- Оберег в виде черепа – использование в древности для защиты и ритуалов
- Значение черепа как оберега
- Легенды и сказания о черепах
- Мифология различных народов
- Средневековые и античные сказания о магических ритуалах
- Как применялся у разных народов?
- Украшения в форме черепа — как к ним относиться?
- Символ: Череп
- Как и кем используется символика черепа
- Символический смысл
- Культ черепа
- В христианстве
- В живописи
- Пираты
- Элемент военной формы
- Германская армия — «Тотенкопф»
- Русская армия — «Адамова голова»
Оберег в виде черепа – использование в древности для защиты и ритуалов
Оберег для жилища в виде черепа использовался славянами, скандинавами, а также жителями древних восточных государств. Костная часть головы символизировала не только неумолимую смерть, но также являлась сосудом для бессмертного духа, который мог защищать живых. Для магических ритуалов раньше использовались черепа диких зверей и людей. Современные эзотерики разрешают использовать для проведения обрядов, связанных со смертью, а также гаданий искусственные обереги в виде черепушек.
Значение черепа как оберега
Череп животного или человека олицетворяет скоротечность жизни, неумолимого старения, увядания, а также смерти, потому зачастую колдуны используют костную часть головы для контакта с миром мертвых и потусторонними сущностями. В христианстве символ изображался рядом со святыми, чтобы показать отречение от земной жизни и бессмысленных переживаний. Для гаданий, чтобы найти ответ, практики раньше ставили черепушку в изголовье кровати и просили помощи в сновидениях.
Увеличит силы и защитит дом лучше всего черепушка тотемного зверя, которого избрал практик. А также такой оберег поможет наладить контакт с магическим животным.
Современные эзотерики используют древний магический символ для следующих целей:
Такой атрибут часто используется черными магами для проведения определенных обрядов.
- выход на контакт с мертвецами для проведения черно-магических ритуалов;
- выявление лжецов во снах;
- усиление ритуалов черной магии;
- улучшение умственных способностей и концентрации;
- защита с помощью черепа тотемного животного.
По поверьям европейских, славянских и восточных народов в черепе также заключена вся жизненная сила человека, потому дух после смерти остается именно там. Через материальное вместилище налаживается связь с умершим, к которому можно обратиться за помощью и узнать сакральные знания. Дух, заключенный в черепе, также способен защитить и уберечь живого, потому в каменную кладку зданий в Средневековье вмуровывали людей. Кости выступали гарантом, что темные силы не повредят здание, а магический предмет выступит вечным хранителем.
Легенды и сказания о черепах
Мифология различных народов
Во многих источниках череп используется демиургами или божественными сущностями, чтобы сотворить земную твердь или небеса. Например, у древних народов Юго-Восточной Азии землю создал семитский бог из туловища и головы убитого монстра. В Скандинавской мифологии асы убили жестокого первосущества Имира, от которого пошел род кровожадных великанов, поднесли высокого его череп и закрепили по 4 сторонам — так и родилось небо. В Эддах скандинавов костная часть головы часто фигурирует как символ связь различных миров. Череп мудреца великана Мимира, который жил среды асов, использовалась великим богом Одином, чтобы получить весточки из других измерений.
Средневековые и античные сказания о магических ритуалах
Большинство историй, написанные в Темное время, основывали на действительно произошедших случаях. Например, не дал пасть крепости Копенгагена во время войн череп ребенка, вмурованный в стены. Согласно легендам, при стройке каменщики оставили в нише сладости и заманили так бездомную девочку, а потом замуровали выход. Другая жесткая легенда рассказывает, что известный современным грекам главный мост городка Арты постоянно рушился и древние греки, чтобы отдать дань потусторонним силам заживо замуровали внутри жену одного из строителей. После этого строение стало непоколебимым.
Замуровывали заживо и славяне. Сказания твердят, что в фундамент крепостей Киевской Руси легли черепа специально отловленных бездомных мальчишек. Князья отдавали подобные приказы, чтобы отогнать от стен врагов и потусторонние силы. Последний задокументированный случай использования черепов при строительстве пришелся на 1463 год, когда на польских землях неизвестного путешественника у речки Ногат вмуровали в плотину. Крестьяне верили — его череп сделает так, что сооружение никогда не рухнет.
Наиболее мистическая история связана с головой Якова де Моле, сожженного тамплиерами в 1314 году. По свидетельствам ордена палладистов, череп разговаривал, выпускал свет из глазниц и богохульствовал. Выделяют следующие, произнесенные перед казнью, проклятия Якова, которые сбылись:
Благодаря предсказанию головы Якова де Моле королевский род действительно прервался на Людовике 16, который был казнен.
- Проклятие на смерть Климента V. Папа Римский скончался через 40 суток.
