- Подблюдные гадания
- Читайте также
- Гадания
- Гадания
- Карточные гадания
- Гадания на рунах
- Языческие гадания
- Гадания с зеркалами
- Святочные гадания
- Гадания на костях
- Гадания по дыму
- Гадания по огню
- 2. Гадания
- Гадания
- Кто придумал гадания? Гадания и спиритизм — всеобщая глупость
- Практика гадания
- Образец гадания
- Что такое подблюдные гадания
- —> —>Форма входа —>
- —> —>Поиск —>
- —> —>Статистика —>
Подблюдные гадания
Подблюдные гадания – самые интересные святочные гадания, которые обычно приурочивались к Васильеву вечеру. Название образовано от слова «блюдо» – этот предмет был обязательным атрибутом ритуала. В некоторых областях России такие гадания называли «илея» («илия») – это слово употреблялось в припевах подблюдных песен, которыми сопровождался обряд.
Начинались подблюдные гадания с наступлением темноты в избе, выбранной гадающими. В ритуале могли принимать участие как только девушки, так и молодые люди обоего пола. Иногда на такие обряды собирались почти все жители деревни.
Для гадания чаще всего брали блюдо, но это могли быть также чаша или сосуд, решето, шапка.
В него каждый участник клал украшение – колечко, сережку, брошку, запонку и т. д. Если никаких украшений у человека не было, он мог положить наперсток, пуговицу или мундштук (если это был мужчина).
Сбор предметов обычно сопровождался песнями, адресованными представителям разных половозрастных групп, присутствующих при гадании.
Например, для девушки исполняли такую песню:
Вился, вился соловей,
Да привился молодой (имя девушки).
Она меня подарит
С буйной главы венчиком,
С правой ручки перстеньком[8].
Когда все предметы были собраны, блюдо накрывали салфеткой, платком, скатертью. Сверху (или под ткань) клали кусочки хлеба, соль или уголь. Затем пели песню, славившую хлеб:
Мы не песню поем,
Хлебу честь отдаем.
Кому эта песенка
Тому жить бы богато,
Песни, в которых благословлялся хлеб, были своего рода заговором, направленным на благополучие всех, кто присутствовал при гадании. Иногда в песнях, которыми начинался гадальный ритуал, славили хозяина дома или кого-то из девушек.
Затем хлеб делили между присутствующими. Девушки прятали его в карман или рукав, чтобы потом положить под подушку и увидеть вещий сон.
Разделив хлеб, начинали гадание: пели короткую песенку, в которой отражалась та или иная судьба (свадьба, богатство, болезнь и др.). Блюдо встряхивали, и в момент произнесения каждой строки песни один из присутствующих брал из-под платка или салфетки попавшийся под руку предмет. Тот, кому принадлежало украшение, принимал свою судьбу. Если слова были непонятны, их растолковывали самые опытные участники гадания.
Иногда предметы вынимали из сосуда с водой, в таком случае исполняющий песню просто перемешивал их рукой и вытаскивал то, что попадется.
Когда в блюде оставалось всего одно украшение, песню не пели. Причем в одних областях считалось, что девушку, которой принадлежит предмет, ждет замужество, а в других полагали, что именно она останется одинокой.
В ряде деревень последнему участнику пели свадебную песню, а его кольцо, взятое с блюда, пускали по полу и следили, куда оно покатится. Если кольцо катилось к порогу, девушке предрекали скорую свадьбу, а парню дорогу.
Блюдо в подблюдных гаданиях играло роль границы, соединявшей мир живых с миром духов. Если в сосуд, используемый в обряде, наливали воду, она должна была быть принесена из проруби или колодца – канала, соединявшего людей с потусторонними сферами. Прежде чем добавить свое украшение, каждый участник делал им крестообразное движение по краю сосуда.
В качестве современного варианта подблюдных гаданий можно провести такой ритуал. Выложить на блюдо разные предметы по числу участников, накрыть платком и встряхнуть.
