Что такое пояс оберег

Зачем носить пояс

В современном мире пояс рассматривается только лишь как модный аксессуар, лишённый всякого смысла. Однако в действительности он является важнейшим элементом одежды, без которого наши предки из дома не выходили и не брались за важные дела. Пояс как символ пути сопровождал человека от младенчества до перехода в мир иной, способствовал преодолению препятствий и оберегал от зла, помогал выстраивать свою жизнь в гармонии с окружающим миром.

Пояс – один из самых сокровенных видов творчества, украшений и оберегов. Разделяя верхнюю и нижнюю части тела человека, связывая верхнюю и нижнюю части одежды, пояс тем самым одновременно отделяет и связывает высшее и низшее начала в человеке.

Кроме этого, пояс принимает значительную часть веса одежды на себя, освобождая плечи от дополнительной нагрузки. Он всегда и во всех славяно-арийских народах воспринимается как знак благополучия и порядочности. Без пояса находиться в обществе – считалось верхом неприличия, ведь распоясать человека означало обезчестить его.

Часто пояс – символ пути, дороги, преодоления препятствий, как мифических, так и реальных. В свадебной обрядности – это дорога в новую семейную жизнь, в похоронной – в жизнь иную.

Пояс имел и небесное, космическое значение. Млечный Путь считали кушаком небосвода. Радугу – поясом богини Лады.

Пояс, принимая форму окружности, придавал целостность и гармоничную законченность человеку, не давал враждебным силам проникнуть за этот круг.

Пояс как оберег

Даже в самом скромном пояске может таиться сила, способная уберечь человека от напастей и бед, полностью изменить ход всей его жизни.

До недавнего времени пояс был обязательной деталью как женской, так и мужской одежды. Его носили богатые и бедные, взрослые и дети, мужчины и женщины, жители городов и поселяне… Пояс сопровождал человека на протяжении всей его жизни.

Первый крохотный поясок повязывали на голенькое тельце новорожденному ребёнку и не снимали ровно год. Годовалого ребёнка опоясывали уже новым поясом. При этом мальчики и взрослые мужчины носили пояса поверх одежды, а девочки и женщины подвязывали ими нижние рубахи.

Обереговое значение поясу придавали вышитые на нём заботливой рукой символы. Что мы знаем о традиции нанесения орнаментов? У всех славянских народов традиционная обережная вышивка всегда покрывала одни и те же части одежды: низ рукавов, подолы и горловину – крайние места в костюме. Считалось, что именно через эти «входы» к человеку может пристать всё недоброе, и именно эти места укрепляли обережными символами для защиты. За ними сберегающую роль брала на себя сама ткань, служащая базовым оберегом всего тела.

Но если все прочие кольца из орнаментов защищали от недоброго отдельные части тела: руки, ноги, грудь – то узорный обережный пояс охватывал всё тело целиком, сохраняя его за непроницаемым защитным коконом. Такие славянские пояса надевались под каждый отдельный элемент одежды, которых в разное время у женщин могло насчитываться и больше пяти. Наиболее ярким, украшенным славянским поясом, конечно, был самый верхний. Нижний же, нательный, часто представлял из себя лишь тонкую нить или верёвочку.

Среднестатистический славянский мужчина имел, как минимум, три пояса. Бытовой – который он носил всегда и везде. Обрядовый – который он надевал во время праздников и обрядов. Воинский – обычно наиболее широкий, массивный, с бляхами, на котором крепилась перевязь с оружием. Каждый из этих славянских поясов – обережный, но каждый служит своей цели. Потому и узоры на них изображались разные. Использование тех или иных узоров всегда логично и ясно.

Славянские пояса, значение которых заключалось в их многофункциональности, могли «разбавляться» символами, обозначающими варну, ремесло, которым занимается человек, его родовые знаки или какие-то локальные символы. Славянский пояс с этой точки зрения сродни европейскому гербу, который зачастую рассказывал о своём владельце очень многое, если не всё. По поясу читается: из каких краёв, из какого рода человек, его общественное и семейное положение и многое другое.

До сих пор многие женщины используют мужнин пояс, как оберег в случае долгой отлучки мужа, при беременности – для благополучного разрешения при родах или используют его как обрядовый.

Женщины на Руси никогда не опоясывали своё чрево поясом из кожи убитых животных, поскольку это может энергетически навредить здоровому чадородию.

Читайте также:  Талисман с клыком кабана rdr

Кроме всего прочего обережный славянский пояс помогает собраться внутренне, сосредоточиться, потому к работе или любому важному делу без пояса тоже не приступали.

