Венец и корона
Корона символизирует власть монарха, господство, силу, богатство, гордость и тиранию. Как головной убор верховного правителя корона впервые появилась на Древнем Востоке.
В Древнем Египте она была двухсоставной: белая митра Верхнего Египта была заключена в красную корону Нижнего Египта, олицетворяя таким образом единую власть для всей страны. Этот символ по смыслу очень близок к дереву с его растительностью, ветвями и листьями.
С латыни слово corona переводится как венок из цветов, что указывает на древний обычай награждения венком за выдающиеся заслуги. Поскольку этот предмет имеет круглую форму, его часто связывали с солнцем, а также считали олицетворением бессмертия.
Считается, что сама по себе современная европейская корона, которую иногда называют венцом, несмотря на типологическую близость к древневосточным головным уборам правителей, ведет свое происхождение от венка из цветов, который в глубокой древности надевали на голову верховные жрецы племени. Часто венками украшали людей, которых должны были принести в жертву. Примером этому служит терновый венец Христа, который являлся не только пародией на венец царя Иудейского, но и отличительным знаком жертвы.
Венок зачастую использовался не столько как головной убор, сколько в качестве дара при чествованиях и памятованиях. При помощи венков украшали живущих и мертвецов, чтобы заручиться благосклонностью богов-покровителей и получить их опеку. Поминальный венец является символом признания смертности сущего, а также вечности и долгих воспоминаний.
Корона символизирует возвышение, первичность. Возносясь над головой человека, она таким образом олицетворяет определенную гегемонию над ним. Корона является также символом обреченности властителя, а состоящая из вечнозеленых растений — жизнь, бессмертие и победу. Размещенная у ног корона означает свержение или отречение от царства. Если на ней расположена башня, то корона служит символом святого места божества, обнесенного стенами.
У китайцев корона является олицетворением власти императора; когда она прикрывает уши, то означает «я не слышу ничего недостойного», а если на ней имеется ширма из свисающих драгоценностей, то это можно расшифровать как «я не вижу ничего недостойного».
В христианской традиции корона является символом праведности, благословения и благорасположения, а также означает победу над смертью, обретение, награду мученику. Сделанная из золота корона является олицетворением победы над пороком. Чело Девы Марии, как Царицы Небесной, украшала сотканная из звезд корона. На папской тиаре нанизаны три золотые короны, которые являются символом Троицы и олицетворяют тройную власть.
Созвездия Северной и Южной Корон
Как Северная, так и Южная Короны входят в состав 48 классических античных созвездий и были известны с глубокой древности. Северная Корона считается более древним созвездием, поскольку оно было выделено ранее. Южную Корону иногда называли Прометей или Колесо Иксиона. Мифологическое объяснение названия обоих созвездий сходное. Северная Корона — венец, который Дионис подарил Ариадне. Этот венец затем помог Тезею выбраться из лабиринта, освещая ему путь в темноте. Южную Корону Дионис подарил поэтессе Коринне за победу в поэтическом соревновании.
Венец и венок
В античности использование венков и венцов было тесно связано с культом растений. Венок был символом жертвы богам, перехода под их защиту, знак особого отличия и власти.
Типологически с венком была связана и диадема, чье название переводится с греческого как «повязка» и первоначально являющаяся таковой. Венок из цветов и растений был отличительным знаком жреца, причем каждому из божеств соответствовал свой головной убор. Так, лавровые венки первоначально носили только жрецы Аполлона, дубовые венки были посвящены Зевсу, оливковые — Афине и Зевсу Олимпийскому, из хлебных колосьев — Деметре, из полевых цветов — Флоре. Венки из сосновых веток украшали головы жрецов Посейдона либо победителей Истмийских игр, а из виноградной лозы — служителей Диониса. На голову победителя Немейских игр надевали венок из петрушки. В римской армии золотые венки выполняли роль военных наград, а венок из полевых цветов вручали командиру, который вывел своих солдат из окружения. Однако венки надевали и простые граждане, когда принимали участие в пирах. Считалось, что венок помогает сохранять голову свежей и вести приятную беседу. На пирах при дворе римских императоров было принято носить венки из роз.
Европейские короны
В Средние века корона стала символом власти и независимости правителя. Причем теперь короны венчали головы не только царей, но и крупных феодалов. Так, появились герцогские, графские и баронские короны. Именно таковыми являются зубчатые короны, с которыми сегодня ассоциируется данное понятие у большинства людей. Короны же королей выглядели несколько по-другому. Итальянская железная корона, первоначально принадлежавшая королям лангобардов, представляла собой большое золотое кольцо. Корона же императоров Священной Римской империи была восьмиугольной.
