Таро. Оккультное значение, использование в предсказании и способ игры
С.Л. МакГрегор Матерс
перевод Зау Таргиски, 2003
ПРИМЕЧАНИЕ: Эта небольшая брошюра С.Л. МакГрегора Матерса была впервые издана Джорджем Редвеем в 1888 г. Она задумывалась как пособие по основам гадания. Порядок карт и их характерные черты, которые использовались Матерсом в этой ранней работе, не совпадают с учением о Таро Ордена Золотой Зари. Вместо этого в ней задействованы порядок, нумерация и соответствия козырей Таро, использовавшиеся Элифасом Леви.
Начну с того, что глубокое исследование истории карт не является предметом нашего рассмотрения. Поэтому в этой небольшой книге я ограничусь кратким обзором того, что связано с наиболее древней формой карт, — Таро, или Тарокки, — и дам, по возможности, ясные и краткие инструкции, которые мои читатели смогут использовать в предсказании, для коего эти карты приспособлены гораздо лучше обычных карт благодаря большому своему количеству и разнообразию комбинаций. Я также коснусь их оккультного и каббалистического значения.
Название «Таро» или «Тарокки» применяется к колоде из 78 карт, состоящей из четырех мастей по 14 карт в каждой (в них на одну фигурную карту больше, чем в обычных колодах: это Кавалер, Рыцарь, или Всадник), и 22 символических иллюстрированных карт-козырей. Карты-козыри пронумерованы от 1 до 21 включительно, 22я карта обозначена Нулем, 0. Изображения этих козырей крайне необычны, и среди них есть такие образы, как Смерть, Дьявол, Страшный Суд.
Версия того, что карты были впервые «изобретены» для развлечения французского короля Карла VI, сейчас развенчана, и в этой связи стоит упомянуть, что их предполагаемым «изобретателем» был Жак Григоньер, Астролог и Каббалист. Кроме того, еще раньше эти карты были известны индийцам и китайцам. В одном из своих трудов Эттейла рассказывает о мистическом происхождении этих карт из Храма Пта в Мемфисе и далее говорит:
«На столе или алтаре, на уровне груди египетского Мага (Иерофанта) по одну сторону находилась книга, или набор карт, или золотых листов (Таро), а по другую — кувшин». Эту мысль далее развивал П. Кристиан (ученик Элифаса Леви) в своей книге «История магии» («Histoire de la Magie»), на которую я при случае позже сошлюсь. Великие толкователи Таро — Кур де Жебелен, Леви и Эттейла — всегда приписывали Таро каббалистическо-египетское происхождение, и я обнаружил, что итоги моего многолетнего изучения этого вопроса подтверждают это.
В. Хьюгс Виллшир (W. Hughes Willshire) в своих комментариях к «Общей истории игральных карт» («General Hystory of Playing-Cards») говорит: «Наиболее древними картами, которые дошли до нас, являются Таро. Это четыре карты в музее Корер в Венеции, семнадцать карт в Парижском кабинете (часто ошибочно называемые картами Григоньера, или картами Карла VI, 1392 года), пять венецианских колод Таро пятнадцатого века (по мнению некоторых, они появились не ранее 1425 г.) и серия карт из колоды Минкиате: в то время, когда писал Чиконьяра, они находились в распоряжении графини Аурелии Висконти Гонзага в Милане”
В.А. Шатто (W.A. Chatto) в своей «Истории игральных карт» («Hystory of Playing-Cards») говорит, что карты были изобретены в Китае в 1120 н.э. для развлечения многочисленных наложниц правителя Сон-Хо.
Ж. Ф. Веллан (J.F. Vellaint) в книге «Рим: подлинная история цыган» («Les Romes, histoire vraie des vraies Bohemiens») (Париж, 1857) говорит, что в Китае были рисунки; их делили на группы; количество рисунков в каждой группе было кратно числу 7 [i]. «Они очень походят на Таро: четыре масти Таро могут занять первые четыре столбца этих рисунков, из двадцати двух ату четырнадцать займут пятый столбец, а семь — шестой. Эти шесть столбцов, по семь ату в каждом, символизируют шесть дней творения. Китайцы считают, что эта система появилась в первые века существования их империи, когда ИАО осушил воды потопа. Таким образом, можно сделать вывод, что эти рисунки — оригинал или копия Таро, что Таро старше Моисея и что оно появилось в начале нашей эпохи, когда еще только создавался Зодиак, и, следовательно, что возраст этих карт должен насчитывать 6600 лет.»
