Оммаж Кристиану Диору и карты Таро: что нужно знать о кутюрном показе Dior
Сегодня началась неделя высокой моды весна-лето 2021. Креативный директор женской линии Dior Мария Грация Кьюри не побоялась дать волю фантазии — и снова представила кутюрную коллекцию в видеоформате. Ролик под названием Château de Tarot («Замок Таро») снял итальянский режиссер и лауреат Каннского кинофестиваля Маттео Гарроне («Догмэн», «Пиноккио», «Страшные сказки»). Он же работал над предыдущим фантастическим короткометражным фильмом Dior.
Накануне показа Мария Грация Кьюри разложила карты Таро, а также попросила гадалку предсказать будущее и ответить на другие вопросы команды Dior. Таким образом Кьюри повторила опыт основателя дома, Кристиана Диора, который был очень суеверным. Легенда гласит, что первое предсказание будущий дизайнер получил в детстве — тогда гадалка из приморского городка на севере Франции заявила, что Кристиан добьется успеха с помощью женщин (так и получилось: Диор вошел в историю благодаря женским нарядам). В 1940-х Кристиана Диора часто видели в 16-м округе Парижа, где жила ясновидящая мадам Делаэ. По словам Пьера Кардена, который в 1946 году устроился в Christian Dior на должность главного портного дома, Кристиан Диор не принимал без нее никаких решений. Как отмечали современники Кристиана Диора, именно мадам Делаэ дала добро на то, чтобы Диор открыл модный дом под своим именем. А еще отговаривала его от поездки в Монтекатини-Терме (там дизайнер и скончался от сердечного приступа).
Вдохновением для Марии Грации Кьюри послужила колода карт Таро XV века, которую создали для герцога Миланского. Ликбез для тех, кто не увлекается предсказаниями: карты типичной колоды Таро делятся на старшие и младшие арканы (от франц. arcanes — «таинства»). Каждой карте соответствует свой персонаж — например, шут, маг, верховная жрица, отшельник, колесо фортуны. Для героев карт Таро и создавались наряды из кутюрной коллекции Dior. Вы наверняка заметили, что главная героиня фильма предстает в двух обличиях — мужском (с короткой черной прической) и женском (с длинными светлыми волосами). Таким образом Мария Грация Кьюри хотела показать, что «между женской и мужской стороной происходит столкновение, слияние».
Большинство узоров на кутюрных нарядах — дело рук современного итальянского художника Пьетро Руффо. А еще Мария Грация Кьюри специально использовала множество сложных кутюрных техник (обратите внимание на накидку из перьев) — по ее мнению, это поможет сохранить мастерские Dior. «Я знаю, что все одержимы кризисом и хотят делать нечто более простое и функциональное. Но высокая мода — это уникальность, мастерство и традиции, и если мы забудем об этом, будущее кутюра будет под угрозой», — сказала Мария Грация Кьюри.
Источник
Замок Таро: история, которую рассказал Dior
Недавно мы увидели презентацию коллекции весна-лето Dior, вдохновленную Таро Висконти-Сфорца. Это не просто клип, а короткометражное кино, снятое режиссером Маттео Гарроне. Фильм рассказывает историю о девушке, которая хочет понять, кто она. Я отпускаю фантазию сегодня, чтобы рассказать, что вижу сама в этом потрясающем фильме-загадке.
История колоды
Таро Висконти-Сфорца считается самой старой колодой, но это не совсем так. Колоды Таро, а вернее тарокки появлялись в Италии и в Европе до XV века и использовались для игры. Для предсказания Таро точно использовалось с XVIII века. Раньше письменные источники о таком способе использования карт не упоминают (но это не значит, что его не было).
Но я не думаю, что колода Висконти создавалась для игры или гадания. Был и другой способ использования кард в Италии эпохи Возрождения. Знатные дома заказывали собственные колоды. На картах Двора часто изображались реальные представители семьи. Колода изготавливалась вручную и была произведением искусства, символом дома. Именно так и была создана колода Висконти-Сфорца. Ее название напрямую говорит об этом. Колода создана по заказу герцога миланского Филиппо Мария Висконти и его зятя Франческо Сфорца.
На оригинал этого произведения искусства можно посмотреть в коротком видео на официальном канале Christian Dior. Колода находится в The Morgan Library in New York.
Думаю, у многих появился вопрос о современном издании колоды. Это та самая колода, заказанная миланскими герцогами? И да, и нет. Со временем некоторые арканы были утрачены и восстановлены современными художниками. Например, арканы Дьявол и Башня.
При внимательном рассмотрении современные арканы выдают себя. Как бы ни старались художники, им не удалось до конца восстановить дух миланских мастеров.
