Узнать время по необычной часовой башне Святого Марка
Часовая башня мавров появилась в Венеции на площади Сан-Марко в конце XV века благодаря архитектору Мауро Кодуччи, который трудился над этим архитектурным памятником с 1496 по 1499 года. Безусловно, время внесло свои коррективы: в башне неоднократно проводились реставрационные работы, менялись пристройки и надстройки, а также изменялся часовой механизм.
Фото: Ewais/Shutterstock.com
Часы на башне астрономические, то есть по ним можно узнать не только время, но и фазу Луны, созвездие и время года. Задумка архитектора уникальна – две бронзовые фигурки мавров попеременно отбивают время, только один мавр олицетворяет прошлое, а другой – будущее. Яркий, просто огромный циферблат сине-золотого цвета, золотистые знаки зодиака вокруг, чуть ниже статуя Богородицы с младенцем на руках и маленький ангелочек с горном – все это вместе, создает невероятно красивую и поистине захватывающую картину.
Фото: ChiccoDodiFC/Shutterstock.com
В башне находится особый механизм, запускающий карусель с фигурками волхвов в праздник Богоявления. Особого внимания заслуживает Крылатый лев, расположенный под крышей. Его скульптура возвышается над всей площадью и символизирует евангелиста Святого Марка. В лапах льва открытая Библия, что говорит о спокойствие и мире. К слову, фигура льва изображена и на гербе Венеции. Передние лапы льва стоят на суше, а вот задние находятся в воде – это положение также весьма символично, оно как будто говорит о том, что Венеция не только на воде, но и на суше.
В здании часовой башни Святого Марка в Венеции проводят экскурсии, так что Вы можете совершить интересное путешествие во времени и увидеть часовые механизмы воочию. Но для посещения экскурсии билеты нужно заказывать заранее. Это то, что стоит посмотреть в Венеции, не пожалейте времени на посещение этой достопримечательности.
Экскурсии (на англ. яз.)
Понедельник, вторник, среда: в 10:00 и 11:00
Четверг, пятница, суббота, воскресенье: в 14:00 и 15:00
Взрослые: 12,5 €
Дети (6-14 лет), студенты (15-25 лет), пенсионеры (старше 65 лет): 7,5 €
Дети до 6 лет не допускаются
Видео
Источник
Венеция. Часовая башня св. Марка
Сборник «Достопримечательности. Городские часы».
***
ВЕНЕЦИЯ. ЧАСОВАЯ БАШНЯ Святого Марка или Торре-делл’Оролоджо (Torre dell’orologio — «Башенные часы») на площади Сан-Марко.
Часы с МАДОННОЙ и ВОЛХВАМИ. 1496-1499.
Башня, на которой установлены часы, была построена в 1496-1499 годах, архитектор Мауро Кодуччи. Место для башни выбрали так, чтобы представительное здание виднелось издали, с морской лагуны, демонстрируя всем богатство и славу Венеции. Позднее к башне справа и слева пристроили одинаковые четырехэтажные здания с белыми стенами, прорезанными множеством окон (мастера Пьетро Ломбардия и Джорджо Массари).
На плоской крыше башни, обрамленной балюстрадой, установлен большой колокол с позолоченным навершием на подставке и фигуры двух мужчин, старого и молодого, имеющих весьма экзотический вид – оба одеты в овечьи шкуры. Их называют гигантами (высота скульптур 2,5 м), а также пастухами, но чаще маврами, в связи с тем, что бронза, из которой они отлиты (колокол тоже) потемнела от времени до почти черного цвета. Статуи были отлиты Амброджо делле Анкоре в 1494 году. Именно эти мавры, приходя в движение, отмеряют время Венеции – каждый час они бьют молотками с длинными ручками по колоколу.
Ежечасно с верхней террасы здания раздается величественное звучание колокола, а дважды в сутки, в полдень и полночь, звучит meridiana – механическая мелодия в 132 удара.