В Восточной Европе в качестве короны использовали шапки, которые вели свое происхождение от азиатских тюбетеек.
Венчание на царство
Символизм короны достигает своего наивысшего проявления в обряде коронации или венчания на царства. В императорском Риме подобного обычая не существовало, поскольку данный ритуал имеет восточное происхождение. Суть его сводится к освящению власти светского правителя верховным жрецом путем торжественного вручения регалий власти. В Древней Персии при коронации царю надевал корону на голову верховный зороастрийский жрец.
Через сходный ритуал прошел Александр Македонский и другие греческие цари на Востоке в эпоху эллинизма. В Римской же империи подобный обычай первым ввел Диоклетиан. Позднее в Византии императора венчал на царство константинопольский патриарх, а в Западной Европе — папа римский. Короли, которые формально находились в подчиненном императору положении, получали свои короны из рук архиепископов или кардиналов. Надевая светскому правителю корону на голову, духовный владыка освящает его власть, делает ее легитимной, а в некоторых случаях даже наделяет его функциями наместника Бога на земле.
Источник
Корона
корона венец (обб.); диадема Один из древних символов и воплощений верховной власти Сходные с короной головные украшения из рогов, перьев и т. п. встречаются у многих народов ещё дописьменных культур. Современнае короны восходят к венцам из ветвей и трав, что накладывает отпечаток на их оформление и значение корон как символа победы или знака отличия. Определяющий символическое значение короны фактор — связь с головой и веровенствующее положением относительно тела человека в целом. Корона возвышается на своим носителем и, одновременно, возвышает его над окружающими, воплощая саму идею господства (превосходства). При этом корона выступает знаком (проявлением) высших, сверхчеловеческих сил и полномочий, ниспосланных правителю. Частные (нередко, весьма отличные как друг от друга, так и от базового значения короны) значения возникают благодаря форме или материалу короны.
|
СодержаниеВ шумеро-семитской традиции корона из перьев означает власть, силу, небесную силу, атрибут Мардука или Шамаша Корону с башней носят все Богини Матери на Ближнем Востоке в то время как древнеегипетская двойная корона содержит намек на объединение Верхнего и Нижнего Египта. Это украшение богов и царей имеет символическое значение. Короны являются указанием на качества их носителей, прежде всего они — символы власти. Согласно древней надписи, один царь съел корону, чтобы получить часть ее силы. Как правители «обеих стран» цари носили двойную корону (называемую пшент), которая была составлена из похожей на митру короны Верхнего Египта (под названием «белая корона») и из «красной короны» Нижнего Египта. Обе короны считались олицетворением богинь, охраняющих царя, верхнеегннетской Нехбет и нижнеегипетской Уто. Двойная корона древнеегипетских фараонов — «PSCHENT» — белая митра Верхнего Египта, заключенная в красную корону Нижнего Египта (Дельты Нила). Со времени Снофру цари носили двойную корону с перьями (двумя перпендикулярно стоящими друг к другу страусиными перьями); она также является головным украшением богов Амона и Гора. Начиная с 18-й династии правители носили синюю корону хепреш с круглыми украшениями из золота (так называемый военный шлем). Корона атеф, принадлежащая преимущественно Озирису, это комбинация верхнеегипетской короны (вместо срезанного кончика — маленький солнечный диск) и двойной короны с перьями. Египтянин, склонный к синкретизму, видел в коронах глаз бога Солнца, но также урея и пламя, защищающее царя. Древняя тиара египетских фараонов является типичным примером корон с необычной формой и особым значением. Марк-Ривьер указывает на эмблематический и почти метафорический источник ее двух основных компонентов: белой и красной короны. Одна напоминает по форме митру или дамскую шляпу без полей, которую многие века носили на Востоке. Другая, согласно Рошмонтею, является образцом, разработанным на основе приспособленных для этого иероглифов. Нижняя часть египетской тиары с изогнутым стеблем олицетворяет растительность, а вертикальная часть является символов земли. М.Сольди видит в изогнутом стебле «проекцию солнечного диска, спиральное пламя, которое оплодотворяет семена» (39). Египетского фараона венчали двойной короной, состоящей из белой короны Юга и красной короны Севера, символизирующих высший мир и высший ум и низший мир и низший ум.