Виды поясов

В разных областях России для обозначения поясов использовались и такие термины, как кушак, ремень, юсало, шнур, гулунец, именной, крайка, окрайка, плетешок, подживотник, словесный, столбовой, суконник.

  • Тельник (или сетка) – пояс 1-3 см шириною, носимый на голом теле.
  • Надживотник или наживотник – узкий пояс для исподней рубахи.
  • Кушак – широкий пояс для подпоясывания верхней одежды, изготавливался из ткани или из шерстяной или полушерстяной пряжи, его длина доходила до трёх метров. Кушаки изготавливались на кроснах или с помощью бердышка; поверхность могла быть как гладкой, так и с рельефным узором. Кушаком обёртывались два раза, начиная спереди. Женщины завязывали кушак только по левой стороне, а мужчины – на любой стороне. Часто кушак не завязывали, а подтыкали под него концы.
  • Покромка или покрома, покромь – плетёный, тканый или валяный узкий пояс длиною до трёх метров из шерстяных нитей для подпоясывания сарафана и юбки. Пояс или сразу завязывался спереди, или вначале оборачивался вокруг талии, начиная с живота, два раза.
  • Пояс или опояска, подпояска, подпоясок, опоясь, опоясина, опоясовина, опоясник, опоясок – широкая тканая тесьма, иногда с бахромой по концам, для опоясывания верхней одежды. Ширина поясов колебалась от 5 до 20 см, а длина – от 1 до 3 метров, причём женские пояса были обычно длиннее мужских (до 5 м) и нередко обёртывались вокруг фигуры несколько раз.
  • Поясок – шнур или тесьма разного вида, иногда с кисточками, для повязки по мужской рубахе или женскому сарафану.
  • Столбунец – широкий тканый пояс с поперечными полосками.
  • Черес или чересел, чресленик, чресельник (от слова «чересла», то есть «поясница») – то же, что и пояс, а также долгий кошель кишкой, в котором носят деньги, опоясываясь под одеждой.

К поясам крепились различные предметы обихода: гребни, ключи, огниво и прочее. В поздних костюмных комплексах из городской моды заимствуются подвешиваемые к поясам тканые карманы, которые использовались как кошелёк для денег или для хранения лакомств, в связи с чем их называли «лакомник» или «лакомка».

Существуют повседневные, праздничные, обрядовые и ритуальные пояса.

Повседневные пояса для детей до 3-4-х лет чаще всего делают витыми; изготавливают их матери, бабушки, тётки или старшие сёстры. Дарёные (чужие) пояса на детей в этом возрасте не надевают – исключение – если пояс подарен ведуном, духовным отцом или близким родственником.

У детей в возрасте с 3-х до 12 лет, кроме витых, могут быть узкие (1-2 см) опояски. Лучше, если их будут ткать или плести отец, дед, родной дядька или старший брат.

Девочке благоприятно носить «женские» пояса, сделанные мамой, но у неё обязательно должен быть «мужской» пояс изготовленный отцом. Такой пояс помогает будущей женщине уравновесить использование своих мужской и женской энергий.

После 12-ти лет юноши и девушки начинают, как и взрослые, носить тканые покромки, которые обязательно разделяются по половому признаку на мужские и женские. Их обычная ширина – 2-2,5 см. Кроме покромок, юноши и мужчины носят круглые плетёные пояса; они удобны для занятий по хозяйству и выглядят нарядно. Повседневные тканые и плетёные плоские пояса обычно заканчиваются бахромой, а повседневные витые и круглые плетёные – одной кистью.

Праздничные пояса традиционно были с узорами, плетёными вручную и разноцветными. В их узорочье обязательно присутствуют родовые обереговые знаки и они украшаются множеством кистей или подвесок, иногда с дорогими каменьями, серебряными и металлическими подвесками. Причём, на мужских и женских поясах делается разное количество кистей. Например, на многих мужских кушаках делают 7, 9 и даже больше кистей, соединяя их в причудливое переплетение. На женском праздничном поясе обычно делают 8 кистей — число покровительниц женской судьбы богинь Доли и Недоли и число космической взаимосвязи всего сущего; или 13 кистей – число самой богини Макоши, покровительницы семейного благополучия.

Чаще всего на простых праздничных поясах делаются 3 кисти — знак триединства мира: Явь, Навь, Правь – связь прошлого, настоящего и будущего.

