Добрыня никитич знак зодиака

Добрыня Никитич

Добры́ня Ники́тич — второй по популярности после Ильи Муромца богатырь русского народного эпоса [1] . Он часто изображается служилым богатырём при князе Владимире. Жена Настасья, дочь Микулы Селяниновича.

Былины нередко говорят о его долгой придворной службе, в которой он проявляет своё природное «вежество». Часто князь даёт ему поручения: собрать и перевезти дань, выручить княжую племянницу и проч.; часто и сам Добрыня вызывается исполнять поручение, от которого отказываются другие богатыри. Добрыня — самый близкий к князю и его семье богатырь, исполняющий их личные поручения и отличающийся не только храбростью, но и дипломатическими способностями.

Добрыню иногда величают князем [2] , а иногда племянником Владимира Красного Солнышка [3] . Историческим прототипом Добрыни Никитича считают воеводу Добрыню, дядю и воеводу князя Владимира, брата его матери Малуши. Он умён, образован [4] и отличается разнообразием дарований: он ловок, на ножку повёрток, отлично стреляет, плавает, играет в тавлеи, поёт, играет на гуслях.

  • В былинах Добрыня прямо называется богатырем рязанским. С его именем связан Добрынин остров на р. Оке в Шиловском районе и Добрынин курган близ р.п. Шилово. Согласно преданию, на Добрынином острове богатырь держал дозор, иногда грабил проплывавшие купеческие суда, а иногда перебрасывался топорами с Ильей Муромцем (в других вариантах легенды — с богатырем Володей), который сидел на острове Пупки. В Добрынином кургане богатырь был похоронен после своей гибели в бою с татарами (это отсылает нас к летописному рассказу о битве на Калке, где среди погибших богатырей упоминается Добрыня Рязанич Злат пояс). Оставшиеся в живых соратники привезли тело Добрыни на родину и похоронили в местечке Дубки возле устья р. Пара. Курган Добрыни был раскопан в конце 20-ых годов прошлого века шиловскими крестьянами. По рассказам очевидцев, в кургане нашли кольчугу, пояс с накладками, шлем. Вещи до войны хранились у местных жителей. По местным преданиям, мать Добрыни с особым заговором опустила меч богатыря в воды Оки у Шиловской церкви.
  • Прозвище былинного героя Добрыни — Резанович связывается также с известным волынским родом Резановичей, которым в XVв. принадлежало с. Будятичи (укр.Будятичі), отождествляемое с Будятиной весью, куда (в семейные владения Малковичей) княгиня Ольга отослала сестру Добрыни Малушу и где Родился Владимир Святославич [5] . Прозвище Никитич связывает Добрыню (Через Никитич — Низкинич) с соседним волынским с.Низкиничи (укр.Низкиничі) [6] .

Содержание

Былинные сюжеты

По данным С. Н. Азбелева, насчитывающего 53 сюжета героических былин, Добрыня Никитич является главным героем шести из них (№ 14-19 по составленному Азбелевым указателю [7] ).

14. Поединок Добрыни с Ильёй Муромцем

15. Добрыня и Змей (в большинстве вариантов Добрыня не только бьётся со Змеем, но и освобождает из плена племянницу князя Владимира Забаву Путятичну)

16. Добрыня и Маринка

17. Добрыня и Настасья

18. Добрыня и Алёша («Добрыня в отъезде», «Добрыня на свадьбе своей жены»)

19. Добрыня и Василий Казимирович

По некоторым сюжетам число отдельных вариантов, записанных от разных сказителей, исчисляется десятками (особенно популярны № 15, 18, 19, 24). Сюжеты № 16 и 17 известны в единичных записях.

Добрыня Никитич играет важную роль в былинах о Дунае Ивановиче (№ 23 и 24 по составленному Азбелевым указателю [8] ).