Коллекция, вдохновленная Таро
За сутки до анонса «Замка Таро», в официальном инстаграме бренда появилось видео, где гадалка раскладывает карты рабочим модного дома. Они задают вопросы о личной жизни, близких, самоопределении. В руках тарологини, конечно, колода Висконти-Сфорца.
Из интервью с членами модного дома позже я узнала, что гадалка присутствовала на производстве во время всего процесса создания коллекции. Она не только рассказывала о сути арканов, но и гадала всем желающим, чтобы сотрудники Dior погрузились в мистическую атмосферу Таро.
А художник Pietro Ruffo нарисовал свою колоду Таро для Dior. 78 эскизов, которые попали в переплетения вышивки, складки ткани и, конечно, образы персонажей из фильма. Только посмотрите на эту красоту. Если Dior решится издать свою колоду, я точно не откажусь от покупки.
Модельерка Maria Grazia Chiuri пишет, что сам основатель дома Dior был человеком суеверным. И поэтому в поисках вдохновения для новой коллекции она обратилась к Таро. Но, думаю, что мотив миланской знати, даже если бессознательно, сыграл свою немалую роль. Создать собственную колоду Таро мог позволить себе только знатный и богатый род. А приурочен «выпуск» такой колоды был к знаменательным событиям семьи. В этом году, кстати, модному дому Christian Dior исполняется 75 лет.
Волшебство в замке Таро
Вот мы и добрались до самого вкусного. Фильма о коллекции, снятого Маттео Гарроне. Если вы внезапно все еще не видели его, то прежде чем читать дальше посмотрите обязательно.
Фильм рассказывает историю о девушке, которая пришла к гадалке, чтобы узнать, кто она. Гадалка просит героиню вытащить карту, и ей выпадает Папесса. А дальше мы переносимся в замок Таро.
Паппеса — неоднозначный аркан. Он обозначает двойственность: две колонны, второй аркан, два пути. А двойка всегда запутаннее «единицы» и не наделена сказочным флёром «тройки». Есть версия, что аркан Папесса в католической средневековой Европе родился из легенды о папессе Иоанне. Женщине, скрывшей свой пол и ставшей Папой Римским. Есть и другая легенда о жрице, которая основала свою христианскую средневековую секту, где женщины наравне с мужчинами могли быть священнослужителями. Как вы понимаете, достоверных исторических подтверждений ни одной из теорий нет. Но Папесса — это не просто выдумка. Это другой путь. Другой Папа. Папа — женщина.
Достав из колоды Папессу, героиня вступает на альтернативный путь поиска себя. Папесса оживает и протягивает ей ключ от волшебного замка. Кстати, Шато, которое мы видим — это изображение карты Мир в колоде Висконти.
И держат его близнецы. Но я забегаю вперед.
Папесса, символизирующая в средневековой колоде другой, иной путь познания мира, путь запретный и тайный, дает героини ключ от аркана Мир. Приглашая тем самым девушку в мир смыслов и архетипов.
В Шато мы видим не совсем нашу героиню. Розововолосая девушка с платьем, украшенным изображениями гранатов, символом нисхождения в темный тайный мир. И ее близнец — мужчина в костюме. Несмотря на то, что на карте Мир в Таро Висконти близнецы однополые, тема разнополых двойняшек обычна для старых колод. А модельеры явно вдохновлялись не только колодой Сфорца, но и Таро Гранд Эттейла, Марсельским Таро и другими.
Тема разнополых близнецов — встречи Анимы и Анимуса, мужского и женского начала в поисках высшей гармонии — еще одна отсылка к Возрождению, но уже к алхимии. Ведь именно в эссенции мужского и женского кроется секрет великой магии бессмертия по мнению искателей философского камня.
Но подтекстов у этой пары много. Встреча сакрального и профанного: девушка в дорогом искусном платье ручной работы и мужчина в абсолютно простом костюме. К слову, мужские коллекции Dior настолько удачны в последние годы, что их носят и женщины. Так что на отсутствие интересного костюма для героя списать эту особенность не получится.
Также посетители замка по словам Гарроне символизируют встречу двух миров: моды и кино — которая происходит на наших глазах.
Мужчина и женщина видят друг другу, но пока существуют в замке параллельно. До их встречи они должны пройти испытания. Каждый — свои.
Путешествие через арканы
Путь Анимы проходит через арканы Папесса — — Шут — Провосудие — Дьявол — Луна — Смерть — Звезда
Папесса, как я уже писала, открывает дверь к тайным знаниям. Правосудие проверяет чистоту помыслов. А чисты помыслы могут быть только из контакта с интуитивным началом. Именно Шут подсказывает героине, где нужная ей гирька.
