- Гадания
- Читайте также
- Молитвы, жертвы, гадания
- Гадания
- 5. ТЕОЛОГИЯ И ГАДАНИЯ
- Гадания и гадатели в Шан
- ГАДАНИЯ В ГРЕЦИИ
- ГАДАНИЯ В РИМЕ
- ГАДАНИЯ
- Колдовство и гадания
- Гадания и метафизические выкладки
- Астрология и гадания
- Гадания по системе ши
- Гадание римлян в древнем риме 5 класс
- Гадания
- Читайте также
- Молитвы, жертвы, гадания
- Гадания
- 5. ТЕОЛОГИЯ И ГАДАНИЯ
- Гадания и гадатели в Шан
- ГАДАНИЯ В ГРЕЦИИ
- ГАДАНИЯ В РИМЕ
- ГАДАНИЯ
- Колдовство и гадания
- Гадания и метафизические выкладки
- Астрология и гадания
- Гадания по системе ши
- Как древние Римляне предсказывали будущее?
- Подготовьте сообщения: об одежде римлян; о гаданиях в Риме
Гадания
Гадания и толкования предзнаменований играли очень важную роль как в частной, так и в общественной жизни римлян. Богов спрашивали об исходе любого значимого дела, будь то военный поход или строительство здания. Этим целям служила четко выверенная система гаданий, которыми занималась специальная коллегия жрецов-авгуров. Авгуры пользовались большим влиянием и, если предзнаменования были дурными, могли даже отменить принятый закон.
Гадания авгуров назывались ауспициями и делились на несколько классов. Самым распространенным было гадание по крикам или полету птиц. Для первого подходили вороны и совы, для второго — соколы, орлы и коршуны. Играли роль даже мельчайшие детали. Например, карканье вороны возвещало удачу, только если доносилось с левой стороны.
Прежде чем приступить к наблюдению за полетом птиц, следовало очертить небольшую площадку на земле, откуда велось наблюдение, и широкое пространство на небе. Для этого авгур жезлом проводил в небе две воображаемые пересекающиеся линии — с севера на юг и с востока на запад. Линии эти он так же мысленно обрисовывал прямоугольником, внутри которого и предстояло высматривать птиц. Точно так же авгур очерчивал площадку на земле, и наблюдающему следовало сидеть в месте пересечения воображаемых линий. Такая площадка называлась templum — отсюда и пошло понятие, обозначающее римский храм как таковой. Как правило, за птицами наблюдал не сам авгур, а тот, кто испрашивал божественной воли, авгур же только толковал знамения.
Любимцы императора Гонория. Художник Дж. У. Уотерхаус
Еще распространены были гадания по небесным явлениям, таким как гром и молния, и по клеванию или неклеванию зерен птицами. Первое возвещало удачу, второе — наоборот. Такое гадание пользовалось особым уважением на войне, поэтому за легионом часто следовал специальный человек с целым фургоном кур.
Достойным доверия гаданием считалось также гадание по внутренностям жертвенных животных, преимущественно по печени. Им занимались особые гадатели — гаруспики, которые знали массу тонкостей и гадальных значений каждого участка печени. Само гадание пришло в Рим из Этрурии, и лучшими гаруспиками в Риме на протяжении столетий считались этруски.
Даже когда вера в богов в высших кругах Рима пошатнулась, ауспиции продолжали играть роль мощного политического рычага, а авгуры пользовались большим уважением.
Римляне подходили к гаданию так же формально, как и к исполнению религиозных церемоний. Известна анекдотическая история, когда один римский консул, видя воодушевление солдат, собирался напасть на противника и испросил у авгура предсказания. Авгур разделял настроения войска и, совершив гадание, ответил консулу, что куры хорошо клюют зерно и бой пройдет успешно. Однако перед началом сражения консул случайно узнал, что авгур соврал ему и предзнаменования неблагоприятны. Консул сказал: «Что ж, это дело жреца. Мне было объявлено, что боги благоволят нам, и я считаю, что это так». Консул выиграл сражение, а вот авгур, как гласит предание, был убит в бою.
