- Русские народные гадания. Рождественские святки
- БІЛІМ-ҒЫЛЫМ ПОРТАЛЫ
- Народные гадания и их отражение в художественно й литературе
- Введение
- Глава 1.Теоретическая часть
- 1.1.Святки. Виды святочных гаданий.
- 1.2.Отражение гаданий в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».
- 1.3. Отражение гаданий в балладе В. А. Жуковского «Светлана».
- 1.4. Отражение гаданий в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
- Список используемой литературы
Русские народные гадания. Рождественские святки
Большое место в новогодней обрядности занимали гадания. Гадали о женитьбе-замужестве, о будущем урожае и о дальней дороге, о жизни и смерти. Гадания были разнообразные: загадывали сны, приносили птиц и животных.
Русской народной традиции известна не одна сотня способов гаданий на святки. В крестьянском сознании возникали вопросы:
– Когда девушка выйдет замуж – в наступающем году, в последующие годы, не выйдет никогда?
«Слушают под церковным замком: если подслушивают пение: “со святыми упокой”, то это предвещает смерть; если услышат что-нибудь свадебное, то в том же году выйдут замуж. Берут скорлупы грецких орехов, режут восковые свечи на маленькие кусочки, вставляют в скорлупы, пускают плавать в чашку, наполненную водою. Потом каждая из девушек зажигает свечки своей скорлупы. Здесь замечают: которая потонет, та умрет незамужнею; у которой скорее сгорят свечки, та прежде всех выйдет замуж; а у которой будет гореть долее всех, той не бывать замужем».
«Самые отчаянные девушки выходят в лунную ночь на реку послушать в прорубь. Нянюшки стелют воловью шкуру. Девушки садятся слушать и смотреть в воду. Которая выйдет в этот год замуж, та увидит своего суженого в воде точно в таком наряде, в каком он придет на сговор; которой же сидеть в девках, та только услышит один стук из воды».
– Как будут звать мужа?
«Собравшись все вместе, в один дом, девицы выходят на улицу: здесь каждая из них должна спрашивать об имени первого встретившегося ей человека, . таким именем будет называться их суженый. Это самое окликание производится под Новый год; девушки тогда выходят на перекресток с пирогом».
«Вывешивают за окно ключи, щетку. Кто из проходящих их пошевелит, спрашивают его: “Как звать?” Думают, что этим именем будет называться суженый».
– Каков будет муж (его внешность, возраст, характер, достаток, семейное и социальное положение)?
«Ходят в темноте в дровяной сарай, берут полено из поленицы и потом в покоях смотрят: если оно гладкое, то муж будет хороший; а если кому попадется суковатое, особенно с трещинами, то он будет дурной и сердитый».
«Выводят из конюшни лошадей через оглоблю. Если которая зацепит оглоблю ногами, то муж будет сердитый; если же перескочит через нее, то муж будет тихий и смирный».
«Снимают с насести кур и приносят в горницу, где заранее приготовлено в трех местах: вода, хлеб, кольца золотые, серебряные, медные. Если чья курица будет пить воду, то муж будет пьяница; если будет есть хлеб, то муж будет бедняк; если возьмет кольцо золотое, то муж будет богач; если серебряное, то муж будет ни богат, ни беден; если же сдвинет с места медное, то будет нищий».
«После подблюдных песен выносят воду на двор, и каждая из девушек, отливая несколько этой воды под верею, берет в горсть снегу. Приходя в покой, смотрят: какого цвета снег, таков будет и суженый».
«Девушки выходят на двор, берут скатерть за края, старушка всыпает снег. Раскачивая скатерть, приговаривают: “Полю, полю бел снег среди поля. Залай, залай, собаченька; дознай, дознай, суженый!” В это время каждая девушка прислушивается, как лают собаки. Хриплый лай означает суженого старика, звонкий – молодого, толстый – вдовца».
«Берут вечером, впотьмах, с кудели пряжу, начесывают на гребень и спускают за окно. Пред сном смотрят: какие волосы на гребне, такие будут и у суженого».
– Как увидеть суженого во сне?
«Сбирают из прутиков мостик, кладут под подушку. Девушка, ложась спать, говорит: “Кто мой суженый, кто мой ряженый, тот переведет меня через мост”. Суженый является во сне и переводит за руку через мост».
«Кладут под подушку гребенку, говоря: “Суженый, ряженый! Причеши мне голову”. Суженый является во сне и чешет голову».