- Обречение на гибель королевской семьи. Филиппа IV, прозванного Красивый, вскоре убило неизвестное заболевание. В следующие 15 лет погибли все его сыновья.
- Предсказания, что род королей во Франции оборвут путем казни. Последнего правителя Людовика XVI действительно осудили и обезглавили на плахе.
Вернуться к оглавлению
Как применялся у разных народов?
Степные народы особенно почитала черепа белой лошади, так как магический атрибут олицетворял солнечную мощь и милость божеств. Чтобы защитить умерших, обереги из конских головой насаживались на колья и устанавливались вокруг могилы. Скифские народы не трогали головы лошадей и старались сохранить их максимально целыми, ведь внутри оставался дух и мощь почившего животного. Чтобы в потустороннем мире умерший воин не остался без охраны, рядом с ним клали конские черепа с костями.
Древние племена Сибири после удачной охоты обязательно ставили в угол голову животного, которое убили и извинялись за смерть. Считалось, что дух слышал извинения и становился на сторону людей.
В Европе и Азии лошадиный череп использовался при строительстве до IXX в., при этом важно было заложить его в юго-восточный угол. Магический оберег становился символом дома, защищал от природных катаклизмов и нечистых сил. В Киевской Руси в почетный угол при стройке крестьянского жилища клали черепушку петуха, а крепостных стен — быка. Заборы же украшались защитными головами коров и лошадей. Кельты верили, что в черепе сосредоточена магическая помощь, которая принесет владельцу деньги и оградит от болезней. В мусульманском мире считается, что на швах костной части головы написана судьба умершего.
Источник
Украшения в форме черепа — как к ним относиться?
Даже спокойный человек иной раз вздрогнет при взгляде на нечто с пустыми глазницами и зловещим оскалом. Тем более шокирующей может показаться мысль использовать изображение черепа в качестве изящного кулона или кокетливой броши. Однако находится немало желающих примерить подобное.
Здесь дело не только в желании выделиться из толпы и продемонстрировать свою оригинальность. К такому выбору всегда подталкивают явные или скрытые ассоциации. Череп – один из древних символов, и притом весьма неоднозначных. С течением времени его смысл неоднократно менялся, однако общие тенденции часто оставались прежними.
Бренность земного и путь к просветлению
Чаще всего череп воспринимается как олицетворение смерти, что вполне логично. Его изображение с древности призвано было служить напоминанием о конечности пребывания на земле. Кроме того, созерцание зловещего символа должно было помочь преодолеть страх смерти. Для воинов это было очень актуально.
Но конечен не только человек – рано или поздно к финалу подойдёт существование всей цивилизации. Поэтому популярность изделий в виде черепа нередко становилась своеобразным отражением эсхатологических настроений. Ожидающие конца света видели в мёртвом оскале символ приближения конца земной истории. Подобные настроения и в наши дни имеют место.
Череп выступал и как знак отречения от земных радостей в целях достижения просветления. Так он воспринимался индийскими йогами. У тибетских монахов бытовали чётки, где каждая из бусин выглядела как миниатюрный череп. Окостеневшая голова была атрибутом грозных божеств, которые одновременно воспринимались и как защитники.
Жизненная энергия и защита от зла
Череп нередко был жизнеутверждающим символом и наделялся таинственными свойствами приносить здоровье и богатство. Здесь присутствует определённая логика. Кости головы являются наиболее прочными и сохраняются очень долго – даже когда остальной скелет рассыпается прахом. Поэтому череп воспринимался как вместилище энергии.
Кельты считали, что изображение черепа способно придать необходимые силы в нужный момент. Похожие поверья были и у американских индейцев. В китайской традиции череп был местом средоточения энергии ян. Поэтому даосских бессмертных изображали с головой огромного размера – это служило знаком безграничных жизненных сил.
Для кого-то элегантный череп на цепочке станет амулетом, защищающим от происков тёмных существ, враждебных человеку. Такое назначение данного атрибута является очень древним. Не оставляют без внимания череп и желающие примерить на себя образ тибетского монаха или даосского отшельника – здесь налицо связь с этническим направлением в моде.
Дизайнеры украшений не оставляют без внимания стремление жителей XXI века к экстравагантности. Появляются ювелирные цепочки, где каждое звено – маленький череп. Он нередко изображён достаточно стилизованно, поэтому приходится приглядеться, чтобы увидеть его очертания.
Перстни, цепи, браслеты из недрагоценных металлов – настоящая находка для любителей всего одиозного. Жаждущие романтики усмотрят параллель с пиратской символикой, особенно с легендарным «Весёлым Роджером», без которого не обходятся морские приключения.
Каждый волен решать, надевать такие украшения или нет. Однозначно не стоит носить их с деловым костюмом в официальной обстановке. В других случаях следует взвесить ряд аспектов, прежде всего отношение окружающих людей. Не все воспринимают подобную символику как положительную, а чужие чувства и взгляды необходимо уважать.
