Основные познавательные функции науки: научное описание, объяснение, понимание, научное предсказание
Познавательная функция научных знаний проявляется как:
Описание— функция научного знания, состоящая в фиксации данных эксперимента или наблюдения, с помощью определенной системы обозначений, принятых в данной науке. Входит в состав эмпир уровня. На стадии описания происходит упорядочение материала. В современной науке описание в ряде случаев заменяется математ наукой.
Требования к описанию: точность и однородность
— эмпирическое— результат переработки чувственного материала в формы высказываний,
— теоретическое – логическое воспроизведение существенных связей и отношений объектов.
Разновидность описания: графики и рисунки.
«-« описания: допускается неточность (субъект осуществляет описание), чтобы избежать недостатки проводятся корректировки, стандартизация и контроль инструмент методов.
Объяснительная функция – функция научного познания, предполагающая раскрытие сущности изучаемого объекта.
Наиболее развитая форма научного объяснения – объяснение на основе теоретических законов. В науке широко используется форма объяснения, заключающаяся в установлении причинных, генетических, функциональных, других связей.
В современной методологии научного познания наиболее широкой известностью пользуется дедуктивно-номологическая модель научного О. Она представляет собой логический вывод, посылки которого называются экспланансом, а следствие — экспланандумом. Эксплананс должен включать в себя по крайней мере одно общее утверждение, а экспланандум должен логически следовать из эксплананса. В общем случае в эксплананс может входить несколько общих и единичных утверждений, а вывод — представлять собой цепочку логических умозаключений. Объяснение согласно данной модели состоит в подведении объясняемого явления под закон природы.
Если для О. природных событий и фактов используется дедуктивно-номологическая модель, то для общественных наук, имеющих дело с О. человеческих действий предлагаются иные формы О. Так, в области истории используется рациональное объяснение. При О. поступка некоторой исторической личности историк старается вскрыть те мотивы, которыми руководствовался действующий субъект, и показать, что в свете этих мотивов поступок был рациональным (разумным). Рациональное О. сталкивается с существенными трудностями:
— Во-первых, не ясно понятие рациональности, на которое должен опираться историк при О. поступков исторических личностей. Историк не может руководствоваться тем стандартом рациональности, который принят в его время.
Во-вторых, люди чаще всего действуют без всякого расчета — под влиянием импульса, желания, страсти.
Поэтому модель рационального О. может быть использована для О. сравнительно небольшого числа человеческих поступков.
Гораздо большую сферу охватывает телеологическое, или интенциональное, О. Интенциональное О. указывает не на рациональность действия, а просто на его интенцию, на цель, которую преследует индивид, осуществляющий действие.
Логической формой интенционального О. является т.наз. «практический силлогизм». Одна из посылок практического вывода говорит о некотором желаемом результате, или о цели, другая посылка указывает средства достижения этой цели. Выводное суждение представляет собой описание действия. Поэтому силлогизм и называется «практическим».
Понимание —присущая сознанию форма освоения действительности, означающая раскрытие и воспроизведенение смыслового содержания предмета. Понимание может быть научным и вненаучным. Вненаучные методы – понимание языка, других людей в диалоге, понимание социальных норм – складывается в непосредственном жизненном процессе.
В науке же понимание предполагает использование специальных методологических правил и представляет как интерпретация.
Типичными видами научно-теоретического понимания являются:
— историческое понимание (понимание прошедших эпох)
— философское понимание (интерпретация инокультурных символов и метафор, перевод и истолкование других текстов),
— понимание в социально-антропологических исследованиях (понимание иных форм жизни, культурных норм и ценностей),
— понимание в естествознании (понимание микрообъектов и интерпретация формализмов научных теорий)
Особенности механизмов понимания, в том числе научного, представлены в современной герменевтике. Она призвана дать ответ на основополагающий философский вопрос: Как возможно понимание окружающего мира,
Научное знание не только объясняет факт или явление, но, может их предсказать. Чем полнее, глубже будет реализована функция объяснения, тем надежнее, точнее будет предсказание. Между предсказанием, объяснением как важнейшими функциями научного знания существует глубокая взаимосвязь. Чтобы создать научное знание, которое могло бы активно служить практике, надо не только знать, что, как происходит в настоящем, но, предвидеть ход будущих событий, выявить их тенденции, закономерности. Предсказание может быть сделано, на основании закона, гипотезы, простого эмпирического обобщения. Характерная особенность предсказания заключается в том, что оно всегда относится к неизвестным событиям: либо к тем объектам и ситуациям, которые еще не существуют в настоящем и лишь возникнут в будущем, либо к объектам, которые уже существуют, но еще не стали предметом наблюдения или эксперимента.
