Гадание по лопатке барана

Гадание по лопатке барана

У монголов это гадание называется далны мэргэ, у эвенков далума, у эвенов — бирикэн, также распространен термин скапулимантия (гадание по костям).

Существует легенда, что впервые к этому методу предсказания обратились бурые медведи, которые, поедая горностаев и мышей, извлекали лопаточную кость из добычи, чтобы по имеющимся на ней линиям узнать, не гонятся ли за ними охотники. Последние как раз и подметили, что в одних случаях медведи полностью съедают тело своей жертвы, а в других оставляют его почти нетронутым: отсутствует лишь одна кость – лопатка.

Гадание по бараньей лопатке было широко распространено среди народов, занимавшихся скотоводством (у казахов, киргизов, бурятов, монголов, калмыков и др). Это гадание можно отнести к разряду шаманских и считается оно самым безопасным, так как во время такого гадания не вызываются злые духи. Коренные народы считали, что баранья лопатка наделена особой магической силой и обладает способностью показать все предстоящие изменения в жизни.

Обычно выделяют три вида гадания на лопатке: белое (на обглоданной кости), черное (когда ее сжигают, а потом смотрят) и смешанное (гадание на старой кости, найденной в степи). Рассматривают все признаки ее частей (толстая, тонкая, маслянистая и пр.), при сжигании смотрят на форму трещин, слушают звук.
При гадании нужно соблюдать определенные условия — чистые руки, хорошо очищенная лопатка, не должно быть рядом посторонних людей.
Гадать по лопатке может любой человек, который знает и умеет расшифровать все ее признаки, обычно это делают шаманы или знающие люди (мэргэн хун). Сам хозяин может определить по лопатке удачу, благополучие семьи, здоровье, найти вора, узнать хорошей ли будет дорога, и о прочих делах.

Желающий узнать судьбу обязательно кладет лопатку на ночь под подушку, после этого он становится ее хозяином. На следующий день приходит с лопаткой к шаману. Гадание на лопатке совершают обычно поздним вечером. Шаман разжигает огонь вдали от посторонних глаз (печь или костер), на обряде может присутствовать не более 2-3 человек. Для начала лопаточную кость гадающий окуривает дымом от горящих ветвей можжевельника и, держа кость в правой руке, подносит ее к зеркалу. Затем он шепотом или мысленно призывает божеств с просьбой дать точный ответ. После этого гадальщик кладет лопатку в огонь, не дающий дыма (на угли) и ждет. Огонь должен быть не очень сильным, но и не очень медленным. Сначала кость темнеет, потом трескается. Иногда в процессе нагревания лопатки, некоторые шаманы плюют на нее, благодаря чему на кости также появляются трещины.
Если при обжигании лопатка издает громкий треск, то вас ждет важное событие, после которого вы уже не сможете жить так, как живете.
Если треск слабый, то перемены будут несущественными.
Если лопатка не начала потрескивать, то никаких активных перемен ближайший год вам не принесет.
Также громкий треск может указывать на то, что в доме поселились злые духи. Показателем того, что последние причиняют вред и сеют раздор в семье, служат звуки, напоминающие кудахтанье курицы.
Трактовка признаков зависит от цели гадания. Однако, если гребень лопатки быстро отламывается, это означает, что есть возможность устранить все вышеозначенные проблемы при помощи специальных ритуалов.

Через некоторое время обгоревшую кость осторожно достают из огня, смотрят на свет, и по многочисленным образовавшимся приметам (трещинам, цвету, месту сколов и обгорелостей и т. д.) производят само гадание.

Шаман по сединам и трещинам на стороне, где находится гребень, гадает о жизненном пути, о постигшей болезни и предсказывает методы ее лечения. Линии в разные стороны (правую и левую) могут трактоваться как хорошие или плохие события, хороший исход начинания или проблемы, которые могут возникнуть. Так, продольные трещины вдоль кости отождествляются с линией жизни, обещают благополучие, открытую дорогу для того, что человек должен сделать, если же лопатка треснет поперек или выкрошатся из нее кусочки — неудачу. Трещины, расположенные на гребне, говорят о том, что вам не страшны ни враги ни злые духи. Подобное явление, наблюдаемое в зоне лопаточной ямки грозит потерей имущества, а если углубление окажется заполненным, то это сулит хороший достаток. Если лопатка буквально испещрена линиями, то это говорит о потере жизненной ориентации или о несчастливом будущем.
Какие перемены вас ждут: позитивные или негативные, сказать можно и по тому, как кость чернеет. Если она стала вся черная, то перемены будут неприятными и могут даже принести смерть, если лопатка почернела местами, то будут и хорошие перемены, и плохие, а если цвет не очень изменился, то вас ждут исключительно положительные перемены. Светлый или пепельный цвет лопатки – знак благоприятных событий в будущем. Вообще, светлый цвет считается хорошим знаком, черный – плохим, а всевозможные оттенки темного сообщают о той или иной степени негативности событий. Когда лопатка предсказывает какое-нибудь несчастье, гадальщик нередко отказывается продолжить гадание, и молча отбрасывает ее в сторону.

