Simvolic
толкование и значение символов
Хризма – крест Константина Великого
Хризма (также называемая хрисмон) представляет собой одну из основных сакральных эмблем раннего христианства, которая, по мнению некоторых исследователей, в своем символизме восходит к языческой эпохе. Графически крест хризма представляет собой монограмму имени Христа, если конкретнее – его греческого варианта – ΧΡΙΣΤΌΣ. То есть речь идет об объединении букв Х («хи») и Р («ро»), которые «накладываются» друг на друга. Христианские теологи называют это не «наложением», а «перекрещиванием», отсюда оборот «крест хризма».
Наиболее древние изображения хризмы относятся к периоду до нашей эры, в частности обнаружено несколько монет с хризмой эпохи Птолемея III (правил Египтом в середине III века до нашей эры). Однако первые официальные упоминания креста хризмы соответствуют первым векам нашей. Наиболее известное изображение хризмы – лабарум, это знамя Римской империи, на котором над штандартом располагается традиционная хризма. Надпись на полотнище под хризмой гласит «Этим побеждай» («hoc vinces» на латыни).
Лабарум с навершием в виде креста хризмы был введен Константином Великим. Точных сведений, почему Константин выбрал именно этот символ, не сохранилось, однако популярная христианская легенда утверждает, что хризму император увидел в небе перед легендарной битвой у Мальвийского моста (312 год). Эта битва принесла Константину единоличную и неоспоримую власть над Римом. Исторически первое упоминание о лабаруме Константина (и, соответственно, о кресте хризме) встречается у африканского ритора Лактанция под 320 годом.
Символ хризмы получил широкое распространение в христианской культуре. Он встречается на денежных знаках (монеты императора Магнеция), на барельефах погребальных саркофагов (Рим, III-V века), на могильных камнях (изображение креста хризмы можно встретить на Смоленском кладбище в Питере), а также на индивидуальных религиозных эмблемах (на флаге Японской православной церкви). При этом изначально крест хризма выглядел именно так – совмещенные буквы Х и Р, без каких-либо дополнительных элементов. Однако более новые изображения также содержат греческие буквы «α» и «ω», что является очевидной отсылкой к Апокалипсису (Откровение от Иоанна 22:13 «Я есть Альфа и Омега, начало и конец»).
Некоторые теологи связывают возникновение хризмы с другим фрагментом Апокалипсиса, где упоминается некая «печать бога живаго» (Откровение от Иоанна 7:2, вероятно – указание на Иисуса Христа). Тем не менее, невозможно точно определить, когда именно на хризме появились буквы «альфа» и «омега», однако известно, что оригинальный символ не имел добавочных графических элементов. Кроме того, не вызывает сомнений тот факт, что крест хризма – сугубо христианская эзотерическая эмблема, так как изображения хризмы активно использовались ранними христианами на юге Европы и до этого периода данный символ вообще не встречается.
Существует множество версий о происхождении хризмы. Выдвигаются гипотезы, согласно которым крест Константина возник из символизма Орфических и Гилиосских мистерий, либо в результате синтеза ранних христианских культов с обрядовым символизмом верований халдеев. Но есть и более прозаичные предположения, согласно которых монограмма букв «хи» и «ро» восходит к греческому слову «хрестос», что значит «благоприятный». Общепринятой версии не существует и вряд ли когда-нибудь удастся пролить свет на реальное происхождение этого знака.
Источник
Хризма Византийская
Хрисмон
Хризма
или
хрисмон
(
Хи-Ро
),
☧
— монограмма имени Христа, которая состоит из двух начальных греческих букв имени (греч. ΧΡΙΣΤΌΣ) —
Χ
(хи) и
Ρ
(ро), скрещённых между собой[1]. По краям монограммы часто помещают греческие буквы
α
и
ω
. Такое употребление этих букв восходит к тексту Апокалипсиса:
«Аз есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель.»