Затем один из участников, не глядя, должен вынимать предметы из-под платка, в то время как другой, не зная, что именно он вытаскивает, – называть имена присутствующих. Тот, кому, например, достанется монета, в наступившем году разбогатеет; получивший ключ улучшит свои жилищные условия.
Если кому-то досталось кольцо, он должен будет пустить его по полу, чтобы посмотреть, покатится ли оно к двери и стоит ли ожидать свадьбы или дороги.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Гадания
Гадания Гадание о карьереЭтим способом гадают вечером в сосновом бору или дубовой роще.На открытом пространстве сложите костер так, чтобы в центре были сосновые шишки, а вокруг – дубовая кора. Аккуратно разожгите костер, трижды произнесите вслух свое сокровенное
Гадания
Гадания Круг тем, охватываемых гаданиями, практически не ограничен. Среди самых распространенных можно назвать свадебные, новогодние, рождественские и святочные гадания. Не менее популярны расклады на игральных картах. Все эти гадания и многие другие вы найдете на
Карточные гадания
Введение С глубокой древности и до наших дней люди пытаются заглянуть в будущее. Попытки проникнуть в тайны бытия породили огромное количество всевозможных гаданий, которыми пользовались и продолжают пользоваться посвященные, члены тайных обществ и даже мы, простые
Гадания на рунах
Гадания на рунах В жизни каждого человека наступает момент, когда он должен заглянуть в будущее. И если раньше человек обладал даром предвидения, то жизнь в обществе по разным причинам вынудила его отказаться от многих своих умений или модифицировать их, придав им «более
Языческие гадания
Языческие гадания Гадания для узнавания виновного в краже или преступлении Гадание топором. Это гадание относят к древним. Употребляли его для узнавания виновного в каком-нибудь преступлении или проступке. Вбивали в топор деревянный кол и держали его обеими руками так,
Гадания с зеркалами
Гадания с зеркалами Гадание с зеркалами на вызывание образа будущего жениха. Это хорошо известное из литературы гадание нередко используется и сейчас. Девушка садится в темноте между двумя зеркалами, зажигает свечи и начинает вглядываться в «галерею отражений», надеясь
Святочные гадания
Святочные гадания Гадания в период святок (с 7 по 19 января). Чаще всего гадают в Рождественскую ночь.Гадание (с валенком) на «сторону», в какую выйдешь замуж. Это наиболее известный и распространенный вид гадания. Девушки поочередно бросают валенок (сапог, туфельку) на
Гадания на костях
Гадания на костях Зары, или кости, – это кубики с нанесенными точками на каждой из шести сторон. Гадание на игральных костях для предсказания будущего старо, как сам мир. Этим увлекались древние египтяне, греки, римляне, даже японцы. Гадальные кости знали африканские
Гадания по дыму
Гадания по дыму Основные характеристики дыма – это цвет, интенсивность, качество и запах. Если вы хотите узнать, что ждет вас в обозримом будущем, обратите внимание на качество дыма. Если дым столбом, ваша жизнь принесет вам приятные изменения, новые знакомства, вы будете
Гадания по огню
Гадания по огню На желание Первый способ. Известен уже много столетий. Он пришел к нам из глубины веков со времен первого празднования дня Ивана Купалы. Способ прост, и все зависит лишь от вашей решимости. Разожгите костер, загадайте желание, ни в коем случае не
2. Гадания
2. Гадания Человек, истинно любящий братьев по вере, не нуждается в гаданиях. «Просите – и получите!» Вера – как меч. Если группа верит в Бога, ежедневно упражняется, осуществляет внутреннюю молитву, то обретает тайноведение. Гадание же (в любой форме), мерзость перед лицом
Гадания
Гадания Во взаимодействии с Миром человек может быть не только пассивной стороной, воспринимающей извне информацию в том или ином виде. Он может также задавать вопросы, вести диалоги, даже полемизировать (конечно, уважительно и с любовью) с Миром. Рассмотрим по порядку.
