Что такое талисман тараза

Сакральный Казахстан. Святыни Древнего Тараза

Книга посвящена наиболее известным памятникам истории и культуры, а также священным и необычным природно-ландшафтным объектам и культовым местам прошлых столетий, расположенным на территории города Тараза и Жамбылской области Республики Казахстан, куда ежегодно съезжаются многочисленные паломники со всего мира. Среди них – дворцовый комплекс Акыртас, мавзолеи Айши-биби и Карахана, городище Древний Тараз, родник Аулие-Бастау, роща Топ Агаш и другие.

Оглавление

  • ВСТУПЛЕНИЕ
  • Глава 1. ТАРАЗ. ДРЕВНИЙ ГОРОД КАК ЗЕРКАЛО МИРА

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сакральный Казахстан. Святыни Древнего Тараза предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Глава 1. ТАРАЗ. ДРЕВНИЙ ГОРОД КАК ЗЕРКАЛО МИРА

…Давным-давно, когда народы

Искали пастбища и воду,

Привел сюда людей Чжи-Чжи.

Построил замки и дворцы.

И вырос город гордых гуннов

С прекрасным именем Тараз…

На месте современного Тараза некогда располагался один из древнейших городов Казахстана, воспетый выдающимися поэтами Востока Хайямом, Хафизом и Рудаки и, несомненно, по праву включенный в «Сакральную карту Казахстана».

Историко-археологический комплекс «Древний Тараз»

Речь идет об одноименном средневековом купеческом полисе, вошедшем в десятку самых популярных исторических городов на Великом Шелковом пути, Центральной Азии, Казахстана и Закавказья наряду с Самаркандом, Туркестаном, Бухарой, Хивой и другими жемчужинами Средневековья.

Истина где-то рядом

История Тараза, которому исполнилось более двух тысяч лет, лежит буквально под ногами горожан. Ведь, по мнению казахстанских ученых, территория древнего селения занимала довольно обширную площадь и охватывала даже ту часть, где сегодня расположены кварталы многоэтажек и за их пределами.

Полис был известен в первую очередь своим рынком. Наибольшего расцвета торговля здесь, а вместе с тем экономика и культура города, достигли в эпоху Великого Шелкового пути. Дорога, соединившая Восток с Западом, сыграла огромную роль в развитии Тараза. Благодаря ей городу было суждено стать не только местом для товарообращения, но и точкой, где встретились разные цивилизации, культурные традиции и религиозные течения, высокие научные и технические достижения. Длинными вереницами сюда стекались караваны из Китая, Парфии, Индии, Византии и стран Ближнего Востока. Купцы предлагали шелка, пряности, драгоценные камни, ювелирные украшения, керамику, коней, экзотических птиц и животных, плоды, вино, масла и многое другое. На базарах, помимо тюркской речи, можно было услышать арабскую, персидскую, индийскую и другие.

В переводе с казахского языка «тараз» означает «весы». На мой взгляд, это слово наиболее точно передает характерную особенность полиса, с давних времен считавшегося городом купцов. Но изначально, по мнению многих историков, в том числе известного востоковеда Льва Гумилева, он носил название реки Талас, на берегах которой и возник.

Первое упоминание о нем содержится в византийских источниках и относится к концу VI века. Согласно описаниям историка Менандра по дороге в тюркское государство, которое простиралось от Тихого Океана до Черного моря, военачальник Земарх, бывший во главе посольской делегации, посетил город Талас, а недалеко от него был принят в ставке повелителя каганата. После этого о нем стали писать почти все историки, путешественники, географы того времени, что вполне понятно, ведь Талас был одним из центральных точек на Великом Шелковом пути и на протяжении веков славился как один из важнейших международных рынков, а люди называли его «зеркалом мира».