(Откр. 1:8; см. также Откр. 22:13). Хризма получила широкое распространение в эпиграфике, на рельефах саркофагов, в мозаиках и, вероятно, восходит к апостольским временам. Возможно, что её происхождение связано со словами Апокалипсиса:
«печать Бога живаго»
(Откр. 7:2).[
источник не указан 750 дней
]
Исторически наиболее известно использование хрисмона для лабарума (лат. Labarum) — древнеримского военного штандарта (вексиллума) особого вида. Император Константин Великий ввел его в войсках после того, как увидел на небе знамение Креста накануне битвы у Мульвийского моста (312 год). Лабарум имел на конце древка хризму, а на самом полотнище надпись: лат. «Hoc vince» (ст.‑слав. Симъ побѣдиши, буквальное значение — «Этим победишь»)[2]. Первое упоминание о лабаруме содержится у Лактанция (ум. ок. 320).
Хрисмон присутствует на некоторых монетах Птолемея III[3][4][5], правившего Египтом в 246/245 — 222/221 годах до н. э.[6]
Символ хризмы закодирован в юникоде — U+2627
(☧) и U+2CE9 ⳩ «coptic symbol khi ro» в коптском блоке юникода.
Изображение Хризмы
Самое раннее изображение Хризмы похоже и на языческие символы, которые были знаками ассирийских воинов. Колесико с шестью спицами можно сравнить с колесом Бога Юпитера. На продукте можно наблюдать крест, что свидетельствует о том, что изделие можно использовать как оберег. Учитывая двойственность амулета, можно сказать, что такое украшение подойдет людям, которые нуждаются в защите от агрессии. Шестилучевые звезды под названием Громовник связывают человека с Божеством. Такой знак был талисманом и изображался на воинских щитах.
Знамя победы
Перед своим сражением император Константин Великий видел на небе Крест. Он долго думал, чтобы это могло значить. В эту же ночь ему приснился сон, в котором явился Христос. Христос велел ему сделать знамя, которое защищало бы его от врагов. Так и появился Лабарум, представляющий крест, на вершине которого был венок. Внутри венка красовалась монограмма Христа.
Православная Жизнь
Православие.Fm
Обращали внимание на машины с наклейкой в виде рыбки? Думаете, это заядлые рыбаки? Ничего подобного! Рыба – один из самых древних христианских символов. В наше время, к сожалению, рыбку почти полностью «монополизировали» протестанты самых разных мастей. Но на одной лишь рыбе не заканчиваются христианские символы, многие из которых сейчас незаслуженно забыты.
Для чего первым христианам нужны были эти символы? Первые века истории Церкви – это века гонений, ночных собраний в катакомбах и определенной конспирации. Первым христианам нужно было обозначить своих и чужих, и первые изображения носили символический характер и были понятны только посвященным.
Начнем как раз с уже упомянутой рыбки. «Рыба» по-гречески звучит как «Ίχθύς». Христиане стали использовать это слово как монограмму имени Спасителя.
То есть получается целое небольшое исповедание веры! «Веруем в то, что Иисус Христос является Сыном Божиим и Спасителем» – так можно расшифовать этот древний символ.
Зачастую рыбу изображали и с хлебом, что напоминало о самом главном таинстве Церкви – Евхаристии – и о «хлебе жизни»: «Я есть хлеб жизни» (Ин. 6, 48).
Хризма
Еще одним символом, который известен несколько больше и даже встречается на облачениях, – это хризма. Хризма – это монограмма с буквами Х и Р (то есть Христос), а также греческими буквами альфа и омега. С этими буквами все несколько сложнее. «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть, и был, и грядет, Вседержитель
» (Откр. 1, 8). «
Словами Алфа и Омега означается Христос, как Бог, содержащий всё, безначальный и безконечный: Сый, и прежде сый и конца не имый, соприсносущный Отцу и, потому, имеющий каждому воздать за дела
», – так толкует этот отрывок из Писания святитель Андрей Кесарийский.
Хризма использовалась в военном штандарте императора Константина Великого и в целом более широко известна христианскому миру.
Агнец
Еще одним символом Христа является агнец. Тут вряд ли нужно много пояснять. «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1, 29) – сказано в Евангелии от Иоанна об Иисусе Христе. Вообще раннехристианское искусство очень любило изображения Христа как агнца, и оно было весьма и весьма распространено.
