Что было саков роли амулетов

Саки (племена)

Са́ки (др.-перс. Sakā , др.-греч. Σάκαι , лат. Sacae ) — собирательное название группы ираноязычных [1] [2] [3] кочевых и полукочевых племён I тыс. до н. э. — первых веков н. э. в античных источниках.

Содержание

Группы саков

Упоминаются у Геродота [4] . в древнеперсидских надписях четыре группы саков [5] :

  • саки-хаомаварга, «варящие хаому — дурманящий напиток», населявшие долину реки Мургаб (у Геродота и античных авторов — амюргии)
  • саки-тиграхауда, «в остроконечных шапках» (в Бехистунской надписиДария I[6] ), проживавшие в предгорьях Тянь-Шаня (часто отождествляются с массагетами античных авторов),
  • саки-парадарайя, «которые за морем (за рекой)», и
  • саки-парасугудам, «за Согдианой», которые проживали в бассейне Аральского моря в низовьях Сырдарьи и Амударьи[7] .

Однако подобное деление является условным, так как на самом деле многие среднеазиатские кочевники варили хаому в ритуальных целях, а остроконечный головной убор был отличительным знаком всех кочевых народов от Дуная до Байкала, причём вплоть до новейшего времени. Таким образом, деление саков на «пьющих хаому», «носящих остроконечную шапку» и «заморских» отражает скорее взгляд сторонних наблюдателей (в данном случае — персов), чем истинное самоназвание сакских племён. Некоторые названия сакских родов всё же сохранились в истории: массагеты, даи ((дахи, даки, даги), апасиаки, парны, кангхи и др.

В древнеперсидских источниках саков называли «могучими мужами», а иранские — «турами с быстрыми конями» [9] . Благодаря сходству со скифами древнегреческие авторы называли саков «азиатскими скифами» [10] .

Общие сведения

Образ жизни саков и материальная культура (по материалам захоронений) очень близки к скифским, ювелирные изделия погребений выполнены в скифском «зверином стиле» [11] . В современной научной литературе к сакам относят племена Приаралья, северных и восточных районов Средней Азии, Казахстана и южной Сибири, отличая их от близких по культуре массагетов Приаралья и Закаспия и скифов Северного Причерноморья; в отличие от скифов Северного Причерноморья материальная культура саков и массагетов не несёт следов эллинского влияния, поэтому иногда употребляют термин «культуры сако-массагетского круга» [12] [13] [14] [15] [16] .

Образ жизни саков был оседло-кочевой. В степях Западного и отчасти Центрального Казахстана встречалось кочевое скотоводство. В степных и полустепных районах Западного и Южного Казахстана у саков развивалось верблюдоводство. Верблюд использовался как вьючное животное. Меньшую роль в хозяйстве саков играл крупный рогатый скот. На юге Казахстана в долине Сыр-Дарьи развивалось земледелие.

В VII—III вв. до н. э. сакские племена объединились в союзы. Во главе этих союзов стояли верховные вожди. Их называли царями. Цари избирались советом вождей. Государственные дела обсуждались на народном собрании. Царь распределял между родами и племенами пастбища и другие земельные угодья.

Сакские женщины пользовались равными правами. В VI веке до н. э. массагетами управляла царица Томирис. Известно также имя царицы Зарины. В сакском обществе выделялись три группы населения: воины, жрецы, общинники. Каждому сословию соответствовали свои традиционные цвета: воинам — красный, жрецам — белый, общинникам — жёлтый и синий [17] . Из сословия воинов происходили вожди и цари. Царь считался посредником между небом и землёй.

Царь проводил первую борозду на весенней пахоте, что демонстрировало его связь с народом. Войны были выгодны для племенных вождей. Пленных превращали в рабов и использовали в домашнем хозяйстве. Тип общества саков — военная демократия [18] .

Самое большое количество курганных могильников саков сосредоточено в районах зимних пастбищ, в местах, которыми древние скотоводы особенно дорожили. Саки имели торговые связи с народами Алтая, Сибири, Европы, Востока. В середине 1 тысячелетия до. н. э. стал функционировать «степной путь» [19] .