Источник
Символ: Череп
Как и кем используется символика черепа
Сегодня и в обозримом прошлом эта символика объединяет, пожалуй, самые непохожие группы людей. Схимники православных монастырей, пираты, готы, рокеры, эсесовцы, гусары, летчики, эмо. и многие другие группы используют череп в своей символике.
В субкультурах череп как символ бесстрашия перед смертью и скоростью используется байкерами. У байкеров и военных череп считается символом, приносящим победу, и символизирует защиту от смерти. Он же является символом Пиратской партии, цель которой — реформа законодательства в области интеллектуальной собственности.
В древнем Риме череп с костями символизировал победу над смертью, символ использовался воинами во время триумфальных победных шествий, и всегда сопровождался латинской фразой, ставшей в наше время крылатым выражением: «Memento mori» ,«Помни, что ты смертный».
Ну и конечно же, изображение человеческого черепа часто используется в качестве предупреждающего знака о смертельной опасности. Например, о токсичных материалах на химическом производстве, высоком напряжении электрического тока.
Последние десять лет, череп стал привычным принтом или образом для дизайнеров одежды и украшений. Образ черепа не только обслуживает представителей субкультур , но и считается приемлемым для людей с традиционным типом мышления.
Символический смысл
Вопросы о жизни и смерти, о бессмертии всегда волновали людей, и череп как двоякий символ смерти и бессмертия, является поводом для различных трактовок и философствований на эти темы.
Череп это символ смерти и символ противостояния ей. Устойчивость костных тканей к разложению и тлению ещё в самых древних культурах символизировала жизненную силу.
При этом череп всегда рассматривался как вместилище души. Считается, что душа продолжает жить в пределах черепа после смерти человека. Если вы владеете черепом другого, то вас уже двое, поэтому череп может принести обладателю победу в экстремальных столкновениях.
Культ черепа
Во многих первобытных племенах череп считался вместилищем души. Голову убитого врага не хоронили вместе с телом, а ставили на почетное место в жилище, объясняя это тем, что отныне она принята в семью и не должна никому в этом доме делать ничего плохого.
Череп поверженного красили в яркие цвета, чтобы он не чувствовал себя «обиженным». У кельтов Череп почитался в качестве средоточия священной силы, которая защищала человека от неблагоприятных сил и даровала здоровье и богатство.
Человеческая голова использовалась во многих предсказательных ритуалах. Скандинавский Один всегда брал с собой голову Мимира, которая приносила ему вести из других миров. Убеждение в том, что череп обладает силой умершего человека отражено в многочисленных мифических историях.
В среде майя практиковался так называемый «культ черепов»: отделенная от тела голова очищалась, а в черепе сверлилось отверстие для ношения в качестве кулона. В воинских обрядах кельтов, скифов и гуннов культу человеческого черепа отводилось центральное место. Черепа не только вывешивались у входа в святилище, но они служили в качестве украшения жилищ. Число подвешенных черепов на поясе кельтского или гуннского воина было своеобразным показателем его доблести. Череп считался не только символом победы над врагом, но также средством защиты победителя.
По мнению кельтов, мистическая сила, заключенная в голове, продолжает и после смерти побежденного служить его победителю. Часто черепа оправлялись в золото или серебро и из них делались сосуды для питья.
Кельтские всадники шли в бой, прикрепив головы на копья и упряжь лошадей. Когда вождь кельтов убивал предводителя вражеского войска, он отрезал ему голову и преподносил ее храму. Смертельно раненному товарищу также отрубали голову, чтобы она не попала в руки врага.
В христианстве
В христианской иконографии при изображении святых и апостолов череп используется для обозначения отшельников. Изображение с черепом свидетельствует об их размышлениях о смерти.
Символическое значение черепа с костями в православии — это освобождение от смерти и возможность спасения. Череп и кости — адамова голова до сих пор наносится на монашескую схиму, а так же используется в нательных крестах и распятиях.
По преданию, прах Адама находился на Голгофе, где произошло распятие Христа. Его кровь омыла череп Адама и в его лице все человечество — даруя возможность спасения.
Опираясь на это предание, средневековые иконописцы часто изображали капли крови, вытекающие из ран Христа и падающие на череп Адама, что символизировало смывание его греха. Иногда череп Адама изображали перевернутым, в виде своеобразной чаши, где накапливается стекающая кровь Христа. В этом случае голова Адама фактически отождествляется со Святым Граалем. Череп, наполненный кровью, символизировал в иконографии самоотречение и искупление грехов.
В живописи
В изобразительном искусстве череп выступает и как самостоятельный символ, и как главный атрибут персонифицированных фигур. Символизм бренности существования передан в цикле картин, объединенных латинским наименованием «Vanitas» (лат. vanitas, букв. — «суета, тщеславие»).
