Святочные гадания. Чем очерчивали вокруг себя круг от нечистой силы?
На святочные гадания гадавшие отправлялись тайком. Шли молча, зажмурившись и покрыв лицо платком, чтобы не быть узнанным, обязательно снимали с себя пояс и крест. Кроме того, надевали на голову глиняный горшок и очерчивали вокруг себя круг — это были защитные меры против нечистой силы. А чем очерчивали вокруг себя круг?
По преданию круг от нечистой силы очерчивали мелом. В католической церкви сохранилась эта традиция- освящать мел для защиты дома. На дверях дома также пишутся определённые буквы, которые означают, что Иисус Христос защищает этот дом. Такова известная мне версия.
Гадавшие для защиты от нечистой силы вокруг себя очерчивали круг КОЧЕРГОЙ.
Ещё гадавшие снимали с себя нательные кресты, пояса, развязывали все узлы, девушки распускали косы.
В качестве мест для гаданий выбирались заброшенные бани, подвалы, сени, хлевы, кладбища
Насколько я знаю такой круг очерчивали чем-то белым, если был мел, то очерчивали им, или известью белой, может быть, и какой-то ещё белой краской, которая находилась в той местности, где происходили данные действия.
В фильме «Вий» Хома тоже очерчивает вокруг себя защитный круг мелом, но мне тоже интересно, а сесли мела в той местности не было бы, то чем его можно заменить? Наверное, такой круг имеет больше какое-то защитное энергетическое значение, может быть, его можно очертить вокруг себя не мелом, а просто мысленно, создав вокруг себя защитное поле светлых сил:).
Меры предосторожности, описанные в вопросе довольно интересные, но мне кажется, что такие меры могли быть и потому что, предположим, христианская церковь как-то была против такого вида времяпровождения:).
Как известно, христианская церковь выступает против таких гаданий:).
Магический круг при гаданиях очерчивали углём, можно так же ножом, думаю и кочерга подойдёт. Это утверждение места своего влияния, ну и граница через которую другим сущностям нельзя переходить. А вот мелом, это формальный подход к делу.
Все это сказки,в магии для защиты применяются,соль,серебро,уголь из поддувала взятый в церковный праздник,и осина.Ведьмы использовали кочергу,та как это магический предмет огромной силы.Меры применялись не столько от нечисти,сколько от прихожан.
Круг очерчивали солью перемешанной либо с золой либо с травами, а по углам жгли полынь.
Круг вокруг себя всегда чертили кочергой. Я думаю традиции эти еще не так и сильно забыты. Теперь много подростков еще собирается в заброшенных подвалах, домах, ну и занимаются вот такими вещами. Я не верю в гадание лично.
Верный ответ на вопрос — КОЧЕРГА
Каких только гаданий в древности не придумывали на святочные гадания. Многие уже не знают о них. Большинство из этих гаданий связаны с будущим суженым или вызовом духа. В том гадания, которое описано в вопросе, девушка должна была очертить вокруг себя круг обычной кочергой.
В поисках контакта с духами гадающие снимали с себя нательные кресты и пояса, развязывали все узлы на одежде, девушки распускали косы, выходили из дома не перекрестясь, шли молча, иногда босиком или в одной рубашке, шли к месту гадания тайком, чтобы никто не видел, гадали зажмурившись, прикрыв лицо платком. В то же время предпринимали защитные меры против нечистой силы: очерчивали вокруг себя круг кочергой, лучиной, ножом, надевали на голову глиняный горшок. При коллективных гаданиях держали друг друга за мизинцы.
Для гадания избирались «нечистые» места, где — как считалось — обитает нечистая сила: заброшенные дома, нежилые помещения (баня, овин, хлев, подвал, чердак, сени), кладбища; места, осмысляемые как пограничное пространство между «своим» и «чужим» миром (печь, порог, угол дома, забор, ворота, перекрестки, межи, места возле воды, проруби, колодца и т. п.).
Перед гаданием девушка должна была распустить волос, снять с себя нательный крестик, пояс, развязать узлы на своем платье.
Круг вокруг для защиты от темных сил очерчивали кочергой.
Если девушка видела видение, надо было скоро прогнать его, сказав «Чур меня».
Гадания на святки были долгожданными для молодых девушек, им, как и нынешним, очень хотелось поскорее увидеть суженого, а основной темой гаданий было как раз замужество.
