- Что такое архетип таро
- Архетипы Таро в красивых и страшных легендах
- Красивая и страшная легенда о «Летучем Голландце»
- Красивая и страшная легенда об Ордене тамплиеров и его Великом Магистре Жаке де Моле.
- Позорная тайна Жрицы.
- Архетипы в Таро: различные аспекты нашего Я
- Юнг и коллективное бессознательное
- Таро — язык коллективного бессознательного
- Анима и Анимус
- Анима
- Анимус
- Персона
- Самость
- Какие еще юнгианские архетипы в Таро вы можете увидеть?
Что такое архетип таро
Путешествие по архетипам Юнга
Многие специалисты по Таро уверены, что серия событий, на которые указывают Старшие Арканы, представляет собой архетипическое повествование о развитии человека – путешествие Глупца (Аркан 0). Согласно Юнгу, архетипы – это абстрактные формы и модели коллективного бессознательного человека. Персонажи известных мифов представляют собой архетипы различных моделей поведения и реакций. Архетипы являются своеобразной комбинацией символов. Их можно распознать по тому наплыву чувств, который они вызывают. Основным архетипом у Юнга является Субъект (с заглавной «С») – архетип, наделенный глубинным смыслом, в отличие от субъекта (с прописной «с»), обычного обозначения человека. Архетипы находятся в нашем коллективном подсознании, мы видим их в снах, мифах, фантазиях. К тому же мы способны проецировать архетипы вовне, наблюдая их проявление в поступках других людей, а не только в своих собственных действиях.
Каждая карта Старших Арканов представляет собой особый архетип (хотя здесь присутствуют не все архетипы, предложенные Юнгом). Приведенные архетипы обязаны своим происхождением юнговской концепции, в основе которой лежит утверждение, что любая ситуация, чувство, состояние и модель поведения имеют свой архетип в коллективном бессознательном. Эти архетипы всего лишь один из возможных способов мышления, ощущений и поведения. Юнг сравнивал архетипы с высохшим руслом реки, которое оживает только тогда, когда по нему начинает течь вода. Для нас архетипы оживают лишь тогда, когда наше поведение начинает соответствовать одной из универсальных моделей.
Прежде чем приступить к рассмотрению карт Старших Арканов, взглянем на весь маршрут путешествия Глупца, шаг за шагом, от карты к карте.
Аркан 0. Глупец.Начало путешествия, Молодой человек, полный сил, немного наивный, готов отправиться в дорогу, перед ним раскры- ваются новые возможности. Глядя в небо, он стоит на краю пропасти, не замечая, что прямо под его ногами – зияющая пустота. Верный пес, лает, пытаясь предупредить его об опасности. Своеобразие этой кар- ты – склонность к авантюре. Независимость и свобода Глупца по- зволяют астрологам соотнести эту карту с планетой Уран. Согласно Юнгу, Глупец связан с архетипом Божественного Дитя (миф о боже- ственном ниспослании ребенка для просвещения человечества)
Аркан 1 . Маг. На этом этапе Глупец учится фокусировать свою творческую энергию, пользоваться орудиями и инструментами для реализации своих желаний. В астрологии логика, сознательность, объективность, приспособляемость и трудолюбие Мага ассоциируются с планетой Меркурий. Согласно Юнгу, Маг представляет собой алхимический персонаж Меркуриус (мировой творческий дух) и архетип Трикстера (Ловкача; Обманщика).
Аркан 2. Верховная Жрица. Чего-то не хватает в логике Мага, возможно объективности и способности управлять материальным миром. Аркан Верховная Жрица готовит Глупцу встречу с тайными, духовными, подсознательными и интуитивными сторонами Вселенной. Маг и Верховная Жрица дополняют друг друга, словно Солнце и Луна. В астрологии Верховная Жрица ассоциируется с Луной, хозяйкой ночи.
Аркан 3. Императрица. Соприкоснувшись с объективной и субъективной реальностью, Глупец уже готов к встрече с родительскими архетипами: Императрицей (Мать, Лоно) и Императором (Отец, Фаллос). Императрица – это сама Мать, Земля. Она символизирует питание, плодородие и изобилие. Она чувствует, исцеляет, вскармливает, рождает, принимает и дарит любовь. Астрологи ассоциируют плодородие и любовь Императрицы с Венерой, хотя к этой карте можно отнести и многие характеристики Луны. Согласно Юнгу, Императрица относится к архетипу Анима (женская часть души).