В своей книге «Древние города Казахстана» известный археолог Карл Байпаков отметил, что китайский буддийский монах и паломник Сюань-Цзянь оставил сведения о том, что город имел окружность от 8 до 9 ли, где останавливались и торговали различными товарами купцы из многих стран. Примерно то же самое через три с лишним столетия в своем географическом сочинении подчеркнул и путешественник из Месопотамии Ибн Хаукаль. Из других источников известно, что древний Тараз был большим, густонаселенным и укрепленным городом с множеством садов, двумя крепостными стенами, четырьмя воротами и опоясывающим рвом. Он состоял из характерных всем городам Средней Азии цитадели прямоугольной формы, принадлежавшей владетельной особе, шахристана, где размещались торговые лавки и жилища знати, купцов и ремесленников, а также примыкающего к нему с востока и запада рабада, где проживали самые бедные горожане. Здесь же находились некоторые культовые сооружения и общественные здания. В городе был и собственный монетный двор, деньги которого наряду с китайскими, хорезмскими и другими были в ходу не только среди местного населения, но и далеко за пределами Шу-Таласской долины, что свидетельствует о том, что Тараз являлся крупным узловым экономическим центром, поскольку мелким городам чеканить свои монеты было крайне не выгодно.

Исследования, проведенные за последние годы на территории Жамбылской области, где располагался древний град, дали новые материалы, которые подтверждают предположения Александра Бернштама: Тараз существовал задолго до упоминания его в письменных источниках.

— Возникновение Тараза связано с «Великим переселением народов» с востока на запад, — сказал жамбылский историк, долгие годы занимавший должность директора государственного историко-культурного музея-заповедника «Памятники древнего Тараза» Такен Молдакынов. — Начало этому положило образование в I тысячелетии до н.э. на берегу реки Хуанхэ двух враждующих между собой племенных союзов — ханьцев и гуннов. В результате затяжных военных действий на рубеже последнего столетия до н.э. императору династии Хань удалось расколоть гуннские племена пополам. В результате образовались две империи: «южная» во главе с шаньюем Хуханье, который признал господство ханьцев, и «северная» под началом младшего брата Хуханье — шаньюя Чжи-Чжи (согласно летописям 26 династий Китая его настоящее имя было Теззек), пожелавшая свободы. Это случилось в 53 году до н.э.

Читайте также:  Талисманы оберегающие для девы

По свидетельствам китайских хроник, под натиском сильного враждебного союза «южан» и ханьцев последователи Чжи-Чжи были вынуждены уйти сначала в Джунгарию, а затем в результате вмешательства гуннов в войну между кангюйцами и усунями — в Таласскую долину. Здесь в конце I тысячелетия до н.э. шаньюй обосновал свою ставку и начал строительство города-крепости, куда была направлена огромная рабочая сила. Эта местность была выбрана как наиболее удобная и надежная в плане защиты.

По мнению некоторых исследователей, город возводили мастера из Ферганы и Парфии, а также местное тюркское население. Лев Гумилев считал, что в строительстве участвовали даже римляне. Предполагается, что это были легионеры Красса, плененные парфянами и направленные ими служить на восточные границы. Город был построен примерно за два года, укреплен внешней каменной стеной и внутренней деревянной, а вокруг на земляном валу были сооружены многочисленные наблюдательные башни. На территории крепости высились великолепные дворцы и другие здания, а в центре расположилась цитадель — резиденция правителя, где хранились товары, казна и оружие. Надо сказать, что местные жители уделяли большое внимание военному делу. Но все же собственных сил им было недостаточно, чтобы противостоять Поднебесной империи. В 36 году до н. э. ханьцы, опасаясь набирающего силы государства «северных» гуннов, разгромили город. Об этом подробно изложено в китайских летописях «26 Историй».

К сожалению, ни один из средневековых авторов не указал точного расположения Тараза, именно по этой причине довольно длительное время его искали в разных точках, сначала отождествляя с Тоймакентом на берегу Таласа, затем с местечком Талас на реке Карабура и городищем Садыр-Курган. Востоковед и тюрколог Василий Бартольд, основываясь на описание арабского историка и хрониста аль-Макдиси, считал, что Тараз находился на месте Аулие-Аты и оказался абсолютно прав. Его догадку полностью подтвердили археологические исследования Михаила Массона, Геронима Пацевича и Александра Бернштама. Обнаруженные ими артефакты оказались столь яркими и убедительными, что сомневаться уже не приходится: место древнего городища найдено.

Средневековая восточная баня

Но почему Талас стали называть Таразом? Доктор исторических наук, профессор и академик Кокиш Рыспаев в своей монографии «Жамбылская область» пишет, что древний тюркский историк Нершахи, рассказывая о событиях, происходивших в 580 году вблизи Таласа, в своем труде «История Бухары» при написании названия города допустил ошибку. С тех пор он стал известен как Тараз.