Девушки к гаданиям относились очень серьезно, старались выполнить все указания в точности. При этом нужно помнить, что гадания всегда были (и есть) связаны с нечистой силой. Для охраны себя следовало начертить круг, это делалось кочергой, можно было и лучиной или же ножом, а также свечой.
Наверное, не возможно знать все ритуалы и традиции, которые были в почете у наших предков из Киевской Руси. Во время любых ритуалов не забывали и защищаться от нечистой силы. Как вот, например, в этом случае. В качестве защиты выступал горшок на голове и круг, очерченный кочергой. Верный ответ — кочерга.
Гадания на Святках тесно связано с дохристианскими временами.
Это можно подтвердить обычаями:
-место для гадания подбирают»плохое» — предбанник, сени, амбар и прочее;
-девушки готовятся к гаданиям:снимают пояса, которые блокируют энергетические поля человека; распускают волосы;
-если гадания связаны с появлением нечистой силы(например, появление в коридоре из зеркал чего-то темного), то никто не призывает к молитве, а даже наоборот, зеркала нужно «утопить», то есть закрыть, и обеспечить появление света, то есть бога Ярило за счет свечей:
-свечи для гадания берут не из церкви, и ни в коем случае не венчальные.
Ну и призыв к различным духам, в том числе и к домовому, это все связано с язычеством.
Не забывайте про гадание летом на Ивана Купала — самый языческий праздник.
Ну и гадание на Святках — это гибрид христианства и язычества. В христианстве предусмотрено даже снятие греха гадания через купание в проруби в Крещение.
2 года назад гадали с коллегами на работе, больше ради смеха, как раз работали на Рождественские праздники. Выливали воск на воду. Вылила в форме зародыша. Тихо порадовалась, но не думала, что сбудется, так как очень долго с мужем планировали и не получалось зачать. Этого зародыша положила с собой в сумку. Через 2 месяца узнала о том, что наконец-то беременна. Доченьке сейчас уже больше года, а этот «восковой зародыш» так и лежит, до сих пор, в сумочке, в потайном карманчике, всё жалко выкинуть.
В темный мешок или пакет кладутся разные небольшие предметы(монетка,кольцо и все остальное,что придёт вам в голову),перемешивается и вы достаете первый предмет который вам попался,то и ждёт вас в наступившей году!
А ещё можно выйти на улицу и спросить у прохожего имя (мужское если девушка гадает),так будут звать мужа!
А гадание по книге сбылось на 100% вам его советую,оно простое,но если подойти серьёзно,то покажет правду!Берете книгу лучше не из домашней библиотеки,называние страницу и абзац и читаете!
Можно взять какую-нибудь книгу, желательно духовного содержания и, не раскрывая её, задать себе цифру страницы и строчку сверху или снизу, наобум. Потом открыть эту страницу и прочитать. То, что вычитается из определённой незаведомо страницы и строчки, служит ответом на задуманный вопрос.
Гадаете на рождество. 100% сбывается- проверено на себе. Гадаю на желания каждый год. Перед рождеством нужно нарезать семь полосок бумаги и на каждой записать желание. Каждую бумажку сворачиваете в сверток (трубочку) и все 7 свертков кладете под подушку. На утро -7 января, как проснетесь, левой рукой лезите под подушку и достаете
1-ю бумажку- читаете- это то, что точно сбудется и скоро, в ближайшем будущем,
затем левой рукой достаете 2-ю бумажку- это то, что сбудется, но со временем,
3-ю достаете- это то, что сбудется, но с трудом и придется приложить не мало усилий.
Я когда доставала 3-ю бумажку- у меня выпало Покупка 3-х комнатной квартиры. И что Вы думаете, два первых желания сбылись, а это сбылось только через 3 года и я прошла два суда, чтобы этого добиться. Вот так)))
Источник
Чем очерчивали круг для гадания
КУДЕСА | Языческие традиции | Мифы славян запись закреплена
1. Очерчивать круг ножом, углем, кочергой, крестом, освященным мелом и др. предметами, усиливающими значимость магического кру¬га дополнительной апотропеической семантикой. Этот мотив в качестве личного оберега используется для защиты человека от соприкоснове¬ния с потусторонним миром в случае столкновения с нечистой силой, при гадании и под. При встрече с русалками необходимо очертить во¬круг себя палкой или просто рукой круг и закрестить его, чтобы быть недоступным для них (тул. рус., бел. [Зеленин 1995, с. 159,210]). Если в семье умирали дети, то чтобы предохранить родившегося ребенка от смерти, мать должна была родить ребенка в медный круглый противень, вокруг которого сошником был очерчен круг [Антон^евиЙ 1971, с. 134].
