Бестужев марлинский страшное гадание главная мысль

Краткое содержание Страшное гадание Бестужева-Марлинского для читательского дневника

Это произведение – вымысел, здесь затронуты темы волшебства, ворожбы и проявления нечистой силы.

Юный военный был неравнодушен к замужней девушке Полине. Он думал только о ней. Их связь была скрытной. Чтобы не изводить себя, пара приняла решение о расставании. В празднование Нового года военного зовут на бал, там должна была присутствовать Полина. Мужчина, жаждя встречи со своей пассией, без раздумий соглашается идти на торжество.

На гулянье герой отправляется на тройке лошадей, ему не терпится увидеться с возлюбленной. Но вдруг заблудившись в дороге, они оказались у заговоренного озера. Водоем пользовался нехорошей славой, люди здесь гибли или вообще пропадали.

Военному стало очень страшно, он боялся остаться здесь на веки, но их вывели следы коня. Эти отпечатки вывели в какое — то село, в котором гуляли девчата и молодые парни. Сначала все было хорошо, тихо и мирно, вдруг появился странный гость. Юный торговец, как только пришел, так сразу начались скандалы, раздоры.

Влюбленного военного уговаривают поучаствовать в гадании — ворожбе. Заинтригованный герой ничего не имеет против сего действа. Нужно было пойти на кладбище, прихватив с собой необходимые атрибуты. Потом нарисовали окружность, умертвили петушка, и тут откуда не возьмись, зашумели злые духи, мужчина ужаснулся. Но это оказался юный торговец, принесший несчастья в село. Он захотел доставить военного на новогодний бал.

Военный был очень рад, когда попал на торжество и увидел там свою возлюбленную. Полину заела совесть, она не могла остаться с военным, у нее имелся муж. И тут помог юный торговец, он спланировал и привел в действие побег молодых.

Блаженство влюбленных быстро прошло. Они уже не чувствовали былой радости, тоска тяжелым камнем лежала у них на душе. Молодые люди полагали, что убежав ото всех, они будут счастливы, но получилось наоборот.

Все это привиделось военному во сне, это гадание изменило поведение главного героя, он принял решение больше не встречаться с Полиной.

Не стоит идти на поводу своих эмоций, нужно хорошо подумать, а не принесет ли это вред кому — либо.

Читать краткое содержание Бестужев-Марлинский — Страшное гадание. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Картинка или рисунок Бестужев-Марлинский — Страшное гадание

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

Что может быть лучше, чем добрые сказки, которые учат наших детей добру? Одним из явных представителей таких сказок является-Айболит. Автор показывает и призывает быть добрым. Важно помогать всем и тогда будешь получать взамен только хорошее

В книге описывается нелегкая судьба Василия Фивейского. Герой строил свою жизнь по крупицам. Он стал священником, обвенчался и родил дочку и сына. С момента рождения детей прошло 7 лет

В деревне, возле самого леса жили дед Кузьма и внучка Варя. Когда наступила зима, у деда закончилась махорка, он стал кашлять и все время жаловался на здоровье

Семья Попельских жила на Юго-западе Украины. В их семье однажды рождается мальчик, который оказывается слепым. Сперва об этом подозревает мать ребенка. Врачи подтверждают страшный для семьи диагноз. Мальчика звали Петром.

Трое друзей пьют чай и разговаривают о том, как бедна стала литература. Речь заходит об однообразии святочных рассказов. Один из друзей решает рассказать историю, которая произошла с его братом.

Источник

Краткое содержание Страшное гадание Бестужева-Марлинского

Рассказ «Страшное гадание» это фантастическая история, в которой описаны колдовство, гадания и появление нечистой силы.

Главный герой- молодой военный. Он был тайно влюблен в девушку Полину, все мысли были лишь о ней, но женщина была замужем. Чтобы не мучить друг друга, молодые люди решают, что им лучше расстаться. В канун Нового года главного героя приглашают на бал, также он узнает, что там будет Полина. Парень, вдохновленный тем, что увидит свою возлюбленную, с радостью принимает приглашение.

На бал едет парень на тройке лошадей, он предвкушает встречу с Полиной, радуется погоде. Но внезапно они сбиваются с пути и попадают в окружение заколдованного озера. Многие, кто попадал сюда возвращались больными, а некоторые и вовсе пропадали без вести.

