Ференц лист знак зодиака

Биография Ференца Листа

Жена — Мари Катрин Софи Агу
Дети — Козима Вагнер, Даниэль Лист, Бландина Лист

Ференц Лист (1811-1886) – венгерский музыкант, великий виртуоз-пианист ХIХ века, дирижёр и композитор, педагог и публицист, считается одним из наиболее ярких представителей романтизма в музыке. Он основал Веймарскую музыкальную школу. Им написано 647 музыкальных произведений, а также работы по литературе – книги о музыкальном наследии венгерских цыган и о великом композиторе Шопене.

Детство

Ференц появился на свет 22 октября 1811 года в венгерском городе Доборьян.
Мама будущего музыканта, Анна-Мария (девичья фамилия Лаггер), родилась в Кремсе-на-Дунае. Её отец занимался пекарным производством, умер он очень рано, когда дочке было всего лишь 9 лет. Осиротевшая девочка переехала в Вену, где поступила на работу в качестве горничной. Ближе к 20 годам Анна-Мария уехала к брату в город Маттерсбург. В 1810 году в этом городе оказался и Адам Лист, приехавший навесить папу. Молодые люди встретились, а уже в начале 1811 года стали мужем и женой.

Папа музыканта, Георг Адам Лист, состоял на службе у князя Эстерхази в должности надсмотрщика за поголовьем овец. Эта работа считалась ответственной и почётной, потому что в княжеской семье овечьи стада были главным богатством. Семья Эстерхази очень почитала искусство. В княжеском оркестре, которым руководил Йозеф Гайдн, до 14 лет занимался и Адам, он был виолончелистом. Отец прожил недолгую жизнь, всего 50 лет, но всегда он сохранял любовь к музыке, что и передалось по наследству его единственному сыну Ференцу. Куда бы ни забрасывала судьба Адама Листа (в Айзенштадт или Райдинг), в свободные часы от работы он обязательно участвовал в местных оркестрах, благодаря чему знакомился со многими приезжими знаменитыми музыкантами, например, с Бетховеном.

Формирование Ференца Листа в музыкальном направлении принадлежит исключительно его отцу. Он сам с ранних лет стал обучать своего ребёнка музыке.

Пению Ференц обучался в церковном хоре, а местный органист давал мальчику уроки игры на музыкальном инструменте.

Когда Ференцу Листу было 8 лет, состоялось его первое публичное выступление. Отец часто организовывал ему концерты в знатных вельможных домах, где ребёнок музицировал на рояле, чем вызывал у публики положительные эмоции.

Обучение музыке

Видя, что выступления сына пользуются успехом, отец понял, что ему надо серьёзно обучаться музыке и принял решение везти ребёнка в Вену.

Они уехали в Австрию в 1821 году. Там Ференца взялся безвозмездно обучать игре на фортепиано австрийский композитор чешского происхождения Карл Черни. Теорию музыки также безвозмездно ему преподавал Антонио Сальери.

Среди венских слушателей концертные выступления юного дарования производили сенсацию. Однажды после такого феноменального концерта мальчика поцеловал сам Бетховен, о чём Ференц Лист помнил потом до конца жизни.

В 1823 году отец повёз Ференца в Париж с целью отдать его на учёбу в консерваторию. Однако мальчика не приняли, потому что в это учебное заведение брали на учёбу только французов. Несмотря на то, что денежных средств не было, отец принял решение оставаться в Париже.

Париж

Чтобы заработать денег на проживание во Франции и еду, Ференцу нужно было постоянно выступать с концертами. Так в столь юном возрасте вместо учёбы мальчику пришлось заняться профессиональной деятельностью.

К этому периоду относятся первые музыкальные сочинения Листа, в большей степени это были этюды для его концертного репертуара. Уже в 14-летнем возрасте он написал первую оперу «Дон Санчо, или Замок любви», которую в 1825 году даже поставили в Гранд-опере.