К детским пояскам вместе с кистями можно подвешивать маленькие погремушки или бубенчики-обереги.

Кисти праздничных поясов в старину могли украшать «золотной» нитью. Иногда вместо кистей заплетают косички или вяжутся наузы – узлы, имеющие вполне определённый смысл.

Читайте также:  Как уничтожить талисман мусульманский

От повседневных поясов праздничные отличаются многоцветьем, изысканностью ткачества и смысловой сложностью узоров, а также – шириной и длиной. Их длина позволяет оборачивать пояс вокруг тела 2-3 раза – длина мужского праздничного пояса – 1 круг, 285 см.

Особо красивы свадебные пояса молодожёнов, которые можно назвать обрядовыми; их хранят всю жизнь, как оберег и передают по наследству.

Все праздничные пояса, обычно, передаются по наследству. Если судьба предыдущих владельцев была счастливой, их продолжают носить дети и внуки. Держа в руках подобные пояса, дети и внуки напрямую соприкасаются с запечатлённой на них энергетикой своих родителей и Предков, в результате начинает пробуждаться Родовая память.

В других случаях их могут хранить как память и использовать для обрядов поминовения предков.

Иногда ткут особые «смертные» пояса, которые внешне просты, как опояски. Человек, надев такой пояс, даёт понять окружающим, что он отрешился от этого мира и готовится перейти в мир иной. Их носят в повседневности, не снимая.

Ремень – кожаный пояс, в народном костюме почти не использовался. Кожаные ремни носили только охотники.

Зачем носить пояс каждый славянин знал с малых лет и не просто знал, но и носил. «Подпоясанного человека бес боится, леший в лесу не заведёт», — говорили в народе.

Без пояса человек может находиться какое-то время только дома, в кругу самых близких, пока ещё не взялся за дела или при каких-то обрядовых действиях.

Сейчас тканые пояски стали редкими элементами декора одежды, их смысл и значение было сокрыто. Однако шило в мешке не утаишь и уже сейчас мастеров данного направления появляется всё больше. Всё возвращается на круги своя.

Если вы хотите всегда вовремя узнавать о новых публикациях на сайте, то подпишитесь на нашу рассылку.

Источник

Пояс, как оберег и обрядовый предмет

С давних времен на Руси поясу придавалось особенное значение. Мужчина без него не мог появиться в обществе, так как это считалось весьма неприлично. Лишение человека пояса приравнивалось к лишению его чести. Издавна пояс считали оберегом он приносил удачу и благополучие своему обладателю.

Если на человеке отсутствовал пояс, считалось, что он имеет отношение к миру потусторонней силы. Русалок всегда описывали: одетые в длинные белые рубашки, но всегда говорилось об отсутствии пояса.

В старинных рукописных книгах по народной медицине рассказывается о поясе следующее, что его носят на голом теле, для того чтобы спастись от различных колдунов и всякой нечисти. И так этот оберег помогает, что ни одно колдовство не подействует.

Использовали пояс и в заговорах, когда человек болел. При лихорадке больному необходимо было сходить в лес, отыскать осину, поклониться ее и попросить, чтоб она забрала его недуг, а дала взамен здоровье. Затем на ней больной человек завязывал свой пояс.

В некоторых местах люди считали, что если пояс изменил свой первичный размер, то в него поселился злой дух и нагоняет на человека различные болезни. Что бы избавиться от злого духа проводились магические обряды над больным, после окончания знахарь снова измерял пояс, чтобы убедиться, что дух изгнан. Затем резал больной пояс на мелкие кусочки и закапывал эти части в землю.

Под Новый Год нужно было хозяйкам связать между собой попарно хозяйственные и бытовые предметы это делалось для того что бы в наступающем году вес приумножалось и прибавлялось. Девушки на выданье, которые хотели выйти замуж, ходили в лес, чтобы найти там близко стоящую пару осинок, которые можно будит обвязать одним поясом, и если им это удавалось, то их желание должно было скоро сбыться.

Можно было еще погадать на поясе о своем будущем женихе, для этого к поясу привязывали замок и закрывали его, ключ прятали под подушку и говорили, чтоб суженный — ряженый пришел и открыл замок.

Для того чтобы увидеть своего будущего мужа во сне нужно под подушку положить один лишь пояс, и попросить суженого-ряженого прийти, умыть, утереть и опоясать.

