Дерево предсказаний прием технологии развития критического мышления

Прием «Дерево предсказаний» на уроках в школе: варианты применения

Прием «дерево предсказаний» был разработан американским ученым Дж. Беллансом для работы с художественным текстом. В адаптированном варианте этот прием впервые стал применяться на уроках по развитию критического мышления через чтение и письмо. Стратегия метода помогает развивать образное мышление, соотносить аргументы и факты, развивать фантазию и умение мыслить перспективно. Прием может использоваться на уроке любого типа по любому предмету. В примерах рассмотрим, на какой стадии урока может быть использовано «Дерево предсказаний».

Алгоритм работы с приемом

На доске рисуется силуэт дерева:

Ствол дерева — это выбранная тема, ключевой вопрос темы, смоделированная или реальная ситуация, которые предполагают множественность решений.

Ветви дерева — это варианты предположений, которые начинаются со слов: «Возможно,…», «Вероятно,…». Количество ветвей не ограничено.

Листья дерева — обоснование, аргументы, которые доказывают правоту высказанного предположения (указанного на ветви).

На уроках, построенных по методу РКМ, прием «Дерево предсказаний» применяется на стадии вызова и анализируется на стадии размышления, или рефлексии.

Пример дерева предсказаний на уроке обществознания

Примеры работы с приемом Дерево предсказаний

При изучении текста на уроках литературы (географии, истории)

Текст произведения читается не до конца. Строится дерево предположений, у которого ветви будут содержать варианты возможных концовок. В качестве аргументов важно предоставить факты, взятые из самого текста произведения (Какие ситуации предполагают такое развитие события? Какие качества героя могут повлиять на ситуацию?).

Для закрепления грамматической темы

Например, на уроке английского языка прием поможет при закреплении форм глаголов в будущем времени.

Ситуация: получен прогноз из Центра исследования, в котором описаны возможные перспективы развития человечества.

Предположения учеников строятся с употреблением конструкций «May be…if», «Will be..».

При изучении новой темы

Прием «дерево предсказаний» может помочь актуализировать знания и составить прогнозы по поводу новой темы.

Например, на уроке математике вы собираетесь изучать теорему Пифагора. На дереве предсказаний в качестве ветвей появятся предположения учеников о том, какие аксиомы, возможно, будут использованы.

На этапе закрепления материала и контроля знаний

Для этого этапа урока прием «дерево предсказаний» используется как способ проверить, насколько ученики освоили тему и умеют аргументировано отстаивать свою точку зрения. При этом предсказания могут быть самыми фантастическими, важно — умение доказать, привести правильные аргументы и предпосылки такого развития событий.

Например, на уроке обществознания вы закончили тему о политическом режиме в Российской Федерации. Теперь строите вместе с учениками «дерево предсказаний», у которого в качестве «ствола» (темы) будет предложен вопрос: Политическая ситуация в РФ через 20/50 лет. Для «ветвей» ученики приводят свои прогнозы: «усиление/ослабление демократических основ», «усиление централизации власти», «возврат к однопартийной структуре» и т.д. Важно, чтобы заполнялись «листья» дерева, где будут указаны аргументы и предпосылки такой вероятности.

Для рефлексии

В облегченном варианте прием используют для рефлексии. В начале урока учащиеся высказывают ожидания от урока (оформляются в виде «листочков»). Ожидания могут касаться темы урока, эмоций, намерений учеников. В конце урока, при подведении итогов, анализируются высказанные предположения и на дереве остаются только те, которые подтвердились.

Читайте также:  Вопреки предсказанию моего спутника погода прояснилась разбор предложения синтаксический

Это лишь несколько вариантов использования приема «Дерево предсказаний». Наверняка, каждый учитель сможет адаптировать его для своих целей.

Об авторе: Шутова Галина Викторовна, учитель русского языка и литературы.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник

Технология критического мышления «Дерево предсказаний»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детский Эколого-Биологический центр Усть-Кутского муниципального образования «Дерево предсказаний» Прием заимствован у американского учителя Дж. Белланса Выполнила: Однокурцева Кристина Владимировна педагог дополнительного образования

Ствол дерева – тема Ветви – предположения Предположения по двум направлениям: «возможно» «вероятно» Количество ветвей не ограничено. листья — обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения

Схематичная модель «дерева предсказаний» обоснование обоснование обоснование обоснование

Схематичная модель «дерева предсказаний» Был задан вопрос: «Что надо сделать, чтобы прожить здоровым и счастливым много?»