«Берут наперсток соли, наперсток воды, смешивают и едят. Ложась спать, девушка говорит: “Кто мой суженый, кто мой ряженый, тот пить мне подаст”. Суженый является во сне и подает пить».
«Кладут под подушку четырех королей и говорят: “Кто мой суженый, кто мой ряженый, тот приснись мне во сне”. Суженый снится во сне, в виде какого-нибудь короля».
– Куда выйдет замуж?
«Выходят к забору и говорят: “Залай, залай, собаченька, залай, серенький волчок”. В которой стороне услышит девушка лай, в той стороне будет жить замужем. Если лай раздается близ дома, то это показывает, что отдадут замуж не в дальнюю сторону; если же лай будет тихий, едва слышный, то будет выдана замуж на чужую сторону».
«Бросают башмаки через ворота на улицу, потом выходят сами на улицу и смотрят: в которую сторону он обращен носком, там и быть замужем. Худой признак для девушки, когда ее башмак лежит обращенный к домашним воротам: в этот год не быть ей замужем».
– Каков будет наступающий год для семьи?
«Ходят смотреть в окна соседей во время ужина. Если заметят сидящих за столом с головами, то предвещают себе, что в будущем родные все будут живы; если же видят без голов, то думают, что они скоро все вымрут». 3
Святочные гадания – неотъемлемый элемент народной духовной культуры и вместе с тем плод народной фантазии, о чем можно судить, в частности, по рассказу крестьянки Евфросиньи Рябых из Орловского уезда, раскрывающему суть обряда гадания и передающему душевное состояние и эмоциональное напряжение гадающей девушки:
«. Задумала суженого вызвать – страх захотелось мне узнать, правда это или нет, что к девушкам ночью суженые приходят. Вот я стала ложиться спать, положила гребенку под головашки и сказала: “Суженый-ряженый, приди ко мне мою косу расчесать”. – Сказавши так-то, взяла я и легла спать, как водится, не крестясь и не помолившись Богу. И только это я, милые мои, заснула, как слышу, полез кто-то мне под головашки, вынимает гребенку и подходит ко мне: сдернул с меня дерюгу, поднял, посадил на кровати, сорвал с моей головы платок и давай меня гребенкой расчесывать. Чесал, чесал да как дернет – ажно у меня голова затрещала. Я как закричу. Отец с матерью вскочили: мать ко мне, а отец огонь вздувать. Вздули огонь, отец и спрашивает: “Чего ты, Апрось, закричала?” – Я рассказала, как я ворожила и как меня кто-то за косы дернул. Отец вышел в сенцы, стал осматривать двери – не видать ничего. Пришел он в избу, взял кнут и давай меня кнутом лупцевать – лупцует да приговаривает: “Не загадывай, каких не надо, загадок, не призывай чертей”. Мать бросилась было отнимать – и матери досталось через меня. Легла я после того на постелю, дрожу вся, как осиновый лист, и реву потихоньку: испугалась, да и отец больно прибил. А утром, только я поднялась – вижу, голова моя болит так, что дотронуться до нее нельзя. Глянула я около постели своей наземь – вся земь усыпана моими висками. Вот так “он” меня расчесывал. Стала я сама расчесывать косу, а ее и половины не осталось – всю почти суженый выдернул». 4
Во время гаданий исполнялись подблюдные песни, получившие свое название от способа гаданий. В глубокое блюдо (чашу) наливалась вода, в нее опускались украшения (кольца, серьги), затем блюдо накрывалось платком. Исполнявшиеся после этого песни сулили участникам гаданий, чьи украшения вынимались из-под платка в конце пения, богатство или бедность, замужество или девичество, разлуку, смерть и т. д. Особая песня-слава посвящалась хозяину дома, его семье, предвещала богатый урожай хлеба, приплод скота, долгий век.
Поэтические образы большинства подблюдных песен возникают на основе конкретных представлений об источниках благополучия крестьянского хозяйства как реалистическое описание желаемого события.
Во время новогодних праздников исполнялись особые песни – колядки. «Свое название они получили по имени мифологического персонажа Коляды. Это не только загадочное, но и могущественное существо. От его имени колядовщики 5 величали и накликали на голову скупых хозяев беды, невзгоды. Коляда – живое существо. Ее зовут, встречают, оказывают ей почести. Ее и боятся. Все это дает основание видеть в ней олицетворение могучей и одновременно злой силы, очевидно – Зимы». 6 Колядовщики, в основном дети и молодежь, входили в избу, просили разрешения исполнить колядку, величали хозяина, его жену, его дом, суля им богатство, урожай, приплод скота. Песенкой выпрашивали награду – обрядовую пищу, которая имела магическое значение: «коровки», «козульки».