Источник

Вопросы и ответы по истории Казахстана. Вопросы 151-200

151. «Звериный стиль» в искусстве племен населявших территорию Казахстана и Сибири возник в

152. Украшения и изделия, найденные в сакских курганах относятся к

153. Города Чирик-Рабат и Бабиш-Молда являются памятниками

154. Сакское городище Чирик-рабат находится в 300 км от города

155. В 300 км от города Кызылорда находится крупное сакское городище

156. У саков роль талисманов и амулетов играли изделия с изображением

157. Одежда «Золотого человека» из сакского кургана украшена золотыми изделиями, которых более

158. «Золотой человек» найден в знаменитом сакском памятнике —

159. Доказательством того, что сакам была известна письменность, является найденная в Иссыкском кургане надпись, нанесенная на

160. О том, что сакам была известна письменность, свидетельствует надпись на серебряной чаше найденная в

161. В сакском обществе вождь племен

162. Памятники уйсунской культуры в основном сосредоточены в

163. Памятники уйсунской культуры в основном сосредоточены в Семиречье и относятся к периоду

164. В раннем железном веке после саков-тиграхауда земли Жетысу были населены племенами

165. Название «уйсун» встречается, начиная со II в. до н. э. в

166. Название «уйсун» встречается в китайских письменных источниках, начиная с

167. Столица государства усуней город

168. Столица государства усуней город Чигучен находилась на берегу

Читайте также:  Как самой сделать оберег или талисман

169. Уйсунам был характерен антропологический тип

170. Письменные сведения об усунях оставил древний историк

171. Китайский историк Сыма Цянь пишет, что правитель государства усуней именуется

172. Источники свидетельствуют, что уйсунские племена

  • имели государственное устройство.

173. В уйсунском обществе в домашнем хозяйстве использовались

174. В III в. до н. э. — V в. н.э. государство Кангюй занимало территорию долины реки

175. Жизнь и быт кочевников III — II вв. до н. э. на территории Казахстана в своих «Исторических записках» описал

176. О времени возникновения государства кангюев, о его границах и другие важные сведения имеются в

177. О том, что в государстве кангюев существовали, написанные своды законов, утверждают

178. По источникам установлено, что в 46-36 гг. до н.э. кангюи оказали помощь гуннам в борьбе против

179. По источникам установлено, что в 46-36 гг. до н.э. в борьбе против Китая помощь гуннам оказали

180. По источникам установлено, что в 46-36 гг. до н.э. в борьбе против Китая кангюи оказали помощь

181. Китайские послы утверждают, что написанные своды законов существовали в государстве

182. В государстве кангюев существовали, две резиденции правителей сообщают

183. Столица государства Кангюй

184. Удобное географическое положение государства Кангюй позволяло им контролировать

  • часть Великого Шелкового пути.

185. Источники свидетельствуют, что государство Кангюй возглавлял

186. Городище Кок-Мардан был центром городской культуры

187. Предвестниками городской культуры раннего средневековья являются поселения, возникшие в эпоху

188. Благоприятным для земледелия, где древние жители вели оседлый образ жизни, был

189. Государство Кангюй располагалось на Великом Шелковом пути, и о развитии здесь международной торговли, говорят найденные

190. 1300 монет III-IV вв. н.э. найденные, в основном, в Присырдарьинском регионе принадлежали

191. 1300 монет III-IV вв. н.э., принадлежавшие кангюям найдено, в основном, в

192. В III в. до н.э. кочевые племена гуннов объединил

193. Кочевые племена гуннов объединил Модэ шаньюй в

194. В III в. до н. э. Модэ шаньюй объединил кочевые племена

195. По мнению ученого-востоковеда Л.Н. Гумилева, в 209 г. до н. э во главе с Модэ

196. Эпоха гуннов охватывает период

197. По китайским источникам правитель гуннских племен носил титул

198. По китайским источникам титул «шаньюй» носил правитель

199. Вторыми лицами в государстве гуннов после шаньюя являлись его близкие родственники, которые носили титул —

200. Вторыми лицами в государстве гуннов после шаньюя являлись темники, которые были из числа

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Роль звериного стиля в сакских племенах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 20:09, реферат

Краткое описание

Искусство «звериного стиля» сформировалось под влиянием южных традиций, с которыми саки
познакомились во время походов в Переднюю Азию и Иран. Именно тогда отсюда к сакам пришли образы льва,
льва-грифона, «древа жизни». Эти образы вписались в число местных животных, среди которых были олень, баран, верблюд, снежный барс, тигр, орел. Все перечисленные образы не были только украшениями, саки вкладывали в них определенное содержание.

Прикрепленные файлы: 1 файл

zver_stil.ppt

АО “Медицинский университет Астана”
Кафедра Истории Казахстана

Роль звериного стиля

в сакских племенах.