23. Поединок Дуная Ивановича с Добрыней Никитичем

24. Дунай Иванович — сват (Дунай и Добрыня добывают невесту для князя Владимира)

Характер и прототип

Как правило, образ Добрыни очерчен в былинах ярко и определённо. Он обладает мужеством и огромной физической силой (уступая в этом отношении одному только Илье Муромцу). Но в одном отношении Добрыня превосходит всех богатырей: он отличается «вежеством», то есть учтивостью и дипломатичностью.

Перечисленные исследования сюжетов, прикреплённых к имени Добрыни Никитича, позволяют сделать следующие выводы о былинной истории этого богатыря.

В дотатарском периоде существовали предания и песни, в которых значительную роль играл родственник и воевода князя Владимира I Святославича Добрыня. Наиболее древний мотив, прикреплённый к имени Добрыни Никитича в былинах, — его роль как змееборца и свата. В обоих сюжетах ещё могут быть отмечены кое-какие исторические отголоски.

Первый сюжет был обработан в былину, по-видимому, на севере, в Новгородской области, о чём свидетельствует новгородское предание о змияке [9] .

Может быть, и основная былина о добывании Добрыней Никитичем жены (Рогнеды) для Владимира сложилась на севере и затем вошла в киевский цикл. Былина о Добрыни Никитиче в отъезде — не что иное, как восточная сказка, прикрепившаяся к имени Добрыни; неблаговидная роль Алеши Поповича указывает на позднее время (не раньше XVI века) внесения этой сказки в былинный эпос, когда он вошёл в репертуар скоморохов.

Былина о Марине — переделанный в былину сказочный сюжет о жене-чародейке. Если имя Марины одновременно переделке сказки в былину (что довольно вероятно, по отсутствию вариантов имени и некоторым деталям, например, обращению Марины в сороку), то былина, может быть, сложена в XVII веке. Наконец, имя Добрыни Никитича внесено и в песню безымянную, не относящуюся к былинам. Это — песнь о добром молодце и реке Смородине [10] . Мотивом введения имени Добрыни Никитича (вместо доброго молодца) послужило то, что Добрыня в былинах также подвергается опасности утонуть в реке Пучае.

История исследований

Былины о Добрыне-змееборце рассматриваются Миллером в его «Экскурсах в область русского народного эпоса» [11] . Указав на сходство между Добрыней и змееборцами наших духовных стихов, Георгием Победоносцем и Фёдором Тироном, автор проводит между ними следующую аналогию: подобно тому, как в церковно-народной среде к имени великомученика Георгия некогда (вероятно, в Сирии) прикрепился мотив змееборства, как внешняя оболочка религиозного духовного подвига — распространения христианства, — так в былине о Добрыне-змееборце отразилась, в эпических чертах, энергическая и памятная некогда на Руси деятельность исторического дяди Владимира, Добрыни, по распространению христианства, сопровождавшаяся варварским свержением идолов и массовым насильственным и кровавым крещением язычников. Для подтверждения этой мысли автор рассматривает рассказ о насильственном крещении Добрыней новгородцев, сохранившийся в так называемой Иоакимовской летописи, и указывает некоторые исторические отголоски в былинах о Добрыне. Намёки на крещение автор видит в купанье Добрыни Никитича, в названии реки — Пучае (то есть Почайне). Летописная связь Добрыни Никитича с тысяцким Путятой (выразившаяся в известной пословице: Путята крести мечом, а Добрыня огнём) отразилась в былине в отчестве Забавы Путятичны, спасённой Добрыней от змея. Отголоски летописного сказания о добывании Добрыней Никитичем Рогнеды-Гориславы для Владимира [12] указывает тот же исследователь в статье «Добрыня-сват» [13] . Параллели к былинам об отъезде Добрыни Никитича и выходе его жены за Алёшу Поповича указаны Миллером в турецкой сказке об Ашик-Керибе [14] .

Подробный анализ обращения Добрыни Никитича Мариной в тура — золотые рога представил профессор Николай Сумцов [15] . Он приводит множество параллелей из сказок разных народов о жене-волшебнице. Одна подробность того же былинного сюжета — стреляние Добрыней в голубей, сидящих на тереме Марины — сопоставлена Вс. Миллером с талмудическим апокрифом о стрелянии царя Давида в птицу, сидевшую над моющейся Вирсавией [16] .

