- Прием «Дерево предсказаний» на уроках в школе: варианты применения
- Просмотр содержимого документа «Прием «Дерево предсказаний» на уроках в школе: варианты применения»
- Прием «Дерево предсказаний»
- «Дерево предсказания» как один из эффективных приемов РКМЧП методическая разработка по литературе на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Прием «Дерево предсказаний» на уроках в школе: варианты применения
Прием «дерево предсказаний» был разработан американским ученым Дж. Беллансом для работы с художественным текстом. В адаптированном варианте этот прием впервые стал применяться на уроках по развитию критического мышления через чтение и письмо. Стратегия метода помогает развивать образное мышление, соотносить аргументы и факты, развивать фантазию и умение мыслить перспективно. Прием может использоваться на уроке любого типа по любому предмету. В примерах рассмотрим, на какой стадии урока может быть использовано «Дерево предсказаний». Статья Г.Н.Шутовой, учителя русского языка и литературы.
Просмотр содержимого документа
«Прием «Дерево предсказаний» на уроках в школе: варианты применения»
Прием «Дерево предсказаний» на уроках в школе: варианты применения
Прием «дерево предсказаний» был разработан американским ученым Дж. Беллансом для работы с художественным текстом. В адаптированном варианте этот прием впервые стал применяться на уроках по развитию критического мышления через чтение и письмо. Стратегия метода помогает развивать образное мышление, соотносить аргументы и факты, развивать фантазию и умение мыслить перспективно. Прием может использоваться на уроке любого типа по любому предмету. В примерах рассмотрим, на какой стадии урока может быть использовано «Дерево предсказаний».
Обсудить статью (уже 2 коммент.)Опубликовать свой материал
Алгоритм работы с приемом
На доске рисуется силуэт дерева:
Ствол дерева — это выбранная тема, ключевой вопрос темы, смоделированная или реальная ситуация, которые предполагают множественность решений.
Ветви дерева — это варианты предположений, которые начинаются со слов: «Возможно,…», «Вероятно,…». Количество ветвей не ограничено.
Листья дерева — обоснование, аргументы, которые доказывают правоту высказанного предположения (указанного на ветви).
На уроках, построенных по методу РКМ, прием «Дерево предсказаний» применяется на стадии вызова и анализируется на стадии размышления, или рефлексии.
Пример дерева предсказаний на уроке обществознания
Примеры работы с приемом Дерево предсказаний
При изучении текста на уроках литературы (географии, истории)
Текст произведения читается не до конца. Строится дерево предположений, у которого ветви будут содержать варианты возможных концовок. В качестве аргументов важно предоставить факты, взятые из самого текста произведения (Какие ситуации предполагают такое развитие события? Какие качества героя могут повлиять на ситуацию?).
Для закрепления грамматической темы
Например, на уроке английского языка прием поможет при закреплении форм глаголов в будущем времени.
Ситуация: получен прогноз из Центра исследования, в котором описаны возможные перспективы развития человечества.
Предположения учеников строятся с употреблением конструкций «May be…if», «Will be..».
При изучении новой темы
Прием «дерево предсказаний» может помочь актуализировать знания и составить прогнозы по поводу новой темы.
Например, на уроке математике вы собираетесь изучать теорему Пифагора. На дереве предсказаний в качестве ветвей появятся предположения учеников о том, какие аксиомы, возможно, будут использованы.
На этапе закрепления материала и контроля знаний
Для этого этапа урока прием «дерево предсказаний» используется как способ проверить, насколько ученики освоили тему и умеют аргументировано отстаивать свою точку зрения. При этом предсказания могут быть самыми фантастическими, важно — умение доказать, привести правильные аргументы и предпосылки такого развития событий.
Например, на уроке обществознания вы закончили тему о политическом режиме в Российской Федерации. Теперь строите вместе с учениками «дерево предсказаний», у которого в качестве «ствола» (темы) будет предложен вопрос: Политическая ситуация в РФ через 20/50 лет. Для «ветвей» ученики приводят свои прогнозы: «усиление/ослабление демократических основ», «усиление централизации власти», «возврат к однопартийной структуре» и т.д. Важно, чтобы заполнялись «листья» дерева, где будут указаны аргументы и предпосылки такой вероятности.
В облегченном варианте прием используют для рефлексии. В начале урока учащиеся высказывают ожидания от урока (оформляются в виде «листочков»). Ожидания могут касаться темы урока, эмоций, намерений учеников. В конце урока, при подведении итогов, анализируются высказанные предположения и на дереве остаются только те, которые подтвердились.
Это лишь несколько вариантов использования приема «Дерево предсказаний». Наверняка, каждый учитель сможет адаптировать его для своих целей.
Источник
Прием «Дерево предсказаний»
Прием «Дерево предсказаний» на уроках в школе: варианты применения
Прием «дерево предсказаний» был разработан американским ученым Дж. Беллансом для работы с художественным текстом. В адаптированном варианте этот прием впервые стал применяться на уроках по развитию критического мышления через чтение и письмо. Стратегия метода помогает развивать образное мышление, соотносить аргументы и факты, развивать фантазию и умение мыслить перспективно. Прием может использоваться на уроке любого типа по любому предмету. В примерах рассмотрим, на какой стадии урока может быть использовано «Дерево предсказаний».
