- Украшения в форме черепа — как к ним относиться?
- Что означает череп как символ
- Символизм знака череп
- История символа череп в разных культурах
- Череп в христианстве
- Символ черепа у тибетцев
- Символ: Череп
- Как и кем используется символика черепа
- Символический смысл
- Культ черепа
- В христианстве
- В живописи
- Пираты
- Элемент военной формы
- Германская армия — «Тотенкопф»
- Русская армия — «Адамова голова»
Украшения в форме черепа — как к ним относиться?
Даже спокойный человек иной раз вздрогнет при взгляде на нечто с пустыми глазницами и зловещим оскалом. Тем более шокирующей может показаться мысль использовать изображение черепа в качестве изящного кулона или кокетливой броши. Однако находится немало желающих примерить подобное.
Здесь дело не только в желании выделиться из толпы и продемонстрировать свою оригинальность. К такому выбору всегда подталкивают явные или скрытые ассоциации. Череп – один из древних символов, и притом весьма неоднозначных. С течением времени его смысл неоднократно менялся, однако общие тенденции часто оставались прежними.
Бренность земного и путь к просветлению
Чаще всего череп воспринимается как олицетворение смерти, что вполне логично. Его изображение с древности призвано было служить напоминанием о конечности пребывания на земле. Кроме того, созерцание зловещего символа должно было помочь преодолеть страх смерти. Для воинов это было очень актуально.
Но конечен не только человек – рано или поздно к финалу подойдёт существование всей цивилизации. Поэтому популярность изделий в виде черепа нередко становилась своеобразным отражением эсхатологических настроений. Ожидающие конца света видели в мёртвом оскале символ приближения конца земной истории. Подобные настроения и в наши дни имеют место.
Череп выступал и как знак отречения от земных радостей в целях достижения просветления. Так он воспринимался индийскими йогами. У тибетских монахов бытовали чётки, где каждая из бусин выглядела как миниатюрный череп. Окостеневшая голова была атрибутом грозных божеств, которые одновременно воспринимались и как защитники.
Жизненная энергия и защита от зла
Череп нередко был жизнеутверждающим символом и наделялся таинственными свойствами приносить здоровье и богатство. Здесь присутствует определённая логика. Кости головы являются наиболее прочными и сохраняются очень долго – даже когда остальной скелет рассыпается прахом. Поэтому череп воспринимался как вместилище энергии.
Кельты считали, что изображение черепа способно придать необходимые силы в нужный момент. Похожие поверья были и у американских индейцев. В китайской традиции череп был местом средоточения энергии ян. Поэтому даосских бессмертных изображали с головой огромного размера – это служило знаком безграничных жизненных сил.
Для кого-то элегантный череп на цепочке станет амулетом, защищающим от происков тёмных существ, враждебных человеку. Такое назначение данного атрибута является очень древним. Не оставляют без внимания череп и желающие примерить на себя образ тибетского монаха или даосского отшельника – здесь налицо связь с этническим направлением в моде.
Дизайнеры украшений не оставляют без внимания стремление жителей XXI века к экстравагантности. Появляются ювелирные цепочки, где каждое звено – маленький череп. Он нередко изображён достаточно стилизованно, поэтому приходится приглядеться, чтобы увидеть его очертания.
Перстни, цепи, браслеты из недрагоценных металлов – настоящая находка для любителей всего одиозного. Жаждущие романтики усмотрят параллель с пиратской символикой, особенно с легендарным «Весёлым Роджером», без которого не обходятся морские приключения.
Каждый волен решать, надевать такие украшения или нет. Однозначно не стоит носить их с деловым костюмом в официальной обстановке. В других случаях следует взвесить ряд аспектов, прежде всего отношение окружающих людей. Не все воспринимают подобную символику как положительную, а чужие чувства и взгляды необходимо уважать.
Источник
Что означает череп как символ
Увидев символ череп со скрещёнными костями, многим из нас сразу представляется пиратский корабль из фильмов про пиратов. Однако мало кто знает, что на самом деле обозначает этот малоприятный знак, в котором особо впечатлительные личности видят ни что иное, как смерть. Да, с одной стороны череп и означает бренность земного бытия, но это далеко не весь символизм данного знака. Он встречается во многих культурах, где имеет разное значение, не только относящееся к смертности человеческого существа, но и к бессмертию вечной души, которая имеет свойство реинкарнировать из тела в тело. Подробнее о символе череп узнаете из нашей статьи.
Символизм знака череп
Смерть всегда притягивала и притягивает внимание людей как неизведанное, как тайна, находящаяся под завесой. Что там, за той завесой? Есть ли иное существование за пределами жизни земной? Эти вопросы интересуют каждого, живущего на земле человека, ибо каждому из нас предстоит переступить через порог земной жизни в бытие иное. Символ череп имеет двоякое значение. С одной стороны, он означает невероятную жизненную силу, ведь после разложения бренного человеческого тела остаются нетленными именно кости, в частности череп. Исходя из многочисленных древних философских источников, именно череп является сосудом, временным пристанищем для бессмертной человеческой души, приходящей на землю ради выполнения каких-то определённых задач.
