- Святые отцы о ворожбе, гадании, заговорах, чародеях
- Православная Жизнь
- Зачем гадать о Боге в третьем лице – «что Он задумал?», если можно спросить Его прямо. Личные и семейно-открытые отношения со Христом предполагают беседу, диалог с Богом лицом к лицу, а не гадание о Его воле.
- Но зачем вообще приходить в Церковь, если такие отношения не нужны? Церковь – это пространство Бога, то место, которое мы посвятили Богу и просим Его, чтобы Он присутствовал здесь, чтобы мы могли спокойно к Нему обратиться, вне привычной суеты за стенами храма.
Святые отцы о ворожбе, гадании, заговорах, чародеях
Мнения святых отцов Церкви о ворожбе, гадании, заговорах и чародеях.
Преподобный Ефрем Сирин: «Остерегайтесь составлять зелия, ворожить, гадать, делать хранилища (талисманы) или носить сделанные другими: это не хранилища, но узы».
Святитель Иоанн Златоуст: «Пусть будем мы больны, лучше остаться больными, чем для освобождения от болезни впасть в нечестие (прибегая к заговорам). Демон, если и уврачует, больше повредит, чем принесет пользы. Доставит пользу телу, которое спустя немного непременно умрет и сгниет, а повредит бессмертной душе. Если иногда по попущению Божию и исцеляют демоны (через ворожбу), то такое исцеление бывает для испытания верных, не потому чтобы Бог не знал их, но чтобы научились не принимать от демонов даже исцеления».
Святитель Иоанн Златоуст: «Как торговцы невольниками, предлагая малым детям пирожки, сладкие фрукты и тому подобное, часто уловляют их такими приманками и лишают свободы и даже самой жизни, так точно и чародеи, обещая вылечить болезнь, лишают человека спасения души».
Святитель Василий Великий: «Не любопытствуй о будущем, но с пользой располагай настоящим. Ибо какая тебе выгода предвосхитить веление? Если будущее принесет тебе нечто доброе, то оно придет, хотя ты и не знал заранее. А если оно скорбно, зачем до срока томиться скорбью? Хочешь ли удостовериться в будущем? Исполняй предписанное Евангельским Законом и ожидай наслаждения благами».
Святитель Григорий Нисский: «У плотолюбца в настоящей жизни есть желание заглянуть в будущее, чтобы избежать бед или достигнуть желаемого. Потому, чтобы люди не обращали взор к Богу, исполненное обмана демонское естество изобрело многие способы узнать будущее: например, гадание, толкование знамений, прорицания, вызывание мертвых, исступления, наития божеств, вдохновения, карты и многое другое. И если какой-нибудь род предвидения, вследствие какого-либо обмана, признан истинным, демон представляет его обольщенному в оправдание лживого предложения. И на всякую ложную примету демонское ухищрение указывает обольщаемым, чтобы люди, отступив от Бога, обратились к служению демонам. Одним из видов обмана был и обман чревовещателей, в которых верили, что их чародейство может души умерших снова привлекать в здешнюю жизнь».
Святитель Иоанн Златоуст: «Добровольно не прибегайте к гадателям, но если вас привлекают к этому другие, и тогда не соглашайтесь. Человек всегда желает знать невидимое, особенно желает заранее знать о своих несчастьях, чтобы вследствие неожиданности не впасть в замешательство. Но если вы будете внимать гаданиям, будете недостойны расположения и милости Божией, и этим приготовите для себя многочисленные бедствия».
Святитель Иоанн Златоуст: «Гадатель — это злой демон, который говорит из чрева женщин чревовещательниц и этим странным действием старается ложное сделать достоверным; говорит же он не естественным образом, а из живота, и этим людей невежественных повергает в изумление, заставляя поверить, что он говорит истину».
Святитель Иоанн Златоуст: «Что, например, значит гадание по звездам? Не что иное как ложь и путаница, при которых все происходит наугад и не только на глаз, но и бессмысленно».
