Для чего талисман рог

Рог изобилия — денежный талисман процветания и успеха

Рог изобилия – это денежный талисман процветания и успеха.

Для активизации рога изобилия, его нужно пополнить до краев, так как пустой рог – это нехороший знак.

Пополнить его можно монетами или драгоценностями.

Ведь неспроста часто в поздравлениях можно услышать, что люди желают друг другу, чтобы рог изобилия сыпал на него удачу, счастье, здоровье, благополучие и материальный достаток.

Даже преподносят символический рог, наполненный монетами, фруктами, сердечками.

А некоторые вкладывают в раструб рога макеты домиков, машин и других атрибутов достатка.

Что же скрыто за этими словами, почему именно рог изобилия считается талисманом и амулетом материального достатка и финансового благополучия?

Что такое рог изобилия?

Интересный вариант ответа на вопрос, что значит символ «рог изобилия», дают современным людям легенды.

В Древней Греции считали, что этот атрибут богатства и плодородия создал бог Зевс.

Существовал миф, будто коза Амалфея, благодаря чьему молоку младенец по имени Зевс, оказавшись в пещере острова Крит, сумел выжить и превратиться в бога, потеряла один рог.

Имя козы в переводе означает «податель богатства». Зевс в благодарность, так гласит миф, и в память о своей кормилице сделал этот рог символом богатства.

Изобилие – нескончаемый поток блаженства, достатка.

Рог изобилия сулит получение не только материальных благ, но и духовных.

В античности существовали монеты, на которых изображался этот символ благополучия и процветание государства.

Таким образом была увековечена картина раздачи богатства Фортуной — так древнегреческий миф был положен в сюжет чеканки монет.

Многим известна также и картина, на которой Фортуна (Тиха), держа в руках рог изобилия, раздаёт людям божественные блага.

Миф появления этого символа на земле часто является сюжетом многих произведений искусства.

В наши дни рог изобилия используют не только в качестве персонального амулета, но и как амулет для всего дома.

В зависимости от того, какого рода «изобилия» жаждет обладатель амулета, его
наполняют определенными предметами.

Так, к примеру, если вы хотите, чтобы в доме всегда было тепло, сытно, уютно и красиво, рог следует наполнить плодами земли: овощами, фруктами и злаками.

Если вы жаждете богатства, насыпьте в рог монеты.

Цветы и колоски кладут в рог, чтобы обеспечить «богатство чувств».

Чтобы восстановить утраченное здоровье, рог наполняют ароматическими травами.

Рог объединяет женское и мужское начало, а также связанные с ними представления о продолжении рода и плодовитости.

Считается, что рог из бирюзы помогает открывать в себе новые грани.

Рог из граната наделяет умением радоваться жизни.

Миниатюрный рог из черного обсидиана помогает ощутить в себе небывалую силу.

А рог из розового кварца сделает свою обладательницу неотразимой.

Теория воздействия символа на человеческую судьбу гласит, что счастливым становится не только тот, кто получает в дар символ удачи и долголетия, но и тот, кто преподносит его любимому или родному человеку, делая это от всего сердца.

Наверное, вам интересно будет узнать, что талисман Рог изобилия — это распространенный геральдический элемент, олицетворяющий все блага Матери-земли.

На гербе Колумбии, в частности, изображен классический рог изобилия, наполненный обычными для этой страны цветами и экзотическими фруктами, и еще один, с золотыми монетами.

Золотой рог изобилия есть и на гербе Перу.

На гербе Венесуэлы изображены два перекрещенных рога изобилия, украшающие его верхнюю часть.

Этот же мотив повторяется на панамском гербе и на гербе провинции Мендоса в Аргентине.

Как сделать рог изобилия своими руками

Символ удачи, амулет и подарок при желании можно сделать собственноручно.

Так как символ рог изобилия имеет значение атрибута, дающего нескончаемые дары, основным элементом его является наполнение рога.

