Гадания кормили курицу зерном

Все будет в Шоколаде

Блог многодетной мамы, которая успешно совмещает семейные хлопоты и работу

Гадание на Курице: кормить зернами, что означает

Гадание на отношения

Молодым людям хотелось заранее узнать, что их ждет впереди, как сложатся их отношения в браке. Гадали и девушки, и парни. К курице привязывали петуха, скрепляли их хвостами, потом накрывали решетом.

Суть ворожбы – выяснить, какая птица перетянет другую. Если победит петух, в семье главным будет муж. Если курочка окажется сильнее, хозяйка возьмет бразды правления в свои руки. Аналогичный вариант предполагает простой выгул в комнате петушка с курочкой. Кто важнее будет себя вести, тот и будет главнее.

На основе гадания с курицей девицы делали вывод о суженом. Раскладывали в горнице на полу следующие предметы: золотое, серебряное, медное колечки, уголь, воду в блюдце и хлеб. На богатого мужа надеялись, когда курочка начинала клевать хлеб или золотое кольцо. На доброго и покладистого указывало серебряное кольцо. На бедняка — медное кольцо или уголек. Вода символизировала пьяницу.

Гадание на судьбу в новом году

Для гадания предлагали курочке выбрать соответствующий предмет. В горнице раскладывали несколько вещей:

  • Зерно – символ достатка.
  • Кольцо – свадьба.
  • Вода – жизнь, наполненная бедами.

Предметов могло быть больше, на отдельные мелкие вещи загадывали произвольное значение. Главное – разложить все по углам, а принесенную курицу пустить в центр комнаты. Что она начнет клевать, то и ожидали в ближайшие 12 месяцев.

Вариант такого гадания – выложить круг из вещиц, принадлежащих разным девицам. Обычно брали украшения. Чье колечко или сережку петух клюнет первым, той быть скорее замужем.

Гадание на цвет волос суженого

Цвет перьев показывал цвет волос суженного

В современном мире гадание, где курица становится главным объектом, провести сложно. В старину с помощью этих птиц узнавали даже цвет волос будущего супруга. Чтобы результат в таких гаданиях был правдивым, требуется заходить в чужой курятник.

Парни и девки бегали вечером по деревне. Заходили в чужие курятники, хватали с насеста первую попавшуюся курочку или петушка. По цвету ее перышек узнавали, какого цвета будут волосы у супруга или жены.

Гадание с зерном

Любители русской поэзии порой удивляются, читая балладу В.А. Жуковского, где о гаданиях девушек говорится: «…кормили счетным курицу зерно». С помощью посчитанных зерен в реальности девушки узнавали, суждено ли выйти замуж.

Курице предлагали поесть определенное количество зерен, а после этого зерна пересчитывали.

Если она склевывала четное количество зернышек, считалось, что впереди свадьба или другое хорошее событие.

В других регионах было принято сначала кормить, а потом считать оставшееся. Когда оставалось четное количество, готовились к встрече с суженым.

Гадание на вора

В старину выявляли вора с помощью курочки, измазанной сажей. Гадание начинали с того, что все собирались в одной избе, тушил свет. В комнату, где собирался народ, запускали птицу, густо перепачканную сажей. Она ходила по помещению, прикасаясь к людям.

Верили, что курице захочется подойти к честному человеку, не запятнавшему себя кражей. А вот к вору она не сможет приблизиться. Убежит от него прочь. Когда зажигали лучины, смотрели, кто не запачкан сажей. Если кто-то оставался чистым, это означает, что именно он виновен в воровстве.

Заключение

В русских гаданиях курица – частый гость. Используя эту домашнюю птицу, узнавали, как сложится жизнь, устроится ли личная жизнь, какого суженого приготовила судьба. Не каждое гадание получится использовать в современной жизни. Но некоторые по-прежнему остаются актуальными, при этом позволяют прикоснуться к истокам, внести в жизнь разнообразие.

Читайте также:  Любит не любит гадание правдивое карты таро

Истоки гадания

Несмотря на то, что в тот период практически все люди были набожными и ходили в церковь с малых лет, ни одни Святки не обходились без традиционных гаданий в преддверии наступления ночи.

