Гадание с башмаком за ворота

За ворота башмачок сняв с ноги бросали что за гадание

За ворота башмачок

Олевелая Эм Раз в крещенский вечерок девушки гадали: за ворота башмачок, сняв с ноги, бросали.

И голосок ее звучит нежней свирельного напева: как ваше имя? Смотрит он и отвечает: Агафон.

Сначала намечались торжества, потом аресты; потом решили совместить.

17-летний человек глуп особенной, неповторимой глупостью. У некоторых она со временем сменяется сухой рассудочностью, у других переходит в зрелый идиотизм, но большинство перерастает этот яркий и короткий период быстро и беспамятно. Ничего не остается, ни засушенного цветка, ни любительской нелепой фотографии. Потому что этот возраст приходится на последний школьный год, на трудные выпускные и вступительные экзамены, а у самых скороспелых — на первый курс. Первые студенческие впечатления, потрясение первой сессии выметают, вытирают, сжигают дотла все непрочное, хрупкое, случайное. Бесследно.

Однажды компания семнадцатилетних дурочек в полночь отправилась на темную улицу засыпанного снегом Города Холмов. Как многие другие красивые города — Рим, Киев, Иерусалим, — Город стоял на холмах, некоторые были пологими, другие — крутыми, а одна улица меж двух холмов честно звалась Крутогорной и славилась непроходимостью в гололед.

У дурочек было весьма серьезное намерение: они собирались погадать на суженого. Дело в том, что полночь была с 6 на 7 января, та самая ночь перед Рождеством, о которой еще Гоголь писал. Но вслух говорить об этом никак нельзя. Дурочек угораздило родиться в эпоху воинствующего атеизма, когда само слово Рождество было криминалом. Упоминание этого слова могло повлечь последствия самые неприятные, вплоть до исключения из комсомола, а там — даже из Университета. В котором дурочки учились первый год, готовились к экзаменам первой сессии, робели и одновременно чувствовали, как растут за спиной крылья, и мир становится кристально ясен, насквозь понятен, разложенный на строгие полочки матанализа и формальной логики. Потому что учились эти непростые дурочки на мехмате, в группе, куда одних медалистов набрали — такой был поток в тот год, сквозь высокий конкурс прорвались только медалисты.

Но оказалось, что ни школьные, ни высокие университетские премудрости, с блеском усвоенные быстрыми математическими мозгами, не смогли победить девичью глупость, преодолеть барьер семнадцатилетия — стремительного взросления, слепо повернутого внутрь.

Накануне экзамена все съехались в общагу, еще раз просмотрели конспекты — Иркин и Танькин по отдельности, потому что каждая толковала Фихтенгольца по-своему. Обе писали прытко, с понятными сокращениями, но Танюшка пробелы восполняла словами, Иришка — рисуночками. Вместе получалась вполне стройная картина, и к десяти вечера народ отвернулся от конспектов, зазевал и пошел расползаться по комнатам. И тут второгодница Триглинка, старшая Светкина сестрица, ахнула: девчата, Рождество ведь наступает, Ночь перед Рождеством!
Медалистки вспомнили Гоголя и затрепетали. Других триллеров эпоха не знала. Девушки все были благовоспитанные атеистки во втором поколении. Как позже, в новейшую эпоху было сказано, — убежденные ревнительницы базаровского лопуха. Но — канун экзамена, выброс адреналина, нервический смех второгодницы с растрепанным Фихтенгольцем, прижатым к растянутому свитеру, — какой тут сон, нужно душу отвести!
Гремучая смесь юности, праздника, легкого ужаса перед завтрашним — первым в жизни! — университетским экзаменом могла разнести вдребезги сердца и головы. Нужно было — прямое действие, желательно — героическое, поступок, и громкий смех

Дурочки повизгивали от холода и страха и пытались перебросить через ворота студенческого общежития башмачки. Правильной технологии не знал никто. Единственными источниками были Жуковский (за ворота башмачок) и Пушкин (смотрит он и отвечает — Агафон).
Истинный драматизм ситуации заключался в том, что ни у кого из нас не бывало лишних башмачков!

