Что видит светлана во время гадания

Душевное состояние Светланы во время гадании, баллада Жуковского, поажлуйста

Действие баллады происходит в Крещенский сочельник — «крещенский вечерок», а девушки заняты одним из самых таинственных святочных обрядов — обрядом гадания. В старину он был популярен среди людей, которые хотели узнать, что их ждёт в будущем, но, главным образом, к нему прибегали незамужние девушки, стараясь предсказать, скоро ли им идти под венец, и каким будет их суженый. Для этого применяли различные виды гаданий, самые значительные из которых упомянул Жуковский.

Но самым отчаянным и самым, по всеобщему мнению, действенным было гадание с зеркалом и свечою. Не случайно героиня баллады Жуковского решается на него после года разлуки с милым другом, когда от него нет никаких вестей.

Для данного гадания выбирали какое-нибудь темное, уединённое помещение, в котором на стол ставили зеркало, а перед ним зажженную свечу. Гадающая девушка садилась за стол и смотрела через свечу в зеркало, где старалась увидеть своего суженого, произнося: «Суженый, ряженый покажись мне в зеркале!»
Светлана вся дрожит от страха, но в то же время ее снедает любопытство:

Подпершися локотком,
Чуть Светлана дышит…
Вот… легохонько замком
Кто-то стукнул, слышит;
Робко в зеркало глядит:
За ее плечами
Кто-то, чудилось, блестит
Яркими глазами…
Занялся от страха дух…
Вдруг в ее влетает слух
Тихий, легкий шепот:
«Я с тобой, моя краса;
Укротились небеса;
Твой услышан ропот!»

Источник

Брошюра «Гадания в балладе В.А.Жуковского «Светлана»

«Зеркало с свечою…»

Вот в светлице стол накрыт
Белой пеленою;
И на том столе стоит
Зеркало с свечою;
Два прибора на столе.
«Загадай, Светлана;
В чистом зеркала стекле
В полночь, без обмана
Ты узнаешь жребий свой…

Для данного гадания выбирали какое-нибудь темное, уединённое помещение, в котором на стол ставили зеркало, а перед ним зажженную свечу. Гадающая девушка садилась за стол и смотрела через свечу в зеркало, где старалась увидеть своего суженого, произнося: «Суженый, ряженый покажись мне в зеркале!» При этом нужно было очертить зажжённою лучинкою круг , не оглядываться и зачурать гостя, чтобы избежать затянувшегося визита: «Чур меня! чур моего места! чур моей загадки!»

Составители: Молодцова Оксана,

Герасимова Дарья, обучающиеся 6 класса

МКОУ «СОШ с. Быстровка»

«Раз в крещенский вечерок…»

(Гадания в балладе В.А.Жуковского «Светлана»)

«За ворота башмачок, сняв с ноги, бросали…».

Девушки выходили во двор, снимали с левой ноги башмак и кидали его за ворота на улицу, чтобы узнать, где живёт суженый, а потом смотрели, в какую сторону он обращен носком. Куда ляжет носком, в ту сторону будет отдана замуж кидающая. Если же башмак лежал носком к воротам, из которых его выкинули, это означало, что в наступившем году девушке суждено жить дома и не выходить замуж.

«В чашу с чистою водой клали перстень золотой, серьги изумрудны, расстилали белый плат и над чашей пели в лад песенки подблюдны…»

Во время святочных вечеров одним из самых распространенных было подблюдное гадание. Девушки собирались в какой-нибудь избе, складывали свои кольца или любой другой предмет («перстень золотой, серьги изумрудны») в блюдо, наполненное водой, («чашу с чистою водой») , накрывали его платком («расстилали белый плат») и исполняли специально предназначенные для гадания песни («над чашей пели в лад песенки подблюдны») . После каждой такой песенки блюдо встряхивали, украшения перемешивались, и одна из девушек, пытаясь узнать свою судьбу, наугад вынимала из блюда одно из них. Если оно принадлежало гадальщице, это говорило о том, что слова песни сбудутся; если же украшение было чужим, то и слова песни к ней не относились.

«Ярый воск топили…»

Гадание на воске было очень употребительным во время святочных вечеров. Оно совершалось следующим образом. Растапливали воск и вливали его в стакан с холодною водою. Затем сведущий в гадании человек (обычно старая нянюшка или ворожея) делал предсказания по образовавшимся фигуркам: нечто похожее на церковь означало венчание, на яму или пещеру — смерть.