Девушки гадали не только в период от Рождества до Крещения, но и в любой день года, если не терпелось узнать о своей судьбе или суженом.

Какие только предметы не задействовали, чтобы хоть немного узнать о своем будущем: одежду, конские хомуты, веники, башмаки и многое другое.

Священнослужители, безусловно, осуждали подобные гадания, т.к. обряд предполагал связь с потусторонними силами, но желание узнать о своем возможном замужестве было сильнее церковных запретов.

Как это ни удивительно, но развитие научно-технического прогресса, радикальные трансформации в мире моды и другие перемены не смогли перечеркнуть интерес к гаданиям. Девушки по прежнему продолжают ворожить, используя знания своих предков.

Гадание на суженого

Гадаем на замужество

Еще один вид ворожбы был более конкретизированным и заключался в поиске ответа на один вопрос: «Ждет ли замужество в будущем году?».

Для этого в час, когда начинало смеркаться, шли в сарай за колосниками. Небольшой пучок равномерно раскладывали на полу. На этом настиле помещали доску, которую покрывали чистыми кухонными полотенцами – получался настоящий обеденный стол, который щедро накрывали, чтобы кормить суженого.

Главными яствами были:

  • наваристая каша,
  • хлеб,
  • соль,
  • тушка ощипанной курицы.

Кстати, это один из немногих видов обрядов, когда при гадании берется не живая курица. Ее можно приобрести в магазине или на рынке уже ощипанной, что особо актуально для городских девушек.

Ритуальный стол накрывался на двух персон, поэтому столовые приборы использовались в двойном количестве. Еще одно обязательное действие, символизирующее пару — раскладывание двух полотенец вокруг стола. После выполнения всех условий ритуала, гадающие покидали помещение, подметя веником за собой дорожку.

Когда в новогоднюю ночь часы пробьют ровно 12:00, опять идут к тому же сарайчику, где брали колосья.

Девушка на выданье задает вслух вопрос (3 раза): «Суженый-ряженый, ужинать приходил?»

Затем нужно вернуться в комнату с обеденным столом для будущего жениха. Если будут замечены хоть какие-то изменения: загнут краешек полотенца, откушено из какой-то тарелки или появятся следы, можно не сомневаться – суженый уже на пороге и свадьба точно будет в наступившем году.

Истоки гадания

Несмотря на то, что в тот период практически все люди были набожными и ходили в церковь с малых лет, ни одни Святки не обходились без традиционных гаданий в преддверии наступления ночи.

Девушки гадали не только в период от Рождества до Крещения, но и в любой день года, если не терпелось узнать о своей судьбе или суженом.

Какие только предметы не задействовали, чтобы хоть немного узнать о своем будущем: одежду, конские хомуты, веники, башмаки и многое другое.

Священнослужители, безусловно, осуждали подобные гадания, т.к. обряд предполагал связь с потусторонними силами, но желание узнать о своем возможном замужестве было сильнее церковных запретов.

Как это ни удивительно, но развитие научно-технического прогресса, радикальные трансформации в мире моды и другие перемены не смогли перечеркнуть интерес к гаданиям. Девушки по прежнему продолжают ворожить, используя знания своих предков.

Источник

Крещенский сочельник. Баллада Жуковского «Светлана»

Константин Маковский (1839—1915). Святочное гадание (1900-е)

Многие из нас со школьной скамьи помнят балладу русского поэта Василия Андреевича Жуковского (1783—1852) «Светлана» (1808—1812). Вот её начало.

Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном;
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны.

Из него понятно, что действие баллады происходит в Крещенский сочельник«крещенский вечерок», а девушки заняты одним из самых таинственных святочных обрядов — обрядом гадания. В старину он был популярен среди людей, которые хотели узнать, что их ждёт в будущем, но, главным образом, к нему прибегали незамужние девушки, стараясь предсказать, скоро ли им идти под венец, и каким будет их суженый. Для этого применяли различные виды гаданий, самые значительные из которых упомянул Жуковский. Попытаемся немного рассказать о каждом из них.