Молодой парень очень испугался и думал, что им отсюда не выбраться, но им помогли следы лошади. Вместо бала попадают они в деревню на посиделки парней и девушек.

По началу всё идет спокойно и ничего не вызывает вопросов, пока не появляется необычный гость. Молодой купец своим появлением начинает ссоры в домах, пьянки.

Главного героя просят принять участие в неком гадании, и тот соглашается из-за интереса. Для этого гадания необходимо было идти на кладбище, взяв с собой нужные вещи. Затем они начертили круг, убили петуха и вдруг послышался шум от нечистой силы, молодой военный очень испугался. Но это был всего лишь молодой купец, который принес беду в деревню. Этот парень предлагает отвезти главного героя на бал.

Читайте также:  Гадание корона любви правдивое

Какова была радость парня, когда он наконец-то увидел Полину, Но Полину мучает тот факт, что у нее есть муж и она просто не может быть с главным героем. На помощь приходит новый знакомый, молодой купец, он появляется в нужный момент и помогает сбежать молодым влюбленным.

Счастье молодой пары длилось не долго, какая-то тяжесть была у них на душе, и они уже не чувствовали той страсти друг к другу. Они пытались убежать от общества, но в итоге не получили желаемого счастья.

Все эти происшествия оставили весомый отпечаток на душе героев, несмотря на то, что это был всего лишь сон. Это гадание открыло глаза главному героя, и он пообещал больше не вспоминать Полину.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Бестужев-Марлинский — Страшное гадание. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Очень глубокая сказка «Состязание» посвящена вечной теме всех видов искусства- красоте. В данном произведении оба персонажа, Дважды-Венчанный и его подмастерья Единорог, по средством написания картин, устраивают состязание

Рыцарь сидели в темнице, единственное, что он мог делать — это сидеть под окном темницы, где он был заточен. Из окошка он видел синее небо и вольных, свободных птиц, которые играли друг с другом там. Глядя на них рыцарю было больно

Александр Милентьевич Волков (1891 – 1977) – советский писатель, драматург, переводчик, педагог. Большинству читателей знаком как автор книги «Волшебник Изумрудного города». Является автором очерков, научно-популярных книг, повестей, рассказов и стихов

Смерть близкого человека всегда как-то сказывается на нас, ведь это потеря кого-то очень близкого и любимого заставляет терять смысл жизни в общем. Так произошло и с девочкой, которой было только семнадцать лет, и звали ее Мария.

Это повесть, — вторая часть из четырех, повествующих о жизни Тёмы Карташева. Дело происходит на шестом году обучения в гимназии. Два противоположных лагеря, Корнева и Карташева, постепенно сближаются

Источник

Отзыв: Книга «Страшное гадание» — Александр Бестужев-Марлинский — Атмосферно.

Друзья мои, кто не был духоверцем?.

Александр Александрович Бестужев-Марлинский «Страшное гаданье». Эта повесть написана очень давно, в 1831 году. Прошло так много времени с тех пор, но это мистическое произведение русской литературы первой половины девятнадцатого века достойно выдержало испытание временем.

Перед нами молодой офицер, страстно влюблённый. Предметом его любви является некая замужняя дама Полина. Направляясь для встречи с ней, он заблудился в полях и попал на страшное деревенское гаданье.

Как прекрасный образец русской готической прозы, повесть содержит в себе приятное ощущение ужаса, потому что наполнено сверхъестественными проявлениями колдовских сил, таинственными, покрытыми мраком ночи, кладбищенскими приключениями.

Атмосфера сельских посиделок, позволяет читателю «впустить» в себя дух иррациональности происходящего и почувствовать, насколько реальны эти события для присутствующих, а размытость границ жизни и смерти принять как должное.
Но есть ещё одно важное обстоятельство: для русской литературы:
духовно- нравственные основы жизни стоят всегда на первом месте. И автору блестяще удалось разрешить этот драматический конфликт в душе главного героя.

Вишенкой на торте является аутентичный язык изложения, отражающий в полной мере национальное своеоборазие общественной и духовной жизни того времени. Он красив и образен, с национальным колоритом. Читать повесть легко и интересно даже искушенному в мистических сюжетах современному человеку.

Источник

Краткое содержание Страшное гадание Бестужева-Марлинского

Рассказ «Страшное гадание» это фантастическая история, в которой описаны колдовство, гадания и появление нечистой силы.

