- Казахские обереги и их тайны: как кочевники прогоняли злых духов 4962—>
- Мастер-класс «Тумары»
- Содержимое разработки
- «Тумар» – не «Оскар»: Как награждали лучших телевизионщиков страны
- Разновидности оберегов ↑
- «Тумар» – не «Оскар»: Как награждали лучших телевизионщиков страны
- Как и из чего делать оберег? ↑
- www.region-eurasia.com
- Туркменская подвеска-амулет, «Тумар» или «Тумор»
Казахские обереги и их тайны: как кочевники прогоняли злых духов 4962—>
Не секрет, что раньше наши предки верили в духов. Во времена тенгрианства люди в степи считали, что есть хорошие и плохие духи. К первым относили, например, духов предков — аруахов, ко вторым — джинов-бесов. Чтобы избавиться от нечистой силы, применялись различные практики. Одна из них — кружение вокруг больного, в переводе на казахский – «айналайын». Чокан Валиханов писал, что это слово у казахов самое нежное и самое верное выражение любви, ведь, кружась около больного, человек забирал себе всю боль.
Sputnik Казахстан рассказали, что значат обереги казахов.
Почему форма тумара треугольная
В качестве оберегов от всевозможных жизненных бед использовали тумары. Чаще они были треугольной и цилиндрической формы. С приходом ислама тумары стали использоваться как футляры для молитв, их начали носить на шее. Треугольная форма оберега может восходить к представлениям о солнечном луче, женской плодовитости.
В чем сила перьев филина
С доисламского периода степняки верили, что от злых духов сохраняют голова филина, когти и перья птицы. Амулеты с изображением животных и птиц были порождением шаманизма и митраизма.
Перья филина привязывали к юрте и к колыбелям детей, пришивали на детскую одежду, настенные ковры, головные уборы, а также подвязывали к домбре, чтобы оградить акына от сглаза. Такая традиция сохраняется и по сей день.
Интересно, что сова для казахов была и представителем злых сил. Было поверье, что злые силы не причиняют ничего дурного тем, кто обладает частью совы, так как принимают за своих.
В то же время эта птица почиталась по-особому: амулеты из совы было получить трудно, так как в священную птицу не стреляли. Двойственное отношение к сове можно заметить на амулете «уки аяк». Он представляет собой пару когтей в серебряной оправе, смоделированных завитками вверх.
Раковины каури
Действенным оберегом считали и раковины каури. Их называли «жылан бас» – змеиная голова. Образ змеи и сегодня можно увидеть в казахском прикладном искусстве. Змея и раковина каури символизировали женское начало и плодородие.
Раковинами каури и бусами «көзмоншақ», которые имитировали глаз, украшали головные уборы девушек. В степи верили, что так можно предотвратить сглаз.
«Есть и животные, которых боятся черти. Например, при родах – верблюда-самца и ежа. К колыбели детей привязывают ежовые иглы, а при родах кладут их на страждущую. Замечательно, что волосы русского человека употребляют также в числе средств для изгнания болезни», — писал Валиханов.
Сила сережек
С древних времен оберегом казахи считали серьги, поэтому женщины носили их с детства и на всю жизнь.
С покойниц снимали все украшения, кроме серег. Считалось, что, если этого не сделать, в уши проползет змея. Если надо было снять серьги, то приходилось рвать мочки ушей.
Магическая природа серег усиливалась символикой: их части были в форме змеи, пики, солнца, месяца, спирали. Старшее поколение и сегодня считает серьги оберегами, серьги обязательно входят в придание невесты.
Верили в степи и в силу перстней. До наших дней дошла выражение: «чтобы пища была чистой, на руках должен быть перстень». Неспроста на сороковой день после рождения ребенка в воду для купания бросали серебряное кольцо.
Отпугивать нечистую силу призваны были украшения для волос. Считалось, что в волосах обитает часть души, поэтому косы нельзя стричь, а вычесанный волос не бросали.
Сегодня во многих казахских женских украшениях встречаются подвески в виде конусовидных, фигур, имитирующих колокольчики. Казахи верили, что такие подвески своим шумом или звоном защищали от темных духов.
Оберегом был также пояс серебряными бляхами, который зачастую имел символическую форму солнца, рыбы, совы.
Источник
Мастер-класс «Тумары»
Тема Мастер-класса : «Тумары». В МК показаны пошаговые действия изготовления казахского оберега.
Содержимое разработки
Мастер-класс составила и провела:
Педагог дополнительного образования
Белова Ирина Викторовна
ЦЕЛИ: Знакомство с культурой и традициями казахского народа.
ЗАДАЧИ: Образно представлять отдельные традиции казахского народа. Воспитывать интерес и уважение к прикладному творчеству казахской национальной культуры. Научить приемам работы с фетром, вышивкой бисером при изготовлении казахского тумара (тумарша).
МЕТОДЫ: Наглядный и практический.