Читайте также:  Что значит семерка пик при гадании

За ворота башмачок, сняв с ноги, бросали

Девушки выходили во двор, снимали с левой ноги баш­мак и кидали его за ворота на улицу, чтобы уз­нать, где живёт суженый, а потом смотрели, в какую сторону он обращен носком. Куда ляжет носком, в ту сто­рону будет отдана замуж кидающая. Если же башмак лежал носком к воротам, из которых его выкинули, это означало, что в наступившем году девушке суждено жить дома и не выходить замуж.

Снег пололи

В этом гадании участвовал не только снег, но и скатерть, которую девушки выносили на двор, взяв за края, разворачивали и насыпали в неё немного снега. Затем, раскачивая скатерть и подбрасывая снег, приговаривали: «Полю, полю бел снег среди поля. Залай, залай, собаченька; дознай, дознай, суженый!» Произнося эти слова, каждая девушка прислушивалась к лаю собак. Хриплый лай означал, что муж будет стариком, звонкий — молодым, а густой — вдовцом.

Под окном слушали

Девушки ходили по деревне, останавливаясь под окнами или у дверей чужих домов и прислушиваясь к разговору. По нему определяли характер будущего мужа. Весёлый разговор сулил весёлого мужа, скучный — зануду, нетрезвый — мужа-пьяницу. Кроме того, имел значение и возраст собеседников, по которому делали вывод о том, будет ли муж старым или молодым.

Бывало и так, что наиболее отважные девушки в полночь, когда не было службы, подходили к церкви, стараясь услышать за церковным дверями и окнами какое-либо пение. Если гадальщице представлялось, что она слышит венчальное пение, то это означало скорое замужество; а если «со святыми упокой» — смерть в наступающем году.

Кормили счетным курицу зерном

Данное гадание заключалось в следующем. Снимали с насеста курицу и давали ей поклевать зерно. Затем зерно пересчитывали. Если число оказывалось парным (чётным), это означало скорое замужество, в противном случае гадальщице предстояло сидеть в девках до следующего года.

Ярый воск топили

Гадание на воске было очень употребительным во время святочных вечеров. Оно совершалось следующим образом. Растапливали воск и вливали его в стакан с холодною водою. Затем сведущий в гадании человек (обычно старая нянюшка или ворожея) делал предсказания по образовавшимся фигуркам: нечто похожее на церковь означало венчание, на яму или пещеру — смерть.

Песенки подблюдны

Во время святочных вечеров одним из самых рас­пространенных было подблюдное гадание. Девушки собирались в какой-нибудь избе, складывали свои кольца или любой другой предмет («перстень золотой, серьги изумрудны») в блюдо, наполненное водой, («чашу с чистою водой»), накрывали его платком («расстилали белый плат») и исполняли специально предназначенные для гадания песни («над чашей пели в лад песенки подблюдны»). После каждой такой песенки блюдо встряхивали, украшения перемешивались, и одна из девушек, пытаясь узнать свою судьбу, наугад вынимала из блюда одно из них. Если оно принадлежало гадальщице, это говорило о том, что слова песни сбудутся; если же украшение было чужим, то и слова песни к ней не относились. В балладе Жуковский использовал одну из самых распространённых подблюдных песен. Вот один из её оригинальных вариантов.

Подблюдная песня «Идет кузнец из кузницы»

Идет кузнец из кузницы.
«Ты кузнец, ты кузнец!
И ты скуй мне венец!
Из остаточков мне
Золот перстень,
Из обрезочков мне
Булавочек.
Уж и тем-то мне венцом
Венчатися,
Уж и тем мне кольцом
Обручатися,
Уж и теми булавками
Притыкатися».
Уж кому же мы спели,
Тому добро.
Кому вынется,
Скоро сбудется,
Не минуется.

Зеркало с свечою

Картина Карла Брюллова (1799—1852) «Гадающая Светлана» (1836), Художественный музей, Нижний Новгород.

Читайте также:  Таблицы для гадания с маятником

Но самым отчаянным и самым, по всеобщему мнению, действенным было гадание с зеркалом и свечою. Не случайно героиня баллады Жуковского решается на него после года разлуки с милым другом, когда от него нет никаких вестей.