Человек, ждущий в ночь на Ивана Купала цветения папоротника, должен очертить вокруг себя косой, чтобы до него не смогла добрать¬ся нечистая сила (Ветлы любешов. волын., ПА); так же поступали, чтобы покойник не приходил в свой дом: «бралы косу и гострым нос¬ком обводили тры разы дом»- (Хоромск стол, бреет., ПА), а чтобы в дом не заползали змеи, обходили дом, отметая косой потенциальную опасность, как веником (Стодоличи лельч. гом., ПА); чтобы вештица не проникла в дом, его нужно было обкосить косой [ПавловиЬ 1921, с. 137]. У сербов «знающий» человек, умеющий командовать змеями, очерчивал вокруг себя колом, чтобы змеи не подползали к нему (пле¬мя кучи [ДучиЬ 1931, с. 337]). В Полесье вечером накануне Крещения и Ивана Купалы, а также в Чистый четверг обводили освященным мелом черту вокруг хаты, чтобы предохранить ее от грома, ведьм и других напастей.
Особенно важно сохранение дистанции между человеком и иным миром во время гадания, когда человек сам провоцирует потусторон¬ние силы на активность и разрушает естественные границы между тем и этим мирами. На Русском Севере, где принято было судьбу свою и своих близких узнавать у дворового, перед началом общения с ним обчерчивались, чтобы обезопасить себя от его возможного нападения (Тихманьга каргопол. арх., АА). Во время святочных гаданий, проис-ходивших, как правило, в «чужом» пространстве— на перекрестке, дороге, поле и под., гадающие садились на коровью или бычью шкуру и очерчивали себя, тщательно следя, чтобы и хвост от шкуры оказался очерченным, т. е. чтобы пространство внутри шкуры было замкнутым: «На святки мы ходили на ростанную дорогу, где три дороги, и кожу брали такую, и все садилисе на эту кожу и обчертилисе сковородни-ком. Ежели кто не попадет в круг, тово потащит [черт]» (Тихманьга каргопол., арх., АА). При этом приговаривали: «Черти, к нам, чертен- ки, к нам. Вокруг круга ходите, к нам не заходите» (шенк. арх. [Бо-гатырев 1916, с. 73]) или: «За три черты, черт, не ходи» (холмогор. арх. [Ефименко 2, с. 159]).
Очерчивание круга являлось эквивалентом создания ограды не только вокруг отдельного человека, но и вокруг дома, поля, пасеки или стада: чтобы воробьи не клевали посевов, в субботу в полдень по¬ле обводили терновой веткой (укр. зак. [Потушняк 1940/1, 1942/2]); чтобы в дом не проник ходячий покойник, вокруг дома обводили круг острым концом косы, которую после вешали на дверях (Хоромск стол, бреет., ПА); вечером накануне Крещения вокруг дома трижды обво¬дили освященным мелом, чтобы предохранить его от грозы (Нобель зареч. ров., ПА), а на Волыни в этот же вечер очерчивали вокруг дома метлой, чтобы туда не смогли залезть змеи [Зеленин 1914-1916/1, с. 275]. Для охраны пчел от злых сил хозяин окапывал или очерчивал круг вокруг пасеки [Гура 1997, с. 472]. Чтобы роящиеся пчелы не уле¬тали со своей пасеки, пчеловод обчерчивал ее рукой мертвеца (шиш¬кин. костр. [Виноградов 1904, с. 77]) или сверлом, оставляя его на ночь возле ульев (серб., макед. [Ъор^евиЬ 2, с. 233]). В день первого выгона скота на пастбище пастух очерчивал стадо кругом; образовав тем самым ограду и поставив две срубленные березы, обозначал «во¬рота». Внутрь «ограды» через «ворота» загонялся скот (каргопол. арх. [Дурасов 1989, с. 274]). Магическая граница могла создаваться также обметанием вокруг охраняемого пространства: например, в Полесье в Страстной четверг до восхода солнца принято было обметать кругом ^вор веником, «шоб нияка нечисть не была во дворе» (Тонеж лельч. гом., ПА). Поскольку обметание содержит не только семантику окру¬жения, но и очищения, подробно оно описывается в мотиве Очищение.
На вербальном уровне мотив встречается редко, в частности, он зафиксирован в одном белорусском заговоре на предохранение сосед¬них домов от начавшегося пожара: «Сам Iicyc Хрыстос окала этага аг- ня ходзщь i абчырчываець. » (бел. могил. [Замовы 1992, № 28]).