Алгоритм работы с приемом
На доске рисуется силуэт дерева:
Ствол дерева — это выбранная тема, ключевой вопрос темы, смоделированная или реальная ситуация, которые предполагают множественность решений.
Ветви дерева — это варианты предположений, которые начинаются со слов: «Возможно,…», «Вероятно,…». Количество ветвей не ограничено.
Листья дерева — обоснование, аргументы, которые доказывают правоту высказанного предположения (указанного на ветви).
На уроках, построенных по методу РКМ, прием «Дерево предсказаний» применяется на стадии вызова и анализируется на стадии размышления, или рефлексии .
Пример дерева предсказаний на уроке обществознания
Примеры работы с приемом Дерево предсказаний
При изучении текста на уроках литературы (географии, истории)
Текст произведения читается не до конца. Строится дерево предположений, у которого ветви будут содержать варианты возможных концовок. В качестве аргументов важно предоставить факты, взятые из самого текста произведения (Какие ситуации предполагают такое развитие события? Какие качества героя могут повлиять на ситуацию?).
Для закрепления грамматической темы
Например, на уроке английского языка прием поможет при закреплении форм глаголов в будущем времени.
Ситуация: получен прогноз из Центра исследования, в котором описаны возможные перспективы развития человечества.
Предположения учеников строятся с употреблением конструкций «May be…if», «Will be.».
При изучении новой темы
Прием «дерево предсказаний» может помочь актуализировать знания и составить прогнозы по поводу новой темы.
Например, на уроке математике вы собираетесь изучать теорему Пифагора. На дереве предсказаний в качестве ветвей появятся предположения учеников о том, какие аксиомы, возможно, будут использованы.
На этапе закрепления материала и контроля знаний
Для этого этапа урока прием «дерево предсказаний» используется как способ проверить, насколько ученики освоили тему и умеют аргументировано отстаивать свою точку зрения. При этом предсказания могут быть самыми фантастическими, важно — умение доказать, привести правильные аргументы и предпосылки такого развития событий.
Например, на уроке обществознания вы закончили тему о политическом режиме в Российской Федерации. Теперь строите вместе с учениками «дерево предсказаний», у которого в качестве «ствола» (темы) будет предложен вопрос: Политическая ситуация в РФ через 20/50 лет. Для «ветвей» ученики приводят свои прогнозы: «усиление/ослабление демократических основ», «усиление централизации власти», «возврат к однопартийной структуре» и т.д. Важно, чтобы заполнялись «листья» дерева, где будут указаны аргументы и предпосылки такой вероятности.
Для рефлексии
В облегченном варианте прием используют для рефлексии. В начале урока учащиеся высказывают ожидания от урока (оформляются в виде «листочков»). Ожидания могут касаться темы урока, эмоций, намерений учеников. В конце урока, при подведении итогов, анализируются высказанные предположения и на дереве остаются только те, которые подтвердились.
Это лишь несколько вариантов использования приема «Дерево предсказаний». Наверняка, каждый учитель сможет адаптировать его для своих целей.
ortLists]>· Можно использовать логические цепочки, построенные по принципу соотнесения. То есть, требуется соотнести понятия, термины из первого столбика с понятиями, толкованиями во втором столбике.
- Каждый ученик получает карточку, на которой указан 1 предмет, явление и т.д. Задача учащихся: составить логические цепочки по определенной теме, посмотрев, что написано у одноклассников. Работу удобнее проводить в группах или по рядам (1 группа — 1 логическая цепочка).
Это лишь несколько вариантов использования приема. Каждый учитель с легкостью может адаптировать стратегию «Логической цепочки» для своего урока, ориентируясь на цели и планируемые УУД.
Источник
«Дерево предсказания» как один из эффективных приемов РКМЧП
методическая разработка по литературе на тему
Настоящая работа представляет собой мастер-класс, в котором участники знакомятся с применением этого приема на уроке литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_priemy_rkmchp.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Меня зовут Окушко Вера Алексеевна, я работаю учителем русского языка и литературы в МБОУ ООШ пгт. Троицко-Печорск Республики Коми.
Учителя-словесники, поставленные в условия жесткой конкуренции с современными средствами информации, находятся в постоянном творческом поиске новых методик преподавания, приемов обучения чтению художественной литературы. В конце 2005 года познакомилась с технологией РКМЧП. Со следующего года начала использовать некоторые приемы и методы данной методики.
С 2008-2009 учебного года методической темой по самообразованию выбрала «Применение форм, методов и приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо, позволяющих повысить качество обучения». Строю уроки в режиме технологии РКМЧП: вызов – осмысление содержания – рефлексия (размышление). Сейчас продолжаю активно использовать свои знания в этой технологии Также в своей работе применяю современные педагогические технологии: технологию проблемного обучения, информационно-коммуникационные технологии.
- Познакомить слушателей с приемом «дерево предсказания»;
- Провести учебное занятие с использованием приема «дерево предсказания»;
- Научить самостоятельно моделировать урок по схеме данного приема
- Критическое мышление – это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. Это отправная точка для творческого мышления, более того, и критическое, и творческое мышление развиваются в синтезе, взаимообусловленно.
