- «Дерево предсказания» как один из эффективных приемов РКМЧП методическая разработка по литературе на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Использование приема «Дерево предсказаний» методическая разработка по чтению на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- «Смысловое чтение» Технология критического мышления приём «Дерево предсказания»
«Дерево предсказания» как один из эффективных приемов РКМЧП
методическая разработка по литературе на тему
Настоящая работа представляет собой мастер-класс, в котором участники знакомятся с применением этого приема на уроке литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_priemy_rkmchp.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Меня зовут Окушко Вера Алексеевна, я работаю учителем русского языка и литературы в МБОУ ООШ пгт. Троицко-Печорск Республики Коми.
Учителя-словесники, поставленные в условия жесткой конкуренции с современными средствами информации, находятся в постоянном творческом поиске новых методик преподавания, приемов обучения чтению художественной литературы. В конце 2005 года познакомилась с технологией РКМЧП. Со следующего года начала использовать некоторые приемы и методы данной методики.
С 2008-2009 учебного года методической темой по самообразованию выбрала «Применение форм, методов и приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо, позволяющих повысить качество обучения». Строю уроки в режиме технологии РКМЧП: вызов – осмысление содержания – рефлексия (размышление). Сейчас продолжаю активно использовать свои знания в этой технологии Также в своей работе применяю современные педагогические технологии: технологию проблемного обучения, информационно-коммуникационные технологии.
- Познакомить слушателей с приемом «дерево предсказания»;
- Провести учебное занятие с использованием приема «дерево предсказания»;
- Научить самостоятельно моделировать урок по схеме данного приема
- Критическое мышление – это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. Это отправная точка для творческого мышления, более того, и критическое, и творческое мышление развиваются в синтезе, взаимообусловленно.
В арсенале данной технологии много эффективных приемов и методов. Я хочу познакомить вас с одним из них – приемом «дерево предсказания» , заимствованным из рекомендаций американского педагога Д. Бланка для работы с художественным текстом. Он адаптирован и с успехом применяется при обучении на уроках по другим учебным предметам. Этот прием дает широкие возможности для развития не только мыслительной, познавательной, но и творческой деятельности учеников.
Прием «дерево предсказаний» помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести. Правила работы с данным приемом таковы: «ствол дерева» — тема, «ветви» — предположения (количество «ветвей» не ограничено) и, наконец, «листья» — обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения. Этот прием хорошо работает как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии.
Р. Быстром отмечает: «Рефлексия – особый вид мышления… Рефлексивное мышление означает фокусирование вашего внимания. Оно означает тщательное взвешивание, оценку и выбор».
К. Роджерс писал: «Способ обучаться состоит в том, чтобы обозначать свои сомнения, попытаться прояснить неясные вопросы и таким образом приблизиться к смыслу нового опыта…».
Рефлексивный анализ направлен на прояснение смысла нового материала, но этот анализ мало полезен, если он не обращен в словесную форму, устную или письменную. В процессе обмена мнениями по поводу прочитанного или услышанного учащиеся имеют возможность осознать, что один и тот же текст может вызывать различные оценки, отличающиеся по форме и по содержанию. Некоторые из суждений других учеников могут оказаться вполне приемлемыми для принятия их как своих собственных. Другие суждения вызывают потребность в дискуссии. В любом случае этап рефлексии активно способствует развитию навыков критического мышления.
Стадия рефлексии, которая характеризуется активным целостным обобщением полученной информации и выработкой собственного отношения к изучаемому материалу, дает широкие возможности для формирования аргументированного представления о произведении, помогает учащимся выработать навыки создания собственных текстов, способствует живому диалогу с автором.
Я хочу предложить вашему вниманию работу над текстом басни И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей» на стадии рефлексии, так как эта басня знакома всем с детства и это поможет нам в понимании приема «дерево предсказаний».
В классе 4 ученика : историк, физик, географ, учитель начальных классов.
Тема урока : Басня И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей»
Рефлексия : цель – прогнозирование дальнейшей судьбы Стрекозы.
Ход: Представьте себе, что учащиеся уже знакомы с содержанием басни, позади обсуждение, анализ текста, выяснение заложенной в ней морали. Перед нами два ярких образа: трудолюбивый Муравей и бездельница Стрекоза – и мораль: «Ты все пела? Это дело: Так поди же, попляши!». Ребята быстро улавливают, что хорошо, а что плохо и что зло должно быть наказуемо. А дальше? А как в жизни? Бедная Стрекоза или «так ей и надо»?
