Есть ли у мусульман гадания

Хадисы о гаданиях, предсказаниях и суеверии

Аудио версия настоящей статьи:

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Кто приобретает информацию гаданием по звездам, тот занимается одним из видов колдовства, и чем больше [он гадает], тем больше [погрязает в колдовстве]»[1].

Для чего же созданы звезды? Ответ есть в Коране: «И создал Он (Бог) для вас звезды, чтобы вы находили по ним путь во мраке суши и моря» (см. Св. Коран, 6:97); «Мирской небосвод [галактику, в которой находится планета Земля] Мы [говорит Господь миров] украсили светильниками [солнце, луна, звезды] и сделали их [звезды] тем, чем побиваемы дьяволы»[2] (см. Св. Коран, 67:5).

Отмечу, что предположения на основе закономерностей допустимы, а вот предсказания или пророчества — запрещены. В мусульманском мире, например, по расположению звезд определяли благоприятный или неблагоприятный момент для совершения различных действий — от посадки растений до шитья. Это не попытка предсказания или колдовства, а выбор подходящего момента.

Современный человек не должен делать себя заложником астрологических прогнозов, чьих-то астрологических фантазий, а наоборот, должен оставлять за собой право выбора и действия в той или иной ситуации, принимая и развивая хорошее, а плохое игнорируя.

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Кто поймет, познает себя, тот сможет постичь своего Господа»[3].

У пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) однажды спросили о колдунах. Он ответил: «Не обращайте на них никакого внимания»[4]. — «О посланник Божий! Порой они говорят о чем-то, что в последующем становится явью!» Пророк пояснил: «Это [то есть сбывающееся] — правдивое слово, переданное колдуну его близким другом джинном-дьяволом. В то же время колдуны смешивают с этими единичными правдивыми словами сотни [то есть много] лживых»[5].

Самое опасное, что, поверив колдуну, ясновидящему, человек программирует себя и трансформирует свое будущее не в лучшую сторону.

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Воистину, ангелы спускаются на уровень облаков и упоминают [меж собой] то, что было велено на небесах. Дьяволы-джинны [порой] подслушивают эти разговоры и затем передают информацию колдунам-предсказателям. Те же в свою очередь добавляют очень много лжи от себя»[6].

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) предупреждал: «Кто придет к предсказателю, спросит у него о чем-то и поверит в сказанное, у того не будет принята [обязательная] молитва[-намаз] на протяжении сорока дней»[7].

То есть вознаграждение (саваб) за все обязательные молитвы последующих сорока дней пойдет на компенсацию данного прегрешения[8].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Кто придет к предсказателю или колдуну и поверит в то, что будет сказано им, тот становится неверующим относительно того, что было ниспослано [Богом] Мухаммаду»[9].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Не из нас тот, кто колдует, и тот, для кого колдуют; тот, кто занимается предсказанием будущего, и тот, кому предсказывают; тот, кто верит дурным предзнаменованиям и зависит от них»[10].

Му‘авия однажды спросил у пророка Мухаммада: «Среди нас есть люди, которые принимают во внимание дурные предзнаменования [зависимы от них]». Пророк ответил: «Это то, что они чувствуют [по сложившейся в народе традиции обращают на них внимание, реагируют]. [Но] пусть это ни в коем случае не препятствует им [не сбивает верующего с намеченного курса]»[11].

То есть следует игнорировать дурные предзнаменования и продолжать свой путь, начатое дело. В противном случае — это очевидный грех пред Богом, ведь все происходящее находится в полной власти и управлении Господа, а не во власти примет и дурных предзнаменований[12].

Пророк Мухаммад говорил: «Нет плохим предзнаменованиям [в Исламе недопустимо следовать им и зависеть от них]! Лучшее — аль-фа’ль». У него уточнили: «А что это такое?» — «Это хорошее слово, которое слышите вы», — ответил Пророк[13].

Здесь имеются в виду слова, которые воодушевляют, поднимают настроение, подбадривают, а также все то, что предвещает хорошее, прекрасное от Бога — ты уверен, что с Божьей помощью все завершится наилучшим образом, стараешься заметить знаки Свыше и воодушевленным движешься к очередной цели, несмотря на временные затруднения и сложности[14]. Пророк любил аль-фа’ль (слова или действия, вселяющие радость, воодушевление, уверенность)[15], ему нравилось это[16].

Читайте также:  Можно ли заработать гаданием

У пророка Мухаммада спросили однажды про приметы (суеверия, плохие предзнаменования), и он ответил: «Лучшее — аль-фа’ль (все то, что предзнаменует хорошее и положительное). [А вот плохие предзнаменования] не должны останавливать мусульманина [не должны препятствовать реализации его намерений и планов]. Если кто-то из вас увидит порицаемое им [то, что в его народе считается плохим предзнаменованием], то пусть скажет: «Аллаахумма, ля я’ти биль-хасанаат илля анта, ва ля ядфа‘ус-сайи’аат илля анта; ва ля хавля, ва ля куввата илля бикь» (Господи, все хорошее только от Тебя и защищаешь от плохого только Ты. Нет ни силы, ни могущества, кроме как у Тебя)»[17].

