Чем очерчивали круг во время гадания
КУДЕСА | Языческие традиции | Мифы славян запись закреплена
1. Очерчивать круг ножом, углем, кочергой, крестом, освященным мелом и др. предметами, усиливающими значимость магического кру¬га дополнительной апотропеической семантикой. Этот мотив в качестве личного оберега используется для защиты человека от соприкоснове¬ния с потусторонним миром в случае столкновения с нечистой силой, при гадании и под. При встрече с русалками необходимо очертить во¬круг себя палкой или просто рукой круг и закрестить его, чтобы быть недоступным для них (тул. рус., бел. [Зеленин 1995, с. 159,210]). Если в семье умирали дети, то чтобы предохранить родившегося ребенка от смерти, мать должна была родить ребенка в медный круглый противень, вокруг которого сошником был очерчен круг [Антон^евиЙ 1971, с. 134].
Человек, ждущий в ночь на Ивана Купала цветения папоротника, должен очертить вокруг себя косой, чтобы до него не смогла добрать¬ся нечистая сила (Ветлы любешов. волын., ПА); так же поступали, чтобы покойник не приходил в свой дом: «бралы косу и гострым нос¬ком обводили тры разы дом»- (Хоромск стол, бреет., ПА), а чтобы в дом не заползали змеи, обходили дом, отметая косой потенциальную опасность, как веником (Стодоличи лельч. гом., ПА); чтобы вештица не проникла в дом, его нужно было обкосить косой [ПавловиЬ 1921, с. 137]. У сербов «знающий» человек, умеющий командовать змеями, очерчивал вокруг себя колом, чтобы змеи не подползали к нему (пле¬мя кучи [ДучиЬ 1931, с. 337]). В Полесье вечером накануне Крещения и Ивана Купалы, а также в Чистый четверг обводили освященным мелом черту вокруг хаты, чтобы предохранить ее от грома, ведьм и других напастей.
Особенно важно сохранение дистанции между человеком и иным миром во время гадания, когда человек сам провоцирует потусторон¬ние силы на активность и разрушает естественные границы между тем и этим мирами. На Русском Севере, где принято было судьбу свою и своих близких узнавать у дворового, перед началом общения с ним обчерчивались, чтобы обезопасить себя от его возможного нападения (Тихманьга каргопол. арх., АА). Во время святочных гаданий, проис-ходивших, как правило, в «чужом» пространстве— на перекрестке, дороге, поле и под., гадающие садились на коровью или бычью шкуру и очерчивали себя, тщательно следя, чтобы и хвост от шкуры оказался очерченным, т. е. чтобы пространство внутри шкуры было замкнутым: «На святки мы ходили на ростанную дорогу, где три дороги, и кожу брали такую, и все садилисе на эту кожу и обчертилисе сковородни-ком. Ежели кто не попадет в круг, тово потащит [черт]» (Тихманьга каргопол., арх., АА). При этом приговаривали: «Черти, к нам, чертен- ки, к нам. Вокруг круга ходите, к нам не заходите» (шенк. арх. [Бо-гатырев 1916, с. 73]) или: «За три черты, черт, не ходи» (холмогор. арх. [Ефименко 2, с. 159]).
Очерчивание круга являлось эквивалентом создания ограды не только вокруг отдельного человека, но и вокруг дома, поля, пасеки или стада: чтобы воробьи не клевали посевов, в субботу в полдень по¬ле обводили терновой веткой (укр. зак. [Потушняк 1940/1, 1942/2]); чтобы в дом не проник ходячий покойник, вокруг дома обводили круг острым концом косы, которую после вешали на дверях (Хоромск стол, бреет., ПА); вечером накануне Крещения вокруг дома трижды обво¬дили освященным мелом, чтобы предохранить его от грозы (Нобель зареч. ров., ПА), а на Волыни в этот же вечер очерчивали вокруг дома метлой, чтобы туда не смогли залезть змеи [Зеленин 1914-1916/1, с. 275]. Для охраны пчел от злых сил хозяин окапывал или очерчивал круг вокруг пасеки [Гура 1997, с. 472]. Чтобы роящиеся пчелы не уле¬тали со своей пасеки, пчеловод обчерчивал ее рукой мертвеца (шиш¬кин. костр. [Виноградов 1904, с. 77]) или сверлом, оставляя его на ночь возле ульев (серб., макед. [Ъор^евиЬ 2, с. 233]). В день первого выгона скота на пастбище пастух очерчивал стадо кругом; образовав тем самым ограду и поставив две срубленные березы, обозначал «во¬рота». Внутрь «ограды» через «ворота» загонялся скот (каргопол. арх. [Дурасов 1989, с. 274]). Магическая граница могла создаваться также обметанием вокруг охраняемого пространства: например, в Полесье в Страстной четверг до восхода солнца принято было обметать кругом ^вор веником, «шоб нияка нечисть не была во дворе» (Тонеж лельч. гом., ПА). Поскольку обметание содержит не только семантику окру¬жения, но и очищения, подробно оно описывается в мотиве Очищение.