Несмотря на очевидную смелость данного утверждения, по размышлении очевидно, что появление Таро, состоящего из десяти чисел десятичной системы, влияющей на них четверки и иероглифического алфавита из двадцати двух мистических символов, относится к гораздо более давнему периоду мировой истории, чем это обычно представляется. Теперь мы все можем согласиться, что современные карты произошли от Таро.
Кур де Жебелен в своей книге «Первобытный мир» («Le Monde Primitif», Париж, 1781), писал: «Как бы мы удивились, если бы нашли древнеегипетскую книгу, одну из тех, что не сгорели в пожарах, поглотивших великолепные библиотеки Египта; книгу, содержащую чистейшее учение о чрезвычайно интересных вещах! Несомненно, каждый загорелся бы желанием узнать, что это за ценная и необычная книга. Как бы мы удивились, узнав, что эта книга широко распространена в Европе и что на протяжении нескольких веков была доступна каждому! И мы бы удивились еще больше, узнав, что люди никогда и не подозревали о египетском происхождении этой книги, о том, что эта книга есть у них, но они не хозяева ее, что никто и никогда не пытался расшифровать хотя бы одну ее страницу! Что ее тайная мудрость рассеяна во множестве странных допущений, каждое из которых в отдельности не имеет смысла! Мы подумали бы тогда, что кто-то развлекается так, пользуясь чужой доверчивостью».
«И, тем не менее, это истинная правда. Только эта книга уцелела из того, что хранилось в великолепных египетских библиотеках, и она существует в наши дни. Она даже настолько обыденна, что не привлекла внимания ни одного ученого; никто до меня не подозревал о ее знаменитом происхождении. Эта книга состоит из семидесяти семи — а чаще из семидесяти восьми — листов или иллюстраций пяти видов, и каждый лист содержит знания разнообразные и занимательные. Одним словом, книга эта — КОЛОДА КАРТ ТАРО».
Давайте исследуем слово Таро и, если удастся, выясним его истинное происхождение и значение. Кур де Жебелен утверждает, что среди названий в Колоде есть три слова восточного происхождения: Taro, Mat и Pagad. Он говорит, что слово Таro произошло из Египта и состоит из слов Tar («путь»), и Ro, Ros или Rog («царский»): Царский Путь Жизни. Мat — слово восточное и означает одержимого, безумного. Pagad, добавляет он, также слово восточное, образованное словами Pag («глава» или «хозяин»), и Gad («Удача»). Веллан говорит: «Великое божество АсТарот, Ас-Тарот, есть не кто иной, как индотатарский Тан-тара, Таро, Зодиак». Я полагаю, что слово это произошло от древнего иероглифического египетского слова “taru” — вопрошать, или советоваться, то есть это тот, кому советуют, или тот, кого вопрошают. Это предположение мне ни разу не встречалось в книгах. Мне кажется, что это истинное происхождение слова, поскольку второе «т» в египетских иероглифах является окончанием женского рода. Вот интересные метатезы букв ТАРО: Tora (иврит) = Закон, Troa (иврит) = Врата, Rota (латынь) = колесо, Orat (латынь) = говорит, спорит, упрашивает; Taor (египетский) = Taur, Богиня Тьмы; Ator (египетский) = Хатор, египетская Венера. А господин Люмлей (Lumley) говорит, что в языке Авесты есть слово tarisk, что значит «вопрошать».