Поэтому можно его использовать как «обёртку» для основного подарка: денег, золотых украшений, сладостей и других полезных и приятных даров.

Существует множество мастер-классов, объясняющих, как своими руками сделать рог изобилия.

Вязаный крючком атрибут прекрасно будет смотреться на стене в качестве украшения прихожей или спальни.

Сшитый из ткани и наполненный символическими божественными дарами атрибут, символизирующий достаток и счастье, украсит стены любого помещения.

Можно сделать рог изобилия из папье-маше, наклеивая кусочки газеты на вылепленный из пластилина шаблон, а затем раскрашенный акварелью или акриловыми красками.

Можно размочить в воде туалетную бумагу и вылепить из полученной кашицы атрибут – сделать это не составит особого труда людям, даже мало знакомым с процессом художественной лепки.

Можно сделать рог изобилия в виде барельефа своими руками, украсив стену комнаты.

Для этого мастеру потребуется сначала вылепить шаблон из пластилина, затем сделать форму для отливки из гипса.

А уж после этого непосредственно отливать изделие, которое клеем прикрепляется на стену.

Считается, что счастье и удачу приносит не только сам атрибут — рог изобилия – но и запечатлённый в рисунке миф.

Поэтому картина, изображающая бой Геракла с Ахелоем или кормящая своим молоком младенца коза также принесёт своим владельцам достаток и исполнение желаний.

Теория действия символа такова, что провидение способно выручить человека из любой беды.

Картину с сюжетом о роге изобилия можно также выполнить в виде барельефа – объёмного выступающего изображения на стене.

Это, конечно, доступно немногим, но если в человеке кроется талант скульптора, то такое искусство не только украсит помещение, но сделает владельца его богаче и успешнее.

Самый действенный амулет, конечно же, изготавливается из настоящего рога.

Он покрывается лаком, инкрустируется драгоценными каменьями, обрамляется в золото.

Но сделать такой талисман может лишь человек, являющийся в этом мастерстве настоящим профессионалом.

Источник

Рог изобилия – талисман денежного изобилия и удачи

Верите в магические свойства святого Грааля, но не знаете каким образом привести его в действие? Как привлечь богатство и благополучие? Об этом читайте ниже.

История символа

На этот счёт существует 2 поверья:

  1. Древние греки были уверены – рог изобилия дан им самим Зевсом. Когда-то в младенческом возрасте его спасла коза, которую звали Амалфея, что переводится как подающая богатство. Однажды, она нечаянно обронила свой рог. Став Богом, и помня о своей спасительнице, Зевс наделил этот рог свойствами, способствующими изобилию. Но само это понятие не связано лишь с материальным благополучием. Прежде всего, это духовное блаженство. В те времена этот символ можно было увидеть на чеканных монетах, как свидетельство процветающей страны.
  2. Другая легенда повествует о поединке Геракла с Ахелой, являющимся богом рек. Могучий соперник отломал ему рог, но великодушно вернул его Ахелою. В благодарность он и даровал его людям, как символ изобильной жизни. А в средневековье его прозвали святым Граалем.

Рог изобилия – символ

Его связывают с удачей и долголетием. Зачастую происхождение грядущего изобилия и сказочного богатства никто не может объяснить. Некоторые даже склоняются к мысли о его связи с царством Аида.

Справка! В народе бытует легенда, чтобы богиня Фортуна опрокинула над человеком свой рог изобилия. Это означает не просто достаток, а и большую любовь, завершение которой – счастливое рождение детей.

Эзотерики говорят о его женском начале, опираясь на полую внутренность, говорящую о всеприемлемости и воспроизведению всего, что попадает туда.

Обладатель этой вещи провидением самого Бога наделяется тем, что ему больше всего нужно в данный момент: здоровьем, успехом, взаимными чувствами, финансовым благополучием и др.

Читайте также:  Когда делают обереги для дома

Люди верят, что просто взглянув на картину, где изображён рог, человек обязательно получит для себя Божье благословение и будет защищён от каких-либо бед.

