- Гадание лечение детей от неврозов
- Невроз у детей: лечение, как справиться
- Как вести себя родителям
- Лечение неврозов у детей: чего делать нельзя
- Как научить ребенка справляться с негативом
- Невроз у дочки 2,5 года
- Детская неврастения как следствие гиперопеки родителей
- В чем суть расстройства
- Проявления заболевания
- Причины неврастении
- Лечение
- Какие еще бывают неврозы
- Влияние на организм
Гадание лечение детей от неврозов
Маленькие дети очень активны и часто ведут себя так, что родители начинают беспокоиться за психическое здоровье своего ребенка. Например, почему малыш на каждое событие, вызвавшее незначительный испуг или страх реагирует громким истеричным плачем? От чего ребенок сильно потеет, когда спит или играет в активные игры? Особенно тревожит родителей поведение гиперактивных детей, которые отличаются от других рассеянностью внимания и нежеланием длительное время сидеть на одном месте. Таких детей очень сложно уложить спать, они не умеют слушать сказку и часто плачут во сне из-за повышенной возбудимости.
Все эти симптомы характерны детскому неврозу, причина их развития — осложнения в период беременности и неправильное обращение мамы с новорожденным ребенком. Доказано, если во время беременности будущая мама часто расстраивается и впадает в депрессии, то это приводит к повышению адреналина в крови и ухудшению кровоснабжения плода. В результате ребенок рождается с заложенной благодатной почвой развития невроза в будущем. Если же после рождения ребенка мама не сумеет создать комфортные и спокойные условия для роста и развития малыша, то в возрасте до одного года уже могут проявиться первые симптомы невроза в виде длительного плача, частого срыгивания, трудности засыпания, тревожности сна и раннего отказа от груди.
К счастью, невроз — функциональное обратимое расстройство нервной системы, поэтому любая мама, обнаружившая тревожные симптомы отклонений в психике ребенка, должна принять срочные меры для лечения этой болезни. Ведь в 5-6 лет у ребенка активизируется развитие, повышается ответственность и возрастает умственная нагрузка в связи с тем, что ему скоро предстоит идти в школу и ему надо научиться читать, считать и писать. Если ребенок продолжает чувствовать со стороны родителей недостаток любви и деспотизм, то все это создает благодатную почву для дальнейшего развития невроза.
Невротизировать детей дошкольного возраста может и гиперопека, когда родители не дают ребенку шагу ступить самостоятельно, постоянно предупреждают его о возможных опасностях, оберегают его от всего и тем самым внушают ему страх перед окружающим миром. У заласканных и нежных детей так же, как и у тех, кто лишен родительской любви и подвержен постоянным наказаниям, часто развиваются школьные неврозы.
Симптомы невроза у детей 6-7 лет могут проявиться по-разному, но больше всего встречаются невротическое заикание, боязнь темноты, ночное недержание мочи, моргание глазом, мигательные тики, невротическое покашливание, шмыкание носом, подергивания волос, откусывание ногтей, прищелкивание пальцами, чрезмерная плаксивость и желание остаться в одиночестве. Известный психотерапевт Зигмунд Фрейд невроз детей школьного возраста определил фразой «бегство в монастырь», имея в виду, что в основе невроза детей лежит чувство неуверенности в себе и неумение приспосабливаться к реальной жизни.
Дети, страдающие комплексом неуверенности в себе, в начале посещения школы стараются не выпасть из жизни, вести себя так же, как остальные дети, пытаются защитить себя и хорошо учиться. В этот период они хоть и страдают от своей тревожности, чувства страха и мнительности не сдаются, но если в доме или школе происходит что-то сильно унизившее ребенка или испугавшее его, то возникает выраженный симптом невроза. Например, заикание, энурез или нервные тики.
Чтобы избежать проявлений серьезных симптомов детского нервоза, очень важно своевременно диагностировать болезнь и начать ее лечение. Лечение неврозов у детей требует комплексного подхода. Чтобы понять, что вызвало развитие невроза, психотерапевт обязан провести анализ отношений между родителями и ребенком в семье, с его поведением с другими детьми и родственниками. Методы психотерапии должны разрабатываться с участием родителей, после общения с ребенком, наблюдения за поведением ребенка во время игр и анализа его рисунка.