Кто придумал гадания? Гадания и спиритизм — всеобщая глупость
Кто придумал гадания? Гадания и спиритизм — всеобщая глупость Опыт работы в НИЦ «ЭНИО» позволяет утверждать, что бывает достаточно одного-единственного гадания в детстве на ромашке для того, чтобы исковеркать себе и окружающим всю жизнь! При этом обязательно наступает
Практика гадания
Практика гадания Самый исторически достоверный метод рунического гадания описан римским историком Тацитом в 98 г. н. э. («Германия», глава X). Согласно этому описанию, жрец или глава семейства наносил рунические знаки на палочки, вырезанные из древесины плодоносящего
Образец гадания
Образец гадания В заключение я хотела бы описать один расклад, который я не так давно сделала для женщины по имени Фи. Фи нужно было решить, оставаться ли ей в Лондоне или вернуться в Девоншир. Истинной же темой гадания была дочка Фи, малышка Фрейя, которой в то время
Источник
Что такое подблюдные гадания
Сообщение Liby » 03 окт 2017, 16:07
Христианская церковь всегда осуждала гадания: считалось, что гадающий человек вступает в контакт с нечистой силой. Но желание узнать будущее оказывалось сильнее запретов. Для взрослых людей гадания были скорее развлечением, но молодые, особенно девушки, стремились предугадать судьбу.
Подходящим для этого временем считались Святки. Люди верили, что в дни между Рождеством и Крещением приоткрывается граница с потусторонним миром, появляется возможность узнать, что тебя ждёт в следующем году.
Святки начинались 24 декабря (6 января по новому стилю) и заканчивались 6 (19) января.
Способов гадания существовало много, некоторые отразились в литературе. Гадает Светлана, с другими девушками и одна, в балладе Жуковского, Наташа Ростова с Соней в романе Л. Толстого, герои А. Островского («Бедность – не порок»), Татьяна Ларина с подругами.
Из блюда, полного водою,
Выходят кольца чередою;
И вынулось колечко ей
Под песенку старинных дней…
Здесь говорится об одном из самых интересных видов гадания – о подблюдном. Обычно его проводили на Васильев вечер, как раз перед новогодней ночью. По названию понятно, что использовалось блюдо. Но этим словом мог обозначаться любой предмет, выполняющий его роль: от решета до шапки. В разных областях детали обряда различались. В блюдо могла наливаться вода, в качестве покрова на него брали скатерть, платок или просто кусок ткани, а иногда не накрывали совсем. В отдельных губерниях в гадании участвовал хлеб, а при сборе предметов каждого участника величали песней в зависимости от пола и возраста. Но основа оставалась неизменной.
После захода солнца участники собирались в заранее назначенном доме, готовили всё необходимое. Каждый клал в блюдо одно своё украшение или другой мелкий предмет: кольцо, серьгу, пуговицу, напёрсток. Сверху стелился покров. Воду для гадания брали обязательно из проруби или колодца, которые считались окнами из нашего мира в потусторонний. Само блюдо в народном представлении становилось таким окном на время обряда, поэтому для защиты от обитателей чужого мира опускаемым в воду предметом крестили край ёмкости. Покров имел функцию границы.
За водой отправлялись или парень, родившийся в своей семье первенцем, или девушка – наоборот, последняя из детей.
Гадание иногда предварялось песней хлебу (там, где его клали на покров или под него) или «славой» хозяину дома.
Далее под короткие подблюдные песни наугад вынимали из блюда по одному предмету. Тот, чей предмет выпал, судил о своём будущем по тексту песни, причём не всегда слова следовало понимать впрямую. В трудных случаях обращались за толкованием к опытным участникам. Вынимающий украшения сам в гадании не участвовал. Обычно это был кто-то из старших, часто пожилые женщины. Считалось, что связь между мирами должен осуществлять человек, находящийся в нашем мире, но по возрасту близкий к переходу в иной.
Последнее оставшееся в блюде украшение имело различное значение в разных областях. В одних считалось, что его хозяйка в этом году замуж не выйдет, в других, наоборот, предрекалась скорое замужество и пелась свадебная песня. Кое-где последнее кольцо вынимали, пускали по полу и смотрели, куда покатится. Направление в сторону двери сулило дорогу: девушке – в дом жениха, молодому человеку – в далёкие края.