Работа с учениками . Ребята, я предлагаю вам сейчас представить, что перед нами не басня с ее поучительным смыслом, а рассказ о жизни , подобных Стрекозе и Муравью людей на сюжет басни.
Итак, Стрекоза стоит на пороге дома Муравья, не желающего пускать ее в свой дом.
Задания для класса:
- Подумайте, какие чувства сейчас испытывает Стрекоза? (Запись, обсуждение)
- А Муравей? (Запись, обсуждение)
- А вы? (Запись, обсуждение)
- Что должно произойти дальше? (Запись, обсуждение)
- Подумайте, о ком мы должны продолжить свой рассказ? Почему? Что нас волнует? (Обсуждение)
- Как можно продолжить рассказ о дальнейшей судьбе Стрекозы и Муравья. В центре – судьба (или будущее) Стрекозы. Используя прием «дерево предсказаний», выскажите возможные пути ее жизни и аргументируйте свои предположения.
- Индивидуальная работа . Запишите в виде «веточек» ваши предположения о судьбе Стрекозы.
Каждому своему предположению дайте обоснование («листик»).
- Парное обсуждение . Выскажите свои предположения товарищу. Обсудите.
- Коллективное обсуждение . Запись на доске прогнозов и аргументов, составленных учениками.
- Вспомните, какие чувства вы испытывали, когда задумались о том, как будет жить Стрекоза дальше. Обратите внимание на темы предстоящей творческой работы. Какая из них заинтересовала вас и в какой форме вы захотели бы поделиться своими впечатлениями? (Обсуждение)
- Выберите ту тему сочинения, которая поможет лучше отразить вашу жизненную точку зрения.
- Выход на творческое мышление. Сочинение.
- Темы творческой работы:
- «Приходи ко мне, Стрекоза!»
- «Как тебе живется, Стрекоза?»
- Судьба Стрекозы.
- Какие жизненные уроки извлекла Стрекоза?
- Домашнее задание : написание творческой работы.
- Моделирование собственного урока.
Попробуйте самостоятельно составить часть урока (вызов или рефлексию) по своему предмету, используя прием «дерево предсказания».
- Обсуждение авторских моделей.
- Результаты совместной деятельности.
Источник
Использование приема «Дерево предсказаний»
методическая разработка по чтению на тему
В материале представлены примеры использования приема на уроках литературного чтения в начальных классах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
derevo_predskazaniy.docx | 289.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Прием «Дерево предсказаний»
Текст произведения читается не до конца. Строится дерево предположений, у которого ветви будут содержать варианты возможных концовок. В качестве аргументов важно предоставить факты, взятые из самого текста произведения (Какие ситуации предполагают такое развитие события? Какие качества героя могут повлиять на ситуацию?).
Примеры использования приема на уроках литературного чтения.
Тема: сказка «Лиса и тетерев»
Предположения детей, как может закончиться сказка:
- Лисица обхитрит тетерева и съесть его
- Тетерев не послушает лисицу, лисица останется ни с чем
- Тетерев и лиса станут лучшими друзьями
- К тетереву прилетят его друзья, и они все вместе прогонят лисицу
- Тетерев и лиса объединятся и будут вместе пугать других зверей в лесу
Тема: М.Пришвин «Ребята и утята»
Предположения детей, как может закончиться рассказ:
- ребята помогут утке с утятами
- ребята продолжат закидывать шапками утку с утятами
- ребята унесут утят и утку домой
- утята и утка сами улетят от ребят
- ребята возьмут утку с утятами и донесут их до озера
- утка и утята нападут на ребят
Тема: В.Бианки «Музыкант»
Предположения детей, как может закончиться рассказ:
- охотник не убил медведя
- охотник убил медведя и радовался добычей
- охотник стал вместе с медведем играть на щепке
- охотник позвал других охотников, они вместе наблюдали за медведем и удивлялись его игре
- медведь прогнал охотника
Тема: В.Драгунский «Тайное становится явным»
Предположения детей, как может закончиться рассказ:
- мальчик сознается в том, что он вылил кашу в окно
- мальчик не сознается в том, что он вылил кашу в окно
- мама не простит Дениску, он не поедет в Кремль
- мама простит Дениску, но поездка в Кремль не состоится
- мама простит Дениску, и они вместе отправятся в Кремль
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект практической работы (рабочий лист для уч-ся) по познанию мира.
Учитель, руководствуясь своими наблюдениями и результатами анкетирования учащихся по выбору профессии в будущем, прогнозирует, что ждет учеников класса в дальнейшей профессиональной сфере.