Наименования русских новогодних песен различны: их называют коляда, овсень, виноградье. Названия песен даются по припеву, имеющему форму восклицания: «Коляда, ой, коляда!» Так же кличут овсень. Колядка состоит из художественных элементов, которые существуют отдельно и объединены друг с другом:
Эта величальная колядка наполнена поэтическими образами, восходящими к магии, к элементам древних культов. Поэтически осмысляется железный тын как своеобразная крепость, противостоящая святочному обряду разрушения избы, ломания ворот, символизирующими несчастье в этом доме. Уподобление хозяев солнцу, месяцу, звездам является высшей формой величания и пожелания благополучия.
Новогодние праздники сопровождались игрищами, разыгрыванием сценок, исполнением хороводных и плясовых песен. Характерной приметой праздников было ряжение – переодевание в различные одежды лиц разных сословий, а также в животных и птиц. Приход ряженых был большим праздником для народа.
► Читайте также другие статьи раздела «Обрядовая поэзия»:
Источник
БІЛІМ-ҒЫЛЫМ ПОРТАЛЫ
Народные гадания и их отражение в художественно й литературе
ГУ «Средняя школа №8»
ТЕМА Народные гадания и их отражение в художественной литературе
(на примере произведений
В. А. Жуковского, Н. В. Гоголя, А.С.Пушкина)
СЕКЦИЯ русская литература
АВТОРЫ:Сагийдолла Томирис, 10 класс
РУКОВОДИТЕЛЬ Кульгарашева Гульнар Жаманбаевна, учитель русского языка и литературы
Глава 1.Теоретическая часть______________________________5
1.1.Святки. Виды святочных гаданий_______________________5
1.2. Отражение гаданий в повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» _______________________________8
1.3. Отражение гаданий в балладе В.А. Жуковского «Светлана»_____________________________________________9
Отражение гаданий в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»_______________________________________12
Глава 2. Практическая часть______________________________14
Введение
Тема проекта: «Народные гадания и их отражение в художественной литературе (на примере произведений В. А. Жуковского, Н. В. Гоголя, А.С.Пушкина)».
Гадания появились еще на заре человечества, вероятно, тогда, когда человек впервые задумался о том, что его ждёт, что готовит ему грядущее, а вместе с тем, можно ли это будущее изменить. Стремясь обрести в будущем поддержку и разгадать его тайну, люди совершали паломничества к оракулам, вопрошали жрецов, шаманов, предсказывали будущее по полёту птиц, кофейной гуще, искали ответы в священных книгах и текстах.
Актуальность темы: приобщение к историческому и культурному наследию народа, способствует возрождению народных традиций, поддержанию интереса к национальной истории. Святочные гадания и традиции являются частью духовной культуры русского народа. Модест Петрович Мусоргский сказал: «Утрата народом своего искусства, своих художественных ценностей – это национальная трагедия и угроза самому существованию нации».
Объект исследования: Святочные гадания и традиции на Руси.
Предмет исследования: — Виды святочных гаданий;
— Баллада В.А. Жуковского «Светлана»;
— Повесть Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»;
— Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
Гипотеза исследования:
1. Святочные гадания – источник вдохновения для многих русских писателей. В свое время к теме святок обращались известные писатели и поэты. Святки – удивительный период времени: один год приходит на смену другому, и кажется, что возможно всё. Эта необычная атмосфера праздника вселяет веру в возможность чуда.
2.Святочные гадания популярны и в наше время, и сейчас люди знают различные виды гаданий, ждут с нетерпением святок, чтобы заглянуть в свое будущее.
- Получить знания о святочных гаданиях и традициях.
- Приобщиться к традициям русской культуры.
— Проследить, как отразилась эта традиция в произведениях русских писателей.
— На основе анализа исторической и художественной литературы, определить и составить буклет со святочными гаданиями, адаптированными к реалиям сегодняшнего дня.
— Рассмотреть историю и истоки гаданий.
— Проанализировать балладу В. А. Жуковского «Светлана», повесть Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» и роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
— Подобрать литературу (историческую и художественную) по проблеме и провести анализ содержания, на основе имеющихся знаний отобрать материал по теме и оформить результаты работы в виде буклета.