Фасад башни можно визуально разделить на четыре почти прямоугольные части, расположенные по вертикали. Под крышей в верхнем прямоугольнике на синем фоне с золотыми звездами находится большая белая скульптура стоящего на четырех лапах крылатого льва – символа Венеции. Подо львом располагается театр – в портале установлена сделанная из позолоченной меди сидящая на троне Мадонна с Младенцем, перед которой в определенное время проходят волхвы и преклоняют перед нею колена. По бокам от Мадонны хорошо видны закрытые голубыми панелями оконные (или дверные – кому как нравится) проемы. В левом проеме экспонируются римские цифры, обозначающие часы, а в правом арабскими цифрами показываются минуты, но с интервалом в пять минут (0, 5, 10, 15 и так далее).
Часы имеют два циферблата, на две стороны башни, их дизайн отличается друг от друга. На главном фасаде со стороны площади, под фигурой Мадонны, то есть в третьем сверху прямоугольнике, расположен огромный густо-синий циферблат в широкой круглой раме из белого мрамора. На мраморе выгравированы римские цифры, ближе к центру на синем фоне расположены золотые знаки Зодиака (рельефные фигурки животных). Часы со сложным механизмом, отсчитывающие время, а также указывающие смену времен года, прохождение Солнца в знаках Зодиака и фазы Луны, родом из 15 века, как и башня. Их сделали и установили отец и сын Джанпаоло и Джанкарло Раньери из Падуи. Театр и часы очень красивые, их называют венецианской сказкой. В их отделке использовались ультрамарин и сусальное золото.
Самый низ башни занимает глубокая проходная арка.
Фигурки знаков Зодиака на циферблате часов Торре-делл’Оролоджо сделаны выпуклыми и щедро вызолочены. В прошлом часы всегда старались оснастить шкалой с изображением Зодиакального пояса, поскольку астрология, также как алхимия, в старые времена была неотъемлемой частью обихода хотя бы чуть-чуть образованного человека. Традиция настолько укоренилась, что и сегодня мы часто интересуемся, кто под каким знаком Зодиака родился и какие звезды влияют на судьбу того или иного человека, города, страны. При этом мы пользуемся околонаучным наследием предков в виде Зодиакальной шкалы, не удосужившись задуматься о том, насколько это все устарело.
Если говорить о фактах, а не о традициях, знаки созвездий, присвоенные в древности 12-ти отрезкам Зодиакального пояса, уже давно разошлись с собственно созвездиями (см. прецессия земной оси, гироскоп), существенно сдвинувшись против часовой стрелки относительно прежней разметки. В связи с этим эра у нас теперь не Рыб, а Водолея, весна (день весеннего равноденствия – 20 марта) начинается не в Овне – в Рыбах, а в третьей декаде декабря в небе кульминирует не Козерог — Стрелец. Кроме того, прохождение Солнца через то или иное созвездие занимает неравное количество дней, что не было учтено в свое время астрологами в остроконечных шляпах. Но нам-то это, по логике вещей, следует иметь ввиду. Хотя с логикой у человечества всегда наблюдался некоторый напряг.
Часы на башне св.Марка появились во времена дожа Венеции Агостино Барбариго. До 1797 года его коленопреклоненная статуя украшала башню наравне со львом (она находилась рядом с ним), но в 1797 году Венеция сдалась армии Наполеона, и скульптуру дожа принципиально уничтожили, «это была акция по зачистке города от символов, указывающих на прежний политический режим». Впоследствии утраченный памятник так и не восстановили.
Старинная легенда гласит, что создателей часов отца и сына Раньери разу после окончания работ лишили зрения, так как Сенат и дож Венеции опасались появления точно такого же механического чуда в других городах Италии. На самом деле (и это точно известно по документам) им хорошо заплатили, выделили им жилье рядом с Часовой башней и назначили их пожизненно хранителями часового механизма. А в 18 веке в другом итальянском городе, Римини, на городской башне в самом деле сделали часы, являющиеся копией венецианского механизма. Одним словом, недаром сказано, что «небылицы об умерщвлении или ослеплении часовых мастеров (и не только часовых) есть в истории почти каждой европейской страны». В самом деле, вспомним Прагу с ее Орлоем или же Москву, где якобы ослепили зодчего Барму Постника, построившего собор Василия Блаженного на Красной площади, — похожие все истории. Может быть, людям казалось, что человек, создавший рукотворное чудо, будь то замечательные часы или великолепный храм, должен расплатиться за свое из ряда вон выходящее свершение, — наподобие Прометея, похитившего божественный огонь, чтобы принести его простым смертным.