Оригинальное самостоятельное исследование погоды своей местности.
Оригинальное самостоятельное исследование погоды своей местности.
Шуточные предсказания судьбы на выпускном в 4 классе приукрасят ваш праздник.
Сложнейшая и актуальнейшая проблема в настоящее время – это воспитание подрастающего поколения. Проблема раскрытия индивидуальности каждого ребенка не может быть решена вне той деятельност.
Шаблон подарочной открытки к 1 сентября. Нужно распечатать, сделать прорези по пунктирной линии и вставить подарок (ручку или конфету). На обороте есть предсказание. Чтобы сделать его сюрпризом — закл.
Источник
«Смысловое чтение» Технология критического мышления приём «Дерево предсказания»
Комитет по образованию г. Улан-Удэ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №60
социальной адаптации детей-инвалидов»
Технология критического мышления
приём «Дерево предсказания»
учитель: Барадиева Т.З.
Учителя начальных классов, поставленные в условия жесткой конкуренции с современными средствами информации, находятся в постоянном творческом поиске новых методик преподавания, приемов обучения чтению художественной литературы.
В своей работе использую приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо, позволяющих повысить качество обучения». Строю уроки в режиме технологии РКМЧП: вызов – осмысление содержания – рефлексия (размышление).
Познакомить слушателей с приемом «дерево предсказания»;
Провести учебное занятие с использованием приема «дерево предсказания»;
Научить самостоятельно моделировать урок по схеме данного приема
Критическое мышление – это открытое мышление, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. Это отправная точка для творческого мышления, более того, и критическое, и творческое мышление развиваются в синтезе, взаимообусловленно.
В арсенале данной технологии много эффективных приемов и методов. Я хочу познакомить вас с одним из них – приемом «дерево предсказания» , заимствованным из рекомендаций американского педагога Д. Бланка для работы с художественным текстом. Он адаптирован и с успехом применяется при обучении на уроках по другим учебным предметам. Этот прием дает широкие возможности для развития не только мыслительной, познавательной, но и творческой деятельности учеников. ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Прием «дерево предсказаний» помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести. Правила работы с данным приемом:
1 «ствол дерева» — тема,
2 «ветви» — предположения (количество «ветвей» не ограничено) и, наконец,
3 «листья» — обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.
Этот прием хорошо работает как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии.
Я хочу предложить вашему вниманию работу над текстом басни И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей» на стадии рефлексии, так как эта басня знакома всем с детства и это поможет нам в понимании приема «дерево предсказаний».
В классе учителя начальных классов.
Тема урока : Басня И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей»
Рефлексия : цель – прогнозирование дальнейшей судьбы Стрекозы.
Ход: Вы уже знакомы с содержанием басни, позади обсуждение, анализ текста, выяснение заложенной в ней морали. Перед нами два ярких образа: трудолюбивый Муравей и бездельница Стрекоза – и мораль: «Ты все пела? Это дело: Так поди же, попляши!». Вы знаете, что хорошо, а что плохо и что зло должно быть наказуемо. А дальше? А как в жизни? Бедная Стрекоза или «так ей и надо»?
Работа с учениками . Я предлагаю вам сейчас представить, что перед нами не басня с ее поучительным смыслом, а рассказ о жизни людей, подобных Стрекозе и Муравью.
Задания для класса: Итак, как можно продолжить рассказ о дальнейшей судьбе Стрекозы и Муравья. В центре – судьба (или будущее) Стрекозы. Используя прием «дерево предсказаний», выскажите возможные пути ее жизни и аргументируйте свои предположения.
Групповая работа . Запишите в виде «веточек» ваши предположения о судьбе Стрекозы. ЛИСТЫ И МАРКЕРЫ
Каждому своему предположению дайте обоснование («листик»).
Обсуждение . Выскажите свои предположения. Обсудите.
Коллективное обсуждение . Запись на доске прогнозов и аргументов, составленных учениками.
Вспомните, какие чувства вы испытывали, когда задумались о том, как будет жить Стрекоза дальше. Обсудите темы предстоящей творческой работы. Какая из них заинтересовала вас и в какой форме вы захотели бы поделиться своими впечатлениями? (Обсуждение)
Определите ту тему сочинения, которая поможет лучше отразить вашу жизненную точку зрения.
Выход на творческое мышление. Предложения
Темы творческой работы:
«Приходи ко мне, Стрекоза!»
«Как тебе живется, Стрекоза?»
Какие жизненные уроки извлекла Стрекоза?
Результаты совместной деятельности.
Источник