У греков посвященный Аполлону лавровый венок преподносился победителю на Пифийских играх, посвященный Зевсу венок из петрушки — на Немейских играх, посвященный Посейдону венок из сосны — на Истмийских играх, посвященный Зевсу венок из диких олив вручался на Олимпийских играх (см венок) Тайхо носит корону с башней, Флора — из цветов, а Церера — из колосьев У римлян корона символизирует победу Сияющая корона означает бога Солнца или божество Император носил венок из роз У Фортуны была корона с башней В Западной Европе в символическом значении родственны короны невесты и покойника, которые указывают на переход в новое состояние бытия, но более скромно оформлены и скорее могут рассматриваться как венцеподобное украшение. В восточноазиатской символике корона в форме цветка считается символом достижения высокой ступени развития, возвышения духовного элемента над телесностью. У китайцев корона символизирует императорскую власть, верховенство. Если корона прикрывает уши, это значит «я не слышу сплетен»; а когда корона покрыта короткой ширмой из свисающих с нее драгоценностей, это значит «я не вижу ничего недостойного». Фантастически оформленные короны украшали головы жреческих правителей майя на Юкатане, Диадемоподобные короны носили иудейские первосвященники и цари государства ацтеков. У индусов корона на вершине центральной колонны храма, означает божественную славу и олицетворяет переход к небу Этот архитектурный символ небесного мира образует точку выхода из этого мира и входа в мир божественный В буддизме корона Будды олицетворяет реализацию пяти «гьянас». Пятилепестковый «чодпан» символизирует пять небесных Будд. Корона славы, венец веселья и радости — Бог: «В тот день Господь Саваоф будет великолепным венцом и славною диадемою для остатка народа Своего» Исайя 28:5 Корона хвалы и царственности — Иерусалим: «И будешь венцем славы в руке Господа и царскою диадемою — на длани Бога твоего» Исайя 62:3 «Главное — мудрость: приобретай мудрость, и всем имением твоим приобретай разум. Высоко цени ее, и она возвысит тебя; она прославит тебя, если ты прилепишься к ней; возложит на голову твою прекрасный венок, доставит тебе великолепный венец» Притчи 4:7-9 «Венец мудрых — богатство их, а глупость невежд глупость и есть» Притчи 14: 24 Корона — это и гордость, спесь, чванство: «Горе венку гордости пьяных Ефремлян» Исайя 28:1 «Венец стариков — сыновья сыновей, и слава детей — родители их» Притчи 17:6 Венец — добрая слава, хорошая репутация: «(Бог) Совлек с меня славу мою, и снял венец с головы моей» Иов 19:9 Венец — учтивая, добрая жена: «Добродетельная жена — венец для мужа своего; а позорная — как гниль в костях его» Притчи 12:4 Венец — жизнь, бессмертие: «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни». Откровение 2: 10 Диадемоподобные короны носили иудейские первосвященники и цари государства ацтеков. В христианском образном мире корона символизирует не только «Божье величие», но и высшую достижимую ступень существорания, например при увенчании Марии (часто она изображается в короне из 12 звезд или с 12 драгоценными камнями); мученики также нередко изображались с коронами в связанных или скованных руках. В средневековой пластике: добродетели вера, надежда, мудрость (София), церковь, — предстают коронованными, в то время как синагога, олицетворение иудаизма, часто вынуждена носить косо посаженную корону (а также изображается с завязанными глазами). Тройная корона (тиара) означает папу, пятеричная — Бога-Отца. В христианстве корона на голове Мадонны указывает, что она Царица Небесная. Как атрибут мученика означает победу над грехом и смертью или указывает на принадлежность святого царской семье. Часто представляет собой венец, но иногда она может быть венком из цветов или головным убором из золота, украшенным драгоценностями. Короны различной формы служат атрибутами определенных святых. Корона с тремя лучами — атрибут Св. Елизаветы Венгерской. Для Св. Екатерины Александрийской характерна царская корона. Св. Екатерина Сиенская носит терновый венец, поскольку получила стигматы. Св. Луи Французский имеет как терновый венец, так и королевскую корону, что напоминает о нахождении им тернового венца на Святой Земле. Св. Луи Тулузский изображен в королевской короне и со скипетром у его ног. Св. Цецилия изображена в венке из роз. Св. Вероника и Св. Мария Магдалина иногда имеют терновый венец. Папа носит тиару, состоящую из трех корон. Атрибут святых: Иосифа Аримафейского Людовика IX; Марии Магдалины; В христианстве корона символизирует праведность, благословение и благорасположение, победу над смертью, обретение, награду мученику. Золотая корона означает победу над пороком. Корону из звезд носила Дева Мария как Царица Небесная. Тройную корону, олицетворяющую Троицу, носит Папа как символ тройного царства по нелитургическим важным случаям. Тройная корона — эмблема святой Елизаветы