Полис на Шелковом пути

Слава древнего Тараза как важнейшего торгового и культурного центра на Великом Шелковом пути и его округи приходится на период существования раннефеодального государства Караханидов (X—XII века), когда он являлся его столицей. В этот период город получил особенно бурное развитие и, как пишет Кокиш Рыспаев, «уже не вмещался в прежние границы шахристана, стал разрастаться, и центр городской жизни переместился в торгово-ремесленный рабад. А это привело к тому, что часть города сильно расширилась, включив в свои пределы не только ряд замков землевладельцев-феодалов, но и некоторые начавшие приходить в упадок города округи». Местные крестьяне занялись садоводством и виноградарством, на которых хорошо отразились улучшенные орудия труда. Если прежде разводили только коней, то теперь жители Тараза также обратили внимание на коров, ослов, верблюдов и свиней. Но наиболее активное развитие получило овцеводство.

В этот период стали впервые возводить минареты, мавзолеи, караван-сараи и другие общественные и культовые здания, которые отличались своим великолепным видом и декоративным убранством. В архитектуре появились новые черты. Это время характерно освоением новых видов строительных материалов — алебастры, терракотовых и изразцовых плит. Широкое распространение получили жженый кирпич, строительный камень, дерево. На фасадах все чаще можно было увидеть фигурные кирпичные кладки в виде елочек, ромбов, треугольников и квадратов. Наиболее яркими представителями архитектуры этой эпохи являются мавзолеи Айша-биби, Карахана, Бабаджи-хатун, Дауытбека.

Впоследствии Тараз стал центром большого культурно-экономического оазиса, куда входили десятки крупных и мелких городищ, селений, отдельных усадеб и замков. Так называемое «Золотое кольцо Тараза» включало около 30 городов. Среди них — Джувикат, Оххум, Тоймакент, Шельджи, Атлах и другие. В настоящее время от них остались лишь холмы, которые отчетливо видны с возвышенности. Но в те времена это был хорошо укрепленный район, границы которого охранялись постоянными военными гарнизонами, размещавшимися в крепостях.

Источник

Казахстан, Тараз: о величии и славе древнего города купцов

Тараз – один из древнейших городов Казахстана. Ему приписывают первенство во многом: первый мегаполис, первая построенная в Казахстане мечеть, первое медресе и так далее. С 2011 года в городе возобновлены раскопки. Это значит, что археологам предстоит узнать еще много о загадках и тайнах древнего города. TengriMIX предлагает совершить путешествие в цитадель купцов, влюбленных и ремесленников.

Читайте также:  Талисманы для удачи успеха

Кто основал Тараз?

Под толщами асфальта современно­го Тараза более 2 тысяч лет истории. Город пережил множество кровопролитных набегов и войн, хранит в себе тайны и удивительные истории любви, является колыбелью исламской культуры в Казахстане. Тараз в своих произведениях воспевали величайшие поэты средневековья – Хафиз, Омар Хайям, Руми и другие. Город был центром и многих крупных племен – каркулов, тюргешей, столицей караханидов. Ког­да точно был основан город – никто не знает. Есть предположение, что случилось это еще до нашей эры. Тараз старше Великого шелкового пути. По крайней мере, об этом свидетельствуют китайские источники. В 138 году из Китая в сторону Запада двинулся первый посольский караван. Он сопровождал князя Чжан Цзяня, посланного императором У Ди в неведомые страны Запада. Караван прошел из центра Китая в Центральную Азию и дал начало Великому шелковому пути. Этому каравану обязан своим первым упоминанием и наш казахстанский город. Впрочем, ученые считают, что до этого упоминания город на берегу Таласа уже существовал.

сторической литературе приводится такой факт, что в 46 году до нашей эры предводитель северных гуннов Чжичжи был приглашен кангюями в союзники против усуней. Союзничество, однако, вскоре распалось. А Чжичжи увел свое войско в верховья Таласа и построил там крепость с цитаделью и двумя оборонительными стенами (наружной деревянной и внутренней земляной с башнями). В течение двух лет на стройке ежедневно трудились 500 человек. Завершив строительство, Чжичжи приступил к разбойным набегам на соседей, в том числе на своего прежнего врага – Китай. Обеспокоившись нарастающей опасностью вторжения Чжичжи в Китай, император двинул к крепости на реке Талас свои войска. К нему присоединились усуни и кангюи. Союзники окружили крепость, сожгли наружную стену, проломили внутреннюю, ворвались в цитадель и всех уцелевших при штурме пленили. Чжичжи, вся его семья и многочисленные родственники (полторы тысячи человек) были обез­главлены. Голова Чжичжи была отправлена императору, а рядовые пленные отданы в рабство. Что это была за крепость на реке Талас? Могла ли она быть прародителем современного Тараза? И сколько лет тогда городу?

