Таро» послужила колода из 22 Старших Арканов швейцарца Освальда Вирта, изданная в том же году. Таким образом, Вирт и Папюс положили начало особой ветви оккультной традиции Таpо.
Древо Жизни
В XX веке картами Таро вплотную занялись оккультисты из ордена “Золотой Зари”. Один из руководителей ордена Артур Эдвард Уэйт выпустил в 1908 году книгу “Ключ к Таро” и вместе с художницей Памелой Колмен-Смит изготовил новую колоду Таро, где Младшие Арканы были иллюстрированы, что облегчило понимание колоды. Благодаря этому новшеству колода Таро Уэйта завоевала весь мир.
Марсельская колода
Огромный вклад в Таро сделал и известный оккультист и мистификатор Алистер Кроули. Во время второй мировой войны он написал свою “Книгу Тота” и изготовил соответствующую колоду Таро. Его книга представляет собой фундаментальный труд, посвящённый символике Таро, а также их каббалистическим и астрологическим соответствиям.
Таро Тота основана на Каббале и отражает структуру Древа Сфирот – Древа Жизни, это эксклюзивная колода Таро, мистические образы которой воплотила художница леди Фрида Харрис.
Итак, история становления современного Таро фактически сложилось из появления двух колод: «Марсельского Таро» и «Таро Райдер-Уэйта». Первую колоду характеризует наличие символических рисунков только на Старших Арканах, вторую же – их наличие и на Старших и на Младших.
В некоторых ранних колодах содержится более семидесяти восьми карт, порядок их следования несколько раз менялся. Все известные колоды прекрасно оформлены, и каждую из них можно считать достойным, хотя и своеобразным произведением искусства. Более того, многие люди покупают карты Таро просто как миниатюрные картины, а не как гадальный инструмент.
Сейчас в мире существует большое разнообразие Таро. Помимо «классики», в последнее время появилось большое число колод, которые направлены на изучение определенных сфер жизни и познания самого себя. Из всего вышеизложенного возникает вопрос: стоит ли людям обращаться за советом к картам Таро?
Конечно, стоит! С их помощью можно заранее продумать, проанализировать любую ситуацию прошлого, настоящего и будущего, что несомненного позволит избежать ошибок и сделать правильные выводы. Таро помогает увидеть пределы тех ограничений, которые мы сами на себя накладываем, и расширить наше восприятие реальности.
И, несмотря на то, что Таро предпочитает хранить свою историю под покровом тайны, у этой уникальной системы, есть своё настоящее и интересное будущее. Именно в наши дни Арканы Таро начинают раскрывать свой истинный потенциал, свою потрясающую способность отражать человеческие эмоции, современную психологию и жизненные ситуации, через которые проходит каждый человек на протяжении всей своей жизни.
Елена МОДЕНОВА, таролог
Источник