Значение

В Древней Греции изобилием считались нескончаемые блага материального плана, духовность, развитие и дальнейшее безбедное существование. Являясь талисманом, рог притягивал к своему владельцу удачливость и благоденственную жизнь.

Его наделяли волшебной силой исполняющей любое желание, в том числе и зарождение новой жизни, объединяя воедино женское материнство и мужское отцовство.

В античные времена верили, что человек, обладающий этим атрибутом, непременно будет богатым, а в его доме поселится удача.

Для этого достаточно положить внутрь то, о чём больше всего мечтаешь:

  • фрукты и овощи сохранят тепло и уют в доме, где никогда не будет недостатка в еде;
  • деньги и дорогие предметы – привлекут финансы;
  • гербарий из цветков и колосков – сулит яркие любовные чувства;
  • букет из трав – укрепит здоровье.

Как использовать и активировать?

Где бы вы не разместили этот оберег, там тут же образуется зона богатства. Лучшее место – у входа в дом и обязательно раструбом во внутреннее пространство квартиры.

Важно! Не стоит размещать талисман только в помещении санузла.

Процесс активации запускают простым мысленным обращением с просьбой помочь исполнить желаемое. И не забудьте заранее выразить Граалю свою благодарность.

Этот талисман станет хорошим подарком родным и друзьям, особенно если вложить в него какой-либо приятный сюрприз. Это могут быть деньги, ювелирные изделия, сладкое угощение и куча других полезностей и приятностей.

Главное – делать это от чистого сердца и с большой любовью, тогда счастлив будет и даритель, и дары принимающий.

Материалы

Амулет, символизирующий удачу, вполне по силам сделать самостоятельно из самых разных подручных средств:

  • связанный крючком из нитей – станет отличным украшением стены в спальне или в помещении прихожей;
  • сшитый из материи с заложенными внутрь желаемыми дарами – размещают на стене в любой комнате;
  • можно сделать из полосок газеты (папье-маше), наклеенных на пластилиновое основание, и раскрашенных красками типа акварели или на базе акрила;
  • вылепить из размоченных в воде бумажных салфеток, при этом даже не требуются какие-то особые художественных навыки;
  • изготовить гипсовый барельеф, создав предварительно пластилиновый шаблон и форму для заливки (приклеивают на стенку с помощью клея);
  • издавна считают, что удачливость и счастливую жизнь даёт не только непосредственно рог, но и картина с мифологическим сюжетом, где борются Геракл и Ахелой, либо кормящая младенца коза, как символ божьего провидения, дарующего человеку изобилие и предотвращающего беду;
  • обладающим творческими способностями по силам изобразить миф в виде барельефной скульптуры, которая станет неповторимым украшением и ещё больше увеличит его богатство.

Рог изобилия из гофрированной бумаги.

Наибольшая сила, несомненно, присуща амулету из природного материала, покрытому лаком, отделанному драгоценностями и золотом, но для этого нужно быть профессиональным мастером.

Святой Грааль или рог изобилия – символ проведения Богов. Он подарит своему обладателю всё, что тот пожелает. Главное – правильно использовать этот талисман и знать особенности его активирования.

