- Оберек
- Смотреть что такое «Оберек» в других словарях:
- Какой народ придумал танец оберег
- Народные польские танцы: названия, описание, история
- Как появляются народные танцы
- Какими танцами славится Польша
- Степенный полонез
- Ритмичная мазурка
- Энергичный краковяк
- Лирический куявяк
- Безудержный оберек
- Шаманизм и шаманы
- На сколько велика сила танца шаманов древности?
- Почему сила шаманского танца так велика?
- Суть и значение шаманского танца.
- Тонкости ритуальных танцев.
- Шаманский танец в рамках современных реалий.
Оберек
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .
Смотреть что такое «Оберек» в других словарях:
оберек — сущ., кол во синонимов: 1 • танец (264) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Оберек — У этого термина существуют и другие значения, см. Оберек (значения). Оберек в исполнении ансамбля народного танца Mali Gorzowiacy Оберек (польск. Oberek) польский … Википедия
Оберек — (oberek), польский народный парный танец. Музыкальный размер 3/8 или 3/4. * * * ОБЕРЕК ОБЕРЕК (oberek), польский народный парный танец. Музыкальный размер 3/8 или 3/4 … Энциклопедический словарь
Оберек — (oberek) польский парный нар. танец. Возник в Куявии. Муз. размер 3/8 или 3/4 , с акцентом обычно на третьей доле каждого 2 го такта, темп быстрый. О. часто исполняется после медленного куявяка. Образцы О. встречаются в музыке Ф. Шопена… … Музыкальная энциклопедия
оберек — об ерек, а (танец) … Русский орфографический словарь
оберек — (2 м) (танец) … Орфографический словарь русского языка
оберек — а, ч. Польський народний парний танець … Український тлумачний словник
Оберек (значения) — Оберек Оберек польский народный парный танец. Обе Рек российская рок группа, играющая альтернативный рок … Википедия
ОБЕРЕК (oberek) — польский народный парный танец. Музыкальный размер 3/8 или 3/4 … Большой Энциклопедический словарь
Глазунов, Александр Константинович — композитор, примыкающий к новой русской музыкальной школе, ученик М. А. Балакирева и Н. А. Римского Корсакова; род. в 1865 г. Написал несколько увертюр, симфоний, симфонических поэм, сюит, смычковых квартетов, песен. Подробный перечень сочинений… … Большая биографическая энциклопедия
Источник
Какой народ придумал танец оберег
В этой статье Ведагор отвечает на вопрос «Какой народ придумал танец оберег?».
Честно говоря, до того, как я прочитала ваш вопрос, я слыхом не слыхивала о таком танце, как оберек. Тем полезнее для меня было поискать нужную для ответа информацию.
Как оказывается, слово оберек происходит от слова obertania, что в переводе на русский язык означает вращение/оборот.
Этот танец, с возгласами, припевами и различными притоптываниями, является разновидностью мазурки. А мазурка, как известно, является польским народным танцем.
Таким образом, оберек является польским народным парным танцем (подробности об этом танце можно прочитать вот здесь).
Итак, правильным ответом на этот игровой вопрос будет: польский народ или поляки.
Польский народный парный танец появился несколько столетий назад и сразу обрел популярность в странах Европы. Хотя, сценический вариант танца немного отличается от настоящего, поскольку приобретал более манерные черты. Но даже в таком виде, польский народный парный танец не терял своей особенности и красоты. Это действительно танец, который вобрал в себя все традиции и черты польского народа, стал воплощением культуры, которая объединяет прошлое с настоящим.
Полонез (польский) . Польский национальный танец в умеренном темпе, в размере 3/4. В отличие от других польских народных танцев, мелодии которых поются, полонез.
13/01Краковяк — старейший народный польский танец
Краков. Город с именем которого на ум сразу приходит известная колбаса. Но не только колбасой одной славится Краков: в свое время он был столицей Польши до того момента, как ею стала Варшава. Любопытный факт: у Польши в отличие от России было 3 столицы — Гнезно (сегодня это историческая столица, колыбель польской нации и польского народа), Краков (первая официальная) и нынешняя Варшава. Как гласит одно изречение: «в танце народа узнаешь его душу, его характер». Краков подарил миру не только колбасу, но и стал родиной старейшего польского народного танца — краковяка. Я же добавлю от себя: «любишь краковку кушать — люби танцевать краковяк; или ты вошь, или истинный поляк». Хотя я и не сильно интересуюсь историей танцев, иногда вспоминаю о том, что у меня музыкальное образование. Ну а раз уж я завел разговор об этом, то грех не поделиться информацией с уроков по муз. литературе.