Позже появился другой способ подблюдного гадания. Девушка, не принимавшая в нём участия, раскладывала в четыре разных блюда щётку, колечко, кусочек печной глины и уголёк. Под пение другие девушки поочерёдно вытаскивали себе один из предметов. Кольцо значило счастливое замужество и молодого жениха, щётка сулила брак с безобразным стариком, уголь обещал в мужья пьяницу. Печная глина предвещала смерть.
Подблюдные песни сохранились в сборниках фольклора, и при желании красивый обряд можно повторить в наши дни.
Источник
—> —>Форма входа —>
—> —>Поиск —>
—> —>Статистика —>
автор- Мадлевская Елена Львовна.Российский Этнографический Музей
Подблюдные гадания (илея, «закидывать кольца») — один из самых ярких видов святочных гаданий, основанный на принципе вытаскивания жребия. Наиболее распространенное название этого вида гадания связано со словом «блюдо», поскольку предмет, который оно обозначает, является неотъемлемым элементом гадательной акции. Обозначение подблюдных гаданий как «закидывать кольца» связано с соответствующими действиями, выполняемыми во время обряда. Вятское название «илия» обусловлено одним из локальных вариантов припева-возгласа в подблюдных песнях, сопровождающих гадание.
Подблюдные гадания производились исключительно во время Cвяток, внутри которых они, как правило, приурочивались к Васильеву вечеру, то есть к кануну Нового года, и к «страшным» вечерам. К обряду приступали после захода солнца в заранее назначенной гадальщиками избе. Участниками подблюдного гадания могли быть и одни девушки, и молодежь обоего пола, и все деревенское общество.
Основными составляющими подблюдных гаданий были ряды: предметный (блюдо с водой или без нее; скатерть или другая ткань; хлеб и иногда соль, уголь; украшения или другие мелкие предметы по одному от каждого участника), акциональный (манипуляции с блюдом и украшениями) и вербально-музыкальный (песни хлебу и подблюдные, иногда — толкование песен).
Перед гаданием приготавливали блюдо (иногда это мог быть другой сосуд, решето или шапка): в него гадающие складывали небольшие предметы, обычно — украшения: кольцо, перстень, сережку, брошь, запонку. У кого украшения не было, могли положить наперсток, пуговицу, а мужчина — даже мундштук. В Костромской губ. собирание колец сопровождалось песней, в которой были обращения ко всем участникам как представителям различных половозрастных групп общины:
«Девушке:
Вился, вился соловей,
Да прививался молодой
(имя девицы).
Молодешенька хороша,
Молода пригожа.
Она меня подарит
С буйной главы венчиком,
С правой ручки перстеньком
Холостому
Пожалуй-ка, молодец,
В наш сад посидети,
Зелен наградити.
Вечер у нас девушки
По саду гуляли,
Весь сад приломали,
Зелен притоптали.
Женщине:
Пожалуй-ка, тетушка,
Чем сад насадити,
Зелен наградити,
Чем дочь выдавати,
Чем зятя дарити.
Женатому мужчине:
Пожалуй-ка, дядющка,
Чем сад насадити,
Зелен наградити,
Чем сына женити,
Чем сноху дарити» (Чичеров, 1957, с.104).
Блюдо покрывали тканью: скатертью, полотенцем, салфеткой, платком. На ткань сверху или под нее клали кусочки хлеба, иногда еще соль и уголь. В Сибири блюдо закрывали платком, ставили на стол, покрытый белой скатертью, а каждый участник свой кусок хлеба клал под скатерть перед собой . Когда все было готово, запевали песню хлебу:
«Еще нынее у нас
Страшные вечера
Да Васильевские.
Илею, илею!
Мы не песню поем,
Хлебу честь отдаем.
Илею, илею!
Кому эта песенка
Достанется,
Тому сбудется,
Не минуется!
Илею, илею!
Тому жить бы богато,
Ходить хорошо!
Илею, илею!
(Поэзия крестьянских праздников, 1970, № 108, с.137).