Принял: Айсабеков Дулат Талгатбекович.

Роль звериного стиля в сакских племенах

Ворошилина Олесия Ералиевна

Первобытное искусство Саков

А Кто Же Такие Саки?

В первом тысячелетии до нашей эры на территории Средней Азии,

Ближнего и Среднего Востока сформировались государства Ассирия

и Мидия. В VI в. на смену Мидийской державе приходит государство

Ахамейидов. Основателем его явился Кир (второй), который в 550 г. до н. э. создал огромную державу. В состав Ахаменидского государства в промежутке 530 —522 гг. до н. э. входили Парфия, Хорезм, Бактрия, Согдиана, Сака. Так написано в Бехистунской надписи, высеченной по приказу царя Дария.

Севернее бактрийцев, согдианцев и хорезмийцев, на степных просторах Казахстана, согласно сведениям древних источников, в частности Авесты, обитали кочевые «туры с быстрыми конями». Туры в персидских источниках именуются саками, что значит «могучие мужи». Это были кочевые племена, саками их называли древние персы, китайцы называли сэ, а в сочинениях же греческих авторов они фигурируют под названием «скифы». Это название вошло в историю как синоним кочевников.

Письменные источники делят саков на:

  • саков-тиграхауда (носящих остроконечные шапки);
  • — саков-хаомоварга (изготавливающих напиток хаома);
  • — саков-парадарайя (заречные саки);
  • — саков-аримаспы («стерегущие золото грифов»)
  • Но не все саки были кочевниками, среди них многие вели оседлый образ жизни и занимались земледелием. Саки были прекрасными наездниками. Они первыми в мире научились стрелять из лука на полном скаку.
  • Именно скифский всадник явился прообразом неустрашимого кентавра-получеловека, полуконя. Быстрые отряды степных всадников из горных и степных районов Евразии, и прежде всего из Казахстана, в 7 веке до нашей эры вторглись в районы Передней Азии.
  • Ассирийский царь Ассаргадон (680-669 гг. до н.э.), обеспокоенный их успехами, искал с ними союза и вынужден был отдать скифскому предводителю Партатуа в жены свою дочь. Конница саков появлялась то у стен городов Урарту, то в Палестине, то устремлялась к Египту. Именно саки разрушили урартскую крепость Тейшебаини.
  • Саки имели свою неповторимую культуру, письменность, мифологические сказания. Выдающееся ювелирное мастерство саков вошло в мировую сокровищницу под условным названием «искусство звериного стиля».
  • Уже в эпоху бронзы местные мастера изготавливали фигурки животных. Известны наскальные рисунки, изображающие оленей, быков. Также в конце II — начале I тыс. до н. э. формировалось искусство, которое, однако, еще не было «звериным стилем».
  • Как Возникло Искусство Звериного Стиля ?
Читайте также:  Вышивка как оберег семьи

Искусство «звериного стиля» сформировалось под

влиянием южных традиций, с которыми саки

познакомились во время походов в Переднюю Азию и

Иран. Именно тогда отсюда к сакам пришли образы льва,

льва-грифона, «древа жизни». Эти образы вписались в число

местных животных, среди которых были олень, баран, верблюд, снежный барс, тигр, орел. Все перечисленные образы не были только украшениями, саки вкладывали в них определенное содержание.

  • Саки, как и другие народы, поклонялись силам природы — солнцу, ветру, грозе, грому, которые представлялись им в образе богов. А боги, по их понятиям, воплощались и в фантастических зверей, птиц и животных, таких, как крылатые кони, конегрифы, Популярность этих образов в мифологии и фольклоре вызвали к жизни своеобразный «звериный стиль» в искусстве евразийских степей.
  • Конь в мифологии саков связывался с солнцем и огнем. Верховное божество Митра, который сотворил мир, выезжал, согласно «Авесте», на четверке лошадей. К коням имели отношение боги Сурья, Яма.
  • На казахской земле найдено множество памятников материально – культурного наследия наших предков. В ходе археологических раскопок найдено множество наконечников стрел, копий, ножей, мотыг, терок, топоров, молотков, булав, глиняной посуды, встречается много каменных изделий. В захоронениях вместе с костями людей находят различные предметы обихода, в более поздних могильниках – бронзовые изделия, золотые и серебренные украшения.
  • Так можно считать Семиречье и Южный К-н были центрами расселения большой группы сакских племен, об этом говорит наличие топографии и петроглифов.
  • Изделия звериного стиля предназначались для разных целей. Часть их использовалась в виде подвесок-амулетов и входила в состав костюма. Особое значение в древности местное население придавало поясу, служившему оберегом. Для усиления охранительной роли пояса на него крепились многочисленные амулеты.