Данный символ популярен среди некоторых групп людей, чаще связанных с экстремальной или воинской деятельностью, и используется ими как ритуальная символика. Также данный знак наводит на философские размышления о смерти и жизни, и часто означает обособление от социума, отшельничество.
Основными значениями черепа являются:
- память о бренности нашего земного существования;
- переживание о смерти — напоминание о преображении жизни, о смене ценностей. То, что ценно многими, например, различные материальные блага, невозможно пронести с собой в миры иные, где ценятся только духовные качества, те, которые накопила душа во время своей очередной инкарнации;
- тщета всего мирского, скоротечный характер жизни земной, смерть, переход из одного состояния в другое;
- скоротечность времени, исход, признаки смерти, боги мёртвых.
История символа череп в разных культурах
Во многих древних культурах данный знак олицетворял силу духа, жизненную энергию и способность душ к реинкарнации. Существует множество легенд, в которых фигурируют череп и скрещенные кости. В некоторых источниках указывается, что этот символ имеет отношение к масонам. Об этом гласит любопытная легенда:
«В Древней Финикии существовал крупный город Сидон, правитель которого был влюблён в одну армянку благородного происхождения. Женщина также отвечала взаимностью сильному мира сего. Их любовь была настолько возвышенна, что при жизни они никогда не имели интимного контакта. Но случилось несчастье — женщина умерла. Когда она была похоронена в склепе, удручённый горем влюблённый пробрался туда после наступления темноты и не смог сдержать себя — совокупился с умершей. После того как он собрался уйти, услышал голос, который возвещал ему: «Приди сюда через 9 месяцев и найдёшь своё дитя.» Когда правитель вернулся в склеп через озвученный срок, он нашёл меж ног возлюбленной человеческий череп и вновь услышал тот же голос, повелевший ему забрать с собою череп, ибо этот череп поможет побеждать всех врагов.»
В древности у многих народностей череп считали хранилищем души, поэтому, если умирал кто-то из родных, его хоронили без головы, а череп помещали в жилище на видном почётном месте, а перед этим его разукрашивали в разные цвета.
Кельты верили, что в черепе сокрыта священная сила, которая охраняла человека от всех несчастий и болезней, а у индейцев майя вообще существовал культ черепа. У умершего отрезали голову, череп очищали, сверлили в нём отверстие и носили в качестве талисмана на шее.
Также кельты считали, что в голове побеждённого и после смерти сохраняется его сила, поэтому голову поверженного врага оставляли служить на благо победителю. Её обрамляли в серебро или золото и использовали в качестве сосуда для питья. Считалось, что тот, кто пил из такого сосуда, вбирал в себя всю силу обладателя черепа. Часто головы прикрепляли к копьям, после чего шли на битву. Если вождю кельтов удавалось убить вражеского предводителя, то череп последнего преподносился в дар храму. А если сам предводитель погибал в бою, то его голову также отсекали и уносили с собой, чтобы она не попала в руки вражескому войску.
У мусульман имеется поговорка, смысл которой заключается в том, что будущее человека обозначено на его лбу во швах костей черепа среди изгибов, напоминающих буквы.
Череп в христианстве
В русской культуре череп с перекрещенными костями имеет христианское происхождение и именуется Адамовой головой. Из исторических данных известно, что местом для распятия Иисуса Христа стало то место, где были захоронены останки Прародителя всего человечества Адама. Именно поэтому Голгофа именуется Лобным местом, то есть буквально переводится с греческого как «черепное» место. Согласно легенде та кровь, что пролилась на кости Адама из раны, нанесённой Христу копьём римского сотника, отмыла Праотца всех людей от его грехов, после чего Спаситель сошёл на три дня (пятницу, субботу и воскресенье) в ад , чтобы перевести оттуда в рай всех ветхозаветных праведников, в том числе и Адама.
Череп является неотъемлемым атрибутом христианских и индуистских отшельников, которые решили отречься от тленного земного мира и встать на путь ко спасению.
Символ черепа у тибетцев
Кроме этого символ олицетворял стадии развития тибетских божеств. У тибетцев популярностью пользовалась медитация на человеческие останки (череп и кости). Благодаря данной медитации, идущим по пути самопознания и духовного развития, удавалось преодолеть страх смерти, при этом не забывая о земном существовании в бренном теле. В Тибете ранее имелся ритуальный сосуд — чаша гапала (капала), изготовленный из верхней части человеческого черепа. Он использовался для ритуальных целей в индуистской или буддистской тантре. При этом наполнялся он далеко не всегда простым вином. Часто капала изображалась наполненной кровью вперемешку с некоторыми органами злых существ, например, ушами, сердцем или языками демонов.