На вербальном уровне мотив встречается редко, в частности, он зафиксирован в одном белорусском заговоре на предохранение сосед¬них домов от начавшегося пожара: «Сам Iicyc Хрыстос окала этага аг- ня ходзщь i абчырчываець. » (бел. могил. [Замовы 1992, № 28]).
5. Обсыпать/обсеивать маком, просом, зерном вокруг охраняемого пространства — один из повсеместно распространенных способов соз-дания магического круга для защиты от опасности. У восточных сла¬вян принято было обсевать свой дом и хлев освященным маком или зерном, чтобы не допустить туда ходячего покойника, ведьму, колдуна. Очерчивать круг ножом, углем, кочергой, крестом, освященным мелом и др. предметами, усиливающими значимость магического кру¬га дополнительной апотропеической семантикой. Этот мотив в качестве личного оберега используется для защиты человека от соприкоснове¬ния с потусторонним миром в случае столкновения с нечистой силой, при гадании и под. При встрече с русалками необходимо очертить во¬круг себя палкой или просто рукой круг и закрестить его, чтобы быть недоступным для них (тул. рус., бел. [Зеленин 1995, с. 159,210]). Если в семье умирали дети, то чтобы предохранить родившегося ребенка от смерти, мать должна была родить ребенка в медный круглый противень, вокруг которого сошником был очерчен круг [Антон^евиЙ 1971, с. 134].
Человек, ждущий в ночь на Ивана Купала цветения папоротника, должен очертить вокруг себя косой, чтобы до него не смогла добрать¬ся нечистая сила (Ветлы любешов. волын., ПА); так же поступали, чтобы покойник не приходил в свой дом: «бралы косу и гострым нос¬ком обводили тры разы дом»- (Хоромск стол, бреет., ПА), а чтобы в дом не заползали змеи, обходили дом, отметая косой потенциальную опасность, как веником (Стодоличи лельч. гом., ПА); чтобы вештица не проникла в дом, его нужно было обкосить косой [ПавловиЬ 1921, с. 137]. У сербов «знающий» человек, умеющий командовать змеями, очерчивал вокруг себя колом, чтобы змеи не подползали к нему (пле¬мя кучи [ДучиЬ 1931, с. 337]). В Полесье вечером накануне Крещения и Ивана Купалы, а также в Чистый четверг обводили освященным мелом черту вокруг хаты, чтобы предохранить ее от грома, ведьм и других напастей.
Особенно важно сохранение дистанции между человеком и иным миром во время гадания, когда человек сам провоцирует потусторон¬ние силы на активность и разрушает естественные границы между тем и этим мирами. На Русском Севере, где принято было судьбу свою и своих близких узнавать у дворового, перед началом общения с ним обчерчивались, чтобы обезопасить себя от его возможного нападения (Тихманьга каргопол. арх., АА). Во время святочных гаданий, проис-ходивших, как правило, в «чужом» пространстве— на перекрестке, дороге, поле и под., гадающие садились на коровью или бычью шкуру и очерчивали себя, тщательно следя, чтобы и хвост от шкуры оказался очерченным, т. е. чтобы пространство внутри шкуры было замкнутым: «На святки мы ходили на ростанную дорогу, где три дороги, и кожу брали такую, и все садилисе на эту кожу и обчертилисе сковородни-ком. Ежели кто не попадет в круг, тово потащит [черт]» (Тихманьга каргопол., арх., АА). При этом приговаривали: «Черти, к нам, чертен- ки, к нам. Вокруг круга ходите, к нам не заходите» (шенк. арх. [Бо-гатырев 1916, с. 73]) или: «За три черты, черт, не ходи» (холмогор. арх. [Ефименко 2, с. 159]).
