- Крещенский сочельник. Баллада Жуковского «Светлана»
- За ворота башмачок, сняв с ноги, бросали
- Снег пололи
- Под окном слушали
- Кормили счетным курицу зерном
- Ярый воск топили
- Песенки подблюдны
- Подблюдная песня «Идет кузнец из кузницы»
- Зеркало с свечою
- «Раз в крещенский вечерок»: как гадали на Руси
- Топ-5 старинных русских гаданий по поэме «Светлана»
- Читайте также:
Крещенский сочельник. Баллада Жуковского «Светлана»
Константин Маковский (1839—1915). Святочное гадание (1900-е)
Многие из нас со школьной скамьи помнят балладу русского поэта Василия Андреевича Жуковского (1783—1852) «Светлана» (1808—1812). Вот её начало.
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном;
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны.
Из него понятно, что действие баллады происходит в Крещенский сочельник — «крещенский вечерок», а девушки заняты одним из самых таинственных святочных обрядов — обрядом гадания. В старину он был популярен среди людей, которые хотели узнать, что их ждёт в будущем, но, главным образом, к нему прибегали незамужние девушки, стараясь предсказать, скоро ли им идти под венец, и каким будет их суженый. Для этого применяли различные виды гаданий, самые значительные из которых упомянул Жуковский. Попытаемся немного рассказать о каждом из них.
За ворота башмачок, сняв с ноги, бросали
Девушки выходили во двор, снимали с левой ноги башмак и кидали его за ворота на улицу, чтобы узнать, где живёт суженый, а потом смотрели, в какую сторону он обращен носком. Куда ляжет носком, в ту сторону будет отдана замуж кидающая. Если же башмак лежал носком к воротам, из которых его выкинули, это означало, что в наступившем году девушке суждено жить дома и не выходить замуж.
Снег пололи
В этом гадании участвовал не только снег, но и скатерть, которую девушки выносили на двор, взяв за края, разворачивали и насыпали в неё немного снега. Затем, раскачивая скатерть и подбрасывая снег, приговаривали: «Полю, полю бел снег среди поля. Залай, залай, собаченька; дознай, дознай, суженый!» Произнося эти слова, каждая девушка прислушивалась к лаю собак. Хриплый лай означал, что муж будет стариком, звонкий — молодым, а густой — вдовцом.
Под окном слушали
Девушки ходили по деревне, останавливаясь под окнами или у дверей чужих домов и прислушиваясь к разговору. По нему определяли характер будущего мужа. Весёлый разговор сулил весёлого мужа, скучный — зануду, нетрезвый — мужа-пьяницу. Кроме того, имел значение и возраст собеседников, по которому делали вывод о том, будет ли муж старым или молодым.
Бывало и так, что наиболее отважные девушки в полночь, когда не было службы, подходили к церкви, стараясь услышать за церковным дверями и окнами какое-либо пение. Если гадальщице представлялось, что она слышит венчальное пение, то это означало скорое замужество; а если «со святыми упокой» — смерть в наступающем году.
Кормили счетным курицу зерном
Данное гадание заключалось в следующем. Снимали с насеста курицу и давали ей поклевать зерно. Затем зерно пересчитывали. Если число оказывалось парным (чётным), это означало скорое замужество, в противном случае гадальщице предстояло сидеть в девках до следующего года.
Ярый воск топили
Гадание на воске было очень употребительным во время святочных вечеров. Оно совершалось следующим образом. Растапливали воск и вливали его в стакан с холодною водою. Затем сведущий в гадании человек (обычно старая нянюшка или ворожея) делал предсказания по образовавшимся фигуркам: нечто похожее на церковь означало венчание, на яму или пещеру — смерть.