В 1827 году скончался отец композитора. Лист крайне тяжело пережил эту потерю, около трёх лет он не мог выбраться из подавленного состояния, у юноши часто стало проявляться мистическое настроение, которое прежде наблюдалось очень редко. В связи с этими событиями Ференц пропал из парижской жизни, да так, что в одной из газет даже написали на него некролог.

Вернулся он к жизни во время французского восстания в 1830 году. События вокруг бурлили, все призывали к справедливости, у Листа даже появилась идея написать «Революционную симфонию». Ференц начал активно концертировать, сошёлся с другими музыкантами (Берлиозом и Паганини) и литераторами (Гюго, Жорж Санд, Дюма, Мюссе), снова принялся за оттачивание своего исполнительского совершенства.

В 1835 году Ференц занялся педагогической и литературной деятельностью. Были изданы его публикации о Шумане и о социальном статусе французских артистов.

Путешествие по Европе

В 1835 году Лист уехал в Швейцарию, где занялся преподавательской деятельностью в Женевской консерватории. Редко он ездил с концертами в Париж, но там уже появились другие виртуозные гении, и выступления Ференца не пользовались прежней популярностью.

В Женеве композитор продолжал писать музыку (там появились его пьесы, которые потом вошли в сборник «Годами странствий») и литературно-публицистические статьи.

В 1837 году Ференц отправился путешествовать в Италию, он ездил по городам, писал очерки о местной музыке, посылал их потом на публикацию в журналы Парижа. Здесь состоялось его первое сольное выступление, которое прошло без участия других музыкантов.

В течение десяти лет Ференц Лист объехал с концертами почти все европейские страны, побывал на родине в Венгрии, с 1842 по 1848 годы выступал в Австрии, Испании, Португалии, России, Турции. Это была вершина его концертной и просветительской деятельности.

Веймар

В 1848 году музыкант наконец-то решил осесть на одном месте и обосновался в немецком городе Веймаре.

Здесь он полностью посвятил себя композиторской деятельности, выступать перестал, привёл в порядок многочисленные музыкальные наброски. В Веймаре Ференц закончил множество ранее начатых произведений – рапсодии и фортепианные концерты, этюды и романсы, сонаты и симфонические поэмы.

Он продолжал писать статьи и эссе, занялся книгой о Шопене. Здесь же в Веймаре он принимал учеников со всего света.

Но в этом немецком городке не все понимали музыкальную деятельность Листа, он был этим крайне разочарован. К этому добавились несостоявшееся венчание с любимой женщиной Каролиной и смерть сына от первого брака. Снова Ференц погрузился в себя, его стали всё чаще посещать мистические мысли.

Читайте также:  Идеальный мужчина знак зодиака для женщины рыбы

Источник

Ференц Лист — биография

Ференц (Франц) Лист (венгерское Liszt Ferencz, немецкое Franz Liszt) (1811-1886) — венгерский композитор, знаменитый пианист-виртуоз, дирижер, педагог, капельмейстер, музыкально-общественный деятель и писатель о музыке [en] , много послуживший прогрессу музыкального искусства в XIX столетия. Знак зодиака — Весы.

Создатель нового направления в пианизме. Придал фортепиано оркестровую мощь и красочность звучания, обогатил фортепианный репертуар (фантазии на оперные темы, обработки и транскрипции для фортепиано, симфонические произведения.). Возглавлял веймарскую школу.

Композитор-романтик, Ференц (Франц) Лист стремился раскрыть в своих произведениях внутреннюю связь музыки с поэзией (многие сочинения Листа имеют литературно-сюжетную основу). Оратории, «Фауст-симфония» (1857), 13 программных одночастных симфоний-поэм (создал этот жанр, применял в нем принцип монотематизма); 2 концерта для фортепиано с оркестром (1856, 1861); соната си-минор (1853), фортепианные циклы, 19 венгерских рапсодий, этюды, вальсы и другие произведения для фортепиано; хоры, песни (около 70 штук), культовая музыка (был аббатом). Один из основателей (в 1875) и первый президент Академии музыки в Будапеште (носит имя Листа). Содействовал становлению ряда национальных музыкальных школ, особенно венгерской.