Главный герой- молодой военный. Он был тайно влюблен в девушку Полину, все мысли были лишь о ней, но женщина была замужем. Чтобы не мучить друг друга, молодые люди решают, что им лучше расстаться. В канун Нового года главного героя приглашают на бал, также он узнает, что там будет Полина. Парень, вдохновленный тем, что увидит свою возлюбленную, с радостью принимает приглашение.

На бал едет парень на тройке лошадей, он предвкушает встречу с Полиной, радуется погоде. Но внезапно они сбиваются с пути и попадают в окружение заколдованного озера. Многие, кто попадал сюда возвращались больными, а некоторые и вовсе пропадали без вести.

Молодой парень очень испугался и думал, что им отсюда не выбраться, но им помогли следы лошади. Вместо бала попадают они в деревню на посиделки парней и девушек.

По началу всё идет спокойно и ничего не вызывает вопросов, пока не появляется необычный гость. Молодой купец своим появлением начинает ссоры в домах, пьянки.

Главного героя просят принять участие в неком гадании, и тот соглашается из-за интереса. Для этого гадания необходимо было идти на кладбище, взяв с собой нужные вещи. Затем они начертили круг, убили петуха и вдруг послышался шум от нечистой силы, молодой военный очень испугался. Но это был всего лишь молодой купец, который принес беду в деревню. Этот парень предлагает отвезти главного героя на бал.

Какова была радость парня, когда он наконец-то увидел Полину, Но Полину мучает тот факт, что у нее есть муж и она просто не может быть с главным героем. На помощь приходит новый знакомый, молодой купец, он появляется в нужный момент и помогает сбежать молодым влюбленным.

Читайте также:  Гадание картами для новичков

Счастье молодой пары длилось не долго, какая-то тяжесть была у них на душе, и они уже не чувствовали той страсти друг к другу. Они пытались убежать от общества, но в итоге не получили желаемого счастья.

Все эти происшествия оставили весомый отпечаток на душе героев, несмотря на то, что это был всего лишь сон. Это гадание открыло глаза главному героя, и он пообещал больше не вспоминать Полину.

Источник

Бестужев марлинский страшное гадание главная мысль

В стратегии научного поиска, начиная с середины 1990-х гг, особый интерес принадлежит исследованию календарно-духовной культуры русского народа, воплощенной в художественных текстах разных литературно-исторических эпох. Цель нашего исследования в рамках статьи – рассмотреть отражение святочного комплекса мотивов в отдельном произведении романтизма – рассказе «Страшное гадание» известного беллетриста эпохи А.А. Бестужева-Марлинского. Статья написана с учетом новых (Э.М. Жилякова, С.Ю. Николаева) и ставших хрестоматийными (Е.В. Душечкина, И.А. Есаулов и др.) исследований по проблеме. Работа строится на сочетании историко-функционального и структурно-семиотического методов.

Итак, прежде чем обратиться непосредственно к анализу художественного текста, необходимо обозначить значение Святок в русской духовной культуре. Святки включают в себя целый цикл зимних праздников, связанных с самыми значимыми в христианском мире событиями. Это Сочельник – вечер накануне Рождества, само Рождество, Новый год и дни до Крещения: с 24 декабря по 6 января. Святки как религиозный праздник имеет символику, соотносящуюся с евангельскими текстами. Кроме того, дни празднования от Рождества до Крещения во все времена были окружены мистическим, таинственным ореолом. Считалось, что в эти дни могут произойти самые невероятные, фантастические события. Это связано с проявлением древней языческой традиции [1].