Песенки подблюдны
Во время святочных вечеров одним из самых распространенных было подблюдное гадание. Девушки собирались в какой-нибудь избе, складывали свои кольца или любой другой предмет («перстень золотой, серьги изумрудны») в блюдо, наполненное водой, («чашу с чистою водой»), накрывали его платком («расстилали белый плат») и исполняли специально предназначенные для гадания песни («над чашей пели в лад песенки подблюдны»). После каждой такой песенки блюдо встряхивали, украшения перемешивались, и одна из девушек, пытаясь узнать свою судьбу, наугад вынимала из блюда одно из них. Если оно принадлежало гадальщице, это говорило о том, что слова песни сбудутся; если же украшение было чужим, то и слова песни к ней не относились. В балладе Жуковский использовал одну из самых распространённых подблюдных песен. Вот один из её оригинальных вариантов.
Подблюдная песня «Идет кузнец из кузницы»
Идет кузнец из кузницы.
«Ты кузнец, ты кузнец!
И ты скуй мне венец!
Из остаточков мне
Золот перстень,
Из обрезочков мне
Булавочек.
Уж и тем-то мне венцом
Венчатися,
Уж и тем мне кольцом
Обручатися,
Уж и теми булавками
Притыкатися».
Уж кому же мы спели,
Тому добро.
Кому вынется,
Скоро сбудется,
Не минуется.
Зеркало с свечою
Картина Карла Брюллова (1799—1852) «Гадающая Светлана» (1836), Художественный музей, Нижний Новгород.
Но самым отчаянным и самым, по всеобщему мнению, действенным было гадание с зеркалом и свечою. Не случайно героиня баллады Жуковского решается на него после года разлуки с милым другом, когда от него нет никаких вестей.
Для данного гадания выбирали какое-нибудь темное, уединённое помещение, в котором на стол ставили зеркало, а перед ним зажженную свечу. Гадающая девушка садилась за стол и смотрела через свечу в зеркало, где старалась увидеть своего суженого, произнося: «Суженый, ряженый покажись мне в зеркале!»
Иногда для этих целей применяли не одно, а два зеркала: стоящее на столе и стенное зеркало. Направленные друг на друга они образовывали нечто, напоминающее длинный коридор, освещенный огнями. Зеркала должны были быть безукоризненной чистоты, без пузырей и других изъянов. Затем из комнаты выгоняли кошек, собак и птиц, а также просили удалиться посторонних людей. Оставшиеся, соблюдая тишину и глубокое молчание, стояли в стороне. От них требовалось не смотреть в зеркало, не подходить к гадающему лицу и не разговаривать. Гадающая девушка должна была смотреть в зеркало пристально и неподвижно, направляя свой взор в конец представившегося ей коридора.
Нередко суженого приглашали разделить трапезу со своей любезной, поставив на стол всё необходимое кроме вилок и ножей: два прибора, хлеб, соль и ложки. Все окружающие выходили, а девушка, оставшись одна, запирала двери и окна, садилась за стол и начинала ждать суженого, произнося: «Суженый, ряженый приди ко мне поужинать!»
Вот в светлице стол накрыт
Белой пеленою;
И на том столе стоит
Зеркало с свечою;
Два прибора на столе.
«Загадай, Светлана;
В чистом зеркала стекле
В полночь, без обмана
Ты узнаешь жребий свой:
Стукнет в двери милый твой
Легкою рукою;
Упадет с дверей запор;
Сядет он за свой прибор
Ужинать с тобою».
Самое интересное начиналось в полночь, когда вызванный поневоле суженый приходил в гадательную комнату и смотрел в зеркало через плечо своей избранницы. При его приближении нередко завывал ветра, а иногда доносился и смрадный запах. Девушка рассматривала черты лица и одежду призрака и даже иногда спрашивала его имя.
Подпершися локотком,
Чуть Светлана дышит…
Вот… легохонько замком
Кто-то стукнул, слышит;
Робко в зеркало глядит:
За ее плечами
Кто-то, чудилось, блестит
Яркими глазами…
Занялся от страха дух…
Вдруг в ее влетает слух
Тихий, легкий шепот:
«Я с тобой, моя краса;
Укротились небеса;
Твой услышан ропот!»