Афонский Патерик: «Один монах случайно увидел гадательную книгу и, из любопытства разбирая тайны сатанинского гадания, невольно увлекся ими. В одну ночь перед ним встал черный человек исполинского роста и сказал: «Ты меня призывал вот я. Что тебе угодно, я все исполню, только поклонись мне». «Господу Богу моему поклоняюсь и Ему Единому служу!» — ответил монах. «Зачем же призывал меня, узнавая мои тайны?». С этими словами сатана сильно ударил монаха по щеке и исчез. От боли и страха инок проснулся. Щека его распухла и почернела так, что страшно было смотреть. С каждым днем боль усиливалась, а опухоль совершенно обезобразила инока. Об этом узнал преподобный Дионисий и сразу пришел к несчастному. Помолившись Господу и Божией Матери, святой Дионисий помазал инока елеем. Тот исцелился и прославил Бога».
Лавсаик: «Один египтянин предался страсти к благородной женщине, которая была замужем. Не сумев обольстить ее, египтянин пришел к чародею и говорит ему: «Или заставь ее любить меня, или сделай так, чтобы муж ее бросил». Чародей взял с него хорошую плату и употребил все свои чары и заклинания. Но, не сумев возбудить любви в ее сердце, он сделал так, что всем, кто смотрел на нее, она казалась лошадью. Муж ее, придя домой, ужаснулся и повел жену к святому Макарию Египетскому. Авва Макарий благословил воду, облил ею женщину с головы до ног и чары тотчас разрушились. Святой Макарий сказал ей: «Никогда не уклоняйся от приобщения Христовых Таин. Несчастие случилось с тобой оттого, что ты уже пять недель не приступаешь к пречистым Тайнам Спасителя нашего»».
Пролог в поучениях: «Жил в Царьграде вельможа, имевший единственную дочь, которую хотел посвятить служению Богу. Диавол же возбудил в одном из слуг страсть к ней. Слуга, желая жениться на ней, пришел к чародею просить совета. Чародей свел его с сатаной, который спросил: «Веруешь ли в меня, отрекаешься ли от Господа Христа?» И получив положительный ответ, приказал юноше написать отречение на бумаге. Юноша исполнил повеление. А сатана возбудил в девице страсть к юноше. Девица вынудила отца выдать ее замуж за этого слугу. Когда же ей стала известна причина ее страсти, она ужаснулась и убедила мужа пойти к святому Василию Великому. Святой, получив полное признание от юноши, удалил его в одну из келлий и заповедовал ему молитву и пост. И сам стал молиться за юношу. Прошло несколько дней. Святой Василий спросил его, как он себя чувствует. «Нахожусь в великой беде, отче, ответил юноша, бесы совершенно не дают мне покоя!». Святой ободрил несчастного, перекрестил его и оставил одного. Прошло сорок дней, юноша сказал: «Слава Богу, отче, ныне я видел себя победившим диавола». После этого святой Василий собрал весь клир церковный и множество христиан и провел с ними всю ночь на молитве. На другой день юношу привели в церковь с пением псалмов. Тут диавол со страшной силой напал на него, и он стал кричать: «Святитель Христов, помоги мне!». Святитель сказал диаволу: «Неужели тебе недостаточно твоей погибели, еще и других мучаешь!». Диавол ответил: «Обижаешь меня, Василий! Не я пришел к нему, а он ко мне. И его отречение, которое у меня в руке, я покажу общему Судие!». Святой Василий сказал: «Благословен Господь мой! Не сведут к земле все эти люди простертых к небу рук до тех пор, пока не возвратишь мне рукописи юноши!». И, обратившись к народу, повелел поднять руки к небу и молить со слезами: «Господи, помилуй!». Народ исполнил повеление Святителя. И вдруг, к изумлению всех, из-под церковного купола слетело рукописание грехов юноши. Святой Василий взял его и спросил юношу, его ли это отречение. И, уверившись в этом, разорвал рукописание, ввел юношу в церковь и причастил его».
Волоколамский патерик: «Брат преподобного Иосифа Волоколамского, отец Вассиан (впоследствии архиепископ Ростовский) передал рассказ одного крестьянина: «Долгое время я был тяжело болен, всегда молился и призывал на помощь святого великомученика Никиту. Родственники советовали мне пригласить чародея. Но я отказался и продолжал усердно просить святого Никиту о помощи. В одну ночь слышу, двери дома отворились и входит светлый муж, обращаясь ко мне со словами: «Встань и выйди ко мне» — «Не могу, господин мой, я расслаблен»,- ответил я. Он повторил: «Встань!» И вдруг я почувствовал себя здоровым, вскочил с постели и поклонился Пришельцу. Когда я вставал с земли, то увидел черного человека с огненным мечом в руке. Он хотел ударить меня, но светоносный муж остановил его: «Не его, но тех кто ходил к чародею». Черный человек исчез. Я спросил Пришельца: «Кто ты»? И услышал в ответ: «Я мученик Христов Никита и послан Христом исцелить тебя за то, что ты не согласился призвать чародея, но возлагал надежду на Бога. И вот Бог прилагает к твоей жизни еще 25 лет». После этих слов мученик стал невидим. С теми же людьми, которые посещали чародея, случилось несчастье: ночью их умертвил тот черный человек с огненным мечом».