Ференц Лист родился 22 октября 1811 года в Доборьяне, близ города Шопрон, в Венгрии. Игре на фортепьяно в детстве учился у отца (музыканта-любителя), концертировал с 9 лет. Совершенствовался у Карла Черни (фортепьяно) и Антонио Сальери (композиция) в Вене, у Фердинанда Паэра и Антонина Рейхи (композиция) в Париже (с 1823), где в 1825 году была поставлена опера Листа «Дон Санчо, или Замок любви [en] » (жанр, в котором автор ничего законченного больше не создал), написаны его первые фортепьянные сочинения — 12 этюдов, «Бравурное аллегро», «Бравурное рондо» и другие. Одновременно музыкант успешно выступал как пианист.

Увлечение философией просветителей, романтической поэзией и главным образом общение с Гектором Берлиозом, Николо Паганини и Фридериком Шопеном оказали влияние на формирование эстетических принципов Листа, которые нашли отражение в его музыкальном творчестве, а также в статьях, написанных совместно с Мари д’Агу (печаталась под псевдонимом Даниель Стерн). В своих демократических по духу литературных работах Ференц ставил вопросы о положении художника в буржуазном обществе, о социальной значимости искусства, о программности в музыке и др.

Ференц Лист приветствовал Июльскую революцию 1830 года; под впечатлением революционных событий написал «Революционную симфонию» (не окончена), после восстания лионских ткачей (1834) — пьесу для фортепьяно «Лион». В 1838 — 1847 годах, гастролируя с триумфом во всех странах [en] Европы, прославился как пианист, обладавший мощным артистическим темпераментом, сочетавший блестящую виртуозность с поэтичностью и драматизмом, как великий преобразователь фортепьянной игры и композитор-новатор, не только расширивший сферу применения фортепьяно, но и выработавший новые приёмы трактовки фортепьяно. Он придал оркестровое звучание фортепьяно, расширил сферу его художественного воздействия, превратив фортепьяно из салонно-камерного в инструмент для массовой аудитории, что соответствовало его идее демократизации искусства.

Реформаторские устремления Листа особенно ярко проявились в оперных фантазиях, виртуозных переложениях и обработках для фортепьяно — «Фантастической симфонии» Берлиоза (1833), симфоний Людвига вана Бетховена, увертюры «Вильгельм Телль» Дж. Россини (1838), «Бравурных этюдов» по каприсам Паганини (1838), многих песен Франца Шуберта (1838 — 46); фантазиях на темы опер Ф. Д. Э. Обера, В. Беллини, Г. Доницетти, Дж. Мейербера, Вольфганга Амадея Моцарта, К. М. Вебера, Джузеппе Верди и др. Во время гастролей в России [en] (1842, 1843, 1847) Л. встречался с М. И. Глинкой, Мих. Ю. Виельгорским, В. Ф. Одоевским; он проникся любовью к русской музыке, сделал транскрипции «Соловья» А. А. Алябьева и «Марша Черномора» Михаила Ивановича Глинки.

В конце 1830-х годов Ференц Лист создал ряд прославивших его оригинальных произведений для фортепьяно: «Альбом путешественника» (3 тетр., 1835 — 1836), 12 больших этюдов (2-я редакция 1838, позднейшая переработка — «Этюды трансцендентного исполнения», 1851), «Три сонета Петрарки» (1-я редакция 1839); «Пляску смерти [en] » (с оркестром, 1838 — 1859) и др. Велики достижения композитора и в симфоническом творчестве, расцвет которого связан с первым, «веймарским периодом» (1848 — 1861), когда, отказавшись от карьеры концертирующего виртуоза и приняв должность придворного капельмейстера в Веймаре, он создал крупнейшие программные сочинения для оркестра: «Фауст-симфонию» (1854 — 1857), «Симфонию к «Божественной комедии» Данте» (1855 — 1856), 12 симфонических поэм (13-я — «От колыбели до могилы» — написана позднее, в 1881 — 1882 годах), в том числе «Тассо. Жалоба и триумф» (по Гёте, 1849 — 1854), «Прелюды» (по Отрану и Ламартину, 1848 — 1854), «Мазепа» (по Гюго, 1851), «Идеалы» (по Шиллеру, 1857); «Два эпизода из »Фауста» Ленау» («Ночное шествие» и «Мефисто-вальс», около 1860) и другие, а также ряд хоровых произведений. Лист создал новый музыкальный жанр — программную одночастную симфоническую поэму.