Источник

Символ рога в культурах различных народов

В последнее время в научной, художественной и специальной литературах часто встречается символическая нагрузка, которая подаётся с помощью метафор, сравнений и прочих литературных приёмов. Дело в том, что символ – это один из ярких компонентов иносказания и сакральных смыслов, которые вкладывались в это понятие на протяжении многих веков.
Символ (др. – греч. — — «знак, сигнал») – это знак, изображение какого-нибудь предмета или животного, для обозначения качества объекта (иногда понятия «знак» и «символ» различаются, поскольку в отличии от знака, символу приписывают более глубокое духовное измерение). Первое использование слова «символ» связано с древними греками, которые нарекли осколок винного сосуда символом. Греки считали, что «имея один кусок от сосуда, старый сосуд ты не соберёшь, но зато можешь нафантазировать новый» [1 – с. 146]. Именно к этому остроумному заключению в 1886 году пришёл французский поэт Жан Мореас, создавая новое направление в искусстве, — символизм (фр. – le symbolisme).
В первые кто обратил внимание на понятие символа был Платон. В своём диалоге «Федр» древнегреческий философ с помощью философской беседы Сократа и Федра (частого визави Сократа) высказывает своё видение символа: «Свиток Лисия под плащом не о любви гласит, а лишь о символе её» [2 – с. 93]. Этой фразой Платон намекает, что символ – это некая нарочитая недосказанность, которую читатель должен додумать сам.
Немецкий герменевтик, философ и культуролог, неокантианец Эрнст Кассирер навряд ли бы согласился с точкой зрения Платона, ведь символ для него – это «яркое обобщение широкого класса культурных явлений, таких как язык, миф, религия, искусство и наука, посредством которых человек упорядочивает окружающий его хаос» [3 – с. 250].
С приходом в жизнь человека новой самостоятельной шлонауки как психоаналитика, символ плавно перекочевал в сновидения. «Символ – это «немое», «безмолвное», «индивидуальное» сновидческое явление, которое несёт в себе весь жизненный опыт человека: его мечты, веру, страх и любовь» [4 – с. 14] – заявил в своей книге «Тотем. Табу» (1913г.) австрийский психолог Зигмунд Фрейд, с которым впоследствии согласились и два его ученика – Карл Густав Юнг и Эрнест Джонс. (Над раскрытием понятия символа в разные годы работали также немецкий философ Ханс-Георг Гадамер; русский философ А. Ф. Лосев; советский философ Ф. И. Гиренок).
В свою очередь, рог как общекультурный архетип впервые был рассмотрен К. Г. Юнгом, швейцарским психиатром, в «Красной книге»: «…рога являются символом фаллическим и мужественным; будучи полыми, они означают женственность и восприимчивость» [5 – с. 93]. Позже Э. Кассирер и Х.-Г. Гадамер пришли к общей интерпретации данного символа, заявив, что рога символизируют сверхъестественность, божество и силу души. А американский энциклопедист Джек Тресиддер утверждал, что «рога символизируют плодовитость как для людей, так и для животных» [6 – с. 156].
Но более яркий окрас и глубокие сакральные смыслы символ рога, безусловно, имеет в этнокультуре.
У большинства людей, изучавших на школьных уроках историю Древней Греции, античную древнегреческую литературу и мифы, понятие «рог» или «символ рога», а проще сказать, «рогатое животное», ассоциируется с довольно популярным мифологическим сюжетом, повествующем о так называемой «священной козе Амалфеи» Согласно мифологии Древней Греции, Амалфея (др.-греч. «нежная богиня», «священная коза) – это легендарная коза, которую создала богиня Гея (др.-греч. «земля») с целью, чтобы маленький Зевс, будучи на острове Крит в пещере Козьей горы не страдал от голода, который Амалфея успешно устраняла своим молоком. При чём тут рог? Всё довольно просто. Чуть выше не зря упоминается детальная география нахождения Зевса на Крите – Козья гора. Дело в том, что существует одно из не совсем популярных предположений по поводу того, что древние греки сравнивали плоскость земли с головой козы или барана. Исходя из этого, можно представить, что гора для них выступала больше в роли козлиного рога, который прорастал из земли, словно из черепа, чем в роли каменной возвышенности. На взгляд многих философов и учёных, именно с этого древнегреческого рассуждения и начинается путь символа рога.