Ученые склонны считать, что крепость Чжи­чжи была предтечей Тараза, однако достоверных фактов, подтверждающих это, пока не найдено. Говорим – пока, поскольку раскопки на месте древнего городища продолжаются, и вполне возможно, что скоро эта гипотеза будет подтверждена. На данный момент найден полуметровый слой, относящийся к первым векам нашей эры, который отбрасывает все сомнения о древности города.

Расцвет древнего города и развитие исламской культуры

За свою двухтысячелетнюю историю Тараз пережил многое – и наводнения, полностью опустошившие город, и бесконечные войны, и годы полного забвения. Именно здесь, по преданиям, тюркский каган Дизабул в 568 году принимал посольство Юстиниана II из Византии во главе со стратегом Земархом. В древнем Таразе решали вопросы заключения военного союза против возможных врагов, и о торговле шелком, и о многом другом. Был казахстанский город и важной узловой точкой на маршруте Великого шелкового пути. Сюда съезжались купцы из разных стран мира, а на берегах Таласа работали умелые мастера-шелкопряды. Летописцы утверждают, что их шелка мало в чем уступали златотканой китайской и индийской парче и даже византийскому пурпуру. Большого мастерства во времена караванной торговли достигло ювелирное искусство. В исполнении изделий путем ковки и литья таразским ремесленникам равных не было. Доказательство тому – ритуальный казан мавзолея Ахмеда Ясави в Туркестане, который по сей день потрясает паломников своим величием и красотой исполнения.

Наибольшего расцвета город достиг в X–XII веках, когда караханиды сделали Тараз своей столицей.О былом величии свидетельствуют разветвленная сеть водопроводов из глиняных труб, остатки архитектурных сооружений, мощеные улицы, а также многочисленные изделия искусных мастеров, найденные при раскопках.

Сегодня полюбоваться всем этим наследием можно в парке «Древний Тараз», открывшемся в 2015 году.

О первой в Казахстане мечети

Караханиды первыми приняли ислам. Подтверждение тому – найденные в 2006 году близ мавзолея Карахана остатки первой в стране мечети, построенной в Х веке. Свидетельством этому является то, что это именно мечеть, а не любое другое сооружение. Об этом говорят колонны, построенные по арабскому образцу, и обращенный на запад михраб. Впрочем, историки считают, что до того, как стать мечетью, этот храм был христианским, точнее несторианским. Его построили в VI–VII веках, а после на фундаменте воздвигли исламскую святыню. е построил мечеть? Ученые единодушны во мнении, полагая, что это был саманидский правитель Исмаил ибн Ахмед. Именно он в 893 году завоевал город и обратил местное население в ислам. Сегодня отреставрированный объект является музеем под открытым небом на территории Тараза и радует глаз многочисленных туристов.

Легенда о Карахане и Айша-биби. Мавзолеи любви

Читайте также:  Талисман для имени алина

Обессмертил Тараз и удивительную историю любви – между караханидским правителем и дочерью его врага. В молодости, как повествуют легенды, предводитель Караханидского государства Ша-Махмуд Бугра Карахан был влюблен в красавицу по имени Айша, дочь своего заклятого врага. Не надеясь получить благословение отца девушки, батыр Карахан ворвался в аул, схватил свою возлюбленную и умчался прочь. Отец девушки направил вслед за ними своих стражников и приказал убить обоих. Долго бежали влюбленные, спасаясь от погони. Устав за несколько дней непрерывной скачки, девушка решила искупаться в реке Асу, на берегу которой они остановились отдохнуть. Но стражники отца и тут подстерегли их. Они подложили в головной убор д­евушки – саукеле – маленькую степную гадюку. Айша-Биби потеряла сознание, и по всему было видно, что она умирает. Тогда батыр Карахан поднял ее на руки и понес в ближайший аул к мулле, чтобы тот благословил их. Всего несколько минут длилось их семейное счастье. Айша умерла на руках батыра. В тот же час и день Карахан поклялся любить ее вечно. Неподалеку с мавзолеем Карахан построил и себе мазар, чтобы после смерти быть вместе с любимой.