Источник
Символ: Череп
Как и кем используется символика черепа
Сегодня и в обозримом прошлом эта символика объединяет, пожалуй, самые непохожие группы людей. Схимники православных монастырей, пираты, готы, рокеры, эсесовцы, гусары, летчики, эмо. и многие другие группы используют череп в своей символике.
В субкультурах череп как символ бесстрашия перед смертью и скоростью используется байкерами. У байкеров и военных череп считается символом, приносящим победу, и символизирует защиту от смерти. Он же является символом Пиратской партии, цель которой — реформа законодательства в области интеллектуальной собственности.
В древнем Риме череп с костями символизировал победу над смертью, символ использовался воинами во время триумфальных победных шествий, и всегда сопровождался латинской фразой, ставшей в наше время крылатым выражением: «Memento mori» ,«Помни, что ты смертный».
Ну и конечно же, изображение человеческого черепа часто используется в качестве предупреждающего знака о смертельной опасности. Например, о токсичных материалах на химическом производстве, высоком напряжении электрического тока.
Последние десять лет, череп стал привычным принтом или образом для дизайнеров одежды и украшений. Образ черепа не только обслуживает представителей субкультур , но и считается приемлемым для людей с традиционным типом мышления.
Символический смысл
Вопросы о жизни и смерти, о бессмертии всегда волновали людей, и череп как двоякий символ смерти и бессмертия, является поводом для различных трактовок и философствований на эти темы.
Череп это символ смерти и символ противостояния ей. Устойчивость костных тканей к разложению и тлению ещё в самых древних культурах символизировала жизненную силу.
При этом череп всегда рассматривался как вместилище души. Считается, что душа продолжает жить в пределах черепа после смерти человека. Если вы владеете черепом другого, то вас уже двое, поэтому череп может принести обладателю победу в экстремальных столкновениях.
Культ черепа
Во многих первобытных племенах череп считался вместилищем души. Голову убитого врага не хоронили вместе с телом, а ставили на почетное место в жилище, объясняя это тем, что отныне она принята в семью и не должна никому в этом доме делать ничего плохого.
Череп поверженного красили в яркие цвета, чтобы он не чувствовал себя «обиженным». У кельтов Череп почитался в качестве средоточия священной силы, которая защищала человека от неблагоприятных сил и даровала здоровье и богатство.
Человеческая голова использовалась во многих предсказательных ритуалах. Скандинавский Один всегда брал с собой голову Мимира, которая приносила ему вести из других миров. Убеждение в том, что череп обладает силой умершего человека отражено в многочисленных мифических историях.
В среде майя практиковался так называемый «культ черепов»: отделенная от тела голова очищалась, а в черепе сверлилось отверстие для ношения в качестве кулона. В воинских обрядах кельтов, скифов и гуннов культу человеческого черепа отводилось центральное место. Черепа не только вывешивались у входа в святилище, но они служили в качестве украшения жилищ. Число подвешенных черепов на поясе кельтского или гуннского воина было своеобразным показателем его доблести. Череп считался не только символом победы над врагом, но также средством защиты победителя.
По мнению кельтов, мистическая сила, заключенная в голове, продолжает и после смерти побежденного служить его победителю. Часто черепа оправлялись в золото или серебро и из них делались сосуды для питья.
Кельтские всадники шли в бой, прикрепив головы на копья и упряжь лошадей. Когда вождь кельтов убивал предводителя вражеского войска, он отрезал ему голову и преподносил ее храму. Смертельно раненному товарищу также отрубали голову, чтобы она не попала в руки врага.
В христианстве
В христианской иконографии при изображении святых и апостолов череп используется для обозначения отшельников. Изображение с черепом свидетельствует об их размышлениях о смерти.
Символическое значение черепа с костями в православии — это освобождение от смерти и возможность спасения. Череп и кости — адамова голова до сих пор наносится на монашескую схиму, а так же используется в нательных крестах и распятиях.
По преданию, прах Адама находился на Голгофе, где произошло распятие Христа. Его кровь омыла череп Адама и в его лице все человечество — даруя возможность спасения.
Опираясь на это предание, средневековые иконописцы часто изображали капли крови, вытекающие из ран Христа и падающие на череп Адама, что символизировало смывание его греха. Иногда череп Адама изображали перевернутым, в виде своеобразной чаши, где накапливается стекающая кровь Христа. В этом случае голова Адама фактически отождествляется со Святым Граалем. Череп, наполненный кровью, символизировал в иконографии самоотречение и искупление грехов.