Источник
Православная Жизнь
Почему нельзя гадать? – таким был вопрос нашего читателя. Отвечает на него иерей Алексей Забелин, преподаватель Московской духовной академии, Российского православного университета, Сретенской духовной семинарии, клирик храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Федосьино г. Москва
У христиан необычные отношения со своим Богом. Мы родня Ему, а Он нам Отец.
Конечно, отцы бывают разные. Помните историю про диалог двух поколений:
– Сынок, мне сократили зарплату.
– Значит, ты будешь меньше пить?
– Нет сынок, ты будешь меньше есть…
Будем честны: за некоторыми из отцов дети должны и подсматривать и «досматривать» их. Но Отец христиан не такой. Мы знаем, что Он сделал ради своих детей (в том числе и историю Распятия). Поэтом мы убеждены, что можем просто довериться Ему и тому жизненному маршруту, по которому Он нас ведет.
Зачем гадать о Боге в третьем лице – «что Он задумал?», если можно спросить Его прямо. Личные и семейно-открытые отношения со Христом предполагают беседу, диалог с Богом лицом к лицу, а не гадание о Его воле.
В Священном Писании есть такие слова: «скажи мне, Господи, кончину мою и число дней моих, какое оно, дабы я знал, какой век мой» (Пс. 38:5). И мы знаем, что некоторым святым Господь открывает дату кончины, чтобы они смогли подготовиться к ней, и это считается благом. На литургии, на самой главной молитве, мы просим мирной и непостыдной христианской кончины. Это не гадание и не лукавство – это просьба к Богу, честный разговор с Богом. Если человек называет себя христианином, то это подразумевает выстраивание честных отношений с Личностью. А если происходит гадание, то это предательство этой Личности, равносильное измене, потому что совершается с лукавством и как бы с попыткой заставить кого-то, кто владеет твоим будущим, изменить это самое будущее. Церковь по этому поводу говорит следующее (61е правило VI Вселенского собора): «Предающиеся волшебникам, или другим подобным, дабы узнать от них, да подлежат правилу шестилетней епитимии. Той же епитимии подвергать и тех, которые произносят гадания о счастии, о судьбе, а равно создателей талисманов».
– Тем не менее в народе существует традиция гадания на Рождество и святки, разве нет?
Святки – это что? Это празднование Рождества Христова, а не угадывание жениха.
Часто гадания происходят в каких-то странных местах, лесах, подвалах, заброшенных домах, в темное время суток, в детстве кто-то накрывается одеялом и зажигает какие-то фонарики или выключает свет, то есть действие происходит в темноте. И мне это напоминает тот момент, который описывается в Библии, когда первые люди согрешили. Что сделали Адам с Евой? Они скрылись от Бога. В кустах. Бог искал их: И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: «Адам, где ты?». Он сказал: «Голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся». И сказал Господь Бог: «Кто сказал тебе, что ты наг? Не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?» (Быт. 3 : 9-11).
Как вор врывается с помощью отмычки в дом, так и человек с помощью гаданий пытается какой-то технологией , почти пыткой выпытать у Бога какие то разведданные. Человек совершающий гадание с помощью определенных ритуалов врывается в этот замысел без диалога с Богом и как бы утверждает себя: “да я сейчас сам во всем разберусь, я в этом доме главный!”. В этом поступке снова и снова происходит срывание запретного плода -“я сам во всем разберусь”. И Бог, уважая свободу человека, отходит от него.
– Не все так серьезно подходят к гаданию. Если человек не придает значение “духовной” стороне процесса, то почему нельзя гадать?