Композитор воплотил в музыке «вечные образы» мирового искусства (Фауст, Прометей, Орфей, Гамлет и др.). Художественной задачей Ф. Листа было приблизить музыкальное искусство к передовым идеям времени; его привлекала сильная, свободолюбивая личность, борющаяся за гуманистические идеалы. Претворяя в симфонических поэмах поэтически-сюжетный замысел, он стремился создавать музыку образно-конкретную, действенную и тем самым более доступную. К программно-симфоническим произведениям примыкают по замыслу крупнейшие фортепьянные сочинения — соната си-минор (1853), цикл пьес «Годы странствий» (1-й год — 1836 — 54, 2-й год — 1838 — 1860, 3-й год — 1867 — 1877), основанные на впечатлениях от путешествий по Швейцарии и Италии и на образах искусства, «Поэтические и религиозные гармонии» (1845 — 1852).

В 1840 — 1860-е годы Ференц Лист создал 2 концерта (около 1849 — 1856, 1839 — 1861 годов) и «Фантазию на венгерские народные темы» (1852) для фортепьяно с оркестром, а также другие сочинения на венгерские темы, свидетельствующие о неразрывных творческих связях Листа с родиной. Автор использовал венгерский музыкальный фольклор в произведениях различных жанров — «Венгерских рапсодиях» для фортепьяно (15 рапсодий написаны в 1846 — 1851 годах; 4 последние в 1882 — 1885), «Погребальном шествии» (для фортепьяно, 1849), симфонических поэмах «Венгрия» (1854) и «Плач о героях» (1854), «Венгерских исторических картинах» и пьесах «Ракоци-марш», «Памяти Петёфи», «Погребенье Мошоньи» (для фортепьяно) и другие.

Читайте также:  Скорпион знак зодиака какие профессии подходят

В Веймаре, где вокруг Листа объединились видные музыканты (такие, как Х. Бюлов, И. Рафф и другие), образовавшие так называемую веймарскую школу, Ференц реализовал свои демократические идеи и как дирижёр — пропагандист сочинений современных ему композиторов (в том числе опер Рихарда Вагнера), и как музыкальный публицист (статьи о сочинениях Берлиоза, Шумана, Вебера и других; книга о Шопене). С демократических позиций он разработал план реформы оперного театра, встретивший сопротивление консервативных аристократических кругов.

В 1861 году в результате интриг Лист покинул Веймар, куда затем периодически возвращался, живя то в Риме, то в Будапеште. Разочаровавшись в окружающей действительности, охваченный пессимистическими настроениями, он в 1865 году принял сан аббата. В 1860 — 1880 годах он создал ряд церковных сочинений — органных и хоровых, а также многие сочинения для фортепьяно, в том числе 2-й и 3-й «Мефисто-вальсы», знаменитые «Три забытых вальса», транскрипции сцены «Смерть Изольды» из оперы «Тристан и Изольда» Вагнера, а также полонеза из оперы «Евгений Онегин» Петра Ильича Чайковского; многочисленные хоры, романсы и песни (около 70), среди которых шедевры песенной лирики, и другие. Одновременно продолжал содействовать развитию передового искусства, особенно венгерского: участвовал в учреждении в 1875 году Академии музыки в Будапеште (носит его имя), был её первым президентом; способствовал формированию исполнительского и композиторского творчества венгерских музыкантов, а также деятелей национальной музыкальной культуры других стран.