Стоит отметить, что во времена Средневековья создание механических часов — моделей, которые демонстрировали движение небесных тел, являлось важным направлением научной деятельности.
В 1330 году астрономические часы спроектировал англичанин Ричард Уоллингфордский, они были помещены на внутреннюю стену собора Сент-Олбанского м-ря, где ученый служил аббатом. Помимо отсчета времени и сведений о движения планет этот прибор мог сообщить уровень приливов в Темзе.
В 1344 году в Падуе астроном Якопо де Донди спроектировал и построил башенные астрономические часы, установленные на дворцовой башне на Пьяцца Капитаньято. Эти часы погубила война Падуи с Миланом, в 1390 году во время штурма дворца миланцами они стали жертвой вспыхнувшего пожара, но впоследствии их восстановили и много раз переделывали, хотя в них все еще сохраняются подлинные детали.
В 1364 году сын Якопо де Донди, Джованни, тоже астроном, как и его отец, спроектировал сложные астрономические часы – Астрариум (или Планетариум), представляющий собой модель Солнечной системы. Кроме своей обычной и главной функции, отсчета времени, часы де Донди показывали перемещения планет по небесной сфере и сообщали календарные даты. Астрариум был невелик по размерам и позднее пропал, но вклад в развитие астрономии и часового дела оказался внесен значительный.
Башенные часы Торре-делл’Оролоджо в Венеции продолжили славную традицию, к тому же они одновременно и астрономический прибор, и произведение искусства.
Представления механического кукольного театра Торре-делл’Оролоджо давно уже можно увидеть только два раза в году (из-за изношенности механизма), — каждый час в течение недели начиная с 6 января (у католиков праздник называется «Явление» — на латыни Manifestatio, у православных «Богоявление»), и еще каждый час в течение недели начиная с 40-ого дня после католической Пасхи, на праздник «Вознесение Господне». В католицизме праздник Богоявления тесно связан с Рождеством и, соответственно, с поклонением волхвов.
В праздничные дни часы оживляют своих персонажей, — при каждом ударе часов боковые дверцы открываются и из них, ведомые играющем на горне ангелом, появляются три волхва в ярких восточных одеждах и тюрбанах. Они проходят перед Мадонной по полукруглому балкону – сцене (иначе это сооружение называют уступом – в самом деле похоже) — и отдают ей поклоны. Выходят фигурки из тех же окошек, где обычно экспонируются цифры, обозначающие часы и минуты: «Совместное использование окон реализовано продуманным устройством, которое освобождает окна для шествия волхвов в период работы механического спектакля, отодвигая барабаны с меняющимися цифрами».
Часы неоднократно и весьма капитально ремонтировались, говорят о пяти капитальных ремонтах. Вообще венецианцы стараются беречь старую башню, экскурсии в нее проводят, но ограниченно — пускают только группы не более 12 человек и только 4 раза в день.
(Февраль 2015г.)
***
Видеоролик: Венеция. Торре-делл’Оролоджо. Бой колокола на крыше.
http://www.youtube.com/watch?v=i_XCb9u6aQQ
Венеция. Часовая башня на площади Сан-Марко — Торре-делл’Оролоджо.
Башенные часы. Краткое описание и фотографии.
Источник
Италия. Венеция. Часовая башня Сан-Марко
Уникальная достопримечательность венецианской архитектуры — Часовая башня Сан-Марко (Torre dell’Orologio) . Она является частью здания 15 века с центральной башней, спроектированной Мауро Кодусси, с двумя более короткими крыльями с обеих сторон. На ней висят часы, которые находятся высоко над площадью Сан-Марко и видны с Большого канала. Они более 500 лет служат официальными часами Венеции.
Механизм часов со временем изменился: позже были добавлены панели с римскими цифрами и венецианским символом крылатого льва. Две большие бронзовые фигуры, отбивающие часы на колоколе, медные статуи Девы с младенцем и циферблат — все оригинальное. Часы показывают не только время суток, но и текущий знак зодиака и фазу луны.