Источник
Архетипы Таро в красивых и страшных легендах
Архетипы как фигуры внутреннего мира человека, описанные К.Г Юнгом, живут в арканах таро несколько столетий. Как наработать полевой контакт с энергией Архетипа Старшего Аркана? Не через рацио и не через заучивание значения арканов — это точно. Можно наработать, проживая и погружаясь в энергополе каждого аркана через карту. Погружаясь в легенды и мифы, которые проводят энергию и суть аркана.
Архетипы проявляются в мир через людей. Но крайнее проявление Архетипов – это НЕ человеческая энергия, запредельный градус поля. Так, архетип Великой Матери, который я много раз «ставила» в поле расстановок и таро-практик, должен «просачиваться» сквозь личные фильтры человека. И каждый раз – немного другой образ. Что-то проходит, что-то – нет.
Архетип 12 Аркана – Повешенный , аспект смирения и жертвенности. На другом полюсе — Архетип 15 Аркана, аспект «хищного эго» . Эта дихотомия есть в каждом живущем, пока он находится по эту сторону, среди «человеков». Если же один Архетип проявляется в крайней форме, дихотомия схлопывается. «Монада переворачивается», и человека выбрасывает на противоположный полюс.
Рассмотрим проявления 3-х Архетипов Арканов на примере известных легенд и мифов для понимания их сути.
Красивая и страшная легенда о «Летучем Голландце»
Между гордостью и гордыней завис навечно легендарный парусный корабль-призрак. При попытке обогнуть мыс Доброй Надежды корабль попал в сильный шторм. Среди суеверных матросов началось недовольство, и штурман предложил переждать непогоду в какой-нибудь бухте, но капитан застрелил его и нескольких недовольных. Затем поклялся костями своей матери, что никто из команды не сойдёт на берег до тех пор, пока они не обогнут мыс, даже если на это уйдёт вечность. Этим капитан навлёк на свой корабль проклятие. Теперь он, бессмертный, неспособен сойти на берег, обречён бороздить волны мирового океана до второго пришествия.
За что он понес такое наказание? Одни полагают, что за гордыню, иные – за бесстрашие и необузданный нрав «морского дьявола».
Из Дьявола – в фигуру Повешенного, в принудительном аспекте «бессилия и жертвы».
Возможен ли обратный ход? Об этом есть другие мифы.
«Уничижение паче гордыни»…
Насколько наш Повешенный, 12 Старший Аркан, действительно смиренный и бессильный?
О Повешенном, как об ощущении, К. Г. Юнг: «Висеть означает…с одной стороны, некоторое затруднение, хоть и преодолимое. Однако именно поэтому представляет собой ту редкую ситуацию, которая требует от человека величайшего напряжения, давая ему возможность раскрыть себя целиком».
Юнг обращает внимание, что на лице повешенного не отражено страдание, хотя сама поза предполагает нахождение тела головой вниз, со скрещенными ногами. Поза странная, но имеет исторический подтекст: в знаменитом Ордене тамплиеров рыцарей-храмовников хоронили со скрещенными таким же образом ногами. «Ноги образовывали «крест», или один из вариантов «тау», — последней буквы еврейского алфавита — символизирующей смерть. Пышные надгробия высокопоставленных членов ордена украшались либо резьбой по камню, либо скульптурным портретом усопшего в этой необычной позе.
Красивая и страшная легенда об Ордене тамплиеров и его Великом Магистре Жаке де Моле.
Власть, тайна, магия, влияние чужой веры. Европу сотрясали восстания, церковь стремилась навести, наконец, порядок в делах веры, а французский король боролся за монархию. Борьба за власть над душами и кошельками привела к тому, Орден тамплиеров начали обвинять в ереси и кощунстве. А также спиритизме и (!) гадании.
Орден официально разгромлен, Великий Магистр был сожжён на костре под ликование толпы. Его проклятие, прозвучавшее сквозь языки пламени, столетие разрушало Францию. Династия капетингов прервалась. «…Лицо Великого магистра, пожираемого пламенем, было повернуто к королевской галерее. И громовой голос, сея страх, вещал:
«Папа Климент… рыцарь Гийом де Ногарэ, король Филипп… не пройдет и года, как я призову вас на Суд Божий, и воздастся вам справедливая кара! Проклятие! Проклятие на ваш род до тринадцатого колена. » — Морис Дрюон, «Проклятые короли».
Конечно, проклятие сбылось в срок. Великий Магистр, возможно, первый Повешенный 12 аркан, реализовал свою гордыню и силу, пересекая границу жизни и смерти.