В Веймаре Ференца Листа посещали и пользовались его советами пианисты Александр Ильич Зилоти, Вера Викторовна Тиманова, Эжен д’Альбер, Альфред Рейзенауэр и другие; композиторы Александр Порфирьевич Бородин, Бедржих Сметана, Эдвард Григ, С. Франк, Камиль Сен-Санс, Исаак Альбенис, Александр Константинович Глазунов Глазунов и другие. Особенно тесные связи были у Листа с русскими музыкантами, творчество которых он высоко ценил. Не лишённая противоречий, но в целом прогрессивная разносторонняя деятельность композитора имела огромное значение для развития мировой музыкальной культуры, содействуя становлению многих национальных композиторских школ, в первую очередь — венгерской.

Видео: Ференц Лист — биографический очерк

(c) Encyclopedia Channel

Далее из статьи Н.Ф. Соловьева «Лист» из «Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона» (1890-1907). Статья приведена с сохранением орфографии и пунктуации оригинала.

Ференц Лист с самого раннего возраста обнаружил необычайные музыкальные способности и заслужил название Wunderkind. С семи лет он читал ноты без посторонней помощи и вообще с чтением музыки познакомился ранее, чем с грамотой. После трехлетних занятий у отца, мальчик, когда ему было около девяти лет, впервые выступил в публичном концерте.

Шесть венгерских магнатов обеспечили будущего великого композитора настолько, что он мог получить серьезное музыкальное образование. С 1821 года он занимался в Вене игрой на фортепиано у Карла Черни, теорией — у Сальери.

Выступая в концертах, Лист вызывал громадную сенсацию в венской публике; во время одного из них Бетховен, после импровизации мальчика, поцеловал его. В 1823 году музыкант поехал в Париж, где занимался у Паэра, потом у Рейха. Одноактная опера его, «Дон-Санхо», была дана в Париже в 1825 году. К этому же времени относятся его фортепианный концерт A-moll, этюды и прочие.

В 1827 году умер отец Ференца Листа, вследствие чего мистическое настроение, и прежде замечавшееся в нем, еще более его охватило; церковь стала его утешением. Чтение, а впоследствии знакомство с такими людьми как Виктор Гюго, Оноре де Бальзак, Генрих Гейне, Альфред де-Мюссе, Жорж Занд, выработали в Листе художника-мыслителя. С юных лет и до конца жизни он старался пропагандировать все то, что заслуживает внимания, но остается в тени. Так например, в 1829 году он первый играл в Париже концерт Es-dur Бетховена, классическая музыка которого была в то время недоступна парижанам. Большое влияние оказал на композитора Паганини, приехавший в Париж в 1831 году.

Игра гениального скрипача побудила Листа добиться еще большего совершенства в исполнении. На некоторое время он отказался от концертирования, усиленно работал над техникой и переложил для фортепиано каприччио Паганини, вышедшие под названием шести этюдов. Этот труд был первым и чрезвычайно блестящим опытом в фортепианном переложении, которое впоследствии Ференц довел до столь высокой степени.

На Листа, как на виртоуза имел также громадное влияние Шопен, а как на композитора — Берлиоз.

Около 1835 года большое внимание обратили на себя статьи Ференца о социальном положении артистов во Франции, о Шумане и других. Комозитор рано начал и педагогическую деятельность, которую никогда не покидал. В середине 30-х годов Лист предпринял путешествие по Швейцарии, Италии. К этому времени относятся его сборник пьес «Album d’un voyageur» (изданный впоследствии под названием «Annees de pelerinage») фантазии на «Пуритан», «Лючию», «Жидовку», переложения пасторальной симфонии Бетховена и многих сочинений Берлиоза.

Дав несколько концертов в Париже и Вене, Лист возвратился в Италию в 1839 году, где написал знаменитую пьесу «Venezia е Naроli» и окончил переложение симфоний Бетховена на фортепиано.

Необычайные размеры слава Листа получила между 1839 и 1848 годами. В этот период он несколько раз объехал всю Европу, не исключая России, Испании, Португалии, Турции. В России он был в 1842 и 1848 годах. Он первый стал выступать в концертах, исполняя всю программу один, без участия посторонних артистов. Результатом артистических путешествий было большое состояние, давшее ему возможность подвинуть дело постановки монумента Бетховену в Бонне: он внес недостававшую сумму в 18 тысяч талеров.