Одной из самых уникальных особенностей Часовой башни Сан-Марко является процессия трех волхвов — статуй трех волхвов во главе с ангелом, которые выходят из небольшого дверного проема, чтобы пройти перед Богородицей. Это случается только два раза в год, в Крещение (6 января) и в День Вознесения (40 дней после пасхального воскресенья).
Посещение башни с часами обычно совмещено с экскурсией по основным достопримечательностям площади Сан-Марко (Piazza San Marco), включая базилику Святого Марка, Дворец дожей (Palazzo Ducale) и колокольню.
Экскурсии по Венецианской башне с часами необходимо бронировать заранее.
Часовая башня Сан-Марко расположена на северной стороне площади Сан-Марко, в центре Венеции. Ближайшая остановка вапоретто (водного автобуса) — San Zaccaria.
Венеция — одно из самых популярных мест в Италии, и летом здесь может быть очень многолюдно. Лучшее время для посещения — с октября по март, когда достопримечательности вокруг площади Сан-Марко более приятны для осмотра.
Нажмите на ссылку и вы увидите карту мест, о которых мы рассказывали . Она постоянно наполняется объектами. И вы сможете прочитать другие статьи нашего канала, выбрав свой маршрут.
Источник
Уникальные часы средневековья на часовой башне Святого Марка в Венеции
О дним из самых посещаемых мест знаменитого города на воде, безусловно, является часовая башня Святого Марка или Торре-делл’Оролоджо (Torre dell’orologio) с удивительными по своей функциональности и красоте часами. Уникальная достопримечательность, символ эпохи Раннего Возрождения, расположена в центральной части одного из зданий, выходящих на площадь Святого Марка, вблизи Большого венецианского канала. Месторасположение Торре-делл’Оролоджо выбрано вовсе не случайно. Согласно задуманному, башенные «хранители времени» должны были достаточно хорошо просматриваться со стороны лагуны с целью наглядной демонстрации богатства и величия Венеции, а регулярные удары в колокол бронзовых статуй призваны усиливать производимый эффект.
История возникновения Torre dell’orologio уходит истоками в 1493 год, когда Сенатом города было принято постановление о необходимости возведения нового сооружения с надежными часами. В 1495 году было утверждено место в самом центре города под это важное архитектурное строение, для освобождения которого были снесены несколько старых зданий. Выполнив подготовительные работы, венецианцы приступили к строительству Торре-делл’Оролоджо, стартовавшему в 1496 году. Предположительно здание возводилось по проекту известного архитектора средневековья Мауро Кодуччи, однако документального подтверждения истинности данной версии пока не найдено. Изготовление механизма башенных «ходиков» доверили часовых дел мастерам Джан Паоло и Джан Карло Раньери, отцу и сыну из Реджо-Эмилии. Имя автора бронзовых скульптур доподлинно не известно. Одни источники приписывают авторство Паоло Савину, другие – Антонио Риццо, а отлиты фигуры были из бронзы в 1494 году Амброджо делле Анкоре. Строительство башни велось с 1496 по 1497 год, после чего на богатую отделку и декор ушло еще немало времени.
Праздничное открытие архитектурного сооружения датируется 1 февраля 1499 года и, согласно записям венецианского историка Марино Санудо, состоялось оно весьма помпезно. В 1506 году, для устойчивости Торре-делл’Оролоджо, с двух сторон здания были пристроены флигели. В дальнейшем визуальный облик одного из главных строений Венеции не единожды менялся, башня реконструировалась, а флигели перестраивались. Однако устройство астрономических часов на протяжении пяти веков остается неизменным, а внедренные инженерные решения поражают своей сложностью. Многофункциональные «ходики» на фасаде башни информируют венецианцев и гостей города о ходе текущего времени, доминирующем зодиакальном знаке и фазе луны. Характерный колокольный звон разливается вблизи площади Сан-Марко за минуту до, и минуту после положенного часа. Ежечасно с расположенной на вершине террасы раздается величественное звучание колокола, а дважды в сутки, в полдень и полночь, звучит meridiana – механическая мелодия в 132 удара.