Девизом нашего мастер-класса будет служить казахская пословица:
«Шебер колды алтынга да сатып алалмайсын»
(Искусные руки не купишь и за золото)
ТУМАР (оберег) — предмет, оберегающий владельца от бед, защищающий дом, приносящий любовь, счастье.
В домусульманский период в Великой степи были распространены тумары простых геометрических форм – треугольной – тумарша , прямоугольной — колтыкша , трубчатой – бойтумар и сложносоставной – треугольной трубчатой. Форма тумара в каждом случае форма была продиктована его сакральными свойствами. Любая простейшая фигура в представлениях древних несла в себе емкие представления, связанные с геометрической символикой космоса.
Треугольный тумар – тумарша.
Трубчатый тумар – бойтумар.
Прямоугольный тумар – колтыкша.
Треугольник, наиболее распространенная, классическая, форма, один из самых древних и загадочных символов в истории человечества. Треугольник был связан с магией оберега от сглаза. У многих народов с треугольником связывалась идея созидающей божественной силы. В дошедших до нас тумарах внутрь его вкладывались различные предметы, наделяемые сильными охранительными свойствами. По своему происхождению «амулеты-тумары» связаны с культурой кочевых народов; их можно рассматривать как вид ювелирного украшения. Большая часть оберегов была призвана защитить от злых сил, от сглаза.
Сегодня мы с вами будем вышивать бисером на канве орнамент, чтобы в дальнейшем сделать тумар.
Что такое орнамент?
Весь казахский орнамент делиться на 4 группы: Орнамент применяется в декоративно – прикладном искусстве. Многие предметы быта, казахская одежда, юрты украшаются орнаментом. Богат и самобытен язык народного орнамента. А всего известно 200 видов казахского орнамента. Каждый узор может рассказать свою историю, где всегда исходными для него являлись осмысление и переработанные формы флоры и фауны.
Муйиз – бараний рог. Табан – след верблюда.
Оркеш – горб верблюда. Ормекши – паук – ткач.
Агаш – дерево. Жапырак – лист (узор).
Гуль – цветок. Оралма – закругленный лист.
Шенбер – круг. Шугла – петли.
Жулдыз – звезда. Шимай – спираль.
Кармак – узор «сеть». Ирек – узор «зигзаг».
Тортушкул – узор «4 угла». Тумарша – узор «амулет».
Основным мотивом является зооморфный и особенно роговый узор -«Кошкар муййз», этот узор чаще всего встречается.
К растительным орнаментам относится ромб, зигзаг, треугольник. К космогоническим – относится спираль,луна, звезда. Значение цвета в орнаменте символично: голубой – небо; белый – радость, счастье; желтый – знание, мудрость; красный – огонь, солнце; зеленый – юность, весну; черный – землю.
Прежде чем мы начнем выполнять нашу работу, посмотрим какие материалы и инструменты будем использовать при изготовлении тумара.
Инструменты и приспособления:
3. Иглы для вышивания бисером и лентами.
1. Цветной фетр (заготовка треугольной формы).
2. Цветной бисер.
3. Атласная лента.
4. Канва с нанесенным рисунком.
5. Бусины для украшения тумара.
Техника безопасности при работе с ножницами
1. Храните ножницы в указанном месте в определённом положении.
2. Не работайте с тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.
4. Не держите ножницы лезвием вверх.
5. Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями.
6. Не режьте ножницами на ходу.
7. Передавайте закрытые ножницы кольцами вперёд.
Техника безопасности при вышивании
- Иголки для вышивания храните в игольницах.
- Нельзя вкалывать иголки в одежду.
- Нитки для вышивания нужно отрезать только ножницами, и только определенной длины.
У каждого из Вас есть кусочек канвы с нанесенным рисунком.
На канве указано направление вышивки бисером.
Сначала Вы закрепляете с изнанки канвы иголку с белой ниткой.
Выводим иголку на лицевую сторону и по направлению рисунка начинаем вышивать ( всегда вышиваем в одном направлении, чтобы наша вышивка была аккуратная).
Вышиваем полностью весь нанесенный рисунок.
После того, как все вышили, закрепляем с изнаночной стороны нить.
Приклеиваем мастер-клеем вышивку к заготовленному трафарету из фетра и обшиваем по контуру атласной лентой.
ЭТАПЫ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ТУМАРА
На этом слайде показаны тумары, которые были вышиты сразу на фетре.
Сегодня мы с Вами изготовили прекрасную творческую работу — треугольный тумар (тумарша). Мне понравились все Ваши работы. Мы узнали об орнаментах, которыми казахи украшали свою одежду, юрты, и др. предметы обихода.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.
Детский дворовый клуб «Сункар».Кружок «Художественная вышивка». Поделки тумары с вышитым орнаментом.
Источник
«Тумар» – не «Оскар»: Как награждали лучших телевизионщиков страны
В этой статье Ведагор отвечает на вопрос «Как сделать тумар оберег своими руками?».