Гадание проводят несколько девушек в полночь на перекрестке дорог. Та, на которую будут гадать, встает в центр перекрестка, другая обегает ее три раза против движения солнца с приговором: «Щурово место!». Затем девушка в круге садится и расстилает подол одежды на снегу. Ее подруга пяткой левой ноги кидает снег в подол сидящей, приговаривая: «Я полола, полола снежок на собачий следок. Взлай, взлай, собачка, где женишок». Сидящая девушка встряхивает снег, нападавший в подол, после чего берет его горстями и бросает через левое плечо со словами: «Полю, полю снег на собачий след, взлай, взлай, собачка, у свекра на дворе, у свекрови под шестком, а у ладушки под кроваткой». Все замолкают и прислушиваются, откуда раздастся лай. Где собака залает, туда девушка замуж и выйдет. Если лай раздался хриплый, муж будет старым, а если звонкий – молодым.

Читайте также:  Майл гадание таро три карты

«Под окном слушали…»

Для этого гадания девушки ходят слушать под окна чужих домов и, внимая характеру разговора, веселого или скучного, предрекают себе такую же жизнь в замужестве. Интересно, что в наше время в городах этот вид рождественского гадания трансформировался соответственно месту действия, и теперь девушки подслушивают не под окнами домов, а под дверями соседских квартир.

«Кормили счётным курицу зерном…»

«…кормили счетным курицу зерном…» — так говорится о другом гадании у Жуковского. Это гадание проще. Кучу зерен предварительно пересчитывали. Давали курице немного поклевать — после этого зерна снова пересчитывали. Если их остаток оказывался «парным», т.е. делился надвое, девушка считала, что в грядущем году будет «парой» — выйдет замуж.

Источник

Романтическая баллада Жуковского «Светлана»: куда ночь, туда и сон

Жанр баллады в творчестве Жуковского

В. А. Жуковский вошел в историю русской литературы как автор романтических баллад. Этот жанр унаследован русской поэзией из европейской литературы и связан с фольклором (народной песней, историческим преданием). Большинство баллад Жуковского переводные, но они являются, скорее, не переводами, а самостоятельными литературными произведениями, так как поэт вносит в них нечто свое: новые трактовки образов, иную авторскую оценку, нередко – русский колорит.

Романтическая баллада «Светлана» опубликована в 1813 г. с посвящением Александре Андреевне Воéйковой – младшей сестре возлюбленной поэта Марии Андреевны Протасовой. Баллада стала популярной, Жуковского часто называли «певцом Светланы».

Произведение Жуковского отсылает читателя к балладе немецкого поэта Г. А. Бюргера «Ленора», основанной на немецких народных легендах о мертвом женихе, забирающем к себе тоскующую невесту.

Время действия баллады – современная поэту эпоха. Сюжет произведения фантастический, сказочный, но происходящее – только сон, навеянный атмосферой святочных гаданий. Уже в начале баллады читатель погружается в мир народных поверий и обрядов, сопровождающих русские зимние праздники.

Башмачок. бросали — считалось, что жених придет оттуда, куда будет указывать носок упавшего башмачка.

Снег пололи — отыскивали спрятанное в снегу кольцо.

Под окном слушали — девушки ходили слушать под окна чужих домов. По характеру ведущейся в доме беседы — благостному или напряженному — определяли, какой будет судьба юной женщины.

Кормили cчетным курицу зерном — петуха или курицу кормили определенным количеством зерен: склюет всё — выйдет девушка замуж в этом году, а не склюет — считали оставшиеся зерна и предсказывали, сколько лет осталось до свадьбы.

Ярый воск топили — свечные огарки растапливали и выливали в миску с холодной водой. По очертаниям застывшего воска предсказывали будущее.

В чашу с чистою водой клали перстень золотой, серьги изумрудны — девушки опускали кольцо или другое украшение в воду и вглядывались в отражение: в нем должен был проступить образ суженого.

Песенки подблюдны (подблюдные песни) — русские обрядовые песни из 4 — 6 строк, исполнявшиеся во время святочных гаданий и в символических образах предсказывавшие будущее. Например, если в подблюдной песне пелось о коте и кошке («Зовет кот кошурку // В печурку спать» — примечания Пушкина к «Евгению Онегину»), курице и петухе, двух голубях, то это обозначало женитьбу по любви.

Светлана тоскует по уехавшему год назад милому другу, от которого нет вестей.

С помощью зеркала и свечи героиня вызывает суженого. Он приглашает ее ехать венчаться в церкви.

Во время поездки с женихом в санях девушка замечает необычную, тревожную атмосферу происходящего. Героиню удивляет и настораживает молчание суженого, его унылое настроение.

Вещий — предвидящий будущее, пророческий.

В храме влюбленные видят множество людей, яркий свет и черный гроб: происходит не венчание, а отпевание покойника. Начинается метель, кони несут героев дальше. Черный ворон вьется над санями и каркает: «Печаль!» В поле виден огонек — это избушка, «хижинка под снегом». Вдруг кони, сани и жених пропадают.