Образ в культуре

Объекты названные в честь Добрыни

  • Добрыня Никитич — островархипелага Норденшельда.
  • Добрыня Никитич — гора хребта Грозный на острове ИтурупБольшой Курильской гряды
  • С именем богатыря Добрыни связывают происхождение названия Добрынина острова [17] .
  • «Добрыня Никитич» — российский ледокол британской постройки.
  • Портовый ледокол типа «Добрыня Никитич» — проект советских кораблей.
  • «Добрыня Никитич» — прежнее название речного пассажирского теплохода «Прикамье», относящегося к типу «Родина».
  • Виктор Васнецов изобразил Добрыню в своих картинах «Богатыри» и «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» (1918).
  • Художник В. П. Верещагин написал картину «Бой Добрыни со Змеем Горынычем» для дворца великого князя Владимира Александровича, ныне Дом ученых в Санкт-Петербурге.
  • И. Я. Билибин создал картины «Бой Добрыни со Змеем», «Добрыня Никитич освобождает от Змея Горыныча Забаву Путятичну».
  • «Битва Добрыни Никитича со Змеем» — картина Константина Васильева.
  • В 1818 оду композиторы Катерино Кавос и Фердинандо Антонолини написали оперу «Добрыня Никитич, или Страшный замок».
  • Персонаж оперы-фарсаА. П. Бородина «Богатыри».
  • Персонаж оперы Александра Серова «Рогнеда»
  • В 1901 годукомпозиторАлександр Гречанинов написал оперу «Добрыня Никитич».

Фильмы и мультфильмы

  • Эпизодическая роль в фильме «Илья Муромец».
  • В 1965 году на студии «Союзмультфильм» был создан мультипликационный фильм «Добрыня Никитич».
  • Анимационная студия «Мельница» при содействии кинокомпании СТВ выпустила полнометражные мультипликационные фильмы «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» (в 2006 году) и «Три богатыря и Шамаханская царица», юмористически обыгрывающие образы из русских былин и сказок.
  • В мультфильме «Князь Владимир», присутствует исторический Добрыня — родной дядя князя Владимира.
  • В 2011 году в прокат вышел фильм «Реальная сказка», где Добрыню сыграл Павел Климов.

Источник

Русский богатырь Добрыня Никитич

Добрыня Никитич – один из былинных богатырей. Он по праву считается вторым после Ильи Муромца. Жил он в то же время (при князе Владимире). Если верить былинам, то он долгое время служил при дворе. Он выполнял указания князя, поручения. Добрыня был близок к Владимиру и его семье. По характеру богатырь изображается очень смелым, храбрым и сговорчивым. Кроме того, он был достаточно умным, образованным, умелым. Также русский богатырь Добрыня Никитич владеет многими ремеслами и способностями: стрельба, плавание, пение, игра на гуслях.

Женой Добрыни Никитича была дочь Микулы Селяновича – Настя. А отец его был воеводой.

Добрыня упоминается более чем в пятидесяти былинах. Но лишь в шести из них он – главный герой. Каков же нрав у богатыря? Во-первых, он мужественный, силен физически. Во-вторых, он вежлив, учтив и дипломатичен. Фраза «сила есть – ума не надо» точно не про него.

Богатырь Добрыня Никитич: биография

Биография богатыря Добрыни Никитича частично описана в летописях. «Повесть временных лет» Нестора гласит, что Добрыня является братом Малуши. Последняя была приближенной княгини Ольги. Малуша имела связи со Святославом (сыном Ольги) и родила от него Владимира Красное Солнышко. Отца Добрыни, согласно летописи, звали Малко. И отчество у него звучит иногда как Малкович. Однако в былинах он представлен только как Добрыня Никитич.

Иногда Добрыню называют боярином. Это упоминается и в летописях из-за большой близости его к князю. Он также участвовал в разделе земель между сынами Святослава в 970 году. Во время Крещения Руси Добрыня помогает князю Владимиру, особенно в Новгороде. Есть данные, что язычники даже решили мстить богатырю, ограбив его двор. Но в итоге им самим пришлось просить мира.