– Некоторые люди, оправдывая свою карточную игру или возжигание свеч у зеркала, называют это невинной игрой, шалостью. На мой взгляд, это очень страшно – игра в религии. Если рассмотреть этимологию слова “религия”, то это восстановление разрушенной связи человека и Творца, а вера – это опыт встречи человека и Бога. И если на самом деле эта встреча была, ее невозможно забыть. Как невозможно, наверное, забыть первую любовь. Я, например, не могу забыть, как я впервые принимал роды и взял на руки свою новорожденную дочь. Не знаю тех слов, которыми могу передать свои чувства – я просто помню это состояние. И встречу с Богом невозможно забыть. Скажите, как в нее можно играть? Люди, называющие гадание невинной игрой, также и в христианство играют. Это чудовищная игра, ролевая игра в христианство, где нет живого Христа.
– Как в наше время встретить живого Христа?
Прежде всего я говорю себе: если я переступил порог храма и не нашел там живого Христа, о котором все наше учение, то это катастрофа моей веры. И я детдомовец по своей сути; мы все – детдомовцы. Как-то раз ко мне пришли дети из детского дома, уже абсолютно взрослые люди 8, 9 и 10 лет, в разных формах они говорили о своих родителях, об их поиске, о разлуке. Зачем приходить в Церковь, если не в поисках Христа? Это пустая трата времени. Нет смысла в такой вере.
– Как быть тем, кого крестили в детстве? Выбор веры не был их выбором.
Вопрос о том, что нас крестили без нас и выбор делали за нас, это уже вопрос к Церкви. Святейший патриарх Кирилл очень настаивает на том, чтобы проводились качественные огласительные беседы, чтобы людям, желающим принять крещение, рассказывали об основах веры, об опыте веры, как встрече с Богом. Именно после такой встречи начинается новая жизнь. К сожалению, проводя эти беседы я понял, что не всегда они проходят качественно в разных местах – люди жаловались, что где-то им не уделили внимания и сухо заставляли учить катехизис. Иногда к огласительным беседам относятся очень формально. Но человек, принимающий крещение, должен сознательно принять Христа. Если этого сознательного принятия Христа нет, тогда и нет смысла принимать крещение, потому что оно – не магический обряд. Но к сожалению, иногда к крещению относятся именно так.
– Вы часто говорите о личных отношениях со Христом, но разве их можно наладить, построить? Где и как этому научиться?
Как в обычной нашей жизни. Как вы строите отношения с будущей женой? Если познакомился с девушкой, неужели следить за ней? Если не хотим создавать семью, не желаем взаимных ответственных отношений, живем без обязательств, то мы просто используем друг друга ради удовольствия, что зачастую и происходит. И когда я спрашиваю молодых или не очень молодых людей: почему вы не венчаетесь, почему вы не расписываетесь? В ответ слышу: мы к этому не готовы. А в постель прыгнуть готовы, конечно. так вот грех заключается в том, что люди друг друга используют как бездушное существо, как куклу ради своего удовольствия. Если понравилась тебе эта девушка или тебе этот парень, так возьми ответственность за него или за нее перед обществом, перед Богом. И если у вас будут какие-то ошибки и падения, чего, к сожалению, не избежать, то родные и близкие люди помогут и поддержат. Если Бог – это родной и близкий, то в молитвах на венчание мы Его об этом просим и получаем помощь от Него. Вот это – личные отношения. Личных отношений бояться не нужно. Страх этот происходит от желания потакать своему эгоизму. Когда человек приходит в Церковь, его эгоизм становится религиозным: “я не хочу такого христианства, я хочу своего, сейчас я все здесь поменяю, начну гадать на свечах, писать в записки за упокой живых людей”. Это будет твоя церковь, твоя связь с самим собой, религия себя. А Христос останется в стороне.
Но зачем вообще приходить в Церковь, если такие отношения не нужны? Церковь – это пространство Бога, то место, которое мы посвятили Богу и просим Его, чтобы Он присутствовал здесь, чтобы мы могли спокойно к Нему обратиться, вне привычной суеты за стенами храма.
– Разве гадание – это не обращение к Богу?
Нет, это попытка войти через черный ход. А черного хода нет, потому что Христос не основал какой-то запасной Церкви. Церковь только одна и только один вход в нее – через Христа.
Мне близок образ архипастыря, который сидел у входа храма и разговаривал с каждым входящим. Так и Христос стоит при входе и ждет, когда же с Ним заговорят. А люди приходят и спрашивают в храме у прихожан и сотрудников, у священников, кому поставить свечку от зубной боли или об успешной торговле, какую записку написать или какой молебен заказать, какую “сильную” молитву вычитывать или сколько нужно “выстоять” на богослужении. Да не надо это все! Просто поговори со Христом. Апостол Павел говорит, что «в церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке» (1Кор. 14:19).