В арсенале данной технологии много эффективных приемов и методов. Я хочу познакомить вас с одним из них – приемом «дерево предсказания» , заимствованным из рекомендаций американского педагога Д. Бланка для работы с художественным текстом. Он адаптирован и с успехом применяется при обучении на уроках по другим учебным предметам. Этот прием дает широкие возможности для развития не только мыслительной, познавательной, но и творческой деятельности учеников.
Прием «дерево предсказаний» помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести. Правила работы с данным приемом таковы: «ствол дерева» — тема, «ветви» — предположения (количество «ветвей» не ограничено) и, наконец, «листья» — обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения. Этот прием хорошо работает как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии.
Р. Быстром отмечает: «Рефлексия – особый вид мышления… Рефлексивное мышление означает фокусирование вашего внимания. Оно означает тщательное взвешивание, оценку и выбор».
К. Роджерс писал: «Способ обучаться состоит в том, чтобы обозначать свои сомнения, попытаться прояснить неясные вопросы и таким образом приблизиться к смыслу нового опыта…».
Рефлексивный анализ направлен на прояснение смысла нового материала, но этот анализ мало полезен, если он не обращен в словесную форму, устную или письменную. В процессе обмена мнениями по поводу прочитанного или услышанного учащиеся имеют возможность осознать, что один и тот же текст может вызывать различные оценки, отличающиеся по форме и по содержанию. Некоторые из суждений других учеников могут оказаться вполне приемлемыми для принятия их как своих собственных. Другие суждения вызывают потребность в дискуссии. В любом случае этап рефлексии активно способствует развитию навыков критического мышления.
Стадия рефлексии, которая характеризуется активным целостным обобщением полученной информации и выработкой собственного отношения к изучаемому материалу, дает широкие возможности для формирования аргументированного представления о произведении, помогает учащимся выработать навыки создания собственных текстов, способствует живому диалогу с автором.
Я хочу предложить вашему вниманию работу над текстом басни И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей» на стадии рефлексии, так как эта басня знакома всем с детства и это поможет нам в понимании приема «дерево предсказаний».
В классе 4 ученика : историк, физик, географ, учитель начальных классов.
Тема урока : Басня И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей»
Рефлексия : цель – прогнозирование дальнейшей судьбы Стрекозы.
Ход: Представьте себе, что учащиеся уже знакомы с содержанием басни, позади обсуждение, анализ текста, выяснение заложенной в ней морали. Перед нами два ярких образа: трудолюбивый Муравей и бездельница Стрекоза – и мораль: «Ты все пела? Это дело: Так поди же, попляши!». Ребята быстро улавливают, что хорошо, а что плохо и что зло должно быть наказуемо. А дальше? А как в жизни? Бедная Стрекоза или «так ей и надо»?
Работа с учениками . Ребята, я предлагаю вам сейчас представить, что перед нами не басня с ее поучительным смыслом, а рассказ о жизни , подобных Стрекозе и Муравью людей на сюжет басни.
Итак, Стрекоза стоит на пороге дома Муравья, не желающего пускать ее в свой дом.
Задания для класса:
- Подумайте, какие чувства сейчас испытывает Стрекоза? (Запись, обсуждение)
- А Муравей? (Запись, обсуждение)
- А вы? (Запись, обсуждение)
- Что должно произойти дальше? (Запись, обсуждение)
- Подумайте, о ком мы должны продолжить свой рассказ? Почему? Что нас волнует? (Обсуждение)
- Как можно продолжить рассказ о дальнейшей судьбе Стрекозы и Муравья. В центре – судьба (или будущее) Стрекозы. Используя прием «дерево предсказаний», выскажите возможные пути ее жизни и аргументируйте свои предположения.
- Индивидуальная работа . Запишите в виде «веточек» ваши предположения о судьбе Стрекозы.
Каждому своему предположению дайте обоснование («листик»).
- Парное обсуждение . Выскажите свои предположения товарищу. Обсудите.
- Коллективное обсуждение . Запись на доске прогнозов и аргументов, составленных учениками.
- Вспомните, какие чувства вы испытывали, когда задумались о том, как будет жить Стрекоза дальше. Обратите внимание на темы предстоящей творческой работы. Какая из них заинтересовала вас и в какой форме вы захотели бы поделиться своими впечатлениями? (Обсуждение)
- Выберите ту тему сочинения, которая поможет лучше отразить вашу жизненную точку зрения.
- Выход на творческое мышление. Сочинение.
- Темы творческой работы:
- «Приходи ко мне, Стрекоза!»
- «Как тебе живется, Стрекоза?»
- Судьба Стрекозы.
- Какие жизненные уроки извлекла Стрекоза?
- Домашнее задание : написание творческой работы.
- Моделирование собственного урока.
Попробуйте самостоятельно составить часть урока (вызов или рефлексию) по своему предмету, используя прием «дерево предсказания».
- Обсуждение авторских моделей.
- Результаты совместной деятельности.
Источник