Очерчивание круга являлось эквивалентом создания ограды не только вокруг отдельного человека, но и вокруг дома, поля, пасеки или стада: чтобы воробьи не клевали посевов, в субботу в полдень по¬ле обводили терновой веткой (укр. зак. [Потушняк 1940/1, 1942/2]); чтобы в дом не проник ходячий покойник, вокруг дома обводили круг острым концом косы, которую после вешали на дверях (Хоромск стол, бреет., ПА); вечером накануне Крещения вокруг дома трижды обво¬дили освященным мелом, чтобы предохранить его от грозы (Нобель зареч. ров., ПА), а на Волыни в этот же вечер очерчивали вокруг дома метлой, чтобы туда не смогли залезть змеи [Зеленин 1914-1916/1, с. 275]. Для охраны пчел от злых сил хозяин окапывал или очерчивал круг вокруг пасеки [Гура 1997, с. 472]. Чтобы роящиеся пчелы не уле¬тали со своей пасеки, пчеловод обчерчивал ее рукой мертвеца (шиш¬кин. костр. [Виноградов 1904, с. 77]) или сверлом, оставляя его на ночь возле ульев (серб., макед. [Ъор^евиЬ 2, с. 233]). В день первого выгона скота на пастбище пастух очерчивал стадо кругом; образовав тем самым ограду и поставив две срубленные березы, обозначал «во¬рота». Внутрь «ограды» через «ворота» загонялся скот (каргопол. арх. [Дурасов 1989, с. 274]). Магическая граница могла создаваться также обметанием вокруг охраняемого пространства: например, в Полесье в Страстной четверг до восхода солнца принято было обметать кругом ^вор веником, «шоб нияка нечисть не была во дворе» (Тонеж лельч. гом., ПА). Поскольку обметание содержит не только семантику окру¬жения, но и очищения, подробно оно описывается в мотиве Очищение.
На вербальном уровне мотив встречается редко, в частности, он зафиксирован в одном белорусском заговоре на предохранение сосед¬них домов от начавшегося пожара: «Сам Iicyc Хрыстос окала этага аг- ня ходзщь i абчырчываець. » (бел. могил. [Замовы 1992, № 28]).
Обсыпать/обсеивать маком, просом, зерном вокруг охраняемого пространства — один из повсеместно распространенных способов соз-дания магического круга для защиты от опасности. У восточных сла¬вян принято было обсевать свой дом и хлев освященным маком или зерном, чтобы не допустить туда ходячего покойника, ведьму, колдуна.
На вербальном уровне мотив обтыкания реализуется в загово¬рах. В наших материалах мотив представлен русской и, отчасти, бе¬лорусской традициями, см., например, фрагмент свадебного заговора: «. опояшусь белой зарей, обтычусь частыми звездами, часты звезды по косицам» (рус. енис. [Макаренко 1898, с. 391-392]), а также заго¬вор против порчи: «. младым месяцем сотънуся, частыми звездами за- тычуся от призоров, от порчи. » [Виноградов 1908, с. 26]. Эта же идея обтыкания может быть выражена и другими глаголами. В заговоре скотины от волков: «и етыя скоцина, сивая шарсцина. месячном об- садися, звездами обгородися, черной хмарой покрыйся, медзяным замком замкнися» (бел. [Романов 5, с. 44]).
2. Осветиться — мотив представляет собой интересный пример того, как глагол, не имеющий первоначального значения окружения, развивает его под влиянием других, однородных глаголов. Более то¬го, и на акциональном, и на предметном уровне этот мотив имеет со¬всем другую семантику, второстепенно связанную с идеей создания магического круга (см. модель Замещение). Глагол осветить(ся), име-ющий основное значение «распространить свет на определенное пространство», оказавшись в одном ряду с глаголами обсеяться, об-городиться и под., приобретает значение «огородить светом»: «. ме-сяцем освячуся, совняйком обогрююся, зорочками осеюся, золотым тыном обгорожуся. » (бел. гом. [Романов 5, с. 45]); «Будзем ад етыя балезш зорычкам! аграждацца, меачкам асвяшчацца» (заговор от не-чистой силы, бел. могил. [Замовы 1992, № 73]); «. подпояшусь крас¬ною зарею, огорожусь светлым солнцем, обтычусь частыми звездами и освечусь я красным солнышком» (рус. [Майков 1992, с. 26-27]).
3. Рассказывать. Создать магический круг можно самим процес¬сом рассказывания сакрального текста. В гуцульской быличке чело¬век, чтобы спастись от бабы-«опирищ», рассказывает ей «байку», и только «опириця» хотела к нему подступиться, смотрит — «а то ocrpir коло него, шо не може до него приступити. То та байка, що Bin сказав, то стала коло него острогом» [Щербаювський 1991, с. 547]. Способ¬ность произносимого текста выполнять роль магического круга прямо декларируется в украинском заговоре: «Обизде та казочка докола на- шого дворочка й сьиде co6i на воротьих у червоних чоботьих з огнен- ним мечем — шо добре — пускае, шо лихьи — стинае» [Щербаювський
1991, с. 547].