Корабль и якорь
Корабль символизирует Церковь, а якорь – это символическое изображение креста. Тут все понятно: Церковь в бушующем море жизни, а якорь удерживает ее.
Пеликан и петух
А вот это уже гораздо менее известные символы.
Древние легенды утверждали, что пеликан – птица, питающая детей своей плотью. Поэтому ее изображения использовались первыми христианами как символ Христа, который пролил Свою Кровь ради спасения человечества. Вспомните: «Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов
Образ петуха – это явная аллегория. С одной стороны, это напоминание об отречении Петра: «Иисус сказал ему: истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня
» (Мф. 26, 34). С другой, подобно тому как крик петуха пробуждает от сна, так и христиане должны помнить о грядущем восстании, о воскресении мертвых.
Конечно же, этим не исчерпываются раннехристианские символы, равно как и варианты их толкования. Наклеивать или не наклеивать рыбку на машину – личное дело каждого, но знать эти символы необходимо также каждому православному христианину.
Иерей Александр Ермолин
Православие.Fm
Хризма в Православии
Символизм христианства – это проявление видения мира. Хризма в Православии выражает вечность и совершенство создателя. Монограмма Христа – символ Солнца, изображающаяся в форме колеса. Именно колесо подчеркивает победный характер такого знака. Символом вечности выступает кольцо. Оно дает нам знать, что бытие вечно. Если разобраться с полным значение такого знака, то здесь можно обнаружить сомнения. Линия, расположенная вертикально, может обозначать Космическое Древо. Есть данные, которые показывает, что христограмма существовала еще до появления христианства. Она использовалась ранее народами как символ солнца.
На первый план в каждой христограмме выходит крест. Одной из особенностей является то, что происходит совмещение греческих букв «Р» и «Т». Если вникнуть в обозначение, то можно понять, что «Р»-это небесный царь, а «Т»-крест, на котором он был распят. Перед нами является символ распятия.
Хризма — основа христианства. За счет этой вещи Бог показывает нам процессы с помощью символов, которые несут в себе силу и энергию.
Понимание, какую жизнь прожил Бог — основа учения православной веры, которая раскрывается через христограмму.
Приобретая такое изделие, вы обретаете духовный символ. Наследие народов, память, спокойствие, красоту, равновесие можно получить в одном кулоне из бронзы. Такой кулон обязательно принесет в вашу жизнь добро и здоровье, избавит от горечи и печали.
Магические символы
Крест Константина – монограмма, известная как «Хи-Ро» («хи» и «ро» – первые две буквы имени Христа по-гречески). Легенда гласит, что этот крест император Константин увидел в небе по дороге в Рим, вместе с крестом он увидел надпись «Сим победиши». Согласно другой легенде, он увидел крест во сне в ночь перед битвой и услышал голос: «С этим знаком победишь»). Говорят, что именно это предсказание обратило Константина в христианство. И монограмма стала первым общепринятым символом христианства – как знак победы и спасения.
Магическая печать с символом «Хи-Ро» (Агриппа, 1533 год)
В первые века новой эры в римских катакомбах зародилась христограмма — важнейший символ грядущей мировой религии. Христограммой называется монограмма Иисуса Христа, т.е. вензель, образованный из первых букв его имени на греческом языке. Обычно ее составляли переплетения букв I (йот) и X (хи) или X и Р (ро). Христограмма символизировала как самого Христа, так и его победу над смертью; следовательно, в последнем случае она выступает как знак бессмертия. Кроме того, христограмма служила и символом высокого божественного покровительства.
Этот символ, столь популярный у ранних христиан, появился, однако, задолго до возникновения самого христианства. Известно, например, что у древних халдеев похожая монограмма символизировала солнце, а в греческом языке существовало слово «хрестос», означавшее «благоприятный» и начинавшееся с тех же самых букв — хи и ро. Впрочем, для разных видов христограмм использовались не только различные сочетания греческих букв, но и символические фигуры.