На самом деле, мотив рога прослеживался ещё задолго до древнегреческой культуры в традиции Древнего Египта. Небезызвестная Хатор (др.-егип. — Хатхор – «дом», «гора», «небо»), египетская богиня неба, любви, женственности и плодородия, часто изображалась с коровьими рогами, олицетворяющими её великое материнство. «Рогатых» божеств в египетской мифологии было не очень много: Изида (супруга Осириса, одна из самых значимых богинь Египта), Нут (богиня неба, мать Осириса). Как правило это боги-женщины, которые были матерями и родительницами жизни. Связанные с богом возрождения и царём загробного мира, Осирисом, они доказывали своей сохатостью, что их главная задача уберечь людей от горя и смерти, точно так же, как делает корова по отношению к своему телёнку. В египетской мифологии были также и мужские представители-обладатели рогов. Сет (Сетх – бог ярости и песчаных бурь), имел рога с красной перевязанной лентой на правом роге, символизирующими неизбежность песчаных бурь, а Амон Ра, после того как из бога чёрного небесного пространства успешно трансформировал в божество солнца, изображался с двумя солнечными лучами, светившими из головы и напоминающими больше оссиконы (пантоподобные выступы на головах жирафов), чем рога быка или барана. Вся эта «рогатая» символика египетской мифологии означала рождение и оберег, к которым прибегали боги-«рогоносцы»
Вернёмся к грекам. Участие Амалфеи в рождении нового символа на этом не закончилось. По другой версии, Амалфея была не просто кормилицей Зевса, она также была и носительницей чудесного рога, о чём и свидетельствует её статус святой. Рог Амалфеи был способен вещать «пророчества устами Зевса» После того, как Зевс одержал победу над Тифоном (др.-греч. «дым», «чад») и стал «правителем земли», восседающим на горе Олимп, он вознёс её, Амалфею, в ночное небо и сделал созвездием козерога, то есть «рога козы» По некоторым мифологическим интерпретациям рогом Амалфеи в последствии овладел Анакреонт, лирический поэт, который с помощью изречений Зевса писал свои произведения.
После Анакреонта рог стал излюбленным символом античных поэтов. «Поле ведь, говорят, рог Амалфеи» [7 – с. 13] — заключает в своих стихах поэт VI века до н. э. Фокилид, намекая на ещё одно всем нам известное понятие – «рог изобилия» Согласно той же древнегреческой мифологии, рог изобилия есть ничто как принадлежность Амалфеи или Ахелоя, превратившегося в быка, из этого следует, что рог изобилия не напрасно называют «Амалфеевым» или «Ахелоевым рогом» Благодаря средневековым живописцам рог изобилия представляется нам как рог, наполненный золотом, фруктами и прочими шикарными яствами который держит в своих крохотных ручках Плутос (др.-греч. «богатство»), – бог богатства в греческой мифологии.
Следующим, кто обратил внимание на символику рога в своём творчестве стал Гомер. Гомеровская «Одиссея» полна сакральных смыслов и подлежит отдельному герменевтическому анализу, но мы заглянем в её сюжет ради так называемых «роговых ворот» «- Сны, незнакомец, необъяснимы и странны, — ответила Пенелопа. – Они сбываются не всегда. Каждый из них – не более чем фантазия – до тех пор, пока перед ними не возникнет пара ворот: одни – из рога, другие – из слоновой кости. Сны, уходящие в ворота из слоновой кости, не сбудутся. Но те, что проходят через роговые ворота, могут стать частью жизни» [8 – с. 116]. Почему именно роговые ворота способны облачить сон в явь? Ответ довольно прост. Во времена Гомера, а именно в IV веке до н. э., рога стали уже довольно символической частью общества. Боги и цари, сыны богов, представлялись людям существами в шлемах с рогами, намекавшими на их божественное и сверхъестественное начало. «Царь – есть правда, ведь он сын великого Зевса» [9 – с. 13] говорит Гомер. Сон, прошедший сквозь роговые ворота обречён на жизнь, так как из простого сна он становится принадлежностью Морфея (др.-греч. «формирователь снов»), бога сновидений, трубящего в охотничий рог.