В завершении ворожбы гадальщик может устроить последнюю проверку, бросив лопатку через плечо. Если она упадет гребешком вверх, то предсказание сбудется, если вниз — то нет.
После завершения гадания лопатку, прежде чем выбросить, надламывают с широкой стороны кости.

Также при помощи бараньей лопатки шаманы были способны предсказывать будущее родившегося ребенка.
Продольные трещины вдоль гребня бараньей лопатки означали счастливое и благополучное будущее ребенка, поперечные — препятствия на его пути. Следующим этапом гадания было бросание лопатки через плечо. Тогда смотрели, как лег гребешок. Если лопатка упала гребешком вверх, то ребенок проживет долгую жизнь, если лопатку нашли лежащей гребешком вниз, то это означало, что ребенок будет болезненный и, возможно, проживет недолго.
Завершающим этапом гадания было разрубание кости. Иначе ее нельзя было выбросить, потому что любой человек, нашедший гадательную лопатку, мог навести на ребенка порчу или подчинить волю ребенка своей.

Иногда гадают о погоде. Так, считается, что если на лопатке после «обработки» на огне появилось много темных пятнышек – будет оттепель, если же пятнышки белые – будет снег. Появление пепельного оттенка служит недобрым предвестником господства сильных ветров в этом году. Черный цвет предвещает ливни, а желтый – теплую погоду.

У некоторых гадальщиков вся лопатка делится на несколько секторов, имеющих свои названия. В зависимости от того, в каком секторе есть трещины и пятна, выносят прорицание.

Иногда используются не печеные, а вареные кости.

В этом случае лопатку варят и также по образовавшимся трещинам гадают о здоровье или будущем.
Основные особенности данного вида гадания:
Лопатку опускают в котел с кипящей водой и некоторое время варят. После этого вынимают ее из котла и внимательно рассматривают.
Если:
— кость ровного светлого цвета — это предвещает благополучие в делах и согласие с собой;
— на кости есть трещины — вас подстерегают неудачи, возможны проблемы со здоровьем;
— на поверхности много пятен — к тревогам и переживаниям на любовном фронте;
— на лопатке заметны вмятины — прибыль в ближайшем будущем; чем больше вмятин, тем значительнее доход;
— хорошо заметны поперечные линии: продольная исчерченность указывает на происки врагов, а поперечная обещает деятельное заступничество друзей, родственников или просто доброжелателей;
— кость испещрена многочисленными черточками — в скором времени предстоят встречи с самыми разными людьми. Чем сильнее черточки обозначены, тем большую важность для вас будут иметь эти встречи;
— лопатка надломилась во время варки — к серьезным проблемам как со здоровьем, так и с материальным положением. Во всех сферах жизни будет наблюдаться тяжелое положение, вполне возможна даже смерть.

Источник

Гадание на бараньей лопатке

На страницах нашей газеты регуляр но публикуются научные работы маститых осетинских ученых. Отдавая должное старшему поколению осетин ской научной элиты, мы считаем не обходимым давать возможность и мо лодым ученым представлять свой взгляд на те или иные стороны исторической науки. Предлагаем вашему вниманию научную заметку, посвященную народной магии осетин.

Осетинам было известно множество гадательных обрядов, являющихся разновидностью магии, к которым они прибегали с целью узнать будущее. Некоторые из этих обрядов применялись в различных обстоятельствах, другие только в отдельном случае и с определёнными целями. К примеру, в прошлом осетины широко практиковали обычай гадания по бараньей лопатке («оны кæсын »). Поэтому и в наше время в Осетии трудно найти ущелье или село, жители которого не рассказывали бы вам о древнем обычае подобного вида гадания.

Ритуал гадания на лопатке животных своими корнями уходит вглубь веков и, прежде всего, связан с культом домашних животных, который зарождался в различных обществах под влиянием определённого хозяйственного уклада.