Читайте также:  Голос ангела хранителя гадание

Брошенная, испытывающая страх Светлана не может воротиться, крестится и, постучав в дверь, входит в избушку.

Героиня видит гроб, накрытый белым покрывалом. Трепеща и плача, Светлана опускается перед иконой Спаса, стоящей в ногах гроба, и молится. Притаившись со своим крестом в руке, она видит, что вьюга утихла, слабо — то разгораясь, то потухая — тлеет свечка. Влетает белоснежный голубок, садится Светлане на грудь («перси») и обнимает девушку крылами.

Мертвый шевелится, так что спадает покров и становится видно его лицо с закрытыми глазами — «лик мрачнее ночи». На лбу покойного — венец. Мертвец издает стон и пытается пошевелить холодными руками. Светлане грозит гибель, но голубок вспархивает на грудь покойного и лишает его разрушительной силы. Сверкнув на деву грозными очами, умерший снова застывает. Светлана узнает в нем своего милого друга и тут же пробуждается.

Освободившись от кошмарного сна девушка снова попадает в реальный мир, но не сразу избавляется от гнетущего ощущения.

Денница — «утренняя звезда» в славянской мифологии, планета Венера.

Слышен дорожный колокольчик, сани всё ближе. Из них выходит «статный гость» и идет к крыльцу. Это приехал долго отсутствовавший жених Светланы. После «опыта разлуки» он всё так же любит девушку, героиня обретает счастье, молодые готовятся к свадьбе.

Идея произведения христианская. Она заключается в том, что героиню от темных сил спасает вера в провидение — Бога.

Зиждитель — Бог, Господь.

Светлана, чья душа «как ясный день», оказывается неподвластной силам зла. Последняя строфа баллады содержит доброе отношение автора к героине, мысль о важности обретения молодой женщиной, как сегодня сказали бы, базового доверия к миру — стойкой веры в светлые начала жизни,

Покров — употребляется в значении «защита».

Национальный колорит. Символика. Новаторство

Баллада «Светлана» стала подлинно русским, национальным произведением, имеет ярко выраженное фольклорное начало. Автор использует стиль народного сказочного повествования, воспроизводит черты русского быта, народные обряды, приводит (в обработанном виде) текст гадальной песни.

В образе главной героини Жуковский намечает характерные черты идеального русского женского типа: верность, кротость, чувствительность, нежность, мягкость, лиричность. Светлана с нетерпением ждет встречи с любимым, но не ропщет, тверда в своей вере. Автор дает ей символическое исконно русское имя. Положительная оценка героини автором очевидна: поэт называет ее «милой Светланой». Говоря о девичьем мире, Жуковский использует слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: «вечерок», «башмачок», «песенки», «подруженьки».

Символика баллады включает в себя преобладающий над темнотой белый цвет, свет (снег, имя героини, мотивы света, свечи, огонька).

Новаторство Жуковского в развитии жанра баллады состоит в том, что, во-первых, поэт создает балладу в русском духе (русское общество после событий 1812 г. переживало национально-патриотический подъем), а, во-вторых, меняет более традиционную для этого жанра трагическую развязку на счастливый финал.

Влияние на последующую литературу

Образ Светланы оказал влияние на образы таких литературных героинь, как Татьяна Ларина и Наташа Ростова. Это подчеркивает их народность – «русскую душу» – и нравственные качества.

Если помните, естественные, доверяющие своим чувствам, героини Пушкина и Толстого тоже пытались гадать на Святки.

Разъясняя Онегину, кто из сестер Лариных Татьяна, Ленский сравнивает героиню со Светланой Жуковского. Перекликаются и простонародные имена героинь, и увиденные ими сны. Вот только сон Татьяны оказывается пророческим — в символическом виде изображает ее будущие именины с их навязчивой многолюдностью и трагическую дуэль Онегина и Ленского.

После помолвки с Болконским и его отъезда на год Наташа и ее кузина Соня гадают, зажигая свечи и садясь перед зеркалом. Наташа ничего не может увидеть, и Соня смотрит в зеркало за нее — пытаясь разглядеть князя Андрея. Соня говорит, что рассмотрела лишь «что-то синее и красное» (т. 2, ч. 4, гл. 12). Любопытно, что гадание не обмануло. Внимательный читатель запомнил, что «синим, темно-синим с красным», «четвероугольным» (как квадрат зеркала) немного раньше (ч. 2, ч. 3, гл. 13) Наташе представлялся именно Пьер Безухов, в итоге и становящийся ее мужем.

Источник

Презентация к уроку «Гадания в балладе В.А.Жуковского «Светлана»».

Скачать:

Вложение Размер
gadaniya_v_ballade_svetlana.romanova_v._6b_kl.pptx 1.02 МБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

18 января заканчивается один из самых весёлых русских праздников — Святки, и наступает христианский праздник Крещения. Много лет назад в Крещенский сочельник ряженые в последний раз ходили по деревне, звучали последние колядки, а под вечер девушки собирались погадать о замужестве.