Лечение невроза у детей в основном состоит из следующих пунктов:
— улучшение семейной обстановки, уважительное и спокойное общение с ребенком.
— занятия спортом, бальными танцами, музыкой, фигурным катанием и т.д.
— оградить ребенка от потрясений и унижений дома и в школе.
— организовать правильный распорядок дня, сна и питания ребенка, чаще гулять с ним на свежем воздухе.
— родительский пример спокойного реагирования на стрессовые ситуации и принятия адекватного решения.
— найти хобби для ребенка.
Увлекательное и любимое занятие, позволяющее ребенку абстрагироваться от негативных мыслей, лучше всего помогает избавиться от невроза. Если родителям удастся помочь ребенку чем-то выделиться среди своих сверстников, чтобы он мог гордиться за себя, то как только он почувствует себя «состоятельным», у него невроз исчезнет совсем. Например, если ребенок силен в математике или хорошо разбирается в компьютере, очень важно помочь ему проявить свои способности в классе, чтобы учителя и одноклассники начали уважать его за эти способности.
Детский невроз — эта реакция детского организма на стрессовые факторы, а потому основным методом лечения этой болезни является семейная психотерапия. В каждом конкретном случае должна быть назначена определенная схема лечения с учетом психического здоровья родителей ребенка и его отношений к нему. В отдельных случаях психотерапия детского невроза нуждается в медикаментозном лечении самих родителей, которые уже не могут контролировать свои эмоции без приема лекарств, успокаивающих нервную систему. Контакт ребенка с мамой и папой, которые сами нуждаются в психотерапии, не дает возможности добиться нужного эффекта в его лечении.
— Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики «Психология отношений»
Источник
Невроз у детей: лечение, как справиться
Привычка грызть ногти, частые капризы или регулярные боли в животе — за всем этим может скрываться невроз. В предыдущей статье мы подробно поговорили об основных симптомах и причинах детского невроза.
В новой статье психолог Елена Лагунова рассказывает, как помочь ребенку справиться с неврозом.
Самое сложное для родителя — заметить, какие переживания передаются ребенку и переполняют его.
Как вести себя родителям
Лечение неврозов у детей — дело непростое и длительное. Работать предстоит не только с ребенком, но и со всей семьей.
1 Родители должны поискать источник негатива в себе. Нужно постараться найти истинную причину, почему так бесит то или иное поведение: страх темноты или желание вкусно поесть. Если взрослый сам полон нереализованных страхов и желаний, почему ребенок должен быть спокойным? Учиться быть храбрым (или, например, худеть) нужно вместе.
2 Не заострять на проявлениях невроза свое внимание. Замечание лучше делать без слов. Когда ребенок грызет ногти, можно погладить его по руке или дать игрушку.
3 Замечать малейшее улучшение ситуации. Не грыз ногти целый час — молодец, рука не тянется к волосам уже полдня — супер! Взрослому нужно искренне поверить, что ребенок сможет справиться с трудностями. Эта уверенность передастся и ребенку. Можно вместе перечислить успехи ребенка, рассказать, как мама (или папа) сама в детстве справилась с проблемой. Это укрепит самооценку и желание бороться с неврозом.
4 Обратиться к специалисту, если самостоятельно не справиться. Лечение детских неврозов — задача для опытного психолога. Чтобы невроз прошел, нужно найти и обезвредить источник негатива, который переполняет накопитель ребенка. Можно изменить негативную ситуацию (закрыть источник) или изменить к ней отношение ребенка.
Если у ребенка много телесных, физических симптомов, нужно дополнительно показать его психиатру или врачу-психотерапевту.
Лечение неврозов у детей: чего делать нельзя
То, что ребенок начал грызть ногти или выдирать волосы, вызывает много разных чувств и мыслей у близких взрослых. Остановлюсь на популярных заблуждениях.
Нельзя ждать, что «само пройдет». Некоторые родители склонны замалчивать проблему. Они надеются, ребенок подрастет и все как-то само решится. Да, многие из тех, кто грыз ногти или даже мочил постель в детстве, отвыкают от этого. Но сколько страданий перенес ребенок, прежде чем повзрослел! Насмешки сверстников, ругань взрослых, переживание собственной никчемности. Все это оставляет неизгладимый след в душе, может помешать успеху в жизни.