На заре христианства христограмма наряду с рыбой служила главной эмблемой новой религии. Ранние христиане изображали ее на сосудах, лампах, шкатулках и других предметах быта, но чаще всего — на стенах римских катакомб и на могильных плитах.
Одна из первых христограмм, напоминающая по форме нашу букву «Ж», была составлена из греческих инициалов Иисуса Христа: I и X; в то же время она представляла собой Андреевский крест, пересеченный по центру вертикальной перекладиной. Такая монограмма встречается уже на надгробиях III века. Долгое время этот вид христограммы использовался и после легализации христианства в Римской империи (313 г.); впоследствии ею украшали и христианские храмы. Так, ее изображение несет на себе мозаичный свод архиепископской капеллы в Равенне (конец V в.).
Христограмма, образованная из двух первых букв слова Христос (хи и ро), известна как «монограмма Константина».
Изображение этой христограммы первый римский император-христианин даже поместил на своем штандарте. Биограф Константина, церковный историк Евсевий Кесарийский, оставил нам его описание: «Это знамя имело следующий вид: на длинном, покрытом золотом копье была поперечная рея, образовавшая с копьем знак креста…, а на нем символ спасительного наименования: две буквы показывали имя Христа, из середины которых выходила буква «Р». Эти буквы Царь впоследствии имел обычай носить и на шлеме».
К данному свидетельству «отца истории церкви» необходимо добавить, что «монограмма Константина» присутствовала также и на римских монетах IV века н.э. Кроме того, она изображалась и на глиняных сосудах того времени, и на могильных плитах, и на пещерных фресках (например, в пещере св. Сикста).
Монограмма «посох пастыря» возникла, несомненно, на основе доконстантиновской христограммы; буква I (йот) приобрела в ней форму пастушьего посоха, символизировавшего духовного пастыря и воспринятого первыми епископами. Возникновение этой христограммы церковные историки связывают с известным изречением Христа: «Я есть пастырь добрый; пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» (Ин. 10:11). Христограммой «посох пастыря» были отмечены некоторые глиняные лампы, обнаруженные исследователями в римских катакомбах.
Всепросвещающая сила Христа нашла свое отражение в «солнцеобразной» монограмме, поскольку, по словам Священного Писания, «Господь Бог — есть солнце» (Пс. 84: 12). «А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды», — добавляет к этому пророк Малахия.
Нетрудно заметить, что «солнцеобразная» христограмма образована путем добавления к «монограмме Константина» горизонтальной перекладины; подобно своей предшественнице, она также изображалась на римских монетах IV века.
Монограмма «трезубец» ведет свое происхождение от слов Христа, уподоблявшего Царствие Небесное неводу, «закинутому в море и захватившему рыб всякого рода» (Мф. 13: 47). Под рыбами здесь подразумеваются конечно же человеческие души.
Данный символизм невода быстро распространился и на другие рыболовные приспособления, в том числе и на трезубец. Преимущество же последнего заключается в том, что его форма напоминает о божественной Троице.
С течением времени крест, скрытый в каждой христограмме, постепенно начинает выступать на первый план. Это можно видеть на поздних христограммах IV— V веков. Особенностью последней является то, что она образована путем совмещения греческих букв «Р» (ро) и «Т» (тау), где первая из них символизирует небесного царя (от римского «REX» — цезарь, царь), а вторая — Т-образный крест, на котором он был распят. Таким образом, перед нами — символическое распятие. Такие христограммы-распятия, изображавшиеся исключительно на надгробиях и усыпальницах, обнаружены на старинных кладбищах Тира, Мегар и других древних городов.
В конце концов, крест, как более древний и могущественный символ, окончательно затмил и вытеснил христограмму, сделавшись единственной эмблемой христианства. Победе креста способствовало быстрое распространение этой религии, вскоре превратившейся в мировую. Однако крест, подобно христограмме, не сохранил какую-то единую, каноническую форму; человеческая фантазия породила множество его разновидностей, о чем подробно рассказано в разделе сайта «Крест».
Метки: год, император, монета, посох, рыба, христианин, христос
Источник