Ошибка Светланы заключалась в том, что она пренебрегла правилами «техники безопасности» при гадании. Во-первых, она должна была очертить зажженною в сочельник лучинкою круг; во-вторых, ни в коем случае не оглядываться, в-третьих, чтобы избежать затянувшегося визита, зачурать гостя, произнеся: «Чур меня! чур моего места! чур моей загадки!» Иначе привидение вытворяло всяческие проказы, а при чурании оно должно было исчезнуть. И, наконец, на крайний случай (если не поможет зачурание) Светлане было необходимо взять с собой петуха, пение которого, по мнению многих гадателей, имело способность отпугивать пришельцев с того света. Кстати говоря, данное поверье, по всей видимости, было известно Жуковскому. Эпизод в избушке, когда Светлана находится одна с угрожающим ей мертвецом, имеет сходство с сюжетом некоторых северных русских сказок, где героине в подобной ситуации помогает петух. Правда, Жуковский ввёл в повествование более «поэтичную» птицу — голубя.
Как известно, баллада имеет счастливый конец. Ночные кошмары оказываются сном, Светлана пробуждается и видит жениха: «статный гость к крыльцу идет», «та ж любовь в его очах». Но это в произведении поэта-романтика. В жизни всё намного сложнее.
Источники:
Жуковский В. А. Баллады. Поэмы и сказки. М., 1982.
Забылин М. русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. М., 1990.
Сахаров И. П. Сказания русского народа. Т. I. С.-Петербург, 1885.
Источник
«Раз в крещенский вечерок»: как гадали на Руси
Святки считались самым подходящим временем, чтобы узнать будущее.
Период между Рождеством и Крещением — Святки — считался у наших предков самым подходящим временем для гаданий. При помощи нехитрых действий можно было узнать, каков будет урожай в новом году, кто выйдет замуж и кому сколько жить.
Лучшими местами для гаданий полагались места обитания всевозможной нечисти: водяных, леших, чертей — в лесу, на реке, на перекрестке или у колодца. Дома для этих целей могли использовать печь, хлев и баню, в которых по поверью обитали домашние духи.
Из всего периода Святок (с 6 по 19 января) самым надежным временем для гаданий считался сочельник, ночь накануне Нового года (по новому стилю — с 13 на 14 января) и канун Крещения. Гадали обычно на урожай, судьбу родственников и замужество.
Узнать, урожайный ли будет год, можно было, например, таким способом: в первый день нового года (сейчас это Старый Новый год) после утренней службы выйти на перекресток, начертить на снегу крест и припасть ухом. Если слышно груженую телегу — урожай будет хорошим, пустую — урожай не удастся.
Еще накануне нового года связывали пучки разных злаков и клали на ночь на улицу. Утром смотрели: какой сноп покрылся инеем, такой злак даст хороший урожай.
Есть и несколько примет, связанных со Святками. Например, если днем на Крещение ясное небо — значит, год будет урожайным. Также хорошей приметой считалась морозная новогодняя ночь. А вот теплый и бесснежный Новый год был дурным знаком.
О благополучии членов семьи гадали по ложкам. Один из способов был таков: в емкость с традиционной кашей на меду и изюме клали ложки углублением вверх. Сверху накрывали миску хлебом. На следующий день проверяли: если чья-то ложка перевернулась, это означало, что этот член семьи скоро умрет.
Также ложки с водой выставляли на мороз. Если она замерзала ямкой, это также сулило скорую смерть. А если бугорком или с пузырями — напротив, обещало долголетие.
Свою судьбу можно было «подслушать» на токе (место, где молотили хлеб). Надо было лечь на землю и прислушаться. Если слышался стук, это означало скорую смерть, звон предзнаменовал свадьбу, а звук молотьбы — богатство.
Подслушивать можно было и под окнами соседей. Самым хорошим знаком было услышать молитву. Если в доме плакали, это сулило болезнь, а если ругались — беспокойный год.
Девушки на Святки гадали на суженого. Способы не раз описывались классиками. В балладе Жуковского «Светлана» перечислены множество гаданий на женихов:
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном;
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны.
Гадание с башмачком или валенком выглядело так: девушки снимали с ноги обувь и бросали на дорогу. Куда указывал нос ботинка — оттуда и будет жених.