Нельзя винить себя. Другие родители злятся на себя, чувствуют никчемность и несостоятельность. Они изводят себя мыслями: «Ну почему? Я ведь хорошая мать, что ж я наделала!». Стесняются обратиться к специалисту, опасаясь, что он будет их ругать. Из-за сильных переживаний родителя невроз ребенка может усилиться еще больше.
Нельзя винить ребенка. Легко поверить, что малыш специально выдирает волосы или мочит штаны, чтобы насолить родителям. За «непослушание» и угрозу родительскому авторитету ребенка наказывают посильней, чтобы восстановить баланс сил. К неврозу добавляется обида и страх, и положение ухудшается.
Как научить ребенка справляться с негативом
Есть стресс, который предотвратить нельзя. Например, смерть или болезнь близкого человека. Малыш переживает, обстановка в семье тяжелая. В душевном накопителе оказывается много негатива — можно подумать, что ребенок обречен на невроз. Но если продолжить метафору, здоровый ребенок в этой ситуации может выдернуть пробку и вылить всё лишнее.
Малыш может кричать и плакать. Может стать на время суетливым и неуправляемым, а может наоборот затихнуть. Взрослым важно не мешать ему проявлять эмоции, и тогда он справится сам и снова станет спокойным и веселым.
Иногда стресс у ребенка можно облегчить — научить малыша «открывать пробку» и избавляться от лишних душевных переживаний:
- Рисовать настроение красками на большом листе бумаги. Можно нарисовать страх или злость, а потом сжечь рисунок.
- Выйти в лес или на пустырь и просто покричать.
- Устроить «день туалетной бумаги». Ее можно рвать, кидать, раскатывать.
- Просто посмотреть на огонь. Лучше развести костер.
- Поиграть с водой. Представить себе, как все печали утекают в водосток.
- Бегать, прыгать, играть в подвижные игры, гулять. Движение — отличный способ успокоить нервы.
- Сделать ребенку массаж.
- Зарядиться позитивом от просмотра семейных фотографий и воспоминаний о счастливых моментах.
- Сделать «волшебный» медальон, который «заряжается» любовью, когда мама крепко обнимает ребенка перед тем, как оставить его в саду. В медальон он жалуется, если его ругают.
Источник
Невроз у дочки 2,5 года
Здравствуйте уважаемые врачи!Моя беременность старшей дочерью протекала без осложнений.Не было ни отеков,ни повышенного давления,ни токсикоза,никаких болезней не переносила.Родила в 40 недель и 4 дня,роды длились 9,5 часов,воды светлые,безводный промежуток 8 часов.Родилась дочь 8/8 по шкале апгар,закричала сразу,вес 4020 грамм рост 53 см.Но когда родилась плацента,врачи сказали,что она не очень хорошая,отправили на гистологию и выписке по результатам обследования написали ВУИ (послед с некротическими включениями,ЦМВ?).Дочка развивалась соответственно нормам.НСГ норма.Единственное очень капризная,плохо спала,была постоянно на руках практически всегда только у меня,даже у папы не могла долго находиться на руках плакала.Начиная с 6 месяцев она начала при виде новой игрушки или чего-то интересного разводить руки в стороны перебирала пальчиками и тряслась вся при этом напрягалась и рот был открыт.Делала она так часто.На очередном осмотре невролога в 2 года я об этом рассказала,врач объяснила,что это не страшно,что так она выражает эмоции и что это пройдет.Помимо этого она очень впечатлительная,любая ситуация может довести ее до истерики.По этой причине невролог поставила нам диагноз невроз и выписала следующее лечение:
1)Элькар- 14 капель ×2 р/д 2 месяца
2)Магне В6 5 мл×1р/д утром после еды 1 месяц
3)Глицин 1т×2р/д 1 месяц
4)Киндинорм 3 гранулы×3р/д 1 месяц
Мы все это пропили дочка стала поспокойнее,но меня смущает,то что ночью она в полудреме может крутиться,извиваться,плакать,как будто у нее что-то болит,я трогаю ее ножки,а они напряжены,потом она успокаиваетсч и засыпает.Так бывает 1 раз за ночь,бывает несколько раз,иногда но очень редко может проспать не просыпаясь всю ночь.Также она часто жует язык,в основном когда засыпает или играет.Помимо этого меня беспокоит,то что у неё недостаточно развита речь.Ей сейчас 2 года и 6 месяцев,она говорит:мама,папа,баба,дядя,тетя,ляля,идем,дай,не надо,нет,да,сять,где,кто там,кто это,один,два,включи,мультик.Строит короткие предложения.Остальные слова она говорит на своем языке или где слышит слог «ка» называет «кака».Речь обращенную к ней понимает на 100%,все просьбы выполняет.Как говорят животные звуками изображает.Подскажите как вылечить невроз,и надо ли уже обращаться к специалистам по поводу речи?