Limon.KG — Украшения всегда выполняли несколько функций, одной из которых, безусловно, была эстетическая. Однако с украшениями связаны древние верования: считалось, что они способны уберечь человека от дурного сглаза, злых духов, вредоносных чар недоброжелателей и прочей нечисти. Исследователи часто подчеркивают, что украшения появились именно благодаря оберегам и талисманам. Таким оберегом пользовались наши предки, да и мы сами верим в их сакральную силу. Узнаем же, что означает тумар и как его правильно носить.
Тумар — это талисман, оберег. Делается из кожи в виде треугольного мешочка, в который зашивают листочек со строчками из Корана. Носят его в основном на шее, подвешивая как нательный крест у христиан, либо подшивают к одежде с внутренней стороны.
Чтобы душа человека не вылетела из тела
Женщины носили треугольные нагрудные амулеты
Обереги имеют разные формы
Форма тумара выбиралась в зависимости от способа его ношения: так, нашейные амулетницы выполнялись в виде небольших треугольников, для подмышечного ношения были более удобны прямоугольные футляры, как некий аналог современной сумочки, нагрудные имели в основном прямоугольную или цилиндрическую форму. Самая распространенная форма – полый, горизонтально расположенный цилиндр с напаянной треугольной пластиной и многочисленными подвесками в нижней части.
Технология изготовления и способы декорировки тумаров, их эстетические характеристики различалась в зависимости от производящей среды: от монументальных изделий степняков до ажурных форм городских ювелиров. Туркменские и каракалпакские отличались монолитностью соединений частей тумара, массивными замкнутыми формами, в то время как узбекские и таджикские представляли собой подвижные конструкции с множеством дополнительных штампованных подвесок, бусин, напоминающих россыпь зерен – классических символов, с которыми связаны пожелания плодородия и изобилия, многочисленного потомства.
Тумары как декоративные украшения
Сам футляр декорировался накладной сканью и зернью, чернением и позолотой, гравировкой или контррельефным узором в виде несложных растительных или геометрических фигур, благопожелательными надписями, инкрустировался многочисленными полудрагоценными камнями: сердоликами, кораллами, бирюзой, лазуритами, более дешевые – стеклом. Городские ювелиры делали также плоские (без собственно футляра и обязательных крышек) тумары, превращая их в сугубо декоративные украшения. К такой же категории относились украшения в технике открытой филиграни, когда футлярчик, словно сплетенный из тонкой проволоки, превращался в ажурный, просвечивающий насквозь медальон. Лист с начертанной молитвой в такие тумары уже не спрячешь, они могли быть только украшением – так практическая функция амулета постепенно заменялась декоративной, но вера в его защитные свойства сохранялась. Сакральными свойствами наделялась как сам футляр, точнее, его исходная форма, декор (орнамент, камни, каждый из которых также имел определенные магические свойства), и, наконец, вложенный амулет.
Треугольник — один из самых древних и загадочных символов в истории человечества
Выбор формы тумара – прямоугольной, треугольной, круглой, цилиндрической или призматической – в каждом случае был продуман и продиктован ее сакральными свойствами. Любая простейшая фигура в представлениях древних несла в себе емкие представления, связанные с геометрической символикой космоса. Круг символизировал небесные светила – Солнце или Луну, и, соответственно, их покровительство, квадрат – Землю (стороны света). Треугольник, наиболее распространенная, классическая, форма, один из самых древних и загадочных символов в истории человечества, был связан с магией оберега от сглаза (один из архаичных примеров в культуре степи – амулет из имеющей треугольную форму бараньей лопатки – как символ защиты тыла, спины, а также традиционный атрибут гаданий). У многих народов с треугольником связывалась идея созидающей божественной силы, вознесения, близости к верхнему миру, и, соответственно, его покровительства.
Разновидности оберегов ↑
Очень много разновидностей оберегов можно сделать своими руками
Такой талисман, сделанный самостоятельно, можно оставить себе либо же подарить близкому человеку.
В продаже можно найти огромное количество оберегов на все случаи жизни, однако ни один из них не будет иметь такую силу, как талисманы, сделанные своими руками. Заряженные собственной положительной энергетикой, они будут более успешно выполнять поставленную задачу.
Если вас заинтересовала возможность сделать оберег своими руками, то для начала стоит ознакомиться с их разновидностями:
- Универсальные обереги. Магические предметы этого типа несут в себе мощную защиту против негативного воздействия на хозяина. Чаще всего они представлены небольшими талисманами, на которые наносят специальные знаки или символы.
- Амулеты для решения определенной проблемы. Такая разновидность оберегов действует узконаправленно, только против той напасти, ради которой он был создан. К примеру, такие амулеты создают для помощи в излечении болезней или для защиты новорожденных от сглаза.
- Обереги для привлечения благ. Помимо защитных функций, амулеты могут быть направлены на привлечение положительных событий, богатства, успеха в работе. Бизнесмены нередко используют специальные талисманы для привлечения клиентов и приумножения своих капиталов.