История краковяка уходит в начало.
Когда доводится услышать словосочетание польский народный танец, у большинства в голове всплывает — краковяк. И это в принципе не случайно, так как краковяк уже давно полюбился многим любителям народных танцев не только в Польше, а и по всему миру. Краковяк-это то самое, что знакомо любому обывателю из культурного наследия Польши.
Ведь танец — это неотъемлемая часть культуры и то что идет с человеком бок о бок с древнейших времен. В глубокой древности танцы носили ритуальный характер, с их помощью люди просили помощи при защите от злых духов. Так же с помощью родовых танцев определялась принадлежность человека к социальной группе.
Польские народные танцы конечно представлены далеко не одним краковяком, но именно он наиболее точно передает душу и культуру польского народа. Польские танцы весьма разнообразны в исполнении по музыкальному сопровождению и танцевальным па. Из тех польских танцев которые стали широко.
оберек — сущ., кол во синонимов: 1 • танец (264) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Оберек — У этого термина существуют и другие значения, см. Оберек (значения). Оберек в исполнении ансамбля народного танца Mali Gorzowiacy Оберек (польск. Oberek) польский … Википедия
Оберек — (oberek), польский народный парный танец. Музыкальный размер 3/8 или 3/4. * * * ОБЕРЕК ОБЕРЕК (oberek), польский народный парный танец. Музыкальный размер 3/8 или 3/4 … Энциклопедический словарь
Оберек — (oberek) польский парный нар. танец. Возник в Куявии. Муз. размер 3/8 или 3/4 , с акцентом обычно на третьей доле каждого 2 го такта, темп быстрый. О. часто исполняется после медленного куявяка. Образцы О. встречаются в музыке Ф. Шопена… … Музыкальная энциклопедия
оберек — об ерек, а (танец) … Русский орфографический словарь
оберек — (2 м) (танец) … Орфографический словарь русского языка
оберек — а, ч. Польський народний парний танець … Український тлумачний словник
Оберек (значения) — Оберек Оберек польский народный парный танец. Обе Рек российская рок группа, играющая альтернативный рок … Википедия
ОБЕРЕК (oberek) — польский народный парный танец. Музыкальный размер 3/8 или 3/4 … Большой Энциклопедический словарь
Глазунов, Александр Константинович — композитор, примыкающий к новой русской музыкальной школе, ученик М. А. Балакирева и Н. А. Римского Корсакова; род. в 1865 г. Написал несколько увертюр, симфоний, симфонических поэм, сюит, смычковых квартетов, песен. Подробный перечень сочинений… … Большая биографическая энциклопедия
Источник
Народные польские танцы: названия, описание, история
Об истории и культуре каждого народа могут без слов рассказать народные традиции, обычаи, песни и, конечно, танцы. Они ярко отображают национальный характер определенного этноса. Польские народные танцы стали своеобразной визиткой своего народа по всему миру и однозначно достойны того, чтобы узнать о них подробнее.
Как появляются народные танцы
Такой вид танца потому и называют народным, что основные его элементы складываются из движений и ритмов, выражающих определенные настроения, традиции или пожелания этнической группы.
Они отражают характер и отличительные черты той или иной народности. Делать выводы о менталитете можно, рассматривая характерные особенности народного танца:
- какие движения преобладают, плавные или резкие, отрывистые;
- быстрый или медленный темп;
- какое настроение передает танец.
Своему появлению польские народные танцы обязаны общим стремлениям или настроениям простых людей определенного региона страны. С помощью разнообразных вариаций движений они выражали радость, печаль, ожидания или пожелания. Название танец получал либо от местности, в которой был популярен, либо от основных па (повороты, притопы, прыжки и другие).
Какими танцами славится Польша
История польского народного танца не может не удивить. В ней собраны характерные черты этнической группы. Национальные танцы этого народа проделали колоссальный путь от массовых плясок простых людей до неотъемлемых атрибутов любого бала. Кто еще может похвалиться такими достижениями?