Даже взглянув невооруженным взглядом на башню Святого Марка, расположенную в самом центре города романтиков, можно оценить уникальность старинного многофункционального часового устройства, помпезность отделки циферблата, а так же композиционный символизм в целом. С инженерной точки зрения конструкция башенных «временимеров» крайне сложна, и ее можно условно разделить на четыре блока-узла, работа которых взаимосвязана.
Первой составляющей часового механизма являются из потемневшей бронзы пастухи, бьющие в колокол, именуемые Маврами. С молотами в руках, развернутые к колоколу огромные фигуры высотой 2,5 метра (бородатый великан и молодой мавр) конструктор разместил на террасе башни в самой верхней части здания. Великаны ударяют в колокол поочередно. Показаниям времени на часах соответствует количество ударов каждого из гигантов. Вначале бьет в колокол бородатый исполин, символизируя уходящее прошлое — его удар опережает стрелки часов приближающиеся к новому часу. Через время, возвещая о настоящем и будущем, следует удар молота молодого мавра — звон на пару минут запаздывает после наступления нового часа.
Второй блок состоит из барабанов с цифрами на эффектном фоне цвета ультрамарин, которые видны в окошках справа и слева от золотой статуи Богородицы с Младенцем, стоящей на уступе полукруглом в нише над циферблатом часов. Римские цифры в левом оконном проеме показывают часы, а арабскими цифрами в правом окне обозначены минуты, однако сменяются они лишь раз в пять минут.
Третий компонент уникального механизма Торре-делл’Оролоджо отвечает за механическое шествие волхвов, увидеть которое в настоящее время можно лишь дважды в году. В те редкие дни, когда венецианские «хранители времени» показывают свое механическое представление каждый час, все желающие могут полюбоваться торжественной церемонией вокруг Богородицы. Движение фигур происходит ежечасно в течение семи дней после Рождества Христова и недели со дня Вознесения, что на сороковой день после Пасхи католической. Фигуры ангела, трубящего в золотую трубу, и трех волхвов в ярких одеждах двигаются по специально предназначенным рельсам, появляясь из окна слева у стоп Мадонны с Младенцем. Приближаясь к Богородице, фигуры волхвов поочередно преклоняют колени перед ней, а приносящий благую весть ангел, играет на горне. После чего деревянные фигуры друг за другом скрываются в правом окне по другую сторону Мадонны. Стоит отметить, что расположенные по обе стороны золотой статуи Богородицы окошки используются и во второй и в третьей составляющей механизма башенных часов. Совместное использование окон реализовано продуманным устройством, которое освобождает окна для шествия волхвов в период работы механического спектакля, отодвигая барабаны с меняющимися цифрами.
Четвертый, и наиболее значимый узел механизма — старинные астрономические часы. Циферблаты, украшающие фасады башни с севера и юга, имеют сегментарную разбивку на двадцать четыре деления. Кроме того, время начинает отсчет не от полудня, а от вечерней католической молитвы, что встречается достаточно редко у башенных измерителей времени средневековья. Южный парадный циферблат оснащен несколькими последовательно изменяющими свои позиции концентрическими сферами. Непосредственно циферблат имеет конструкцию из трех компонентов: двух движущихся внутренних, и статичного внешнего. Неподвижная внешняя окружность, с выгравированной римскими цифрами оцифровкой от I до XXIIII, выполнена из белого мрамора, Указатель золоченой стрелки с изображением Солнца плавно шагает по мраморным делениям, искусно отмеряя отрезки неумолимо текущего времени. Внутри неподвижной окружности белого цвета расположены подвижные составляющие ультрамаринового циферблата с золотыми деталями, изображающими знаки зодиака, звезды и луну, последняя — сине-золотая. Чтобы определить какой из двенадцати символов зодиакального круга активен в настоящее время, достаточно увидеть какой из них находится в данный момент под изображением Солнца со стрелкой. А определить положение Луны и нахождение ее в зодиакальном знаке поможет центральная сфера циферблата.
Тыльная сторона часовой башни украшена циферблатом менее помпезным, состоящим из движимого центрального сегмента и статичного мраморного с секторальным делением на двадцать четыре временных отрезка. Движимая часть циферблата голубого цвета декорирована россыпью позолоченных звезд, с медным диском в виде солнца по центру, и указательной стрелкой-копьем.
Источник