Теоретическую часть работы составлены на основе трудов М. Забылина и И.П. Сахарова. В процессе работы перечитаны баллада В. А. Жуковского «Светлана» , повесть Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» и роман Пушкина А.С. «Евгений Онегин».
Методы исследования: Работа с разными источниками информации, наблюдение, опрос, анализ опроса.
Теоретическая значимость: типы гаданий и их отражение в русской литературе.
Практическая значимость: Данная работа имеет практическую направленность, её можно использовать при изучении произведений В. А. Жуковского, Н. В. Гоголя, А.С. Пушкина в школе, при проведении внеурочных познавательных мероприятий.
Глава 1.Теоретическая часть
1.1.Святки. Виды святочных гаданий.
Святками называются две недели зимних праздников, от Рождественского сочельника, приходящегося на 6 января, до Крещения, празднуемого 19 января. Гадания на Рождество по праву считаются наиболее правдивыми. Своими корнями святочные гадания уходят во времена языческой Руси. Именно гаданиям во время зимнего солнцестояния (а это и есть период святок) придавалось особое значение в языческие времена. Считалось, что именно в эти дни потусторонние силы были наиболее активными, а границы между мирами более тонкими, что и способствовало более правдивому результату новогодних, рождественских и святочных гаданий. Гадания проводились вечерами. Обычно они начинались, как только в доме зажигали свечи. А полуночные гадания начинались в 12 часов ночи.
Стоит отметить, что в году существовало два периода святочных гаданий – летний и зимний. Но именно зимним святкам отдавалось предпочтение, так как наступление нового года всегда было окружено неким ореолом таинственности и волшебства. К тому же, в долгие зимние вечера, когда работы в поле не было, да и по хозяйству особенно никто не перетруждался, заниматься было нечем. Именно в такие вечера девушки гадали на суженых, совершая магические таинственные ритуалы. Ну, а люди семейные гадали о более, с их точки зрения, насущных делах – будущем урожае, достатке, появлении потомства и так далее. И если летние гадания проходили всегда коллективно, весело, то зимние святки – это дело сугубо индивидуальное, для нескольких близких друг другу человек. Причем зимние гадания, как правило, происходили ночью, иногда с предметами, которые могли погрузить человека в транс, и, порой, в таких местах, которые и при свете дня многие люди обходят стороной! Как правило, гадание происходило в одиночестве в каком-то уединенном месте, причем, нечистом – например, баня, хлев, кладбище и так далее.
Приведем примеры наиболее распространенных святочных гаданий.
Берут восковую свечу (можно и простую, парафиновую, елочную) и, изломав ее на мелкие кусочки, кладут в металлическую ложку. Ложку нагревают на свечке до тех пор, пока кусочки не превратятся в расплавленную жидкость. Когда воск растает, берут таз с водой и сразу, одним духом, выливают в воду содержимое ложки. По полученной фигуре гадают, причем большую роль здесь играет фантазия. Одни видят в бесформенных массах воска фигуру молодого человека или молодой девушки, третьи — кровать (болезнь), четвертые -гроб и т.д.
Гадающие девушки обыкновенно выходят за околицу деревни и бросают впереди себя башмачки (с левой ноги). Глядя на то, куда указывает носок башмака, можно судить о том, с какой стороны будет суженый.
Гадание с петухом.
По полу рассыпают считанные зерна и ровно в 12 часов ночи берут петуха с насеста (рекомендуется черного) и пускают его в комнату, где сообразно с поведением птицы расценивается будущее. Если все зерна склеваны, то в этом году будет удача, и тот, кто кормил, выйдет замуж. Если склевано некоторое количество зерен, то по этому можно определить, через сколько времени совершится событие или какая из девушек выйдет замуж. Предположим, петух склевал три зерна, значит, 3-я девушка выйдет замуж. Если петух вообще не клевал — это означает неудачу в этом году.
Гадание с лодочкой.
Для этого гадания берут таз с водой. По краям этого таза вешают или прикрепляют перегнутые полоски с именами гадающих или пишут на них возможные события: свадьба, увлечение, похищение, страстная любовь, неудачи, болезнь и т.д. Берут скорлупу грецкого ореха (его половинку) и в середине его устанавливают маленький огарочек свечи (можно елочной). Пускают кораблик на середину таза, и в зависимости того, к какому краю он подойдет и какую бумажку подожжет, такое событие и случится с тем, имя которого написано на бумажке или кто гадает.
Гадания с зеркалами.