Источник
Детская неврастения как следствие гиперопеки родителей
Неврозы в детском и подростковом возрасте – явление довольно частое. Одним из их разновидностей выступает неврастения.
В первые годы жизни ребенок активно познает мир. Как бы ни оберегали его родные, но избежать конфликтных, стрессовых и других неприятных ситуаций не удается никому. Дети, в зависимости от темперамента и личной стрессоустойчивости, по-разному реагируют на раздражители.
Нервная система малыша не всегда может справиться с тем напряжением, которое несут стрессовые ситуации, происходящие вокруг. Тогда она дает сбой, как результат, развивается неврастения.
Родители видят, что с ребенком происходят изменения, но часто не понимают их причину. Они воспринимают первые признаки неврологических нарушений, как повторяющуюся случайность или дурную привычку. Однако это заболевание требует пристального внимания со стороны взрослых, именно они способны заметить начальные изменения в поведении, коммуникации и своевременно обратиться к специалисту.
В чем суть расстройства
Неврастения у детей – это реакция на внешние раздражающие факторы, окружающую среду, какие-либо события. Прогрессировать она может в трех направлениях:
- гиперстеническая – повышенная активность, шумное поведение, эмоциональное возбуждение. Ребенок теряет самообладание, проявляет недовольство по любому поводу. Постоянно меняет вид деятельности, но не может сосредоточиться ни на одном занятии. Преобладает плохое настроение, раздражительность;
- гипостеническая – слабость, плаксивость, пугливое состояние. Сопровождается повышенной утомляемостью. Наблюдается вялость в движениях, снижение интереса к вещам, раньше вызывавших всплеск эмоций;
- переходная – неврастения, при которой симптомы и признаки первых двух видов у детей и подростков проявляются поочередно. Присутствуют серьезные расстройства сна, истощение нервной системы.
В целом это психогенное расстройство, основой которого является противоречие между личностью и значимыми для нее сторонами (скорее всего, ближайшими родственниками), решаемое непродуктивно, неудачно и нерационально. Оно вызывает тягостные, болезненные переживания. Развивается в детском возрасте, в период формирования личности.
Неврастения – функциональное, обратимое нарушение психики, при котором не происходит органического повреждения головного мозга.
Болезненное перенапряжение психофизиологических потенциалов выводят ребенка из привычного ритма жизни. Не в силах соответствовать завышенным требованиям окружающих, он заранее считает себя неспособным преодолевать трудности. Причин для создания такого состояния можно найти множество, но чаще всего это взаимоотношения с родителями.
Именно самые близкие люди неосознанно рушат внутренний мир малыша. Они не могут принять своего ребенка таким, какой он есть, проявляют строгость и требовательность. Их чада пытаются соответствовать ожиданиям, но часто запросы завышены и не соответствуют их возможностям. На этом фоне складывается расстройство – неврастения.
У детей ее симптомы выражены ярко, но быстрее поддаются коррекции. У взрослых все намного сложнее. В сознательном возрасте невроз данного типа способен доставить гораздо больше проблем, чем в детстве.
Без соответствующей медицинской помощи у подростков и детей формируются проблемы с социальной адаптацией, трудности в построении отношений со сверстниками, вплоть до развития депрессии. Если же недуг замечен вовремя и приняты соответствующие меры, то приобретенные нарушения нервной системы вполне обратимы.