Курица и зерно также могли подсказать, кто скорее всего выйдет замуж или женится. На вечерних посиделках перед каждым гостем насыпали зерно в миску и запускали петуха. У кого он скорее склюет корм — тому и первому свадьбу играть.
И у Жуковского, и у Пушкина в «Евгении Онегине» описано гадание на суженого с зеркалом. Девушки зажигали свечу и вглядывались в отражение, пытаясь разглядеть черты будущего мужа. Иногда использовалось два зеркала, которые ставились друг напротив друга.
Погадать на мужа можно было и при помощи поленницы. Девушки в темноте по очереди брали из нее поленья. Если попадалось гладкое — супруг достанется бедный, сучковатое — богатый. Длинное полено сулило высокого мужа, а тонкое — худого.
И, конечно, жениха можно было увидеть во сне. С вечера девицы плели из прутьев мостик и клали под подушку. Перед сном надо было загадать: «Кто мой суженый, кто мой ряженый, тот переведет меня через мост». Дальше оставалось только увидеть будущего мужа во сне. В этих же целях под подушку клали зеркальце.
Источник
Топ-5 старинных русских гаданий по поэме «Светлана»
Читайте также:
- Год Петуха – благоприятное время для заключения брака и рождения детей (03.01.2017 11:17)
- На юге Волгограде в первый день нового года появилась радуга (01.01.2017 11:39)
- Новый год, Новый год всем удачи принесет (31.12.2016 14:09)
Уже завтра 7 января начинаются Святки, которые продолжатся до Крещения. В это время принято гадать, так как считается, что предсказания получаются точные. Волгоградская ясновидящая Мария специально для читательниц сайта «Блокнот Волгограда» рассказала способы старинных гаданий, которые описаны в поэме Жуковского «Светлана».
Раз в крещенский вечерок
— Это гадание одно из самых популярных в старину. Благодаря нехитрому ритуалу можно узнать, откуда придет жених, — рассказывает Мария. – Ночью нужно выйти на улицу, снять с левой ноги обувь и бросить подальше от себя. При этом нужно, чтобы обувь во время падения переворачивалась, так как предсказание определяется именно направлением носка сапога или ботинка. Если башмачок покажет в сторону дома, значит, в этом году невеста не выйдет замуж.
— На самом деле это простое гадание и с тяпкой на улицу выходить не нужно. Главное, чтобы была компания, так как ритуал этот коллективный, — продолжает гадалка. – Кольцо нужно закопать в снег, а затем просеивать снег через сито. Кто кольцо найдет, тот замуж и выйдет. После каждой девушке, которая нашла кольцо, его можно закапывать заново и продолжать гадание.
— Для этого гадания нужно в полночь подойти к дверям церкви и прислушаться. Если послышится колокольный звон, значит – скоро выйдешь замуж, а если стук – это к скорой могиле, — поделилась с «Блокнотом Волгограда» ясновидящая.
— До сих пор предсказания с использованием восковой свечи являются одними из самых точных. Берете свечу, топите воск и выливаете его в чашу с холодной водой. А вот для того, чтобы истолковать гадание, нужен опыт. Но понять эмоцию сможет даже профан в вопросе гаданий: что-то церковное – к свадьбе, пещера или яма – к смерти, игрушка – к детям, — делится секретами гадалка Мария. @bloknot_volgograd
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад.
— Это гадание в поэме описано точнее всех. Девушки собираются в доме и складывают украшения в блюдо, наполненное водой. Затем накрывают чашу белым платком и пели специальные «песенки подблюдны». После каждой песенки необходимо было встряхивать чашу с украшениями. Девушки тянут украшения. Если вытянула свое, значит то, что в песне пелось, про нее. Если чужое – предсказание к вам не относится, — подытожила ясновидящая.
Кстати, чтобы петь «песенки подблюдны» необязательно изучать интернет. Достаточно обратиться к классике. Жуковский в поэме «Светлана» привел одну из самых распространенных песенок:
Источник