В настоящее время прогностическая функция научного знания становится все более практико-ориентированой.
Дата добавления: 2018-02-15 ; просмотров: 4534 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник
17. Объяснение и предсказание в научном познании
Научное объяснение – функция научного познания, раскрытие сущности изучаемого объекта; осуществляется посредством постижения закона, которому подчиняется данный объект, либо путем установления тех связей и отношений, которые определяют его существ.
Черты. По существу объяснение представляет собой включение знаний об объекте (подлежащем объяснению) в более широкий контекст знания. Объяснение предполагает в качестве предварительного этапа – описание этого объекта и анализ последнего в системе его связей отношений и зависимостей.
– исходное знание об объекте;
– знание, используемое в качестве условия и средства объяснения;
– познавательные действия, связанные с применением знания, оснований объяснения, к объясняемому объекту.
Процессы объяснения. в науке не сводятся к простому подведению объекта под ту или иную концептуальную схему, а предполагают введение промежуточных компонентов знания и уточнение условий и предпосылок объяснения.
Наиболее развитая форма научного объяснения – объяснение на основе теоретических законов, связанное с осмыслением объясняемого объекта в системе теоретического знания. В науке широко используется форма объяснения, заключающаяся в установлении причинных, генетических, функциональных и др. связей между объясняемым объектом и соответствующими условиями, факторами и т.п.Основанием в таких объяснениях. выступают общие категориальные схемы, отражающие различные связи и зависимости, а сами объяснения. нередко служат исходным пунктом развития представлений об объекте. Раскрывая сущность объекта, объяснения также способствует уточнению и развитию знаний, которые используются в качестве основания объяснения.
Объяснение известных явлений не только дает нам их более глубокое понимание, но служит также основой для предсказания новых, еще не известных фактов
Научное предсказание— выведение из закона или теории высказывания о фактах, еще не установленных наблюдением или экспериментом.
По своей логической структуре предсказание совпадает с объяснением. Однако, несмотря на тождество логических структур, между объяснением и предсказанием имеется принципиальное различие. В обоих случаях мы имеем дело с логическим выводом, но при объяснении мы отталкиваемся от истинности заключения и ищем посылки, из которых оно следует, а при предсказании мы движемся от известных посылок и утверждаем, что заключение должно быть истинно. При объяснении неверными могут оказаться наши посылки, в предсказании может оказаться ложным заключение.Подлинно научное объяснение, опирающееся на знание причинных связей между явлениями действительности, т.е. на закон, может служить основой для предсказания. Если эксплананс объяснения содержит закон, а не случайно истинное обобщение, то, изменяя частные условия, мы можем вывести из закона высказывания о тех фактах, которые еще не были установлены нами опытным путем. Характерная особенность предсказания заключается в том, что оно всегда относится к неизвестным событиям: либо к тем объектам и ситуациям, которые еще не существуют в настоящем и лишь возникнут в будущем, либо к объектам, которые уже существуют, но еще не стали предметом наблюдения или эксперимента. Предсказания могут относиться и к событиям прошлого – в этом случае их называют «ретросказаниями».
— нам известно, что чем тяжелее лодка, тем быстрее она плывет по течению. Из этого закона мы можем вывести предсказание: весло, упавшее с лодки в воду и плывущее по течению, должно отстать от лодки.
— метеоролог может предсказать погоду на завтра, но может сделать предсказание и о том, каковы погодные условия в настоящее время в том районе, где в данный момент отсутствуют наблюдатели.
— царапины на валунах позволяют геологу сделать вывод о том, что через данную местность много лет назад двигался ледник. Такой вывод будет ретросказанием.
Источник
Функции научного закона объяснение предсказание унификация знаний
Закон — знание о повторяющихся и необходимых связях между частными объектами или явлениями .
Универсальность — максимальная степень общности.
Связи имеют место при наличии определённых условий. Если условий для действия закона нет, то закон перестает функционировать. То есть он не является безусловным.
Не все универсальные предложения являются законами. Американский философ и логик Нельсон Гуднен предложил в качестве критерия номологичности выводимость из универсальных предложений контрфактических высказываний. Например, предложение «все монеты в кармане медные» (Карнап) не является законом, так как высказывание «если монеты положить в карман, то они будут медные» ложно. То есть этот факт зафиксирован случайно, а не необходимо. В то же время, законом является утверждение «все металлы при нагревании расширяются», поскольку высказывание «если нагреть металл, лежащий вот здесь на столе, то он расширится» истинно.
Классификация научных законов.
По предметным областям. Законы физические, химические и т. д.