Большое влияние на жизнь римлян оказывали случайные происшествия, которые они, как правило, истолковывали неблагоприятно. Например, народное собрание должно было немедленно разойтись, если с кем-то из присутствующих случался эпилептический припадок. Действительно, римляне были очень суеверны, как мы сказали бы сейчас, и даже незначительные на наш взгляд события могли изменить их решения. Так, рассказывают, что не вовремя раздавшийся писк полевки заставил одного человека снять с себя обязанности диктатора, а другого уйти с поста начальника конницы.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Молитвы, жертвы, гадания
Молитвы, жертвы, гадания «На бога надейся, а сам не плошай», — говорит старинная пословица. Греки очень хорошо умели не плошать, но для верности они хотели еще и надеяться на бога. Поэтому-то почти на каждой странице этой книги о чем-нибудь молят богов и ради чего-нибудь
Гадания
Гадания Гадания и толкования предзнаменований играли очень важную роль как в частной, так и в общественной жизни римлян. Богов спрашивали об исходе любого значимого дела, будь то военный поход или строительство здания. Этим целям служила четко выверенная система
5. ТЕОЛОГИЯ И ГАДАНИЯ
5. ТЕОЛОГИЯ И ГАДАНИЯ В древние времена люди принимали как данность, что все природные явления и вообще все важные события человеку неподвластны и совершаются лишь по воле сверхъестественных сил, во многом подобных человеку, но далеко превосходящих его в могуществе. По
Гадания и гадатели в Шан
Гадания и гадатели в Шан Главным моментом в ритуале общения с божественными предками был обряд гадания, который обычно сочетался с обрядом жертвоприношения. Цель гадания сводилась к тому, чтобы поставить предков в известность о тех или иных намерениях, успехах или
ГАДАНИЯ В ГРЕЦИИ
ГАДАНИЯ В ГРЕЦИИ …Испытаем, Атрид, и вопросим жреца, иль пророка, Или гадателя снов (и сны от Зевеса бывают): Пусть нам поведают, чем раздражен Аполлон небожитель? Гомер. Илиада, I, 62—64 Уже в давние времена осады Трои воспетые Гомером герои, оказавшись в трудном положении, в
ГАДАНИЯ В РИМЕ
ГАДАНИЯ В РИМЕ …Если можешь, найди причину нового и удивительного явления. Если не найдешь никакой, все же считай доказанным, что ничто не могло произойти без причины. С помощью природы прогони тот страх, в который тебя вводит новизна явления. Тогда ни землетрясения, ни
ГАДАНИЯ
ГАДАНИЯ Гадание в язычестве составляло одно из главных обрядов, которое никак не противоречило богослужению. Наоборот, гадание составляло одно из главных обрядов богослужения. Отцы церкви пытались искоренить гадание, применяя самые разные методы и приемы. Но главным
Колдовство и гадания
Колдовство и гадания Необходимым составным элементом всякой религии является колдовство, то есть ряд суеверных действий, которые сопровождаются произнесением таинственных слов, якобы воздействующих на сверхъестественные силы и приводящих к полезным (для колдуна и
Гадания и метафизические выкладки
Гадания и метафизические выкладки О гаданиях уже немало было сказано. В принципе обряд гадания остался примерно таким же, каким был полутысячелетие назад, в конце Шан и начале Чжоу. Использовались обе техники — и гадание по панцирям черепах (реже по лопаточным костям
Астрология и гадания
Астрология и гадания Астрономические наблюдения и предсказания судьбы по звездам и иным небесным телам и явлениям были известны в Китае очень давно. О наблюдениях за звездами и светилами говорилось уже в самых древних китайских книгах, особенно в «Шуцзин». Немало
Гадания по системе ши
Гадания по системе ши Влияние ирано-протозороастрийской духовной культуры, в основу которой издревле был положен принцип дуализма, вполне могло выразиться в виде восприятия соседними общностями (в частности, чжоусцами) главной идеи: мир расчленен на две полярные,
Источник
Гадание римлян в древнем риме 5 класс
Гадания
Гадания и толкования предзнаменований играли очень важную роль как в частной, так и в общественной жизни римлян. Богов спрашивали об исходе любого значимого дела, будь то военный поход или строительство здания. Этим целям служила четко выверенная система гаданий, которыми занималась специальная коллегия жрецов-авгуров. Авгуры пользовались большим влиянием и, если предзнаменования были дурными, могли даже отменить принятый закон.
Гадания авгуров назывались ауспициями и делились на несколько классов. Самым распространенным было гадание по крикам или полету птиц. Для первого подходили вороны и совы, для второго — соколы, орлы и коршуны. Играли роль даже мельчайшие детали. Например, карканье вороны возвещало удачу, только если доносилось с левой стороны.