На Руси стали праздновать Рождество после принятия христианства в Х веке (25 декабря/7 января). Оно приходилось на то время, когда древние славяне отмечали многодневный зимний праздник — коляду. Рождеству предшествовал длительный пост, в последний день которого верующие не принимали пищу до появления первой звезды. Вечерняя трапеза начиналась после богослужения в церкви. Все члены семьи собирались за праздничным столом, который традиционно украшался еловыми веточками, свечами и лентами. Пища была разнообразной, но начиналась трапеза обязательно с обрядовой каши-кутьи. Вся семья собиралась вместе. Читали молитву, обменивались подарками. Дети вместе с родителями оставались допоздна, слушали священные рассказы о рождении Христа. Молодежь ходила по дворам, пела песни, поздравляла хозяев, те, в свою очередь, одаривали щедрыми угощениями. Однако во многих местах святость этого праздника нарушалась гаданиями, ряженьями и другими обычаями, сохранившимися от языческого праздника. Все эти праздники справляли в период зимнего солнцестояния. Колядовать начинали с рождественского сочельника (канун праздника). Обязательным элементом обрядового комплекса святок являлось ряженье. Ряженье связано с поверьем в то, что в это время активизируются всевозможные темные силы. Ряженые, принимая демонические облики, должны были отгонять злых духов. Особенность святочного ряженья обусловлена его приуроченностью к периоду пограничному, «перевернутому». Новый год сменял старый, отжитый. Поэтому ряженые многократно изменяли свою внешность. Одежда при этом должна была быть вывернута наизнанку. Наряды были самые разнообразные, но существовали определенные группы персонажей святочных ряжений: ряженье в покойника, ряженье в животных и черта, ряженье в человеческих персонажей [2, c.370-372]. Еще одним компонентом зимних праздников (а значит, и мотивного святочного комплекса) являются гадания – диалог с судьбой, узнавание своей доли. Особое значение придавалось гаданиям именно во время зимнего солнцестояния. Считается, что в эти дни границы между мирами становятся тоньше, что способствует более правдивому результату гаданий.

Так, празднование Святок приобрело свою тематику, выражавшуюся в формах гадания, ряженья (с колядованием) и так называемого баловства. Вместе с тем смысловое наполнение этих форм одно: приобщение к инфернальному с целью узнать (задобрить) будущее.

Святочные мотивы нашли свое отражение как в фольклоре, так и в художественной литературе [3]. Комплекс святочных мотивов (о жанре литературного святочного и рождественского рассказа говорить было еще преждевременным) оказался довольно востребованным отечественной литературой эпохи романтизма, для поэтики которой было характерно обращение к загадочному и мистическому, обращение к историческим и национальным истокам (В.А. Жуковский «Светлана», Б. Федоров «Вечерние рассказы», К. Баранов «Ночь на Рождество Христово», Н.В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки», А. Шаховской «Нечаянная свадьба», Ф. Булгарин «Встреча Нового года с прошлым», А.А. Бестужев-Марлинский «Страшное гадание» и др.).

Обратимся к повести А.А. Бестужева-Марлинского «Страшное гадание» (1831). В данном произведении нас интересуют сцены, связанные с празднованием святок. Молодой офицер, «попав вместо бала на сельские посиделки» [4, с.18], становится не только очевидцем, но и участником святочных гаданий. Семантика названия произведения ассоциативно уже отсылает к ритуалу гадания, который входит в комплекс мотивов «Святки».

Следует обратить особое внимание на авторские описания обстановки в сельской избе, нарядов присутствующих, их поведение и действия. Очевидным становится тот факт, что в данном произведении изображено празднование святок. Автор описывает праздничные наряды девушек «в кокошниках… в повязках разноцветных, с длинными косами, в которые вплетены были треугольные подкосники с подвесками или златошвейные ленты» [4, с.18] и парней «в пестрядинных или ситцевых рубашках с косыми галунными воротниками и в суконных кафтанах» [4, с.18].

Читайте также:  Гадание по часам 0707

Далее мы видим два вида традиционных гаданий: это гадание с петухом, пущенным в круг. А также подблюдное гадание, девушками исполнялись подблюдные песни, в которых в иносказательной форме содержались предсказания для всех участвующих в данном обряде. «Накрыв блюдом чашу, в которой лежали кусочки с наговорным хлебом, уголья, значения коих я никак не мог добиться, и перстни да кольца девушек, все принялись за подблюдные песни, эту лотерею судьбы и ее приговоров» [4, с. 18-19]. Далее по тексту следуют рассказы о не столь безобидных способах заглянуть в будущее, но присутствующие овеяны страхом, и никто не решается покидать избы в эту ночь: «Ведь канун-то Нового года чертям сенокос» [4, с.19-20].

В тексте встречается еще один святочный мотив – ряженье. Рассказывается история о том, как один молодец взял саван с мертвеца и переоделся в покойника (здесь явно прочитываются элементы традиционной святочной игры в покойника). Считалось, что данный ритуал опасная игра с нечистой силой.