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. Абу Дауда, Ахмада, Ибн Маджа. См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 428, хадис № 3905, «хасан»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 517, хадис № 8500, «хасан»; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 364, хадис № 4/1673, «сахих».

[2] «Мы [говорит Господь миров] украсили ближайшее [к планете Земля] небо звездами, которые послужили также и средством охраны небес от непокорных дьяволов-джиннов. Дабы не подслушивали они разговоры в высшем обществе [обществе ангелов], и [если попытаются шпионить, были] закидываемы с разных сторон [неба]. Они удаляемы [таким образом], и это для них будет [теперь] постоянным наказанием. Возможно, что кто-то из них успеет уловить обрывок информации, но тогда вслед за ним полетит пронзающая [тьму] звезда (метеорит)» (Св. Коран, 37:6–10). Также см.: 15:17, 18; 72:8, 9.

[3] См.: Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994 (1989). Т. 8. С. 395; аль-‘Аджлюни И. Кяшф аль-хафа’ ва музиль аль-ильбас. В 2-х ч. Бейрут: Аль-кутуб аль-‘ильмийя, 2001. Ч. 2. С. 234, хадис № 2530.

Степень достоверности у данного хадиса очень низкая, но в богословской литературе (особенно суфийского характера) он часто цитируется, так как по смыслу своему хорошо вписывается в общий контекст Корана и Сунны.

[4] В подстрочном переводе звучит так: «Это — ничто». То есть будьте вне того информационного поля, что создается ими; не слушайте их «прорицания», иначе попадете в неосознанную зависимость от них. Относитесь к этому как к чему-то пустому и бессильному.

[5] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 1838, хадис № 5762.

[6] Хадис от ‘Аиши; св. х. аль-Бухари. См.: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 2. С. 361, 362, хадис № 1/1670; аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 993, 994, хадис № 3210.

[7] Св. х. Ахмада и Муслима. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 917, хадис № 125–(2230); Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 2. С. 362, хадис № 2/1671; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 505, хадис № 8284, «сахих».

[8] См.: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 2. С. 362.

[9] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада и аль-Хакима. См.: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 506, хадис № 8285, «хасан».

[10] Хадис от ‘Имрана ибн Хусойна; св. х. ат-Табарани. См.: ас-Суюты Дж. Аль-Джами‘ ас-сагыр. С. 470, хадис № 7680, «хасан».

[11] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 216, хадис № 33–(537); Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 497, хадис № 3/701; Т. 2. С. 364, хадис № 5/1674.

Читайте также:  Почему нельзя верить гаданиям

[12] См.: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 497, пояснение к хадису № 3/701.

[13] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1837, хадис № 5755; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 13. С. 263, 264, хадис № 5755 и пояснение к нему.

[14] См., например: Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. В 45 т. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 2012. Т. 13. С. 76, 77; Т. 12. С. 184.

[15] См.: аль-Му‘джам аль-‘араби аль-асаси [Фундаментальный толковый словарь арабского языка]. Министерство воспитания, культуры и наук: Ларус, [б. г.]. С. 912.

[16] См.: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 382, хадис № 3536, «сахих».

[17] См.: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 367, хадис № 4/1679, «сахих»; Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 429, хадис № 3919, «да‘иф»; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 13. С. 263, в пояснении к хадису № 5755.

Источник

Есть ли у мусульман гадания

Можно ли гадать?

Гадать и предугадывать — это грех. Есть хадис: «Сорокодневный намаз человека посетившего гадальщицу, спросившего у нее о чем-то и поверившего в это, не принимается». В другом хадисе говорится, что поверивший в гадание является отрекшимся от религии Пророка (т.е. от того, с чем пришел Пророк). Некоторые утверждают, что гадальщицы говорят правду. Это от того, что шепчут им на ухо джинны. Это не потому, что они (джинны) знают тайное, а потому, что они могут знать состояние людей, находящихся на расстоянии. Но они не могут знать то, что произойдет. Когда у Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) спросили о гадалках, он ответил: «Они не находятся в истине». Тогда Пророку сказали, что они иногда говорят правду. Пророк сказал: «Это правильно. Это джинны крадут правду и нашептывают на ухо своему другу, добавив к этому еще сто лжи». Предсказатели могут быть связаны или с джиннами или изучившими астрологию или рассказывающими наугад то, что может произойти с людьми. Коран поясняет, что джинны не знают тайное. Знающего истинную науку о звездах в наше время тоже трудно найти. Впервые знание о звездах было дано, как чудо пророку Идрису (мир ему), и после него, пожалуй, были люди, знающие это. Сегодня они тоже есть. Но не всегда в мире происходят события согласно предсказаниям звезд. Мусульманин должен знать, что движение звезд не влияет на какие-то перемены. Все во власти Всевышнего, Он создает и движет, и Он знает тайное. Это Всевышним предписано то, что произойдет при таком-то движении звезд какое-то событие. К примеру, если есть продукты — можно насытиться, огонь — сжигает, после дождя — трава вырастет, т.е. одно служит для другого. Без воли Всевышнего стихии не смогут ничего сделать. Вера в то, что говорят гадальщицы (на картах, камешках и т.д.) приводит к большому риску и способно привести к неверию. Гадание, предсказывание — греховное обманное дело, вводящее человека в заблуждение.