Проявления заболевания
При любом виде невроза не происходит повреждения мозговых центров, а лишь наблюдается функциональное расстройство. Первые признаки становятся заметны уже в раннем детстве, но лишь единицы родителей обращают на них внимание и принимают соответствующие меры.
Важнейший признак нарастания неврастении – снижение работоспособности, насколько это уместно будет сказать о детях. Если речь идет о школьниках, то учитель должен приложить немало усилий, чтобы привлечь внимание, не говоря уже о какой-либо отдаче.
Ребенку – носителю расстройства свойственно винить себя во всех бедах. Его самооценка занижена либо находится на нуле.
Замечено, что мальчики подвержены заболеванию больше, чем девочки.
Симптомы неврастении у детей:
- повышенная нервная истощаемость;
- рассеянность;
- неуверенность в себе;
- нарушение концентрации, внимания;
- недовольство, капризность;
- суетливость;
- возбужденное состояние;
- приступы агрессии;
- слабость;
- быстрая утомляемость;
- нарушение режима сна.
При переходе в хроническую форму может присутствовать апатия или депрессивные признаки. Со стороны вегетативной нервной системы наблюдаются скачки сердечного ритма, блуждающие боли в животе или груди. Часто возникает чрезмерная потливость. Аппетит при неврастении практически отсутствует.
Поскольку проявления неврастении у детей бывают разные, ее симптомы можно принять за какое-либо другое психическое расстройство.
Причины неврастении
Развитию заболевания обычно предшествует психотравмирующий фактор. Психическая травма – это чувственное отражение какого-либо события в сознании ребенка, которое действует на него угнетающе, беспокоит его и продолжается довольно длительное время.
Самая распространенная причина развития неврозов в детском и школьном возрасте – это, как ни странно, чересчур «заботливые» родители. Их стремление дать своему чаду то, чего не было у них, гиперопека и постоянный контроль перегружают ребенка не только физически, но и психологически.
Дети с рождения имеют индивидуальный темперамент, возможности и ограничения. Не все родители это понимают. Желая малышу только добра, они нагружают его дополнительными занятиями, часто даже не считаясь с его интересами. День школьника может быть расписан по минутам: после школы – спортивная тренировка, музыкальная или художественная школа, бассейн, английский, репетитор, домашние задания и т. п.
Боясь огорчить родителей и понимая, что стараются они для его блага, малыш пытается все успевать: прилежно учиться, посещать кружки. Однако где-то внутри накапливается усталость и протест. Это классическое развитие неврастении. В какой-то момент чадо срывается, становится раздражительным и агрессивным или, наоборот, плаксивым и заторможенным.
Если в семье несколько детей, то проблемы могут начаться на почве ревности к младшему члену семьи. У подростков это более выражено, им кажется, что родители больше их не любят, они им не нужны, поскольку появился «новый» малыш.
Особенно ситуация усугубляется, когда старшему часто повторяют, что он уже взрослый и на нем лежит особая ответственность, а сам он упустил тот момент, когда вырос. В душе он по-прежнему маленький и все еще нуждается в родительской любви и поддержке. Стремясь соответствовать ожиданиям взрослых, ребенок переживает нервное перенапряжение, ведущее к расстройству.
Триггерами развития неврастении также выступают:
- негативная внутрисемейная обстановка – скандалы, драки, развод родителей;
- социально-бытовые проблемы;
- ошибки воспитания;
- употребление родителями алкоголя или наркотических веществ;
- эмоциональная психологическая травма;
- сильный испуг;
- наследственные заболевания;
- недосыпание;
- сниженный иммунитет;
- частые инфекции дыхательных путей;
- приобретенные физические травмы;
- расстройства пищеварительной системы.
Чаще всего присутствует не одна, а несколько причин. В связи с этим диагностирование и лечение затягивается.
Лечение
Первичный осмотр проводит участковый педиатр. Если он выявил какое-либо отклонение, то дает направление к детскому психологу или психотерапевту. В случае обнаружения серьезных проблем пациента отправляют на дальнейшее обследование к неврологу. В тяжелых случаях требуется госпитализация в неврологическое отделение.