Для музыкального торжества, сопровождавшего открытие памятника (1845), Лист написал кантату, посвятив ее памяти Бетховена. Как пианист-виртуоз он открыл новые горизонты. Музыкант властвовал над публикой не только благодаря своей технике и новизне приемов, но, главным образом благодаря глубокохудожественному исполнению. Он умел передать свое искусство своим ученикам и создал целую листовскую школу, представителями которой являются Таузиг, Бюлов, г-жи Ментер, Бронсар и многие другие. Величайший из пианистов как в игре, так и в фортепианных произведениях, он выказал глубокое понимание богатых средств фортепиано.

Читайте также:  Герои властелина колец знаки зодиака

В 1848 году Ференц Лист посвятил себя капельмейстерской деятельности, поселившись в Веймаре. Благодаря ему, Веймар стал средоточием музыкальной жизни Германии. На оперной сцене и концертах, под управлением Ференца выдвигается вперед все выдающееся в музыкальном искусстве, все молодое и талантливое. «Тангейзер» Вагнера, не имевший успеха в Дрездене, получает должную оценку в Веймаре; там же впервые ставится «Лоэнгрин»; обеим этим операм Лист посвящает особую брошюру. Берлиоз, потерпевший неудачу в Париже с оперой «Бенвенуто Челлини», имеет с ней полный успех в Веймаре. То же происходит и с оперой «Геновефа» Шумана, совершенно непонятой в Лейпциге.

Лист с одинаковой симпатией относился к композиторам своей страны и чужих стран. Русские композиторы всегда вызывали в нём живейший интерес и большое сочувствие. Во время веймарского периода написаны: гранская месса и почти все его оркестровые сочинения, симфонии и симфонические поэмы, масса фортепианных произведений — 15 рапсодий, 18 этюдов, полонезы, ноктюрны.

В начале 60-х годов Лист переселился в Рим, а в 1865 году принял малое пострижение и звание аббата. Свою творческую деятельность он направил теперь преимущественно в сторону церкви. Плодом ее явились оратории: «Святая Елизавета», «Христос», четыре псалма, реквием и венгерская коронационная месса.

В начале 70-х годов композитор выступал как дирижер в Веймаре и Вене, а с 1875 года его деятельность сосредоточивается преимущественно в Пеште, где он был выбран президентом вновь основанной музыкальной академии. 70-летие со дня его рождения [en] во многих музыкальных центрах Европы (в том числе и в Петербурге) чествовалось концертами, составленными из его произведений. В 1886 году Лист, так сказать, прощался с Европой: в Лондоне и Париже в его присутствии была исполнена его оратория «Св. Елизавета». В Люксембурге приветствия публики в концерте до того растрогали маститого художника, что он, хотя и давно отказавшийся от публичного исполнения, решился играть перед тысячной аудиторией. Осенью этого года Ференц собирался в Петербург, но скончался в июле в Байрейте, где и были погребен.

Последними его композиторскими трудами были второй Мефисто-вальс, симфоническая поэма «От колыбели до могилы» и несколько фортепианных пьес. Оратория «Св. Станислав», вступление которой исполнялось еще в 1884 году, осталась недоконченной, как и фортепианная школа: «Methode de piano».

Всех сочинений Ференца Листа 647 штук: из них 63 для оркестра, около 300 переложений для фортепиано. Во всем, что писал композитор, видна самобытность, стремление к новым путям, богатство фантазии, смелость и новизна приемов, своеобразный взгляд на искусство. Его инструментальные сочинения представляют замечательный шаг вперед в музыкальной архитектонике. Ошибаются те, которые думают, что в своих произведениях Лист вращался в области бесформенной фантазии; напротив, его 14 симфонических поэм, симфонии «Фауст» и «Divina comedia», фортепианные концерты представляют богатейший новый материал для исследователя музыкальной формы.