Ни одна свадьба и сватовство в прошлом на Руси не обходилось без поясов. Обряд передачи пояса невестой жениху, символизировал принятия предложения, и девушка уже не могла изменить свое решение и отказаться от него. Ко дню свадьбы невеста для жениха должна была сама выткать шерстяной пояс, основным цветом в нем был красный, он служил талисманом и охранял от сглаза и разнообразных приворотов иных женщин.

Читайте также:  Вышивка как оберег для женщина

В XIX веке до второй половины был сохранен удивительный обряд, во время сватовства на пол клали красный пояс в виде круга возле невесты, если девушка соглашалась на этот брак, она прыгала в середину круга с лавки.

Славяне верили, что источником жизненных сил является пояс, и поэтому считали, что он обладает целительными и оплодотворяющими свойствами. Мужчин лечили от мужского бессилия лыковым поясом, а если такие проблемы были у женщины, то они под подушку клали пояс священника или носили кусочек от него с собой.

Иногда совершались специальные действия, для того чтобы мужчина и женщина стали плодовиты, или для того чтобы уберечь от нечисти и сглаза беременную женщину.

На севере России беременные женщины, в качестве талисмана использовали пояс своего мужа, считалось, что он обладал более сильной силой. Это пояс-оберег не советовали снимать даже ночью.

Обряды и поверья связанные с поясом

Есть страны, в которых, пояс до сих пор считается оберегом. Например, в Японии два года назад для беременной принцессы Кико была проведена эта мистическая церемония. Эта церемония должна проходить в день Собаки по зодиакальному старинному календарю. В Японии считают, что именно у собак беременность и роды происходят более безопасно и безболезненно.Этот магический обряд должен был уберечь беременную принцессу от выкидыша, а при родах помочь избежать опасных моментов и благополучно родить малыша.

Придворные дамы в присутствии супруга повязали принцессе Кико на кимоно пояс, выполняя с точностью все средневековые ритуалы.

На Руси люди считали, что скотину можно с помощью пояса привязать ко двору. Во Владимирской губернии существовал обряд: купленную на базаре корову нужно было опоясать, для этого пояс стелили у ворот, и когда корова проходила через него приговаривали, чтоб корова от старого хозяина забывала, а к новому привыкала.

До нашего времени сохранилась традиция впускать в новый дом или квартиру первую кошку. Но раньше существовало еще продолжение этого ритуала, следом за кошкой в дом заходил хозяин, а потом втягивал всех членов семьи через порог за пояс.

Были обряды с поясом и при погребениях. В Белоруссии, к примеру, на покойника надевали синий пояс. Россияне в некоторых регионах на дно гроба укладывали прутья с развязанных веников, а на них укладывали поперек гроба пояс, они считали, что умерший при воскресении на суд Господний должен явиться обязательно опоясанный.

Если женщина оставалась вдовой, то она не должна была завязывать на умершем супруге пояс, если в дальнейшем хотела выйти еще раз замуж. В случае, если все таки такой смертный пояс был завязан и женщины выходила повторно замуж, то ее брак был несчастливый и в основном скоротечный.

После того как гроб с покойным выносили из двора, калитку перевязывали поясом, для того чтобы в этом доме не было повторных смертей. Лошадь, которая везла гроб на кладбище, вели не за поводья, а за пояс.

Существовало поверье, что если вдова будет носить пояс, он ее убережет от притязаний нечистой силы в облике умершего мужа. В Сибири женщина, которая недавно стала вдовой носила пояс из рыболовной сети, для того чтобы обезопасить себя от злого духа, который погубил ее мужа.

Пояс также служил магическим амулетом для новорожденного, которым опоясывался ребенок во время крещения. С этим магическим талисманом проходила вся жизнь человека. Нечистая сила, которая обитает дома кикиморы и домовые не могли даже приблизиться к опоясанному младенцу.

В основном, в течение первых сорока дней после того как родился ребенок обряд опоясывания не проводился, а вот на седьмой недели приходила крестная и приносила для младенца крестик, рубашку и пояс. Было такое поверье, что если в этот период крестная не опояшет малыша, он может умереть.

В некоторых районах крестная опоясывала ребенка только в год. Малыша ставили к печному столбику и завязывали узел, при этом крестная тихо желала, чтоб ребенок рос здоровым и был толстеньким, как столб печки.

Старообрядцы придавали ношению пояса особое значение. Тот пояс, который надевался во время крещения на голое тело, они носили на протяжении жизни, не снимая даже, когда парились в бане.

Родители на Руси даже благословляли поясом, и передавали его от отца к сыну по наследству.

Источник

Оцените статью