Позорная тайна Жрицы.
Второй старший аркан — Жрица, она же Папесса — окружен мистикой и считается самой загадочной картой в колоде. И если проводить аналогию с юнгианскими архетипами, то это, пожалуй, похоже на архетип Анимы, которая манит своей холодной глубиной. По некоторым традициям Жрица является «хранительницей тайны арканов таро».
Какую тайну она хранит? Есть легенда, которая вошла в историю, но до сих пор оспаривается католическими историками и сторонниками «чистоты рядов». И это одна из величайших легенд Средневековья. Тайна до сих пор не разгадана. Была/не была ли такая оказия: на папский престол прокралась Женщина под именем Иоанн VIII? X век…всякое возможно. Видимо, в те времена пап не проверяли на мужество. Впоследствии такая легкомысленная невнимательность была исправлена, но об этом чуть позже.
Так что с Женщиной, с Папессой? Что двигало ее на столь опасный и воистину «греховный путь»?
Если соберем воедино все доступные хроники и находки историков, то узнаем — Ионанна была дочерью английского проповедника, отличалась набожностью и блестящим богословским образованием. Как возможно, имея такой психотип и живя в условиях религиозного фанатизма Средневековья, восстать против самых основ христианства?!
Тем не менее, Иоанна сделала блестящую карьеру и стала Папой Римским: «Он — истинный наместник Христа, глава всей церкви, отец и учитель всех христиан. Он — непогрешимый правитель». Непогрешимый…
Женская природа возьмет свое?
Иоанна не сохранила свою девственность, как сделала другая, вступившая на путь духовной миссии: Жанна Дарк, великая Орлеанская Дева. Поистине, самые крутые бесы — в тени икон. По непроверенным данным: «Два года, пять месяцев и четыре дня правила папесса, носившая имя Иоанн VIII. Так и продолжалось, если бы она не забеременела. Во время крестного хода по улицам Рима у папессы начались роды. Возмущенная и разъяренная подобным обманом толпа протащила Иоанну по мостовой и забросала ее и ребенка камнями. По легенде на месте их смерти была поставлена плита с надписью: «Petre, Pater Patrum, Papissae Prodito Partum» («О, Петр, Отец Отцов, разоблачи рождение сына папессой»).
Разумеется, подобное немыслимое событие просто обязано быть вычеркнуто из официальных документов. Чтобы скрыть следы всемирного скандала, римская церковь устроила определенную путаницу в «нумерации пап». Достоверность данных о папе-женщине, повторявшегося с 13 века, впервые была оспорена в 15 веке. Архивы вычищались, и история была переписана.
Обратим внимание, что происхождение арканов таро датируется именно 14-15 веками, когда появляются первые подтвержденные документальные упоминания о таро. То есть наш второй аркан Жрица мог попасть в колоду прямо из горячей легенды, пока церковь (не церковь) не до конца «запутала следы».
Однако! В традициях Ватикана появился такой обычай: «в присутствии двух десятков самых приближенных кардиналов новоиспеченный папа садиться в специальное кресло с отверстием в центре. Под сиденье забирается дьякон или один из кардиналов и проверяет под папской сутаной наличие мужского естества. Удостоверившись, он дважды выкрикивает слово «ovum» — «яйцо». Коронация Папы состоялась: «Mas nobis dominus est» («Господином нашим имеем мужчину»).
Что же случилось с Ионанной? Архетип Жрицы столкнулся с другим, возможно более сильным и уж точно более древним, архетипом третьего Старшего Аркана таро. Третий аркан — Императрица — проводит энергии Великой Богини, которая рожает, дает жизнь и плодоносит. По самым древним мифам Великая Богиня когда-то родила и наш мир, поэтому архетип Императрицы не может быть уничтожен в женщине полностью.
Что происходило в душе Женщины, Папессы, когда «грех» боролся со «святостью»? Возможно, эту тайну и хранит Жрица, самый таинственный аркан колоды Таро.
6 октября стартует семинар » Системные расстановки в индивидуальном консультировании» — для психологов, тарологов и всех, кто интересуется системными расстановками и другими полевыми практиками. Подробнее о курсе.
Если материал показался вам интересным, поставьте pollices autem facto (палец вверх) и подпишитесь на канал о психологии и Таро, чтобы первыми получать новые статьи.