Дьявол на первый взгляд искушает героиню. Но после двух-трех просмотров я начала думать, что в этой сцене нет сексуального подтекста. Девушки не целуются, просыпаются одетыми. Они обнялись и провели ночь рядом друг с другом. Дьявол — это не только искуситель и злодей. Это еще и раненный падший ангел. Героиня пугается его, как мы пугаемся, когда видим раны своей души. Но объятья исцеляют боль. Только посмотрев в глаза своим травмам, мы способны найти ключ к своему глубокому бессознательному. Не зря после Дьявола мы встречаемся с Луной.
Дева-Луна приглашает героиню в пространство глубокого бессознательного, где ее уже ждет возлюбленный-близнец. В горячем бассейне, напоминающем котел Керидвен. Смерть снимает с нее платье, так же как с нас в свое время — социальные роли.
Путь Анимуса: Папесса — Шут — Повешенный — Умеренность — Звезда
На первый взгляд путь мужчины-героя короче. Но я думаю, режиссер просто не хотел удлинять хронометраж, поэтому спрятал в пути героя хитринку.
Папесса начинает путешествие, ведь герой, как и героиня — часть протагонистки, пришедшей на сеанс Таро.
Шут также испытывает доверия героя. Для начала как бы путая его, но все же давая верную подсказку. А вот Повешенный не так прост, как кажется.
В фильме он напрямую просит героя посмотреть на все под другим углом. Но мы помним, что коллекция Dior отсылает нас не только к конкретной колоде, но и к эпохе ее создания. «Повешенный» изображает распространенную в средние века и мучительную казнь. Человека подвешивали за ноги к дереву, а дальше мы не будем отвлекаться от красоты на описание всяких мучений. Через аркан Повешенного герой встречается со Смертью (т.к. аркан изображает казнь) и с Императрицей, рождающей замысел. Да, я думаю, Повешенный скрывает в себе Смерть, т.к. буквально изображает способ убийства, и Императрицу, т.к. поза Повешенного повторяет позу ребенка, перевернувшегося в чреве матери перед родами. 7 арканов у Героини и Героя. Как и 7 стадий Великого Делания в алхимии.
А дальше мы вновь видим Умеренность, которая вознаграждает героя за муки, что он претерпел, и завораживающую Звезду, аркан алхимии.
В конце фильма близнецы сливаются в одно. В нечто большее, чем сумма частей. В вечную душу, которая не обладает полом (поэтому мы не видим, в кого превратился герой, в мужчина или женщину, душе это не нужно), но владеет мудростью духовного мира, мира Замка Таро.
Ну а в конце статьи мне бы просто хотелось показать, с какой любовью и трепетом воссоздали работники модного дома, буквально оживили, арканы Висконти-Сфорца. Листайте галерею.
Источник
Магия Таро: DIOR превратил моделей в мистические символы (фото, видео)
Фото: Скриншот | Модели Dior
За основу коллекции была взята колода карт, созданная в XV веке для герцога Миланского.
Французский модный дом Dior представил новую коллекцию от кутюр весна-лето 2021. Учитывая, что в условиях пандемии полноценная демонстрация не была возможна, креативный директор Dior Мария Грация Кьюри в сотрудничестве с итальянским режиссером Маттео Гарроне создали 15-минутный фильм Le Château du Tarot («Замок Таро»), в котором показали часть роскошных образов.
Будь всегда в курсе событий вместе с телеграм-каналом Быстрый Фокус.
На создание этой коллекции дизайнера вдохновили карты Таро. Мария Грация Кюри решила соединить магию карт и роскошь, которая свойственна бренду За основу коллекции была взята колода карт Таро XV века, созданная для герцога Миланского. К тому же сама дизайнер тоже верит в то, что говорят карты, и в мистику.
Кстати, еще в 1946 году основатель бренда Кристиан Диор случайно наступил на звезду из металла. Он прочитал это как знак, что ему нужно создать свой собственный дом моды. Ставший известным во всем мире модельер в жизни был суеверным человеком и практически всегда в принятии решений консультировался со своим ясновидящим.
Но вернемся к видео. В нем главная героиня попадает в готический замок, блуждая коридорами которого видит карты Таро с человеческими воплощениями в нарядах от Кьюри. Каждая из карт указывает ей дальнейший путь.
Эта коллекция повторяет цвета колоды карт. В ней используются пыльные оттенки драгоценностей и старого золота, а фасоны и образы взяты из Средневековья. В видео можно лицезреть такие карты как «Луна», «Дьявол», «Колесо фортуны», «Шут», «Повешенный», «Умеренность», «Звезда», «Смерть» и другие. Каждый образ дизайнер продумывала вместе с режиссером, чтобы лучше передать посыл коллекции. Кроме того, принты на нарядах повторяли символику карт Таро. На некоторых из них была ручная роспись, на других – богатая и дорогая вышивка.
Источник