Для данного гадания выбирали какое-нибудь темное, уединённое помещение, в котором на стол ставили зеркало, а перед ним зажженную свечу. Гадающая девушка садилась за стол и смотрела через свечу в зеркало, где старалась увидеть своего суженого, произнося: «Суженый, ряженый покажись мне в зеркале!»

Иногда для этих целей применяли не одно, а два зеркала: стоящее на столе и стенное зеркало. Направленные друг на друга они образовывали нечто, напоминающее длинный коридор, освещенный огнями. Зеркала должны были быть безукоризненной чистоты, без пузырей и других изъянов. Затем из комнаты выгоняли кошек, собак и птиц, а также просили удалиться посторонних людей. Оставшиеся, соблюдая тишину и глубокое молчание, стояли в стороне. От них требовалось не смотреть в зеркало, не подхо­дить к гадающему лицу и не разговаривать. Гадающая девушка должна была смотреть в зеркало пристально и неподвижно, направляя свой взор в конец представившегося ей коридора.

Нередко суженого приглашали разделить трапезу со своей любезной, поставив на стол всё необходимое кроме вилок и ножей: два прибора, хлеб, соль и ложки. Все окружающие выходили, а девушка, оставшись одна, запирала двери и окна, садилась за стол и начинала ждать суженого, произнося: «Суженый, ряженый приди ко мне поужинать!»

Вот в светлице стол накрыт
Белой пеленою;
И на том столе стоит
Зеркало с свечою;
Два прибора на столе.
«Загадай, Светлана;
В чистом зеркала стекле
В полночь, без обмана
Ты узнаешь жребий свой:
Стукнет в двери милый твой
Легкою рукою;
Упадет с дверей запор;
Сядет он за свой прибор
Ужинать с тобою».

Самое интересное начиналось в полночь, когда вызванный поневоле суженый приходил в гадательную комнату и смотрел в зеркало через плечо своей избранницы. При его приближении нередко завывал ветра, а иногда доносился и смрадный запах. Девушка рассматривала черты лица и одежду призрака и даже иногда спрашивала его имя.

Подпершися локотком,
Чуть Светлана дышит…
Вот… легохонько замком
Кто-то стукнул, слышит;
Робко в зеркало глядит:
За ее плечами
Кто-то, чудилось, блестит
Яркими глазами…
Занялся от страха дух…
Вдруг в ее влетает слух
Тихий, легкий шепот:
«Я с тобой, моя краса;
Укротились небеса;
Твой услышан ропот!»

Ошибка Светланы заключалась в том, что она пренебрегла правилами «техники безопасности» при гадании. Во-первых, она должна была очертить зажженною в сочельник лучинкою круг; во-вторых, ни в коем случае не оглядываться, в-третьих, чтобы избежать затянувшегося визита, зачурать гостя, произнеся: «Чур меня! чур моего места! чур моей загадки!» Иначе привидение вытворяло всяческие проказы, а при чурании оно должно было исчезнуть. И, наконец, на крайний случай (если не поможет зачурание) Светлане было необходимо взять с собой петуха, пение которого, по мнению многих гадателей, имело способность отпугивать пришельцев с того света. Кстати говоря, данное поверье, по всей видимости, было известно Жуковскому. Эпизод в избушке, когда Светлана находится одна с угрожающим ей мертвецом, имеет сходство с сюжетом некоторых северных русских сказок, где героине в подобной ситуации помогает петух. Правда, Жуковский ввёл в повествование более «поэтичную» птицу — голубя.

Как известно, баллада имеет счастливый конец. Ночные кошмары оказываются сном, Светлана пробуждается и видит жениха: «статный гость к крыльцу идет», «та ж любовь в его очах». Но это в произведении поэта-романтика. В жизни всё намного сложнее.

Источники:
Жуковский В. А. Баллады. Поэмы и сказки. М., 1982.
Забылин М. русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. М., 1990.
Сахаров И. П. Сказания русского народа. Т. I. С.-Петербург, 1885.

Источник

Оцените статью