Гадание проводится в пустой и тихой комнате. Не должно быть никого и никаких звуков. Гадающая девушка должна распустить волосы и полностью сосредоточиться. Она должна сидеть в темноте возле двух противоположно поставленных зеркал. В полночь девушка зажигает две свечи, расставленные по бокам от зеркал, и произносит: «Суженый мой, ряженый, покажись мне» и начинает вглядываться в галерею отражений, надеясь увидеть своего жениха.
Гадание на соломе.
Гадать на соломе интереснее всего, когда присутствует много людей. Ровно в полночь собравшиеся в одной комнате зажигают свечку. На стол кладут солому, сбитую в ком, ставят на этот ком сковородку, кладут камень, наливают немного воды. Затем каждая из девушек тихонько вытягивает по соломинке, и по звукам, производимым камнем при колебании на сковороде, она должна услышать имя суженого. Во время гадания в комнате должна быть абсолютная тишина.
Гадание на спичках.
По бокам спичечной коробки вставляются две спички и поджигаются. Если сгоревшие головки будут обращены друг к другу, то значит «загаданные» парень и девушка будут вместе. Если головки спичек смотрят в разные стороны или отвалились – то нет.
Гадание по лаю собак.
В полночь нужно взять нож, выйти на улицу, подойти к сугробу и начать резать снег ножом, приговаривая: «Черт, черт, не молчи, черт, черт, подскажи, какой мне муж попадётся, смеяться или плакать придётся?». Произнеся слова заклинания, замолчать и внимательно прислушаться к лаю собак.
Если раздастся злобный, резкий лай, значит, будущий муж будет строгий и угрюмый. Хриплый лай сулит старого жениха. Визгливый лай – у жениха будет скверный характер. Звонкий лай – молодого. Если же собаки будут лаять весело и заливисто, то и муж будет весёлый и добрый. Очень плохо, если во время гадания послышится собачий вой. Это говорит о том, что замужество будет не долгим и очень быстро молодая жена овдовеет.
Гадания были очень популярны, с их помощью люди могли узнать самые сокровенные тайны. В наше время гадания так же пользуются спросом, потому что и сейчас люди хотят заглянуть в свое будущее.
1.2.Отражение гаданий в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».
Гоголь, хорошо знавший традиции украинского народа, очень достоверно, со всеми деталями, описывает празднование Рождества. С давних пор это событие сопровождалось различными народными обрядами, такими как гадания, колядование и другие: «Шумнее и шумнее раздавались по улицам песни и крики. Толпы толкавшегося народа были увеличены еще пришедшими из соседних деревень. Парубки шалили и бесились вволю. Часто между колядками слышалась какая-нибудь весёлая песня, которую тут же успел сложить кто-нибудь из молодых казаков. То вдруг один из толпы вместо колядки отпускал щедровку и ревел во все горло:
Хохот награждал затейника. Маленькие окна подымались, и сухощавые руки старух, которые одни только вместе со степенными отцами оставались в избах, высовывались из окошка с колбасой в руках или куском пирога. Парубки и девушки наперерыв подставляли мешки и ловили свою добычу. В одном месте парубки, зашедши со всех сторон, окружали толпы девушек: шум, крик, один бросал комом снега, другой вырывал мешок со всякой всячиной. В другом месте девушки ловили парубка, подставляли ему ногу, и он летел вместе с мешком стремглав на землю. Казалось, всю ночь напролет готовы были повеселиться.»
В повести мы видим молодых парней и девушек, которые ходят с колядками из дома в дом. Колядки представляют собой веселые песни, шутки, пожелания счастья и благополучия хозяевам дома. В награду из окон то и дело высовывается рука хозяйки с колбасою в руках или куском пирога. Еще до наступления утра все село собирается в церкви: здесь и пожилые женщины в белых суконных свитках, и дворянки в зеленых и желтых кофтах, а иные даже в синих кунтушах с золотыми назади усами, и девчата, у которых на головах была целая лавка лент, а на шее монист, крестов и дукатов, а впереди всех — дворяне и простые мужики с усами и чубами, в кобеняках, из-под которых выказывалась белая, а у иных и синяя свитка. И на лицах у всех — ощущение праздника. Вся повесть наполнена радостной, светлой атмосферой праздника. В повести Гоголь описывает не сами гадания, но распространённую святочную традицию – колядки. Это обряд хождения от дома к дому с поздравлениями и песнями про Рождество Христово. Хозяева благодарят колядующих угощениями. Обойдя дома, молодёжь чаще всего собиралась в заранее подготовленной избе на посиделки. Великий мастер слова, Н. В. Гоголь так ярко изобразил рождественские обычаи народа, что, читая его произведение, мы сами словно окунаемся в атмосферу народного праздника, становимся его участниками. Повесть Ночь перед Рождеством позволяет лучше узнать народные традиции, весь уклад жизни украинского крестьянства. Хотя автором не описаны конкретные святочные гадания, мы все равно чувствуем атмосферу святочного веселья и волшебства.