Польский народный, затем бальный танец, полонез до сих пор в обязательном порядке используют на традиционных школьных балах. Мазурку и краковяк специально изучали знатные дамы и господа, чтобы блеснуть танцевальными способностями на подходящем мероприятии. А менее известные обертас и куявяк очаровывают каждого, кто хоть раз увидит их исполнение.
Разбираться в народных танцах Польши несложно: для этого нужно только знать отличительные черты каждого из них.
Степенный полонез
Полонез – это народный польский танец, название которого уже само по себе прославляет свою страну, так как происходит от слова «польский». Его легко распознать по степенности, плавности и величественности движений. Второе название этого танца – «ходзонный», происходит от слова «ходьба».
В полонезе вы не встретите резких движений и общих хороводов. Все происходит размеренно, чтобы танцующие успели показать себя и рассмотреть партнеров.
Для того чтобы танцевать полонез на светском мероприятии, нужно заранее подготовиться. Участники исполняют фигуры, которые и создают общий рисунок танца. Наиболее известные из них мост, восьмерки, четверки, пара на пару и многие другие. Задает фигуру первая пара танцующих или танцмейстер и от их мастерства и опыта зависит общая красота картины полонеза.
Ритмичная мазурка
Всем известная мазурка — это не менее популярный польский народный танец. Он также стал неотъемлемым для любого европейского бала. Название мазурка получила от региона в центральной Польше – Мазовии, где она и появилась впервые.
Чтобы блеснуть на балу умением её танцевать, необходимо старательно подготовиться, ведь именно этот танец считает одним из самых сложных среди народных.
Мазурка богата сменами ритма, резкими поворотами и даже пируэтами, а также высокими прыжками. Все это выполняется в быстром темпе и при этом должно выглядеть элегантно и утонченно.
В начале XVIII века мазурка стала очень популярна на территории всей Европы. Танец пришелся по душе дворянам и знати и прочно вошел в обязательную бальную программу.
Энергичный краковяк
В деревнях из окрестностей польского города Кракова в далеком XVI веке зародился веселый и довольно необычный народный танец, символизировавший радость и бодрость. Позже краковяк получил широкое распространение и всенародную любовь по всей территории государства и наконец дошел до бальных залов и модных салонов.
Краковяк – это народный польский танец, описание которого можно свести к высоким энергичным прыжкам в сочетании с утонченностью и изящностью перебежек. Танцевать его непросто, так как отличительной чертой является сложный ритм с музыкальным размером две четверти и частыми синкопами.
Польские народные танцы краковяк и мазурка, наряду с полонезом, крайне популярны далеко за пределами своей родной Польши и являются настоящим достоянием культуры этой страны.
Лирический куявяк
Польский куявяк – это разновидность свадебного танца, получивший свое название от польского региона Куявия. Он исполнен нежности и любви, поэтому движения танцоров плавные и неторопливые. Куявяк идеально подходит для свадебного торжества.
В то же время этот танец массовый, для него характерно движение по кругу. В куявяке танцующие исполняют определенные фигуры, которые учат заранее.
Этот народный польский танец исполняется мягко, неторопливыми шагами. Акценты расставляются посредством характерных сильных притопов. Именно куявяк раскрывает мелодичность и изящность народных танцев польского народа.
Безудержный оберек
Еще один удивительный пример трансформации исконно народного деревенского танца в исключительно благородный бальный атрибут. Оберек, или обертас, относится к наиболее энергичным, быстрым и в какой то мере неистовым танцам, превосходя в этом отношении популярную мазурку.
Оберек изобилует поворотами и пируэтами, которые сквозят через каждую фигуру танца. Именно на поворотах в быстром темпе основывается сам танец, что и обусловило его название. Также этому танцу присуща высокая интенсивность и скорость движений и сложный музыкальный ритм – 3/8.
Зародился этот народный танец в начале XVI века и был прерогативой исключительно простого деревенского люда. Но постепенно проникнув в салоны, а затем и бальные залы, оберек так полюбился высокой знати, что уже к концу XIX века полностью утратил свой народный характер, превратившись в классический бальный танец.
Тем не менее поляки не забывают истинные корни происхождения оберека, ведь он может отразить энергичный темперамент и эмоциональность их этноса.
Народные танцы всегда привлекают к себе необъяснимое внимание: они завораживают своей мощной энергетикой и способны без слов передать эмоции и настроения целой нации. Характер танцев складывался исторически и по их развитию и становлению можно проследить историю целого народа, прочувствовать его боль, страдания, радость или счастье.