Раз в крещенский вечерок Девушки гадали: За ворота башмачок, Сняв с ноги, бросали; Снег пололи; под окном Слушали; кормили Счетным курицу зерном; Ярый воск топили; В чашу с чистою водой Клали перстень золотой, Серьги изумрудны; Расстилали белый плат И над чашей пели в лад Песенки подблюдны

В деревнях девушки снимали с левой ноги башмак или валенок и бросали за ворота, наблюдая при этом, куда башмак ляжет носком. Вы можете бросать все, что хотите — сапог, туфлю и даже ботинок. Но не обязательно через ворота. Достаточно просто бросить далеко от себя, чтобы носок обуви вертелся. В какую сторону ляжет носок башмака, в той стороне живет жених, за которого вам суждено выйти замуж. Если же башмак упадет носком к воротам вашего дома или рядом с вами, то в этом году вам не суждено выйти замуж, вы останетесь в родном доме с родителями. За ворота башмачок, Сняв с ноги, бросали —

Снег пололи под окном — В этом гадании участвовал не только снег, но и скатерть, которую девушки выносили на двор, взяв за края, разворачивали и насыпали в неё немного снега. Затем, раскачивая скатерть и подбрасывая снег, приговаривали: «Полю, полю бел снег среди поля. Залай, залай, собаченька; дознай , дознай , суженый!» Произнося эти слова, каждая девушка прислушивалась к лаю собак. Хриплый лай означал, что муж будет стариком, звонкий — молодым, а густой — вдовцом.

Под окном слушали- Девушки ходили по деревне, останавливаясь под окнами или у дверей чужих домов и прислушиваясь к разговору. По нему определяли характер будущего мужа. Весёлый разговор сулил весёлого мужа, скучный — зануду, нетрезвый — мужа-пьяницу. Кроме того, имел значение и возраст собеседников, по которому делали вывод о том, будет ли муж старым или молодым. Бывало и так, что наиболее отважные девушки в полночь, когда не было службы, подходили к церкви, стараясь услышать за церковными дверями и окнами какое-либо пение. Если гадальщице представлялось, что она слышит венчальное пение, то это означало скорое замужество; а если «со святыми упокой» — смерть в наступающем году.

Кормили счетным курицу зерном — Гадания на Рождество, на Святки. Кормили петуха счетным зерном. Для этого на полу рассыпали прежде подсчитанные зерна, а ровно в полночь приносили петуха (предпочтительнее черного) и отпускали его. Если петух склевал все зерно, год ожидался удачным, а девушка, рассыпавшая зерно, благополучно выйдет замуж. Если петух склевал несколько зерен, то их количество подсчитывали и узнавали, в какой день произойдет загаданное событие. Ну а уж если петух совсем не клевал зерна, это предвещало неудачу. Вместо петуха могла быть курица.

Ярый воск топили- Гадание на воске было очень употребительным во время святочных вечеров. Оно совершалось следующим образом. Растапливали воск и вливали его в стакан с холодною водою. Затем сведущий в гадании человек (обычно старая нянюшка или ворожея) делал предсказания по образовавшимся фигуркам: нечто похожее на церковь означало венчание, на яму или пещеру — смерть.

Песенки подблюдны — Во время святочных вечеров одним из самых рас­пространенных было подблюдное гадание. Девушки собирались в какой-нибудь избе, складывали свои кольца или любой другой предмет («перстень золотой, серьги изумрудны») в блюдо, наполненное водой, («чашу с чистою водой»), накрывали его платком («расстилали белый плат») и исполняли специально предназначенные для гадания песни («над чашей пели в лад песенки подблюдны »). После каждой такой песенки блюдо встряхивали, украшения перемешивались, и одна из девушек, пытаясь узнать свою судьбу, наугад вынимала из блюда одно из них. Если оно принадлежало гадальщице, это говорило о том, что слова песни сбудутся; если же украшение было чужим, то и слова песни к ней не относились. В балладе Жуковский использовал одну из самых распространённых подблюдных песен. Вот один из её оригинальных вариантов. Идет кузнец из кузницы. «Ты кузнец, ты кузнец! И ты скуй мне венец! Из остаточков мне Золот перстень, Из обрезочков мне Булавочек. Уж и тем-то мне венцом Венчатися , Уж и тем мне кольцом Обручатися , Уж и теми булавками Притыкатися ». Уж кому же мы спели, Тому добро. Кому вынется, Скоро сбудется, Не минуется.

Всем удачи ! Ученица 6 класса МБОУ гимназии Романова Виктория .

Источник

Читайте также:  Гадание одной картой таро ошо
Оцените статью