Коньковая шумящая
подвеска X-XX.

Коньковая подвеска
VIII-IX вв.

Птицевидная подвеска.
VI-VIII вв.

  • Бесшатырский могильник (5 в. до н. э) – берег реки Или, состоит из 31 кургана, является памятником наземной древней культуры. Особенно выделяется царская усыпальница (коридор, пред входная камера, погребальная комната). Трупоположение головой на Запад.
  • Найден в 1969г. Маргулаком и Кадырбаевым. Является Одним из замечательных памятников древней жытсуйских саков является найденный в Иссыкском кургане, в 50 км от Алматы, «Золотой человек». Этот курган был раскопан в 1969 – 1970гг. Предположительно, здесь захоронен сакский царевич. По предположению ученых ему было примерно 17-18 лет. По древним сакским обычаям умерший был одет в лучшую одежду, полностью экипирован оружием. В захоронении было свыше 4000 различных золотых красиво выполненных пластин, застежек и украшений. Верхняя одежда воина состояла из кафтана и штанов. Короткий кожаный кафтан красного цвета был сплошь обшит золотыми фигурными бляшками, а борта, низ и ворот – крупными квадратными изображениями голов орлов. Всего кафтан украшало около трех тысяч золотых предметов. Штаны по внешнему и внутреннему продольным швам были обшиты мелкими прямоугольными золотыми пластинками. Они заправлялись в кожаные сапоги с высоким голенищами. Голенища сапог украшали золотые бляшки треугольной формы, аналогичные бляшкам, украшавшим кожаный кафтан. Далее отходили «наконечники стрел». В левом ухе золотая серьга.
  • Памятники дреней культуры найдены в Аральском регионе в Чирик- Рабате, Бабиш – Молда, Баланды, и других захоронениях. Город Чирик – Рабат был столицей апасиаков. По утверждениям ученых, апасиаки – это саки, которые жили на берегах рек. Чирик- Рабат находился в 300 км от нынешнего областного центра – города Кызылорды, в юго- западном направлении от него, в пустыне Кызылкум. В центре города на площади в 12 га была расположена четырехугольная крепость – цитадель. В цитаделе расположены четыре кургана. Один из них ученные раскопали, но захоронения оказалось разграбленным. В нем были найдены различные ножи, бронзовые наконечники стрел, относящиеся к V — IV векам до н.э. Вместе с костями умерших были и золотые украшения – застежки, осколки глиняной посуды. Были извлечены также детали железных доспехов апасиакского воина.
  • Город Бабиш – Молда тоже расположен в Аральском регионе. По площади он поменьше, чем Чирик – Рабат. Но у него тоже мощные оборонительные сооружения с укреплениями, дувалами и окружным рвом. Во время раскопок были найдены печь для обжига глиняных предметов, основания для ручных мельниц, основания для ручных мельниц, остатки проса, кости домашних животных множество осколков глиняной посуды.
  • Саки больше всего поклонялись огню и солнцу как очищающим силам
  • У саков мнение об окружающем мире было следующим – весь мир состоит из трех миров: нижний – подземный, средний – земной и высший – мир голубого неба. Мир имеет четыре угла: правый, левый, передний, задний. Понятие саков о космосе выражено в головном уборе сакского принца, найденного в Иссыкском кургане. На передней стороне головного убора «Золотого человека» изображены солнце, как образ всей вселенной: конь с четырьмя крыльями и четыре золотые стрелы. Это особый знак владения бога миром.
  • Раскопки последних лет на поселении Баба-джан и святилище Сурх-Дум дали новые образцы луристанских бронз: бронзовая булавка с фигуркой припавшей к земле пантеры, точильный камень с ручкой в виде головы барана, стилизованные головы орлов, фигуры хищников, оленей в «летящем галопе», коней, верблюдов. Однако, как полагают исследователи, сакское искусство нельзя сводить только к луристанскому — это два самостоятельных художественных стиля.
  • Ювелирное искусство достигло у саков высокого совершенства. Мастера-художники были знакомы с литьем, штамповкой золота и могли изготавливать удивительные по изяществу, композиционному построению изделия из золота, серебра, бирюзы, которые украшали человека и его одежду, сбрую коня, предметы быта. Это гривны, украшенные мордами животных, кольца, серьги с подвесками из граната и бирюзы, наборные пояса с золотыми бляхами, бляхи-нашивки на одежду.
  • Сакское ювелирное искусство наиболее полно представлено в кургане Иссык, по материалам которого удалось получить представление об одежде знатных саков, украшениях, которые они носили, оружии, с которым они шли в бой.
  • В ювелирном искусстве широко использовали способ обкладки листовым золотом фигурок и украшений, вырезанных из дерева. О том, что обработка дерева и резьба по нему были у саков очень развиты, свидетельствуют деревянная посуда, деревянные фигурки зверей и животных, различные застежки. Наряду с резьбой по дереву развивалось ремесло, связанное с обработкой кости и производством костяных поделок — застежек, пряжек, пуговиц.
  • Уже отмечалось, что сакские мастера вытачивали и вырезали из мягких род камня великолепные жертвенники, украшая их богатым резным орнаментом. Из цветного камня — сердолика, халцедона, агата, бирюзы сакские ювелиры изготавливали бусы.
  • Саки, как и другие народы, поклонялись силам природы — солнцу, ветру, грозе, грому, которые представлялись им в образе богов. А боги, по их понятиям, воплощались и в фантастических зверей, птиц и животных, таких, как крылатые кони, конегрифы, Популярность этих образов в мифологии и фольклоре вызвали к жизни своеобразный «звериный стиль» в искусстве евразийских степей.
  • Конь в мифологии саков связывался с солнцем и огнем. Верховное божество Митра, который сотворил мир, выезжал, согласно «Авесте», на четверке лошадей. К коням имели отношение боги Сурья, Яма
Читайте также:  Молитва оберег самая сильная защита от зла