Польские народные танцы сделали практически невозможное: они покорили сердца требовательной европейской знати и проделали длинный путь от деревенских плясок к изысканным бальным танцам. Они отражают несломленный дух, энергичность и жизнерадостность своей нации, прославляя ее и популяризуя польскую культуру и по сей день.
Источник
Шаманизм и шаманы
На сколько велика сила танца шаманов древности?
Почему сила шаманского танца так велика?

Понятие обычного человека относительно шаманского танца ограничено узостью современных реалий. Для простого обывателя это не более чем способ самореализации, отдыха, приятного, но пустого времяпрепровождения. Для наших предков и тех, кто живёт сейчас, но по законам прошлого, танец — таинство, суть которого заключена в познании глубин разума, окружающего мира и пространства. В традициях шаманизма танцы, которые, скорее, можно назвать ритуальными плясками, занимают особенное место.
В ходе ритуальной церемонии шаман словно покидает тело, абстрагируется от окружающей действительности, достигает состояния изменённого сознания. Весьма интересны групповые пляски, когда несколько человек, подчиняясь волне танца, воплощаются в существо, обладающее единым разумом. Танец позволяет шаману высвободить внутреннюю энергию или, напротив, впустить её в себя, войти в трансовое состояние, переместиться в ирреальные миры, получить доступ к знаниям, сокрытым от простых смертных. Словом, шаманский танец – уникальный способ достичь гармонии и равновесия между физическим телом и духовным началом.
Суть и значение шаманского танца.
В древних традициях шаманизма танец – источник тайных знаний, могучей древней силы и способ, позволяющий преодолеть грани реальности для выхода духа из оков физического тела и полёта между мирами. Ритуальные пляски открывают пути к новому сознанию, позволяют более глубоко понять и принять основы мироздания, вступить в контакт с духами предков и духами природы, преодолеть искусственно выставленные границы, принять могучую силу и энергию стихий.
Ритуальные пляски, сопровождаемые ритмами древних музыкальных инструментов, окутанные дымом колдовских трав, могут выполнять широкий спектр предназначений, среди которых превалируют:
⇒ Пересказ истории. Выполняя ритуал, шаман может поведать ближним пережитое им, будь то банальная охота или путешествие в ирреальных мирах. Благодаря танцу сознание нескольких людей в эти моменты трансформируется в единое целое, что позволяет окружающим выполняющего ритуал шамана участникам церемонии увидеть то, что физически недоступно для глаз.
⇒ Излечение духа и тела. Танец позволяет шаману вступить в близкий контакт с душой и телом болеющего, воплотить перед ним все страхи, переживания, выразить весь спектр негативных эмоций, заставить пережить их и развеять в пространстве, что в целом является единственной дорогой к излечению.
⇒ Получение тайных знаний. Ритуальная пляска – это своего рода способ обучения, где в роли наставников выступают силы самой природы. Танец позволяет шаману получить доступ к знаниям предков, которыми пронизан тонкий мир, недоступный для понимания простого обывателя. Находящийся в состоянии изменённого сознания выполняющий ритуал буквально воплощает пустую чашу, заполняемую тайными знаниями.
⇒ Переход в другое измерение. Шаманский танец приоткрывает завесу между мирами, оставляет зазоры, сквозь которые проникает душа шамана. Путешествие духа вне тела – это способ постижения гармонии, укрепления духа и физического тела, обретения тайных знаний и возможность достижения полного контроля над собственными страхами, эмоциями и переживаниями. Ирреальные путешествия дают шаману возможность обратиться к духам природы и душам ушедших предков с просьбой, если её значение велико.
Проведение ритуала позволяет шаману приоткрыть завесу тайны над грядущим, постичь и узреть картины будущего. Однако такая задача танца не является приоритетной и распространённой, ведь познав будущее, шаман не в силах изменить его. Кроме того, в традициях большинства народов ведающий лишён возможности передать полученные знания окружающим, его участь – лишь лицезреть, как увиденные им картины воплощаются в реальность.
Тонкости ритуальных танцев.
Владеющие глубокими тайными знаниями, недоступными простому смертному, и воплощающие в себе силу стихий и природы, в ритме ритуального танца шаманы обладают силой, достаточной для мгновенного перехода к различным формам сознания и путешествия по мирам настоящего, прошлого и будущего.