- Женские, мужские и детские амулеты. Некоторые обереги создаются по половому принципу и нацелены на усиление мужских или женских качеств. Женской половине такие магические предметы помогают развить обаяние, сексуальность, оказывают помощь в любовных делах. В мужчинах они усиливают уверенность в себе и мужество, защищают от соперников и недоброжелателей. Детские амулеты защищают своих маленьких обладателей от сглаза, негативного воздействия окружающих, болезней.
- Обереги для дома. Данная разновидность амулетов направлена на защиту жилища от гостей с дурными намерениями, завистников. Такие обереги обычно собственноручно создаются и заговариваются хозяйкой дома.
«Тумар» – не «Оскар»: Как награждали лучших телевизионщиков страны
В Астане состоялось грандиозное событие для отечественного телевидения. Лучшие из лучших, самые креативные и талантливые представители казахстанского ТВ получили статуэтки «Тумар» за высшие достижения в области телевизионных искусств.
Когда в Казахстане только заговорили о первой Национальной телевизионной премии «Тумар», все её стали сравнивать с российской общенациональной индустриальной телевизионной премией «Тэфи». Но с первых минут церемонии награждения сами организаторы и ведущие премии окрестили её казахстанским аналогом премии Американской академии кинематографических искусств и наук «Оскар».
В Астане состоялась церемония награждения победителей премии «Тумар» / Фото informburo.kz
Красная ковровая дорожка. Привлекательные женщины с идеальным мейк-апом, необычными причёсками, в вечерних нарядах. Красивые и статные мужчины, одетые с иголочки. Огромное количество папарацци, автографы, фотосессии. Атмосфера на красной дорожке царила, как на «Оскаре». Правда, по ней шли не Том Круз, Анджелина Джоли, Ди Каприо или другие голливудские звёзды, а наши соотечественники, журналисты и ведущие, которых миллионы казахстанцев привыкли видеть каждый день на телеэкранах.
Сотрудники телеканала НТК / Фото informburo.kz
Представители «Первого канала Казахстана» / Фото informburo.kz
«Красная дорожка» длилась без малого более двух часов / Фото informburo.kz
По всей видимости, телевизионщикам, обычно освещающим события со стороны, было не слишком привычно идти по красной дорожке под овации публики и вспышки объективов фотокамер. Одни спешили скорее покинуть её, другие постоянно оглядывались назад и шли по ней не совсем уверенно. А вот уже привыкшие к такому шквалу внимания звёзды шоу-бизнеса чувствовали себя вполне уютно, раздавали автографы и даже успевали фотографироваться со своими поклонниками.
Нурлан Алимжан раздаёт автографы / Фото informburo.kz
Начало премии «Тумар» было пафосным, что признавали и сами участники.
«Очень красиво! Дорого, богато. Все такие замечательные, красивые, пафосные. Руки трясутся от волнения прямо», – признался шоумен и телеведущий Кирилл Мейстер.
Ведущие шоу несколько раз говорили о том, что всё это напоминает им «Оскар» и даже спросили у телевизионщиков, чувствовали ли они себя голливудскими звёздами в этот момент.
«Нет, чувствуем мы себя как представители телеканала «Хабар». Мне кажется, это даже лучше. Честно», – ответил ведущий программы «Важно знать» телеканала «Хабар» Талгат Байгужинов.
Весь этот процесс длился чуть более двух часов. Те, кто уже прошёлся по ковровой дорожке, не томились в ожидании. Звёзды отечественного ТВ и шоу-бизнеса проводили время, общаясь за бокалом шампанского. Они поздравляли друг друга с важным и грандиозным событием для казахстанского ТВ, делали совместные фото и спешили их разместить в социальных сетях.
Фото inormburo.kz
И вот наконец наступил долгожданный момент для представителей отечественного ТВ. Как подчеркнули сами ведущие премии, «вся телевизионная элита, отложив свои гонки за рейтингами, собралась в «Казмедиателевидение посвящено телевидению», и на этой сцене вручат премию, «инициированную профессионалами для профессионалов».
«Те, кто создаёт новости, сами стали новостью, а те, кто дарит шоу, сегодня сами насладятся шоу», – обещали ведущие. И действительно шоу организаторы премии подготовили хорошее. Яркие, красочные костюмы, эффектные номера, красивая постановка. К представлению номинаций постановщики церемонии подошли креативно – каждый раз это была короткая танцевальная постановка: к примеру, «Лучшее ток-шоу» представляла зарисовка на тему бокса, «Лучшую информационную программу» – люди с телевизорами вместо голов, из которых потом был сложен большой телевизор со словом «news».
Церемонию награждения ведущие открыли песней / Фото informburo.kz
Фото informburo.kz
И прежде чем объявить первых номинантов премии, ведущие начали с шуток на тему «Оскара», где была путаница с конвертами с именами победителей: мол, такого на «Тумаре» ни в коем случае не будет. На эту тему шутили в этот вечер многие, включая министра информации и коммуникаций.