1.3. Отражение гаданий в балладе В. А. Жуковского «Светлана».
Раз в крещенский вечерок
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Счетным курицу зерном;
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Действие баллады происходит в Крещенский сочельник — «крещенский вечерок», а девушки заняты одним из самых таинственных святочных обрядов — обрядом гадания. Главным образом, к гаданию прибегали незамужние девушки, стараясь предсказать, скоро ли им идти под венец, и каким будет их суженый. Для этого применяли различные виды гаданий, самые значительные из которых упомянул Жуковский, а именно:
За ворота башмачок, сняв с ноги, бросали.
Смысл этого гадания мы уже объяснили в теоретической части.
В этом гадании участвовал не только снег, но и скатерть, которую девушки выносили на двор, взяв за края, разворачивали и насыпали в неё немного снега. Затем, раскачивая скатерть и подбрасывая снег, приговаривали: «Полю, полю бел снег среди поля. Залай, залай, собаченька; дознай, дознай, суженый!» Произнося эти слова, каждая девушка прислушивалась к лаю собак. Хриплый лай означал, что муж будет стариком, звонкий — молодым, а густой — вдовцом.
Под окном слушали.
Девушки ходили по деревне, останавливаясь под окнами или у дверей чужих домов и прислушиваясь к разговору. По нему определяли характер будущего мужа. Весёлый разговор сулил весёлого мужа, скучный — зануду, нетрезвый — мужа-пьяницу. Кроме того, имел значение и возраст собеседников, по которому делали вывод о том, будет ли муж старым или молодым.
Бывало и так, что наиболее отважные девушки в полночь, когда не было службы, подходили к церкви, стараясь услышать за церковным дверями и окнами какое-либо пение. Если гадальщице представлялось, что она слышит венчальное пение, то это означало скорое замужество; а если «со святыми упокой» — смерть в наступающем году.
Кормили счетным курицу зерном.
Данное гадание заключалось в следующем. Снимали с насеста курицу и давали ей поклевать зерно. Затем зерно пересчитывали. Если число оказывалось парным (чётным), это означало скорое замужество, в противном случае гадальщице предстояло сидеть в девках до следующего года.
Ярый воск топили.
Растапливали воск и вливали его в стакан с холодною водою. Затем сведущий в гадании человек (обычно старая нянюшка или ворожея) делал предсказания по образовавшимся фигуркам: нечто похожее на церковь означало венчание, на яму или пещеру — смерть.
Во время святочных вечеров одним из самых распространенных было подблюдное гадание. Девушки собирались в какой-нибудь избе, складывали свои кольца или любой другой предмет («перстень золотой, серьги изумрудны») в блюдо, наполненное водой, («чашу с чистою водой»), накрывали его платком («расстилали белый плат») и исполняли специально предназначенные для гадания песни («над чашей пели в лад песенки подблюдны»). После каждой такой песенки блюдо встряхивали, украшения перемешивались, и одна из девушек, пытаясь узнать свою судьбу, наугад вынимала из блюда одно из них. Если оно принадлежало гадальщице, это говорило о том, что слова песни сбудутся; если же украшение было чужим, то и слова песни к ней не относились. В балладе Жуковский использовал одну из самых распространённых подблюдных песен-
«Идет кузнец из кузницы»:
Ты кузнец, ты кузнец!
И ты скуй мне венец!
Из остаточков мне
Из обрезочков мне
Уж и тем-то мне венцом
Уж и тем мне кольцом
Уж и теми булавками
Уж кому же мы спели,
Но самым действенным было гадание с зеркалом и свечою. Не случайно героиня баллады Жуковского решается на него после года разлуки с милым другом, когда от него нет никаких вестей. Для данного гадания выбирали какое-нибудь темное, уединённое помещение, в котором на стол ставили зеркало, а перед ним зажженную свечу. Гадающая девушка садилась за стол и смотрела через свечу в зеркало, где старалась увидеть своего суженого, произнося: «Суженый, ряженый, покажись мне в зеркале!»