Тема должна содержать вопрос, адресованный в будущее. Не использовать прием больше одного раза на уроке. Все версии аргументировать содержанием текста, а не домыслами. Содержание занятия

Прием «Дерево предсказаний» Целесообразно использовать при изучении происходящих в настоящее время событий. В качестве аргументов важно использовать материалы учебника и материалы средств массовой информации. Глубже вникать в актуальные общественные проблемы и разносторонне их анализировать.

Литература: Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В., Учим детей мыслить критически.-С-Пб: “Альянс “Дельта” совм. С издательством “Речь”, 2003. Загашев И.О., Заир – Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Издательство “Альянс “Дельта”, 2003. Муштавинская И.В., Трофимчук Г.А. Технология развития критического мышления: Методическое пособие.– СПб: ИРО “Смена”, 2004. http://www.kmspb.narod.ru./posobie/priem.htm Приемы технологии РКМ. http://svetlyschool1.narod.ru/vist_Typina.htm Тяпина В. Н. “Использование методов и приемов технологии развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности учащихся в процессе изучения предмета окружающий мир”.

Номер материала: ДВ-261399

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Около 13 тыс. апелляций по итогам ЕГЭ поступили в Рособрнадзор в этом году

Время чтения: 1 минута

В России обновили ФГОС начального и основного общего образования

Время чтения: 2 минуты

ЕГЭ на 400 баллов в 2021 году сдала одна выпускница

Время чтения: 1 минута

Россия вошла в десятку стран по затратам на исследования

Время чтения: 2 минуты

В Совфеде допустили возможность отказа в поступлении в вуз непривитым

Время чтения: 2 минуты

Глобальная программа строительства школ охватит большинство регионов России

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

«Смысловое чтение» Технология критического мышления приём «Дерево предсказания»

Комитет по образованию г. Улан-Удэ

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №60

социальной адаптации детей-инвалидов»

Технология критического мышления

Читайте также:  Предсказания нового президента россии

приём «Дерево предсказания»

учитель: Барадиева Т.З.

Учителя начальных классов, поставленные в условия жесткой конкуренции с современными средствами информации, находятся в постоянном творческом поиске новых методик преподавания, приемов обучения чтению художественной литературы.

В своей работе использую приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо, позволяющих повысить качество обучения». Строю уроки в режиме технологии РКМЧП: вызов – осмысление содержания – рефлексия (размышление).

Познакомить слушателей с приемом «дерево предсказания»;

Провести учебное занятие с использованием приема «дерево предсказания»;

Научить самостоятельно моделировать урок по схеме данного приема

Критическое мышление – это открытое мышление, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. Это отправная точка для творческого мышления, более того, и критическое, и творческое мышление развиваются в синтезе, взаимообусловленно.

В арсенале данной технологии много эффективных приемов и методов. Я хочу познакомить вас с одним из них – приемом «дерево предсказания» , заимствованным из рекомендаций американского педагога Д. Бланка для работы с художественным текстом. Он адаптирован и с успехом применяется при обучении на уроках по другим учебным предметам. Этот прием дает широкие возможности для развития не только мыслительной, познавательной, но и творческой деятельности учеников. ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Прием «дерево предсказаний» помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести. Правила работы с данным приемом:

1 «ствол дерева» — тема,

2 «ветви» — предположения (количество «ветвей» не ограничено) и, наконец,

3 «листья» — обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.

Этот прием хорошо работает как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии.

Я хочу предложить вашему вниманию работу над текстом басни И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей» на стадии рефлексии, так как эта басня знакома всем с детства и это поможет нам в понимании приема «дерево предсказаний».

В классе учителя начальных классов.

Тема урока : Басня И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей»

Рефлексия : цель – прогнозирование дальнейшей судьбы Стрекозы.

Ход: Вы уже знакомы с содержанием басни, позади обсуждение, анализ текста, выяснение заложенной в ней морали. Перед нами два ярких образа: трудолюбивый Муравей и бездельница Стрекоза – и мораль: «Ты все пела? Это дело: Так поди же, попляши!». Вы знаете, что хорошо, а что плохо и что зло должно быть наказуемо. А дальше? А как в жизни? Бедная Стрекоза или «так ей и надо»?

Работа с учениками . Я предлагаю вам сейчас представить, что перед нами не басня с ее поучительным смыслом, а рассказ о жизни людей, подобных Стрекозе и Муравью.