Охотничий рог, рожок, а в последствии горн и валторна тоже относятся к «рогатой» символике. Рог по своему строению представляет собой удлиняющийся и зауживающийся в конце сосуд, который способен с помощью попадания воздуха в отверстие издавать протяжное глубокое низкое звучание. Охотничий рог, как первый манок, был больше не имитацией голосов зверей, а скорее символом трансляции пророческих вестей и указаний Бога с неба на землю (вспоминаем Анакреонта). Охотник верил не в то, что он издаёт звук кабана во время охоты, а в то, что через его рог говорит сама юная Артемида, богиня охоты и плодородия, которая приказывает кабану принять охотничью стрелу своим телом. Позже, в эпоху древнегреческого театра, охотничий рог перекочевал в ипостась музыкального инструмента, аккомпанирующего для театральных представлений. Из этого эксперимента в последствии вырос так называемый самостоятельный роговой оркестр.
Кстати, древнегреческий театр оказал явное эволюционное влияния на «рогатую» символику. Ни для кого не секрет, что театр вырос из Дионисий, празднеств в честь Диониса, бога виноделия и плодородия. Союзниками Диониса были сатиры, существа с человеческим телом, но козьими рогами и копытами, которые вели распутный образ жизни и часто трубили в рожок. Образ сатиров не был чужд для театра. Первобытный греческий театр представлял собой обилие масок, передающих ту или иную эмоцию, среди которых зачастую были маски сатиров или просто маски с рогами, означающие либо распутного персонажа действия, либо персонажа с божественной силой. Чаще всего рогатые маски намекали на Пана (др.-греч. «пасть»), бога пастушества, скотоводства и природы, который в греческой традиции изображался строго с двумя рогами.
Древняя Греция полна огромного количества историй возникновения того или иного символа, но останавливаться только на этой географической точке было бы неправильно по отношению к нашему объекту изучения. Любая другая культура несёт в себе ещё более интересные моменты продолжения традиции упоминания «рогатой» символики. Например, иудаизм.
Знали ли вы, что выражения «поднять рога», «навострить рога», «встать на дыбы» пошли именно из иудейской традиции? Эти фразы означают следующее: проявить силу и одержать победу. Не составит особого труда догадаться, что значит фраза «обломать рога», т. е. — проиграть.
С символом рогов в иудаизме связана также одна очень интересная история. Довольно многим известно, кто такой Моисей (ивр. «взятый (спасённый) из воды), еврейский пророк и основоположник иудаизма, организовавший Исход евреев из Древнего Египта. Небезызвестный художник и скульптор эпохи Возрождения Микеланджело Буонарроти в 1515 году представил римской публике мраморного Моисея, восседающего на троне, с ярко выступающими из кучерявой головы рогами. На самом деле это был довольно не первый случай подобного изображения пророка. Дело в том, что созидатели, работающие в период творческого пути Буонарроти, читали так называемую «Вульгату», латинский перевод «Библии», написанный блаженным Иеронимом, в которой сказано, что «когда Моисей сходил с горы Синай, и две скрижали откровения были в руке Моисея при сошествии его с горы, то Моисей не знал, что его лицо стало р о г а т о от того, что Бог говорил с ним» [10 – с. 158]. На вопрос, почему лицо Моисея ни с того, ни с сего стало рогато, можно ответить следующее: слово «рогато» на иврите имеет ещё несколько значений, например, «луч», «солнце», «сиять», и было бы логичней посчитать, что лицо Моисея после разговора с Господом именно з а с и я л о, но блаженный Иероним предположил, что оно стало р о г а т ы м. Впрочем, это не особо страшно. Чуть позже ошибку в переводе заметили и Моисея стали изображать не с рогами, а с лучами, светящими из головы, подобно египетскому Амону Ра.
В христианстве же с символами рогов связаны лишь некоторые моменты. Редкое упоминание этого символа было вызвано тем, что «рога» всё больше и больше приобретали негативный характер, но об этом чуть позже. Что есть «рога» для христианина? В первую очередь – это Ветхий и Новый заветы, которые также, как и козлиные рога прочно устаиваются на своих позициях; во вторую очередь – это семь Духов Божьих, всезнание и сила; и в третью очередь – это библейский апокалиптический образ зверя, вышедшего из моря и имевшего семь голов и д е с я т ь р о г о в, описанный в книге «Откровения Иоанна Богослова»: «И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и д е с я т ь ю р о г а м и: на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные» [11 — Отк. 13:1 – 3, 5, 7, 10]; а также зверя, вышедшего из земли и похожего на агнца: «Он имел два рога, подобные агнчим, и говорил как дракон» [11 — Отк. 13:11-12]. И вот именно в третьем примере «рога» начинают обретать демонический смысл (по некоторым интерпретациям библии, Сатана был также носителем рогов).