Венгерской. Корона из роз — эмблема святых Казимира, Цецилии, Флавии. Три короны — эмблема Карла Великого, а с добавлением креста — святой Елены. Корона — смерть; в погребальном культе корона — могильная диадема, венок могильный (лат. Corona finebris, sepu Lehralis). «В окружности короны, венчающей королевский лоб, Смерть имеет свой сектор» («Ричард III» У. Шекспира). Во время погребения девицы, церковью предписано украшать чело покойницы белой цветочной гирляндой, напоминающей свадебное украшение… Часть оклада, украшение вокруг головы на месте изображения нимба на иконе. В. оклада могут быть гладкими, прорезными, сканными, с эмалями, камнями, стразами, в кастах или лапках. В. иногда завершаются крупными зубцами — городчатый венец. В. называется головной убор императоров и царей. Бывает круглым, широким, расширенным кверху. В таком В. изображают некоторых пророков, библейских царей (Давида, Соломона), других персон царского звания ((благоверных князей). Корона Южная — созвездие, в Восточной Европе не наблюдаемое. Корона Северная — созвездие, которое можно наблюдать в Восточной Европе весной, летом и осенью. В некоторых книгах по алхимии есть иллюстрации, изображающие планетарных духов, которые получают свои короны — то есть свое сияние — из рук своего короля, то есть Солнца (32). Сияние, которое они получили от него, неодинаково по интенсивности и имеет градацию, как в иерархиях, согласно степени знатности, от короля до барона (32). Алхимические книги также указывают на утверждающее и возвышающее значение короны. В книге «Драгоценная жемчужина» шесть основных металлов вначале изображены как рабы с непокрытыми головами, низко склоненными к ногам «короля» (то есть золота); но после их трансмутации они изображены с коронами на головах. Эта «трансмутация» — символ духовной эволюции, чьей решающей чертой является победа высшего принципа над основным принципом инстинктов. Вот почему Юнг считает, что сияющая корона является преимущественно символом достижения высшей цели в эволюции; так как тот, кто завоюет себя, получаст венец вечной жизни (31). Корона в алхимии — трансмутация металлов. Корона в гадании по снам: защита, надежность. В масонской символике мученики своей веры суть «4 коронованных» как ангелы-хранители ложи испытания того же названия. Представление языческой легенды о Короне. Речь идет о нимфе, в которую влюбился Аполлон и затем убил за измену. Символ олицетворяет заслуженную награду за неверность. [EMSI 39-12 с.272] Корона из звезд.
Символ утверждает, что если наша любовь будет небесного происхождения, она принесет славную, божественную корону, которая предпочтительнее всех земных корон настолько, насколько звезды небесные превосходят своей красотой самые великолепные драгоценные камни. [EMSI 58-4 с.349] Золотая корона, выложенная внутри терном. Символ заботы и беспокойства, связанных с обладанием короной Так Мильтон пишет: … монаршая корона, Золотая обличьем, на деле же полная терний, Приносит опасность, тяготы, заботы и бессонные ночи Тому, кто носит царскую диадему, Когда на его плечах груз каждого человека, /?/ Ибо в том и состоит служба царская, Ведь именно в том состоят его честь, Доблесть, достоинства и высшая похвала, Что он несет на себе все тяготы, связанные с этим. [EMSI 31-6 с.232] Корона и скипетр, лежащие на стуле под покрывалом. Почему корона лежит на подушке? Она ведь ненадежный компаньон в постели. Блистающий источник треволнений! Хлопоты, воплощенные в золоте! Из-за нее глаза мы не смыкаем На протяженьи множества ночей тревожных. Засни же с ней сейчас, Но не так крепко, не так глубоко и не так сладко, Как человек в ночном простецком колпаке, Который прохрапел всю ночь и все ночные стражи. [EMSI 44-10 с.294] Корона между двух венков. Символ того, что на благочестивого человека в конце его дней ниспустится корона славы. Когда он свой путь завершил, Стяжал венок почетный. [EMSI 30-1 с.227]
Символ неусыпной, полной тревог, заботы и усталости, с которыми сопряжено обладание короной и которые делают ее скорее терновым венцом. О, блестящий виновник переворотов, Золотой источник тревоги Заставляет не дремать, а держать глаза Всегда широко раскрытыми даже ночью. О, величество! Когда ты колешь того, кто тебя носит, Ты так же подходишь ему, Как и богатое оружие, одетое в жаркий день, Что жжет своею безопасностью. [EMSI 41-15 с.282] и коронованные властители могут, следовательно, рассматриваться как представители патриархально-солярного мировоззрения. Подобная «излучающая» корона олицетворяет энергию и силу, содержащуюся в голове, которую считали вместилищем души. Корона, вручаемая, но еще не на голове:
Корона, вручаемая женщине
Корона в аллегориях:
Корона, возлагаемая на голову:
Корона солнечная — астрономическое определение; наивысший слой атмосферы Солнца. «Корона (бумажная)» — распространенный средневековый бумажный (водяной) знак. Источник |