До конца жизни князя богатырь верно ему помогал: и по личным вопросам, и по военным. Умер богатырь Добрыня Никитич в битве под Калкой. Похоронили его на кургане, который сегодня именуют Добрыниным.

Источник

Добрыня Никитич. История богатыря русского: былины и реальность

«Растет тут ли Добрыня Никитич, растет тут ли Добрыня лет до двенадцати, и он стал хватать приправу богатырскую. Стал Добрыня растеть да матереть»

Жизнь великих людей всегда обрастает народными домыслами и легендами. Касается это и описаний подвигов наших народных героев Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича.

На рубеже XVII века в рязанских землях из глубин реки Оки появился остров, который впоследствии стал известен как Добрынин. В народе поговаривают, что именно на этом месте Илья Муромец и Добрыня Никитич баловались, перебрасывая боевой топор через реку Оку.

Верится с трудом, так как метать топоры надо было дальше, чем через сотни метров, а именно через сотни лет, ведь жили они в разное время. Правдоподобно то, что здесь проходили передовые линии обороны славян, тут находилась застава. Древнерусские блокпосты принимали на себя удары печенегов, половцев, хазар. Противостояние было затяжным на несколько веков, так что трудно сказать, о каком именно времени говорится в этом мифе, вероятно, о Х веке, а может и о XIV.

Народное творчество, как фотошоп, соединило слои разного времени в реальность, отобразив ее в известной всем и каждому с детства картине Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».

Именно это полотно свело в одно время и в одном месте Добрыню Никитича, Илью Муромца и Алешу Поповича – третьего героя сказаний Земли русской. Итак, начинается тяжелый период истории Киевской Руси – борьба с Хазарским каганатом. Это предание появилось в 11 — 12 веках, когда хазары представляли серьёзную угрозу для Руси, вставая преградой на торговых путях в Приазовье, Причерноморье, Нижнем Поволжье. В сказаниях тех рука об руку с Ильей Муромцем выступает Добрыня Никитич, хотя между ними два века истории. Предание соединило богатырей и раскрасило их подвиги насыщенными цветами.

Прозвища, указывающие на настоящие топонимы, служат своего рода доказательством и реальности его существования героев. Так, недалеко от Добрынинового острова высится Добрынинский курган, где, согласно преданию, покоится богатырь. Более того, в 30-е годы 20-го века в результате раскопок обнаружили останки русского витязя средних веков, облаченные в доспехи и вооруженного по обычаям того времени. Однако, не известно точно, тело ли это Добрыни Никитича, бывшего правой рукой князя Владимира, крестителя Земли русской.

Так откуда же возник этот персонаж народных преданий. Ведь былинный богатырь может оказаться мифом от начала до конца, никогда ни воплощавшейся мечтой народа об идеальном герое. Однако летописцы подтверждают существование реального человека по имени Добрыня и, более того, подробно фиксируют его биографию.

Биография Добрыни Никитича

Впервые богатырь упоминается в «Повести временных лет»: «И пошел Владимир с Добрынею дядею своим к Новгороду». Это словно отметка об убытии в военном билете, после которой Новгород стал основным местом прохождения службы нашего героя.

Но предыстория всех былин тоже связана с этими местами. Чтобы понять путь Добрыни, путь воина, необходимо окунуться в события до его рождения.

В конце IX века на берегу реки Волхов высадились викинги, дружинники варяжского князя Рюрика, изначально они были своеобразным морским десантом средневековья, однако на этих землях их статус изменился.

«Так или иначе мы все являемся наследниками этого события, потому что варяги принесли с собой имя Русь. Имя, которое первоначально означало дружину гребцов. Варяги были призваны, учитывая взаимные интересы. Здесь невозможно было устраивать грабежи на длинных кораблях, на этих реках восточной Европы. В результате варяги были выгодны местным, поскольку они наладили контакты с мировыми цивилизациями». — Владимир Петрухин, ведущий научный сотрудник Института славяноведения РАН

Многие племена покорились норвежским войнам, но совсем недалеко от Киева жили те, кто оказался варягам-викингам не по зубам — это были древляне.