Из музыкально-литературных произведений Ференца Листа выдаются брошюры о Шопене (переведена на русский язык Павлом Алексеевичем Зиновьевым, в 1887 г.), о «Бенвенуто Челлини» Берлиоза, Шуберте, статьи в «Neue Zeitschrift fur Musik» и большое сочинение о венгерской музыке («Des Bohemiens et de leur musique en Hongrie»).

Ференц Лист скончался 31 июля 1886 года в Байрёйте, в Германии.

Чаще под литературой понимают художественную литературную продукцию (художественная литература; соответствие в 19 веке — «изящная словесность»). В этом значении литература — явление искусства («искусство слова»), эстетически выражающее общественное сознание и в свою очередь формирующее его. :

  • Трифонов Порфирий Алексеевич, Ф. Лист, СПБ, 1887;
  • Зилоти Александр Ильич, Мои воспоминания о Ф. Листе, СПБ, 1911;
  • Киселев В. А., Франц Лист и его отношение к русскому искусству, Москва, 1929;
  • Мильштейн Яков Исаакаович, Ф. Лист, [т.] 1 — 2, 2 изд., М., 1971 (библ.);
  • Гаал Дёрдь Шандор. Лист. — М. «Молодая гвардия», 1977. — 319 с. — (ЖЗЛ; Вып. 572). — 100 000 экз.;
  • Гут, Серж: «Франц Лист» (Париж, 1989) ISBN 978-2-87706-042-4;
  • Гут, Серж: «Франц Лист» (Зинциг, 2009) ISBN 978-3-89564-115-2;
  • Сабольчи Бенце, Последние годы Ф. Листа, перевод с венгерского, Будапешт, 1959;
  • Ramann L., Franz Liszt als Künstler und Mensch, Bd 1 — 2 (Abt. 1 — 2), Lpz., 1880 — 94;
  • Raabe P., Franz Liszt, Bd 1 — 2, Stuttg. — B., 1931;
  • Searle H., The music of Liszt, L., 1954;
  • 3 ed., N. Y., 1966;
  • Rehberg P., Franz Liszt. Die Geschichte seines Lebens, Schaffens und Wirkens, Z., 1961. Я. И. Мильштейн;
  • Christern, «F. Liszt nach seinem Leben und Wirken aus authentischen Berichten dargestellt» (Лпц.);
  • Schuberth, «Franz Liszt’s Biographie» (Лпц., 1871);
  • Heymann, «L’abbe Liszt» (П., 1871);
  • Janka Wohl, «Francois Liszt», в «Revue internationale» (1886);
  • L. Ramann, «Franz Liszt, als Kunstler und Mensch» (Лпц., 1880);
  • R. Роhl, «Franz Liszt. Sludien und Erinnerungen» (Лпц.).
  • Смотрите других знаменитых мужчин по имени на букву Ф (и женщин).
  • Биографии выдающихся личностей истории по фамилии на букву Л.
  • Описание мужских имён на букву Ф (и женских).
  • Описание мужского имени-отчества на букву Ф (и женских).
  • Описания мужских отчеств (и женских).
  • 100 самых распространённых фамилий США[en] .
  • 100 самых распространенных русских фамилий.
  • 250 общерусских фамилий.
  • И определение букв имени в разработке российского астролога Астрология (от греческого astron — звезда и logos — слово, учение) — учение о воздействии небесных светил на земной мир и человека (его темперамент, характер, поступки и будущее), которое определялось через видимые движения на небесной сфере и взаимное расположение светил (констелляцию) в данный момент времени (см. Гороскоп).

    Астрология возникла в древности (вавилонская храмовая астрология и другие), была тесно связана с астральными культами и астральной мифологией. Получила широкое распространение в Римской империи (первые гороскопы — на рубеже 2-1 веков до нашей эры). С критикой астрологии как разновидности языческого фатализма выступило христианство. Арабская астрология, достигшая значительного развития в 9-10 веков, с 12 века проникла в Европу, где астрология пользуется влиянием до середины 17 века и затем вытесняется с распространением естественнонаучной картины мира.

    Источник

Оцените статью