Довольно многим из нас известно изречение «рогатый муж», которое выставляет в нехорошем свете мужчину, страдающего от измены своей жены. Эта фраза обрела большую популярность достаточно давно, ещё в эпоху Средневековой Англии. Именно там рога символизировали позор, обман, порочность и прелюбодейство. Это во многом было связано с христианской традицией, описанной чуть выше, в которой утверждалось, что Рогатый Бог есть Сатана, т. е. Дьявол. В славянской мифологии существует аналогичное крылатое выражение: «наставить рога»
Упомянув христианство, было бы глупо не упомянуть ислам и индуизм. У мусульман с символом рога всё довольно проще. Поднятый рог, то есть сосуд для вина или иных напитков, символизирует победу («возносить рог»). Использование рогов парнокопытных полорогих животных для употребления жидкости, мусульмане переняли также у древних греков. В античности обычай пить вино из рога ассоциировался с фракийцами и конечно же скифами. Древнегреческий писатель и историк, полководец и политический деятель, Ксенофонт пишет в V веке до н. э. следующее: «То были фракийцы. И пили они крепко вино из бараньего рога, кровь напоминающее» [12 – с. 15], а Диодор Сицилийский, древнегреческий мифограф, утверждал, что, будучи в гостях у гетов в IV веке до н. э., он «созерцал рог с вином» Позже греки стали пользоваться так называемыми ритонами, — сосудами из металла или керамики, стилизованными под рога животных или опущенной вниз головы животного (собаки, барана, козла, лошади).
В индуизме, подобно и христианству, четыре рога – это четыре основных индуистских религиозных священных текста, известные как Веды, в которые входят: Ригведа («Веда гимнов»), Яджурведа («Веда жертвенных формул»), Самаведа («Веда песнопений») и Атхарваведа («Веда заклинаний»).
Начиная с минойской. скандинавской, кельтской и индейской культур, рога как символ начинают обретать всё более и более новые смыслы. Их начинают соотносить с символами дерева, алтаря, и более глубже вкладывают в них причастность к космосу и высокому сознанию.
Яркими представителями этой так называемой космогоничной философии являются шаманские народы. Шаманизм был очень развит в районах Северной Европы: Сибири, Дальнем Востоке, Юго-Восточной Азии, Африки, Северной Америки, следовательно, народов-представителей этой ранней формы религии было огромное количество. Но логично было бы взять за основу изучения малочисленные народы Севера России: ханты.
В хантыйской мифологии рога становятся неотъемлемым атрибутом для понятия культуры этого народа. У ханты рога – это сила, мужские качества и знак воина. Ханты, как ни странно, одни из первых, кто вложил в символ рогов сексуальный подтекст. Лось стал всё чаще выступать как животное, олицетворяющее не только мужскую доблесть и упорство, но и мужскую страсть. По заключениям многочисленных археологических экспедиций в Западной Сибири, некоторые ханты специально украшали рогами убитых оленей свои головы для того, чтобы казаться более ужасными. Ханты, как и египтяне, ассоциировали рога с плодовитостью. Владыка всех животных и бог охоты для ханты – это Рогатый Бог (не путать с Дьяволом). Но самый величественный бог – это бог-олень-лось. Именно с образом бога-оленя-лося и связано появление адекватной картинки космогонии, представляющей из себя синтез символа рогов и тотема оленя и лося.
Сопричастность народов Севера к «рогатой» символике в виде оленя можно подтвердить с помощью поэтических строк ненецкого поэта Леонида Лапцуя:
«Древняя вьётся по тундре дорога,
По сторонам той древней дороги
Травы, как море, на землях пологих,
Острые жёлтые травы одни…
В травах оленьи лежат черепа,
Древних гробов остатки белеют.
С голоду ль умер, с холеры пропал –
Травы укроют, травы согреют…
[13 – с. 23 «О древней дороге», перевод Н. Грудининой].