Устанавливает диагноз и назначает лечение врач-невролог совместно с психотерапевтом. Врач анализирует обстановку в семье, собирает полный анамнез заболевания, выделяет предрасполагающие показатели.
Для достижения положительных результатов лечения применяется комплексный подход. В первую очередь необходимо избавиться от травмирующего фактора, затем снизить физическую и психологическую нагрузку.
Лечение должно быть направлено на успокоение ребенка, и, в зависимости от вида патологии, на замедление либо ускорение некоторых функций организма. Важно узнать мнение родителей по поводу сложившейся ситуации: в чем они видят причину невротических нарушений.
Сеансы психотерапии рекомендовано посещать всей семьей, ведь ошибки воспитательного процесса невозможно исправить, проводя работу только с ребенком. Коррекция проводится различными методиками, среди которых:
- гештальт-терапия;
- гипноз;
- БОС–терапия;
- групповые или семейные сеансы;
- игровая терапия.
Обратимость проблемы во многом зависит от близкого окружения. Родителям следует запомнить, что у детей собственная жизнь, и она имеет свои отличия и особенности, например:
- не каждому ребенку суждено стать отличником
- не у всех есть музыкальный слух или желание посещать художественную школу;
- если старший ребенок увлекается футболом, то младший не обязан этого делать.
С неврастенией дети справляются намного успешнее, чем взрослые. Это происходит потому, что детское восприятие мира до конца не сформировано, у них нет жестких убежденностей. Терапия довольно быстро дает положительный результат. Деструктивные процессы функционирования нервной системы останавливаются и продолжают развиваться уже в правильном направлении.
Какие еще бывают неврозы
Различными неврозами, согласно мировой статистике, страдают от 15 до 25% детей, преимущественно мужского пола. Возрастные рамки – начиная от полутора лет и до совершеннолетия.
Неврастения – далеко не единственное расстройство нервной системы, настигающее людей в раннем возрасте. Известно довольно большое количество неврозов, симптомы и признаки которых схожи, но существуют и кардинальные отличия.
Дети дошкольного возраста и подростки могут быть подвержены таким видам нервных расстройств, как:
- невроз страха – больной начинает панически бояться темноты, огня, одиночества, смерти и т. п.;
- истерия – чаще проявляется в детском возрасте в виде криков, плача, падений на пол;
- ипохондрия – более характерна для подростков. Болезненный страх за свое здоровье, придумывание несуществующих болезней;
- невроз навязчивых движений – различные фобии сопровождаются нервными тиками: моргание, передергивание плечами, облизывание губ и др.;
- депрессивный невроз – подавленность, стремление к уединению;
- логоневроз – заикание, происходит из-за судорог мышц речевого аппарата;
- энурез – непроизвольное мочеиспускание;
- сомнамбулизм – расстройство сна, снохождение, ночные кошмары;
- анорексия – невротическое нарушение пищевого поведения.
Как уже упоминалось, к сожалению не все родители считают, что неврастения, развивающаяся у детей и подростков, может нести серьезную угрозу здоровью. Одни думают, что это временные возрастные трудности или капризы, другие вообще не замечают изменений в поведении чада.
Влияние на организм
Неврастения – только выраженное нарушение эмоциональных проявлений, и не затрагивает интеллектуальные способности, не влияет на личностные показатели.
Этапы формирования заболевания:
- Несоответствие внутренних возможностей ребенка требованиям окружающих.
- Нарастание внутреннего конфликта.
- Депривация – невозможность удовлетворить собственные потребности из-за стремления угодить другим.
- Стрессовые ощущения.
- Нервно-психическое напряжение.
- Истощение психофизиологических ресурсов.
Любой вид невроза нуждается в лечении. Чем раньше оно будет начато, тем большая вероятность избежать осложнений и вернуться к нормальной жизни.
Занятия с психотерапевтом, безусловно, дают положительный результат. Однако два-три сеанса терапии – это ничтожно мало.
Эффект будет гораздо заметнее, если к процессу подключится кто-то из родителей. Домашние занятия с родными людьми способствуют положительной динамике. О проблеме необходимо сообщить воспитателю или учителям, чтобы и они присоединились к процессу реабилитации ребенка.
Источник