В нынешнем Коростене (Украина) предположительно и родился русский богатырь Добрыня Никитич, еще в 1864 году историк Прозоровский изложил и защитил версию об историчности имени Добрыня и его происхождении.

«Добрыня — один из самых загадочных персонажей русского эпоса, хотя весь русский эпос былинный состоит из загадок. Он славянин, который считался братом матушки Владимира (князя Киевского) — Малуши. Малуша указывается в летописи, как дочь некоего Малка Любечанина. Любеч город под Киевом, княжеская крепость. Считается даже, что Малуша происходила из враждебного киевским князьям племени древлян. В русской летописи сохранились представление о том, что такое племенная Русь, в Киеве жили поляне — смышленые мужи, которые жили на полях, возделанных для пахоты, а вот рядом жили древляне, они жили в лесах как пишет летописец «зверинским образом». — Владимир Петрухин, научный сотрудник РАН

Осенью 945 года киевский князь Игорь, как бы сейчас сказали, оказался на грани дефолта. Денег не было даже на содержание собственных воинов. Выходом из сложившегося положения было бы поднятие налогов, но, когда ты облагаешь им другое покоренное племя, это уже называется дань. Князь Игорь лично отправляется к древлянам за неурочной данью.

Древляне, недавно практически ограбленные княжеской дружиной-головорезами, видеть самого князя вовсе не хотели. На экстренном совете князь Мал провозгласил: «Если повадился волк к овцам, то вынесет все стадо пока не убьет его. Так и этот, если не убьем его, всех нас погубит».

Это был приговор для князя Игоря. У бывшей деревни Шатрище располагался лагерь Игоря, здесь его и взяли воины, ищущие возмездия. Князя привязали к двум пригнутым березам, а затем древляне отпустили деревья. Игоря разорвало пополам, этой показательной казнью сепаратисты добились желаемого результата. Целый год они жили свободно от киевских поборов.

Месть княгини Ольги древлянам

То были дикие времена, существует легенда о сватах, которых Мал якобы отправил княгине Ольге после убийства Игоря. Первых гонцов она приказала закопать живьем, а после велела прислать новых — получше. На следующий раз Ольга сожгла послов в бане.

Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря, убитого древлянами. Картина Сурикова

Затем Ольга с дружиной отправилась в земли древлян, чтобы справить там тризну (языческий погребальный обряд у восточных славян) по Игорю. На поминки пригласили и хозяев. Накормили, напоили, а затем пьяными перебили. Ольгино войско долго осаждало Коростень (ранее Искоростень), но древляне не сдавались. И тогда княгиня пошла на хитрость, она решила помириться с древлянами и попросила у них в качестве примирения птиц.

«Дайте мне от каждого двора по три голубя и по трое воробьёв. Ибо не хочу я тяжелой дани накладывать на вас, как муж мой, а своего прошу у вас малого. Ибо утомились вы в осаде, поэтому дайте мне лишь сие малое».

Древляне согласились и собрали от каждого двора птиц. На что княгиня Ольга приказала привязать к ногам подаренных птиц кусочки пакли пропитанной маслом, поджечь и отпустить. Перепуганные голуби и воробьи пытались спастись в родных гнезда, среди древлянских деревянных домов из соломенных крыш. Через несколько часов город был сожжен.

Этот кровавый триллер можно было бы назвать приквелом истории нашего богатыря Добрыни Никитича, а продолжение началось с того, что княгиня Ольга, наконец-то, успокоилась в своей мести, не от большого гуманизма, а потому что влияние Малу было слишком велико, и его смерть привела бы к дальнейшей эскалации насилия, поэтому вопреки нравам того времени, его не ликвидировали при захвате, а всего лишь поместили в темницу.

Детство и рабство Добрыни Никитича

Детей, Малушу и Добрыню, тоже не убили, как полагалось, а сделали княжескими рабами. Однако это рабство не совсем такое, как мы его обычно представляем, тогда рабы становились почти членами семьи, только гражданских прав они не получали.