Двенадцать километров отделяют влюбленных. А построены мавзолеи на одной прямой так, чтобы последний луч солнца касался обоих. Карахан прожил до 95 лет, из которых последние 15 лет посвятил молитвам. Сегодня оба мавзолея – мавзолей Карахана и Айша-биби в Таразе – прекрасные образцы зодчества XI–XII века.

Еще одним выдающимся объек­том истории города служит Тектурмас – памятник XIV века. Многие начинают экскурсию по Таразу именно отсюда. В переводе с казахского «Тектурмас» означает «гора, которая стоит не просто так». Считается, что здесь покоится Султан Махмуд-хан. По одной из легенд он был местным святым, по другой – главнокомандующим войсками Караханидов. Несмотря на то что мавзолей был полностью разрушен еще в начале ХХ века, по сохранившейся фотографии его удалось восстановить. По преданиям, Тектурмас жил в ХІ веке, слыл умелым военачальником, смелым батыром и к тому же являлся исламским миссионером. Его настоящее имя – Султанмахмут Шах, а Тектурмасом его прозвал народ. Он был очень беспокойным человеком, все держал под контролем и часто устраивал проверки. А потому народ говорил: «Смотрите, снова идет беспокойный Тектурмас». С годами за ним закрепилось это прозвище. После смерти Тектурмаса местность, являющаяся перекрестком девяти дорог Шелкового пути, приобрела сверхъестественные особенности. Летописцы рассказывают, что нередко торговые караваны без веской причины останавливались вблизи этого места. И только после прочтения Корана и выполнения определенных ритуалов они могли продолжить свой путь. Тектурмас относят к памятникам сакрального Казахстана. Этому есть и научное объяснение – как показали исследования, по этой возвышенности проходит меридиан. И во время утреннего намаза здесь нередко слышны особенные мелодии. Существует еще версия, что у основания музея есть грот, ведущий подземным тоннелем в Акыртас. Однако найти его пока никому не удалось.

Экскурсии по древнему городу

Экскурсия по Таразу обычно затягивается на целый день. Помимо упомянутых мавзолеев и мечети, туристам предлагают посетить мавзолеи Бабаджи-хатун (наставницы Айша-биби), средневековую баню Кали-Юнуса, мечеть Абдыкадара, остатки караван-сарая и многое-многое другое. Большинство этих памятников были возведены в эпоху «золотого века» для Тараза – в X–XI веках, когда правили Караханиды.

К сожалению, после расцвета го­род ждали несколько ве­ков з­аб­вения. В 1220 году Тараз был осажден войсками Чингисхана и до основания разрушен. И лишь в конце XVIII века вблизи его развалин вновь возникла жизнь – была построена крепость и стал быстро отстраиваться новый город. За свою бурную историю Тараз сменил множество имен: в начале XIX века его называли Наманган-коче, в конце того же века – Аулие-Атой. Людям XX века город известен уже под именем Джамбула. Впрочем, пару лет (с 1936 по 1938 год) Тараз успел назваться еще и Мирзояном. Наконец, в 1997 году городу было возвращено его историческое наименование – Тараз. То имя, с которого, собственно, и начиналась его многовековая история. Почему именно Тараз? По одной версии, именно так называли местность арабы, в силу специфики языка слово Талас стало звучать как Тараз. Согласно другой версии, Тараз произошел от казахского слова «весы» в период расцвета международной торговли. Город был узловым центром степного маршрута Великого шелкового пути, а без весов торговли быть не может. Что бы ни означало слово «Тараз», ясно одно – сегодня это один из самых древних и самых богатых в плане исторического наследия городов Казахстана. И стоит провести в городе не несколько дней, а сразу несколько месяцев, чтобы изучить это наследие сполна. Туристические фирмы Тараза предлагают несколько туров: «Экскурсия по Таразу и области», «Памятники любви и верности», «Загадочный Акыртас», школьные экскурсии. Стоимость всех туров начинается от 1200 тенге на человека. Цена зависит от количества человек в группе и способа передвижения, что привлекает многих желающих, путешественников.

Источник

Оцените статью