Иногда для этих целей применяли не одно, а два зеркала: стоящее на столе и стенное зеркало. Направленные друг на друга они образовывали нечто, напоминающее длинный коридор, освещенный огнями. Зеркала должны были быть безукоризненной чистоты, без пузырей и других изъянов. Затем из комнаты выгоняли кошек, собак и птиц, а также просили удалиться посторонних людей. Оставшиеся, соблюдая тишину и глубокое молчание, стояли в стороне. От них требовалось не смотреть в зеркало, не подходить к гадающему лицу и не разговаривать. Гадающая девушка должна была смотреть в зеркало пристально и неподвижно, направляя свой взор в конец представившегося ей коридора.
Нередко суженого приглашали разделить трапезу со своей любезной, поставив на стол всё необходимое кроме вилок и ножей: два прибора, хлеб, соль и ложки. Все окружающие выходили, а девушка, оставшись одна, запирала двери и окна, садилась за стол и начинала ждать суженого, произнося: «Суженый, ряженый, приди ко мне поужинать!».
Вот в светлице стол накрыт
И на том столе стоит
Зеркало с свечою;
Два прибора на столе.
В чистом зеркала стекле
В полночь, без обмана
Ты узнаешь жребий свой:
Стукнет в двери милый твой
Упадет с дверей запор;
Сядет он за свой прибор
Ужинать с тобою.
Самое интересное начиналось в полночь, когда вызванный поневоле суженый приходил в гадательную комнату и смотрел в зеркало через плечо своей избранницы. При его приближении нередко завывал ветра, а иногда доносился и смрадный запах. Девушка рассматривала черты лица и одежду призрака и даже иногда спрашивала его имя.
Чуть Светлана дышит…
Вот… легохонько замком
Кто-то стукнул, слышит;
Робко в зеркало глядит:
Кто-то, чудилось, блестит
Занялся от страха дух…
Вдруг в ее влетает слух
Тихий, легкий шепот:
«Я с тобой, моя краса;
Твой услышан ропот!»
Таким образом, хотя в основе баллады Жуковского лежит немецкая баллада, его произведение стало поистине национальным творением, близким к фольклору. Поэтом воссозданы удивительные святочные вечера, когда, по народным поверьям, нечистая сила имеет особую власть над людьми и способна приоткрыть смертным тайну их судьбы. Баллада основана на народных приметах, преданиях и гаданиях. Чувства героини соединяются с национальной историей, бытом, обычаями и преданиями русского народа. Живо и ярко воссоздает В. А. Жуковский наиболее известные святочные гадания, что свидетельствует о интересе поэта к народной жизни.
1.4. Отражение гаданий в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
«По старине торжествовали В их доме эти вечера» (V, IV, 9-10), т. е. святочные обряды выполнялись в доме Лариных во всей их полноте. Святочный цикл, в частности, включал посещение дома ряжеными, явные гадания девушек «на блюде», тайные гадания, связанные с вызыванием суженого и загадыванием сна.
Посещение дома ряжеными в пушкинском романе опущено, но следует отметить, что традиционной центральной фигурой святочного маскарада является медведь, что, возможно, оказало воздействие на характер сна Татьяны. Однако пропуск этой красочной детали святочного обряда, вероятно, связан с тем, что во всем цикле он выделяется наименее ясной выраженностью свадебных мотивов. Автор целенаправленно отобрал те обряды, которые были наиболее тесно связаны с душевными переживаниями влюбленной героини.
VIII, 1-14 — Татьяна любопытным взором… — «После всех увеселений вносили стол и ставили посреди комнаты. Являлась почетная сваха со скатертью и накрывала стол. Старшая нянюшка приносила блюдо с водою и ставила на стол. Красные девицы, молодушки, старушки, суженые снимали с себя кольца, перстни, серьги и клали на стол, загадывая над ними «свою судьбу». Хозяйка приносила скатерть-столечник, а сваха накрывала ею блюдо. Гости усаживались. В середине садилась сваха прямо против блюда. Нянюшки клали на столечник маленькие кусочки хлеба, соль и три уголька. Сваха запевала первую песню: «хлеба да соли». Все сидящие гости пели под ее голос. С окончанием первой песни сваха поднимала столечник и опускала в блюдо хлеб, соль, угольки, а гости клали туда же вещи. Блюдо снова закрывалось. За этим начинали петь святочные подблюдные песни. Во время пения сваха разводила в блюде, а с окончанием песни трясла блюдом. Каждая песня имела свое значение.