Знанию особых примет, проявляющихся на лопаточной кости жертвенного животного и умению рассказать о них образно и увлекательно, придавалось большое значение в народе. По цвету, наличию пятен, форме выступов на кости опытные гадатели безошибочно предсказывали все предстоявшие изменения в жизни общества. В мировом фольклоре известно множество легенд и преданий о способах гадания на бараньей лопатке, к которому осетины прибегали во время традиционного обрядового застолья.

В системе застольного этикета осетин и других горских народов особое место занимают разделка, приготовление и раз дача определённых частей жертвенной туши барана. Наиболее почётными частями жертвенного животного являются три символические доли – отварная голова, шейная часть и лопатка, их всегда в обязательном порядке ставят на стол перед тремя старшими, возглавляющими ритуальную трапезу.

По словам старожилов, в завершение застолья правую баранью лопатку в очи щенном от мяса виде давали гадающему. При этом для гадания выбирали лопатку одно-двух летнего барана. Ягнята для оп ределения будущего не подходили.

Предсказатели оповещали о самых разных событиях, которые произошли или произойдут в будущем: нападение на стадо грабителей или волков, падеж скота от бескормицы, снежную зиму, голод или урожай в будущем году и т.д.

Мясо снимать с костей можно было только руками, запрещалось срезать мясо с костей ножом или обгрызать зубами. Лопатка не только чуждается ножа, принадлежности воина, но считает оскорбительным для себя даже прикосновение оружием насилия. Ее сила – в уме, в духовном могуществе. Оружие насилия отвергается – потому, например, скифские жрецы не резали жертвенное животное, а душили. Ни в коем случае также не разрешалось передавать лопатку из рук в руки, следовало положить ее на стол, после чего ее брал тот, кому лопаточную кость передавали. При несоблюдении всех этих условий лопатка якобы теряла свои сверхъестественные качества.

Отметим, что гадающего на бараньей лопатке осетины называют «оны дæсны ». Такие люди были широко известны в народе: Плиев Къадзах, (с.Рук), Ханикаев Самсон (с. Згъубир), Маргиев Копи (с.Бадзыгат), Плиев Бедзе (с.Дзомагъ), Дзиццойты Ладо (с.Урсдзуар). Преобладание мужских имен связано с тем, что гадание на лопатке было исключительно прерогативой мужчин.

Вся лопатка делилась на несколько сек торов, имеющих свои названия: «бинонты артдзæст кæнæ быдыр» (очаг семьи или поле), « хæдзары хистæры ны сан» (отметина главы семьи), «бинонты уæнгы зианы нысан» (место, предвещающее смерть члена семьи), «хион- хæстæгы зианы нысан» (место, предвещающее смерть родственника), «уæлмæрд» (клад бище), « мæсыг кæнæ хъæу » (башня, село), « фæндаг » (путь, дорога), « хæдзары бæркады нысан» (место, означавшее оби лие в семье), «быдыр» (равнина), «рагъ» (горная часть, хребет), « арæн » (граница страны), «æфсины рæдаудзинады нысан» (место означающее сварливость хозяйки). В зависимости от того, в каком секторе есть трещины и пятна, выносили прорицание. Например, ямка у основания метки очага свидетельствует о том, что гадающий полностью здоров. Если в ниж нем углу этой метки наблюдалось темное пятно – говорили, что один из членов семьи гадающего непременно погибнет. Темное пятно в верхнем углу символизировало судьбу дальних родственников хозяина. Когда лопатка предсказывала какое-нибудь несчастье, гадаль щик нередко отказывался продолжить га дание, и молча отбрасывал ее в сторону.

Кроме лопатки барана осетины предсказывали будущее по рёбрам и бедренной части животного. По сведениям этнографа Л.А Чибирова, старожилы мог ли определить погоду на зиму также и по селезёнке ( фарсылæвзаг ).

В тех случаях, когда гадали о том, что касалось непосредственно данной семьи, то брали только лопатку принадлежавше го этой семье барана. В случае, если барана покупали, необходимо было произвести определённые обряды: животное обводили вокруг очага, давали лизнуть кусок каменной соли, после этого баран должен был какое-то время прожить у данной семьи. Если ло патка, по которой производилось гадание, принадлежала недавно купленному животному, считалось, что все «предсказы ваемое» лопаткой относится к той семье, которой баран принадлежал ранее. После завершения гадания лопатку, прежде чем выбросить, надламывали с широкой стороны кости.