5. Обсыпать/обсеивать маком, просом, зерном вокруг охраняемого пространства — один из повсеместно распространенных способов соз-дания магического круга для защиты от опасности. У восточных сла¬вян принято было обсевать свой дом и хлев освященным маком или зерном, чтобы не допустить туда ходячего покойника, ведьму, колдуна. Очерчивать круг ножом, углем, кочергой, крестом, освященным мелом и др. предметами, усиливающими значимость магического кру¬га дополнительной апотропеической семантикой. Этот мотив в качестве личного оберега используется для защиты человека от соприкоснове¬ния с потусторонним миром в случае столкновения с нечистой силой, при гадании и под. При встрече с русалками необходимо очертить во¬круг себя палкой или просто рукой круг и закрестить его, чтобы быть недоступным для них (тул. рус., бел. [Зеленин 1995, с. 159,210]). Если в семье умирали дети, то чтобы предохранить родившегося ребенка от смерти, мать должна была родить ребенка в медный круглый противень, вокруг которого сошником был очерчен круг [Антон^евиЙ 1971, с. 134].
Человек, ждущий в ночь на Ивана Купала цветения папоротника, должен очертить вокруг себя косой, чтобы до него не смогла добрать¬ся нечистая сила (Ветлы любешов. волын., ПА); так же поступали, чтобы покойник не приходил в свой дом: «бралы косу и гострым нос¬ком обводили тры разы дом»- (Хоромск стол, бреет., ПА), а чтобы в дом не заползали змеи, обходили дом, отметая косой потенциальную опасность, как веником (Стодоличи лельч. гом., ПА); чтобы вештица не проникла в дом, его нужно было обкосить косой [ПавловиЬ 1921, с. 137]. У сербов «знающий» человек, умеющий командовать змеями, очерчивал вокруг себя колом, чтобы змеи не подползали к нему (пле¬мя кучи [ДучиЬ 1931, с. 337]). В Полесье вечером накануне Крещения и Ивана Купалы, а также в Чистый четверг обводили освященным мелом черту вокруг хаты, чтобы предохранить ее от грома, ведьм и других напастей.
Особенно важно сохранение дистанции между человеком и иным миром во время гадания, когда человек сам провоцирует потусторон¬ние силы на активность и разрушает естественные границы между тем и этим мирами. На Русском Севере, где принято было судьбу свою и своих близких узнавать у дворового, перед началом общения с ним обчерчивались, чтобы обезопасить себя от его возможного нападения (Тихманьга каргопол. арх., АА). Во время святочных гаданий, проис-ходивших, как правило, в «чужом» пространстве— на перекрестке, дороге, поле и под., гадающие садились на коровью или бычью шкуру и очерчивали себя, тщательно следя, чтобы и хвост от шкуры оказался очерченным, т. е. чтобы пространство внутри шкуры было замкнутым: «На святки мы ходили на ростанную дорогу, где три дороги, и кожу брали такую, и все садилисе на эту кожу и обчертилисе сковородни-ком. Ежели кто не попадет в круг, тово потащит [черт]» (Тихманьга каргопол., арх., АА). При этом приговаривали: «Черти, к нам, чертен- ки, к нам. Вокруг круга ходите, к нам не заходите» (шенк. арх. [Бо-гатырев 1916, с. 73]) или: «За три черты, черт, не ходи» (холмогор. арх. [Ефименко 2, с. 159]).
Очерчивание круга являлось эквивалентом создания ограды не только вокруг отдельного человека, но и вокруг дома, поля, пасеки или стада: чтобы воробьи не клевали посевов, в субботу в полдень по¬ле обводили терновой веткой (укр. зак. [Потушняк 1940/1, 1942/2]); чтобы в дом не проник ходячий покойник, вокруг дома обводили круг острым концом косы, которую после вешали на дверях (Хоромск стол, бреет., ПА); вечером накануне Крещения вокруг дома трижды обво¬дили освященным мелом, чтобы предохранить его от грозы (Нобель зареч. ров., ПА), а на Волыни в этот же вечер очерчивали вокруг дома метлой, чтобы туда не смогли залезть змеи [Зеленин 1914-1916/1, с. 275]. Для охраны пчел от злых сил хозяин окапывал или очерчивал круг вокруг пасеки [Гура 1997, с. 472]. Чтобы роящиеся пчелы не уле¬тали со своей пасеки, пчеловод обчерчивал ее рукой мертвеца (шиш¬кин. костр. [Виноградов 1904, с. 77]) или сверлом, оставляя его на ночь возле ульев (серб., макед. [Ъор^евиЬ 2, с. 233]). В день первого выгона скота на пастбище пастух очерчивал стадо кругом; образовав тем самым ограду и поставив две срубленные березы, обозначал «во¬рота». Внутрь «ограды» через «ворота» загонялся скот (каргопол. арх. [Дурасов 1989, с. 274]). Магическая граница могла создаваться также обметанием вокруг охраняемого пространства: например, в Полесье в Страстной четверг до восхода солнца принято было обметать кругом ^вор веником, «шоб нияка нечисть не была во дворе» (Тонеж лельч. гом., ПА). Поскольку обметание содержит не только семантику окру¬жения, но и очищения, подробно оно описывается в мотиве Очищение.