Во время Святок различали «святые вечера» (25-31 декабря) и «страшные вечера» (1-6 января). Гадания Татьяны проходили именно в страшные вечера, в то же время, когда Ленский сообщил Онегину, что тот «на той неделе» зван на именины (IV, XLVIII). Подблюдные песня сулила Татьяне замужество на богатой стороне, следовательно, богатого мужа. Предсказание сбылось.
Глава 2. Практическая часть
2.1. Опрос и анализ опроса по гаданиям
В ходе исследования я решила провести опрос среди своих одноклассников с целью выяснить, знают ли они и их родители, что такое Святочные гадание и гадают ли они. Перед опросом у меня была следующая гипотеза: мои одноклассники знают разные виды гаданий, неоднократно видели, как гадают их родители или сами участвовали в гаданиях, проявляют интерес к этой теме. Было составлено шесть вопросов:
1.Как вы относитесь к гаданиям?
2.Знаете ли вы, что такое Святочные гадания?
3.Гадали ли вы когда-нибудь?
4.Гадают ли ваши родители?
5.Какие гадания вам известны?
6.Зачем люди гадают?
В опросе приняло участие 20 человек.
На 1 вопрос «Как вы относитесь к гаданиям?» 50% опрошенных ответили «нейтрально», 36.5% ответили «плохо» и 13.5% ответили «хорошо».
На 2 вопрос «Знаете ли вы, что такое Святочные гадания?» 45% опрошенных ответили «нет, не знаю» и 55% ответили «да, знаю».
На 3 вопрос «Гадали ли вы когда-нибудь?» 65% учащихся ответили «нет, не гадал(а)», 35% ответили «да, я пробовал(а)».
На 4 вопрос «Гадают ли ваши родители?» 35% опрошенных ответили «нет, мои родители не гадают», 55% опрошенных ответили «да, мои родители гадают» и 10% людей ответили «я не знаю, гадают мои родители или нет».
На 5 вопрос «Какие гадания вам известны?» 60% опрошенных знают несколько видов гаданий, остальные 40% не знают ни одного вида гаданий.
На 6 вопрос «Зачем люди гадают?» 100% опрошенных ответили «чтобы узнать свою судьбу, будущее».
Таким образом, опрос подтвердил гипотезу. Большинство участников опроса имеют представление о гаданиях, но не знакомы с их видами и не интересуются ими. Я думаю, это свидетельствует о том, что люди стали забывать историю своих предков, хотя именно в этом заложено наше будущее. Ещё раз вспомним слова М.П. Мусоргского: «Утрата народом своего искусства, своих художественных ценностей – это национальная трагедия и угроза самому существованию нации.». Возможно, люди стали более прагматичны, они более полагаются на себя самих как на создателей своей судьбы
Святки – удивительный период времени: один год приходит на смену другому, и кажется, что возможно все: эта необычная атмосфера праздника вселяет веру в возможность чуда. Русская история богата святочными традициями и гаданиями, которые являлись для человека ключиком к замку на двери в будущее. И каждый хотел приоткрыть эту дверь с верой в исполнение своих желаний, в лучшую долю для себя и своих близких. Миропонимание народа неразрывно связано с его культурой, в том числе и с художественной литературой. К теме святок обращались в своем творчестве и В. А. Жуковский, и Н. В. Гоголь, и другие известные писатели и поэты, что подтверждает первую гипотезу.
Целью работы было расширение знаний о святочных гаданиях, народных традициях, анализ баллады В. А. Жуковского «Светлана» и повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» и других произведений.
Информация о святках и святочных гаданиях отражена в реферативной, теоретической части.
В практической части приводится опрос одноклассников по теме «Святочные гадания» и анализ опроса, который опровергает вторую гипотезу.
Данная работа имеет практическую направленность: может использоваться на уроках литературы при изучении творчества В. А. Жуковского, Н. В. Гоголя, А.С.Пушкина может применяться для проведения внеклассных познавательных мероприятий; что знакомство с произведениями этих классиков в старших классах даст богатый материал для исследования по этой теме.
Список используемой литературы
1. Гоголь Н.В. Ночь перед Рождеством. М., 1985.
2. Жуковский В. А. Баллады. Поэмы и сказки. М., 1982.
3. Забылин М. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. М., 1990.
4. Сахаров И. П. Сказания русского народа. Т. I. С.-Петербург, 1885.
Источник