Наряду с осетинами скапулемантия или гадание по бараньей лопатке известна балкарцам, карачаевцам, кабардинцам, тюркским и монгольским скотоводческим народам: казахам, киргизам, калмыкам, монголам, бурятам. Она практикуется у различных народов Центральной Азии, Северной Африки, китайцев и японцев, северо-американских индейцев , а также во многих частях Европы. Но, в отличие от горцев Кавказа, многие народы, например, (монголы калмыки и т.д.) перед гаданием обжигали лопатку на огне и предсказывали по возникшим при этом трещинам на кости. Продольные трещины вдоль гребня обещали благополучие, а поперечные – неудачу. Гадание завершалось бросанием лопатки через плечо. Если она упадёт гребешком вверх – пред сказание сбудется, если вниз – то нет.

Вопрос о времени зарождения способа гадания на бараньей лопатке у осетин помогают прояснить конкретные археологические данные. Многочисленные археологические источники свидетельству ют, что ведущей формой хозяйства, глав ной экономической основой жизни древ них кобанцев и ираноязычных скифо-сар мато-аланских племён, обитавших в цен-тральной части Северного Кавказа было скотоводство. Об этом же говорят и данные лингвистики. Е.И. Крупнов, Б.В. Техов и другие исследователи полагают, что широкое развитие скотоводства у предков осетин и носителей кобанской культуры вызвало появление у них своего покровителя, которого они представляли в виде священного барана. Подтверждением чего являются найденные в могильниках бронзовые головки барана в виде подвесок, а также изображения животных на бронзовых топориках.

О наличии культа барана у предков осетин свидетельствуют также находки множества костей баранов, овец в скифских городищах Северного Кавказа, датируемых VII-IV вв. до н.э. Пережитки ку льта барана прослеживаются и в позднем быту осетин. Как древний символ плодородия, материального благополучия, баран занимает особое место в свадебной обрядности и обрядах детского цикла.

Известный знаток быта осетин академик В.Ф. Миллер сообщает, что покрови телем чадородия у осетин считался «Фы ры дзуар». Автор полагает, что это был женский патрон, ссылаясь при этом на молитву шафера во время брачного обряда, обращенную к Фыры дзуару: «О, Фыры дзуар! Молим тебя, призри нас и учини так, чтобы от невестки нашей рождались здоровые мальчики, тучные, как бараны». Есть сведения, что в прежние времена осетинские женщины посвящали «Фыры дзуар» глиняные изображения баранов, с целью испросить потомство.

На свадебном пиру старший высказывал жениху пожелание многочисленного потомства, как у барана: «Фырау хъæбул джын куыд уа!». О здоровом, красивом мальчике осетины говорят «похож на альчик барана» («фыры хъулы хуызæн»).

Весь скотоводческий производственный цикл горцев сопровождался жертвоприношением, прежде всего, барана. Его считали лучшим жертвенным животным в честь покровителей, а также при приеме почетного гостья. Более того, популяр ное осетинское божество Фарн (благодать) нередко выступало в образе барана.

Существовала прямая связь культа ба рана с культом огня, восходящая ко времени индоиранского единства. О связи культа барана с культом огня свидетельствуют детали таких обрядов, как приготовление пирогов в честь барана и выполнение из теста его фигурок на Новый год, изображение бараньих голов на светильниках (цырагъдарæн), жилищах и святилищах. Бараньи рога вешали на центральный столб главного жилого помещения семьи, нередко использовали в качестве сосуда для напитков.

Сакральная значимость барана в осетинских верованиях проявилась и в обряде «испытания места». Суть этого обряда: на участок застройки запускали животное и наблюдали за тем, где оно остановится и ляжет. Место это считалось счастливым для жилища. Здесь же резали барана, а по его лопатке гадали, где заложить первый камень, т.е. совершался обряд строительной жертвы через при ношение в жертву домашнего животного.

При строительстве башен осетины кровью барана поливали фундамент, что бы выбранное ими место становилось счастливым для жилья.

Вышеизложенное наглядно показывает, что лопаточная кость барана по представлениям осетин наделена особой магической силой, обладает способностью показать все предстоящие изменения в жизни общества. Характерно, что в некоторых селах южной части Осетии придерживаются такой традиции и сейчас, а это в свою очередь является показателем того, что архаичные традиции не исчезли полностью с осетинского духовного горизонта.

научный сотрудник ЮОНИИ им. З.Ванеева

Источник

Читайте также:  Игральные карты говорят правду при гадании
Оцените статью