В некоторых песнях-славах прославлялся хозяин дома:
«Хлебу да соли долог век, слава!
Государю нашему доле того, слава!
Государь наш не стареется, слава!
Его добрые кони не ездятся, слава!
Его цветное платье не носится, слава!
Его верные слуги не стареются, слава!»
(Снегирев, вып.II, с.85).
В песне, предваряющей гадание, могла прославляться и одна из участниц обряда:
«Хлебу да соли долог век.
Слава!
Боярышне нашей боле того.
Кому мы спели, тому добро»
(Терещенко, ч.7, с.172).
Пение славы хлебу в начале подблюдного гадания вполне закономерно, поскольку хлеб в крестьянской жизни и в народных представлениях являлся источником и символом благополучия. Поэтому песня хлебу была своего рода благословением перед гадательной акцией и заклятием-пожеланием благополучия всем присутствовавшим. По окончании песни хлеб ломали, если он еще не был нарезан, и делили между всеми. Кусочки завертывали в рукав и приберегали, чтобы положить под подушку и увидеть вещий сон.
После раздела хлеба приступали к гаданию: пели короткие (от одной до десяти строк) песни, каждая из которых означала ту или иную судьбу. Во время исполнения каждой песни потряхивали блюдо, и кто-нибудь один ловил попавшееся на лету под салфеткой предмет. В Сибири первое попавшееся кольцо вынимали через щелочку в платке. А если в блюде была вода, то его не встряхивали, а тот, кто держал блюдо, перемешивал кольца рукой и, не глядя, вытаскивал попавшееся. Чье было украшение, тому и предназначалась судьба, отраженная в песне. Если возникал вопрос о значении песни, то более опытные участники растолковывали его. Затем пели новую песню. Сколько было людей, для всех пели, кроме того, кто проделывал манипуляции с блюдом.
Когда оставалось последнее украшение, песню не исполняли. В некоторых местах считали, что обладательница последнего кольца выйдет замуж, а в других — напротив — останется в девицах. В некоторых местных традициях последнему человеку пели свадебную песню, а кольцо пускали по полу, смотря, в какую сторону оно покатится: если к дверям, девушке — замужество, а мужчине — дорога.
Особенности структуры и механизма подблюдных гаданий не все лежат на поверхности. Если символика времени этого вида гадания, как и любого другого, — рубежность — очевидна, то «пограничный» характер пространства, в котором совершается подблюдное гадание, не так четок: действо разворачивается в обычной избе. Тем не менее, а пространственной структуре подблюдных гаданий есть место и «этому», и «потустороннему» миру, и границе между ними. На символическом уровне именно блюдо (сосуд, решето, шапка) выступает в функции «потустороннего» мира, в котором формируются судьбы всех участвующих в обряде. Об этом свидетельствует то, что воду для блюда необходимо было принести из проруби или колодца, которые в народных представлениях осмыслялись как каналы с потусторонним миром. В этом плане показательно также то, что, прежде, чем положить свой предмет в блюдо, каждый касался им края сосуда крест-накрест, а затем уж опускал под салфетку. Это крестообразное движение аналогично черчению креста на перекрестке как нахождению точки, являющейся символической пространственной границей между «мирами» (см. гадания об урожае и др.)
Роль завесы — границы между «потусторонним» (блюдо) и «этим» (изба) мирами — выполняет ткань; в традиционной культуре было широко распространенно использование тканей в самых разнообразных обрядовых ситуациях как покрова, выполняющего функцию «границы»: оборачивание новорожденного в родительскую рубаху; закрывание платком (полотенцем и под.) невесты; покрывание скатертью могил на Радуницу; накидывание платка или полотенца на зеркало во время гаданий и в доме, где есть покойник, и т.д. Таким образом, в ситуации подблюдных гаданий человек сам создает символическое подобие устройства мира в пределах пространства избы.
С идеей «пограничности» связан генеалогический статус тех, кто участвует в создании этого «мини-мира»: так, воду из проруби должны были приносить «первородный» парень (первенец) или «последняя» девушка, то есть младшая в семье, — являющиеся в перспективе связующими представителями между старым и будущим составами рода и общины («рода-племени»).