Со временем они могли выкупиться или даже получить свободу, просто так. Детей-пленников обучали наравне с хозяйскими. Так Добрыню и воспитали в доме княгини Ольги и профессии ему дали, обучили военному делу и дипломатическому искусству, это сочетание делало его весьма ценным кадром среди наемных воинов. Сам Добрыня другого места службы не искал, это была такая беззаветная преданность своему властелину, которая в те времена встречалась нечасто.

Может, потому Добрыня стал эпическим героем древности, а сейчас мог бы стать героем какой-нибудь киноэпопеи в духе звездных войн: есть и сражения и подвиги, яркий драматический образ. Вообще вся жизнь богатыря выглядит, как непростой путь воина в битве сил добра и зла.

Былины так описывают начало карьерного роста нашего героя: «По три году Добрынюшка стольничал, по три году Добрынюшка привратничал, по три года Добрынюшка чашничал на десятое лето, стал конем владеть».

В то время особой популярностью пользовались яды, их легко можно было подсыпать в еду и напитки, а зарезать врага было еще проще, проникнув в его опочивальню. Добрыня имел постоянный доступ и к столу, и к княжеским покоям, более того отвечал за них, он был кем-то вроде сотрудников ФСО, телохранителем. Человеком, пользовавшимся безграничным доверием и отвечавшим за жизни первых лиц государства.

Окончательно Добрыня вошел в княжескую семью, когда Ольга соединила руки своего сына Святослава и Малуши древлянской, сестры нашего героя. То есть сын жестоко казненного князя, взял в жены дочь убийцы своего отца. А Добрыня к тому времени уже не был рабом, он стал боярином, элитой феодального общества. Таким образом бывшие враги теперь стали родственниками.

«И у Святослава, и у Владимира было много наложниц, а, следовательно, и много детей, что привело в последующем к самому первому кризису государственности. Проблема наложниц она, конечно, была болезненной для всей средневековой эпохи. Брачные обычаи людей, которые возглавляли раннее государство, еще не вполне представляли собой христианский закон и закон вообще. Ограничений особых не было». — Владимир Петрухин, научный сотрудник РАН.

Вот и Малуша не была единственной супругой Святослава, были другие жены и дети, бесконечные интриги между их кланами, поэтому князь разделил власть и земли между своими потомками. Владимиру достались северные территории.

По свидетельству летописцев, сам встав новгородским князем, посадником в Новгороде, Владимир сделал своим доверенным лицом Добрыню. Тот обеспечил быт и безопасность своего шефа, а затем озадачился и религиозной жизнью региона. Вера в дохристианской Руси была делом сугубо индивидуальным, и каждое племя молилось по-своему. На берегу Волхов Добрыня создал языческое урочище — Перуна.

«Империя Рюриковича, которая началась еще в IX веке и благополучно просуществовала до времен Владимира, начала испытывать необходимость в общегосударственной идеологии, той цементирующей силе, которая бы связала славянские племена, жившие в разных условиях и на большом удалении друг от друга. Кроме того, внутри славянского сообщества были представители финских и иноязычных племен, балтийских народностей. Первой попыткой этого была языческая реформа. Князь Владимир сознавал, что даже дружина у него состоит из разных этничных элементов: там были варяги, представители кочевых народов и, конечно, русские славяне. Поэтому он предположил, что неплохо было бы создать пантеон языческих богов, который бы их объединил, и это было сделано». — Сергей Трояновский, сотрудник Новгородского музея-заповедника.

Добрыня сыграл важную политическую роль в феодальных междоусобицах. После гибели князя Святослава аппетиты наследников разыгрались, старший сын Ярополк оказался у руля державы и начал убирать родственников-конкурентов. Расправившись со средним братом Олегом, что был поближе, Ярополк направил свои отряды к богатому Новгороду: он полагал, что справиться с младшим братом труда не составит.