И все это было так давно, что осталось, пожалуй. только в моей памяти.

Как вечерком девушки гадали

Когда-то очень давно гадание составляло одно из главных обрядовых действ языческого богослужения. Но с приходом на Русь христианства гадание, как и любая ворожба, не только не одобрялось, а даже запрещалось и преследовалось официальной церковью. В конце-концов старинные русские гадания, пережив века, из серьезного культового обряда превратились в своего рода забаву.

А почему бы и нет, ведь у многих народов богиня счастья и радости звалась Гадой, а слово «гад» означало исследование, испытание. Так почему бы и нам «счастья не попытать», а если при этом что-то неприятное привидится или услышится, надо лишь повернуться лицом к восходу, поклониться в пояс и произнести: «Спасибо!» Говорят, после этого ничего из загаданного не сбудется.

Читайте также:  Значение гадание критические дни

Гадание на башмаках

Раз в крещенский вечерок девушки гадали: За ворота башмачок кидали. Для этого девушка снимает с левой ноги башмачок и кидает его за ворота. В какую сторону укажет его носок, туда бросавшая и замуж пойдет. А если башмачок ляжет носком к воротам, его обладательнице на замужество в этом году рассчитывать не стоит.

Гадание на луковицах

Девушки выбирают несколько луковиц и, посадив их в землю, ждут. Чья быстрее прорастет, та из гадавших раньше других замуж пойдет.

Гадание у ворот

В полночь девушка должна подойти к воротам и проговорить: «Залай, залай, собачонка! Залай, серый волчок! Где залает собачонка, там мой суженый живет». Откуда после этих слов послышится собачий лай, там и найдет гадавшая свое счастье. А чем глуше будет лаять собака, тем дальше от ее дома жених проживает. При этом, если лай будет громким и заливистым — суженый окажется молодым, а если хриплый пес залает — наверняка за старика замуж выходить придется.

Гадание под окном

В полночь гадающие девушки садятся у окна и по очереди говорят: «Суженый, ряженый! Проезжай мимо моего окошка!» Если после этих слов под окном проедет веселая компания, проскачет тройка, колокольчиками позванивая, или промчится всадник с лихим присвистом — быть замужеству счастливому, а жизни веселой и сытой. Но если протащатся под окном деревенские розвальни — семейная жизнь навряд ли станет радостной и беспечной, а если после произнесенного заклятия так никто и не покажется — не бывать свадьбе в этом году.

Гадание у стога соломы

Гадавшие по одному подходят к стогу и зубами выдергивают из него по соломке. Кому она с колоском достанется, может на сытую и счастливую жизнь рассчитывать, а если соломинка окажется голой да к тому же очень короткой, значит, год для гадавшего будет не из самых легких.

Гадание на полотенце

Со словами: «Суженый, ряженый, приди да утрися», вывешивают из окна на Крещенскую ночь белое полотенце. Если к утру оно станет мокрым, значит следует к свадьбе готовиться, а если сухим окажется — еще год в девках сидеть.

Гадание на гребне

На ночь, причесавшись, надо оставить гребень под подушкой и лечь спать со словами: «Суженый, ряженый, причеши мне голову». Если станет в этом году к гадающей кто-нибудь свататься — обязательно во сне явится.

Гадание во сне

Чтобы во сне увидеть своего будущего жениха, надо, ложась спать в чужом доме, непременно сказать перед сном: «Лежу на новом месте, приснись жених невесте».

Гадание на снегу

Еще вечерком девушки гадали на снегу. Если хочешь узнать характер будущего мужа, выйди поздно вечером во двор и ложись навзничь в снег.

Если наутро след гладким останется — муж будет покладистым и добрым, а если место будет иссечено — драчливым и вздорным. Гадание на поленице Гадающие, зажмурясь и пятясь задом, подходят к поленице и не глядя вытаскивают из нее по полену. Гладкое, толстое, без изъянов и сучков — мужа богатого, красивого и доброго сулит, ободранное — нуждающегося, без коры — бедного, сучковатое — злого, а корявое или треснувшее на физические недостатки будущего супруга намекает.