Гадание – это уход от личного разговора с Ним в том числе из-за страха. Испуг жизни – это попытка остаться в состоянии смерти. Так вот гадание – это попытка избежать удивительных отношений со Христом, который является Жизнью.
– Значит, на Рождество и на Святках верующим нельзя гадать?
Если человек не является христианином, пусть делает, что хочет, у него свобода выбора. Но если человек считает себя православным, он должен честно признаться себе – в какого Христа он верит? Что он знает о Христе? Я с ужасом каждый раз в храме понимаю, что люди, называющие себя христианами, совершенно не читают Священного Писания, не читают благой вести, не стараются узнать о Христе. Нет этих самых личностных отношений. Но свято место пусто не бывает, и вместо этих доверительных и глубоких отношений появляется игра в веру. Она приобретает разные формы: это может быть и гадание, и банальное колдовство, привороты. Когда нет Христа, религия превращается в секту, то есть то, что себя отсекает от живых отношений.
Поэтому христианам я бы пожелал в Святки прикоснуться к Евангелию, взглянуть на Христа, за которым мы следуем. Мы взяли это имя и должны ему соответствовать. Как маленький магазинчик, взявший франшизу известного бренда, начинает успешнее торговать, так и мы, взявши имя Христово, обязаны ему соответствовать. А если мы не хотим так жить, то должны честно в этом признаться. Потому что никакое “свое” представление о христианстве не является христианством по сути.
– Именно поэтому нельзя гадать?
Это слово “нельзя”… Почему? Пожалуйста, гадайте себе, если хотите, только не на здоровье это будет. Церковь не может запретить, она только констатирует факт болезни. Но чтобы не заразить остальных и если вы не хотите лечиться, то не обманывайте себя, не считайте, будто ваше гадание есть проявление вашей христианской идентичности. Нельзя называть грешное святым. Можете записать себя в шииты. В шиитском исламе гадания являются религиозной нормой. А в христианстве религиозной нормой являются честные отношения с Богом, что и является молитвой.
– Разве молитва – это так легко и просто?
Молитва – это не какие-то правильные слова, которыми надо обращаться к Богу. Молитвы – это те слова, которые святые произносили в беседе с Богом, и Он отвечал на эти слова. Если я повторяю эти слова, пропуская их через свое сердце, то есть надежда, что и мне Бог ответит, как отвечал святым людям. Но я должен обязательно сделать эти слова святых своими личными словами. Это и есть личные отношения. Пугаться их не стоит. Как не стоит пугаться своих родных людей. Разве мы боимся родных и близких? Мы строим с ними свои личные отношения, живем вместе одной большой семьей, или же отказываемся от них. Так вот кто для нас Христос? Ужасное божество, которое не является родным и близким? Или же как мы читаем: “так Бог возлюбил мир, что отдал Сына своего”. Стоит ли нам бояться Его? Того, кто отдает за тебя свою жизнь? Стоит ли играть с Тем, кто был жестоко распят и страдал в крестных муках?
Я знаю, что ни одна религия не дает таких удивительных, близких отношений с Богом. И пренебрегать этими отношениями – дикое и жуткое предательство, даже не сравнимое с изменой одного из супругов. Это гораздо глубже и тяжелее. Христос сейчас за меня висит на кресте, а дай-ка я погадаю, что будет послезавтра с курсом доллара или с футболом…
– Но если большинство из нас крестили в детстве и мы не были воспитаны в вере, как понять, почувствовать эти страшные вещи, о которых вы говорите?
На самом деле это никакие не страшные вещи. Молиться – не страшно. Хуже, когда этих отношений нет, это действительно пустота. И чтобы заполнить эту пустоту, человек ищет возможность сублимации, начинает фантазировать, творить ту реальность, которую он хочет. Не “будет воля Твоя”, а “будет воля моя”. “Не мешай мне, Господи, творить мою волю”. При этом “я в Тебя, конечно, верю”.
На самом деле не страшно иметь отношения с Богом, и не стоит их бояться. Если бы папа с мамой боялись друг друга, то никогда бы не появился ребенок – плод их любви. Конечно, дети – не самоцель христианского брака, но они могут быть творческим плодом любви супругов. А плодом настоящей встречи человека и Бога – это Царствие Небесное, восстановление человека в его богоподобном изначальном состоянии, но теперь уже знающего, что такое хорошо и что такое плохо.