В живописи
В изобразительном искусстве череп выступает и как самостоятельный символ, и как главный атрибут персонифицированных фигур. Символизм бренности существования передан в цикле картин, объединенных латинским наименованием «Vanitas» (лат. vanitas, букв. — «суета, тщеславие»).
Рядом с черепом часто изображали еду. «Спешите творить добро, — говорят нам авторы таких натюрмортов, — ведь жизнь проходит так же быстро, как гниет груша». Также популярны были песочные часы, цветы, напитки, не долгоживущие бабочки и символы человеческих занятий, отнимающих жизнь.
В портретной живописи рука персонажа, возложенная на череп, указывает на глубокое почтение к покойному. Венок, увенчивающий череп, красноречиво свидетельствует о посмертной славе умершего.
Пираты
Корабли и флот появились в первую очередь для военных целей, поэтому была разработана система цветов флагов. Черный флаг означал приказ к немедленной остановке и капитуляции, желтый — символизировал смертельное заболевание на борту или безумие экипажа корабля. Если судно не реагировало на предупреждение, поднимался красный флаг, означавший невозможность проявления милосердия.
Общеизвестное название пиратского флага — «Весёлый Роджер». Многие пираты имели черные флаги, но изображен на них этот знак был далеко не всегда, и от традиционного знака он сильно отличался. Например, у пирата Калико Джека Рэкхама на флаге был череп со скрещенными абордажными саблями, у Томаса Тью — рука с мечом, у легендарной Черной Бороды Эдварда Тича — скелет с копьем пронзающий алое сердце.
Элемент военной формы
Изображение черепа с костями вошло в моду в армиях в эпоху романтизма, в XVIII веке. Военные сами заказывали себе значки с черепами и вешали их на свои мундиры. Официально эти знаки были закреплены в военной форме позднее.
В 1831 году Йозеф Зенькович сформировал легион десператов (отчаянных), состоявший из пехоты и кавалерии, который участвовал в боевых действиях против частей русских императорских войск в Польше и Литве. Позднее, в том же веке, символика «смерти-бессмертия» появляется и в британской армии. В 1855 году, во время Крымской войны, после сражения под Балаклавой символика дополняется лентой с надписью Death «OR GLORY» — «(СМЕРТЬ Death) ИЛИ СЛАВА». Символика так же использовалась французскими эмигрантами-роялистами, борющимися против революционного режима. А в дальнейшем и в финских, болгарских, венгерских, австрийских, итальянских и польских войсках .
Стоит упомянуть и об употреблении символики смерти частями красноармейцев и анархистскими отрядами Нестора Махно. В этом случае искажено подлинное значение черепа в воинской традиции. Череп используется для устрашения разрушения и смерти. На знамени «анархо-коммунистов» батьки Махно, красовались также «мертвая голова» и надпись «Смерть всiм, хто на пиришкодi добутья вiльностi трудовому люду».
Германская армия — «Тотенкопф»
Впервые Череп как атрибут военной формы использовалась в ударных гусарских полках прусской армии Фридриха Великого. «Гусары с мертвой головой» — «Totenkopfhusaren» наносили серебряный череп на черные шапки что символизировало единство войны и смерти на поле битвы.
В годы Первой мировой войны «мертвая голова» (tоtеnkopf) стала эмблемой элитных штурмовых частей германской армии, огнеметных рот и танковых батальонов. «Тотенкопф» была личной эмблемой летчика-аса германских люфтваффе Георга фон Хантельмана.
После 1918 года «мертвая голова» появилась на униформе добровольческих корпусов Веймарской Германии, сражавшихся против немецких большевиков, что символизировало презрение к смерти и готовность идти в своей борьбе до конца. Символика смерти появилась также на машинах и касках членов «черного рейхсвера».
Русская армия — «Адамова голова»
В русской армии символика смерти появляется в 1812 году в одном из конных полков Петербургского ополчения, называвшемся Смертоносным или Бессмертным. На головных уборах чинов этой ополченческой части крепился все тот же серебряный череп над скрещенными костями.
В заграничном походе против Наполеона русские гусары Александрийского полка стали подражать своим прусским товарищам, с которыми сражались бок о бок, и тоже с ног до головы увешались серебряными черепами. Но официально герб на головных уборах в виде черепа и костей был установлен для «александрийцев» Николаем II лишь в начале ХХ в.
В мае 1917 года, проходивший съезд солдатских депутатов фронта принял положительную резолюцию о создании «добровольческих частей». «Батальоны смерти» были призванны своим примером воодушевить остальные войска и тем самым удержать фронт от распада.
Первоначально добровольческие формирования не имели единой формы. Вместо кокарды на фуражках они носили «адамову голову» — изображение черепа со скрещёнными костями (несколько позднее кости были заменены мечами). Постепенно форменные знаки, возникшие на Юго-Западном фронте, распространились приказами Главковерха Брусилова во всей Русской армии.
Источник