Источник

О строгом запрещении гадания

К сожалению, некоторые мусульмане легкомысленно относятся к данному греху.

Одной из форм неверия – большим грехом, который получил распространение среди людей, является гадание.

Сообщается, что Кабиса бин аль-Мухарик , да будет доволен им Аллаh, сказал: «Я слышал, как посланник Аллаhа ﷺ сказал: «Гадание по полёту птиц и обычай усматривать что-либо по их полёту (тарк) являются признаком неверия (джибт)».

(Этот хадис с хорошим иснадом приводит Абу Дауд, который сказал: «Тарк» это (обычай) усматривать хорошее или дурное предзнаменование в полёте птиц, когда их полёт направо считается хорошим предзнаменованием, а налево — плохим». Аль-Джаухари в «Ас-Саххахе» пишет: Словом «джибт» обозначают идола, прорицателя, колдуна и тому подобное.)

Читайте также:  Что использовали для гадания древние китайцы

И у нас в народе распространены суеверия, связанные с черной кошкой, пустым ведром и тому подобное. Итак, надо знать, что одним из столпов имана – веры является вера в предопределение. Она включает в себе убежденность мусульманина в том, что только лишь Всевышний Аллаh знает будущее. Он предопределил все то, что произойдет с Его творениями задолго до их создания. И никто, кроме Всевышнего Аллаhа, не способен иметь достоверные знания о будущих событиях. Отрицание этого столпа веры является проявлением неверия и выводит человека из Ислама.

Именно поэтому так категорически запрещено обращаться к предсказателям и гадалкам.

Сообщается, что Сафиййа бинт Абу Убайд сказала: передают со слов одной из жен пророка ﷺ , что пророк ﷺ сказал: «Молитва того, кто явится к предсказателю, спросит его о чём-либо и поверит ему, не будет приниматься в течение сорока дней».

Вопрос нужно ли молиться эти 40 дней? Об этом же говорили про того, кто выпил алкоголь. Молится в эти дни необходимо, так как оставление молитвы является большим грехом. Но молящийся, который обращался к предсказателю или употребил алкоголь, не получит столь большой награды, как если бы он не делал эти страшные грехи.

Некоторые говорят: но ведь кое-что из того, что говорили предсказатели, сбывается. И об этом любят писать в газетах, показывать по телевизору, прославляя Нострадамуса, Вангу и прочих. Об этом говорил посланник Аллаhа ﷺ :

«Сообщается, что `Аиша, да будет доволен ею Аллаh, сказала: «Однажды люди задали посланнику Аллаhа ﷺ вопрос о словах прорицателей, и он сказал: «Нет в них ничего». Они сказали: «О посланник Аллаhа, но ведь иногда они говорят нам что-то, и это оказывается правдой!» Тогда посланник Аллаhа ﷺ сказал: «Это – слово, имеющее отношение к истине, которое джинн сначала похищает, а потом вкладывает его в ухо своего друга, а они примешивают к нему сотню слов лжи».

(Приводят Аль-Бухари и Муслим)

Одним из видов предсказаний, которые сейчас нашли широкое распространение – это астрология и её проявление — гороскопы.

Во-первых, не надо путать астрономию и астрологию. Астрономия является одной из поощряемых наук, при помощи которой люди познают устройство мира и убеждаются в истинности существования Создателя и Его единственности. А астрология – является одним из проявлений гадания и неверия.

Передают со слов Ибн `Аббаса (Да будет доволен Аллаh ими обими!), что посланник Аллаhа ﷺ , сказал: «Приобретающий знание путём наблюдения за движением звёзд занимается одним из видов колдовства и чем больше у него такого знания, тем больше он погружается в колдовство».

(Этот хадис с достоверным иснадом приводит Абу Дауд.)

Удивительно, что в XXI веке люди всё еще верят, что передвижение далеких звёзд как-то влияет на их судьбу!

Про то, что астрологические явления никак не связаны с судьбой человека пророк ﷺ объяснил, когда случилось затмение солнца. Как раз перед этим умер сын пророка ﷺ Ибраhим. Пророк собрал людей – мусульман во время затмения и прочитал с ними дополнительную молитву в 2 рака`ата, во время которой читал длинные суры. Некоторые люди склонны были связывать затмение со смертью Ибраhима. Так сказать, даже солнце скорбит в связи со смертью сына пророка ﷺ . Но пророк ﷺ опроверг это:

«Приводится хадис от `Айши, да будет доволен ею Аллаh, , что пророк ﷺ сказал: «Поистине, солнце и луна – знамения из знамений Аллаhа – их затмение не означает смерть или жизнь кого-либо, и когда увидите затмение, то возносите мольбы Аллаhу, молитесь и делайте подаяние».

Кстати и мусульманам Беларуси нельзя упускать повеление пророка ﷺ делать намаз – кусуф (затмения) и желательно делать молитву во время затмения солнца и луны.

Источник

Оцените статью