Существуют итальянская, испанская и немецкая колоды Таро, а со времен Эттейлы также и французская, но последняя не очень подходит для оккультного изучения из-за предпринятых Эттейлой «исправлений» символики. Итальянская решительно лучше для гадания и оккультной практики, и поэтому я буду использовать ее в качестве основы для данной книги. К сожалению, старинные односторонние карты сейчас вышли из употребления, и издаются только двусторонние, символика которых меняется по воле случая. Поэтому я по мере необходимости опишу недостающие фрагменты изображений, помещая их в скобки.
Как я уже упоминал, колода Таро состоит из семидесяти восьми карт, а именно: из четырех мастей, по четырнадцать карт в каждой масти, и из двадцати двух пронумерованных символических козырей. Четыре масти таковы:
Источник
Введение
История оккультного таро
Рональд Декстер
История оккультного таро
Памяти Дональда Лейкока
Введение
Идея этого учебного пособия по картам Таро принадлежит Майклу Даммиту и Дональду Лейкоку, австралийскому антропологу, памяти которого посвящена. К сожалению, в начале 1989 стало известно, что Лэйкок заболел лейкемией и не сможет продолжать свою работу. Вскоре после этого он покинул этот мир. Казалось, что этому проекту суждено почить вместе со своим австралийским соавтором. Однако, он возродился благодаря сотрудничеству с Рональдом Декером (Ronald Decker) и Тьери Депаулис (Thierry Depaulis). Материал, накопленный нами втроем, был настолько объемен, что нам пришлось разделить изначально планируемый однотомник надвое. Наше творение увидело свет в 1996 году под названием «A Wicked Pack of Cards a study of the esoteric uses of Tarots in France from the first evidence up to the early XX century» («Загадочная колода карт, изучение эзотерических истоков Таро во Франции от первых свидетельств до современности»). Мы описали основные колоды, эзотерические и предсказательные, опубликованные в рассматриваемый период. Мы изложили биографические данные наиболее значимых теоретиков, отобразили их инновационные мысли, их малоизвестные работы и системы их символизма. Мы указали на некоторые неточности и заблуждения.
Некоторые наши читатели жаловались на то, что не соответствует их ожиданиям. Они хотели бы, чтобы мы писали как метафизики, семиотики, мифологи или иконографы. Все эти перспективы чрезвычайно полезны при изучении эзотерического Таро, но они не могут получить должного отображения на страницах этой книги. По нашему мнению, Тарологии не хватает простоты, честности и четкой хронологии. И этот недостаток мы стремились восполнить нашей книгой.
Наиболее раннее материальное свидетельство Таро датируется 1420-ыми годами и принадлежит придворным кругам Северной Италии. Существуют указания на то, что оно использовалось только в качестве карточной игры. Исходное Таро состояло из четырех мастей – Мечей, Жезлов, Кубков и Монет – каждая из которых состояла из десяти карт – от Туза до Десятки, и четырех Карт Двора – Валета, Рыцаря, Королевы и Короля. Эти четыре масти обычно использовались в Италии того времени и продолжают использоваться по сей день в колодах игральных карт; Рыцарь был стандартной составляющей итальянской колоды; Королева была добавлена в Таро. Отличительной особенностью колоды было наличие двадцати одной карты с картинками, которые назывались «козыри» и одно карты под названием «Шут» (или Дурак, анг. Fool). Козыри образуют последовательность и часто пронумерованы от I (меньший) к XXI (больший). Они олицетворяли такие фигуры как Папа (Римский), Справедливость, Смерть и Солнце. Набор образов был одинаков, но их порядок и нумерация значительно различались в разных регионах Италии. Изобретение Таро по сути состоит в добавлении Шута (Дурака) и Козырей. Первая игра в Таро стала родоначальницей большого семейства игр, в которые и сегодня продолжают играть в разных частях Италии, во Франция, Швейцарии, Дании, Шварцвальдских горах, Венгрии, Чехии и Словакии, в каждой стране Европы, кроме Британии, Пиренейского полуострова и территории бывшей Османской империи. Все эти игры были азартными; повсеместно, кроме Франции и Сицилии, ранжирование карт в зависимости от номера производилось по-разному в разных мастях. Во всех четырех мастях Карты Двора занимали наиболее высокое место; в Мечах и Жезлах (пики и трефы) карты ранжировались в порядке: 10, 9, 8 ….. 2, Туз, а в двух других мастях – в обратном порядке. Во Франции и на Сицилии карты ранжировали во всех мастях одинаково: от 10 в порядке убывания.