На вербальном уровне мотив встречается редко, в частности, он зафиксирован в одном белорусском заговоре на предохранение сосед¬них домов от начавшегося пожара: «Сам Iicyc Хрыстос окала этага аг- ня ходзщь i абчырчываець. » (бел. могил. [Замовы 1992, № 28]).
Обсыпать/обсеивать маком, просом, зерном вокруг охраняемого пространства — один из повсеместно распространенных способов соз-дания магического круга для защиты от опасности. У восточных сла¬вян принято было обсевать свой дом и хлев освященным маком или зерном, чтобы не допустить туда ходячего покойника, ведьму, колдуна.
На вербальном уровне мотив обтыкания реализуется в загово¬рах. В наших материалах мотив представлен русской и, отчасти, бе¬лорусской традициями, см., например, фрагмент свадебного заговора: «. опояшусь белой зарей, обтычусь частыми звездами, часты звезды по косицам» (рус. енис. [Макаренко 1898, с. 391-392]), а также заго¬вор против порчи: «. младым месяцем сотънуся, частыми звездами за- тычуся от призоров, от порчи. » [Виноградов 1908, с. 26]. Эта же идея обтыкания может быть выражена и другими глаголами. В заговоре скотины от волков: «и етыя скоцина, сивая шарсцина. месячном об- садися, звездами обгородися, черной хмарой покрыйся, медзяным замком замкнися» (бел. [Романов 5, с. 44]).
2. Осветиться — мотив представляет собой интересный пример того, как глагол, не имеющий первоначального значения окружения, развивает его под влиянием других, однородных глаголов. Более то¬го, и на акциональном, и на предметном уровне этот мотив имеет со¬всем другую семантику, второстепенно связанную с идеей создания магического круга (см. модель Замещение). Глагол осветить(ся), име-ющий основное значение «распространить свет на определенное пространство», оказавшись в одном ряду с глаголами обсеяться, об-городиться и под., приобретает значение «огородить светом»: «. ме-сяцем освячуся, совняйком обогрююся, зорочками осеюся, золотым тыном обгорожуся. » (бел. гом. [Романов 5, с. 45]); «Будзем ад етыя балезш зорычкам! аграждацца, меачкам асвяшчацца» (заговор от не-чистой силы, бел. могил. [Замовы 1992, № 73]); «. подпояшусь крас¬ною зарею, огорожусь светлым солнцем, обтычусь частыми звездами и освечусь я красным солнышком» (рус. [Майков 1992, с. 26-27]).
3. Рассказывать. Создать магический круг можно самим процес¬сом рассказывания сакрального текста. В гуцульской быличке чело¬век, чтобы спастись от бабы-«опирищ», рассказывает ей «байку», и только «опириця» хотела к нему подступиться, смотрит — «а то ocrpir коло него, шо не може до него приступити. То та байка, що Bin сказав, то стала коло него острогом» [Щербаювський 1991, с. 547]. Способ¬ность произносимого текста выполнять роль магического круга прямо декларируется в украинском заговоре: «Обизде та казочка докола на- шого дворочка й сьиде co6i на воротьих у червоних чоботьих з огнен- ним мечем — шо добре — пускае, шо лихьи — стинае» [Щербаювський
1991, с. 547].
Помещать охраняемый объект внутрь круга. Во всех преды¬дущих случаях магический круг создавался вокруг охраняемого объек¬та. Но возможен вариант, когда то, что нуждается в охране, помеща¬ется внутрь круга: «Станаулю раба Божага на сярэбраным кругу, на залатом маету. » (бел. [Замовы 1992, № 72]).