По общности: общие (фундаментальные) и частные. Например, законы Ньютона и законы Кеплера соответственно.
- эмпирические — отсылающие к непосредственно наблюдаемым явлениям (например, законы Ома, Бойля — Мариотта);
- теоретические — относящиеся к ненаблюдаемым явлениям.
- динамические — дающие точные, однозначные предсказания (механика Ньютона);
- статистические — дающие вероятностные предсказания (принцип неопределенности, 1927).
Главные функции научного закона.
Объяснение — раскрытие сущности явления. При этом закон выступает в роли аргумента. В 1930 годах Карл Поппер и Карл Гемпель предложили дедуктивно-номологическую модель объяснения. Согласно этой модели в объяснении имеется экспланандум — объясняемое явление — и эксплананс — объясняющее явление. В эксплананс входят положения о начальных условиях, в которых протекает явление, и законы, из которых явление необходимо следует. Поппер и Гемпель считали, что их модель универсальна — применима к любой области. Канадский философ Дрей возразил, приведя в пример историю.
Предсказание — выход за пределы изученного мира (а не прорыв из настоящего в будущее. Например, предсказание планеты Нептун. Она была до предсказания. В отличие от объяснения оно предсказывает явление, которого, возможно, еще не было). Бывают предсказания аналогичных явлений, новых явлений и прогнозы — предсказания вероятностного типа, опирающиеся, как правило, на тенденции, а не законы. Прогноз отличается от пророчества — он имеет условный, а не фатальный характер. Обычно факт предсказания не влияет на предсказываемое явление, но, например, в социологии прогнозы могут быть самореализующимися.
Эффективность объяснения напрямую связана с предсказанием.
Типы объяснений (предсказаний — аналогично).
Причинное — использующее причинные законы. Расширение железного стержня может объясниться его нагреванием. То есть в объяснении причины расширения используется закон теплового расширения.
Функциональное — обращающееся к следствиям, порождаемым объектом. Таково, например, объяснение мимикрии. Благодаря ей особи спасаются от врагов (следствие явления).
Структурное. Например, объяснение свойств бензола с кольцеобразной структурой молекулы (Кекуле). Т. е. свойства объясняются исходя из структуры.
Субстратное — ссылающееся на материал, из которого состоит объект. Так, например, объясняется плотность тела (она зависит от материала). Субстратный подход — основа молекулярной биологии.
Источник
2.2.4. Функции научных законов
Наиболее яркие функции научных законов — это объяснение и предсказание. Действительно, одна из важнейших черт теоретического мышления — это подведение тех или иных явлений под установленный научный закон. В том числе, объясняется не только то, что реально имеет место, но и то, что могло бы произойти при наличии определенных обстоятельств. Здесь функция объясняющая переходит в функцию предсказательную. Далее, важнейшей функцией законов является далеко идущая унификация научного знания. Так, законы высокой степени общности объединяют и систематизируют обширные области знаний.
В целом же функции научных законов включены в функции научной теории, т.к. закон всегда входит в контекст теории, репрезентируя ее принципиальные положения.
Итак, научный закон концентрирует в себе сущностные, устойчивые черты изучаемых явлений. Закон — универсальное утверждение, приложимое к бесконечному числу единичных случаев, соответствующих определенным базисным условиям. С операционально-методологической стороны он является лишь хорошо подтвержденной гипотезой, а не логически необходимым выводом из совокупности единичных данных. Всякий научный закон является гораздо более сильным утверждением, чем те утверждения, которые просто описывали бы конечную совокупность единичных феноменов. В конечном счете, сам теоретический разум «берет на себя ответственность» за выдвижение научного закона. Использование законов в научной практике погружено в сложный контекст идеализации, допущений, абстрактных объектов. Посредством научных законов выполняются описания, предсказания, унификация и др.
Вообще научный закон – это форма научного знания, состоящая из общих утверждений о свойствах и отношениях исследуемой предметной области. Адаптивно-биологический смысл введения категории «научный закон» в структуру научного знания состоит в возможности моделирования, «компьютеризации», «сжатия» множества (часто в принципе бесконечного) повторяющихся, сходных отношений в краткой логической форме.
Сами же законы существуют объективно, независимо от сознания людей, как выражение необходимых, существенных отношений между свойствами вещей или различными тенденциями развития.
В чём состоит различие понятия и представления с логической точки зрения ?
Какова сущность содержания и объёма, составляющих ядро понятия ?
Что лежит в основе формирования понятия ?
Что такое научный закон и его характеристика как формы научного знания ?
Что положено в основания классификации научных законов ?
Источник