Незадолго до 1750-ых годов немецкие игроки в карты Таро значительно изменили внешний вид колоды. Без изменений остались структура и правила игры, но заимствовали традиционные французские масти – Пики, Трефы, Черви и Бубны вместо итальянских. Традиционные фигуры-образы были сняты с Козырей которые отныне отличались прежде всего нанесенными на них порядковыми номерами. Образность теперь включала животных, жанровые сцены или другие, случайные, не имеющие смысла изображения. К концу XVIII века это «французско-мастное» Таро было заменено на «итальяно-мастное» повсюду, кроме Франции, Швейцарии и Италии. Французсие игроки перешли на их использовании примерно в ХХ веке.
Современное гадание на картах возникло в XVIII столетии: для предсказания будущего колода карт перетасовывалась, выкладывалась в определенном порядке, образуя расклад. Первые гадания на Таро происходили в Болонье, и множество раскладов, используемых и сегодня, происходят от французских гадалок. Во-первых, они дали гадательные значения популярной колоде для игры в пикет, обозначения мастей в которой были французскими. Жан-Батист Альетт (1738 — 91), парижский прорицатель, наиболее известный как Эттейла, перенес свое гадание на колоде для пикета на Таро. К тому времени во Франции игра в Таро почти сошла на нет за пределами ее восточных областей, и парижским прорицателям Таро казалось более загадочным и экзотичным. Эттейла и другие наполнили Таро оккультным знанием. В результате этого родилось новое Таро, используемое для гадания, а также созданное для выражения универсального, всеобъемлющего, космического знания. Это были зачатки того, что мы сегодня называем Таротизмом (Tarotism).
Французские тарологи (Tarotists) XVIII и XIX веков традиционным Таро называли его версию, используемую во Франции, сегодня известную как Марсельское Таро, произошедшее от Миланского. Они использовали его порядок и нумерацию козырей, не зная о других возможных вариантах последовательности, более древних и существовавших на тот момент; также им были неизвестны различные варианты ранжирования карт в зависимости от масти, существовавшие практически повсеместно, кроме Франции. Эти упущения были унаследованы тарологами других стран.
Некоторые тарологи принадлежали к тайным обществам, ищущим древней мудрости; но их работы о Таро необязательно проистекают из тайных знаний. Чаще они гордо преподносили свое понимание, свои инсайты как интуитивно понятные. Однако, их теории происхождения Таро относили его таким сообществам как египетские жрецы, маги, алхимики, каббалисты и тамплиеры. В наиболее распространенной интерпретации Козырей Таро они соотнесены с буквами иврита, еврейским алфавитом, и, следовательно, Таро может толковаться с позиции «христианской каббалистики». Это означает, что колода игральных карт была интегрирована в целостную систему Западной магической теории. Инициатором этой идеи был Элифас Леви (1810 — 75), первый современный «объединитель» Западного оккультизма.
Во второй половине XIX века влияние французских тарологов достигло Англии и США. В обоих странах произошел всплеск активности и увеличение численности различных клубов и братств, а также тайных обществ, обладавших собственной оккультной программой. Наиболее влиятельными были тарологи Герметического ордена Золотой Зари. Основатели этого общества объединили течения Западной магии и создали Таро, отражающее этот комплексный подход. Англоговорящие оккультисты подвергли Таро основательной проработке: они ассимилировали старые французские теории Таро, адаптировали их и провозгласили полученный результат «тайной традицией», которую они взращивают внутри своего магического сообщества.