Гадание на имя

Чтобы узнать имя будущего мужа, надо в полночь встать у калитки и окликнуть первого проходящего мужчину: «Как ваше имя?» По тому, как его зовут, во что он одет и насколько красив и любезен, заключали о достоинствах будущего мужа. А если первой мимо женщина проходила — на замужество в этом году не рассчитывали.

Гадание на курице

Курицу или петуха, сняв с насеста, приносят в комнату, где на полу заранее приготовлены в трех углах вода, хлеб, золотые и серебряные кольца, серьги и пр. Птицу пускают на пол и смотрят, какую из вещей она клюнет, за что примется прежде всего. За воду — год пройдет безрадостно и бедно, за хлеб — разбогатеешь, а если клюнет кольцо, то та из гадающих девушек, которой оно принадлежит, выйдет замуж в этом году.

Гадание на курах

Во время Святок молодежь ходит по курятникам и, зажмурив глаза, снимает с насеста первую попавшуюся курицу, выносит ее на свет и по окраске ее перьев судит о цвете волос суженой или суженого. Иногда на середину комнаты выпускают петуха и курицу: если петух ходит гордо и пощипывает курицу, то муж будет сердитый, если же курица храбрится и дает отпор, то это знак того, что жена будет одерживать верх над мужем.

Гадание на лошадях

Для этого старинного русского гадания лошадей выводят из конюшни через оглоблю или какую-нибудь жердь. Если лошадь зацепится копытом за оглоблю, то муж попадется сердитый и у девушки будет несчастная жизнь. Когда же лошадь легко перешагнет, не зацепив жердь или оглоблю, то девушке предстоит счастливое житье со смирным и ласковым мужем.

Читайте также:  Пифагор гадание по имени

Гадание воском, оловом или свинцом

Раньше вечерком девушки гадали этим способом. Растопленный воск, олово или свинец льют в воду и по застывшим фигурам гадают о своем жребии, счастье, несчастье, урожае или голоде.

Гадание зеркалах

Гадание на зеркале должно всегда проводиться в одиночестве, в тишине и молчании.

Чтобы гадание было успешным, девушка распускает волосы, снимает нательный крестик, пояс и развязывает все узлы на платье. В темной комнате ставят на стол зеркало и перед ним зажженную свечу. Гадающая девушка смотрит через свечу в зеркало и видит там своего суженого. Когда она скажет: «Чур меня», видение исчезнет.

При другом способе ставят два зеркала одно напротив другого и садятся между ними. Перед одним из зеркал устанавливают две свечи. Образуется длинный коридор из зеркал, освещенных огнями, в глубину этого коридора и нужно смотреть. Через некоторое время зеркала начнут затуманиваться, огни сделаются более тусклыми, и гадающая увидит в конце коридора свою судьбу. Так же, как и в первом случае, необходимо вовремя «зачураться», иначе гадание может плохо кончиться. Иногда для безопасности берут с собой в комнату петуха, который своим криком сможет отогнать дьявольское видение. Гадание на картах Когда на картах выпадает что-то плохое, надо сказать гадающему: «Спасибо»,- чтобы не сбылось. Гадать на картах можно только той колодой, которой ни разу не играли. Если такой колоды нет, то перед гаданием на игральной колоде должна посидеть ни разу не целованная девушка.

Теперь вы знаете старинные русские гадания.

Крещенский сочельник. Баллада Жуковского «Светлана»

Константин Маковский (1839—1915). Святочное гадание (1900-е)

Многие из нас со школьной скамьи помнят балладу русского поэта Василия Андреевича Жуковского (1783—1852) «Светлана» (1808—1812). Вот её начало.

Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном;
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны.

Из него понятно, что действие баллады происходит в Крещенский сочельник«крещенский вечерок», а девушки заняты одним из самых таинственных святочных обрядов — обрядом гадания. В старину он был популярен среди людей, которые хотели узнать, что их ждёт в будущем, но, главным образом, к нему прибегали незамужние девушки, стараясь предсказать, скоро ли им идти под венец, и каким будет их суженый. Для этого применяли различные виды гаданий, самые значительные из которых упомянул Жуковский. Попытаемся немного рассказать о каждом из них.