Первым наградили «Лучший социальный проект», которым была признана передача телеканала «Казахстан» «Айтуға оңай». Вручать награду на сцену вышли генеральный директор КМО Мирболат Аюпов и общественный деятель, телеведущая, актриса, продюсер, директор благотворительного фонда Аружан Саин.
«Благодаря делу, которое каждый день делаете вы, очень многое меняется для наших людей. Вы поднимаете настроение, вы заставляете задумываться об очень важных вещах, помогаете людям, которые попали в беду, и за это всё вам всем огромное спасибо», – поблагодарила Аружан своих коллег.
Однако получать статуэтку сам ведущий передачи Бейсен Куранбек на сцену не вышел, но премию пообещали вручить лично ему в руки.
Следом наградили «Лучшую региональную социальную программу», которой была признана передача «Город сегодня» телеканала «Рика-ТВ» из Актобе. Победителей вновь не оказалось в зале, и снова прозвучали обещания доставить статуэтку в целости и сохранности прямиком в Актобе.
Церемонию награждения сопровождали интересными музыкальными номерами. А вот ведущие не уставали проводить аналогию с премией Американской киноакадемии.
«У казахстанского телевидения появился свой «Оскар». Это «Тумар», – твердили ведущие со сцены.
И вот наконец очередная статуэтка премии попала прямиком в руки победителя. «Лучшей информационной программой» было признано «Информбюро» «31 канала». Вручавший премию руководитель пресс-службы партии «Нур Отан», телевизионщик с богатым опытом в этой сфере Александр Аксютиц выразил уверенность в том, что у «Тумара» большое будущее. Он не забыл упомянуть людей, так сказать, целую армию, важное звено на ТВ – тех, кто постоянно остаётся за кадром:
«Это наши телеоператоры, режиссёры, ассистенты, координаторы, водители. 90% успеха тех проектов, которые мы сегодня видим по телевидению, делают именно эти люди. А мы в кадре всегда только красивые, успешные. Надо, чтобы мы их тоже не забывали», – сказал он.
Награждение «Информбюро» «31 канала» / Фото informburo.kz
В интервью Informburo.kz директор информационного вещания «31 канала» Гульжан Мукушева поделилась своими впечатлениями о премии. Она согласилась с мнением организаторов и ведущих о том, что «Тумар» некий «Оскар» для казахстанского телевидения:
«Телевидение – это в первую очередь красивая, сочная и яркая картинка. И поэтому любой телевизионный проект – это в первую очередь зрелище. Церемония награждения – особенно. Конечно, это «Оскар». Потому что это красивые женщины, это действительно яркие личности, это те люди, к которым тянутся наши зрители, вся наша многомиллионная аудитория. Поэтому, наверное, это близко к голливудской кинопремии. Почему бы и нет?» – считает она.
Следом награды удостоился телеканал «Казахстан-Атырау» за программу «Адасқандар», которая победила в номинации «Лучшая региональная информационная программа». Победители также отсутствовали на церемонии.
Выступление Луизы Нуркуатовой и хора «Балалар» / Фото informburo.kz
Звания «Лучшая информационно-аналитическая программа» удостоилась передача «Apta.kz» телеканала «Казахстан». Не обошлось и без казусов. Для вручения статуэтки в номинации » Лучшая музыкальная программа» ведущие позвали на сцену народную артистку Казахстана, певицу Розу Рымбаеву. Однако после короткой паузы они извинились перед публикой, сообщив что награду вручат представители , которая была одним из генеральных партнёров. Лучшим в этой номинации стал продукт ТОО «TV Key» – телепередача «Музыкальный Перформанс».
Юные победители телепремии до слёз были тронуты наградой / Фото informburo.kz
«Лучшей юмористической программой» стала «Күлегеш» телеканала «Балапан». Отметим, что это были самые юные победители. Директор телеканала Ляйля Султанкызы дала высказаться самим ведущим телепередачи со сцены, а сама лишь скромно о, что в борьбе со взрослыми соперниками победителями стали её детки.
Настал черёд назвать «Лучшее документальное кино». Вручая награду, кинорежиссёр, сценарист, продюсер, художник, архитектор и общественный деятель Рашид Нугманов напомнил о том, что год назад в Казахстане была учреждена национальная премия в области кино. Он отметил, что даже названия премий созвучны – «Тумар» и «Тулпар».
«Кино и телевидение – это брат и сестра. И у кино, и у телевидения истоки идут из документального фильма», – сказал он.
Члены жюри отметили, что выбрать лучшего из лучших было тяжело. Но, несмотря на это, победитель был назван. Им стал проект Агентства «Хабар» – «Тайны и судьбы великих казахов».
Лучшим ток-шоу была признана «Наша правда» телеканала КТК. И тут снова не обошлось без упоминания «Оскара».