Для обычного человека пляска — не более, чем способ вобрать в себя энергию пространства, открыть в себе новые силы и увеличить их, оздоровить тело и дух. Без сложной подготовки принимать участие в ритуалах такого плана нельзя, простой смертный может потерять собственную душу среди множества миров, что хуже смерти физического тела.
В традициях многих народов непосредственно танец является лишь составляющей грандиозного ритуала, объединившего несколько основополагающих элементов. Вот лишь некоторые из них:
- Курения. Дым колдовских трав, частей животных и прочей атрибутики позволяет достичь состояния транса не только шаману, но и тем, кто окружает его в момент выполнения ритуала. Следует подчеркнуть, что далеко не всегда курения представляют собой вещества, вызывающие наркотическое опьянение. Чаще это вполне безобидные растения, аромат которых позволяет раскрепоститься, успокоить тело и разум.
- Музыка. Ритмы древних музыкальных инструментов, чаще – бубна и варгана, позволяют вовлечь в единый танец несколько участников одновременно. Высвобождение энергии и внутренней силы нескольких людей позволяет в разы увеличить силу проводимого обряда.
- Тьма. Тьма порождает силу, тьма позволяет приоткрыть завесу тайны, тьма – одно из главных орудий шаманизма. Ритуальные шаманские танцы проводятся во мраке, озаряемом светом пламени. В целом, такой подход позволяет участникам обряда быстрее достичь состояния транса.
Порой танец шамана представляет собой публичное зрелище, доступное для созерцания соплеменников ведающего, но подобное чаще происходи в том случае, если пляска инициируется с определённой целью, например, для излечения болеющего или проводов души умершего в иные миры. Для достижения внутренней гармонии и наполнения энергией в шаманских традициях практикуются танцы, проводимые в полном одиночестве, чаще – в местах, источающих силу природы. Это может быть место захоронения предков, ритуальное место, где столетиями проводились обряды или образовавшийся в результате влияния внешних сил зазор, посредством которого внутренние силы земли вырываются наружу.
Шаманский танец в рамках современных реалий.
Ошибочно полагать, что шаманские пляски – некий отголосок прошлого, ушедшее в небытие действо, некогда имевшее могучую силу. Достичь внутренней гармонии, отстраниться от суеты мира и вобрать в себя силу окружающего пространства можно и сейчас. Более того, даже некое подобие шаманского танца, если присутствует вера в исполняемый ритуал, поможет справиться с бытовыми неурядицами, например, заболеваниями, нервными потрясениями, переживаниями и страхами.
Воплотить в жизнь ритуальную пляску непросто, однако использование шаманской атрибутики и, что самое главное, внутреннее убеждение в верности выполняемых действий, помогут достичь желаемого. Полезными будут рекомендации:
- Уединение. На первых порах присутствие зрителей неразумно. Достичь изменения сознания можно только наедине с собой.
- Место силы. Необязательно ограничивать себя закрытым пространством, уместнее переместить пляску на природу, например, в лес или горы.
- Ароматы. Вдыхание дыма курительных палочек или трав позволит успокоиться, достичь внутреннего равновесия и преодолеть искусственные преграды.
- Музыка. Не стоит пытаться использовать бубен для вхождения в транс, это по плечу только тем, что обладает достаточной силой и знаниями. Чтобы войти в трансовое состояние, достаточно включить музыку на стороннем носителе.
- Движения. На ранних этапах подойдут однообразные движения, которые, к примеру, символизируют какое-либо животное или действие. Универсальных советов в данном случае нет. Двигаться нужно так и столь долго, как того требует дух.
Прикосновение к таинству посредством шаманского танца не всегда воплощает необходимость решения возвышенных задач, например, постижения внутренней силы и тайных знаний. Ритуальная пляска – это способ отрешения от окружающей действительности, достижение внутренней гармонии, излечение физического тела и души.
Вступая на путь практики, стоит помнить, что шаманские пляски полностью меняют человека, позволяют ему услышать голос ирреального и настоящего мира и сущностей, их населяющих. Истинный шаманский танец подчиняет волю, если это является благом для танцующего. Важно помнить, что обратного пути, возврата к старому, столь простому и обыденному, может не быть.
Источник