Источник
Архетипы в Таро: различные аспекты нашего Я
Имя Карла Густава Юнга гуляет на устах большинства людей, которые хотя бы левой ногой занимаются эзотерикой и при этом умеют читать. Юнг, один из основателей аналитической психологии, по сути реинкарнировал мифы и сказки для научного психологического анализа. Потому что до того, как появилась психотерапия, лекарями душ были сказочники и барды. (Один и сам хотел стать скальдом, да не вышло…)
Так вот, Юнг никогда не упоминал о Таро. Хотя та часть эзотериков, которые слышали имя Юнга и знают о существовании Таро, уверенны, что уважаемый Карл Густавич и сам был не прочь картишки раскинуть… И только так свои труды и писал! Но — увы и нет. О Таро он напрямую ни в одной из своих работ не упоминает.
Однако, от этого мы не станем любить его меньше! Потому что любому подготовленному пользователю будет крайне не сложно найти связь между концепциями выдающегося немца и картами Таро.
Юнг и коллективное бессознательное
Одним из величайших вкладов в фундаментальную теорию психики стала его идея о коллективном бессознательном и архетипах. Коллективное бессознательное — это особенность мозга, который интерпретирует одни и те же явления одинаково. Например образ воды всегда будет связан с матерью и эмоциями. Образ дерева — с личностью и центром земли.
Когда мы говорим или слышим о картах Таро, то зачастую думаем о бульварных пошлых гаданиях, шарлатанах и дурацких предсказаниях, которые нужны, чтобы пугать детей. Но сегодня для современных и интеллектуальных практиков Таро начинает открывать свои глубокие знания заново.
Когда мы меняем точку зрения на сам инструмент, проще понять его суть. Карты — это такой же инструмент иррационального познания, как психотерапия, сны или метафорические рисунки. Инструмент , с помощью которого мы обладаем возможностями для изучения себя с точки зрения юнгианского анализа.
Таро — язык коллективного бессознательного
Коллективное бессознательное — тот источник, из которого человечество черпает свои идеи для сказок, легенд и мифов. Из поколения в поколение люди обращаются к одним и тем же мотивам. Термин предложен Юнгом, за что ему большое человеческое спасибо.
Например, образ Матери, который будет понятен и в Гималаях, и в Нью-Йорке, и в Саратове. Мы встречаем его во всех мифах, во всех книгах, сказках и сериалах. Образ Матери не будет одинаковым для всех, её внешние особенности будут меняться. Главным остается взаимоотношения между человеком и архетипом. Суть Матери в том, что есть кто-то, кто заботится, любит и принимает человека полностью. Мать, какой бы она не была, бережет чувства, внимательно относится к эмоциям, помогает расти и учит любить без условий.
Во всех культурах этот образ будет присутствовать и играть значимую роль в обществе.
Идея архетипов состоит в том, что наша психика заполнена некими внутренними ощущениями. Представлениями о том, как все устроено. И эти смутные ощущения раскрываются через некие образы, которые структурируют представления людей о мире. Из них, как из бусин, сплетаются все истории на Земле.
Герой слышит зов, нарушает запрет, уходит в волшебный мир. Он сражается, умирает и воскресает. Получает Дары и возвращается в Мир. Это — универсальный сюжет. Какой бы ни была история — она всегда про героя, который проходит один и тот же Путь.
Давайте посмотрим, какие архетипы мы можем обнаружить в Таро и, в частности, в Старших Арканах. Я использую изображения карт из имеющейся колоды Дикого Неизвестного Таро (the wild unknown tarot). Если вы хотите, то можете заказать расклад именно на этой колоде.
Анима и Анимус
Юнг полагал, что у каждого человека есть «женские» и «мужские» аспекты характера, анима и анимус. В сочетании друг с другом, анима и анимус означают объединение, целое, полное Я. Здоровая психика отличается балансом мужского и женского, без очевидных перекосов.
Я думаю, здесь важно затронуть одну вещь. Хотя анима и анимус традиционно связаны с полами, они, по сути, представляют собой набор качеств, актуальных и для мужчин, и для женщин. Баланс мужского и женского в каждом из нас идеален по-своему. Любой баланс, с которым мы чувствуем себя — собой, прекрасен.
Влюбленные — союз разума и чувств, ума и сердца. Первый опыт алхимического божественного брака.
Умеренность — алхимический брак во всей божественной полноте, показывает, что сохраняя баланс между мужским и женским, мы сохраняем себя от поглощения Тенью.
Мир — это не только союз двух противоположностей, но и, более глобально, полное принятие, отказ от разделения мира на противоположности.