Святки делились на «светлые вечера» и «страшные вечера». Первой половине соответствовали нарядные, светлые ряженья, а второй половине – пугающие, нечистые. В народной среде ряженье имело двойственный характер, из-за страха причастности к «иному» миру [5].

Главный герой рассказа поддается уговорам на «страшное гадание», так как он не верит в мистику и нечисть: «чертей я боюсь еще менее, чем людей» [4, с. 28]. Ритуал гадания проводится в таинственной, пугающей обстановке, что впоследствии становится характерным для святочного рассказа. Появляются образы-символы, несущие смертные коннотации [6]. Такие эмблематичные образы, как кладбище, черное озеро, метель, ветер, «страшная» атрибутика гадания, создают мрачную обстановку, способную ввести в состояние страха каждого человека, независимо от его отношения к суевериям. Отметим и новогодний хронотоп в рассказе: период пограничный, отсюда возникает мысль о слиянии потустороннего и реального миров.

Чудом, которое станет в дальнейшем одним из основных мотивов любого святочного произведения, в данном рассказе становится сон-излечение. Так, для молодого офицера страшное гадание становится психологическим испытанием. Через сновидение герой узнает свое возможное будущее. Проснувшись, он меняет свое решение встретиться с возлюбленной. Увидев во сне последствия своих действий, он понимает, что в жизни это не может повториться: «Я дал слово не видеть более Полины и сдержал его», «гадание открыло мне глаза, ослепленные страстью» [4, с.54]. Романтики считали, что сны играют решающую роль в творческом процессе. Сон, прежде всего, мотивируется психологически: он объясняется переживаниями героя. Кроме того, сновидение конногвардейского офицера несет мистическую, загадочную семантику. В нем проявляются романтические черты произведения – роковая страсть, встреча с инфернальными силами. Автором не показаны четкие границы сна. Сон является продолжением реальных событий, и только по его истечению мы понимаем, что действия были не реальными. Данный приём получил большое распространение в литературе романтизма, поскольку одновременно являлся способом раскрытия подсознательных желаний героя, а также средством соотнесения сверхъестественного мира с реальным. В рассказе сон – знак коммуникации традиционно выполняет охранительную функцию.

Изначально из повествования мы узнаем, что главный герой в канун Нового года, соответственно, в святки, был приглашен на бал, однако во сне офицера именно бал способствует рождению инфернальных смыслов [7]. Каждый структурный компонент бала имеет оборотную сторону («нечистую»). Ритуал гадания является символическим переходом в другой мир. Герой на протяжении всего произведения находится в пути. Здесь стоит обратить внимание на хронотоп дороги [8, с. 154-156]. Метель как второстепенный мотив в святочном комплексе является знаком-предупреждением опасного продвижения к задуманной цели. Герой, обуреваемый страстями, не видит преград для задуманного.

Танец на балу с возлюбленной лишает его природных чувств, «не помню, что я говорил, что слышал», «я ничего не видел», «забыл самого себя». Танец представлен автором как «кружение». В культурной традиции романтизма вихревое движение, кружение трактуется как приобщение к сверхъестественному началу — божественному или демоническому. В рассказе «Страшное гадание» герои приобщаются к кружению губительной стихии потустороннего мира. Неистовые страсти проявляют себя в сцене побега: «Природа наказала меня неистовыми страстями, которых не могли обуздать ни воспитание, ни навык; огненная кровь текла в жилах моих» [4, с. 21]. Страшная сцена убийства становится апогеем страстей. Герой находится во власти дьявольских сил. В поведении «нечистого» незнакомца-медиатора в «мир иной» (буквально — в могилу), прослеживается злорадство. В сновидении зло с убийственными страстями одержало победу. Страшное гадание в канун Нового года стало важным событием в жизни молодого офицера. Увиденный сон отрезвляет героя, приводит к решению внутреннего конфликта между страстью и долгом в пользу последнего.

Таким образом, рассказ А. Бестужева-Марлинского «Страшное гадание» становится реализацией целого комплекса святочных мотивов, как ведущих («смерть», «общение с инфернальным», «чудо»), так и вспомогательных, организующих («гадание», «ряженье», «сон», «метель», «блуждание-путаница»). Святочный комплекс в данном рассказе, как было выяснено, содержит нравственное ядро: победу добра (совести, разума) над злом (незаконной страстью к замужней даме), что соответствует традиционному пониманию идеала русской литературы.

Источник

Оцените статью