Прежде чем приступить к наблюдению за полетом птиц, следовало очертить небольшую площадку на земле, откуда велось наблюдение, и широкое пространство на небе. Для этого авгур жезлом проводил в небе две воображаемые пересекающиеся линии — с севера на юг и с востока на запад. Линии эти он так же мысленно обрисовывал прямоугольником, внутри которого и предстояло высматривать птиц. Точно так же авгур очерчивал площадку на земле, и наблюдающему следовало сидеть в месте пересечения воображаемых линий. Такая площадка называлась templum — отсюда и пошло понятие, обозначающее римский храм как таковой. Как правило, за птицами наблюдал не сам авгур, а тот, кто испрашивал божественной воли, авгур же только толковал знамения.
Любимцы императора Гонория. Художник Дж. У. Уотерхаус
Еще распространены были гадания по небесным явлениям, таким как гром и молния, и по клеванию или неклеванию зерен птицами. Первое возвещало удачу, второе — наоборот. Такое гадание пользовалось особым уважением на войне, поэтому за легионом часто следовал специальный человек с целым фургоном кур.
Достойным доверия гаданием считалось также гадание по внутренностям жертвенных животных, преимущественно по печени. Им занимались особые гадатели — гаруспики, которые знали массу тонкостей и гадальных значений каждого участка печени. Само гадание пришло в Рим из Этрурии, и лучшими гаруспиками в Риме на протяжении столетий считались этруски.
Даже когда вера в богов в высших кругах Рима пошатнулась, ауспиции продолжали играть роль мощного политического рычага, а авгуры пользовались большим уважением.
Римляне подходили к гаданию так же формально, как и к исполнению религиозных церемоний. Известна анекдотическая история, когда один римский консул, видя воодушевление солдат, собирался напасть на противника и испросил у авгура предсказания. Авгур разделял настроения войска и, совершив гадание, ответил консулу, что куры хорошо клюют зерно и бой пройдет успешно. Однако перед началом сражения консул случайно узнал, что авгур соврал ему и предзнаменования неблагоприятны. Консул сказал: «Что ж, это дело жреца. Мне было объявлено, что боги благоволят нам, и я считаю, что это так». Консул выиграл сражение, а вот авгур, как гласит предание, был убит в бою.
Большое влияние на жизнь римлян оказывали случайные происшествия, которые они, как правило, истолковывали неблагоприятно. Например, народное собрание должно было немедленно разойтись, если с кем-то из присутствующих случался эпилептический припадок. Действительно, римляне были очень суеверны, как мы сказали бы сейчас, и даже незначительные на наш взгляд события могли изменить их решения. Так, рассказывают, что не вовремя раздавшийся писк полевки заставил одного человека снять с себя обязанности диктатора, а другого уйти с поста начальника конницы.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Молитвы, жертвы, гадания
Молитвы, жертвы, гадания «На бога надейся, а сам не плошай», — говорит старинная пословица. Греки очень хорошо умели не плошать, но для верности они хотели еще и надеяться на бога. Поэтому-то почти на каждой странице этой книги о чем-нибудь молят богов и ради чего-нибудь
Гадания
Гадания Гадания и толкования предзнаменований играли очень важную роль как в частной, так и в общественной жизни римлян. Богов спрашивали об исходе любого значимого дела, будь то военный поход или строительство здания. Этим целям служила четко выверенная система
5. ТЕОЛОГИЯ И ГАДАНИЯ
5. ТЕОЛОГИЯ И ГАДАНИЯ В древние времена люди принимали как данность, что все природные явления и вообще все важные события человеку неподвластны и совершаются лишь по воле сверхъестественных сил, во многом подобных человеку, но далеко превосходящих его в могуществе. По
Гадания и гадатели в Шан
Гадания и гадатели в Шан Главным моментом в ритуале общения с божественными предками был обряд гадания, который обычно сочетался с обрядом жертвоприношения. Цель гадания сводилась к тому, чтобы поставить предков в известность о тех или иных намерениях, успехах или
ГАДАНИЯ В ГРЕЦИИ
ГАДАНИЯ В ГРЕЦИИ …Испытаем, Атрид, и вопросим жреца, иль пророка, Или гадателя снов (и сны от Зевеса бывают): Пусть нам поведают, чем раздражен Аполлон небожитель? Гомер. Илиада, I, 62—64 Уже в давние времена осады Трои воспетые Гомером герои, оказавшись в трудном положении, в
ГАДАНИЯ В РИМЕ