Задания для класса: Итак, как можно продолжить рассказ о дальнейшей судьбе Стрекозы и Муравья. В центре – судьба (или будущее) Стрекозы. Используя прием «дерево предсказаний», выскажите возможные пути ее жизни и аргументируйте свои предположения.

Групповая работа . Запишите в виде «веточек» ваши предположения о судьбе Стрекозы. ЛИСТЫ И МАРКЕРЫ

Каждому своему предположению дайте обоснование («листик»).

Обсуждение . Выскажите свои предположения. Обсудите.

Коллективное обсуждение . Запись на доске прогнозов и аргументов, составленных учениками.

Вспомните, какие чувства вы испытывали, когда задумались о том, как будет жить Стрекоза дальше. Обсудите темы предстоящей творческой работы. Какая из них заинтересовала вас и в какой форме вы захотели бы поделиться своими впечатлениями? (Обсуждение)

Определите ту тему сочинения, которая поможет лучше отразить вашу жизненную точку зрения.

Выход на творческое мышление. Предложения

Темы творческой работы:

«Приходи ко мне, Стрекоза!»

«Как тебе живется, Стрекоза?»

Какие жизненные уроки извлекла Стрекоза?

Результаты совместной деятельности.

Источник

Читайте также:  Тютчев спиритическое предсказание анализ

Приём критического мышления «Дерево предсказаний»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детский Эколого-биологический центр Усть-Кутского муниципального образования Приём критического мышления «Дерево предсказаний» Данный приём заимствован у американского учителя Дж. Белланса Марисова Марина Петровна, педагог дополнительного образования

Приём «дерево предсказаний» был разработан американским учёным Дж. Беллансом для работы с художественным текстом. В адаптированном варианте этот приём впервые стал применяться на уроках по развитию критического мышления через чтение и письмо.

Стратегия метода помогает: развивать образное мышление, соотносить аргументы и факты, развивать фантазию, умение мыслить перспективно. Приём может использоваться на уроке любого типа по любому предмету.

Описание метода Ствол дерева – тема. Ветви – предположения. Предположения по двум направлениям: «возможно» «вероятно» Количество ветвей не ограничено(листья) — обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.

ТЕМА Предполагай и аргументируй!

«Аргумент – обоснование» Схематичная модель «дерева предсказаний» Аргумент 1 Аргумент 2 обоснование обоснование обоснование обоснование ТЕМА

Схематичная модель «дерева предсказаний» заниматься спортом, делать зарядку купаться, гулять на свежем воздухе загорать, отдыхать, играть, Был задан вопрос: «Что надо сделать, чтобы прожить здоровым и счастливым много

Тема должна содержать вопрос, адресованный в будущее. Не использовать прием больше одного раза на уроке. Все версии аргументировать содержанием текста, а не домыслами. На занятии

Приём «Дерево предсказаний» на занятии «Лес заиндевелый».

Приём «Дерево предсказаний» Целесообразно использовать при изучении происходящих в настоящее время событий. В качестве аргументов важно использовать материалы учебника и материалы средств массовой информации. Глубже вникать в актуальные общественные проблемы, разносторонне их анализировать.

Литература: Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В., Учим детей мыслить критически. -С-Пб: «Альянс Дельта» совм. с издательством «Речь», 2003. Загашев И.О., Заир – Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Издательство Альянс «Дельта», 2009. Муштавинская И.В., Трофимчук Г.А. Технология развития критического мышления: Методическое пособие.– СПб: ИРО «Смена», 2007. http://www.kmspb.narod.ru./posobie/priem.htm Приёмы технологии РКМ. http://www.kmspb.narod.ru./posobie/nachal.htm Уроки с использованием технологии РКМ. Начальная школа. http://svetlyschool1.narod.ru/vist-Typina.htm Тяпина В. Н. «Использование методов и приемов технологии развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности учащихся в процессе изучения предмета окружающий мир».

Номер материала: ДВ-424623

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

ЕГЭ на 400 баллов в 2021 году сдала одна выпускница

Время чтения: 1 минута

Московские школьники завоевали две золотые медали на Балтийской олимпиаде по географии

Время чтения: 1 минута

Дети до семи месяцев невосприимчивы к визуальной маскировке

Время чтения: 3 минуты

Минздрав начнет выдавать генетические паспорта новорождённым

Время чтения: 1 минута

В России обновили ФГОС начального и основного общего образования

Время чтения: 2 минуты

Около 13 тыс. апелляций по итогам ЕГЭ поступили в Рособрнадзор в этом году

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Оцените статью