Символическое значение украшений, которые использовали в гадании в разные его моменты, было не одинаковым. На первом этапе гадания, когда каждый снимал с себя кольцо и сам опускал в блюдо, украшение являлось знаком, предметом-заместителем самого человека. Когда кольцо из блюда возвращалось к владельцу, оно символизировало его новую судьбу в следующем году, обозначенную в подблюдной песне. Показательно в этом плане, что предмет из блюда вытаскивал не тот, кому гадали, а человек, который не загадывал свою судьбу в этом гадании; он встряхивал блюдо или перемешивал в воде кольца и, не глядя, ловил предмет на лету под покровом или доставал его рукой из воды и передавал «новую судьбу» ее владельцу, — то есть выполнял функцию медиатора (посредника) между «тем» и «этим» мирами. Соответственно этой функции выбирался человек опытный, как руководитель в других видах гаданий, и постарше; аналогичны в этом плане выбирание двенадцати стариков в гадании об урожае и роль пожилой знающей женщины, руководящей девушками в «страшных» гаданиях. Посредническая роль стариков в гадании вполне закономерна, так как из всех возрастных групп общины именно они, находясь в «этом» мире, наиболее близки к «иному».
По окончании подблюдных следовали другие гадания и игры. Одной из наиболее распространенных являлась игра «Золото хоронить». Она была заимствована из городской среды и в силу ряда причин влилась в святочную обрядность или в форме игры, или, подвергшись некоторой трансформации, превратилась в разновидность подблюдного гадания. Причины эти состоят в следующем: и в тексте «Уж я золото хороню», и в подблюдных гаданиях образ кольца играет важную роль; в тексте игры сообщается о прятанье золота, что в подблюдном гадании имело место на акциональном уровне; в песне игры речь идет об отгадывании, как гадании:
1) «Уж я золото хороню, хороню
Чисто серебро прихорониваю
Я у батюшки в терему, в терему,
Я у матушки в высоком, в высоком.
Пал-упал перстень
В калину, малину,
В черную смородину,
В алую земляночку…
Очутился перстень
У дородна молодца
На правой на рученьке,
На правом мизинчике…
Гадай, гадай, девица,
В коей ручке былица.
Девушка гадала,
Да не отгадала,
Доброва молодчика…
Вы подруженьки,
Вы голубушки,
Вы скажика-те,
Не утайте-ка,
Мое золото
Мне отдайте-ка.
Меня матушка
Журить будет, бить
По три утра, по четыре,
По три прута золотые,
По четыре прутика
Жемчужные.
Девицы гадали,
Да не отгадали.
Добры молодцы,
Отгадайте сами».
(Балов А.В., 1898, с.73).
Тот или иной вариант песни исполнялся после подготовки к гаданию: девушки брали четыре блюда; та из них, что не гадала, клала в блюда по одному предмету (уголь, печинку — кусок глины от печи, щетку и кольцо) и накрывала их платками. Под пение «Уж я золото хороню» девушки по очереди вынимали из блюд, что кому достанется: уголь — муж будет негодяй и пьяница, печинка — смерть, щетка — муж будет старый, некрасивый, кольцо — муж молодой и житье счастливое.
О более позднем присоединении игровой песни к гаданию говорит то, что и игра «Уж я золото хороню», и гадания такого типа могли существовать сами по себе. Кроме того, в отличие от подблюдных гаданий, в контаминации игры и гадания судьбу предсказывает не песня, а предмет, который вынимает из блюда та или иная девушка.
Для игры «Золото хоронить» иногда использовали кольцо, оставшееся последним после подблюдных гаданий. Его под звуки песни тайком, из рук в руки, передавали друг другу сидящие рядом девушки и парни. Водящий искал, у кого в руках осталось кольцо, а пойманный в скрывании кольца заступал на роль водящего. Таким образом, игра «Золото хоронить» представляла собой вариант игры в «Колечко», бытующей до сих пор в детской среде.
Источник