Князь Ярополк Святославич

Ярополк бы не прогадал, но, очевидно, его отец знал цену своим сыновьям, когда определил лучшего сотрудника охраны Добрыню для обеспечения безопасности юного Владимира. Разведка сработала безупречно, Добрыня успел вывести и князя, и дружину заграницу в Швецию. Через три года они возвратились и вернули себе Новгород.

В былинах описаны интриги между братьями, где сплетены воедино и государственные амбиции, и матримониальные планы, и человеческие чувства. Есть сказание о женитьбе и детях самого Добрыни, но летописное подтверждение имеет легенда о том, как Добрыня Никитич невесту для князя Владимира сватал. Это была реальная историческая коллизия и даже слова участников почти дословно повторяются и в летописи, и в былине.

Все тот же Ярополк собирался посвататься к Рогнеде, дочери Рогволда — варяжского правителя Полоцка, но Добрыня был проинформирован о приближении сватов в этот город и отправил своих агентов от имени Владимира, действуя на опережение.

Гордый варяг не увидел в молодом князе достойного зятя: «У вас стольный ведь город, да был холопский дом, а князь от Владимира да был холопище. Я не дам ноль своей дочери любимой». Так сказители передавали оскорбительный ответ Рогволда Добрыне. И в реальности княжеская дочь отказала сватам со словами: «Я не хочу сына рабыни».

Обида получилась личная, ведь матерью Владимира была сестра нашего героя. Может быть, это и спровоцировало силовое решение конфликта. Армия Добрыни стояла неподалеку в полной боевой готовности. Она совершила марш-бросок на Полоцк, и в плену оказался и сам Рогволд, и уже его дочь назвали рабыней. Впрочем, это не помешало ей повторить судьбу свекрови и стать законной женой Владимира и матерью великого князя Ярослава.

Армия Добрыни, тем временем, разобралась и с изрядно надоевшим братом Ярополком, и захватила Киев. Однако, похоже, череда бесконечных сражений перестала радовать того, кто был воином от рождения. Хоть нравы того времени были суровы, но вечный бой утомил даже былинного героя.

В одном из сказаний Добрыня так обращается к матери: «Ах, ты ей государыня родна матушка, ты на что меня Добрынюшку несчастного спородила, спородила бы меня горючим камушком. Я не ездил бы Добрынюшка, по чисту поле, я не убивал бы Добрыня, неповинных душ, не пролил бы крови я напрасно».

После этого богатырь вроде бы оставил службу, дом, семью и уехал странствовать, да так долго не возвращался, что его даже заочно похоронили. Так что же означает этот сказочный уход, якобы смерть и возвращение богатыря на самом деле? Некоторые исследователи полагают, что в предании заключена идея смерти Добрыни как язычника и его возрождение уже как христианина.

Перун и христианство на Руси

С вершины Старокиевской горы не только по легенде пошла земля русская, в X веке здесь начинается новая эпоха Руси христианской, на месте древнего пантеона с главным покровителем княжеств — Перуном. Отсюда же в 988 году Перун был стащен, бит батогами и уничтожен.

С этого времени христианство получило статус единой и официальной русской религии. Это было лишь началом крещения Руси, а сам процесс смены религии иносказательно представлен в былине «Добрыня и Змей».

Победа над змеем то есть над язычеством — Перуном, в народных преданиях самый значительный подвиг богатыря, самый яркий эпизод его легендарной биографии.

«Тут побился он, Добрыня, еще три часу. А побил змею да он проклятую. Попустила кровь свою змеиную, от востока кровь она да вниз до запада. И стоит же тут Добрыня во крови трое суток».

Змей, иногда Змей Горыныч, хорошо известный всем по сказкам и былинам, на самом деле не просто огнедышащая рептилия-мутант, у нее есть все черты которыми характеризуется бог славянского пантеона — Перун. Кровь и огонь были его естественными атрибутами, а люди приносили жертвы разного достоинства: от горстки зерен до целого быка. Оттого и Змей Горыныч полыхал огнем, то похищал людей, то требовал дани, то поглощал несчастных.