ГАДАНИЯ В РИМЕ …Если можешь, найди причину нового и удивительного явления. Если не найдешь никакой, все же считай доказанным, что ничто не могло произойти без причины. С помощью природы прогони тот страх, в который тебя вводит новизна явления. Тогда ни землетрясения, ни
ГАДАНИЯ
ГАДАНИЯ Гадание в язычестве составляло одно из главных обрядов, которое никак не противоречило богослужению. Наоборот, гадание составляло одно из главных обрядов богослужения. Отцы церкви пытались искоренить гадание, применяя самые разные методы и приемы. Но главным
Колдовство и гадания
Колдовство и гадания Необходимым составным элементом всякой религии является колдовство, то есть ряд суеверных действий, которые сопровождаются произнесением таинственных слов, якобы воздействующих на сверхъестественные силы и приводящих к полезным (для колдуна и
Гадания и метафизические выкладки
Гадания и метафизические выкладки О гаданиях уже немало было сказано. В принципе обряд гадания остался примерно таким же, каким был полутысячелетие назад, в конце Шан и начале Чжоу. Использовались обе техники — и гадание по панцирям черепах (реже по лопаточным костям
Астрология и гадания
Астрология и гадания Астрономические наблюдения и предсказания судьбы по звездам и иным небесным телам и явлениям были известны в Китае очень давно. О наблюдениях за звездами и светилами говорилось уже в самых древних китайских книгах, особенно в «Шуцзин». Немало
Гадания по системе ши
Гадания по системе ши Влияние ирано-протозороастрийской духовной культуры, в основу которой издревле был положен принцип дуализма, вполне могло выразиться в виде восприятия соседними общностями (в частности, чжоусцами) главной идеи: мир расчленен на две полярные,
Как древние Римляне предсказывали будущее?
Само основание Древнего Рима было непосредственно связано с гаданием на птицах. Античный историк Плутарх приводит легенду о том, как Ромул и Рем поспорили, где именно им лучше построить новый город: «Уговорившись решить спор с помощью вещих птиц, они сели порознь и стали ждать, и со стороны Рема показалось, говорят, шесть коршунов, а со стороны Ромула — вдвое больше. Некоторые сообщают, что Рем на самом деле увидел своих птиц, а Ромул солгал и лишь когда Рем подошел, тогда только перед глазами Ромула появились двенадцать коршунов». С тех пор ауспиции, то есть гадания по полёту птиц (от латинских слов avis — «птица» и speculare — «наблюдать»), освящённые авторитетом самого Ромула, стали одним из основных государственных обрядов в Риме.
Ауспициями занимались специальные жрецы — авгуры. Коллегию авгуров учредил легендарный царь Нума Помпилий, изначально в ней состоял всего один жрец. В 300 г. до н.э. их число увеличилось до 9, при диктаторе Сулле до 15. Это расширение штатов было прямо связано с ростом римской государственности. Ауспиции были для римских граждан крайне важным делом, они должны были демонстрировать божественную санкцию на любое сколько-нибудь важное решение в масштабе всего римского государства. Например, в 426 году до н. э. встал вопрос: может ли военный трибун с консульской властью назначить диктатора? Обратились к авгурам и они дали положительный ответ.
Другой влиятельной категорией жрецов, также связанных с ритуальными гаданиями, были гаруспики, гадавшие на внутренностях жертвенных животных. Это искусство римляне позаимствовали у этрусков, которые различали в одной только печени 40 частей, каждая из которых была связана с одной из небесных сил, влияющих на жизнь людей. После жертвоприношения, совершаемого перед любым важным делом, внутренности жертвенных животных собирали и укладывали на специальную бронзовую доску. Гаруспики внимательно изучали их, ища малейшие признаки грозящих римлянам бед. Если такие знаки находили, то по их конкретному местоположению и иным деталям можно было узнать, на что следует обратить внимание в предстоящем деле, чтобы избежать проблем.
Античные авторы описывали множество несчастий, к которым приводило игнорирование предзнаменований. Во время Первой Пунической войны римским флотом командовал консул Клавдий Пульхр. Накануне решающего сражения священные куры, взятые с собой на корабль, отказались клевать зерно, что было дурным знаком. Консул приказал выбросить их за борт, прибавив: «Не хотят есть — пускай напьются!» В этом сражении римляне потерпели сокрушительное поражение.