ЧТО СОБОЙ ПРЕДСТАВЛЯЮТ ОБРАЗЫ ЗВЕРИНОГО СТИЛЯ саков ?

  • Конь в мифологии саков связывался с солнцем и огнем. Верховное божество Митра, который сотворил мир, выезжал, согласно «Авесте», на четверке лошадей. К коням имели отношение боги Сурья, Яма.
  • Верблюд В сако-савроматское время верблюд в Казахстане был обычным животным. Верблюд был воплощением солнечного бога победы Веретрагны.

Божественный барс- атрибут царской власти, но и символ высшей божественной силы и справедливости, каковую власть и олицетворяла. Царь-воин-барс был в культуре иранских народов символом защиты миропорядка, гарантом стабильности мироздания — Мирового древа. В обрядово-ритуальной символике грандиозных иранских новогодних празднеств инсценировались победа царя над представителем хтонического мира и освобождение Мировых вод, как восстановление прерванных процессов циркуляции мировых энергий Древа жизни.

Скифская золотая пантера. Келермесский курган, VI век до н.э.

Скифский золотой олень из кургана Куль-Оба, IV век до н.э.

  • В Сибирской коллекции к ранним вещам относится литая золотая бляха в виде свернувшегося в кольцо зверя.. Такого типа бляхи найдены в кургане Аржан в Туве (М.П. Грязнов) и на Алтае в Майэмире. [Общая трактовка связывает их с фигурами свернувшихся зверей из Келермеса, Приаралья, Чиликты и с нашими. Последним чрезвычайно близкие аналогии можно подыскать в Минусинской степи. Так, у бронзового изображения барса из Красноярского края с головой барана в пасти (табл. I, 7) сходная с нашими «пантерами» трактовка головы, массивного тела. Подобные черты и сюжеты в изделиях из Восточного Казахстана, Западной и Южной Сибири сохранялись длительное время, уживаясь с новыми декоративными приёмами, как, например, в композициях из Ордоса и Башадара II (табл. I, 5).
  • Замечательно традиционное построение композиций из двух образов: «пантеры» и козла, или барана. В сцене на саркофаге-колоде из Башадара II, где тигры нападают на козлов и лосей, [16] последние запечатлены в позе агонии лежащими на спине с головой, обращённой к задним ногам. Несмотря на расчленение фигур завитками и изображение шерсти волнистыми линиями, статичность прототипов сохранена, к ним можно отнести и «пантер» с описываемой пряжки.
  • Таким образом, пряжку из Павлодарской области можно датировать VII-VI вв. до н.э. [17] Аналогии с ранними образцами скифо-сибирского «звериного» стиля вообще и «звериной» орнаментикой Западной и Южной Сибири в частности свидетельствуют об общих истоках одного из мотивов искусства скифских и сакских племён.

Источник

Оцените статью