и других мифологических персонажей. Обычно это делали накануне «опасных» календарных дат, когда активизировалась нечистая сила: «На Иуана Купайла. От этие плоскуни, их кругом хаты, дуора, усе об- сыпають, шоб не пришла змея. Шоб уэдьма не пришила на дуур, уроди ужэ она бойцца этого» (Симоничи лельч. гом., ПА); «Шобы мзртвий нэ ходыв, забывають у магйлу колка осынавого. Маком са- масёйным обсыплют хату, у цэркву свётяць его. » (В. Жары браг, том., ПА); «У любе время самосёйным, свячёным маком-ведюком обсып- аюць хлева, хату, шоб поганый не крутил. Обсыпали хату льном, як починаюць ткаць, шоб люди у той хати не болели» (Боровое рокитн. ров., ПА). В Белоруссии в Страстной четверг хозяйка, раздевшись до¬нага, обсевала свой двор зерном, чтобы обезопасить его от нечистой силы [Романов 8, с. 154). В Галиции хату обсыпали маком, освящен¬ным на Пасху, считая, что после этого «нэякого зла не будэт» (Крылос галич. ив.-фр., КА), а в Закарпатье накануне Крещения в охранитель¬ных целях дом обсыпали пшеницей: «На Бабын вэчир (18 сичня) си- ют, обсивают пшэныцю доуколо хыжи. » (Пилипец межг. зак., КА). Маком обсыпали отелившуюся корову, чтобы ведьмы не отняли у нее молоко; вокруг кровати роженицы и колыбели новорожденного, «шчоб плач нэ принэсли» (Новоселица межг. зак., КА). Сербы накануне Юрьева дня обсыпали пеплом вокруг скота для защиты его от ведьм [ФилиповиЬ 1972, с. 189, ПетровиЬ 1931, с. 242], а болгары обсыпали просом вокруг дома на Игнатьев день (2.01/20.12), веря, что ведьмы не смогут проникнуть в дом [Българска 1994, с. 155]. У сербов зерном обсыпали вокруг роженицы с новорожденным, чтобы защитить их от бабиц (Алексинач. Помор. [АнтонщевиЬ 1971, с. 130]). Поляки в ново¬годнюю ночь обсыпали вокруг дома пеплом, чтобы защитить его от змей [Kosinski 1891, s. 48], в день св. Степана обсыпали поле овсом, чтобы не допустить туда нечистую силу [Kotula 1962, s. 44], а в Мазо- вии в день св. Валента (14.02) перед восходом и заходом солнца обсе¬вали поле золой, чтобы защитить его от воробьев [Гура 1997, с. 593].
При создании магического круга при помощи обсевания возникает дополнительная семантика, обусловленная символикой зерен (мака, проса) или частиц пепла как бесконечного множества, которое нельзя сосчитать и собрать. Граница, созданная таким способом, распадается на бесконечное множество дискретных преград — зерен или частиц пепла, каждую из которых надо преодолеть, собрав или, что равно¬сильно, сосчитав.
На вербальном уровне мотив обсевания встречается в белорусских заговорах: «. зорочками осеюся, золотым тыном обгорожуся. » [Рома-нов 5, № 45]; «Я сваю скащну загаварываю, . дробным! звяздам1 абся- ваю. » [Замовы 1992, № 142].
4. Обтыкать охраняемое пространство — этот мотив в чистом виде не часто встречается в славянской охранительной магии. На акцио- нальном уровне символическим огораживанием охраняемого про¬странства от сил зла часто служило помещение на его границах пред¬метов-оберегов. Для ограждения полей и огородов от вредителей по их границам или углам втыкали или закапывали освященные ветки, кости пасхального поросенка, головешки от обрядового костра, хлеб, пасхальные яйца и пр. Гуцулы на Рождество обтыкали границы своих полей рыбными костями, оставшимися от вечерней трапезы, на манер частокола, чтобы оградить хозяйство от возможного зла [Щербаюв- ський 1901, с. 548], в других случаях так поступали, чтобы предохра¬нить огород от кротов (Зеленицы надворн. ив.-фр. [Онищук 1909, с. 28]); словенцы Белой Краины закапывали четыре яйца по углам ви¬ноградника, чтобы охранить его от птиц; словаки в день св. Андрея (30.11) пекли четыре лепешки, замешенные на собранной в это утро росе, и помещали их на углах крыши, чтобы уберечь дом от пожара [Валенцова 1996, с. 308].
Источник