Другой пример, тоже связанный с курами, относится ко Второй Пунической войне. Консул Гай Фламиний перед битвой повелел авгурам провести обряд гадания. Жрец, кормивший кур, видя, что у них нет аппетита, советовал перенести бой на другой день. Тогда Фламиний спросил его, а что он должен будет делать, если куры и тогда не станут клевать? Тот ответил: «Не трогаться с места». Консул презрительно бросил: «Славное же это гадание, если оно обрекает нас на бездействие и толкает в бой в зависимости от того, голодны или сыты куры». Затем Фламиний приказал построиться в боевой порядок и следовать за ним. Но знаменосец никак не мог сдвинуть с места свое знамя, несмотря на то, что ему пришли на помощь другие легионеры. Фламиний пренебрег и этим недобрым знаком. Через три часа его войско было разбито, а сам он погиб.
Гадания в Древнем Риме проводили не только государственные жрецы. Простые крестьяне, чтобы поймать вора, устраивали так называемое «гадание на решете». Несколько человек держали решето за края, при этом поочерёдно назывались имена подозреваемых. На чьём имени решето начинало дрожать, тот и считался виновным. Впрочем, образованные римляне относились к гаданиям довольно скептически. Сохранился сатирический текст известного античного писателя II в. до н.э. Лукиана Самосатского «Александр, или Лжепророк», с описанием похождений самозваного гадателя и прорицателя. Автор всячески издевается над его простодушными жертвами, готовыми поверить в любую чушь, которую герой-авантюрист выдаёт за божественные откровения.
В связи с гаданиями нельзя не упомянуть и о книгах сивилл (пророчиц). Их история известна из сочинения Дионисия Галикарнасского, жившего в I в. до н.э. К римскому царю Тарквинию Гордому пришла некая старуха из города Кумы. Она предложила купить у неё 9 книг с пророчествами за огромную сумму. Когда царь отказался, она сожгла 3 книги и предложила купить остальные за ту же цену. Вновь получив отказ, она сожгла ещё три книги. Посоветовавшись с авгурами, царь купил оставшиеся три книги за первоначальную цену. Считалось, что в этих книгах были записаны важнейшие события, которые неминуемо должны произойти с Римом, и предложены средства избежать грядущих бедствий.
Книги сивилл хранились в каменном ящике под сводом храма Юпитера Капитолийского. Для получения доступа к ним требовалось специальное постановление римского сената. Римляне считали, что многие последовавшие затем события римской истории оказались предсказаны в этих книгах.
Но поскольку книги сивилл были написаны крайне туманным языком, это выяснялось уже после того, как данное событие произошло. К сожалению, подлинные тексты пророчеств до наших дней не дошли, поскольку все три книги сгорели в 83 г. до н. э. во время пожара Капитолия.
Подготовьте сообщения: об одежде римлян; о гаданиях в Риме
Обсуждение вопроса:
Традиционная одежда древних римлян была заимствована у греков — греческий хитон, преобразился в римскую тунику, а греческий плащ-гиматий, стал римской тогой. Короткая рубашка туника сшивалась на плечах и надевалась через голову. Существовали различные виды туник. К примеру, туника колобиум имела короткие рукава и обязательно подпоясывалась. Туника таларис имела длинные узкие рукава и ее носили люди знатного происхождения. Поверх туники мужчины носили тоги. Тога — это плащ из большого куска шерстяной ткани (6 на 1,8 метров) эллипсообразной формы. Тога оборачивалась вокруг фигуры и укладывалась складками. Надевать и драпировать тогу своему хозяину помогали рабы.
Большую роль в костюме римлян играл цвет. Цвета одежды могли быть самыми разными, но чаще всего одежда была однотонной. Цвету одежды в Риме придавалось значение. Так, пурпурный цвет считался цветом власти. Одежду пурпурного цвета могли носить лишь императоры и полководцы-триумфаторы (полководцы-триумфаторы, к примеру, носили тогу под названием пикте – пурпурная и расшитая золотом). Полоски пурпурного цвета могли появляться на одежде сенаторов.
Что же касается плащей, то кроме тоги, римляне также носили палудаментум, лацерну и пенулу.
• Палудаментум – плащ императора и высшей знати, его набрасывали на спину и левое плечо, а на правом скалывали пряжкой. Также палудаментом могли носить в виде шарфа – обмотав несколько раз вокруг левой руки.
• Лацерна – это плащ в виде прямоугольного куска ткани, закрывающего спину и оба плеча, и закрепленного застежкой спереди.