«В этом году на вручении американской киноакадемии «Оскар», вы знаете, перепутали конверты. Так я подумал: может, и нам таким образом поступить? Вот у меня два конверта, и я поражён… Это была шутка, ребята. Мы же телевизионщики! «Оскар», может, что-то напутает, а «Тумар» всегда всё делает точно», – пошутил со сцены награждавший победителя певец, композитор, актёр, режиссёр, сценарист Алишер Сулейменов.
Победителя в номинации «Лучший телевизионный сериал» наградили Баян Максаткызы и Арманжан Байтасов / Фото informburo.kz
Объявить победителя в номинации «Лучший телевизионный сериал» на сцену вышла известный казахстанский продюсер Баян Максаткызы, которая сказала, что счастлива разделить радость телевизионщиков, победивших в премии. В этой номинации победил сериал «Әке» телеканала «Казахстан». Режиссёр сериала Аскар Узабаев сообщил, что награду посвящает своему отцу.
Премию «За вклад в развитие телевидения» получил журналист, общественный деятель Султан Оразалы. Вручивший статуэтку победителю член жюри, журналист Нуртлеу Имангали подчеркнул, что истоки казахстанского телевидения – в советских временах. Он особо отметил, что ни в коем случая нельзя забывать заслуги тех, кто приложил неимоверные усилия для развития отечественного ТВ.
«Мы должны на первой премии почтить минутой молчания всех тех, кто внёс достойный вклад в развитие нашего телевидения, тех, кого, к сожалению, уже нет рядом с нами», – сказал он.
Сам Султан Оразалы как представитель старшего поколения дал наставление молодым журналистам.
«Вы не заметите, как быстро пролетит время (…) От того, что вы будете выдавать в эфир, зависит судьба нашего будущего поколения, нашего народа. Поэтому желаю вам неустанно трудится», – сказал он.
Даурен Абаев / Фото informburo.kz
И практически под занавес церемонии награждения на сцену был приглашён министр информации и коммуникаций Даурен Абаев, в адрес которого весь вечер звучали слова благодарности за то, что возглавляемое им ведомство выступило инициатором учреждения такой премии – впервые за годы независимости Казахстана. Перед тем как объявить победителя в номинации «Лучшее событие телевизионного сезона», Даурен Абаев тоже не смог удержаться от шутки на тему «Оскара».
«Лучшее событие телевизионного сезона – «Ла-Ла Ленд». Извините, я не удержался от этой шутки. Хоть так запомните моё выступление», – пошутил он. Зал ответил дружным смехом.
Победу в этой номинации одержал телеканал Atameken Business Channel. Генеральный директор телеканала Юлия Валиахметова в свою очередь заявила, что премию «Тумар» работники телевидения ждали 25 лет.
«Я надеюсь, что у этой премии огромное будущее, и уже в следующем году вы будете выбирать лучшего сценариста, режиссёра, ведущего информационной программы», – сказала она со сцены.
Генеральный продюсер телеканала Галия Идоятова в свою очередь передала министру Даурену Абаеву пожелания гримёров и осветителей, которые также хотели бы не остаться без внимания, и чтобы их заслуги также были отмечены.
«Я даже скажу больше: учитывая хороший опыт такой телевизионной премии, следующей будет премия в области журналистики для печатных и онлайн-изданий», – сообщил министр в ответ.
В интервью нашей редакции Юлия Валиахметова отметила, что говоря о премии «Тумар» всё же стоит провести аналогию с российским «Тэфи».
«Если касаться организации и вообще идеи, я хочу сказать, что всё было сделано на лучшем уровне. «Оскар», знаете, это же премия киношная, но если это аналог, то хорошо. Я думаю, что через некоторое время можно будет и сравнивать. Но я бы больше сравнивала с «Тэфи», с телевизионной российской премией. Сделано организаторами всё на высшем уровне. Все победившие каналы, все программы и номинанты были достойны», – считает она.
Церемонию награждения закрыла Роза Рымбаева, пригласившая на сцену всех победителей / Фото informburo.kz
По окончании церемонии награждения телевизионщики не спешили расходиться. Победители поздравляли друг друга, делали совместное фото и договаривались, куда пойдут «обмывать» свои награды.
Памятная статуэтка «Тумар» была вручена победителям в 12 номинациях. Всего на рассмотрение жюри было подано более 200 телевизионных проектов. Организаторами премии выступили Министерство информации и коммуникаций РК и «Қазмедиа орталығы».
Как и из чего делать оберег? ↑
В магическом мире существует ряд правил, которые нужно выполнять для того, чтобы амулет набрал необходимую силу. Садиться за работу нужно в хорошем настроении и с позитивным настроем, так как предмет впитывает в себя энергетику человека. Думать нужно только о приятных моментах, которые вас связывают с тем человеком, кому данный талисман предназначается. Прислушайтесь к своим ощущениям, если в данный момент вы не чувствуете вдохновения, то лучше отложить работу на другое время.