Читайте также:  Оберег для злого начальника

Образ оленя для ненецкого поэта, как рог Амалфеи для Анакреонта. Рог оленя не способен издавать звук, но зато он ветвист, высок, крепок и напоминает дерево, которое упирается своими корнями в землю, а макушкой тянется ввысь, в небо, как и ненецкие, мансийские и хантыйские люди, которые рождаются из земли, идут по ней и растут в небо.
«Тундра,
я тебя и на мгновенье
не могу представить
без оленей –
с их извечно
гордою походкой,
с их, как вихрь,
и бегом, и полётом…»
[13 – с. 25 Перевод Л. Шкваро].

У ханты и манси по тотемной иерархии главенствует рогатое животное – лось, или сохатый. Лось имеет не просто ветвистые рога, напоминающие дерево. Его рога образуют две глубокие чаши, в которых течёт кровь народов ханты и манси. Сохатый для этих народов, подобно Амалфеи для греков. Лось также окропляет ночное небо своей жидкостью, только в отличии от Амалфеи не молоком, а кровью, образуя красный закат.

Кстати, с символом рогов лося в 1993 году был зафиксирован судебный конфликт. Нефтяная компания «ЮКОС» попыталась использовать один из эскизов в качестве эмблемы компании, на которой изображались лосиные рога, поднимающие огромный ковш с нефтью. Общество казымских ханты посчитали этот эскиз как оскорбление чувств верующих. После длительного судебного процесса, «ЮКОС» были вынуждены отказаться от использования данной эмблемы.

Таким образом, можно заключить, что рог как символ имеет общекультурные и этнокультурные значения. Символ рога культуры ханты включает в себя значение и общекультурные, и этнокультурные. Этнокультурные значения до сих пор имеют актуальность для народа ханты. Они трепетно относятся к своим символам, поэтому возникают частые конфликты против использования символов в противоречащих интерпретациях вроде рекламы, PR-ходов и других различных коммерческих целей.

Читайте также:  Какие пыльники шруса подходят для чери амулет

Библиографический список:
1. Ж. Мореас Манифест символизма. М. – Издательство МГУ, 1993
2. Платон Диалоги. М. — Азбука-Аттикус, 2015
3. Э. Кассирер Философия символических форм. М. – Академический проект, 2011
4. З. Фрейд Тотем. Табу. М. — Азбука-Аттикус, 2015
5. К. Г. Юнг Красная книга. М. – Клуб Касталия, 2011
6. Д. Тресиддер Словарь символов. М. — ФАИС-ПРЕСС, 2001
7. Фокилид Лирика, М. – Рипол Классик, 2001
8. Гомер Одиссея, М. — Азбука-Аттикус, 2013
9. А. Ф. Лосев Гомер, М. – Молодая гвардия, 1996
10. Иероним Вульгата, М. – Альфа книга, 2013
11. Иоанн Богослов Откровения Иоанна Богослова, М. – Жизнь с Богом, 2007
12. Ксенофонт Анабасис, М. – Рипол Классик, 2001
13. Л. Лапцуй Под сенью нохар-юха, С. — СофтДизайн, 1996
14. Э. Гадамер Игра искусства, М. – Прогресс, 1988
15. Э. Джонс Лечение неврозов, М. – Издательство Института Гайдара, 2018

Источник

Оцените статью