• Пенула – кожаный или шерстяной плащ, в форме полукруга, к нему мог быть пришит капюшон. Такой плащ часто носили путешественники и пастухи.
Что касается женщин, то нижней одеждой римлянок так же была туника, всегда длинная, в отличие от мужской. Поверх туники замужние женщины надевали столу – длинная одежда с рукавами или без них, подпоясанная под грудью поясом (завышенная линия талии). Снизу стола украшалась широкой плиссированной оборкой, а также каймой по воротнику и проймам. Столу не могли носить рабыни. Плащ, который носили римлянки, назывался палла. Палла была похожа на греческий гиматий, драпировалась различными способами, с напуском у пояса, а верхним краем иногда покрывали голову. Плащ палла скреплялся на плечах застежками, которые назывались аграфы.
В Риме суеверия, вера в сверхъестественное, знамения, чудеса, уважение к гадателям были распространены не меньше, чем в Греции. В глазах римлян всякому бедствию предшествует какое-либо неблагоприятное знамение, будь то дождь из камней, таинственные голоса или внезапное падение статуи. Убеждение это сохранялось в народе веками. Вера в гадания составляла неотъемлемую часть и официальной религиозности.
Древнейшим и едва ли не самым важным для римлян видом гадания были ауспиции — наблюдения за полетом вещих птиц. Откликались римляне и на все чудесные, необыкновенные явления: внеурочный разлив реки, падение метеорита, всевозможные таинственные звуки, которым давали самое фантастическое истолкование. Верили римляне и в вещие сны, и в приметы — добрые и дурные, и в возможность простейшими действиями предотвратить несчастье.
В Риме заниматься гаданиями, наблюдать и толковать знамения мог кто ни попадя: в частных, семейных делах — отец семейства, глава дома или его управляющий, в делах государственных — соответствующее должностное лицо. Независимо от этого были и жрецы-гадатели: авгуры и гаруспики.
Гаруспики гадали по внутренностям жертвенных животных: они внимательно исследовали сердце, легкие, но более всего печень. Если гаруспики обнаруживали при изучении внутренностей животного нечто благоприятное, то они трижды обходили с ними вокруг алтаря, на котором сжигали жертвенный пирог. И все же гаруспики не пользовались в Риме таким почетом и авторитетом, как жрецы-авгуры, ведь в гаданиях по внутренностям животных слишком многое зависело от неких особых знаний, которыми, как считалось, обладали одни только гаруспики, поэтому их толкования знаков казались римлянам произвольными и не всегда достоверными.
Совершенно иным было положение в римском обществе авгуров, гадавших по полету птиц. Еще со времен царя Нумы Помпилия авгуры образовывали коллегию, число членов которой постоянно росло. Стать авгуром мог каждый гражданин, кого авгуры принимали в свои ряды; этот жреческий сан давался пожизненно. Авгуры не руководили и сами не совершали жертвоприношений, не исполняли и других жреческих обязанностей, кроме одной — следить за священными, вещими птицами, за их полетом, криками и т. п. На освященном традицией месте на Капитолийском холме авгур очерчивал определенное замкнутое пространство для ауспиций в форме квадрата, ориентированного по сторонам света: две линии проводились с востока на запад и две — с юга на север. На обозначенном месте ставили шатер, так, чтобы вход в него был обращен на юг. Авгур усаживался перед входом в шатер, очерчивал соответствующее пространство своим посохом и на небе и ждал появления птиц. Весь обряд совершался в полной тишине, в безусловном священном молчании. Полет птиц с левой стороны от авгура рассматривался как добрый знак, появление же птиц с правой, западной стороны предвещало нечто неблагоприятное. Если ауспиции проходили в связи с какой-либо заранее намеченной акцией (народное собрание, решение государственных дел, военная экспедиция) и гадание оказывалось неблагоприятным, акцию откладывали, чтобы в установленный срок вновь прибегнуть к ауспициям. Нетрудно догадаться, что во многих случаях исход политической борьбы или личных интриг зависел от авгуров.
Весьма распространенной формой гадания было наблюдение за поведением священных цыплят в то время, как они клевали корм. Такое гадание также входило в компетенцию авгуров-птицегадателей; их помощники приносили клетки с цыплятами и насыпали им зерна. Если птенцы охотно принимались клевать, это считалось добрым знаком; если же не проявляли большого интереса к еде, исход гадания оказывался неблагоприятным. Понятно, что и здесь многое зависело от самих авгуров, которые могли следовать своим личным или политическим пристрастиям.
Источник