За ворота башмачок, сняв с ноги, бросали

Девушки выходили во двор, снимали с левой ноги баш­мак и кидали его за ворота на улицу, чтобы уз­нать, где живёт суженый, а потом смотрели, в какую сторону он обращен носком. Куда ляжет носком, в ту сто­рону будет отдана замуж кидающая. Если же башмак лежал носком к воротам, из которых его выкинули, это означало, что в наступившем году девушке суждено жить дома и не выходить замуж.

Снег пололи

В этом гадании участвовал не только снег, но и скатерть, которую девушки выносили на двор, взяв за края, разворачивали и насыпали в неё немного снега. Затем, раскачивая скатерть и подбрасывая снег, приговаривали: «Полю, полю бел снег среди поля. Залай, залай, собаченька; дознай, дознай, суженый!» Произнося эти слова, каждая девушка прислушивалась к лаю собак. Хриплый лай означал, что муж будет стариком, звонкий — молодым, а густой — вдовцом.

Под окном слушали

Девушки ходили по деревне, останавливаясь под окнами или у дверей чужих домов и прислушиваясь к разговору. По нему определяли характер будущего мужа. Весёлый разговор сулил весёлого мужа, скучный — зануду, нетрезвый — мужа-пьяницу. Кроме того, имел значение и возраст собеседников, по которому делали вывод о том, будет ли муж старым или молодым.

Бывало и так, что наиболее отважные девушки в полночь, когда не было службы, подходили к церкви, стараясь услышать за церковным дверями и окнами какое-либо пение. Если гадальщице представлялось, что она слышит венчальное пение, то это означало скорое замужество; а если «со святыми упокой» — смерть в наступающем году.

Кормили счетным курицу зерном

Данное гадание заключалось в следующем. Снимали с насеста курицу и давали ей поклевать зерно. Затем зерно пересчитывали. Если число оказывалось парным (чётным), это означало скорое замужество, в противном случае гадальщице предстояло сидеть в девках до следующего года.

Ярый воск топили

Гадание на воске было очень употребительным во время святочных вечеров. Оно совершалось следующим образом. Растапливали воск и вливали его в стакан с холодною водою. Затем сведущий в гадании человек (обычно старая нянюшка или ворожея) делал предсказания по образовавшимся фигуркам: нечто похожее на церковь означало венчание, на яму или пещеру — смерть.

Песенки подблюдны

Во время святочных вечеров одним из самых рас­пространенных было подблюдное гадание. Девушки собирались в какой-нибудь избе, складывали свои кольца или любой другой предмет («перстень золотой, серьги изумрудны») в блюдо, наполненное водой, («чашу с чистою водой»), накрывали его платком («расстилали белый плат») и исполняли специально предназначенные для гадания песни («над чашей пели в лад песенки подблюдны»). После каждой такой песенки блюдо встряхивали, украшения перемешивались, и одна из девушек, пытаясь узнать свою судьбу, наугад вынимала из блюда одно из них. Если оно принадлежало гадальщице, это говорило о том, что слова песни сбудутся; если же украшение было чужим, то и слова песни к ней не относились. В балладе Жуковский использовал одну из самых распространённых подблюдных песен. Вот один из её оригинальных вариантов.

Читайте также:  Гадание позвонит ли мне любимый человек

Подблюдная песня «Идет кузнец из кузницы»

Идет кузнец из кузницы.
«Ты кузнец, ты кузнец!
И ты скуй мне венец!
Из остаточков мне
Золот перстень,
Из обрезочков мне
Булавочек.
Уж и тем-то мне венцом
Венчатися,
Уж и тем мне кольцом
Обручатися,
Уж и теми булавками
Притыкатися».
Уж кому же мы спели,
Тому добро.
Кому вынется,
Скоро сбудется,
Не минуется.

Зеркало с свечою

Картина Карла Брюллова (1799—1852) «Гадающая Светлана» (1836), Художественный музей, Нижний Новгород.

Но самым отчаянным и самым, по всеобщему мнению, действенным было гадание с зеркалом и свечою. Не случайно героиня баллады Жуковского решается на него после года разлуки с милым другом, когда от него нет никаких вестей.