Помещать охраняемый объект внутрь круга. Во всех преды¬дущих случаях магический круг создавался вокруг охраняемого объек¬та. Но возможен вариант, когда то, что нуждается в охране, помеща¬ется внутрь круга: «Станаулю раба Божага на сярэбраным кругу, на залатом маету. » (бел. [Замовы 1992, № 72]).
и других мифологических персонажей. Обычно это делали накануне «опасных» календарных дат, когда активизировалась нечистая сила: «На Иуана Купайла. От этие плоскуни, их кругом хаты, дуора, усе об- сыпають, шоб не пришла змея. Шоб уэдьма не пришила на дуур, уроди ужэ она бойцца этого» (Симоничи лельч. гом., ПА); «Шобы мзртвий нэ ходыв, забывають у магйлу колка осынавого. Маком са- масёйным обсыплют хату, у цэркву свётяць его. » (В. Жары браг, том., ПА); «У любе время самосёйным, свячёным маком-ведюком обсып- аюць хлева, хату, шоб поганый не крутил. Обсыпали хату льном, як починаюць ткаць, шоб люди у той хати не болели» (Боровое рокитн. ров., ПА). В Белоруссии в Страстной четверг хозяйка, раздевшись до¬нага, обсевала свой двор зерном, чтобы обезопасить его от нечистой силы [Романов 8, с. 154). В Галиции хату обсыпали маком, освящен¬ным на Пасху, считая, что после этого «нэякого зла не будэт» (Крылос галич. ив.-фр., КА), а в Закарпатье накануне Крещения в охранитель¬ных целях дом обсыпали пшеницей: «На Бабын вэчир (18 сичня) си- ют, обсивают пшэныцю доуколо хыжи. » (Пилипец межг. зак., КА). Маком обсыпали отелившуюся корову, чтобы ведьмы не отняли у нее молоко; вокруг кровати роженицы и колыбели новорожденного, «шчоб плач нэ принэсли» (Новоселица межг. зак., КА). Сербы накануне Юрьева дня обсыпали пеплом вокруг скота для защиты его от ведьм [ФилиповиЬ 1972, с. 189, ПетровиЬ 1931, с. 242], а болгары обсыпали просом вокруг дома на Игнатьев день (2.01/20.12), веря, что ведьмы не смогут проникнуть в дом [Българска 1994, с. 155]. У сербов зерном обсыпали вокруг роженицы с новорожденным, чтобы защитить их от бабиц (Алексинач. Помор. [АнтонщевиЬ 1971, с. 130]). Поляки в ново¬годнюю ночь обсыпали вокруг дома пеплом, чтобы защитить его от змей [Kosinski 1891, s. 48], в день св. Степана обсыпали поле овсом, чтобы не допустить туда нечистую силу [Kotula 1962, s. 44], а в Мазо- вии в день св. Валента (14.02) перед восходом и заходом солнца обсе¬вали поле золой, чтобы защитить его от воробьев [Гура 1997, с. 593].
При создании магического круга при помощи обсевания возникает дополнительная семантика, обусловленная символикой зерен (мака, проса) или частиц пепла как бесконечного множества, которое нельзя сосчитать и собрать. Граница, созданная таким способом, распадается на бесконечное множество дискретных преград — зерен или частиц пепла, каждую из которых надо преодолеть, собрав или, что равно¬сильно, сосчитав.
На вербальном уровне мотив обсевания встречается в белорусских заговорах: «. зорочками осеюся, золотым тыном обгорожуся. » [Рома-нов 5, № 45]; «Я сваю скащну загаварываю, . дробным! звяздам1 абся- ваю. » [Замовы 1992, № 142].
4. Обтыкать охраняемое пространство — этот мотив в чистом виде не часто встречается в славянской охранительной магии. На акцио- нальном уровне символическим огораживанием охраняемого про¬странства от сил зла часто служило помещение на его границах пред¬метов-оберегов. Для ограждения полей и огородов от вредителей по их границам или углам втыкали или закапывали освященные ветки, кости пасхального поросенка, головешки от обрядового костра, хлеб, пасхальные яйца и пр. Гуцулы на Рождество обтыкали границы своих полей рыбными костями, оставшимися от вечерней трапезы, на манер частокола, чтобы оградить хозяйство от возможного зла [Щербаюв- ський 1901, с. 548], в других случаях так поступали, чтобы предохра¬нить огород от кротов (Зеленицы надворн. ив.-фр. [Онищук 1909, с. 28]); словенцы Белой Краины закапывали четыре яйца по углам ви¬ноградника, чтобы охранить его от птиц; словаки в день св. Андрея (30.11) пекли четыре лепешки, замешенные на собранной в это утро росе, и помещали их на углах крыши, чтобы уберечь дом от пожара [Валенцова 1996, с. 308].
Источник