Если человека крестили в детстве, и он не принял веру родителей, то это, конечно, большая проблема. Родители не просто должны, они обязаны были передать опыт веры своему ребенку. Мне это напоминает такую ситуацию, когда мама отказывается от своего ребенка – сдает его куда-то, подкидывает. И наши прихожане часто напоминают таких отказников: от них отказались сразу после крещения. “Идите к Богу сами”. Я это наблюдаю каждый день в церкви. И по себе это знаю, что такое, когда у тебя нет отца, крепкого и сильного. Например, родители приводят детей в храм. И часто родители не рассказывают детям о таинстве исповеди, о таинстве евхаристии: “Идите! Батюшка вам расскажет!” и вот утром, когда обычно детей приводят, у меня всего есть несколько минут для разговора, за которые невозможно столько времени уделить ребенку, сколько нужно. Порой и этих минут нет. Родители дома не находят этих слов или не хотят их найти, по-разному бывает.
– Неужели так мало родителей, которые рассказывают детям о своей вере?
Проблема еще и в том, чтобы начать такой разговор, нужно иметь авторитет у ребенка. А установка часто бывает такая: надо сказать правильно. Не надо заострять внимание на различиях музыки, которую он слушает, и пением церковного хора. Покажите красоту Православия, через ваши действия и слова покажите Бога. Это, конечно, большая проблема – нежелание показать Бога после крещения, передать этот самый дорогой опыт веры. По сути мы крестим в младенчестве только по одной причине – по вере родителей и восприемника. А если этой веры нет?
Даже чтобы отказаться от веры, нужно понять, от чего ты отказываешься. А нам не жалко то, что нам не дорого, что не заработано тяжелым трудом. Как в той сказке про мальчика, бросившего в печь рубль отца, который “не жалко”, но полезшего разгребать угли за монетой, заработанной свои трудом. Если вера заработана поиском Бога в этом мире, где в поте лица добывается хлеб и земля рождает человеку колючки и ядовитые растения, от такой веры не откажешься. Найти Бога – это не по-шучьему велению: “ну-ка,Господи, появись там, где я хочу! А когда я буду грешить, пожалуйста, уйди отсюда!”
– Как быть нам, таким “отказникам”, которым в детстве не объяснили про самое важное в Церкви и Кто здесь главный?
Поясню на банальном примере – без меня меня женили. Когда тебе нашли хорошую девушку в юности и родители женили, а спустя время люди выросли и поняли, что не знают друг друга. И что теперь? Отказаться друг от друга? Это было бы безответственно. Надо хотя бы попытаться узнать человека, попытаться заново познакомиться. И если тебя крестили в детстве – хорошо. Почему же ты отказываешься от Церкви, если многие поколения твоих предков говорили о том, что это нечто дорогое, родное? Попробуй понять, что это такое, найти, что здесь важно. Тогда уже у тебя будет сознательный выбор – отказываться от нее или нет. Почему Церковь называют жизнью? Почему Бога называют Дарователем Жизни? Но эти вопросы редко задаются, потому что человек, воспитанный на суррогате, не знает вкуса настоящего продукта. Нужно дать попробовать этот вкус. В этом был успех проповеди апостолов – они видели Бога и ничего особенно красивого или пафосного не говорили. Просто рассказывали о Боге, который ел вместе с ними, жил вместе с ними. Об этом они говорили и это невероятно – Бог, который вместе с нами ходил и умывал наши ноги. Почему от этого нужно отказываться?
Не позорь свою веру – даже если ты взял бренд, которому не соответствуешь. Сначала узнай, из чего он состоит, потому что если хозяин бренда вернется и увидев несоответствие, заберет свою франшизу. Это я говорю языком бизнеса. А в Евангелии мы читаем про виноградник: что Хозяин виноградника сделал со злыми виноградарями? Злых зле погубил.
Поэтому не может быть нейтральной стороны: человек слишком дорог для Бога. Или ты любишь, или ты отказываешься от этой любви. Если у тебя нет родственных отношений с Богом, то родственные отношения появляются со злом, которое прирастает к человеку и становится частью его тела. Нужна хирургическая операция, чтобы избавиться от этих страстей, полностью поглощающих человека. Христос не подавляет человека – он радуется его свободе и дает ее для роста.
Источник