Для данного гадания выбирали какое-нибудь темное, уединённое помещение, в котором на стол ставили зеркало, а перед ним зажженную свечу. Гадающая девушка садилась за стол и смотрела через свечу в зеркало, где старалась увидеть своего суженого, произнося: «Суженый, ряженый покажись мне в зеркале!»

Иногда для этих целей применяли не одно, а два зеркала: стоящее на столе и стенное зеркало. Направленные друг на друга они образовывали нечто, напоминающее длинный коридор, освещенный огнями. Зеркала должны были быть безукоризненной чистоты, без пузырей и других изъянов. Затем из комнаты выгоняли кошек, собак и птиц, а также просили удалиться посторонних людей. Оставшиеся, соблюдая тишину и глубокое молчание, стояли в стороне. От них требовалось не смотреть в зеркало, не подхо­дить к гадающему лицу и не разговаривать. Гадающая девушка должна была смотреть в зеркало пристально и неподвижно, направляя свой взор в конец представившегося ей коридора.

Нередко суженого приглашали разделить трапезу со своей любезной, поставив на стол всё необходимое кроме вилок и ножей: два прибора, хлеб, соль и ложки. Все окружающие выходили, а девушка, оставшись одна, запирала двери и окна, садилась за стол и начинала ждать суженого, произнося: «Суженый, ряженый приди ко мне поужинать!»

Вот в светлице стол накрыт
Белой пеленою;
И на том столе стоит
Зеркало с свечою;
Два прибора на столе.
«Загадай, Светлана;
В чистом зеркала стекле
В полночь, без обмана
Ты узнаешь жребий свой:
Стукнет в двери милый твой
Легкою рукою;
Упадет с дверей запор;
Сядет он за свой прибор
Ужинать с тобою».

Самое интересное начиналось в полночь, когда вызванный поневоле суженый приходил в гадательную комнату и смотрел в зеркало через плечо своей избранницы. При его приближении нередко завывал ветра, а иногда доносился и смрадный запах. Девушка рассматривала черты лица и одежду призрака и даже иногда спрашивала его имя.

Подпершися локотком,
Чуть Светлана дышит…
Вот… легохонько замком
Кто-то стукнул, слышит;
Робко в зеркало глядит:
За ее плечами
Кто-то, чудилось, блестит
Яркими глазами…
Занялся от страха дух…
Вдруг в ее влетает слух
Тихий, легкий шепот:
«Я с тобой, моя краса;
Укротились небеса;
Твой услышан ропот!»

Ошибка Светланы заключалась в том, что она пренебрегла правилами «техники безопасности» при гадании. Во-первых, она должна была очертить зажженною в сочельник лучинкою круг; во-вторых, ни в коем случае не оглядываться, в-третьих, чтобы избежать затянувшегося визита, зачурать гостя, произнеся: «Чур меня! чур моего места! чур моей загадки!» Иначе привидение вытворяло всяческие проказы, а при чурании оно должно было исчезнуть. И, наконец, на крайний случай (если не поможет зачурание) Светлане было необходимо взять с собой петуха, пение которого, по мнению многих гадателей, имело способность отпугивать пришельцев с того света. Кстати говоря, данное поверье, по всей видимости, было известно Жуковскому. Эпизод в избушке, когда Светлана находится одна с угрожающим ей мертвецом, имеет сходство с сюжетом некоторых северных русских сказок, где героине в подобной ситуации помогает петух. Правда, Жуковский ввёл в повествование более «поэтичную» птицу — голубя.

Как известно, баллада имеет счастливый конец. Ночные кошмары оказываются сном, Светлана пробуждается и видит жениха: «статный гость к крыльцу идет», «та ж любовь в его очах». Но это в произведении поэта-романтика. В жизни всё намного сложнее.

Источники:
Жуковский В. А. Баллады. Поэмы и сказки. М., 1982.
Забылин М. русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. М., 1990.
Сахаров И. П. Сказания русского народа. Т. I. С.-Петербург, 1885.

Источник

Оцените статью