Анима
Анима — это условно женские аспекты нашего характера, и, как и анимус, она может иметь как положительные, так и отрицательные проявления. Образ Анимы мы встречаем также в ранге Королевы, где также четко прослеживается теневое и прямое значение.
Верховная жрица — мы видим в ней Софию или женский архетип в Таро, излучающий мудрость и понимание.
Императрица — заботливая и любящая, она представляет Мать, образ постоянного изобильного рая, земли, которая нас кормит и принимает.
Сила — в отличие от чисто физической силы, эта карта больше о внутренней силе и настойчивости, умению не поддаваться обстоятельствам.
Анимус
Анимус — это мужской аспект нашего характера. Он является силой движения, завоевания новых горизонтов. Он отражает нашу потребность наблюдать, ощущать и формировать категории, алгоритмы, структурировать жизнь. Этот рациональный подход очень отличается от мягкой интуитивности анимы. Но он также необходим нам для гармоничной жизни.
Иерофант и Отшельник — в Таро это архетип мудрого старика, которого мы видим как духовного наставника.
Император наделен властью и создает структуры, системы, законы и правила. Представляет отца и все образы отца, которые проявлены в нашей жизни (наставник, начальник, мэр, учитель и т.д.).
Персона
Персона -это наш «фасад», то лицо, которое мы готовы показать миру. Именно так мы представляем себя другим, так мы хотим, чтобы про нас думали, такую роль хотели бы играть в обществе (например, художник, ученый и т. д.). Юнг считал, что здоровые люди могут быть достаточно гибкими относительно той Персоны, с которой они себя соотносят, так как наша личность не однородна, и многообразие ролей показывает то, что мы можем не привязываться к одной из них.
Маг — мастер брать на себя ответственность за то, чтобы преобразовать внутренние мысли во внешние проявления. Как и сегодняшние маги, он мастер создания реальных изменений через изменения восприятия.
Это та часть нас, которую мы отвергаем — те части души, которые мы хотели бы оставить скрытыми. Другими словами, мы все иногда бываем ужасными, страшными или просто придурками, но это трудно принять. Когда мы не принимаем Тень, постепенно она вытесняется, отделяется от нашей личности. Она становится набором вещей и качеств, которые мы ненавидим. Различные страхи и боли, стали прообразами мифологических монстров, демонов, зла и грехов, которые всем нам известны. Одним из самых важных этапов становления зрелой личности становится момент, когда человек готов принять свои темные стороны, вместо того, чтобы отказываться от них.
Дьявол — классический образ Тени. Чем больше вы игнорируете его, тем больше будете прикованы к желаниям, обретая зависимости.
Смерть — реакция на эту карту показывает, насколько нам страшно жить. Смерть — это универсальная человеческая тень, она следует за нами со дня нашего рождения. Большинство людей предпочитают не думать о ней. Но во многих отношениях понимание того, что ничто не вечно и мы — только временное явление на этой планете, становится основой того, как человек решает проживать свою жизнь.
Самость
Самость, или аутентичность — это комплексное понятие, которое довольно сложно описать. Юнг верил, что, будучи детьми, мы были бессознательно целы, но постепенно мы утрачиваем интуитивную целостность. Таким образом, цель нашего путешествия во взрослую жизнь — снова обрести эту целостность, присвоить себя — себе. Этот процесс Юнг называл индивидуацией.
Интересно, что Дурак и Мир — это начало и конец цикла Старших Арканов, Альфа и Омега. Поиск себя — становится поиском смысла.
Дурак — это архетип в Таро, который отражает бесстрашие и невинность младенца, внутренний ребенок. Он всегда знает, кто он и кем родился на свет. Как божественное дитя, он не умеет бояться — еще не научили. Он не умеет стесняться или сравнивать себя. Дурак находится в состоянии блаженного неведенья.
Мир — это и возврат к целостности, и обретение ее. Мы не просто возвращаемся в изначальное состояние. Мир не означает возвращение утраченной в детстве непосредственности. Скорее, мы обретаем новый духовный опыт бесстрашия перед трудностями жизни. Мир — это обретенная целостность, понимание себя и принятие своей аутентичности. Это Дурак, который, пройдя каждый аркан, становится суммой всех их.
В конце концов, каждое путешествие становится путешествием за Самостью. За тем, чтобы еще глубже понять, кто же мы такие — на самом деле.
Какие еще юнгианские архетипы в Таро вы можете увидеть?
Надеюсь, эта статья была не слишком нудной и достаточно интересной для вас, что скажете? Какие еще карты Таро являются типичными для архетипов?
Источник