В этой книге мы решили рассмотреть жизнь этой «тайной традиции» Таро – как она зародилась в оккультных сообществах и как ускользнула от них, дабы занять новые высоты в современной культуре. Секреты стали общедоступны, раскрывшись благодаря публикациям недовольных посвященных. Такие посвященные были склонны образовывать свои собственные группы, которые сохраняли и дополняли материал по Таро. Для полноты картины нам необходимо понимание философии древности (более подробно во Вступлении) и оккультного движения, особенно XIX века (Часть I). Мы тщательно исследовали жизнь выдающихся братств и их отдельных членов. Некоторые из этих сообществ существуют и сегодня, продолжая в свое практике использовать Таро – история продолжается. Но этап секретности учения, несомненно, подходит к концу. Оккультисты стали более открыты и меньше беспокоятся о раскрытии своих учений. Тем более, что идеи вряд ли могут быть сокрыты в современном обществе, которое становится все более эгалитарным и открытым. Последние «секреты» Таро раскрылись, когда в 1960-ых его присвоила «контр-культура». Эта книга повествует множество историй, и они не заканчиваются одновременно. Окончанием нашего рассказа можно считать 1970-ые.
Даже наиболее научный подход потерпел неудачу при попытке сопоставить Таро с интерпретацией, что возможно для искусствоведческого или исторического подходов к игральным картам. Мы не отрицаем вероятность того, что некоторые образы Ренессанса лежат в основе образов на картах Таро. Мы не писали нашу книгу «A Wicked Pack of Cards» с целью атаковать все известные интерпретации Таро, как предполагают некоторые критики. Наоборот, мы изначально предполагали включить главы о последовательности эзотерических интерпретаций, которую давали Козырям их исследователи. Однако, накопления французских теорий оказалось достаточно для полной книги, и мы не включили свои интерпретации. Мы столкнулись с аналогичным обилием теорий Таро в англоязычном мире; мы еще раз урезали свои собственные гипотезы о символизме Козырей в пользу привлечения большего внимания к хронологическому изложению.
В «A Wicked Pack of Cards» мы пытались доказать что все эти различные теории безосновательны и анахроничны: они обычно приписывают Таро большую степень древности и склонны трактовать его с позиции языческих и/или еврейских доктрин, которые итальянцам XV века не могли быть известны. Некоторые оккультисты, критикуя наши более ранние книги, оскорбляли нас, вместо того, чтобы использовать рациональные аргументы; но конструктивный критик предпочел бы встретиться с нами на «нашей земле» и используя рациональные аргументы постарался бы уличить нас в неправоте. Возможно, истина кроется во фразе, которая принадлежит частной переписке Гарета Найта «любое объединение готовых культурных образов из кладовой культурного наследия» будет работать также хорошо, как и Таро, в творческих стремлениях эзотерического характера: разум будет проецировать структуры на них. Если это так, то для таролога не важно, был ли глубинный смысл изначально заложен в Таро: в любом случае, оно будет исполнять свои функции одинаково хорошо.
Мы выражаем особую благодарность Роберту Гилберту (Robert Gilbert), который поддерживал тесный контакт с нами на протяжении написания этой книги и был неизменно предупредителен и предоставлял нам много значимой информации, о которой мы ранее и не подозревали, а также любезно предоставлял нам копии материалов; эта книга многим обязана его щедрой помощи. Мы также благодарны Роберту Уорду (Robert Word): с поражающей точностью и отзывчивостью он предоставлял информацию о разнообразных эзотериках и предложил несколько продуктивных направлений исследовательской работы. Также свои благодарности мы выражаем Marjorie Behrman, Rev. Ruth Blighton, Thierry Depaulis, Linda Falorio, Kenneth Grant, Mary K. Greer, Dr Stephan Hoeller, Professor Moshe Idel, K. Frank Jensen, Stuart R. Kaplan, Gareth Knight, Professor Phillip Lucas, Dr Rafal T. Prinke, Susan C. Roberts and Dr Dorothy Wissler.
Полную библиографическую ссылку на книгу или статью, упоминаемую или цитируемую только один раз, Вы найдете в конце страницы. Работы, цитируемые более чем два раза указаны в сносках и иногда в тексте. Полный список цитируемых изданий Вы найдете в конце книги с переводом названия, если изначально они не англоязычные.
Источник