Создавая оберег своими руками, старайтесь не использовать колюще-режущих предметов, так как считается, что они уменьшают магическое действие талисмана. Внимательно выбирайте хороший материал, из которого будет создан ваш будущий помощник. Чтобы получить ответ на вопрос, из чего можно сделать действенный оберег, нужно обратиться к силам природы. Лучше всего для таких целей подходят натуральные ткани, нитки, камни, растения и любые предметы, имеющие природное происхождение, так как они не только несут положительную энергетику человека, но и заряжены силой природы. Главное условие действующего талисмана – вера в его способность изменить жизнь к лучшему.
Фамильная драгоценность имеет очень большую силу
Для создания талисмана своими руками, можно использовать и искусственные материалы. Это могут быть различные фигурки и статуэтки, игрушки и бижутерия. На такие изделия обычно наносят определенные рунические символы и знаки. Перед созданием такого амулета, нужно тщательно изучить смысл и направленность действия того символа, который собираетесь нанести. Он должен подходить вам и по своим свойствам, и по духу.
Огромную силу имеют обереги, которые считаются семейными реликвиями. Обычно они переходят из поколения в поколение по мужской или женской линии и несут в себе очень мощную защитную энергетику всего рода. Такими реликвиями могут служить фамильные драгоценности (кольца, кулоны, ожерелья), портреты или фото, документы; если в вашей семье еще нет таких семейных оберегов, то вы можете стать основоположником отличной традиции. Как же сделать такие обереги? Для создания семейного амулета-реликвии необходимо выбрать предмет, с которым связаны приятные моменты и переживания, он должен вызывать только хорошие ассоциации, и зарядить его своей энергетикой, часто нося его поближе к телу.
www.region-eurasia.com
У Самата Ордабекова возникла идея защищать дом или любое другое жилище с помощью стилизованных под ювелирные украшения амулетов-талисманов.
Женщины Азии носили украшения не только для того, чтобы украсить себя или подчеркнуть красоту. Ювелирное изделие было оберегом. И зергер – мастер ювелирных дел – был на особом счету, ведь он создавал магическую защиту для владельца изделия. Форма, и орнамент, и материал – имели своё значение. Золото ассоциировалось с солнцем и было металлом правителей. Не каждый мог иметь право и силы каждый день носить столь могущественное украшение. Золото наделает своего хозяина энергией и силой, но и требует следовать цели до конца. Серебро занимало особое место у наших предков. Так блеск серебра и его цвет ассоциировались у них с Луной и обладал очищающей силой. Вставки из камней в народе именовались словом тас (камень) или коз (глаз). Подобная метафора не случайна, ведь вставные камни осмысливались как всевидящее стерегущее око, наделялись чудодейственной силой. Существовало мнение, что жемчуг лечит бельмо, коралл оберегает от порчи и наговора, янтарь лечит зоб, перламутр защищает от злого языка и одновременно способствует жизненному благу, бирюза приносит счастье. Наибольшей же популярностью пользовался сердолик, считавшийся камнем благоденствия и радости. Степняки верили, что сердолик может охранять от дурного глаза, бесплодия женщин, кроме того, этот «солнечный камень» мог возвратить стареющим людям силы молодости и постоянно доброе расположение духа. О свойствах камней и металлов сложены легенды, и в современном мире им есть тоже место, так как эти наши корни, наши истоки, история и традиции народа.
У Самата Ордабекова возникла идея защищать дом или любое другое жилище с помощью стилизованных под ювелирные украшения амулетов-талисманов. — Если подвеска, кольцо может защищать человека, если тумар имеет магическую силу, то почему бы не создать тумар для дома, квартиры, офиса? – говорит он — Тем более что казахи ищут способы защиты, приоберетая фигурки, картинки, сувениры, которые придумали другие народы и используют их как оберег А у нашего народа есть богатое наследие в этом плане. В офисе его компании есть образцы цвета серебра и золота – это утверждённые варианты тумаров для дома.
К разработке своих изделий Самат Ордабеков подошёл основательно: изучил литературу на эту тему, встретился с Тохтабаевой Шайзадой Жаппаровной – доктором исторических наук, доцентом, экспертом международного уровня по оценке знака качества ремесленной продукции Центральной Азии. При разработке авторского тумара для дома он опирался на её труды. Она же написала рецензию на его изделие под названием «Амулет-талисман», в котором можно понять почему именно так выглядит тумар для дома.