Итак, борьба со змеем Перуном, это отражение событий государственной важности, но чем же языческий идол не устраивал Владимира, почему руками Добрыни князь истреблял всякую память о былом божестве?

«Во-первых, это выглядело на фоне соседних народов такой отсталостью, потому что большинство народов восточной Европы уже перешли к монотеизму. В древнерусском государстве крещение Новгорода, как и всей древней Руси, это было явление такого цивилизационного характера. Это было обращение к новому миру, впервые, сюда, в глухие далекие почти таежные места, пришло представление о том, что, оказывается, есть человечество, что у него есть история, насчитывающая тысячелетия». — Сергей Трояновский, сотрудник Новгородского музея-заповедника.

Однако отказ от прежних богов и новый чуждый вектор развития дались непросто населению Руси. Сопротивление народа христианству было упорным, а подавление протестных настроений жестоким.

«После крещения самого себя, своей дружины, Киева, Владимир рассылает по основным центрам русской земли своих представителей. В первую очередь, это была конечно военная администрация, потому что, как он и предполагал, так и случилось. Местные племена не очень хотели обретать новую веру, не понимая ее смысла, тем более, что он был глубоким с философской точки зрения, а язычество — более простым и понятным, и до сих пор оно живет в виде пережитков и каких-то суеверий в русском народе». — Сергей Трояновский.

Памятник Микешина иллюстрирует эпизод крещения Руси, вот он, князь Владимир Красно Солнышко, тут же и идол Перуна, который будет сброшен в реку.

Вот он, переломный момент жизни нашего героя — всего несколько лет назад он сам устраивал здесь капища Перуна, а теперь должен разрушить его и покарать волхвов. Раз уж исполнителем, а, может быть, и вдохновителем новой государственной идеи был наш герой-воин и политик Добрыня, то здесь он окончательно отрекся от веры предков во время службы своему князя и молодому государству.

Современный Новгород

Это одно из памятных мест Новгорода, северо-восточная часть Новгородского Кремля, где сохраняются в руинированном виде остатки церкви, посвященной святому равноапостольному князю Владимиру.

Эта каменная церковь, скорее всего, стоит на месте своей предшественницы первой деревянной церкви, которая была возведена буквально в первые десятилетия после крещения Руси и была посвящена событиям, связанным с появлением здесь воеводы Добрыни и крещением Новгорода по велению киевского великого князя Владимира. Можно с большой долей убежденности утверждать, что именно в этом месте на берегу Волхова и происходило крещение новгородцев.

Иоакимовская летопись рассказывает, что новгородцы после знаменитой сцены взятия города и крещения мячом и огнем, крестили, мужчин выше моста по течению, а женщин ниже моста по течению.

Тот самый автор летописи Иоаким Корсунянин стал первым епископом в Новгороде в 989 году, он лично участвовал в свержении идолов и заложил в центре города тринадцатиглавый деревянный собор. Чуть позже собор стал каменным, таким, каким мы видим его и сейчас. По византийской традиции храм был освящен в честь Софии — премудрости божией, воцарившейся после крещения Руси.

Казалось бы, это эпохальное событие могло стать достойным финалом деятельности нашего героя, но и былины, и летописи оставили еще одну загадку для потомков.

Эпические герои не умирают, всегда есть шанс продолжить их историю, выпустив сиквел об очередном подвиге, так как никакой специальной былины о смерти Добрыни Никитича нет. В сказаниях он вечно живой, хотя и проходит путь от юности к зрелости, но реальный Добрыня Никитич должен был когда-то умереть. Но когда, где и как, ответов на эти вопросы нет ни в былинах, ни сказаниях, о деталях его смерти существуют лишь предположения.

Последнее упоминание о богатыре связано с его походом с дружиной на Булгарию, возможно, этот путь и стал окончательным для реального героя. В таком случае, курган под Рязанью действительно может быть местом его упокоения, но память народа о нем жива, и потому остров Добрыня плывет по реке времени в будущее, туда, куда уходят все герои нашей земли.

Источник

Читайте также:  Рабы знак зодиака совместимость
Оцените статью