Рядом с черепом часто изображали еду. «Спешите творить добро, — говорят нам авторы таких натюрмортов, — ведь жизнь проходит так же быстро, как гниет груша». Также популярны были песочные часы, цветы, напитки, не долгоживущие бабочки и символы человеческих занятий, отнимающих жизнь.
В портретной живописи рука персонажа, возложенная на череп, указывает на глубокое почтение к покойному. Венок, увенчивающий череп, красноречиво свидетельствует о посмертной славе умершего.
Пираты
Корабли и флот появились в первую очередь для военных целей, поэтому была разработана система цветов флагов. Черный флаг означал приказ к немедленной остановке и капитуляции, желтый — символизировал смертельное заболевание на борту или безумие экипажа корабля. Если судно не реагировало на предупреждение, поднимался красный флаг, означавший невозможность проявления милосердия.
Общеизвестное название пиратского флага — «Весёлый Роджер». Многие пираты имели черные флаги, но изображен на них этот знак был далеко не всегда, и от традиционного знака он сильно отличался. Например, у пирата Калико Джека Рэкхама на флаге был череп со скрещенными абордажными саблями, у Томаса Тью — рука с мечом, у легендарной Черной Бороды Эдварда Тича — скелет с копьем пронзающий алое сердце.
Элемент военной формы
Изображение черепа с костями вошло в моду в армиях в эпоху романтизма, в XVIII веке. Военные сами заказывали себе значки с черепами и вешали их на свои мундиры. Официально эти знаки были закреплены в военной форме позднее.
В 1831 году Йозеф Зенькович сформировал легион десператов (отчаянных), состоявший из пехоты и кавалерии, который участвовал в боевых действиях против частей русских императорских войск в Польше и Литве. Позднее, в том же веке, символика «смерти-бессмертия» появляется и в британской армии. В 1855 году, во время Крымской войны, после сражения под Балаклавой символика дополняется лентой с надписью Death «OR GLORY» — «(СМЕРТЬ Death) ИЛИ СЛАВА». Символика так же использовалась французскими эмигрантами-роялистами, борющимися против революционного режима. А в дальнейшем и в финских, болгарских, венгерских, австрийских, итальянских и польских войсках .
Стоит упомянуть и об употреблении символики смерти частями красноармейцев и анархистскими отрядами Нестора Махно. В этом случае искажено подлинное значение черепа в воинской традиции. Череп используется для устрашения разрушения и смерти. На знамени «анархо-коммунистов» батьки Махно, красовались также «мертвая голова» и надпись «Смерть всiм, хто на пиришкодi добутья вiльностi трудовому люду».
Германская армия — «Тотенкопф»
Впервые Череп как атрибут военной формы использовалась в ударных гусарских полках прусской армии Фридриха Великого. «Гусары с мертвой головой» — «Totenkopfhusaren» наносили серебряный череп на черные шапки что символизировало единство войны и смерти на поле битвы.
В годы Первой мировой войны «мертвая голова» (tоtеnkopf) стала эмблемой элитных штурмовых частей германской армии, огнеметных рот и танковых батальонов. «Тотенкопф» была личной эмблемой летчика-аса германских люфтваффе Георга фон Хантельмана.
После 1918 года «мертвая голова» появилась на униформе добровольческих корпусов Веймарской Германии, сражавшихся против немецких большевиков, что символизировало презрение к смерти и готовность идти в своей борьбе до конца. Символика смерти появилась также на машинах и касках членов «черного рейхсвера».
Русская армия — «Адамова голова»
В русской армии символика смерти появляется в 1812 году в одном из конных полков Петербургского ополчения, называвшемся Смертоносным или Бессмертным. На головных уборах чинов этой ополченческой части крепился все тот же серебряный череп над скрещенными костями.
В заграничном походе против Наполеона русские гусары Александрийского полка стали подражать своим прусским товарищам, с которыми сражались бок о бок, и тоже с ног до головы увешались серебряными черепами. Но официально герб на головных уборах в виде черепа и костей был установлен для «александрийцев» Николаем II лишь в начале ХХ в.
В мае 1917 года, проходивший съезд солдатских депутатов фронта принял положительную резолюцию о создании «добровольческих частей». «Батальоны смерти» были призванны своим примером воодушевить остальные войска и тем самым удержать фронт от распада.
Первоначально добровольческие формирования не имели единой формы. Вместо кокарды на фуражках они носили «адамову голову» — изображение черепа со скрещёнными костями (несколько позднее кости были заменены мечами). Постепенно форменные знаки, возникшие на Юго-Западном фронте, распространились приказами Главковерха Брусилова во всей Русской армии.
Источник