«Круглая форма символизирует животворящее солнце, которое распространяет вокруг себя очищающую, охранную, продуцирующую и стимулирующую добро силу. В центре изделия — квадратная фигура, олицетворяющая идеи прочности, стабильности и порядка мира: четыре стихии, времена года, четыре стадии человеческой жизни, четыре стороны света. Лиственные мотивы, расположенные вокруг центра, олицетворяют понятие вечного обновления, возрождения жизни, идеи плодородия. Зернённые треугольные мотивы символизировали три вертикальных уровня мироздания: верхний, средний, нижний. Эта форма издревле является в сознании казахов одним из глобальных символов универсального характера и осмысливается как мощный оберег. Между лепестковыми мотивами расположены стилизованные зернённые мотивы Богини плодородия – защитницы детей, домашнего очага… Красный цвет, ассоциирующийся с жизненной энергией, обладал защитно-охранной силой и одновременно стимулировал идеи плодородия. Серебристый цвет обладал, в представлении казахов, очищающей магической силой…», — пишет Шайзада Тохтабаева. Создание таких амулетов, считает эксперт, будет активизировать этноидентичность и препятствует растворению традиций казахов в эпоху глоболизации. Такой амулет-талисман для дома не помешает никому, да и украшать жилище или офис, где работаешь, лучше тем, что близко нашему духу, нашему менталитету. У многих людей дома есть китайские предметы фэн-шуя, которые символизируют их традиции и понимание жизни. И заполнив дома и офисы ими, мы забыли, что наши предки тоже разбирались в законах природы и мироздания. Тумар для дома – это не только оберег, это дань уважения предкам, это память о наших истоках.
Туркменская подвеска-амулет, «Тумар» или «Тумор»
Туркменская подвеска-амулет, «Тумар» или «Тумор». Коллекционный экземпляр музейного качества. Туркестан (территория современной Туркмении), туркмены племени Теке, 19-й, — первая половина 20-го века. Не открывается Серебро (80-90%), просечная резьба, гравировка, штамп, золочение. Вставки — сердолик. Размер — 120/63 мм. Вес — 52 г.
Все традиционные украшения женского костюма в недавнем прошлом обладали магическим значением. Амулетницы, амулеты и обереги считались самой универсальной частью комплекса украшений. Их носили на цепочках, надевали через плечо, прикрепляли сзади на левое плечо. Особенно часто на платье молодых кормящих женщин по обе стороны разреза ворота крепили по обе стороны по несколько серебряных амулетов – тумор или тумаржик. Тумар представляет собой пустотелый цилиндр, свернутый из одного листа серебра с гладкой поверхностью. С одной стороны он запаивался полусферическим куполком, с другой – такой же куполок являлся съемной крышкой (5, стр.103). Традиционно, внутри тумара закладывали изречения из Корана или уголек с солью. Иногда амулетницы были сложной конфигурации: с припаянными серебряными треугольниками сверху и подвесками или зубчатыми пластинками снизу, к которым крепились монетки, детали шельпе или бубенчики. Украшались тумары позолотой, гравированным орнаментом. Цилиндр опоясывали филигранные пояски, которые делили его на сектора, в каждом из которого было припаяно гнездо со вставкой [5]. В Афганистане такие подвески-амулеты называются Тавиз (Тумар, Тумор, Бозбанд, Бозубанд)
Читаль о традиционных туркменских украшениях
Turkmen Tribal Pendant-Amulet «Tumar» Turkestan, Yomut Tribe, first half of the 20th century Collectible item Silver, gilding, embossing, stamp
All the traditional decoration of the female costume in the recent past had a magic significance. Amuletic, amulets and charms was considered the most versatile part of jewelry. They were worn on chains, worn over the shoulder, attached in the back on the left shoulder. Especially often dress young lactating women on both sides of the slit gate, fastened on either side for a few silver amulets – «Tumor» or «Tumarjic». TUMAR is a hollow cylinder rolled from a single sheet of silver with smooth surface. On the one hand it was sealed with a hemispherical cupola, on the other – the same cupola was removable cap (5, p. 103). Traditionally, inside TUMAR laid sayings from the Koran or the coal with salt. Sometimes amuletic was complicated configuration: soldered with silver triangles on the top and pendants or toothed plates on the bottom, which is attached to coin, details «Shelpe» or bells. Tomars was decorated also with gold leaf, engraved ornament. The cylinder was surrounded by filigree bands, which are divided into sectors, each of which was soldered a socket with an insertion [5].
Литература и аналоги:
1. Сычева Н.С. Ювелирные украшения народов Средней Азии и Казахстана XIX-XX веков из собрания Государственного музея искусства народов Востока. / Сычева Н.С. — М.: «Советский художник». 1984 — с. 160-161. 2. Johannes Kalter. The Arts and Crafts of Turkestan. — New York: “Times and Husdon” 1983. — p. 221. литература: 3. Layla S. Diba. Turkmen Jewellery. Silver Ornaments from the Marshall an Marilin R. Wolf Collection .: The Metropolitan Museum of Art 2011 – p. 176. 4. Wolf-Dieter Seiwert. Jewellery from the Orient. Treasures from the Bir Collection. / Wolf-Dieter Slwert – Stuttgart: Arnoldshe 2009 – p. 252. 5. Загитова М. «Ювелирные украшения Туркмении конца 19-начала 20 вв в собрании ГМИНВ», Издательский дом «Руда и Металлы» стр. 51-58
Источник